Таможенная процедура экспорта тк еаэс
Краткая информация о таможенных процедурах
Существуют различные виды таможенных режимов на территории Таможенного союза. Брокеры должны быть профессионалами в своем деле и знать необходимый режим, который подходит для вывоза или ввоза товара. У каждой таможенного режима есть свои требования и условия. Рассмотрим примеры таможенных процедур.
Основные виды таможенных процедур:
Выпуск для внутреннего потребления (импорт) (Глава 20 ТК ЕАЭС). При данной таможенной процедуре ввозимые (иностранные) товары присутствуют и применяются на территории ТС без каких-либо ограничений по владению, пользованию и (или распоряжению) ими. Декларант обязан заплатить таможенные пошлины и налоги. В случае применения мер нетарифного регулирования, необходимо предоставить документы, подтверждающие соблюдение необходимых требований.
Экспорт (Глава 21 ТК ЕАЭС). При данной процедуре товар вывозиться с территории Таможенного союза. Разрешается помещение под экспорт так же и в случаях, если по данному товару ранее была заявлена процедура временного вывоза. Необходимо заплатить вывозные пошлины, а также соблюдать меры нетарифного регулирования. При этом товар теряет статус товара ТС.
Таможенный транзит (Глава 22 ТК ЕАЭС). Процедура подразумевает собой перевозку через территорию ТС. Декларант не оплачивает пошлины и налоги, но должен предоставить обеспечение уплаты необходимых платежей, а так же соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством.
Таможенный склад (Глава 23 ТК ЕАЭС). Таможенная процедура, которая применяется в отношении иностранных товаров, срок годности которых превышает 180 календарных дней. При ввозе не оплачиваются платежи и не применяются меры нетарифного регулирования, затем помещаются под таможенный контроль до 3-х лет. Склады бывают двух типов: открытые и закрытые. Товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного склада, сохраняют статус иностранных товаров.
Переработка на таможенной территории (Глава 24 ТК ЕАЭС). Ввозимые иностранные товары ввозятся на территорию Таможенного союза в целях переработки и вывоза переработанного продукта с территории Союза. Таможенные платежи при этом не уплачиваются. Товары при этом сохраняют статус иностранных товаров, а товары, образовавшиеся после переработки, приобретают статус иностранных. Они включают в себя: переработку, обработку, монтаж, сборку, подгонку, разборку, ремонт, модернизацию, выращивание и откорм животных, птиц и рыб, выращивание древесных и других кустовых пород, копирование и размножение информации, а также операции по обеспечению сохранности товара для подготовки к продаже и транспортировке. Остатки от переработки должны быть заявлены под таможенные процедуры.
Переработка вне таможенной территории (гл. 35 ТК ТС; гл. 33 ФЗ). Товары вывозятся в третьи страны для совершения процедур по их переработке вне территории ТС в ограниченные сроки. Освобождается от уплаты вывозных пошлин и без МНР с последующим ввозом товара переработки в ТС.
Переработка для внутреннего потребления (гл. 36 ТК ТС; гл. 33 ФЗ). Таможенная процедура, при которой иностранные товары нужны для окончания процедур по переработке на территории ТС. Ввозные пошлины не оплачиваются. Применяются исключения и запреты, а также иностранные товары теряют индивидуальные свойства. Срок должен быть больше 1 года.
Временный ввоз (гл. 37 ТК ТС; гл. 33 ФЗ). Товары ввозятся на ограниченный срок на территорию ТС. Применяется условное, полное или частичное освобождение от ввозных пошлин и налогов. Под эту процедуру не могут попадать пищевые продукты, напитки, акцизные товары (табак, алкоголь), отходы и товары, которые запрещены для ввоза. Срок ограничивается согласно документам декларанта, но не более двух лет.
Временный вывоз (гл. 38 ТК ТС; гл. 34 ФЗ). Процедура определяет порядок применения российских товаров вне территории ТС в определенный срок. Освобождается от уплаты пошлин и налогов. Товары теряют статус товаров ТС. Нельзя применять для пищевых продуктов, напитков, акцизной продукции, расходных материалов, отходов. Все товары должны сохранять свое первоначальное состояние, кроме естественного износа. Также можно осуществить реимпорт товаров.
Реимпорт (гл. 39 ТК ТС; гл. 36 ФЗ). Вывезенные ранее российские товары с территории ТС ввозятся обратно в ограниченные сроки без уплаты пошлин и налогов. Товары приобретают статус товара ТС.
Реэкспорт (гл. 40 ТК ТС, гл. 37 ФЗ). Иностранные товары или продукты переработки вывозятся с территории ТС. Без уплаты или с возвратом пошлин и налогов.
Беспошлинная торговля (гл. 41 ТК ТС; гл. 38 ФЗ). Товары продаются в розницу в магазинах и точках беспошлинной торговли физическим лицам (Duty free), которые выезжают с территории ТС. Пошлины и налоги не уплачиваются. Подходит для любых товаров, которые запрещены к ввозу. Только владелец магазина беспошлинной торговли, где реализуются товары, может быть декларантом.
Уничтожение (гл. 42 ТК ТС; гл. 39 ФЗ). Товары уничтожаются под контролем таможни. Налоги и пошлины не оплачиваются. Уничтожение включает в себя обезвреживание, полное или частичное уничтожение, а также, если товар частично или целиком теряет свои потребительские показатели. Если товар может навредить окружающей среде или здоровью населения, то уничтожение запрещено. Декларант оплачивает процесс уничтожения. Если после уничтожения остались отходы, которые можно использовать, то их необходимо задекларировать.
Отказ в пользу государства (гл. 43 ТК ТС; гл. 40 ФЗ). Иностранные товары передаются в собственность государства на безвозмездной основе. Платежи не оплачиваются. Товары приобретают статус товара ТС.
Свободная таможенная зона. Свободный склад. Ввезенные товары хранятся ограниченное время под контролем таможни. Пошлины не оплачиваются. А товары для вывоза хранятся на специальных площадках таможни. Порядок процедур принимается международными договорами государств — членов ТС.
Специальная процедура. Условия устанавливаются законами государства. Принимается во внимание категория товаров.
Понятие таможенные процедуры представляют собой серьезный процесс, который должен быть совершен по всем правилам. Каждая из них имеет свои нюансы и аспекты, которые должны быть учтены и приняты во внимание. Только профессионалы должны осуществлять такие процедуры, иначе есть риск возникновения различных проблем с таможней.
Экспорт товаров в страны ЕАЭС: что нужно знать бухгалтеру
В последние годы многие российские предприятия начали продавать свои товары на территории наших ближайших соседей — Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии. Причем, заниматься экспортом стали не только крупные и средние, но и небольшие организации и даже предприниматели. Что надо знать бухгалтеру о такой торговле? Какие налоги, по каким ставкам и в какие сроки нужно платить? Какие документы необходимо оформлять? Давайте разбираться.
Вводная информация
Все перечисленные выше страны наряду с Россией, являются участницами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в рамках которого установлены единые правила налогообложения «трансграничных» операций. При реализации товаров из РФ в Белоруссию, Казахстан, Армению, или Киргизию, такие правила касаются исключительно НДС. Остальные налоги по данной операции уплачиваются в том же порядке, что и при продаже товаров российским контрагентам.
НДС при УСН
С налоговой точки зрения экспорт товаров в страны-участницы ЕАЭС практически не отличается от «обычного» экспорта в другие страны. В этом случае тоже применяется ставка НДС 0 процентов. И ее также нужно подтвердить путем подачи в налоговый орган пакета документов.
Купить сервис «Контур.Декларант» для формирования и отправки таможенных деклараций
Обратите внимание: эти обязанности возникают только у организаций и предпринимателей на общей системе налогообложения (ОСНО). Ведь в списке исключений, установленных вст. 346.11 НК РФ для плательщиков УСН, «экспортного» НДС (в отличие от «ввозного») нет. Это означает, что для организации-«упрощенщика» выход на зарубежные рынки сбыта вообще каких-либо особенностей в части налогообложения не принесет: никаких дополнительных обязанностей по сбору документов, составлению «нулевых» счетов-фактур, оформлению заявлений и специальных деклараций в данном случае у них не возникает. Все как обычно, словно товар продан российскому контрагенту.
НДС при ОСНО
А вот налогоплательщики на ОСНО должны помнить, что ставка НДС 0 процентов при экспорте в страны ЕЭАС применяется всегда. В том числе и в случае отгрузки товаров, которые в РФ налогом не облагаются на основании ст. 149 НК РФ (например, медицинское оборудование, оправы для очков). Связано это с тем, что порядок налогообложения экспортных операций в данном случае регулируется не Налоговым кодексом, а нормами международного договора. Причем, в силу прямого указания в ст. 7 НК РФ, нормы таких договоров имеют приоритет над правилами НК РФ.
Правила уплаты налогов по товарам, вывозимым из РФ в страны ЕАЭС, установлены в п. 1 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 года; далее — Договор о ЕАЭС), а также в п. 3 «Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг», который является Приложением № 18 к Договору о ЕАЭС (далее — Протокол). Указанными нормами международного права не предусмотрено освобождение от применения ставки НДС 0 процентов в отношении реализации товаров, поименованных в ст. 149 Налогового кодекса РФ.
Так что реализация на экспорт в страны ЕАЭС любых товаров облагается НДС по ставке 0 процентов (см. также письма Минфина России от 16.03.12 № 03-07-13/01-15 и от 12.09.11 № 03-07-13/01-40). Этот факт, в свою очередь, означает, что при отгрузке товаров нужно будет выставить покупателю счет-фактуру с указанием ставки 0 процентов и кода видов товара по ТН ВЭД ЕАЭС (пп. 15 п. 5 ст. 169 НК РФ). Счет-фактура составляется и при вывозе товаров, указанных в ст. 149 НК РФ. На это прямо указывает пп. 1.1. п. 3 ст. 169 НК РФ
Какими документами подтвердить нулевую ставку НДС
Чтобы подтвердить право на нулевую ставку НДС российский поставщик на ОСНО должен собрать и представить в налоговую инспекцию по месту своего учета пакет документов, перечень которых приведен в п. 4 Протокола. В этот пакет традиционно входит договор (контракт), являющийся основанием для отгрузки. При этом покупателем по этому договору может выступать и лицо, не являющееся налогоплательщиком страны, входящей в ЕАЭС. Главное, чтобы грузополучатель находился в стране-участнице ЕАЭС.
Кроме того, в состав подтверждающих документов включаются транспортные, товаросопроводительные или иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории РФ на территорию другого государства ЕАЭС. Здесь надо учитывать, что если для отдельных видов перемещения товаров, в том числе перемещения товаров без использования транспортных средств, оформление этих документов не предусмотрено законодательством государства — члена ЕАЭС, то подтверждения права на нулевую ставку такие документы представлять не нужно.
Как видим, тот факт, что при перемещении товаров и транспортных средств между странами ЕАЭС таможенный досмотр может не производиться, вроде бы учтен. Однако на практике все равно возникают проблемы. Так, налоговые органы, зачастую требуют представить для подтверждения права на нулевую ставку талоны о прохождении пограничного контроля в автомобильных пунктах пропуска через границу. Является ли такое требование правомерным? В п. 4 Протокола, как мы помним, речь идет не только о товаросопроводительных и транспортных, но и об иных документах, подтверждающих перемещение товаров, которые предусмотрены законодательством стран-участниц договора. При этом таможенник в месте убытия на лицевой стороне талона контроля при выезде проставляет дату и время окончания таможенного контроля, подписывает, заверяет запись оттиском ЛНП и передает талон контроля перевозчику для прохождения пограничного контроля (п. 59 инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, утв. Приказом ФТС России от 26.05.11 № 1067). Получается, что талон о прохождении пограничного контроля действительно может быть использован для подтверждения ставки НДС 0 процентов при экспорте в страны ЕАЭС и его истребование не противоречит п. 4 Протокола.
Трудности с документами, которые подтверждают пересечение границы, также могут возникать у налогоплательщиков, отправляющих товар через службу доставки (DHL, Fedex, UPS и т.п.), либо обычной почтой. В этой ситуации для ответа на вопрос о необходимых документах придется обратиться к достаточно старому, но сохраняющему силу постановлению Президиума ВАС РФ от 06.07.04 № 1200/04. В нем сделан вывод о том, что под «иными документами» для целей применения нулевой ставки НДС имеются в виду те, которые равнозначны транспортным и товаросопроводительным документам по своему содержанию и включают сведения о способе доставки и маршруте следования товара с учетом вида перевозки или особенностей груза (например, багажные и почтовые квитанции, ведомость перевозимых по одной накладной вагонов, документы к перевозке отправлений службой спецсвязи и т.п.).
На наш взгляд, это означает следующее. Если перевозка осуществляется службой доставки (перевозчиком), то для подтверждения ставки НДС 0 процентов при экспорте товаров из России в страны ЕАЭС необходимо представить товаросопроводительные документы, составленные перевозчиком, и содержащие сведения о способе доставки и маршруте следования, из которых было бы ясно, что товары перемещены с территории РФ на территорию другой страны — члена Договора. А если товары отправляются почтой, то таким документом может быть также квитанция, содержащая реквизиты отправителя и получателя.
Идем дальше. Третьим документом, который Протокол требует представить для подтверждения нулевой ставки, является заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства — члена ЕАЭС, на территорию которого ввезены товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств). Форму этого заявления можно найти в другом международном документе — Протоколе от 11.12.09 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов ЕАЭС об уплаченных суммах косвенных налогов».
Наконец, в Протоколе в качестве документа, который необходим для подтверждения «права на ноль» указана выписка банка. Но при этом сделана оговорка, что она требуется, если иное не предусмотрено законодательством государства — члена ЕАЭС. Т.е. в данном случае российские экспортеры получают возможность воспользоваться правилами п. 1 ст. 165 НК РФ, который такой выписки как раз не требует.
Подведем итог. В комплект подтверждающих документов при экспорте в страны ЕАЭС в обязательном порядке входят всего два документа: заявление и договор (контракт). Если же перемещение товаров через границу фиксируется каким-либо документом, этот документ также включается в «подтверждающий пакет».
Как подтвердить нулевую ставку
Следующий момент, на котором нужно остановиться, — процедурный. Как именно и когда собранные подтверждающие документы надо передать в налоговую инспекцию?
Срок предусмотрен в п. 5 Протокола. На сбор документов экспортерам отводится 180 календарных дней с даты отгрузки товара. Если в этот срок документы не собраны, операция будет облагаться НДС в обычном порядке, т.е. по ставке 20 (10) процентов по итогам того налогового периода, в котором произошла отгрузка. При этом налог уплачивается с пенями, которые начисляются начиная со 181-го дня после отгрузки (постановления Президиума ВАС РФ от 16.05.06 № 15326/05 и от 11.03.08 № 15079/07 по делу № А56-7714/2006).
Если в дальнейшем подтверждающие документы все же будут собраны и представлены в инспекцию, уплаченный налог можно будет зачесть или вернуть в обычном порядке (т.е. по правилам ст. 78 НК РФ), о чем также прямо сказано в п. 5 Протокола. Ну а если документы собрать не получается, то уплаченный НДС можно учесть в составе расходов при налогообложении прибыли. Дело в том, что такой НДС не подпадает под запрет, установленный поп. 19 ст. 270 НК РФ, поскольку покупателям налог не предъявлялся, а был уплачен продавцом за счет собственных средств. (письма ФНС России от 24.12.13 № СА-4-7/23263 и Минфина России от 20.10.15 № 03-03-06/1/60045, от 27.07.15 № 03-03-06/1/42961). Что касается правил представления документов, то они урегулированы в Порядке заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@). В данном документе говорится, что при реализации товаров, в страны ЕАЭС в налоговой декларации заполняется раздел 4. Обратите внимание: по операциям, в отношении которых документы за 180 дней собрать не удалось, придется подать уточненную декларацию за период отгрузки. А к заполненной таким образом декларации в качестве приложения идут рассмотренные нами выше подтверждающие документы.
Таможенные процедуры, предусматривающие размещение товаров вне таможенной территории ЕАЭС
К таможенным процедурам, предусматривающим размещение товаров вне таможенной территории ЕАЭС относят:
а)таможенные процедуры, в которых товары снимаются с таможенного контроля после вывоза — экспорт, реэкспорт, беспошлинная торговля;
б) таможенные процедуры, в которых товары не снимаются с таможенного контроля после вывоза — временный вывоз, переработка вне таможенной территории.
Экспорт — вывоз за пределы таможенной территории ЕАЭС его товаров, предназначенных для постоянного нахождения за пределами данной таможенной территории.
Допускается помещение под таможенную процедуру экспорта товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры временного вывоза или переработки вне таможенной территории, без их фактического предъявления таможенным органам.
Условия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта:
• уплата вывозных таможенных пошлин, если не установлены льготы по уплате вывозных таможенных пошлин;
• соблюдение запретов и ограничений;
• представление сертификата о происхождении товара. Это документ, обязательный для товаров, включенных в сводный перечень, формируемый Комиссией ЕАЭС в соответствии с международными договорами государств — членов ЕАЭС (договорами регулируются вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран).
Товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта и фактически вывезенные с таможенной территории ЕАЭС, утрачивают статус товаров ЕАЭС.
Реэкспорт — таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию ЕАЭС, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
Под таможенную процедуру реэкспорта могут помещаться иностранные товары, находящиеся на таможенной территории ЕАЭС (в том числе ввезенные с нарушением мер нетарифного регулирования), и продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории. Кроме того данная процедура распространяется на товары, уже прошедшие таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если они возвращаются по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки (в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке), при наличии следующих обстоятельств:
• не истек год со дня, следующего за днем выпуска товаров для внутреннего потребления;
• таможенному органу представлены соответствующие документы;
• товары не использовались и не ремонтировались на таможенной территории ЕАЭС, за исключением случаев, когда их использование было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товаров;
• товары могут быть идентифицированы таможенным органом.
Временный вывоз — таможенная процедура, при которой товары ЕАЭС вывозятся и используются в течение установленного срока за пределами его таможенной территории с полным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования, с последующим помещением под таможенную процедуру реимпорта.
Товары, прошедшие процедуру временного вывоза, утрачивают статус товаров ЕАЭС.
Условие помещения товаров под таможенную процедуру временного вывоза: возможность их идентификации по завершении данной процедуры. Идентификация товаров не требуется, если международный договор между государствами — членами ЕАЭС допускает замену временно вывезенных товаров.
Не подлежат помещению под таможенную процедуру временного вывоза:
• пищевые продукты, напитки (включая алкогольные), табак и табачные изделия, сырье и полуфабрикаты, расходуемые материалы и образцы (за исключением случаев их вывоза в единичных экземплярах в рекламных и (или) демонстрационных целях или в качестве выставочных экспонатов либо промышленных образцов);
• отходы (в том числе промышленные);
• товары, запрещенные к вывозу за пределы таможенной территории ЕАЭС.
Временно вывезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии. Исключение — изменения вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации).
Допускается совершение операций по обеспечению их сохранности, включая ремонтные операции (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническое обслуживание и другие действия, необходимые для поддержания товаров в нормальном состоянии, если такие операции не затруднят идентификацию товаров таможенным органом при их реимпорте.
Срок временного вывоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта с учетом целей и обстоятельств такого вывоза.
Для отдельных категорий товаров могут устанавливаться предельные сроки временного вывоза. Это зависит от целей их вывоза за пределы таможенной территории ЕАЭС. Кроме того, условия обратного ввоза отдельных видов товаров установлены законодательством государств — членов ЕАЭС.
Переработка вне таможенной территории — таможенная процедура, при которой товары ЕАЭС вывозятся с его таможенной территории для совершения операций по переработке вне зоны ЕАЭС в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования, с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию ЕАЭС.
Товары, прошедшие данную процедуру, утрачивают статус товаров ЕАЭС.
Условия помещения товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории
представление документа об условиях переработки товаров вне таможенной территории, выданного уполномоченным органом государства — члена ЕАЭС;
• возможность идентификации товаров ЕАЭС в продуктах их переработки таможенными органами, за исключением случая замены продуктов переработки иностранными товарами.
Комиссия ЕАЭС вправе определять перечень товаров, запрещенных к помещению под данную процедуру.
Товары, к которым применялась таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами, могут помещаться под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории для совершения операций по их ремонту.
Операции с товарами в таможенной процедуре переработки вне таможенной территории:
• переработка или обработка товаров, при которой они теряют свои индивидуальные характеристики;
• изготовление товаров, включая монтаж, сборку, разборку и подгонку;
• ремонт товара, включая его восстановление, замену составных частей.
Срок переработки товаров вне таможенной территории не должен превышать два года. Течение срока переработки товаров начинается со дня их помещения под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, а при таможенном декларировании товаров партиями (несколькими партиями) — со дня помещения под эту таможенную процедуру первой партии товаров.
Срок переработки товаров вне таможенной территории включает:
• продолжительность производственного процесса переработки товаров;
• время, необходимое для фактического ввоза продуктов переработки и их помещения под таможенные процедуры, завершающие действие таможенной процедуры переработки вне таможенной территории.
Экспорт товаров в страны ЕАЭС: что нужно знать бухгалтеру
В последние годы многие российские предприятия начали продавать свои товары на территории наших ближайших соседей — Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии. Причем, заниматься экспортом стали не только крупные и средние, но и небольшие организации и даже предприниматели. Что надо знать бухгалтеру о такой торговле? Какие налоги, по каким ставкам и в какие сроки нужно платить? Какие документы необходимо оформлять? Давайте разбираться.
Вводная информация
Все перечисленные выше страны наряду с Россией, являются участницами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в рамках которого установлены единые правила налогообложения «трансграничных» операций. При реализации товаров из РФ в Белоруссию, Казахстан, Армению, или Киргизию, такие правила касаются исключительно НДС. Остальные налоги по данной операции уплачиваются в том же порядке, что и при продаже товаров российским контрагентам.
НДС при УСН
С налоговой точки зрения экспорт товаров в страны-участницы ЕАЭС практически не отличается от «обычного» экспорта в другие страны. В этом случае тоже применяется ставка НДС 0 процентов. И ее также нужно подтвердить путем подачи в налоговый орган пакета документов.
Купить сервис «Контур.Декларант» для формирования и отправки таможенных деклараций
Обратите внимание: эти обязанности возникают только у организаций и предпринимателей на общей системе налогообложения (ОСНО). Ведь в списке исключений, установленных вст. 346.11 НК РФ для плательщиков УСН, «экспортного» НДС (в отличие от «ввозного») нет. Это означает, что для организации-«упрощенщика» выход на зарубежные рынки сбыта вообще каких-либо особенностей в части налогообложения не принесет: никаких дополнительных обязанностей по сбору документов, составлению «нулевых» счетов-фактур, оформлению заявлений и специальных деклараций в данном случае у них не возникает. Все как обычно, словно товар продан российскому контрагенту.
НДС при ОСНО
А вот налогоплательщики на ОСНО должны помнить, что ставка НДС 0 процентов при экспорте в страны ЕЭАС применяется всегда. В том числе и в случае отгрузки товаров, которые в РФ налогом не облагаются на основании ст. 149 НК РФ (например, медицинское оборудование, оправы для очков). Связано это с тем, что порядок налогообложения экспортных операций в данном случае регулируется не Налоговым кодексом, а нормами международного договора. Причем, в силу прямого указания в ст. 7 НК РФ, нормы таких договоров имеют приоритет над правилами НК РФ.
Правила уплаты налогов по товарам, вывозимым из РФ в страны ЕАЭС, установлены в п. 1 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 года; далее — Договор о ЕАЭС), а также в п. 3 «Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг», который является Приложением № 18 к Договору о ЕАЭС (далее — Протокол). Указанными нормами международного права не предусмотрено освобождение от применения ставки НДС 0 процентов в отношении реализации товаров, поименованных в ст. 149 Налогового кодекса РФ.
Так что реализация на экспорт в страны ЕАЭС любых товаров облагается НДС по ставке 0 процентов (см. также письма Минфина России от 16.03.12 № 03-07-13/01-15 и от 12.09.11 № 03-07-13/01-40). Этот факт, в свою очередь, означает, что при отгрузке товаров нужно будет выставить покупателю счет-фактуру с указанием ставки 0 процентов и кода видов товара по ТН ВЭД ЕАЭС (пп. 15 п. 5 ст. 169 НК РФ). Счет-фактура составляется и при вывозе товаров, указанных в ст. 149 НК РФ. На это прямо указывает пп. 1.1. п. 3 ст. 169 НК РФ
Какими документами подтвердить нулевую ставку НДС
Чтобы подтвердить право на нулевую ставку НДС российский поставщик на ОСНО должен собрать и представить в налоговую инспекцию по месту своего учета пакет документов, перечень которых приведен в п. 4 Протокола. В этот пакет традиционно входит договор (контракт), являющийся основанием для отгрузки. При этом покупателем по этому договору может выступать и лицо, не являющееся налогоплательщиком страны, входящей в ЕАЭС. Главное, чтобы грузополучатель находился в стране-участнице ЕАЭС.
Кроме того, в состав подтверждающих документов включаются транспортные, товаросопроводительные или иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории РФ на территорию другого государства ЕАЭС. Здесь надо учитывать, что если для отдельных видов перемещения товаров, в том числе перемещения товаров без использования транспортных средств, оформление этих документов не предусмотрено законодательством государства — члена ЕАЭС, то подтверждения права на нулевую ставку такие документы представлять не нужно.
Как видим, тот факт, что при перемещении товаров и транспортных средств между странами ЕАЭС таможенный досмотр может не производиться, вроде бы учтен. Однако на практике все равно возникают проблемы. Так, налоговые органы, зачастую требуют представить для подтверждения права на нулевую ставку талоны о прохождении пограничного контроля в автомобильных пунктах пропуска через границу. Является ли такое требование правомерным? В п. 4 Протокола, как мы помним, речь идет не только о товаросопроводительных и транспортных, но и об иных документах, подтверждающих перемещение товаров, которые предусмотрены законодательством стран-участниц договора. При этом таможенник в месте убытия на лицевой стороне талона контроля при выезде проставляет дату и время окончания таможенного контроля, подписывает, заверяет запись оттиском ЛНП и передает талон контроля перевозчику для прохождения пограничного контроля (п. 59 инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, утв. Приказом ФТС России от 26.05.11 № 1067). Получается, что талон о прохождении пограничного контроля действительно может быть использован для подтверждения ставки НДС 0 процентов при экспорте в страны ЕАЭС и его истребование не противоречит п. 4 Протокола.
Трудности с документами, которые подтверждают пересечение границы, также могут возникать у налогоплательщиков, отправляющих товар через службу доставки (DHL, Fedex, UPS и т.п.), либо обычной почтой. В этой ситуации для ответа на вопрос о необходимых документах придется обратиться к достаточно старому, но сохраняющему силу постановлению Президиума ВАС РФ от 06.07.04 № 1200/04. В нем сделан вывод о том, что под «иными документами» для целей применения нулевой ставки НДС имеются в виду те, которые равнозначны транспортным и товаросопроводительным документам по своему содержанию и включают сведения о способе доставки и маршруте следования товара с учетом вида перевозки или особенностей груза (например, багажные и почтовые квитанции, ведомость перевозимых по одной накладной вагонов, документы к перевозке отправлений службой спецсвязи и т.п.).
На наш взгляд, это означает следующее. Если перевозка осуществляется службой доставки (перевозчиком), то для подтверждения ставки НДС 0 процентов при экспорте товаров из России в страны ЕАЭС необходимо представить товаросопроводительные документы, составленные перевозчиком, и содержащие сведения о способе доставки и маршруте следования, из которых было бы ясно, что товары перемещены с территории РФ на территорию другой страны — члена Договора. А если товары отправляются почтой, то таким документом может быть также квитанция, содержащая реквизиты отправителя и получателя.
Идем дальше. Третьим документом, который Протокол требует представить для подтверждения нулевой ставки, является заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства — члена ЕАЭС, на территорию которого ввезены товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств). Форму этого заявления можно найти в другом международном документе — Протоколе от 11.12.09 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов ЕАЭС об уплаченных суммах косвенных налогов».
Наконец, в Протоколе в качестве документа, который необходим для подтверждения «права на ноль» указана выписка банка. Но при этом сделана оговорка, что она требуется, если иное не предусмотрено законодательством государства — члена ЕАЭС. Т.е. в данном случае российские экспортеры получают возможность воспользоваться правилами п. 1 ст. 165 НК РФ, который такой выписки как раз не требует.
Подведем итог. В комплект подтверждающих документов при экспорте в страны ЕАЭС в обязательном порядке входят всего два документа: заявление и договор (контракт). Если же перемещение товаров через границу фиксируется каким-либо документом, этот документ также включается в «подтверждающий пакет».
Как подтвердить нулевую ставку
Следующий момент, на котором нужно остановиться, — процедурный. Как именно и когда собранные подтверждающие документы надо передать в налоговую инспекцию?
Срок предусмотрен в п. 5 Протокола. На сбор документов экспортерам отводится 180 календарных дней с даты отгрузки товара. Если в этот срок документы не собраны, операция будет облагаться НДС в обычном порядке, т.е. по ставке 20 (10) процентов по итогам того налогового периода, в котором произошла отгрузка. При этом налог уплачивается с пенями, которые начисляются начиная со 181-го дня после отгрузки (постановления Президиума ВАС РФ от 16.05.06 № 15326/05 и от 11.03.08 № 15079/07 по делу № А56-7714/2006).
Если в дальнейшем подтверждающие документы все же будут собраны и представлены в инспекцию, уплаченный налог можно будет зачесть или вернуть в обычном порядке (т.е. по правилам ст. 78 НК РФ), о чем также прямо сказано в п. 5 Протокола. Ну а если документы собрать не получается, то уплаченный НДС можно учесть в составе расходов при налогообложении прибыли. Дело в том, что такой НДС не подпадает под запрет, установленный поп. 19 ст. 270 НК РФ, поскольку покупателям налог не предъявлялся, а был уплачен продавцом за счет собственных средств. (письма ФНС России от 24.12.13 № СА-4-7/23263 и Минфина России от 20.10.15 № 03-03-06/1/60045, от 27.07.15 № 03-03-06/1/42961). Что касается правил представления документов, то они урегулированы в Порядке заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@). В данном документе говорится, что при реализации товаров, в страны ЕАЭС в налоговой декларации заполняется раздел 4. Обратите внимание: по операциям, в отношении которых документы за 180 дней собрать не удалось, придется подать уточненную декларацию за период отгрузки. А к заполненной таким образом декларации в качестве приложения идут рассмотренные нами выше подтверждающие документы.