Фз 5003 1 о таможенном тарифе
Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I «О таможенном тарифе» (с изменениями и дополнениями)
Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I
«О таможенном тарифе»
С изменениями и дополнениями от:
7 августа, 25 ноября, 27 декабря 1995 г., 5 февраля 1997 г., 10 февраля, 4 мая 1999 г., 27 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 6 июня, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 7 мая, 29 июня, 22 августа 2004 г., 21 июля, 8 ноября, 20 декабря 2005 г., 27 июля, 10 ноября 2006 г., 1, 3 декабря 2007 г., 3, 30 декабря 2008 г., 28 июня 2009 г., 8 декабря 2010 г., 28 ноября, 6 декабря 2011 г., 3 декабря 2012 г., 23 июля, 30 сентября, 2 ноября 2013 г., 4 марта, 24 ноября 2014 г., 28 ноября 2015 г., 5 апреля, 28 декабря 2016 г., 19 июля, 3 августа 2018 г., 1 мая 2019 г., 18 февраля 2020 г.
ГАРАНТ:
См. комментарий к настоящему Закону
См. п остановление ВС РФ 21 мая 1993 года N 5004-1 «О повторном рассмотрении Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе»
Президент Российской Федерации
Москва, Дом Советов России.
21 мая 1993 года
Закон о таможенном тарифе устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ — инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров РФ при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу РФ.
Сферой закона является единая таможенная территория РФ.
Таможенный тариф РФ — свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, ставки ввозных таможенных пошлин, а также порядок предоставления тарифных льгот определяются Правительством РФ.
Установлено три вида ставок пошлин: адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров; комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.
Если международным соглашением, участником которого является РФ, установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в Законе о таможенном тарифе, применяются нормы международного соглашения.
Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I «О таможенном тарифе»
Настоящий Закон вводится в действие с 1 июля 1993 г.
Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 5 июня 1993 г. N 107, в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 10 июня 1993 г. N 23 ст. 821
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 18 февраля 2020 г. N 24-ФЗ
Изменения вступают в силу с 18 февраля 2020 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 мая 2019 г.
Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 72-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июня 2019 г.
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 305-ФЗ
Изменения вступают в силу с 3 сентября 2018 г., за исключением пунктов 1 — 6 статьи 1 названного Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2019 г.
Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 201-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г., за исключением подпункта «в» пункта 1 статьи 1 названного Федерального закона, вступающего в силу с 30 июля 2018 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 507-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 100-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 324-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 4 марта 2014 г. N 22-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 306-ФЗ
Изменения вступают в силу не ранее чем по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. N 268-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. N 263-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 213-Ф3
Изменения вступает в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 239-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 апреля 2013 г.
Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 338-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.
Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 335-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 июня 2009 г. N 125-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 314-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 234-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 декабря 2007 г. N 321-Ф3
Изменения вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2008 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 10 ноября 2006 г. N 191-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 145-ФЗ
Изменения вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 8 ноября 2005 г. N 144-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г.
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 112-ФЗ
Изменения вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ
Федеральный закон от 7 мая 2004 г. N 33-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ
Действие пунктов «к» и «м» статьи 35 настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 159-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении месяца после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 124-ФЗ
Изменения вступают в силу истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 6 июня 2003 г. N 65-ФЗ
Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ
Действие пунктов «к» и «м» статьи 35 настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2003 г.
Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2003 г.
Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ
Действие отдельных норм настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. N 190-ФЗ
Изменения вводятся в действие с 1 февраля 2002 г.
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ
Действие отдельных норм настоящего Закона было приостановлено на 2001 г.
Федеральный закон от 27 мая 2000 г. N 74-ФЗ
Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 95-ФЗ
Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. N 32-ФЗ
Федеральный закон от 5 февраля 1997 г. N 25-ФЗ
Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ
Федеральный закон от 25 ноября 1995 г. N 185-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 1996 г.
Федеральный закон от 7 августа 1995 г. N 128-ФЗ
Действие изменений распространяется на правоотношения, возникшие с 15 марта 1995 г.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Закон РФ о таможенном тарифе
Сегодня пересечение границы различными категориями товаров регулируются на законодательном уровне. Рассмотрим базовый документ, регулирующий эти вопросы.
Суть и значение закона
Документ определяет порядок однообразного формирования в РФ таможенного тарифа. Регулирует взаимоотношения внутреннего российского рынка во время его взаимодействия с мировым рынком. Устанавливает базовые правила, по которым на пересекающие границу РФ товары налагаются пошлины.
- рационализацию ввозимой продукции в Россию;
- поддержку баланса между ввозимыми и вывозимыми товарами, а также поступление валюты в российскую казну;
- создание условий для выполнения благоприятных прогрессивных изменений в российском производстве, потреблении различных товаров;
- защиту экономики России от агрессивного воздействия со стороны иностранных конкурирующих компаний;
- базовые условия для возможности благоприятной интеграции российских товаров на мировой рынок.
- порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин;
- порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются;
- случаи освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины;
- особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин;
- особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот.
На заметку! Фактически закон РФ «О таможенном тарифе» 1993 года установил базовый свод ставок и пошлин, благодаря которым отечественная продукция получила шанс конкурировать на мировом рынке.
Основные положения ФЗ «О таможенном тарифе» № 5003-1
Законодательный акт был принят в начале 1993 года, а уже с мая его стали официально использовать. Документ разделили на семь базовых разделов и 38 статей. Разделы регулируют такие вопросы:
- Раздел 1. Охватывает статьи с 1 по 5. Здесь описываются общие положения, о чем документ, какие цели преследует, порядок формирования ставок, а также их разновидности;
- Раздел 2. Охватывает статьи с 6 по 11. Тут устанавливаются отдельные нюансы формирования пошлин для сезонной продукции, пересекающей границу. До недавнего времени также регулировал особые виды пошлин, применяемые в качестве защитного, антидемпингового, компенсационного механизмов (эта часть утратила силу в 2011 году);
- Раздел 3. Охватывает статьи с 12 по 17. В этих статьях идет речь о базовых положениях формирования таможенной стоимости различных товаров (утратил силу в 2011 году);
- Раздел 4. Охватывал статьи с 18 по 24. Действовал до 2011 года. Начиная с 06.12.2011 его положения потеряли свою актуальность и были аннулированы;
- Раздел 5. Охватывал статьи с 25 по 33. Был отменен с 01.07.2006;
- Раздел 6. Охватывает статьи с 34 по 37. Устанавливает порядок формирования и использования льготных тарифов (квот);
- Раздел 7. Распространяется на статью 38. Оговаривает механизм применения данного акта в части взаимодействия с аналогичным международным законодательством.
Нормы закона № 5003-1 «О таможенном тарифе» постоянно пересматриваются, актуализируются, подстраиваются под требования мирового рынка. Последние изменения были внесены в 2011 году. Скачать для просмотра и печати:
Что представляет собой закон
Федеральный закон «О таможенном тарифе» объединяет под своим началом свод ставок, правил их применения, различные исключения, распространяющиеся на все виды товаров, въезжающих (выезжающих) в (из) страну.
Документ регламентирует такие моменты:
- устанавливает четкий порядок, а также базовые условия применения ставок на конкретные группы товаров;
- определяет реальный размер таможенных сборов;
- формирует четкий список товарной продукции, поставки которой облагаются таможенным сбором;
- учитывает торговое сотрудничество России с некоторыми странами партнерами и определяет нюансы формирования ставок при сырьевых поставках с таких стран;
- четко фиксирует перечень льготных категорий товаров, порядок формирования квот, преференций, различных тарифных льгот.
Закон разграничил такие виды базовых ставок:
- Адвалорные. В этом случае необходимо заплатить фиксированный процент от заявленной стоимости товара во время перемещения его через границу;
- Специфически. Тут действует механизм фиксированного начисления ставки на единицу товара вне зависимости от заявленной владельцем стоимости;
- Комбинированный. Когда выполняется сочетание сразу двух перечисленных выше способов снятия пошлин (фиксированный процент плюс четкая стоимость за каждую единицу).
На заметку! По сути, представленный закон — это основополагающий документ для регулирования внутреннего российского рынка от засилья иностранной продукции. Он также помогает отечественным производителям в развитии собственного бизнеса внутри и за пределами страны.
Последние изменения
Последние изменения, которым подвергался законодательный акт, датированы июлем и августом 2018 года и связаны с корректировкой статьи 3.1 в части определения ставок на сырую нефть и продукты ее переработки. В частности, Федеральными законами № 201-ФЗ, № 305-ФЗ внесены изменения в пункт 4 статьи 3.1:
- Установлены корректирующие коэффициенты на предельные ставки на нефть с периодом действия с 1 января 2019 года и до 31 декабря 2023 года;
- Установлены вывозные квоты на некоторые виды нефти с особыми физико-химическими свойствами, добываемые в различных месторождениях на территории РФ с указанием их перечня, а также географических координат;
- Изменена общая редакция, формула расчёта вывозной ставки на нефть в подпункте 6 обозначенного выше пункта;
- Предоставлено право российскому правительству самостоятельно устанавливать формулы определения ставок вывозных пошлин, в том числе и на понижение. Тут же определено, что на отдельные категории продукции, изготовленной из сырой нефти, может устанавливаться пошлина в размере 60% базовой вывозной ставки;
- Определены четкие даты и механизм введения изменений в действие.
Для использования в юридической практике целесообразно ознакомиться с текстом актуальной редакции закона на официальных государственных сайтах.
Брокерам, занимающимся документальным оформлением товаров, пересекающих границу России, необходимо четко понимать размер ставок, а также условия их оплаты в конкретный период времени.
- правильно рассчитать ставку;
- узнать о пакете требуемых документов, разрешениях, сертификатах на продукцию;
- понять, является ли ваша продукция подакцизной;
- требуется ли уплата экспортных сборов (пошлин).
Все это присутствует в актуальной версии закона «О таможенном тарифе». Поэтому они всегда должны иметь под рукой редакцию этого акта на последнюю дату.
Закон о таможенном тарифе
Таможенная политика России включает в себя ряд инструментов для эффективной реализации предусмотренных ею задач по улучшению ситуации, как на рынке внутренней торговли, так и международных торговых отношений. Один из таких инструментов – система таможенных тарифов, составленная на основе классификатора товаров органов и членов ВЭД для осуществления импортных и экспортных операций. Законное регулирование таможенных тарифов описано в ФЗ № 5003-1.
Что представляет собой закон?
ФЗ под номером 5003-1 был принят и одобрен в 1993 году (также в этом году вносились изменения в ФЗ №131. Подробнее тут:) Его новую версию опубликовали спустя 23 года, 28 декабря 2016 г. По устройству документ состоит из 7 разделов и 38 статей.
Главные тезисы Федерального закона о таможенном тарифе:
- Регламент и обоснование для применения ставок;
- Процедура расчета размера тарифов;
- Составление перечня товаров, на которые взимается пошлина;
- Особенности наложения пошлин на импортируемые товары в зависимости от страны происхождения;
- Порядок выделения льгот по тарифам, привилегий, квот.
- Р. 1 (ст. 1 – 5) – основные задачи закона, процесс установления тарифов и пр.;
- Р. 2 (ст. 6 – 11) – пояснения по сезонным и специфическим пошлинам;
- Р. 3 (ст. 12 – 17) – описание стоимости товаров, определяемых для расчета таможенных платежей в качестве налоговой базы;
- Разделы 4 и 5 утратили актуальность;
- Р. 6 (ст. 34 – 37) – положения о тарифных преференциях;
- Р. 7 (ст. 38) – итоговые аспекты.
Классификация пошлин согласно закону:
- Адвалорный – тариф, который взимается в виде процента от таможенной стоимости на товар вне зависимости от его вида и типа;
- Специфический – здесь для исчисления ставки на пошлину берется не процент от цены товара, а фиксированная ставка за единицу в математическом определении (тонна, килограмм и пр.);
- Комбинированный тариф – сочетает в себе два предыдущих.
Основные положения закона N 5003-1
Текст закона дает представление о ключевых тезисах, затрагиваемых в документе. Согласно содержанию раздела I, взимание обязательного платежа за ввоз/вывоз товаров через границу таможни необходимо по ряду следующих причин:
- В качестве фактора усовершенствования состава продукции, которая попадает на территорию российского государства;
- Корреляции норм между объемами экспортируемых и импортируемых товаров;
- Определения коэффициента пропорций валютных расходов и прибыли;
- Создания условий для здоровой конкуренции с иностранными импортерами;
- Улучшения среды для активности отечественных субъектов, занимающихся экспортом, для их выхода на международные рынки;
- Приращения государственных доходов.
Регламент тарифов по обязательным таможенным платежам приводится в ст. 3. Она устанавливает, что размер взимаемой пошлины является константным и не может подвергаться модификациям по инициативе импортеров и экспортеров. Закон допускает возможность внедрения пошлинных преференций для стран, с которыми Россия находится в благоприятствующих партнерских отношениях: для них разрешено использование тарифов Таможенного союза. Размер тарифов в соответствии с реестром товаров регулирует правительство РФ.
Последние изменения
В декабре 2016-го (28.12) был издан N 507-ФЗ, на основе которого в законе о таможенном тарифе появились поправки. К новой редакции относится текст статьи 3.1, описывающей принцип установления таможенных ставок на сырую нефть и другие нефтепродукты. Список товаров, на которые распространяется данный метод расчета, регламентирует правительство.
Содержание данной части закона отражают следующие пункты, наиболее важные из них заключают, что:
- За ориентир для расчета формулы берется среднее ценовое значение стоимости экспортной нефтяной смеси Urals;
- В компетенцию уполномоченного федерального органа исполнительной власти входит процесс расчета ставки. Срок действия полученного тарифа составляет 30 дней. Спустя месяц процедуру калькуляции повторяют;
- Опись расчета вносится в официальный информационный источник. Его публикуют за четыре дня до первого числа наступающего месяца;
- При вычислении размера таможенной ставки следует округлять полученное значение в сторону уменьшения до десятичного знака;
- Оценка стоимости нефти марки Urals должна периодически повторяться заново; Начало данного процесса обычно приходится на 15 календарный день месяца по 14 число месяца, следующего за ним;
- Закон полагает невозможность превышения уровня ставки, которая была рассчитана по приведенной в настоящей статье формуле;
- В полномочия членов российского правительства может входить принятие других формул расчета нефтяных ставок, если того требуют условия.
Уполномоченные лица Правительства России могут устанавливать иные формулы для расчета пограничного тарифа на нефть, которая обладает следующими характеристиками:
- Вязкость – от 10 000 мПа/сек на срок в сто двадцать календарных месяцев;
- Нефть, обладающая рядом специфических свойств, добываемая в Якутской и Иркутской областях, Краснодарском крае и некоторых иных российских регионах;
- Нефть, добываемая в подводных границах дна внутренних морских вод и в континентальном шельфе зоны охвата, принадлежащих РФ
В статью был внесен новый пункт под номером 5.1. Его содержание устанавливает, что сроки ограничения по применению ставки в отношении экспортного таможенного тарифа не применяют к сырой нефти, которая была добыта при соблюдении как минимум одного из нижеперечисленных условий:
- Объем не более тысячи тонн, степень выработанности – не больше 1% (на 01.01.2015);
- Запас добытой нефти был внесен в государственный баланс после 01.01.2015;
- Степень выработанности вычислена в соответствии с п. 5 ст. 342.2 Налогового кодекса РФ.
Скачать действующую редакцию закона о таможенном тарифе
Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» содержит ряд важных положений о прохождении и осуществлении таможенных процедур и назначении пошлин. Ознакомиться с его последней версией можно по следующей ссылке.
Закон РФ о таможенном тарифе
Сегодня пересечение границы различными категориями товаров регулируются на законодательном уровне. Рассмотрим базовый документ, регулирующий эти вопросы.
Суть и значение закона
Документ определяет порядок однообразного формирования в РФ таможенного тарифа. Регулирует взаимоотношения внутреннего российского рынка во время его взаимодействия с мировым рынком. Устанавливает базовые правила, по которым на пересекающие границу РФ товары налагаются пошлины.
- рационализацию ввозимой продукции в Россию;
- поддержку баланса между ввозимыми и вывозимыми товарами, а также поступление валюты в российскую казну;
- создание условий для выполнения благоприятных прогрессивных изменений в российском производстве, потреблении различных товаров;
- защиту экономики России от агрессивного воздействия со стороны иностранных конкурирующих компаний;
- базовые условия для возможности благоприятной интеграции российских товаров на мировой рынок.
- порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин;
- порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются;
- случаи освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины;
- особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин;
- особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот.
На заметку! Фактически закон РФ «О таможенном тарифе» 1993 года установил базовый свод ставок и пошлин, благодаря которым отечественная продукция получила шанс конкурировать на мировом рынке.
Основные положения ФЗ «О таможенном тарифе» № 5003-1
Законодательный акт был принят в начале 1993 года, а уже с мая его стали официально использовать. Документ разделили на семь базовых разделов и 38 статей. Разделы регулируют такие вопросы:
- Раздел 1. Охватывает статьи с 1 по 5. Здесь описываются общие положения, о чем документ, какие цели преследует, порядок формирования ставок, а также их разновидности;
- Раздел 2. Охватывает статьи с 6 по 11. Тут устанавливаются отдельные нюансы формирования пошлин для сезонной продукции, пересекающей границу. До недавнего времени также регулировал особые виды пошлин, применяемые в качестве защитного, антидемпингового, компенсационного механизмов (эта часть утратила силу в 2011 году);
- Раздел 3. Охватывает статьи с 12 по 17. В этих статьях идет речь о базовых положениях формирования таможенной стоимости различных товаров (утратил силу в 2011 году);
- Раздел 4. Охватывал статьи с 18 по 24. Действовал до 2011 года. Начиная с 06.12.2011 его положения потеряли свою актуальность и были аннулированы;
- Раздел 5. Охватывал статьи с 25 по 33. Был отменен с 01.07.2006;
- Раздел 6. Охватывает статьи с 34 по 37. Устанавливает порядок формирования и использования льготных тарифов (квот);
- Раздел 7. Распространяется на статью 38. Оговаривает механизм применения данного акта в части взаимодействия с аналогичным международным законодательством.
Нормы закона № 5003-1 «О таможенном тарифе» постоянно пересматриваются, актуализируются, подстраиваются под требования мирового рынка. Последние изменения были внесены в 2011 году. Скачать для просмотра и печати:
Что представляет собой закон
Федеральный закон «О таможенном тарифе» объединяет под своим началом свод ставок, правил их применения, различные исключения, распространяющиеся на все виды товаров, въезжающих (выезжающих) в (из) страну.
Документ регламентирует такие моменты:
- устанавливает четкий порядок, а также базовые условия применения ставок на конкретные группы товаров;
- определяет реальный размер таможенных сборов;
- формирует четкий список товарной продукции, поставки которой облагаются таможенным сбором;
- учитывает торговое сотрудничество России с некоторыми странами партнерами и определяет нюансы формирования ставок при сырьевых поставках с таких стран;
- четко фиксирует перечень льготных категорий товаров, порядок формирования квот, преференций, различных тарифных льгот.
Закон разграничил такие виды базовых ставок:
- Адвалорные. В этом случае необходимо заплатить фиксированный процент от заявленной стоимости товара во время перемещения его через границу;
- Специфически. Тут действует механизм фиксированного начисления ставки на единицу товара вне зависимости от заявленной владельцем стоимости;
- Комбинированный. Когда выполняется сочетание сразу двух перечисленных выше способов снятия пошлин (фиксированный процент плюс четкая стоимость за каждую единицу).
На заметку! По сути, представленный закон — это основополагающий документ для регулирования внутреннего российского рынка от засилья иностранной продукции. Он также помогает отечественным производителям в развитии собственного бизнеса внутри и за пределами страны.
Последние изменения
Последние изменения, которым подвергался законодательный акт, датированы июлем и августом 2018 года и связаны с корректировкой статьи 3.1 в части определения ставок на сырую нефть и продукты ее переработки. В частности, Федеральными законами № 201-ФЗ, № 305-ФЗ внесены изменения в пункт 4 статьи 3.1:
- Установлены корректирующие коэффициенты на предельные ставки на нефть с периодом действия с 1 января 2019 года и до 31 декабря 2023 года;
- Установлены вывозные квоты на некоторые виды нефти с особыми физико-химическими свойствами, добываемые в различных месторождениях на территории РФ с указанием их перечня, а также географических координат;
- Изменена общая редакция, формула расчёта вывозной ставки на нефть в подпункте 6 обозначенного выше пункта;
- Предоставлено право российскому правительству самостоятельно устанавливать формулы определения ставок вывозных пошлин, в том числе и на понижение. Тут же определено, что на отдельные категории продукции, изготовленной из сырой нефти, может устанавливаться пошлина в размере 60% базовой вывозной ставки;
- Определены четкие даты и механизм введения изменений в действие.
Для использования в юридической практике целесообразно ознакомиться с текстом актуальной редакции закона на официальных государственных сайтах.
Брокерам, занимающимся документальным оформлением товаров, пересекающих границу России, необходимо четко понимать размер ставок, а также условия их оплаты в конкретный период времени.
- правильно рассчитать ставку;
- узнать о пакете требуемых документов, разрешениях, сертификатах на продукцию;
- понять, является ли ваша продукция подакцизной;
- требуется ли уплата экспортных сборов (пошлин).
Все это присутствует в актуальной версии закона «О таможенном тарифе». Поэтому они всегда должны иметь под рукой редакцию этого акта на последнюю дату.