Теоретической основой анализа является
Теоретические положения. Тема 1.1. Теоретические основы экономического анализа
Тема 1.1. Теоретические основы экономического анализа
РАЗДЕЛ 1. Теория экономического анализа.
Более подробная информация по данному разделу содержится в [5], [8].
В разделе рассматриваются три темы:
1. Теоретические основы экономического анализа;
2. Метод и методика экономического анализа;
3. Информационное обеспечение экономического анализа.
При работе с теоретическим материалом следует ответить на вопросы, приведенные в конце каждой темы, а также принять участие в практическом занятии №1.
После проработки теоретического материала темы 1.1 следует выполнить тренировочный тест № 1, темы 1.2 – тренировочный тест № 2, темы 1.3 – тренировочный тест №3.
Изучение раздела заканчивается контрольным мероприятием: необходимо ответить на вопросы контрольных тестов №№ 1, 2 и 3. Максимальное количество баллов, которое Вы можете получить по данному разделу, составляет (без учета контрольной работы) 17 баллов (2 балла за участие в практических занятиях и 15 баллов за тестирование).
Тема 1.1. Теоретические основы экономического анализа
Анализ как способ развития экономического мышления. Задачи экономического анализа. Роль экономического анализа в оценке, диагностике и прогнозировании стратегии развития предприятия. Повышение роли анализа в условиях рыночной экономики.
Анализ (от греч. – analisis) означает разложение изучаемого объекта на части, на присущие этому объекту составляющие. Анализ выступает в диалектическом, противоречивом единстве с понятием синтез (от греч. – sinthesis) – соединение ранее расчлененных элементов изучаемого объекта. Современная диалектика исходит из единства анализа и синтеза как научных методов изучения реальности.
Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучения их во всем многообразии связей и зависимостей.
Экономический анализ – это прикладная наука, абстрактно-логический метод исследования экономических явлений. Опираясь на теорию познания, она обеспечивает практическую полезность, повышает результативность практической деятельности человека. Экономический анализ базируется на основных принципах диалектики, из которых следует, что все познается в:
· определенных связях, во взаимозависимости;
· проявлении необходимости и случайности;
· единстве и борьбе противоположностей;
· переходе количества в качество и качества в новое количество.
Развитие производительных сил, производственных отношений, наращивание объемов производства, расширение обмена содействовало выделению экономического анализа как самостоятельной отрасли науки.
Сегодня нужно отличать общетеоретический экономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на макроуровне, и конкретно-экономический анализ на микроуровне – анализ финансово-хозяйственной деятельности организации.
Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово — хозяйственной деятельности организации.
Экономический анализ–одна из отраслей системы экономических знаний, самостоятельная наука со своей методологией, системой приемов и способов реализации различных методик, принципами, предметом, методом. Предметом экономического анализа являются хозяйственные процессы и явления организаций, финансовые результаты и эффективность деятельности, формирующиеся под влиянием различных факторов и образующие систему аналитической финансово-экономической и иной информации. Объекты экономического анализа — это экономические результаты хозяйственной деятельности: производство и реализация продукции, ее себестоимость, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовые результаты производства, финансовое состояние предприятия и т.д.
Аналитическое исследование, его результаты и их использование в управлении производством должны соответствовать определенным требованиям, принципам. Важнейшими принципами экономического анализа являются:
Государственный подход при рассмотрении экономических явлений, процессов, результатов хозяйственной деятельности проявляется в оценке соответствия проявлений экономической жизни государственной экономической, социальной, экономической, международной политике и законодательству.
Научный характер, т.е. анализ основывается на положениях диалектической теории познания, учитывает требования экономических законов развития производственной и финансовой деятельности, использует достижения НТП, НИОКР и передового опыта в области высоких технологий, разрабатывает новейшие методы экономических исследований и способы обработки экономической первичной информации.
Комплексность исследования – это охват всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннее изучение причинных зависимостей в экономике предприятия.
Системный подход. Каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным способом связанных между собой и с внешней средой: изучение каждого объекта осуществляется с учетом всех внутренних и внешних связей.
Объективность, конкретность, точность: анализ основывается на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, выводы по результатам анализа обосновываются точными аналитическими расчетами, постоянное совершенствование методики анализа с целью повышения точности и достоверности его расчетов.
Действенность – активное воздействие анализа на ход производства и его результаты путем своевременного выявления недостатков, просчетов, упущений в работе и информирование об этом руководства предприятия.
Планирование аналитической работы: систематическое проведение анализа, распределение обязанностей по выполнению аналитической работы между исполнителями, контроль за осуществлением анализа.
Оперативность – умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь.
Демократизм –участие в проведении анализа широкого круга работников экономического субъекта; обеспечение более полного выявления передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов предприятия.
Эффективность –экономический эффект, полученный от проведения анализа, должен многократно превосходить затраты (издержки), связанные с выполнением аналитической работы.
Содержанием и предметом экономического анализа определяются стоящие перед ним задачи:
· повышение научно-экономической обоснованности бизнес — планов, бизнес — процессов и нормативов;
· объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес — планов, бизнес — процессов и нормативов;
· определение результативности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
· контроль за осуществлением требований коммерческого расчета;
· выявление и измерение внутренних резервов (на всех стадиях производственного процесса);
· проверка оптимальности управленческих решений.
Экономический анализ. Шпаргалка Текст
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
Понятие экономического анализа
При изучении любой науки, явлений природы, общества мы сталкиваемся с таким понятием, как анализ.
Термин «анализ» в переводе с греческого означает «разделение», «расчленение», т. е. анализ представляет собой разделение изучаемого объекта на части и рассмотрение каждой из частей в отдельности и в составе целого явления. Данное расчленение объекта позволяет глубже проникнуть в суть вопроса и изучить его более конкретно.
Анализ – это способ изучения предметов или явлений общественной жизни, суть которого состоит в разделении изучаемых предметов на составные части и рассмотрение их в различных ракурсах зависимостей.
Существуют различные виды анализа, применяемые в жизни и в науке. В соответствии с областями знаний выделяют следующие виды анализа:
4) экономический и др.
У каждого вида анализа есть своя цель, объект и методика исследования. Экономический анализ отличается от других видов анализа абстрактно-логическим методом исследования явлений и процессов.
С постепенным совершенствованием способностей человека и средств производства, увеличением численности населения анализ приобретал все большую актуальность и необходимость в связи с постоянной оценкой действий и поступков. Стремление человека познать и оценить все происходящие в окружающей среде процессы приводило к изобретениям наиболее эффективных способов труда и использования ресурсов.
В настоящее время в зависимости от уровня формации выделяют следующие типы экономического анализа:
1) общетеоретический экономический анализ. Данный анализ проводится на макроуровне, т. е. на уровне государства, национальной экономики или отдельных ее отраслей;
2) конкретно-экономический анализ. Данный тип анализа проводится на микроуровне, т. е. на уровне отдельного предприятия или хозяйства.
Развитие анализа прежде всего связано с развитием рыночной экономики, основу которой составляют отдельные предприятия и их структурные внутренние подразделения с любой формой собственности.
В современном мире анализ занимает достаточно устойчивые позиции и характеризуется как основательно разработанная в теоретическом плане наука. Вместе с тем наука не стоит на месте, а постоянно находится в состоянии развития. В результате преобразований в обществе экономический анализ в перспективе займет ведущее место среди других наук.
Постепенно вместе с процессом совершенствования экономического механизма конкуренция предприятий и форм собственности будут содействовать повышению интереса к данной науке.
Виды анализа, их классификация
Экономический анализ классифицируется по различным признакам.
По отраслевому признаку экономический анализ делится на следующие виды:
1) отраслевой, учитывающий специфику деятельности отдельных отраслей экономики;
2) межотраслевой, являющийся теоретической и методологической основой отраслевых методик анализа.
По признаку времени различают следующие виды анализа:
1) перспективный (предварительный анализ);
2) ретроспективный (последующий анализ).
Перспективный анализ необходим для оценки реальности выполнения планов и принятия правильных управленческих решений.
Ретроспективный анализ используется для изучения тенденций развития предприятия, контроля за выполнением принятых планов и исследования его состояния.
При перспективном анализе обязательно учитываются результаты ретроспективного анализа, что помогает выявить тенденции и закономерности развития предприятия.
Без перспективного анализа невозможно сделать ретроспективный из-за отсутствия планов, степень выполнения которых и оценивает ретроспективный анализ.
В свою очередь, ретроспективный анализ включает следующие виды анализа:
Оперативный анализ осуществляется непосредственно после совершения хозяйственных операций.
Итоговый анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год).
По пространственному признаку различают следующие виды анализа:
1) внутрифирменный (анализируется деятельность самого предприятия и его филиалов);
2) межфирменный (сравниваются уровни развития двух или более предприятий).
По функциональному признаку выделяют следующие виды анализа:
5) экономико-статистический и др.
В зависимости от субъектов (пользователей анализа) различают следующие виды анализа:
1) внутренний анализ (проводится службами предприятия);
2) внешний анализ (проводится органами хозяйственного управления, банками, финансовыми организациями и т. д.).
В зависимости от степени изучаемых объектов выделяют следующие виды анализа:
В зависимости от содержания программы анализ может быть:
Предмет и объекты экономического анализа
У каждой науки есть своя цель исследования и предмет, который она изучает с помощью соответствующих методов.
В философии под предметом в целом понимают определенную часть (сторону) объективной действительности, которая изучается какой-либо одной наукой.
Один и тот же объект могут изучать различные науки. Отличает их друг от друга предмет исследования. Для всех экономических наук объектом изучения являются отношения в производстве.
Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы организации, социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации.
Предмет экономического анализа также можно охарактеризовать, как причинно-следственные взаимосвязи экономических процессов.
Познание данных связей является ключом к разгадке сущности экономических явлений, позволяет объективно оценить достигнутые результаты, выявить резервы повышения эффективности производства, а также дать обоснованную оценку планов и управленческих решений.
В экономическом анализе выделяют такие основные методологические вопросы, как:
1) моделирование причинно-следственных связей;
2) классификация причинно-следственных связей;
3) систематизация причинно-следственных связей;
4) измерение причинно-следственных связей.
Все процессы, происходящие в экономике, развиваются как каждый по себе, так и в тесном взаимодействии друг с другом. Экономический анализ как наука включает следующие специальные знания:
1) изучение экономических процессов, которые формируются в соответствии с действием на них разнообразных законов и факторов;
2) научное обоснование бизнес-планов;
3) обнаружение положительных и отрицательных факторов в количественном измерении;
4) выявление резервов и выгодных неиспользуемых ранее направлений деятельности;
5) обобщение опыта передовых предприятий и использование его при принятии управленческих решений.
В экономическом анализе существует два раздела.
1. Теория экономического анализа, где рассматриваются предмет, категория и методология анализа.
2. Экономический анализ представляет собой не только самостоятельную отрасль знаний, но является также сферой практической деятельности управленческого персонала различного уровня.
Под объектом экономического анализа понимаются социально-экономические процессы расширенного воспроизводства, происходящие внутри отдельного предприятия и в его подразделениях, отражаемые в различных источниках информации.
Б. Практический анализ как основа теоретического анализа
Словосочетание «практический анализ» звучит непривычно и, поэтому, можно подумать, что речь пойдет о практике теоретического анализа. Нет, дело не в этом. И более того, практический анализ всем знаком, все его осуществляют ежедневно. Хотя и не замечают этого. И еще более того: практический анализ способны осуществлять также животные. Когда обезьяна в зоопарке ловко отделяет мякоть половинки апельсина от его шкурки, когда белка разделяет скорлупу ореха от ядра, когда ребенок разделяет машинку на части, они занимаются практическим анализом предметов. И взрослые люди постоянно практически анализируют предметы внешнего мира: в магазине отделяют подходящую колбасу от неподходящей, хороший костюм от нехороших, правильные поступки детей от неправильных и т.д. Нечего и говорить, что в профессиональной деятельности, особенно в некоторых профессиях (врачи, юристы, инженеры, специалисты по информатике, экономисты, журналисты и др.) работники постоянно занимаются практическим и теоретическим анализом. Отсюда, из присущности анализирующей деятельности животным, детям и всем людям, следует, что практический анализ (а, значит, и анализ вообще) – это не какая-то особая заоблачная сфера интеллектуальной деятельности, а способность сознания отделять одни образы и понятия от других, приятное и полезное от неприятного и вредного. Поэтому практический анализ предшествует теоретическому анализу, выросшему из практического лишь относительно недавно на почве развития философии, науки и техники.
Различие между ними в том, что обезьяна, как правило, делает знакомое дело, а ребенок (впервые) – незнакомое: посредством ломки или разборки на части он познает куклу, машинку и т.д. И вскоре убеждается, что в ней, кроме частей, ничего и нет. В ней есть только (была) она сама и отдельные, бесполезные сами по себе, части…. В ней нет ничего, кроме этих ненужных частей, нет чего-то существенного… И лишь позднее он понимает: машинка это только машинка – игрушка. Какой она была в начале, такой же она осталась и в конце «анализа», но в разобранном виде и в виде оставшегося образа той машинки, которая была и которая осталась в представлении в результате анализа. Правда теперь даже по одной части куклы или машинки он может узнать, что это была кукла, или машинка… По отдельной кукольной ноге можно узнать целое: куклу, по отдельному колесу – всю машинку. Но это другой, синтезирующий момент деятельности сознания и, соответственно, синтезирующее познание…Но нужно учиться у Аристотеля, Гегеля, Ленина, чтобы понять: «Рука, отделенная от тела, лишь по названию рука. Аристотель»[7, 184]. Машинка на свалке – уже не машинка, или машинка в другом смысле и отношениях с предметами. Более сложный пример этой познавательной процедуры дает в своей книге Э.В.Ильенков [4, с.146–147].
Таким образом, в процессе анализирующего познания ребенок, не понимая этого, стихийно–практически совершал синтез ноги куклы и самой куклы, единство какой-либо части куклы и её целого. Как оказалось, это познание было столь же анализирующим, сколь и синтезирующим. И часть куклы здесь не любой кусок куклы, а также целое, но определенное сутью первого целого: нога куклы, голова куклы, рука куклы и т.д. Эта часть – сама есть некое целое, соответствующее природе первого целого и определенное первым целым. В этом целом она не есть сама по себе, а есть рука куклы.Получилось, что сначала «кукла» была бытием, а её части были её определениями. В процессе же рассмотрения рука, нога и голова куклы стали бытием, а «кукла» стала определением для них. Какая рука? – Рука куклы, куклина рука (аналогично: голова куклы, нога куклы и т.д.). Таким образом, целое соединилось с каждой из своих частей, соответствующих его природе. Но оно соединилось с ними потому, что оно от них (и они от него) и не отделялись в сущности. Голова куклы всегда оставалась головой именно куклы – будь то в сознании или на деле. Получилось, что анализируемое с помощью различных определений бытие – кукла, – сама стала синтезирующим (соединяющим) определением для своих «частей». А «части» синтезированы в целое, и дают ему его собственное определение в логическом плане (здесь можно опустить варианты определений: кукла без руки – она однорукая, но все же кукла, кукла без ноги – одноногая, но кукла, и т.д.): соединенные соответствующим их природе образом они и есть кукла.
Поэтому анализ и синтез не два разных пути и способа познания, а являются противоположностями одного познающего сознания, разделимыми лишь в абстракции. А основанием этого единства является их происхождение из практического анализа и из исследования вообще. Практический анализ не обращает внимания на «ненужное»: на корки апельсина, на скорлупки ореха, на оторвавшуюся руку куклы. Его интересует, как правило, лишь конкретное единичное как суть дела, в которой целое присутствует, но лишь как абстрактный общий момент, который можно не учитывать. Наоборот, для теоретического анализа, и для исследования вообще, в этом взаимном просвечивании целого и части только начинается главный интерес — углубление в предмет, в его сущность за счет аналитико-синтетического познания. Отсюда уже можно сделать вывод, что родовым словом для определения анализа является не «разделение» (в том числе – мысленное) предмета, а «исследование». А специфическим отличием определения является «различение частей целого и их соотношения друг с другом посредством этого целого». Не расчленение, а различение. И это понятно: ведь если есть целое, то есть и части, а, следовательно — и «разделение». Нужно только найти момент тождества «части» и целого, одной части и других «частей». И это понятно: отождествляется различное, разделенное. В то же время, отождествление различенных частей друг с другом объединяет предметы (в данном случае – части) в нечто одно, в целое. Но это уже синтез. А определение анализа следует сформулировать так: анализ есть исследование, различающее части предмета и соотносящее их с целым и друг с другом посредством этого целого. Целое в анализе является исходным, опосредствующим все движение исследования. Части же, как правило, выделены уже до данного исследования – предшествующими практическими и теоретическими исследованиями: аналитическими и синтетическими познаниями. В предыдущих исследованиях подобные «части» и подобные «целые» уже были возведены в мысли и поэтому, как правило, имеют дефиниции: определения соответствующих терминов и понятий. В дальнейшем дефиниции уточняются, уплотняются и, в конце концов, достаточно точно выражают сущность предметов. И без знания дефиниций в научном исследовании делать нечего. Иногда в научных дискуссиях можно услышать: «Это только спор о дефинициях», т.е. что-то неважное, второстепенное. Конечно, дефиниции не являются чем-то первостепенным. Но они суть итоги прошлых исследований и начало текущего исследования. Они могут быть «другими», неполными, неточными, но они не могут не быть. А их полнота и точность могут в дальнейшем добавляться. Они – и результат предшествующего синтеза, и начало нового анализа, который также завершится новым результатом единства анализа и синтеза: соединением частей=дефиниций в целое=дефиницию. Контур этого единства можно найти в «Науке логики» Г.Гегеля [2, с. 246]. Поэтому они находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, переходят в другое как в свое иное и не есть друг без друга. Они есть противоположные моменты одного процесса познания.
Теоретический анализ
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Теоретический анализ» в других словарях:
Теоретический анализ научной литературы — — направлен на то, чтобы определить актуальность предполагаемого исследования и степень его исследования другими учеными, определить методологию научно исследовательской работы. Он выполняет несколько функций: 1) определение актуальности… … Исследовательская деятельность. Словарь
анализ категориальный — в психологии способ изучения развития психологического познания как деятельности, элементы коей конкретно научные категории, воспроизводящие различные стороны психической реальности: образ, действие, мотив и пр. В психологическом познании… … Большая психологическая энциклопедия
АНАЛИЗ СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ — теоретический метод педагогического исследования, с помощью которого выявляется общее и специфическое в сравниваемых педагогических явлениях в различные периоды их развития … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Языковедческие функциональные методы: дискурсивный анализ — В современной парадигме языкознания, характеризующейся функционально деятельностным и антропоцентрическим подходом(ами) к исследованию языка, все более распространенным становится дискурсивный анализ (Д. а.), как правило, опирающийся на учет… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
СПЕКТРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ — СПЕКТРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ, один из методов анализа, в к ром используются спектры (см. Спектроскопия, спектроскоп), даваемые тем» или иными телами при их накаливании! или при пропускании через растворы лучей, дающих сплошной спектр. Для… … Большая медицинская энциклопедия
категориальный анализ — (в психологии) (от греч. kathegoria высказывание, признак) способ изучения развития психологического познания как деятельности (М. Г. Ярошевский), элементами которой выступают конкретно научные категории, воспроизводящие различные стороны… … Большая психологическая энциклопедия
Бухарин, Николай Иванович — Бухарин Н. И. (1888 1938; автобиография). Родился 27 сентября (по ст. стилю) 1888 г. в Москве. Отец был в то время учителем начальной школы, мать учительницей там же. По специальности отец математик (кончил физ. мат. факультет Моск. унив.).… … Большая биографическая энциклопедия
СССР. Общественные науки — Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… … Большая советская энциклопедия
ИССЛЕДОВАНИЕ — научное, процесс выработки новых науч. знаний, один из видов познават. деятельности. И. характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Различаются два его взаимосвязанных уровня: эмпирический и… … Философская энциклопедия
НАТУРФИЛОСОФИЯ — (от лат. natura природа) философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между естествознанием и Н., ее место в философии исторически менялись. Наиболее значительную роль Н. играла в древности.… … Философская энциклопедия