Анализ современного состояния малого бизнеса
Анализ современного состояния малых предприятий в России
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 28.03.2014 2014-03-28
Статья просмотрена: 3386 раз
Библиографическое описание:
Фадеева, Е. А. Анализ современного состояния малых предприятий в России / Е. А. Фадеева, А. А. Маргарян. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 620-622. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9957/ (дата обращения: 11.04.2020).
В современных условиях малые предприятия относятся к числу необходимых элементов экономической системы страны, поскольку этот сектор оказывает существенное влияние на темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта. Также актуальность данного исследования определяет высокий уровень социальной значимости малых предприятий — создание рабочих мест для населения.
Малые предприятия являются составной частью развитой экономики. Они должны выполнять функции, позволяющие экономике устойчиво развиваться. За счёт немассового выпуска продукции и небольшого парка оборудования, малые предприятия затрачивают менее значительные объёмы денежных средств и времени на изменение технологического процесса, чем крупные фирмы, поэтому именно малые предприятия являются проводником инноваций в массовое производство. В случае отрицательного результата, потери малых предприятий будут не столь велики, как у крупных организаций. Сфера малого бизнеса также способствует диверсификации производства, за счёт освоения новых перспективных ниш.
Невыполнение основных функций малых предприятий — диверсификации производства и продвижения инновационных продуктов в массовое производство пагубно сказывается на экономическом развитии страны. Сведение роли малого бизнеса до посреднической функции для зарубежных продуктов ведёт к снижению темпов развития реального сектора экономики, к потере конкурентных преимуществ, а также к потере связей между производственным и научным сектором [2].
В странах с развитой экономикой доля компаний малого бизнеса в ВВП составляет не менее 50–60 %, в России же данный показатель равен 20–25 %. В дополнение к этому, малый бизнес в России неравномерно развит территориально: 30 % предприятий сконцентрировано в Центральном федеральном округе. Более равномерное распределение малых фирм, позволит развивать реальный сектор экономики, а также повышать уровень инновационной активности во всех федеральных округах, особенно где расположено значительное количество крупных промышленных предприятий.
По мнению Н. Карповой, в 2012 году наметилась тенденция — малых предприятий закрывалось почти столько же, сколько открывалось на тысячу уже существующих. Усилия Правительства не помогли оправиться от последствий кризиса 2008 года, после которого число вновь открываемых малых предприятий сократилось и начало расти число закрытий.
Рис. 1. Структура российского малого бизнеса в 2012 году [5]
Львиную долю всех предприятий сферы малого бизнеса составляют предприятия торговли и ремонта — 28,02 %. На втором месте, с большим отрывом от остальных отраслей, идут предприятия сферы услуг и операций с недвижимостью, занимающие 20,6 % всех предприятий малого бизнеса России в 2012 году. Предприятия сферы строительства, сельского хозяйства в структуре российского малого бизнеса занимают высокие позиции, но с каждым годом теряют свою долю. Данная структура свидетельствует о недостаточном уровне развития малого бизнеса в производственной отрасли, особенно в наукоемких и инновационных сферах.
Н. В. Кетько полагает, что высокие темпы развития малого бизнеса именно в сфере торговли свидетельствуют о неэффективной государственной политике поддержки малых предприятий. Низкая концентрация малого бизнеса в производстве связана с тем, что в сфере торговли оборот капитала осуществляется быстро, риск банкротства низок и не требуется большой первоначальный капитал, а для малых предприятий промышленной сферы, напротив, требуются большие первоначальные вложения, позволяющие приобрести парк дорогостоящего производственного оборудования, а риски высоки.
Однозначно оценить вклад малых предприятий в валовой внутренний продукт России не возможно. Не смотря на то, что доля малых предприятия в ВВП страны постепенно росла, составляя 10–12 % в 1997 году и 25 % в 2012 году, вклад малых предприятий в ВВП России уменьшился и составил 19 %.
Таким образом, в настоящее время в России наметилась негативная тенденция: малый бизнес не выполняет основные функции по внедрению эффективных инновационных проектов и диверсификации производства, а лишь выступает посредником между производителем, как правило, зарубежным, так как российская промышленность не выдерживает мировой конкуренции, и отечественным потребителем. Малые предприятия развивается в сфере торговли и не участвует в сфере научных разработок. Это негативно сказывается на развитии экономики России, так как значительно снижает её инновационный потенциал, и как следствие, конкурентоспособность на мировом рынке.
Малые предприятия в России, зачастую, не способствуют развитию реального сектора экономики, так как не выполняют функцию отбора наиболее перспективных инноваций в массовое производство. Из общего числа малых предприятий, лишь 10 % относятся к производственной сфере, в научном секторе предприятия сферы малого бизнеса практически не представлены. Отсутствуют связи между промышленным и научным секторами экономики, изобретения российских ученых не апробируются и не внедряются на массовом производстве [2].
Можно выделить ещё один отрицательный фактор — массовое закрытие предпринимателями своих фирм. В первом квартале 2013 года по собственному желанию закрылось около 650 тыс. субъектов малого бизнеса. Профессиональные объединения в качестве основной причины называют повышение страховых взносов. Число тех, кто принял решение закрыть предприятие, стало увеличиваться с декабря 2012 года.
В современных условиях все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности, особенно в сфере малого бизнеса. В сфере налоговой политики основными мерами должны быть: снижение ставок налога, предоставление налоговых льгот на инвестиции и внедряемые инновации, проведение политики ускоренной амортизации.
Отсутствие льготных условий кредитования малых предприятий, а так же эффективной государственной программы поддержки российского малого бизнеса, не позволяют ему развиваться в реальном секторе экономики.
Государство начинает демонстрировать адекватную реакцию на проблемы малого бизнеса. То, что сегодня наиболее беспокоит представителей малых предприятий, — крайне несовершенная нормативно-правовая база их деятельности — попало в поле зрения Правительства. В этой связи закономерно возникает вопрос о перспективах развития государственных программ поддержки малого бизнеса. В соответствии с законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» следует, что на федеральном и муниципальном уровнях формируется трехуровневая (Федерация — область — город) система нормативного и законодательного обеспечения поддержки малого бизнеса.
Л. Ю. Грудцына считает, что для реализации программ развития малых предприятий необходимо сформулировать и законодательно закрепить правовые механизмы оказания финансово-кредитной, консультационно-информационной, имущественной, технической поддержки, поддержки внешнеэкономической деятельности, а также реализации мер, направленных на развитие трудовых ресурсов малого бизнеса, в том числе по развитию системы подготовки и повышения квалификации кадров субъектов малого предпринимательства, начинающих предпринимателей и государственных служащих, отвечающих за развитие и регулирование деятельности малого предпринимательства, так как одной из причин, препятствующих развитию малых предприятий в России, является отсутствие квалифицированного персонала.
Финансовая поддержка субъектов малого бизнеса и организация инфраструктуры такой поддержки должна осуществляться путем предоставления им финансовых средств, государственных и муниципальных гарантий за счет бюджетов разных уровней в соответствии с государственными и муниципальными целевыми программами развития и поддержки малого предпринимательства, а также из внебюджетных источников, в том числе из средств фондов поддержки малого предпринимательства и обществ взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства. Бюджетная финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства из бюджетов разных уровней может иметь следующие формы:
— субвенции и субсидии, предоставляемые физическим и юридическим лицам;
— бюджетные кредиты, займы и ссуды;
— государственные и муниципальные гарантии;
— целевая финансовая поддержка.
Условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, субсидий и субвенций должны устанавливаться федеральными законами о бюджете, законами о бюджете субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы, на которые возложены функции по финансовому обеспечению государственных и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, должны выделять бюджетные финансовые средства субъектам и организациям инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в рамках государственных и муниципальных целевых программ [1].
Рост российской экономики невозможен без развития малого бизнеса. Малые предприятия стали одним из важнейших секторов народного хозяйства, который оказывает значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в стране. Важность поддержки малого бизнеса подтверждена мировым опытом. Государственная политика должна создавать условия для устойчивого роста малых предприятий. К мерам государственной поддержки малого бизнеса можно отнести финансовую поддержку, государственные кредиты, налоговые льготы и субсидии. Для улучшения положения малых предприятий в России, государство должно доработать законодательную базу, регламентирующую функционирование малых фирм, инициировать разработку эффективной системы кредитования малого бизнеса, стимулировать повышение уровня образования и квалификации работников. Особое внимание следует уделить внедрению на малых предприятиях российских инновационных разработок и переходу малого бизнеса из сферы торговли в сферу производства.
1. Грудцына, Л. Ю. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» / Л. Ю. Грудцына, А. А. Спектор, Э. В. Туманов — М.: ЮРКОМПАНИ, 2009. — 184 с.
2. Кетько, Н. В. Проблемы и перспективы развития современного малого бизнеса в России / Н. В. Кетько, Р. Р. Зарафутдинов // Российское предпринимательство. — 2011. — № 9. — С. 23–28.
3. Ромахина, И. А. Формирование и развитие малого бизнеса в современных условиях российской экономики / И. А. Ромахина // Вестник ТГПУ. — 2009. — № 5. — С. 65–67.
4. Хвостиков, А. Г. Малый бизнес в России: перспективы и надежды / А. Г. Хвостиков // Российское предпринимательство. — 2012. — № 2. — С. 97–100.
Современное состояние малого бизнеса
экономические науки
- Хашаева Светлана Владимировна , кандидат наук, доцент, преподаватель
- Шерстяных Елена Ивановна , студент
- Белгородский государственный национальный исследовательский университет
- КРИЗИСНЫЕ УСЛОВИЯ
- ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА
- МАЛЫЙ БИЗНЕС
- ЧИСЛЕННОСТЬ ПЕРСОНАЛА
- ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Похожие материалы
Малый бизнес в России начал зарождаться примерно после «застойного» периода в 80-е годы. Партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные объединения и научно-технические центры не рассматривались тогда как отдельные самостоятельные субъекты производства, но, тем не менее, именно их деятельность явилась предпосылкой развития малого бизнеса. Многие известные представители малого бизнеса вышли как раз из тех, уже забытых многими, структур.
Когда распался СССР, с господствующей идеологией, когда все люди должны иметь одинаковые возможности и перспективы, многие стали понимать, что их благосостояние в их же руках. С переходом России на модель рыночной экономики, в стране появились множество мелких предпринимателей, предлагающих различные товары и услуги, появилась конкуренция и выбор у потребителя. Именно с этого времени начался рассвет эры малого предпринимательства.
На сегодняшний день, существует немало подходов к определению сущности понятия «малый бизнес», а общепринятая трактовка варьируется в зависимости от субъективного восприятия автора терминологической трактовки, государственной и отраслевой принадлежности малого предпринимателя и многих других факторов. Если рассматривать расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц-малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности[1].
Согласно сведениям мирового банка, в законотворческой практике разных стран, принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу. Но наиболее часто встречается классификация, в основании которой служат следующие критерии: численность персонала предприятия (определяется в соответствии со среднесписочной численностью постоянных сотрудников, а также работающих по совместительству); размер уставного капитала предприятия; финансовые показатели предприятия (объём чистой прибыли, совокупного дохода, оборачиваемости активов); вид деятельности. На территории РФ существует Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который был принят 24 июля 2007 года, именно в нем отражены основные рамочные критерии отнесения юридического или физического лица к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации. Согласно данному закону в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Таким образом, микро предприятием признается компания, численность сотрудников которой не более 15 человек. Малым предприятием – признается компания, в штате которой от 16 до 100 сотрудников. Организация, которая насчитывает штат от 101 до 250 человек, относится уже к представителям среднего бизнеса. Отсюда следует, что малый бизнес составляют компании, занимающиеся предпринимательством, со штатом сотрудников до 100 человек, то есть это индивидуальные предприниматели и юридические лица различных организационно-правовых форм.
Малый бизнес является основой развития любой экономики, обеспечивая её стабильность и динамичный рост. Данный сектор экономики выполняет ряд важнейших финансовых и социальных задач. Помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес способствует общеэкономическому развитию страны: создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции, которая является основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой и позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии.
В настоящее время в РФ зарегистрировано свыше миллиона малых предприятий, численность работников в которых не превышает 100 человек, а также более двух с половиной миллионов индивидуальных предпринимателей. Безусловно, такая тенденция является положительной, но для выхода России на новый уровень экономического развития, госаппарату предстоит приложить еще немало усилий. Только лишь серьезные и целенаправленные шаги в данной области смогут вывести экономику России на уровень стартовых возможностей, сравнимых с ведущими мировыми странами.
Но так же на сегодняшний день в России сложилась парадоксальная ситуация – во многих городах заниматься малым бизнесом становится невыгодно. Дело в том, что усилия, затрачиваемые на создание и ведение своего бизнеса, и последующая прибыль совершенно несопоставимы. Получается, что человеку, обладающему набором необходимых знаний в сфере организации бизнеса, проще устроиться на работу топ-менеджером в крупную компанию и получать зарплату в два, а то и в три раза большую, чем доход от собственного бизнеса и при этом прилагать гораздо меньше усилий, и иметь гораздо меньше проблем. На протяжении всего своего существования малый бизнес в России всегда сопровождает масса трудностей. К примеру, собственнику небольшого предприятия, в настоящее время, весьма сложно составлять конкуренцию в сфере оплаты труда с крупными или даже средними компаниями. Работник же, в свою очередь, набравшись опыта у малого предпринимателя, при первой же возможности переходит на работу в более крупную и успешную структуру.
Ещё одна проблема – высокие арендные ставки. Владельцы помещений, как правило, ориентируются на крупный и средний бизнес, который готов платить больше. Малый бизнес постепенно вытесняется крупными структурами в менее пригодные или отдалённые помещения.
Ещё одна проблема – проблема коррумпированности контролирующих органов, которая стояла до последнего времени, на данный момент вроде бы решена. Президент подписал соответствующий указ, о проведении проверок на предприятиях малого бизнеса не чаще, чем один раз в год. Но страх перед поборами у многих предпринимателей по-прежнему остался.
Немало важной проблемой малого бизнеса в России является Мировой финансовый кризис. Сегодня очень многие предприятия сокращают численность рабочих, тем в свою очередь трудно найти новую работу, так как всюду происходят постоянные сокращения. Доходы населения падают, а вместе с тем и покупная способность, которая является основным фактором, влияющим на малый бизнес в России [2].
Можно говорить о том, что в современных кризисных условиях государству просто необходимо усилить поддержку малого бизнеса, активизировав финансово-кредитное обеспечение субъектов малого предпринимательства. Так же, стоит отметить, что совершенствование нормативно-правового обеспечения малых предприятий, сможет повысить уверенность бизнесменов в завтрашнем дне.
Итак, роль малого бизнеса в рыночной экономической системе достаточно велика, так как, по сути, именно малый бизнес является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, способствует росту производства товаров и услуг, сокращает уровень безработицы в регионах, тем самым, решает важные социальные проблемы. И для дальнейшего экономического развития России, необходимо создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого бизнеса в нашей стране.
Список литературы
- Носова, С.С. Экономическая теория / С. С. Носова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: www. uchebnik-online.com/123/50.html
- Егорова, Н.Е. Малые предприятия: предпринимательские стратегии и кооперация [Текст]: учебник / Н. Е. Егоров, М. А. Маренный; ред. Н. Е. Егорова. – Москва: Кооперация Спутник. – 2004. – 199 с.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Актуальность. Предпринимательство является наиболее активной формой экономической деятельности страны. Это такая деятельность, которая влияет на экономический рост, способствует новаторской разработке продукции, применению нанотехнологий, развитию научно-технического прогресса, помогает решать социальные проблемы страны.
Фирмы отличаются друг от друга не только по составу участников, формам собственности и так далее, но и по объему выпускаемой продукции. Таким образом, фирмы делятся на крупные, средние и малые.
Малый бизнес – это вид предпринимательства, для которого характерно небольшое количество работников (до 100 человек), средняя выручка (до 800 миллионов рублей в год), упор на собственный капитал. Это не только экономическая, но и социально-политическая категория, для представителей которой характерно особое мировоззрение [4].
В Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечислены различные требования, по которым то или иное предприятие подпадает в нужную категорию. Юридические лица не могут обладать общей долей участия субъектов РФ, зарубежных фирм, религиозных благотворительных, общественных объединений свыше 25%. Кроме того, компанией не могут владеть иные компании, не являющиеся субъектами МСБ , в сумме свыше 49%. В таблице 1 представлены критерии разделения предприятий на микропредприятие, малое и среднее предприятия в зависимости от численности сотрудников и их дохода, а также количество организаций по данным на 1 августа 2017 года.
Таблица 1. Критерии малого и среднего бизнеса.
до 15 (включая ИП)
Предельный доход (млн. руб.)
Количество на 01.08.2017
ИП, хозяйственные партнёрства или общества, крестьянские хозяйства, потребительские кооперативы
Источник: данные Росстата
В 1 половине 2017г. в России было создано около 218500 малых предприятий, в то время как рынок покинуло 242200 компаний. Всего год назад тенденция была иной: взамен одной организации, ушедшей с рынка, появлялось 2 новые фирмы. Наибольшее их количество в Центральном федеральном округе – 1636987. Рекордсменом по числу МСБ является г. Москва: 451979 микроорганизаций, 170000 предпринимателей: сопоставимо с населением небольшой европейской страны. [9]
Несмотря за заявляемую активную поддержку малого и среднего бизнеса в России, фактические темпы роста числа субъектов МСП крайне низки. Одна из основных причин этого – низкий уровень развития финансовой системы в регионах [9].
Согласно единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставляемому ФНС, по состоянию на 10 октября 2017 г. в России наблюдался весьма скромный прирост числа субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) – всего на 1,3% в годовом выражении до 5,8 млн. субъектов (см. таблицу 2). Самые относительно высокие темпы роста наблюдались в Центральном ФО (+3,4%) и Северо-Западном ФО (+2,1%), при этом были отмечена отрицательная динамика в Северо-Кавказском ФО (-1,8%), Дальневосточном ФО (-1,6%) и Приволжском ФО (-0,7%). Между тем, положительные темпы роста по данному показателю в целом по России достигнуты были исключительно за счет роста микропредприятий, в то время как число малых и средних предприятий за год даже сократилось. Данная тенденция наблюдалась почти во всех федеральных округах, кроме Южного и Северо-Кавказского округов.
Таблица 2. Изменение числа субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.10.2017 (в % к уровню 10.10.2016)
Источник: данные ФНС
В 2017 г. наблюдается снижение темпов роста числа МСП в сельскохозяйственной сфере.Хотя в текущем году и сохраняются положительные темпы роста числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей-глав крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ), тем не менее, заметно их замедление. Так, по данным ФНС, за три квартала 2017 г. прирост числа таких ИП составил 5,7 тыс. однако, это на 42,8% меньше, чем за тот же период прошлого года (см. рис. 1 и рис. 2). При этом, с учетом того, что к концу года число прекративших свою деятельность ИП, как правило, превалирует, то высока вероятность того, что текущие потоковые показатели изменятся в еще более худшую сторону. Вместе с тем, число иностранных граждан, желающих зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя-фермера, в этом году продолжает расти. Так, за три квартала 2017 г. прирост числа хозяйств этой категории составил 160 человек [8]
Рисунок 1: Изменение числа КФХ (число зарегистрированных минус число прекративших свою деятельность) по месяцам в 2014-2017 гг., единиц
Источник: составлено автором по данным ФНС
Рисунок 2: Изменение числа КФХ в 2012-2017 гг., единиц
Источник: составлено автором по данным ФНС
Одной из причин низких темпов роста числа МСП являются проблемы доступа к финансовым средствам.
По данным Банка России, темпы кредитования субъектов МСП растут — по состоянию на 1 сентября 2017 г. объем предоставленных с начала года кредитов субъектам МСП составил 3,8 трлн. руб., что на 19,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Тем не менее, доля кредитов, приходящихся на субъекты МСП, составляет всего лишь 16,1% от объема всех кредитов, выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (см. рис. 3). [10] Проблема доступности средств в регионах остается актуальной и в связи с продолжающейся политикой Банка России по ужесточению банковского надзора. В результате данной политики число кредитных организаций с конца 2014 г. сократилось во всех федеральных округах на 20-40% (см. рис. 4), что, в свою очередь, наносит ущерб и без того слабо развитой системе региональных банков, критически важной для развития МСП в регионах [1].
Рисунок.3: Доля кредитов предоставленных субъектам МСП (в % от объема кредитов, выданных юр. лицам и ИП)
Источник: составлено автором по данным Банка России
Рисунок.3: Доля кредитов предоставленных субъектам МСП (в % от объема кредитов, выданных юр. лицам и ИП)
Источник: составлено автором по данным Банка России
Так, по данным Банка России, большинство кредитов предоставляется субъектам МСП кредитными организациями других регионов, имеющих местные филиалы. [10] Тем не менее, если рассматривать данный показатель в разрезе субъектов РФ, то картина выглядит довольно «грустно». Например, в одном из самых благополучных федеральных округов – Центральном ФО – 93,0% кредитов МСП выдается местными кредитными организациями. Однако такой высокий благоприятный показатель по округу достигается исключительно за счет Москвы, а при этом из 18 субъектов, входящих в Центральный ФО, в 13 субъектах более 40% предоставленных кредитов выдается кредитными организациями других регионов, причем даже не имеющих местных филиалов (см. рис. 5). Почти аналогичная картина выявляется, если пройтись по всем ФО. Отсутствие же региональных банков, знающих местный бизнес, без сомнения негативно сказывается на динамике развития субъектов МСП [8].
Рисунок 5: Распределение объемов кредитов, предоставленных субъектам МСП (с начала года по состоянию на 1.09.2017) в зависимости от места нахождения кредитных организаций и их филиалов
Источник: составлено автором по данным Банка России
Статистика бизнеса констатирует, что успешность предприятия во многом зависит от отрасли, в которой оно работает. Есть наиболее и наименее востребованные сферы деятельности. В России не лучшие времена переживает ресторанный бизнес. Статистика констатирует, что только в прошлом году было закрыто 1,5% заведений. В 2017 году показатели возросли до 20%. Из-за кризиса россияне предпочитают экономить и реже посещают рестораны и прочие подобные заведения.
Статистика гостиничного бизнеса демонстрирует стабильный спрос на подобные услуги. За 15 последних лет количество гостиниц и отелей возросло на 63%. Хуже дело обстоит с домами отдыха, санаториями. Большинство подобных заведений подвергались реконструкции и обновлениям, т. е. вновь открытые старые объекты.
Развлекательный бизнес по статистике пользуется спросом даже в кризисные времена. На рисунке 6 показано, какие отрасли развлекательной индустрии наиболее и наименее популярны:
Рисунок 6. Рейтинг отраслей по популярности
Источник: составлено автором по данным ФНС
Статистика цветочного бизнеса показывает, что за праздничные дни можно сделать выручку на год вперед. Свадьба, выпускной, 1 сентября, день учителя, 8 марта, юбилей – все эти торжества не обходятся без букетов. Статистика бизнеса говорит, что один проданный цветок приносит прибыль в размере 200–300%. Оборот отрасли в нашей стране составляет более 2 млрд. долларов за год.
Большое количество споров вызывает вендинговый бизнес. Однако статистики 2017 года недостаточно чтобы сделать окончательный вывод о выгодности этой отрасли. Вендинговый бизнес не требует больших вложений – достаточно лишь закупить автомат и периодически восполнять расходные материалы.
Сегодня вендинговые автоматы предлагают огромный спектр услуг: пополнение счетов телефонов, покупку напитков и продуктов питания. Выгодность автомата зависит от места расположения. Наиболее востребованы автоматы в центральной части России.
Одним из выгодных направлений является оффшорный бизнес. У него есть ряд преимуществ. Какая статистика оффшорного бизнеса? По состоянию на 2009 год было зарегистрировано более 60 тыс. компаний в оффшорных юрисдикциях. Зарегистрировать компанию можно за короткий срок. А также есть возможность за пару часов купить готовое предприятие. Статистика продаж бизнеса подтверждает данный факт. Высокий спрос на оффшоры вызван низкими налогами. По статистике треть миллионеров заработали свой капитал на оффшоре.
Также популярен по статистике семейный бизнес. Такие компании закрываются в три раза реже остальных. Около 70% фирм в мире – семейные. На Востоке показатель составляет 90%.
Проблемы малого бизнеса в России
Затруднённый доступ к поддержке , субсидиям, кредитованию, новым технологиям;
Административные меры воздействия со стороны государственных органов (высокие штрафы за нарушения законодательства);
Сложная конкуренция с крупными организациями в отдельных сферах (торговля, производство, транспорт);
Неправильная налоговая политика, влекущая вытягивания из нового предприятия слишком большого количества ресурсов.
Подводя итоги, стоит отметить, чтов настоящее время в России действует около 900 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса, на которых занято почти 20 млн. человек. Их географическое распределение крайне неравномерно. В основном, малые и средние предприятия сосредоточены в четырех мегаполисах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде, а также в Московской области, Краснодарском и Приморском краях и др. При этом в трех округах из семи число малых предприятий сократилось в два раза.
Тем не менее, производительность труда на малых предприятиях в 1,5-3 раза выше, чем у крупных, а на их долю приходится 26% оборота розничной торговли, 51% оборота оптовой торговли и 28% объема подрядных работ. Следует, однако, отметить, что, по мнению некоторых специалистов, вклад малых предприятий в России во внутренний валовой продукт не превышает 12%, а удельный вес в производстве промышленной продукции находится на уровне 4%. При этом доля работающих на малых предприятиях в общей численности занятых колеблется на уровне около 12%. [ 9 ]
Быкова Н.В. Современный подход к оценке эффективности государственной поддержки малого предпринимательства [Электронный ресурс] // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2014. т. 6. № 4
Гусарева Н.Б., Тарькина М.М. Развитие малого бизнеса в муниципальном образовании // Актуальные вопросы развития мировой и модернизации российской экономики. 2017. С.46-50.
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы. Статистика. URL : https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения 18.11.2018)
Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты — «Волтерс Клувер». 2014 г.
Ильин И.Е. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Банковское кредитование. 2015 г. N 2. С.42 – 44
Количество индивидуальных предпринимателей по данным государственной регистрации. URL : https://www.fedstat.ru/indicator/42962.do (дата обращения 19.11.2018)
Консультант Плюс. URL : www . consultant . ru (дата обращения 19.11.2018)
Стратегические ориентиры развития малого предпринимательства. [Электронный ресурс] URL : http :// rf — biz . ru /10. php (дата обращения 17.11.2018)
Федеральная служба государственной статистики. URL : https://www.gks.ru (дата обращения 18.11.2018)
Центральный Банк России. URL : http :// www . cbr . ru / (дата обращения 17.11.2018)
Анализ современного состояния малого бизнеса
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ, ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Азрапкина Оксана Васильевна
студент 5 курса специальности «Налоги и налогообложение», кафедры финансов и кредита экономического факультета ФГБОУВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева», РФ, г. Саранск
Филиппова Наталья Алексеевна
научный руководитель, д-р экон. наук, профессор кафедры финансов и кредита экономического факультета ФГБОУВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева», РФ, г. Саранск
Роль малого бизнеса и перспективы его развития в российской экономике в настоящее время находится под пристальным вниманием. Предприятия малого бизнеса играют важнейшую роль в экономике России. В процессе их совершенствования большое влияние оказывается на экономический рост в регионах, на ускорение научно-технического прогресса, на создание дополнительных рабочих мест, на насыщение рынка товарами необходимого качества, следовательно, улучшается ситуация на рынке труда.
В связи с этим весьма важно провести оценку современного состояния и тенденций развития малого бизнеса, на основе чего сделать соответствующие выводы.
В таблице 1 представлен анализ динамики основных экономических показателей деятельности малых предприятий в Российской Федерации.
Таблица 1.
Динамика основных экономических показателей деятельности малых предприятий в России
Наименование показателя
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
Малые предприятия
Малые предприятия
Малые предприятия
Малые предприятия
Количество предприятий, тыс. ед.
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. чел.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг), млрд. р.
Инвестиции в основной капитал, млрд. р.
Как свидетельствуют данные табл. 1, за период 2009—2012 гг. количество предприятий малого бизнеса возросло, с 1602,5 тыс. ед. в 2009 г. до 2003,0 тыс. ед. в 2012 г., что составляет 25 %. При этом только за один 2012 г. произошло увеличение предприятий на 166,6 тыс. ед., что составляет 10 %. Прирост за анализируемый период в среднем составил 8 %. Стоит отметить, что современное состояние малых предприятий оставляет желать лучшего. Позитивная динамика в росте количества малых предприятий с 2009 г. может быть объяснена тем, что с 1 января 2008 году вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», установивший новые критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категории «субъекты малого и среднего предпринимательства».
В процессе изучения основных экономических показателей деятельности субъектов малого бизнеса, мы сделали вывод о том, что координального изменения в сторону развития сделано не было. На 1 января 2010 г. в России было зарегистрировано 1602,5 тыс. малых предприятий, в среднем это составляет 11,3 предприятий на 1000 человек. Сравнивая данный показатель в государствах Европейского Союза, то там значение колеблется от 35 до 68.
За период 2009—2012 гг. стабильно увеличивается численность занятых. Количество основного персонала в анализируемом периоде увеличилось с 9247,5 тыс. чел. в 2009 г. до 10755,7 тыс. чел. в 2012 г., что составляет 1508,2 тыс. чел. или 16,3 %. Средний темп прироста при этом составил 5 %.
Анализируя выручку малых предприятий можно сказать, что она возросла на 39,1 % с 16873,1 млрд. руб., в 2009 г. до 23463,7 млрд. руб. в 2012 г., что свидетельствует о положительной динамике. Это говорит о том, что темпы прироста оборотов у субъектов малого бизнеса адекватны по сравнению с экономикой в целом, когда «взрывное» развитие не происходит.
Устойчивый рост инвестиций в основной капитал за период 2009—2012 гг. является положительным моментом. В анализируемом периоде этот показатель увеличился с 346,1 млрд. руб. в 2009 г. до 521,5 млрд. руб. в 2012 г., что составляет 51 %. Выявленная в данном случае тенденция может свидетельствовать о двух моментах. С одной стороны происходит повышение инвестиционной активности малых предприятий в целом, а с другой — возможно развитие данного сектора в не капиталоемких отраслях.
На сегодняшний день показателем, который характеризует уровень развития малого предпринимательства, является удельный вес продукции субъектов малого бизнеса в ВВП. В Российской Федерации за счет субъектов малого бизнеса создается 17 % ВВП, когда в большинстве стран Запада это значение превышает 50 %, а в некоторых даже доходит до 70 %. Данная тенденция говорит о том, что государственная система поддержки сектора малого предпринимательства до настоящего времени показала недостаточную эффективность.
В таблице 2 представлена динамика показателей численности и структуры малых предприятий по видам экономической деятельности в Российской Федерации за 2010—2012 гг., без которой невозможен анализ тенденций развития предприятий малого бизнеса в стране.
Таблица 2.
Динамика показателей численности и структуры малых предприятий по видам экономической деятельности в России, тыс.руб.