Соглашение о таможенном союзе
СОГЛАШЕНИЕ О ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ
— обеспечение совместными действиями социально-экономического прогресса своих стран путем устранения между ними разделяющих препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами;
— гарантирование устойчивого развития экономики, свободного товарообмена и добросовестной конкуренции;
— укрепление координации экономической политики своих стран и обеспечение всестороннего развития национального народного хозяйства;
— создание условий для формирования общего экономического пространства;
— создание условий для активного выхода государств — членов Таможенного союза на мировой рынок. Таможенный союз определяется как экономическое объединение государств, основывающееся на следующих принципах (п. 2 ст. 1 Соглашения):
а) наличие единой таможенной территории государств — участников Таможенного союза;
б) наличие однотипного механизма регулирования экономики, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве. Формирование единой таможенной территории осуществляется путем:
— отмены в торговле между государствами товарами, происходящими с их территорий, таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений;
— установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли;
— формирования механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими государствами и международными организациями на основе положений Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности от 12 апреля 1994 г. В ст. 2 Соглашения определены механизмы и этапы создания Таможенного союза. На первом этапе осуществляются следующие мероприятия:
— практическое применение механизма функционирования Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г.;
— унификация внешнеторгового, таможенного, валютно-финансового, налогового и другого законодательства, затрагивающего внешнеэкономическую деятельность;
— формирование механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими странами и международными организациями на основе делегирования соответствующих полномочий одной из Договаривающихся Сторон. Договаривающиеся Стороны организуют контроль за правоприменительной практикой и обеспечением единообразия осуществления методов:
— установления надежных механизмов контроля за недопущением несанкционированного реэкспорта товаров в третьи страны;
— осуществления платежно-расчетных отношений по торговым и неторговым операциям на двусторонней и многосторонней основе;
— применения единого регулирования внешних экономических связей в отношении третьих стран;
— сближения экономических условий хозяйствования;
— ведения таможенной статистики внешней торговли;
— осуществления надежного таможенного контроля на внешних таможенных границах. После выполнения всех мероприятий, предусмотренных первым этапом, на втором этапе производится объединение таможенных территорий государств-участников в единую таможенную территорию, решается вопрос о международной правосубъектности Таможенного союза и судьбе действующих международных договоров. Договаривающиеся Стороны применяют:
— Основы таможенных законодательств государств — участников СНГ, одобренные Советом глав правительств Содружества 10 декабря 1994 г.;
— Единую методологию таможенной статистики внешней торговли государств — участников СНГ, утвержденную Советом глав правительств государств Содружества 10 декабря 1994 г.;
— Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Советом глав правительств государств Содружества 24 сентября 1993 г., с последующими изменениями и дополнениями;
— Соглашение о реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешения на реэкспорт, подписанное в Москве 15 апреля 1994 г. Распределение таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, установлено в ст. 4 Соглашения: «1. Суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на товары, происходящие с территории третьей страны, вносятся в бюджет государства той Договаривающейся Стороны, которая является страной назначения товара. 2. Суммы вывозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на товары, происходящие с территории третьей страны и вывозимые с территории государства любой Договаривающейся Стороны на территорию государства другой Договаривающейся Стороны, вносятся в бюджет государства той Договаривающейся Стороны, с территории которой данный товар вывозится. 3. Суммы вывозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на товары, вывозимые с территории любой Договаривающейся Стороны в третью страну:
а) в отношении товаров, происходящих с территории государства любой Договаривающейся Стороны, с учетом положений подпункта б) пункта 3 настоящей статьи, вносятся в бюджет государства той Договаривающейся Стороны, с территории которой данный товар происходит;
б) в отношении товаров, изготовленных на территории любой Договаривающейся Стороны из сырья и/или материалов, происходящих с территории любой другой Договаривающейся Стороны, зачисляются в бюджеты государств Договаривающихся Сторон в соответствии с согласованным распределением сумм вывозных таможенных пошлин;
в) в отношении товаров, происходящих с территории третьей страны, вносятся в бюджет государства той Договаривающейся Стороны, с территории которой данный товар вывозится. 4. Договаривающиеся Стороны согласуют порядок взаимного зачисления таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие». Порядок взаимного зачисления таможенных платежей установлен в указании ГТК от 28 ноября 1996 г. № 01-14/1310. Временные ограничения во взаимной торговле путем использования тарифных, количественных либо иных равнозначных мер могут применяться только в случаях:
— острого дефицита данного товара на внутреннем рынке — до стабилизации положения на рынке;
— острого дефицита платежного баланса — до стабилизации положения с платежным балансом;
— если какой-либо товар ввозится на территорию одной из Договаривающихся Сторон в таких возросших количествах или на таких условиях, которые наносят или угрожают нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров (п. 1 ст. 5 Соглашения). В сфере таможенного контроля стороны обязались (ст. 6 Соглашения):
— обеспечить единство управления своими таможенными службами;
— организовать совместный контроль за перемещением товаров и транспортных средств;
— отменить таможенный контроль на общей границе при безусловном обеспечении надежного таможенного контроля на своих внешних границах. Соглашение между РФ и Республикой Беларусь о единстве управления таможенными службами заключено в Минске 21 февраля 1995 г. Таможенный контроль отменен на границе РФ:
— с Республикой Беларусь (Указ Президента РФ от 25 мая 1995 г. № 525);
— с Республикой Казахстан (Указ Президента РФ от 31 декабря 1995 г. № 1343).
Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .
Таможенный союз ЕАЭС
Таможенный союз ЕАЭС – соглашение между странами Евразийского экономического союза, заключенное для создания комфортных условий торговли между государствами-участниками ЕАЭС. Речь, в первую очередь, идет об отмене таможенных платежей и увеличении товарооборота. Однако действуют и другие условия для получения экономических выгод для каждой страны, поддержавшей Таможенный союз.
Цели Таможенного союза
Таможенный союз ЕАЭС был создан после распада СССР. Страны постсоветского пространства имели общее прошлое и похожие экономические проблемы. Чтобы помочь друг другу справиться с ними в новых условиях, было создано таможенное соглашение Основные цели, которые преследовали страны:
- увеличение рынка сбыта;
- стимул для производства качественной конкурентоспособной продукции;
- защита рынка стран, входящих в ЕАЭС.
Одним словом, главная цель – развитие экономики за счет улучшения условий торговли. Каким образом это достигается в рамках ТС? Объединение позволило:
- отменить таможенные пошлины, тем самым уменьшив цену товара, а значит, сделав ее более конкурентоспособной;
- унифицировать методы оценки качества продукции;
- создать единое таможенное пространство, что позволило ускорить бюрократические процедуры;
- дать возможность гражданам стран ЕАЭС иметь равные условия трудоустройства.
Какие страны входят в ЕАЭС?
До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.
Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.
Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2020 году:
- Республика Беларусь;
- Российская Федерация;
- Республика Армения;
- Республика Казахстан;
- Кыргызская Республика.
В ЕАЭС хотели вступить Тунис и Сирия, однако предложение не было реализовано. В начале 2020 года начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.
История создания Таможенного союза
1995 год. 6 января Россия и Беларусь подписали Соглашение о создании Таможенного союза. Чуть позже, 20 января, аналогичное соглашение было подписано в новом составе – Беларусь, Россия и Казахстан. Затем присоединились две другие страны – Таджикистан (1999 год) и Кыргызстан (1996 год).
Создание Таможенного союза произошло после провальной попытки экономического союза стран постсоветского пространства. Полная экономическая интеграция большого количества государств была невозможна, поэтому был инициирован союз только в отношении беспошлинной торговли.
1995-2000 гг. Первые несколько лет ТС улучшил динамику в области торговли, но затем начались проблемы из-за низкого исполнения согласованных решений в рамках единого таможенного союза.
2000 год. Пятью странами-участницами ТС подписан Договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). По сути, это была попытка другого подхода к созданию таможенного союза, учитывая предыдущие ошибки. Было официально закреплено, что Россия имеет лидирующее значение. Больше не действовал принцип «одна страна – один голос». России принадлежало 40 голосов из 100 возможных.
Главная цель новой организации – создание единого экономического пространства в Евразии.
2000-2006 гг. ЕврАзЭС не оправдало возложенных ожиданий. Сработали старые грабли – низкое исполнение того, что было написано на бумаге. Таможенные тарифы некоторых стран не совпадали с общими тарифами.
Была попытка создать новое объединение – Единое экономическое пространство России, Беларуси, Казахстана и Украина. Но из-за расхождения во многих вопросах с Украиной проект не был реализован.
2007 год. Реорганизация Таможенного союза. Россия, Беларусь и Казахстан подписали новые документы относительно ТС. Регламент Таможенного союза – создание единой таможенной территории, применение единого таможенного тарифа, унифицированный порядок таможенного регулирования, создание управляющего органа (Комиссия Таможенного союза).
2008-2014 гг. Создан детальный план по развитию ТС. Подписан Таможенный кодекс ТС. Появился единый регламент о безопасности продукции.
2015 г. Создание ЕАЭС. Теперь Таможенный союз действует в рамках этой организации.
В составе экономического союза появляются два новых участника – Армения и Кыргызстан. Они автоматически становятся участниками Таможенного союза.
2016 г. Подписано соглашение о свободной торговле членов ЕАЭС и Вьетнама.
2017 г. Сотрудничество Молдавии и ЕАЭС. Молдавия получает статус наблюдателя в ЕАЭС.
2018 г. Вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС. Подписание Соглашения между ЕАЭС и КНР.
2019 г. Подписано Соглашение о сотрудничестве с Сингапуром и Сербией.
2020 г. Обсуждение вопроса о вступлении Узбекистана в ЕАЭС.
Противоречия в евразийском Таможенном союзе
Несмотря на то, что Таможенный союз создан для получения общих экономических выгод, каждая страна-участник ЕАЭС стремиться установить наилучшие условия для себя. Поэтому часто возникают противоречия между сотрудничающими государствами.
Основные проблемы ЕАЭС:
- применение нетарифных ограничений стран-участниц ЕАЭС, которые представляются как санитарные нормы (из-за чего происходят так называемые «продовольственные войны»);
- неравное распределение таможенных пошлин (доля России – 85,26% с 2020 года);
- системные изъятия из национального режима в области государственных закупок;
- недоговоренность в вопросе общего рынка энергоресурсов.
Так, например, между Россией и Беларусью часто возникали споры и разногласия. В 2010 году Беларуси пришлось уступить и повысить тарифы на ввоз легковых машин. Это было невыгодно белорусской стороне, потому что в стране не было автомобильного производства.
На такие же уступки РБ пришлось идти и в легкой промышленности. Беларуси ввела обязательную сертификацию продукции легкой промышленности, из-за чего мелкорозничная торговля понесла убытки.
В 2014 году Россия запретила ввоз около 400 тысяч тонн мяса из Беларуси. А также ужесточила контроль всех товаров, которые пересекали белорусскую границу. Это не входило в соответствие с Таможенным союзом, в котором должны действовать упрощенные правила перевозки грузов. К продовольственным войнам в 2019-2020 годах добавился конфликт, связанный с остановкой поставки нефти в Беларусь.
Противоречия в Таможенном союзе в 2019-2020 гг. также провоцируют геополитические вызовы:
- санкции против России от США и Европейского союза;
- конфликт России с Украиной;
- кризисы на Ближнем Востоке.
Практика применения таможенных соглашений
Несмотря на противоречия внутри ЕАЭС и нереализованность многих планов, закрепленных в документах, есть и реальные действия для развития ТС. Применение таможенных соглашений позволило:
- упростить бюрократическую процедуру ввоза товаров через границы внутри Таможенного союза;
- улучшить качество товаров благодаря конкуренции;
- увеличить товарооборот. Так, например, в Армении товарооборот со странами ЕАЭС в 2019 году превысил два миллиарда долларов;
- позволить гражданам стран-участниц беспрепятственно работать в любом государстве ЕАЭС.
Все государства, входящие в ЕАЭС смогли нарастить объем внешней торговли. Согласно Докладу Евразийской экономической комиссии, прирост в 2018 году составил:
- Беларусь – 23,7%;
- Россия – 22,4%;
- Казахстан – 21,7;
- Армения – 32%;
- Кыргызстан – 24,7%.
Краткие выводы
- Таможенный союз ЕАЭС – это соглашение, позволяющее отменить таможенные платежи между странами-участницами, а также активизирующее другие условия для развития экономики государств ЕАЭС. Таможенный союз позволил создать единое таможенное пространство, унифицировать стандарты оценки товаров, сделать равными возможности трудоустройства граждан из стран ЕАЭС.
- Основные цели Таможенного союза – увеличение товарооборота, защита рынка стран ЕАЭС, стимул производить конкурентоспособные товары.
- Первые таможенные соглашения между Россией, Беларусью и Казахстаном были подписаны еще в 1995 году. Теперь Таможенный союз действует в рамках Евразийского экономического союза.
- Страны, входящие в ЕАЭС в 2020 году, – Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан. В разное время вступить в ЕАЭС хотели Тунис, Сирия и Узбекистан.
- В ЗТС (зону свободной торговли) с ЕАЭС входят Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
- Из-за национальных интересов стран-участниц в ЕАЭМ есть много противоречий – неравное распределение таможенных пошлин, вопросы с общим рынком энергоресурсов, неисполнение многих правил, действующих на бумаге.
Основные вопросы о Таможенном союзе ЕАЭС
Какие страны входят в Таможенный союз?
В 2020 году в ЕАЭС входят Беларусь, Россия, Армения, Казахстан, Кыргызстан. Обсуждается вступление Узбекистана. Также заявляли о желании вступить в ЕАЭС Тунис и Сирия.
В каком году Беларусь вступила в Таможенный союз?
Беларусь стояла у истоков создания союза вместе с Россией и Казахстаном. Эти страны в 1995 году подписали соглашение о создании ТС. РБ в ЕАЭС вступила в самом начале объединения – 1 января 2015 года.
Какие главные принципы работы Таможенного союза ЕАЭС?
Главные принципы можно описать «четырьмя свободами» – свобода движения товаров, рабочей силы, капитала и услуг.
Что такое ЕврАзЭС?
ЕврАзЭС – Евразийское экономическое сообщество – вид экономической интеграции стран СНГ. Сообщество было создано в 2000 году. Организация была упразднена после образования ЕАЭС – Евразийского экономического союза в 2015 году.
Какие страны подписали соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС?
Сербия, Иран, Вьетнам, Сингапур.
Какой орган регулирует работу ЕАЭС?
Регулирующим органом Евразийского экономического союза является Евразийская экономическая комиссия.
Кто является председателем ЕАЭС?
Председатель меняется каждый год. В 2020 году председательствует Беларусь во главе с Александром Лукашенко. В 2019 году – Армения и Никол Пашинян.
Соглашение о таможенном союзе
Соглашение о Таможенном союзе
Экспортные таможенные пошлины взимают при вывозе товаров с таможенной территории. Вывозные пошлины на отдельные виды товаров были введены в 1992 г. вместо действовавшего в бывшем СССР налога на экспорт. С 01.04.1996 г. были отменены экспортные пошлины на все товары, за исключением экспортных пошлин на нефть, которые были отменены четыре месяца спустя, с 01.07.1996 г. В январе 1999 г. в целях стабилизации экономической ситуации, повышения доходов федерального бюджета, а также оперативного регулирования ВЭД введены экспортные таможенные пошлины на топливно-энергетические и другие сырьевые товары, на которые приходится большая часть российского экспорта, рыбопродукты, драгоценные металлы и камни. Так, Постановлением Правительства РФ от 2.03.2000 г. № 185 Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты, вывозимые с территории РФ за пределы государств — участников соглашений о таможенном союзе была утверждена ставка вывозной таможенной пошлины на нефть в размере 20 евро за 1000 кг. Однако в марте 2000 г. введен механизм установления экспортных пошлин на нефть, который предусматривает возможность гибкого изменения данной ставки в зависимости от мировых цен на нефть. [c.509]
Как правило, таможенный тариф устанавливается на национальном уровне, но он может быть единым и для стран, объединившихся в торгово-экономические союзы. Например, страны ЕЭС имеют единую таможенную территорию с единым внешним таможенным тарифом. В таком же положении находятся и страны СНГ, подписавшие соглашение о таможенном союзе. [c.264]
СОГЛАШЕНИЕ О ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ [c.726]
СОГЛАШЕНИЕ О ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ — Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, заключенное в Минске 6 января 1995 г. [c.726]
Правительством Республики Беларусь и Правительством РФ заключено с Правительством Республики Казахстан Соглашение о Таможенном союзе от 20 января 1995 г. (ратифицировано Российской Федерацией Федеральным законом от 29 января 1997 г. № 21-ФЗ). [c.726]
Государства — участники Соглашений о Таможенном союзе от 6 и 20 января 1995 г. — Республика Белоруссия, Республика Казахстан и СРП заключили Договор о присоединении Киргизской Республики к Соглашениям о Таможенном союзе в Москве 29 марта 1996 г. (Договор временно применяется с даты его подписания и вступает в силу с даты последнего уведомления о выполнении в Республике Белоруссия, Республике Казахстан, РФ и Киргизской Республике внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.) [c.726]
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ — союз, заключенный между Российской Федерацией и Республикой Беларусь 6 января 1995 г., к которому впоследствии присоединились Республика Казахстан и Киргизская Республика. Действует на основании соглашения о таможенном союзе. [c.804]
Соглашение о Таможенном союзе 726 Соглашения России об избежании двойного налогообложения доходов и имущества 729 Сомнительный долг 732 Сопутствующие аудиту услуги 732 Сотрудники представительства 733 Соучастие в совершении нарушений таможенных правил 733 Социальные налоговые вычеты 734 Специализированные межрегиональные [c.907]
Ставка вывозной таможенной пошлины на сырую нефть и сырые нефтепродукты, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, с 1 декабря 2005 г. снизится на 0,3 долл. за тонну и составит 179,6 долл. за тонну. Соответствующее распоряжение было подписано Председателем Правительства РФ М.Фрадковым 17 ноября 2005 года. Новый размер пошлины на сырую нефть установлен после проведения двухмесячного мониторинга цен на нефть марки Юралс на мировых рынках сырья за сентябрь-октябрь 2005 г. с целью определения средней цены за этот период, а также исходя из установленных Законом РФ О таможенном тарифе предельных ставок пошлин. [c.45]
С 7 марта 2006 г. вступило в силу постановление правительства №51 от 1 февраля 2006 г, которое устанавливает размер пошлин на светлые нефтепродукты в размере 120,7 долл. за т, на темные нефтепродукты — 65 долл. за т. До этого времени экспортные пошлины на нефтепродукты, вывозимые с территории РФ за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, составляли на светлые — 133,5 долл. за т, темные -71,9 долл. за т. [c.39]
Примером служит Решение Экономического Суда СНГ от 15 сентября 1997 г. № 01-1/2-97 о толковании положений Соглашения от 6 января 1995 г. о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о взимании ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов. [c.251]
Помимо многосторонних соглашений, например, Соглашение от 20 января 1995 г. «О таможенном союзе» (Республика Беларусь, Российская Федерация, Республика Казахстан), внешнеэкономические отношения российских субъектов международных сделок регулируются двусторонними актами, такими, как, например, Соглашение между правительством РФ и правительством Турции «О поставках российского природного газа в Турецкую Республику через акваторию Черного моря» от 15 декабря 1997 г. [c.21]
Россия намерена сохранить действующий торговый режим без каких-либо ограничений со странами СНГ и партнерами по Таможенному союзу. Он-то и попадет в российский перечень изъятий из общих принципов генерального соглашения о тарифах и торговле. Основанием для этого являются соглашения между Россией и странами СНГ «О свободной торговле» и «О Таможенном союзе». [c.260]
«Договор о присоединении Республики Таджикистан к Соглашениям о Таможенном союзе» (подписан в г. Москве 26.02.1999) (с изм. от 10.10.2014)
ДОГОВОР
от 26 февраля 1999 года
О ПРИСОЕДИНЕНИИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
К СОГЛАШЕНИЯМ О ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ
Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан, Правительство Кыргызской Республики, Правительство Российской Федерации, являющиеся участниками соглашений о Таможенном союзе от 6 и 20 января 1995 года и Договора о присоединении Кыргызской Республики к соглашениям о Таможенном союзе от 29 марта 1996 года, с одной стороны, и Правительство Республики Таджикистан, с другой стороны, именуемые в дальнейшем Сторонами,
стремясь к дальнейшему развитию сбалансированных и взаимовыгодных экономических отношений,
подтверждая готовность следовать принципам, целям и задачам Таможенного союза,
руководствуясь пунктом 5 статьи 8 Соглашения о Таможенном союзе от 6 января 1995 года,
основываясь на Протоколе от 26 февраля 1999 года об этапах и сроках завершения Республикой Таджикистан работы по выполнению условий соглашений о Таможенном союзе от 6 и 20 января 1995 года, договорились о нижеследующем:
Республика Таджикистан присоединяется к соглашениям о Таможенном союзе от 6 и 20 января 1995 года и принимает на себя в полном объеме права и обязательства, вытекающие из них, а также решений органов управления интеграцией и других документов, касающихся целей, принципов, условий, этапов формирования и функционирования Таможенного союза.
Стороны, с учетом выполнения Таджикской Стороной обязательств по формированию единой системы регулирования внешнеэкономической деятельности, вводят режим свободной торговли в полном объеме без изъятий и ограничений в двусторонних торгово — экономических отношениях между ними. При этом ранее заключенные соглашения и протоколы между Сторонами, касающиеся изъятий из режима свободной торговли, утрачивают силу.
С даты подписания настоящего Договора Республика Таджикистан в полном объеме принимает участие в работе органов Таможенного союза в соответствии с положениями о них и регламентами их работы.
Споры и разногласия между Сторонами относительно положений настоящего Договора будут решаться путем консультаций и / или переговоров.
Настоящий Договор не затрагивает обязательств, вытекающих из других международных договоров Сторон в части, не противоречащей настоящему Договору.
Депозитарием настоящего Договора является Интеграционный Комитет.
Каждая из Сторон имеет право выйти из настоящего Договора путем направления уведомления депозитарию о своем намерении за 12 месяцев до предполагаемой даты выхода.
Неотъемлемой частью настоящего Договора является Протокол об этапах и сроках завершения Республикой Таджикистан работы по выполнению условий соглашений о Таможенном союзе от 6 и 20 января 1995 года, совершенный 26 февраля 1999 г. в г. Москве.
Настоящий Договор временно применяется с даты его подписания и вступает в силу с даты предоставления последнего уведомления депозитарию о выполнении Сторонами соответствующих внутригосударственных процедур.
Совершено в г. Москве 26 февраля 1999 года в одном экземпляре на русском языке.
Подлинный экземпляр настоящего Договора хранится в Интеграционном Комитете, который направит Сторонам его заверенную копию.
ПРОТОКОЛ
от 26 февраля 1999 года
ОБ ЭТАПАХ И СРОКАХ ЗАВЕРШЕНИЯ
РЕСПУБЛИКОЙ ТАДЖИКИСТАН РАБОТЫ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
УСЛОВИЙ СОГЛАШЕНИЙ О ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ
ОТ 6 И 20 ЯНВАРЯ 1995 ГОДА
Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан, Правительство Кыргызской Республики, Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Таджикистан, рассмотрев работу, проделанную Интеграционным Комитетом совместно с Правительством Республики Таджикистан в соответствии с Решением Совета глав правительств от 28 апреля 1998 года N 15, по выполнению условий присоединения Республики Таджикистан к соглашениям о Таможенном союзе от 6 и 20 января 1995 года, согласились о нижеследующем:
1. Республикой Таджикистан в основном реализованы мероприятия, предусмотренные Условиями присоединения к соглашениям о Таможенном союзе от 22 ноября 1995 года, и выполнены соответствующие работы.
2. Заключены следующие двусторонние межправительственные соглашения:
— с Республикой Беларусь о свободной торговле от 3 сентября 1998 года;
— с Республикой Казахстан о свободной торговле от 22 ноября 1995 года;
— с Российской Федерацией о свободной торговле от 10 октября 1992 года;
— с Правительством и Национальным банком Республики Беларусь о мерах по обеспечению взаимной конвертируемости и стабилизации курсов национальных валют от 30 сентября 1997 года;
— с Правительством и Национальным банком Кыргызской Республики о мерах по обеспечению взаимной конвертируемости и стабилизации курсов национальных валют от 18 января 1999 года;
— с Правительством и Центральным банком Российской Федерации о мерах по обеспечению взаимной конвертируемости и стабилизации курсов национальных валют от 12 февраля 1997 года.
3. Республикой Таджикистан проведена работа по гармонизации законодательства в области регулирования внешнеэкономической деятельности, в том числе приняты и введены в действие:
— Закон «О внешнеэкономической деятельности» от 27 декабря 1993 года;
— Закон «О таможенном тарифе» от 4 ноября 1995 года;
— Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 4 ноября 1995 года;
— Закон «О государственном контроле за экспортом вооружений, военной техники и продукции двойного назначения» от 13 декабря 1997 года;
— Постановление Маджлиси Оли Республики Таджикистан о ратификации Основ таможенных законодательств государств — участников СНГ от 4 ноября 1995 года N 192;
— Таможенный кодекс Республики Таджикистан от 4 ноября 1995 года;
— Приказ Таможенного комитета от 4 апреля 1996 года N 25 о введении Единой методологии таможенной статистики внешней торговли государств — участников СНГ;
— Приказ Таможенного комитета Республики Таджикистан от 23 февраля 1996 года N 24 о введении в действие Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ;
— Постановление Правительства Республики Таджикистан от 7 января 1999 года N 1 «О таможенном тарифе Республики Таджикистан».
Внесен на ратификацию в Маджлиси Оли Республики Таджикистан проект закона «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности».
4. Республика Таджикистан и Кыргызская Республика в шестимесячный срок с даты подписания Договора о присоединении Республики Таджикистан к соглашениям о Таможенном союзе от 6 и 20 января 1995 года заключат соглашение о свободной торговле.
5. Республика Таджикистан и Республика Казахстан в шестимесячный срок с даты подписания Договора о присоединении Республики Таджикистан к соглашениям о Таможенном союзе от 6 и 20 января 1995 года заключат соглашение о мерах по обеспечению взаимной конвертируемости и стабилизации курсов национальных валют.
6. Правительство Республики Таджикистан с даты подписания Договора о присоединении Республики Таджикистан к соглашениям о Таможенном союзе от 6 и 20 января 1995 года выполнит необходимые внутригосударственные процедуры и направит Интеграционному Комитету до 1 мая 1999 года соответствующие уведомления по документам, принятым в рамках Таможенного союза:
— Соглашению о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза от 22 октября 1997 года;
— Соглашению о единых условиях транзита через территории государств — участников Таможенного союза от 22 января 1998 года;
— Протоколу об упрощенном порядке таможенного оформления товаров, не предназначенных для производственной и иной коммерческой деятельности, и валюты, перемещаемых физическими лицами через таможенные границы государств — участников Таможенного союза от 22 января 1998 года;
— Протоколу о международных торговых переговорах государств — участников соглашений о Таможенном союзе при вступлении во Всемирную торговую организацию от 3 июня 1997 года и Решению Совета глав правительств при Межгосударственном Совете от 22 января 1998 года по данному вопросу;
— Соглашению об обеспечении свободного и равного права пересечения физическими лицами границ государств — участников Таможенного союза и беспрепятственного перемещения ими товаров и валюты от 24 ноября 1998 года.
7. Правительство Республики Таджикистан с даты подписания Договора о присоединении Республики Таджикистан к соглашениям о Таможенном союзе от 6 и 20 января 1995 года в трехмесячный срок примет меры по реализации следующих решений Межгосударственного Совета и Совета глав правительств при Межгосударственном Совете, вытекающих из соглашений о Таможенном союзе:
— Решения Межгосударственного Совета от 22 октября 1997 года N 6 «О мероприятиях по дальнейшему развитию Таможенного союза»;
— Решения Совета глав правительств при Межгосударственном Совете от 22 января 1998 года N 3 «Об унификации акцизной политики государств — участников Таможенного союза (Базовый перечень подакцизных товаров, производимых и ввозимых на таможенные территории государств — участников Таможенного союза)»;
— Решения Совета глав правительств при Межгосударственном Совете от 28 апреля 1998 года N 20 «О Положении о порядке согласования проектов и принятия решений правительствами по вопросам Таможенного союза»;
— решений Совета глав правительств при Межгосударственном Совете от 22 января 1998 года N 2 и от 28 апреля 1998 года N 11 по вопросам об общем таможенном тарифе государств — участников соглашений о Таможенном союзе;
— Решения Совета глав правительств при Межгосударственном Совете от 24 ноября 1998 года N 33 «О дальнейшей работе по формированию общего таможенного тарифа государств — участников соглашений о Таможенном союзе»;
— Решения Совета глав правительств при Межгосударственном Совете от 24 ноября 1998 года N 36 «О мерах по дальнейшей унификации акцизной политики государств — участников Таможенного союза»,
иных решений, касающихся формирования и функционирования Таможенного союза.
8. Стороны согласились на поэтапность сближения действующих нормативных правовых актов Республики Таджикистан с государствами — участниками Таможенного союза.
В этих целях Правительство Республики Таджикистан:
— до конца 1999 года утвердит согласованную систему тарифных преференций в отношении развивающихся государств и государств СНГ, не являющихся участниками соглашений о Таможенном союзе;
— в первом полугодии 1999 года примет перечни товаров, подпадающих под экспортный контроль;
— в первом полугодии 1999 года проведет внутригосударственные процедуры, необходимые для присоединения к Протоколу о едином порядке применения технических, медицинских, фармацевтических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных и экологических норм, стандартов, правил и требований в отношении товаров, ввозимых в государства — участники соглашений о Таможенном союзе;
— введет в 1999 году торговые режимы в отношении третьих стран в соответствии с гармонизированными торговыми режимами, действующими у государств — участников соглашений о Таможенном союзе.
9. Стороны согласились, что все изменения и дополнения, касающиеся документов, поименованных в пунктах 3 и 8 настоящего Протокола, производятся в соответствии с Положением о порядке согласования проектов и принятия решений правительствами по вопросам Таможенного союза, принятым Решением Совета глав правительств при Межгосударственном Совете от 28 апреля 1998 года N 20.
10. Республика Таджикистан примет участие в разработке механизма обеспечения единства управления таможенными службами государств — участников Таможенного союза в соответствии с договоренностями, которые будут приняты странами Таможенного союза.
11. Республика Таджикистан примет участие в работе по применению единого принципа взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, работ и услуг в соответствии с договоренностями, которые будут приняты странами Таможенного союза.
12. Депозитарием настоящего Протокола является Интеграционный Комитет, который в течение десяти дней со дня подписания Протокола направит Сторонам его заверенные копии.
Совершено в г. Москве 26 февраля 1999 г. в одном экземпляре на русском языке.
Договор ратифицирован Федеральным Собранием (Федеральный закон от 16 апреля 2001 года N 46-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 17, ст. 1645).