Капитулярий о поместьях анализ статей
Капитулярий о поместьях анализ статей
Статья посвящена анализу социального и правового статуса раз-личных категорий зависимого населения, отраженных в «Капитулярии о поместьях» (Capitulare de villis vel curtis imperii), который был составлен
в 794–800 гг. Автор рассматривает статус и функции представителей управленческой верхушки в рамках поместья. Для различных категорий администрации в капитулярии существовало несколько обозначений:
управляющий — iudex, его помощники — iuniores, староста — maior, надсмотрщик — minister. Некоторые представители поместного управления обладали привилегированным положением. Вторая часть статьи посвя-щена рядовым обитателям королевских поместий — бывшим свободным франкам, оказавшимся под властью могущественного правителя вместе со своим имуществом, и различным категориям зависимых земледельцев (минестериалов, свободных франков, рабов, фискалинов и трибутариев,
провендариев). Автор показывает, что все эти представители социума относились к категории homines nostri (похожих по своему образу на homines regii в Рипуарской правде VII в.). Именно в «Капитулярии о поместьях» наиболее ярко прослеживается тренд, который заключался в постепенном слиянии различных категорий на протяжении VII–IX вв. в один зависи-мый слой, впоследствии ставший основой для массы сервов IX–XI вв., сидевших на землях своего господина, вносивших различные подати и исполнявших разнообразные повинности в его пользу.
Настоящая статья посвящена одной из ключевых проблем социальной истории государства Меровингов — формированию лично зависимой прослойки населения на землях восточнофранкского королевства (Австразии) в VII в. Связанные с этим процессы прослеживаются автором на материалах свода правовых установлений племенного союза рипуарских франков (Рипуарская правда), социально-правовые категории которого остаются недостаточно изученными в западноевропейской и отечественной медиевистике до наших дней. Обращаясь к анализу лично зависимого населения, сидевшего на землях королевских и монастырских поместий, прочих крупных землевладельцев VII в. («люди короля», «люди церкви», «римляне»), автор анализирует его социальное происхождение, статус в восточнофранкском обществе и степень правоспособности в рамках судебной системы рипуаров.
В статье рассматривается недостаточно изученная в современной историографии проблема влияния на законодательство франков эпохи короля Хлодвига (481–511) правовых памятников и источников другого жанра, созданных в поздней Античности и раннем Средневековье. Среди тех источников, которыми могли распологать франкские законодатели при составлении наиболее древней редакции Салической правды, названы как памятники германского права (Эдикт Эйриха, Бургундская правда), так и источники позднеримского права, имевшие хождение на территории Галлии в V–VI вв. (Бревиарий Алариха, различные компиляции), и даже памятники кельтского происхождения (Валлийские каноны) и неправовые тексты (Книга Исхода). При помощи текстологического анализа автору статьи удалось установить, что наибольший массив заимствований происходил в результате длительного общения и соперничества франков с южными соседями – германскими племенами бургундов и вестготов. Влияние собственно римской культуры на текст Салической правды было относительно небольшим и, по сути, ограничивалось установлением положения раба как «говорящего орудия», что было характерно для всех крупных сборников римского права V–VI вв. (Кодекс Феодосия, Бревиарий Алариха, Кодекс Юстиниана). Наиболее полно влияние бургундского, вестготского и отчасти позднеримского права на текст Салической правды прослеживается на основе анализа титулов, в которых говорится о социальных отношениях в Северной Галлии конца V – начала VI вв. Прежде всего, они касаются положения раба в господском хозяйстве, степени его правоспособности и участия в сделках со свободными людьми, величины возмещения за причинение ему телесных повреждений или за его убийство. Некоторые процедуры бургундского судопроизводства (например, порядок компенсации за продажу свободного или выплаты залога при пытке раба третьим лицом по обвинению в преступлении) также нашли определённое отражение в праве салических франков. Наконец, влияние Ветхого Завета или Валлийских канонов можно усмотреть в процедуре продажи или раздела между двумя господами раба одного из них, если он причинил смертельные повреждения рабу другого господина.
Первые страницы истории доктрины международного частного права уходят своими корнями в позднее Средневековье и начинаются с глоссаторов. Впервые вопросы коллизий разнонациональных законов были поставлены, когда на Западе Европы наряду с унаследованным римским правом стали зарождаться самостоятельные городские законодательства. Интенсивный торговый оборот повлек за собой возникновение коллизионных проблем. Эти коллизии еще нельзя назвать международными; пока это только межобластные коллизии, но именно они стали объективным фактором зарождения науки МЧП. На рубеже XII–XIII вв. перед юристами уже во всей своей полноте возник вопрос – какое право применить к конкретному, осложненному иностранным элементом правоотношению. В конце XI – начале XII вв. в Западной Европе начался процесс рецепции римского права. Итальянские города-государства приняли систему римского права в качестве общего «естественного закона». Современная наука международного частного права (как и вообще вся наука права) выросла на почве изучения римского права. В принципе, глоссаторы ставили перед собой одну задачу – определить, применимы ли статуты данной общины к иностранцам. Считалось, что на основе римского права, которое имело приоритет над местным правом и являлось общим для всех городов, суды имели право применять статуты других городов при регулировании отношений с участием иностранцев. В период возникновения статутного законодательства проблема коллизий между различными статутами не имела широкого распространения и глоссаторы мало интересовались вопросами о столкновении статутов. Исходя из представления, что статут обязывает только его создателей, они не видели и не допускали возможности конфликта между статутами различных территориальных союзов. У глоссаторов были «излюбленные» места в Кодификации Юстиниана, к которым они предпочитали приурочивать свои учения. Для учения о столкновении статутов таким излюбленным местом сделалась первая конституция Кодекса Юстиниана, помещенная в первом титуле и носившая название «Об утверждении веры в Святую Троицу». Текст конституции был привлечен как доказательство правила о неприменимости к иностранцам местных статутов и к нему была сделана известная глосса, ставшая, согласно общепринятому мнению, колыбелью науки международного частного права. Эта глосса вошла в знаменитую «Глоссу Аккурсия».
Хозяйственные воззрения Капитулярия о поместьях;
» Капитулярий о поместьях » — инструкция Карла Великого (768-814) о хоз. организации поместий (вотчин), находившихся в непосредств. владении королев.двора. «Капитулярии о поместьях»:
· Община не упоминается как особая форма землевладения
· Владелец поместья — монопольный собственник земли
· Большая часть бывших общинников была закрепощена. За пользование земле и, принадлежавшей владельцу поместья, они обязаны вносить натуральный оброк.
· Население вотчины делиться на свободных и крепостных
· Идеал хозяйства — натуральное хозяйство:
· Население в основной массе было крепостным;
· Поместное хозяйство обслуживало свои «собственные нужды»;
· Принципами образцового ведения хозяйства считались:
Взимание натурального оброка;
Создание необходимых запасов;
Наличие необходимых хозяйству производств (кузнечного, сапожного, мыловаренного и т.д.)
Реализация излишка продуктов и закупка того, что в вотчине не производится (прежде всего, новых сортов семян)
· Честности и усердного исполнения обязанностей
· Хорошего обращения с рабочими, не облагать их излишними, изнурительными работами.
· В случае нерадения рабочие могут наказать телесно, предоставляя дальнейшее на усмотрение государя или государыни;
· Управляющий должен прилагать старание о размножении и сбережении всякого рода скота и припасов
· Указывает все подробности управления и хозяйственные мелочи.все излишнее для содержания себя со свитой он приказывает продавать за деньги.
· Управление доменами, обрабатываемых даровым трудом крепостного раба.
· Исключали возможность существования какого-нибудь общего финансового права и определенных рациональных форм пользования доходами.
· Господство всюду только одной силы.
· Воинственность всего свободного населения.
· Государь предоставлял управление своими имуществами первому лицу из своих окружающих, наблюдая чтобы доходов хватало на прокормление его со свитой и отчасти дружины.
· Каменное сооружение – признак власти, богатства, стабильности и надежное укрытие.
· Продажа лесных материалов — в исключительных случаях, при их расположении вблизи значительных городов.
· Каждый индивидуум настолько считал себя обязанным государству, насколько он получал от него личную выгоду. Поэтому, имея нужду в суде, каждый находил вполне целесообразным и справедливым платить за оказание ему правосудия. Эти судейские взятки определялись законом или обычаем и имели часто натуральный характер.
· В системе управления империй были пробелы:
Отсутствие специализированных судебных и финансовых ведомств, регулярной налоговой системы,
Не была оформлена поземельная налоговая система.
Усилившаяся экономически и политически знать империи не считалась с указами, распоряжениями императора, вели к политической раздробленности и распаду империи.
Наряду с усилением деятельности королевских судов Карл вынужден был практиковать систему иммунитетов. Иммунитетные права, даваемые императором крупным феодалам, многообразны: освобождение земельного магната от ревизии и контроля, дарование права суда, полицейских прав и т.д.
Бенефициарии (воины, получившие за службу земельные пожалования – бенефиции) Карла I все меньше начинают подчиняться императору и все больше – крупным феодалам-землевладельцам. Войско Карла I постепенно перестает быть войском императора и становится войском усиливающихся экономически и политически феодалов.
Графы, начальники административных округов, превратили свои должности и земли, полученные за службу, в свои наследственные владения.
12) Особенности экономической мысли средневековой Руси («Русская правда», «Поучение» Владимира Мономаха, «нестяжатели», «иосифляне»).
Хозяйственные воззрения Русской правды.
15 в.- образование Московского гос-ва, появился судебник.
3) Пространная правда
По утверждению канонистов:
Ø Идеалом является общественная собственность
Ø Истинны факторы производсвтва: земля и труд- все вещи получены из земли, земля- единственный иточник всякого богатства,но земля отдает свои труды человеку,если он прикладывает свой труд, значит богатство приобретается своим трудом
Ø Земледелии и ремесло-законные способы приобретения пищи и одежды
Ø Отрицательное отношение к торговле т.к. много повода для обмана. Торговец должен назанчать «справедливую цену» товара, а не в зависимости от спроса и предложения.
Ø Торговец не должен скрывать недостатки товара.
Ø Запрещается банковский процент( это влспринимается,как торговля временем)
Капитулярий о поместьях анализ статей
- ЖАНРЫ
- АВТОРЫ
- КНИГИ 595 136
- СЕРИИ
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 556 921
Владимир Еремин, Михаил Ивашко, Сергей Кибакин
История: Учебно-практическое пособие
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ
В.Н. Ерёмин, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Российского государственного университета правосудия, канд. истор. наук;
М.И. Ивашко, заведующий кафедрой общеобразовательных дисциплин Российского государственного университета правосудия, д-р истор. наук, профессор;
С.В. Кибакин, старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Российского государственного университета правосудия, канд. пед. наук
Формирование и развитие у студентов общекультурных и предметных компетенций требует от профессорско-преподавательского состава в процессе обучения активизировать самостоятельную работу обучаемых, создавать для этого практико-ориентированные учебные пособия. В этой связи данная хрестоматия-практикум призвана в ходе изучения дисциплины «История» обеспечить студентов необходимыми историческими материалами для успешного понимания, осмысления и усвоения ключевых проблем мировой и отечественной истории с древнейших времен до наших дней.
С этой целью в хрестоматию, представленную читателю, включены извлечения и выдержки из летописей, сочинений зарубежных и отечественных мыслителей, законодательных актов, мемуаров, заявлений и речей государственных деятелей, программ политических партий и движений, международных договоров, соглашений и т. д. Кроме того, в учебном пособии размещены таблицы, диаграммы со статистическим материалами. Вся историческая информация, имеющаяся в хрестоматии, сопровождена вопросами и заданиями. Их выполнение на практических занятиях, в домашних условиях в ходе самостоятельной работы позволит формировать и развивать у студентов умения и навыки работы с историческими информационными источниками, самостоятельность при проведении анализа документальной базы по исторической тематике, различать факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения, определять историческое значение явлений и событий прошлого, устанавливать связи между явлениями, фактами мировой и отечественной истории, делать обобщения, определять собственную позицию в дискуссиях с использованием для аргументации достоверных документально подтвержденных исторических фактов.
Достижению перечисленных целей подчинена структура и содержание хрестоматии-практикума. Структурно она состоит их шести разделов, списка рекомендуемой литературы и программы учебной дисциплины «История». Первый раздел посвящен основам исторических знаний. Остальные пять, соответствуют общепринятой периодизации мирового исторического процесса. Подобранный по разделам материал при помощи хронологически-проблемного метода раскрывает сущность основных явлений и процессов в экономической, социальной, политической и культурной сферах и в области международных отношений развития человеческого общества. Для полноты восприятия исторического материала в каждом разделе публикуются исторические материалы, характеризующие как всемирную, так и отечественную историю.
Часть документов печатается под их официальным или исторически сложившимся названием, часть – под заголовком, отражающим проблемно-тематический характер их содержания. В отдельных случаях используются подстрочные примечания, где приведены краткие сведения о некоторых персоналиях, упомянутых в заголовке или тексте документа, а также пояснения некоторых исторических терминов, переводы иностранных слов и выражений, другая информация об историческом документе. В ряде случаев составители разместили материалы с различными или даже противоположными мнениями участников исторических событий прошлого. Надеемся, что это даст возможность читателю увидеть альтернативное объяснение того или иного исторического явления или процесса. Таким образом, представленные в хрестоматии материалы, на наш взгляд, позволят придать процессу обучения истории выраженный практико-ориентированный характер.
Ограниченная определенным объемом, хрестоматия-практикум не претендует на освещение истории России и зарубежных стран с древнейших времен до наших дней во всей ее полноте. Она имеет учебно-познавательный характер. Наиболее эффективно может быть использована параллельно с учебными пособиями «История с древнейших времён до конца XVIII века», «История XIX век», подготовленными Ивашко М.И. и изданными в Российском государственном университете правосудия. Это объясняется тем, что содержание и замысел хрестоматии-практикума соответствуют структуре данных учебных пособий, а подобранные исторические материалы, а также блок вопросов и заданий к ним, связаны с методической концепцией преподавания истории в Университете.
В целом, следует отметить, что содержание и структура данного учебного пособия соответствуют Примерной программе Министерства образования и науки Российской Федерации по дисциплине «История», рекомендованной для социально-гуманитарных, технических, естественнонаучных и экономических направлений, а также Примерной программе общеобразовательной дисциплины «История» (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО») для специальностей среднего профессионального образования.
Текст хрестоматии-практикума составлен авторским коллективом: В.Н. Ерёмин (разделы: I–IV), С.В. Кибакин (раздел V), М.И. Ивашко (раздел VI).
Основы исторических знаний
Смысл и назначение истории
«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего».
Цит. по: Карамзин Н.Н. История государства Российского: в 3 кн. [Электронный ресурс]. URL: // https://www. magister. msk. г и/library/history/karamzin/ kar01_00.htm (дата обращения: 15.03. 2017).
«Лучшее, что мы имеем от истории – возбуждаемый ею энтузиазм».
Цит. по: Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов. Симферополь, 1996. Т. 2. С. 551.
«Не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. История учит даже тех, кто у неё не учится; она проучивает их за невежество и пренебрежение…
… Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем».
Цит. по: Ключевский В.О. Смысл и назначение истории. [Электронный ресурс]. URL: //https://www.studfiles. ru/preview/4600989/ (дата обращения: 15. 03. 2017).
«Исторический путь – не тротуар Невского проспекта; он идет целиком через поля, то пыльные, то грязные, то через болота, то через дебри.
Кто боится быть покрыт пылью и выпачкать сапоги, тот не принимайся за общественную деятельность».
Цит. по: Чернышевский Н.Г. Статья, посвящённая книге Г. Кэре. [Электронный ресурс]. URL://https://quotesbook.info/parables/writing/Istoricheskijj-put-_-ne-trotuar-Nevskogo-prospekta (дата обращения: 15. 03. 2017).
«Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, химии, – можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком; но не любить истории может только человек, совершенно неразвитый умственно».
Карамзин Николай Михайлович (1766–1826) – русский историк, писатель.
Капитулярий о поместьях
«Капитулярий о поместьях» ок. 800 г. — инструкция Карла Великого по управлению королевскими поместьями. Даёт представление об организации крупного феодального землевладения, основных типах крестьянства, о втягивании в зависимость свободных людей и формах эксплуатации. Ценный источник по социально-экономической истории раннего Средневековья.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Капитулярий о поместьях» в других словарях:
«КАПИТУЛЯРИЙ О ПОМЕСТЬЯХ» — (лат. Capitulare de villis) инструкция Карла Великого (768 814) о хоз. организации поместий (вотчин), находившихся в непосредств. владении королев. двора. Содержит предписания об организации полевых и ремесл. работ, об обязанностях и правах… … Советская историческая энциклопедия
Капитулярий о поместьях — инструкция Карла Великого по управлению королев, поместьями. Составлена ок. 800 г. Дает представление об организации крупного феод, землевладения, основных типах крестьянства, о втягивании в зависимость свободных людей и формах эксплуатации.… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Капитулярий о поместьях — вотчинная инструкция, изданная около 800 г. во Франкском государстве предположительно королем Карлом Великим. «К. о п.» регулировал порядок управления королевскими землевладениями (компетенция управляющих, исполнение повинностей крестьянами,… … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран
Капитулярий — Капитулярии (от лат. capitula глава) законы и распоряжения (указы) франкских королей из династии Каролингов. Составлялись на латинском языке, разделялись на небольшие главы и параграфы. Составление капитуляриев прекратилось в конце IX в. Текст… … Википедия
Капитулярии — (от лат. capitula глава) законы и распоряжения (указы) франкских королей из династий Меровингов и Каролингов. Составлялись на латинском языке, разделялись на небольшие главы и параграфы. Составление капитуляриев прекратилось в конце IX века … Википедия
Капитулярии — (позднелат. capitularia) законы и распоряжения франкских королей из династии Каролингов. Разделялись на небольшие главы (лат. capitula: отсюда название). До нас дошли лишь сборники копий К. (древнейший относится к 827). К.… … Большая советская энциклопедия
ФРАНЦИЯ — (France) гос во в Зап. Европе. Площ. 551 601 км2. Нас. 52 300 тыс. чел. (на 1 янв. 1974). Св. 90% населения французы. Столица г. Париж. Подавляющее большинство верующих католики. По конституции 1958 в состав Ф., кроме метрополии, входят:… … Советская историческая энциклопедия
Капитулярии — (от лат. capitula глава) законы и распоряжения (указы) франкских королей из династии Каролингов. Составлялись на лат. языке, разделялись на небольшие главы и параграфы. Составление к. прекратилось в конце IX в. Текст капитулярия оглашался королем … Средневековый мир в терминах, именах и названиях
ДОПШ — (Dopsch), Альфонс (14.VI.1868 1.IX.1953) австр. историк медиевист. Проф. Венского ун та в 1900 37. В кон. 90 х нач. 900 х гг. специализировался на источниковедении раннего средневековья, частных исследованиях в области агр. истории, истории гос… … Советская историческая энциклопедия