Экономический анализ региона
Направления анализа экономики региона.
Анализ различных аспектов экономики региона проводится с целью определения объективного диагноза, на основе которого должна строиться стратегия и тактика регионального развития. Методология полной экономической диагностики довольно сложна и пока еще не стандартизирована, поэтому ограничимся рассмотрением только наиболее распространенных приемов анализа.
Макроэкономические характеристики региона. Для анализа экономики регионов первого ранга (на которые непосредственно делится страны) используются в основном те же макропоказатели, что и для анализа национальной экономики. Это валовой внутренний (региональный) продукт и его основные компоненты (в том числе конечное потребление), доходы населения (с учетом их покупательной способности), национальное богатство, сосредоточенное на территории региона (в том числе потребительское имущество) и т.д. Для межрегиональных сопоставлений уровней развития, благосостояния и эффективности эти показатели даются в расчете на душу населения, одного трудоспособного или занятого. Основные данные для расчета указанных показателей содержатся в межотраслевом балансе и региональных счетах.
При характеристике региональной экономики валовой региональный продукт (ВРП) выступает своеобразным аналогом валового внутреннего продукта (ВВП), используемого в анализе экономики всей страны.
ВРП может рассчитываться разными способами, но в России преимущественное распространение имеет производственный метод, когда суммируются валовые добавленные стоимости, созданные за отчетный период резидентными экономическими единицами соответствующего регионального хозяйства. В свою очередь, валовая добавленная стоимость рассчитывается как разница между выпуском продуктов и услуг в основных ценах и их промежуточным потреблением.
При расчете ВРП (как и ВВП) учитывается производство не только рыночных товаров и услуг, но и нерыночных – реализуемых бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения и не оказывающим значительного влияния на спрос (производство товаров промышленными предприятиями для собственного конечного потребления и услуги по предоставлению всеобщего школьного образования).
Несмотря на совпадение правил расчета ВВП и ВРП, суммарный ВРП, рассчитанный по всем российским регионам, отличается от ВВП страны в целом на величину добавленной стоимости услуг, территориальную привязку которых в настоящее время определить не представляется возможным. К ним относятся:
● нерыночные коллективные услуги, оказываемые государственными учреждениями обществу в целом (услуги обороны и органов федеральной власти);
● другие финансируемые за счет федерального бюджета нерыночные услуги, по которым отсутствует информация в разрезе субъектов Федерации;
● услуги финансовых посредников, деятельность которых редко проходит в одном регионе, и более того, с большой условностью может быть разделена на конечное и промежуточное потребление (т.е. результаты деятельности банковского сектора учитываются в российском ВВП, но не включается в ВРП);
● услуги внешней торговли, информацию по которой обычно можно получить только на федеральном уровне.
Отраслевая структура. Анализ отраслевой структуры региона проводится на основе показателей выпуска продукции или и занятости. Такой анализ позволяет:
− определить ведущие отрасли в производстве ВРП, дающие региону наибольшее число рабочих мест и тем самым влияющие на занятость и в значительной мере – на уровень жизни населения;
− установить, насколько отраслевая структура экономики региона соответствует современным мировым процессам в развитии человека.
Важна также динамика отраслевой структуры. Она отражает тенденции (направления) в развитии экономики региона. Особое внимание при анализе экономики регионов следует обратить на изменение доли промышленности, строительства, отраслей, производящих услуги, доли наукоемких производств.
Либерализация внешнеэкономической деятельности субъектов Федерации и переход на рыночные отношения в экономике резко изменили отраслевую структуру производства в регионах. Различия отраслевых структур велики по федеральным округам и еще более значительны по субъектам РФ.
Так, в Центральном федеральном округе почти 1/3 ВРП формируется за счет развития оптовой и розничной торговли, а Северо-Западном, Приволжском и Сибирском федеральных округах ведущую роль играют обрабатывающие производства.
В Уральском и Дальневосточном округах, располагающих значительным природно-ресурсным потенциалом, выделяется добыча полезных ископаемых.
В Южном округе, как нигде, преобладает сельское хозяйство.
Наличие крупных морских портов на территории Северо-Западного, Южного и Дальневосточного округов обусловила большую работу транспорта в этих регионах, что сказалось на высоких показателях участия этой сферы экономики в создании ВРП, а восстановление экономики Чеченской Республики – на максимальной доле такого вида экономической деятельности, как «строительство», для всего Южного федерального округа.
Открытость экономики региона. Экономическое развитие региона в значительной мере определяется его связями с другими регионами страны и другими странами, открытостью его экономики. Мировой и Российский рынки регулируют спрос на производимые регионом товары и услуги, поступление в него более экономичных видов сырья, топлива, орудий труда и т.п.
Степень открытости экономики региона (коэффициент товарообмена) характеризуется отношением объема товарообмена (межрегионального и внешнеэкономического) к общему объему производства.
Индикаторы социально-экономического развития регионов. Уровень социально-экономического развития региона, равно как и уровень благосостояния населения в регионе, невозможно выразить в одном непосредственно измеряемом показателе. В методологии экономических измерений применяются три основных подхода для отражения множества характеристик региональных уровней благосостояния:
· выделение главного индикатора и фиксирование (или регулирование) значений других существенных индикаторов в виде ограничительных условий. Так, главным индикатором может быть выбрана величина ВРП, а ограничительными условиями могут быть обеспечение населения жильем и социальной инфраструктурой, условия труда, качество окружающей среды и др.;
· многоцелевая оптимизация по нескольким индикаторам как процедура достижения наилучших состояний социально-экономического развития с учетом компромисса между целевыми индикаторами;
· построение интегрированных (сводных) социально-экономических индикаторов.
Один из вопросов, который приходится решать при выборе показателей для диагностики ситуации в регионах для целей региональной политики, — это сколько (по количеству) индикаторов нужно анализировать. Универсальных рецептов, как показывает опыт зарубежных стран, здесь также нет. Число используемых индикаторов заметно различается по странам. Так, в Нидерландах используются в соответствии со стандартами ЕС всего 2 индикатора (уровень безработицы и душевой ВВП), в а Турции их более 50. Чаще всего используется от 5 до 10 индикаторов.
Критерием принятия решения о числе используемых индикаторов, целесообразности расчета интегрального показателя должна являться возможность ясной и более или менее однозначной интерпретации полученных результатов.
Контрольные вопросы:
1. Что является информационной базой регионального анализа?
2. Какими показателями оценивается экономическое развитие региона?
3. Каково соотношение между производством товаров и услуг в ВРП страны и по федеральным округам России?
4. Как изменилась отраслевая структура экономики федеральных округов и составляющих их регионов за последнее десятилетие?
5. Как определяются отрасли специализации региона?
6. Какими показателями оценивается уровень жизни населения?
7. Назовите типы моделей, применяемых в региональной экономике.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Проектирование и анализ социально-экономического развития территории.
Одним из основных и традиционных методов региональной экономики является анализ социально-экономического развития региона. Он основывается на использовании системы статистических показателей, характеризующих основные явления и пропорции, существующие в региональной социально-экономической системе.
Цель анализа социально-экономического развития региона — выявление диспропорций и неиспользуемых возможностей экономического роста для следующего обоснования вариантов стратегии социально-экономического развития региона.
Анализ социально-экономического развития региона нацелен на решение следующих задач:
1. оценка состояния природно-ресурсного потенциала региона;
2. выявление причин ухудшения состояния окружающей среды;
3. изучение особенностей динамики и структуры населения, причины основных миграционных потоков;
4. оценка достигнутого уровня и качества жизни населения, обеспеченности основными объектами социальной инфраструктуры;
5. оценка использования трудовых ресурсов;
6. раскрытие специфических особенностей незанятости в регионе;
7. оценка достигнутого уровня экономического развития регион;
8. анализ межрегиональных и внешнеэкономических связей региона;
9. выявление экспортных резервов производства;
10. оценка финансового положения территории;
11. оценка возможности использования предприятий различных форм собственности в интересах хозяйства и населения регионов.
В процессе анализа даётся комплексная оценка состояние и использования природно-ресурсного потенциала региона, т. е. оценивается соответствие специализации и уровня развития хозяйства ресурсному потенциалу региона.
С целью выявления диспропорций, тормозящих социально-экономическое развитие региона, детально анализируется степень комплексности его хозяйства. При этом оцениваются:
1. соотношение темпов и уровней социального и производственного развития (обеспечение населения основными социальными благами и услугами, потребление товаров народного потребления, динамика структуры материального производства, структура занятости, масштаб развития негосударственного сектора экономики и т. д.);
2. степень социальной ориентации экономики (по доле производства товаров народного потребления в общем объёме промышленного производства);
3. сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов (по балансовым расчетам, лимитам численности занятых, показателям движения и использования основных фондов и производственных мощностей);
4. обеспеченность хозяйства материальными ресурсами многоцелевого назначения (земельные, лесные, водные ресурсы);
5. состояние окружающей среды;
6. масштабы использования и динамика возобновления биологических ресурсов;
7. производственная ориентация хозяйственного комплекса;
8. соответствие производственной инфраструктуры.
В процессе подготовки плана стратегии развития территории, компетентные специалисты на основе проведенного анализа разрабатывают программу социально-экономического развития конкретного территориального участка. Программа представляет собой систему наиболее важных проблем социально-экономического развития территории и эффективных путей и средств решения указанных проблем.
Необходимо отметить, что при разработке программ и стратегий по развитию территорий следует проводить маркетинговые исследования. Очень важно подготовить анализ рынка территориальных ресурсов, товаров и услуг, которые производятся на данной территории. Принимая во внимание учет показателя «потенциал территории» можно создавать, как экономически обоснованные планы развития территорий, так и оценивать перспективы развития рынков и возможности представления на них качественно нового товара.
Таким образом, в стратегию развития территории входят:
· ретроспективный анализ и оценка социально-экономического, инновационного и технического развития территории;
· создание плана развития территории;
· формулирование целей, задач и приоритетов социально-экономической и инвестиционной политики, реализуемой на территории органами МСУ;
· планирование и реализация мероприятий, позволяющих повысить уровень развития территории;
· разработка прогноза развития территории;
· стратегия развития отраслевой деятельности;
· транспортная, логистическая и сервисная стратегия;
Результатами управления стратегией развития территории является:
· качественное повышение уровня инфраструктуры территории;
· оптимизация строительных процессов с учетом культурных, географических и экологических особенностей местности;
· оптимизация процессов ведения градостроительной документации;
· повышение уровня благосостояния за счет обеспечения органов МСУ регулярными данными мониторинга нормативных и планируемых показателей социально-экономического развития территории;
· повышение уровня безопасности за счет учета и анализа зон высокого риска возникновения чрезвычайных ситуаций при принятии всех градостроительных решений;
· создание условий для инвестиционной привлекательности территории за счет открытой и доступной информации об участках, предназначенных для строительства и связанных с ними процессов девелопмента;
· снижение уровня коррупции за счет публичного принятия градостроительных решений и создание условий для открытого управления развитием территории.
Анализ и оценка экономического потенциала региона
Кратко понятие «экономический потенциал» можно определить следующим образом: «ресурсы, источники, средства и запасы территории, а также механизмы (пути и формы) их вовлечения в хозяйственный оборот в настоящее время или предстоящий период для достижения конкретных целей».
В состав экономического потенциала территории включают:
1) геополитический потенциал, определяемый географическим положением, общественно-политическими условиями и факторами развития; ,
2) природный потенциал — природные условия, которые окружают человека и используются им для обеспечения своей жизнедеятельности.
3) производственный потенциал — это материально-техническая база территории, овеществленный капитал (фонды) в производственной и непроизводственной сферах;
4) демографический потенциал (трудовой) — численность населения, его половозрастная структура. Характеризуется возможностью вовлечения активной части населения, трудовых ресурсов в производство
5) потенциал социальной сферы, определяемый возможностями функционирования здравоохранения, ЖКХ, торговли, сферы общественного питания и др.;
6) духовный потенциал определяется историческим опытом общества, традициями, состоянием науки, культуры, образования;
7)управленческий потенциал определяется уровнем кадров, состоянием организационных форм, методов управления и т.п.;
8)финансовый потенциал — финансовые ресурсы региона и возможности их привлечения.
Важное значение для развития региона имеет возможность использования его экономического потенциала. Показателями использования экономического потенциала являются ресурсообеспеченность региона в расчете на 1 км 2 , на одного жителя, ресурсоотдача и др.
В разных регионах возможности их экономического потенциала также реализуются в разной мере через федеральные и региональные программы развития, привлечение потенциальных инвесторов, в том числе зарубежных, и, наконец, через саморазвитие своей экономики, в частности предпринимательства как наиболее важного пути реализации экономического потенциала региона.
Требования к процессу стратегического программирования развития промышленности территории можно свести к следующему:
· использование маркетингового подхода для анализа потенциала региона и внешней среды;
· отбор конкретных бизнес-проектов с точки зрения их экономической и социальной эффективности, в том числе на основании специальных критериев, позволяющих увязать конечные результаты реализации проектов со стратегическими приоритетами территории;
· применение в силу ограниченности финансовых ресурсов в распоряжении органов власти и управления территорий механизма оценки и отбора проектов, предусматривающих максимальные вложения на территории (как прямых, так и косвенных).
Основу данного подхода составляет комплекс стратегических инструментов, используемых для оценки потенциала территории.
Проанализируем методы оценки экономического потенциала территории.
1. SWOT-анализ. Этот метод рассматривается как средство агрегации результатов детальных обследований и обоснований. Итогом их становятся оценки сравнительных качественных преимуществ или недостатков территории. SWOT -анализ позволяет дать ответ на вопросы о перспективных направлениях развития, позволяющих активизировать естественные преимущества, элиминировать недостатки, использовать все открывающиеся возможности и избежать потенциальных опасностей.
2. Оценка конкурентного профиля территории. С помощью данного метода удается оценить относительную значимость для территории отдельных факторов среды. Каждому из них экспертным путем дается оценка его важности для отрасли (высокая, средняя, низкая) и уровня использования фактора (сильное, среднее, слабое).
По проведенной оценке можно сделать заключение, какие из факторов среды имеют наибольшее значение для территории, а какие заслуживают меньшего внимания. Результаты вносятся в таблицу для анализа.
К основным факторам развития территории относятся:
· рыночная конъюнктура (текущее состояние экономики, деловой климат, перспективы роста территории);
· институциональные рынки: наличие инфраструктуры для развития бизнеса;
· транспортно-географическое положение;
· трудовые ресурсы (возрастной состав, безработица, качество трудовых ресурсов, их квалификация и профессионализм);
· научно-технический потенциал территории;
· финансово-экономические факторы (условия для инвестиций, баланс доходов и расходов, уровень рентабельности хозяйствующих субъектов).
Организационные факторы включают в себя: эффективность системы управления, существующие отношения между уровнями власти, отношения власти и хозяйствующих субъектов, наличие стратегии развития территории и программ социально-экономического развития, степень участия общественности в процессе управления развитием территории.
3. Оценка места территории и ее отраслей среди других территорий (отраслей).
При определении стратегических направлений и приоритетов территории надо оценить ее текущее состояние, перспективность отраслей промышленности в целом и обозначить позицию отдельных хозяйствующих субъектов с точки зрения их вклада в развитие территории.
В первую очередь следует выяснить, в каком состоянии находится территория по уровню собственных доходов и доле производимой продукций в общем объеме в регионе или стране. Затем оценить деятельность хозяйствующих субъектов исходя из их вклада в развитие территории. В основе подхода лежит обоснованное предположение, что чем больше хозяйствующий субъект вкладывает в развитие территории в сравнении с потреблением услуг, финансируемых из бюджета территории, и чем больше его доля в общем объеме производимой продукции, тем сильнее позиции хозяйствующего субъекта и весомее его вклад в развитие территории.
4. Эффективность государственного стимулирования хозяйствующих субъектов. В основе предлагаемого подхода лежит принцип сбалансированности потребления хозяйствующим субъектом услуг, финансируемых из бюджета, и степенью его финансовых вложений в развитие территории.
К общим критериям относится содействие: общей занятости, занятости целевых групп; росту уровня жизни, доходов и уменьшению расходов бюджета; росту сопутствующих отраслей; повышению устойчивости и структурной диверсификации местной экономики; формированию избранного имиджа и перспективной специализации; общему экономическому росту; воздействие на окружающую среду; нацеленность на реализацию стратегического направления.
Формирование программных мероприятий основывается на их отборе по указанным критериям, учитывающим влияние тех или иных факторов на развитие территории. По каждому разделу программных мероприятий группируются инвестиционные проекты и выводится значение общего специального критерия для каждого проекта. Для этого путем экспертных оценок определяется значимость каждого критерия с точки зрения развития территории. И на основании этого отбираются те инвестиционные проекты, которые удовлетворяют интересам развития региона.
Анализ региональной экономики
Статистическая база и источники информации регионального анализа. Направления анализа региональной экономики. Анализ межрегиональных связей и территориальной структуры экономики. Диагностика проблем и разработки тактики и стратегии регионального развития.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на https://www.allbest.ru/
1. Статистическая база регионального анализа.
2. Направления анализа региональной экономики.
3. Анализ межрегиональных связей и территориальной структуры экономики.
1. Статистическая база регионального анализа
Источники информации для регионального анализа. На первый взгляд, система государственной статистики полностью отвечает требованиям, выполнение которых необходимо для анализа региональной экономики. Но, поскольку в прежней централизованной системе регион не являлся в полном смысле экономическим субъектом, это отражается и на содержании региональной статистики. Сложившаяся структура статистической информации не настроена на системное описание экономики региона и на представление национальной экономики как системы взаимодействующих региональных экономик.
Главным методологическим направлением совершенствования региональной статистики сегодня является создание системы региональных счетов, совместимой с системой национальных счетов. Система национальных счетов фиксирует процессы производства и перераспределения конечного продукта и доходов. Нацстатком ведет расчет ряда показателей региональных счетов. В частности, рассчитывается валовый региональный продукт, расходы на конечное потребление, инвестиции в основной капитал, валовая добавленная стоимость, общий выпуск товаров и услуг. Особую ценность представляют расчеты ВРП, определяемого как разность между суммой выпуска и суммой промежуточного потребления.
Проблемы разработки системы региональных счетов. Разработка системы региональных счетов встречает следующие трудности.
1. Распределение между регионами затрат и результатов видов деятельности, присущих только национальной экономике (оборона, центральное управление, денежная эмиссия и т.п.), или же не имеющих четкой территориальной привязки (услуги внешней торговли, банков и т.п.).
2. Разделение экономических субъектов, действующих на территории региона, на резидентов и нерезидентов. В системе региональных счетов отдельного региона должна отражаться только деятельность резидентов.
3. Учет ввоза и вывоза товаров и услуг, а также движения денег. Статистика межрегионального обмена по своей полноте значительно уступает статистике внешней торговли, хотя степень открытости региональной экономики гораздо выше.
2. Направления анализа региональной экономики
Анализ различных аспектов экономики региона проводится с целью диагностики проблем и разработки тактики и стратегии регионального развития. Для анализа экономики регионов используются в основном те же макропоказатели, что и для анализа национальной экономики. Это валовый внутренний продукт, доходы населения, с учетом их покупательной способности, национальное богатство, сосредоточенное на территории региона, в том числе потребительское имущество. Для межрегиональных сопоставлений эти данные берутся в расчете на душу населения, одного трудоспособного или занятого. Стоимостные показатели сопоставляются с темпами инфляции.
В настоящий момент отечественными и зарубежными исследователями накоплен определенный опыт анализа социально-экономического положения регионов. Так, в США одной из распространенных форм оценки социально-экономического положения штатов и городов является ежегодная разработка так называемых статистических карт, содержащих четыре обобщающих индекса индекс экономической эффективности, индекс деловой жизнеспособности, индекс потенциала роста, налогово-фискальный индекс.
Получил распространение метод анализа региональной экономики через сравнение конкурентных преимуществ. В этом случае оценка уровня развития территории производится на основе таких критериев как доступ к ресурсам, географическое положение, квалификация рабочей силы, наличие и стоимость помещений, развитие региональной финансовой системы, политика местной администрации, качество жизни. Вместе с тем, механическое использование этого опыта не представляется целесообразным, так как ориентация только на традиционные статистические показатели (уровень безработицы, производительность труда, объем промышленного производства и т.д.), без учета специфики их интерпретации, не позволяет в полной мере отразить объективные особенности трансформирующейся экономики.
В российской экономической науке существенный вклад в развитие представлений о методах прогнозирования и моделирования территориальной социально-экономической динамики внесли работы представителей научной школы Института экономики и организации промышленного производства СО РАН (В. П. Бусыгина, б. Н. Киселева, Л. И. Полищука, В.И. Суслова, А. С. Маршаловой, Н.И. лариной, и др.), под руководством академика А. Г. гранберга. в качестве объекта исследования, здесь, как правило, выступают крупные территориальные объекты области, республики, экономические районы.
Обобщение накопленного опыта позволяет сделать вывод о существовании инвариантных элементов содержания анализа социально-экономического развития региона. Ими являются:
· анализ развития региона как элемента социально-экономической системы страны;
· анализ экономического развития региона;
· анализ социального развития региона;
· интегральная оценка уровня социального и экономического развития региона.
В ходе анализа развития региона как элемента социально-экономической системы страны выявляется историческая преемственность его внешних функций, степень асимметричности регионального развития, особенности экономико-географического положения и роль региона в развитии национальной экономики и национальной системе расселения.
Анализ экономического развития региона как самостоятельного хозяйствующего субъекта предполагает оценку темпов экономического роста, анализ структуры экономики региона, анализ финансово-экономической эффективности хозяйственной деятельности региона в целом и ключевых подсистем региональной экономики.
Анализ социального развития включает в себя характеристику ситуации в сфере занятости, и сравнительную оценку качества жизни населения региона. Важность сравнительной оценки качества жизни населения определяется высоким влиянием на социально-психологический климат в регионе субъективных оценок о минимально необходимом уровне удовлетворения потребностей.
Интегральная оценка уровня социального и экономического развития позволяет обобщить полученную информацию в форме нескольких интегральных показателей, что позволяет формировать различные рейтинговые системы, осуществлять сравнительные сопоставления, выделять ключевые проблемы регионального развития.
региональный экономика анализ развитие
3. Анализ межрегиональных связей и территориальной структуры экономики
Типологизация регионов. Важным элементом регионального анализа является построение типологий регионов. Точная типологизация необходима как для системного описания и диагностики социально-экономического положения регионов, так и для осуществления задач государственной региональной политики. Наиболее распространенной является типологизация на основе исходного состояния и динамики определенного индикатора. Она осуществляется в следующей последовательности:
· рассчитывается средняя величина показателя;
· выделяются регионы, в которых наблюдаемый показатель выше среднего и ниже среднего.
Оценка степени развития межрегиональных связей. Формами межрегиональных связей являются обмен товарами и услугами, миграция населения, финансовые потоки, информационный обмен. Их оценка осуществляется путем выделение внутрирегионального потребления, межрегионального вывоза и ввоза, экспорта и импорта. По каждой из вышеназванных форм внутрирегиональных связей проводятся подобные расчеты.
Анализ структуры экономики региона. Анализ отраслевой структуры экономики региона проводится на основе показателей выпуска, валовой добавленной стоимости и занятости.
Отраслевая структура экономики региона определяется как доля каждой отрасли региона в общем объеме выпуска.
Территориальная структура экономики региона определяется как доля каждого региона в общеотраслевом объеме производства.
Для характеристики роли отраслей региона в национальной экономике применяются коэффициенты локализации или специализации производства.
Анализ территориальной структуры экономики позволяет оценить, как осуществляется распределение по территории населения, национального богатства, производства, потребления, доходов и т.п.
1. А.Н. Аюпов, А.А. Абдурашитов, Н.А.Бровко Региональная экономика, Бишкек 2007.
2. Региональная экономика. Основной курс: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. — М.: ИНФРА — М, 2005. — 686с.- (Высшее образование).
3. Региональная экономика / Под ред. Т.Г. Морозовой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. С. 38.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Исследование проблем взаимосвязи региональной экономики и региональной политики. Статистический анализ региона. Характеристика региона и его социального развития. Индекс человеческого развития. Причины неравенства доходов населения и безработицы.
контрольная работа [46,5 K], добавлен 27.09.2010
Понятие и основные цели региональной политики. Проведение анализа показателей регионального развития республики Казахстан, а именно валового регионального продукта регионов, доходов и расходов населения и инвестиционной привлекательности областей.
курсовая работа [48,5 K], добавлен 25.11.2010
Регулирование экономики региона как одна из главных функций региональной власти. Специфика системного анализа межрегиональных экономических взаимодействий. Особенности регионального менеджмента в условиях формирования региональных отношений в экономике.
реферат [24,1 K], добавлен 11.12.2009
Общие положения проведения анализа экономического потенциала региона. Особенности оценки природно-ресурсного потенциала и социально-экономического развития Красноярского края. Анализ валового регионального продукта, его роль в долгосрочном планировании.
контрольная работа [99,4 K], добавлен 19.11.2016
В основу региональной экономики входят балансы регионального производства и потребление основных видов продукции. Экономико-математическое моделирование. Метод системного анализа. Закономерности, принципы и факторы развития и размещения производства.
методичка [90,0 K], добавлен 29.01.2009
Структура и функционирование региональной экономики. Производственно-функциональные, географические, градостроительные, социологические критерии региона. Производительные силы региона и комплексность хозяйства. Определение региональной специализации.
курсовая работа [41,0 K], добавлен 29.05.2016
Предпосылки для формирования региональной экономики в условиях планового хозяйства. Адаптация науки к рыночным отношениям. Разработка и реализация территориальных схем в 70-х – 80-х годах для решения проблемы государственной региональной политики.
контрольная работа [23,8 K], добавлен 14.11.2013
Создание целостной картины экономики региона, ее динамика и история. Элементы системы региональной экономики. Комплексная структура и особенности функционирования при движении к цели. Устройство и связь с окружающей средой. Развитие системы во времени.
контрольная работа [43,4 K], добавлен 28.08.2012
Изучение проблемы неоднородности экономического пространства России. Характеристика кластерной стратегии развития региональной экономики как метода исследования воспроизводственного потенциала области, рассмотрение эволюции ее отраслевой структуры.
контрольная работа [607,8 K], добавлен 15.05.2010
Природно-ресурсный потенциал Томской области. Население как главный фактор развития экономики. Доля Валового Регионального продукта (ВРП) в экономике области. Анализ территориальной структуры экономики. Проблемы и перспективы развития Томской области.
курсовая работа [83,7 K], добавлен 22.11.2010