Постановление правительства москвы 911
Правительство москвы постановление от 21 ноября 2006 г n 911-пп об утверждении московских городских строительных норм
от 21 ноября 2006 г. N 911-ПП
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ
(МГСН) 4.07-05 «;ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ»;
На основании статьи 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Закона города
Москвы от 3 октября 2001 г. N 64 «;О градостроительных нормативах и правилах города Москвы»;, в
соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «;Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03″;, введенных в действие
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 марта
2003 г. N 24, Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 декабря 2006 г. Московские городские строительные
нормы (МГСН) 4.07-05 «;Дошкольные образовательные учреждения»; (приложение).
2. Опубликовать настоящее постановление в установленном порядке.
3. Признать утратившим силу распоряжение первого заместителя Премьера Правительства
Москвы от 8 мая 1996 г. N 572-РЗП «;Об утверждении Московских городских строительных норм
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя
Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И.
к постановлению Правительства
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.
от 21 ноября 2006 г. N 911-ПП
¦ Правительство ¦ Московские городские ¦ МГСН 4.07-05 ¦
ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
¦ Внесены ¦ Утверждены ¦ Срок ¦
¦ Москомархитектурой ¦ постановлением ¦ введения в действие ¦
¦ ¦ Правительства Москвы ¦ с 01.12.2006 ¦
¦ ¦ от 21.11.2006 N 911-ПП ¦ ¦
1. Разработаны на основе МГСН 4.07-96 «;Дошкольные учреждения»; ФГУП «;Институт
общественных зданий»; — канд. архитектуры Смывина Л.А. — автор и руководитель работы; канд.
архитектуры Гарнец А.М. — общая редакция, ГУП МНИИТЭП — арх. Каптерев К.В., Департамент
образования города Москвы — пед. Широкова Г.К., пед. Мазурчик А.И., Минобразования Российской
Федерации — канд. психологии Стеркина Р.Б., канд. архитектуры Решетникова Н.В., НИИ гигиены и
профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГК Санэпиднадзора Российской
Федерации — канд. мед. Воронова Б.З., канд. мед. Белявская В.И., МГЦ Госсанэпиднадзора — сан. врач
Синякова Н.В., сан. врач Пронина Л.И., УГПС ГУВД г. Москвы (инж. Жиряков В.С., инж. Люликов
Настоящая редакция разработана ФГУП «;Институт общественных зданий»; — канд. архитектуры
Смывина Л.А. — автор и руководитель работы, канд. архитектуры Гарнец А.М. — научная редакция,
при участии арх. Тюричевой М.Н., канд. архитектуры Исаевой Т.А.; Департамент образования города
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.
Москвы — пед. Цапенко М.М., пед. Левина Н.Н.; ТУ Роспотребнадзора по городу Москве — сан. врач
Синякова Д.В.; ФГУЗ «;Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве»; — сан. врач Молдованов В.В.,
сан. врач Шрамкова Н.А.; ГУ МЧС России по городу Москве — инж. Пугачев Р.А.; Государственная
экологическая экспертиза — гл. спец. Клюева С.О., гл. спец. Агаркова М.Г.
2. Внесены Москомархитектурой.
3. Подготовлены к утверждению и изданию Управлением перспективного проектирования и
4. Согласованы с Департаментом образования города Москвы, Управлением по
технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору по городу Москве, ГУ МЧС России по городу Москве,
Мосгосэкспертизой, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города
Москвы, ТУ Роспотребнадзора по городу Москве.
5. Приняты и введены в действие постановлением Правительства Москвы от 21.11.2006 N 911-
1. Область применения
1.1. Настоящие нормы разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 10
июля 1992 г. N 3266-1 «;Об образовании»; (в редакции Федерального закона от 6 июля 2006 г. N 104-
ФЗ); постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 677 «;Об
утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»; (с изменениями и
дополнениями от 14 февраля 1997 г.); постановлением Правительства Российской Федерации от 19
сентября 1997 г. N 1204 «;Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для
детей дошкольного и младшего школьного возраста»;; санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормами СанПиН 2.4.1.1249-03 «;Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;.
Настоящие нормы разработаны для города Москвы и распространяются на проектирование
вновь строящихся и реконструкцию существующих зданий всех видов дошкольных образовательных
учреждений независимо от их форм собственности.
1.2. Настоящие нормы устанавливают основные положения и требования к проектированию,
планировке и оборудованию участков территории, к объемно-планировочному решению, составу и
площадям помещений, освещению, инженерному оборудованию и внутренней среде зданий
дошкольных образовательных учреждений.
2. Нормативные ссылки
2.1. В настоящих нормах приведены ссылки на следующие документы:
СНиП 2.07.01-89* «;Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.
СНиП 2.08.02-89* «;Общественные здания и сооружения»;;
СНиП 23-05-95 «;Естественное и искусственное освещение»;;
СНиП 2.04.01-85* «;Внутренний водопровод и канализация зданий»;;
СНиП 21-01-97* «;Пожарная безопасность зданий и сооружений»;;
СНиП 31-01-2003 «;Здания жилые многоквартирные»;;
СНиП 35-01-2001 «;Доступность зданий для маломобильных групп населения»;;
СНиП II-12-77 «;Защита от шума»;;
МГСН 1.01-99 «;Нормы и правила проектирования планировки и застройки Москвы»; (ТСН-3-
МГСН 4.06-03 «;Общеобразовательные учреждения»; (ТСН 31-306-2004);
ВСН 59-88 «;Электрооборудование жилых и общественных зданий. Нормы проектирования»;;
СанПиН 2.4.1.1249-03 «;Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;;
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «;Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация
предприятий, сооружений и иных объектов»;;
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «;Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите
помещений жилых и общественных зданий и территорий»;;
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «;Гигиенические требования к естественному, искусственному и
совмещенному освещению жилых и общественных зданий»;;
СП 2.3.6.1079-01 «;Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного
питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного
НПБ 88-2001 «;Установки пожаротушения и сигнализации»;;
ПУЭ «;Правила устройства электроустановок»; (7-е издание, 2003 г.).
3. Основные положения
3.1. Дошкольные образовательные учреждения (далее в тексте — ДОУ) предоставляют
педагогические и медицинские услуги по воспитанию, обучению, уходу и присмотру за детьми от 2
месяцев до 7 лет, а также методическую помощь родителям или лицам, их замещающим, на основе
утвержденных программ воспитания и обучения.
Все виды ДОУ по Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении
начинаются с традиционного названия «;Детский сад»;. В настоящих нормах, как и в официальных
документах Департамента образования города Москвы, наименование дошкольного образовательного
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.
учреждения «;Детский сад»; может применяться как официальный термин, адекватный ДОУ.
3.2. Настоящими нормами устанавливаются требования к проектированию зданий следующих
видов государственных, частных (и иных негосударственных) ДОУ (в соответствии с
классификацией Департамента образования города Москвы):
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких
направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического,
физического и др.);
детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной
коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-
гигиенических оздоровительных мероприятий и процедур;
детский сад комбинированного вида (на основе сочетания детских групп с вышеназванными
направлениями обслуживания в любом сочетании);
центр развития ребенка — детский сад физического и психического развития, поддержки и
оздоровления всех воспитанников.
3.3. Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего
школьного возраста предусматриваются также следующие виды государственных и частных
начальная школа — детский сад;
начальная школа — детский сад компенсирующего вида — с осуществлением квалифицированной
коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся;
прогимназия — с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития
воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и
Требования настоящих норм распространяются только на дошкольные отделения этих видов
образовательных учреждений, а также на вопросы взаимосвязи и взаимоизоляции дошкольного и
школьного отделений внутри здания и на участке.
3.4. Дошкольные образовательные учреждения для детей с нарушениями развития могут
для воспитания и обучения детей с нарушениями слуха: глухих и слабослышащих;
для воспитания и обучения детей с нарушениями зрения: слабовидящих; с косоглазием и
для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых), глубокой умственной отсталостью
(только в возрасте старше 3 лет), задержкой психического развития;
для детей с нарушениями речи, фонетико-фонематическими нарушениями (только в возрасте
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.
для детей с туберкулезной интоксикацией;
для детей со сложными дефектами (2 и более дефекта).
3.5. Для различных видов дошкольных образовательных учреждений проектируются различные
архитектурные типы зданий и комплексов, отличающиеся общей вместимостью, режимом работы,
особенностью комплектации детских групп, размещением в структуре жилой застройки, возможной
кооперацией с общеобразовательной школой, а также возможной централизацией некоторых
функций и хозяйственных процессов.
Архитектурную типологию зданий и комплексов ДОУ, формирующих расчетную сеть (систему)
городских дошкольных образовательных учреждений системы Департамента образования города