Процедура свободной таможенной зоны
Таможенная процедура СТЗ
СТЗ – таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров Союза, в соответствии с которой такие товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.
СТЗ определяется самим резидентом, администрацией СЭЗ и согласовывается с таможней.
Требования к СТЗ: в пределы включаются только производственные, складские помещения и площадки для транспортных средств с товарами, а при обосновании – комнаты мастеров, технологов, выставочные залы и иные помещения.
Оборудование СТЗ: круглосуточная охрана (сигнализация, сторожа, видеонаблюдение), обозначение (разметка) на местности, КПП если СТЗ не может представлять собой единую территорию (состоит из сооружений, помещений, удаленных друг от друга).
Под таможенную процедуру СТЗ могут помещаться товары, ранее помещенные под иные таможенные процедуры
При помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не требуется.
Операции с товарами:
Потребление товаров, операции по переработке товаров, по изготовлению товаров, ремонту, по отбору проб и образцов, складирование (хранение, дробление, накопление); погрузка (разгрузка), операции для сохранности товаров (сортировка, упаковка, переупаковка, маркировка); операции по передаче прав владения, пользования, распоряжения товарами.
С разрешения таможенного органа допускается вывоз товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с территории СЭЗ без завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны в следующих случаях:
2) указанные товары вывозятся на остальную часть таможенной территории Союза для совершения операций по их техническому испытанию, исследованию, тестированию, проверке, в том числе предусмотренных производственным процессом, а также для их демонстрации в качестве образцов;
3) указанные товары вывозятся на остальную часть территории государства-члена, на территории которого создана СЭЗ, для совершения таможенных операций по завершению действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны в таможенном органе, правомочном в соответствии с законодательством государства-члена о таможенном регулировании совершать таможенные операции в отношении таких товаров;
4) указанные товары вывозятся на остальную часть территории государства-члена, на территории которого создана СЭЗ, для собственных производственных и технологических нужд. Условия, при которых допускается вывоз указанных товаров с территории СЭЗ в этом случае, а также часть территории государства-члена, на которую допускается такой вывоз, определяются Комиссией;
5) указанные товары вывозятся на остальную часть таможенной территории Союза для совершения операций по переработке (обработке) товаров, изготовлению товаров, включая сборку, монтаж, подгонку и иные операции, определяемые Комиссией, при условии, что на территории этой СЭЗ в отношении таких товаров отсутствуют условия и возможность совершения таких операций. Случаи и условия, когда допускается вывоз указанных товаров с территории СЭЗ в этом случае, определяются Комиссией.
При прекращении функционирования СЭЗ или территории, на которой применяется таможенная процедура СТЗ, при реализации инвестиционного проекта, оборудование, введенное в эксплуатацию, товары, использованные для создания объектов недвижимости, снимаются с таможенного контроля без помещения под иные таможенные процедуры без уплаты пошлин, налогов.
Завершение таможенной процедуры СТЗ:
иностранные товары вывозятся в неизменном состоянии за пределы таможенного союза – реэкспорт (без уплаты пошлин, налогов)
товары, изготовленные с использованием иностранных товаров, не признанные товарами Союза и вывозимые за пределы ТС – реэкспорт (без уплаты пошлин, налогов);
товары ТС вывозятся за пределы ТС- экспорт (уплата пошлин для ограниченного перечня товаров);
товары Союза выпускаются на территорию Союза в неизменном состоянии – реимпорт (без пошлин и налогов);
товары, изготовленные только из товаров Союза, не вывозимые за пределы Союза – реимпорт (без уплаты);
таможенный склад (без уплаты), переработка на таможенной территории (без уплаты), переработка для внутреннего потребления (с уплатой ввозных таможенных пошлин в отношении продуктов переработки), временный ввоз (допуск) (с условным, полным или частичным освобождением от уплаты платежей, с последующим реэкспортом), беспошлинная торговля (реализация товаров физ. лицам без уплаты таможенных пошлин), уничтожение (без уплаты), отказ в пользу государства (без уплаты).
Таможенные процедуры
Свободная таможенная зона (свободный склад)
В международной практике данная таможенная процедура применяется достаточно широко, поскольку, по своей сути, представляет собой особую модель взаимовыгодного сотрудничества государства и участников внешнеэкономической деятельности.
Содержание указанной модели заключается в предоставлении участнику внешнеэкономической деятельности таможенных льгот и льгот по внутреннему налогообложению, возможности осуществлять свою производственную и иную деятельность на территории свободной зоны, а также продавать свою продукцию на национальном или внешнем рынке. Государство, в свою очередь, получает прямую и косвенную прибыль от привлечения инвестиций как национальных, так и иностранных для развития производства и отдельных видов коммерческой деятельности. Создание свободных зон также способствует развитию торговли, созданию дополнительных рабочих мест, что благоприятно отражается на экономической и социальной сфере.
Источником международно-правового регулирования функционирования свободных зон является международная конвенция «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» (Киотская конвенция 1979 года).
К новой редакции Киотской конвенции Российская Федерация до настоящего времени не присоединилась, однако, основные принципы создания, функционирования и ликвидации свободных зон на территориях договаривающихся сторон, установленные в Специальном приложении «D» указанной конвенции, нашли отражение в российском законодательстве в виде специального таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада).
Одной из особенностей таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада) является то, что указанный таможенный режим не определяется Кодексом (в ТК РФ отсутствует даже понятие и содержание рассматриваемого таможенного режима), а устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада). Таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада) действует, поскольку глава 12 ТК РФ 1993 года не утратила силу, на основании положений «старого» ТК РФ до вступления в силу соответствующего Федерального закона, регулирующего правоотношения по применению рассматриваемых таможенных режимов.
В настоящее время ведется работа по подготовке и принятию федерального закона, определяющего общий порядок создания, функционирования и ликвидации территориальных образований с особым порядком налогообложения — особых (свободных) экономических зон, а также постановления Правительства Российской Федерации «О свободных складах».
Вместе с тем, анализ российского законодательства позволяет судить, что территории особых экономических зон и свободных складов все-таки включаются в таможенную территорию Российской Федерации и лишь ввезенные на такие территории товары для целей налогообложения рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации.
При всей схожести принципов функционирования свободных таможенных зон и свободных складов на территории Российской Федерации, в настоящее время существуют серьезные различия в содержании данных институтов. Такие различия вытекают из порядка их создания, особенностей функционирования и применения льготного таможенного режима. Таким образом, как представляется, целесообразно было бы рассматривать таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада) в двух направлениях: применительно к свободной таможенной зоне и применительно к свободному складу.
СВОБОДНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ЗОНА.
В настоящее время в России функционируют созданные на основании отдельных Федеральных законов от 10.01.2006 N 16-ФЗ (ред. от 27.11.2010 ) «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторый законодательные акты Российской Федерации» , «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» две Особые экономические зоны (Примечание: Срок действия документа ограничен 31 декабря 2014 года (статья 7 данного документа)).
На территориях указанных зон применяется льготный, по сравнению с действующим на остальной части таможенной территории Российской Федерации, режим налогообложения, в том числе при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, а также в связи с таким перемещением.
Следует отметить, что функционирующие на территории Российской Федерации особые экономические зоны позволяют лицам осуществлять достаточно широкий спектр операций с ввезенными товарами. На территории Калининградской области даже разрешена розничная торговля товарами.
Основной особенностью указанных зон является то, что при ввозе товаров на их территории допускается заявление любого таможенного режима, в зависимости от целей такого перемещения. То есть они представляют собой территориальные образования, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации, при ввозе на которые, наряду с общим порядком перемещения, применяется таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада).
В случае ввоза иностранных товаров и помещения их под таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада) применяется освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с таможенным законодательством и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При этом не вводится никаких ограничений права пользования и распоряжения такими товарами, за исключением необходимости использования таких товаров только в рамках границ территорий особых экономических зон.
Для целей ввоза товаров с территорий особых экономических зон на остальную часть таможенной территории Российской Федерации таможенный режим свободной таможенной зоны должен быть изменен на иной. При этом уплачиваются таможенные платежи, установленные в отношении вновь избранного таможенного режима.
Следует отметить, что в случае совершения с иностранными товарами, помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны, операций по переработке, в результате которой величина добавленной стоимости переработки составляет не менее 30 процентов, а для товаров, относящихся к электронике и сложной бытовой технике, — не менее 15 процентов, и такая переработка влечет изменение кода товара по таможенной классификации, товар считается произведенным в Особой экономической зоне. Товары, считающиеся произведенными в Особой экономической зоне, что подтверждается сертификатом о происхождении товара, и ввозимые на остальную часть таможенной территории (а также на территории стран таможенного союза), освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов. К указанным товарам не применяются меры экономической политики.
В отношении иностранных товаров, ввозимых на территорию Особой экономической зоны и затем вывозимых за границу (как с переработкой, так и без переработки), таможенные пошлины, налоги, а также сборы за таможенное оформление не взимаются, меры экономической политики не применяются. При этом указанный порядок налогообложения применяется только в случае заявления лицом таможенному органу о намерении вывезти товары еще при ввозе таких товаров на территорию Особой экономической зоны.
В Калининградской области бенефициаром таможенного режима свободной таможенной зоны может выступать любое российское лицо. Пользователями рассматриваемого таможенного режима в Магаданской области могут выступать только участники Особой экономической зоны — юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Особой экономической зоны, а также граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, и получившие регистрационные свидетельства участника. При этом в случае нарушения участником Особой экономической зоны законодательства Российской Федерации администрация Особой экономической зоны вправе аннулировать регистрационное свидетельство. Участники Особой экономической зоны обязаны вести учет ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых товаров и представлять администрации Особой экономической зоны и в таможенный орган отчетность. Любые изменения, происходящие с товарами в пределах Особой экономической зоны, должны отражаться в учетных документах.
Киотской конвенцией не допускается введение количественных ограничений на ввоз товаров на территории свободных зон. При ввозе иностранных товаров в Особые экономические зоны на территории Российской Федерации к отдельным видам товаров и услуг могут применяться меры экономической политики (меры по количественному государственному регулированию внешнеторговой деятельности). Квоты на отдельные виды товаров, ввозимые на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2000 № 526 (с изменениями внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2001 года N 830 (Российская газета, N 237-238, 04.12.2001); постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2002 года N 708 (Российская газета, N 185, 01.10.2002) ;постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2003 года N 460 (Российская газета, N 156, 07.08.2003); постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2004 года N 106 (Российская газета, N 40, 28.02.2004) «Об установлении на 2000-2005 годы количественных ограничений на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран в таможенном режиме свободной таможенной зоны, действующем на территории Особой экономической зоны в Калининградской области».
Свободный склад.
Принципы и характер функционирования свободных складов позволяют судить о том, что свободный склад представляет собой узкоспециализированную малую свободную зону.
В настоящее время указанный институт имеет применение только в сфере автомобильной промышленности, однако, как представляется, в будущем будет использован и для целей реализации крупномасштабных инвестиционных проектов в различных сферах экономики.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1998 № 413 «О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности»утверждено Положение об особенностях правового регулирования таможенного режима свободного склада.
Согласно положениям указанного постановления Правительства Российской Федерации свободный склад представляет собой автомобильный завод, имеющий ограждение по всему периметру, что обеспечивает невозможность поступления и изъятия товаров на/с территории свободного склада без контроля таможенных органов.
Свободный склад учреждается по решению Правительства Российской Федерации при условии наличия соответствующего соглашения на реализацию крупномасштабного инвестиционного проекта, продолжительность которого не может превышать семи лет и, как представляется, не может быть менее пяти.
Иностранные товары, представляющие собой автомобильные комплектующие для производства средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов, размещаются без уплаты таможенных пошлин и налогов на территории свободного склада, где происходит фактическая сборка готовой продукции — автомобилей.
Завершение таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада) в части, применимой к свободным складам, осуществляется выпуска для в свободное обращение (помещение под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления) произведенных средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов без уплаты таможенных пошлин и налогов при условии соблюдения количественных ограничений (квоты на очередной год функционирования устанавливаются Правительством Российской Федерации) и выполнения требований определения страны происхождения средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов при вывозе таких товаров с территории свободного склада.
Условия определения происхождения средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов:
Свободная таможенная зона
Свободная таможенная зона представляет собой специальный режим, который предусматривает беспошлинное перемещение через границу иностранных товаров. К такому грузу не применяются ограничения на ввоз или вывоз. Использование российских товаров регламентируется таможенным режимом экспорта. При этом компании вносят в казну только акциз и освобождаются от ввозных пошлин.
Решение о создании свободной зоны принимает правительство. Если в процессе ее функционирования будут нарушены законодательные нормы, то соответствующее решение отменяется и зона подлежит ликвидации на протяжении полугода.
Особенности функционирования
Главная особенность свободной зоны состоит в том, что помещенные под соответствующий режим товары рассматриваются с точки зрения таможенных платежей как находящиеся за пределами таможенной границы. При этом свободная зона остается частью российской территории и зоной таможенного контроля.
В ее пределах могут работать зарегистрированные компании и частные предприниматели, которые включены в специальный реестр резидентов. Попасть в него могут только лица, прошедшие регистрацию в соответствующем муниципальном образовании. Кроме того, нужно оформить соглашение с местным органом управления, в котором будет прописана их будущая деятельность.
Какие товары подпадают под специальный режим?
Под специальный режим подпадают товары предназначенные для:
- использования резидентами, в том числе и в коммерческих целях;
- иностранцев, которые заключили с резидентами соглашение, предусматривающее хранение груза на складе в пределах свободной зоны.
Если иностранный груз был переработан, результатом чего является увеличение его стоимости на 30% (электроники на 15%) и изменение кода классификации, то считается, что он произведен в свободной зоне. На этот товар выдается соответствующий сертификат происхождения и при его вывозе из свободной зоны предприниматель освобождается от уплаты пошлины. Кроме того, к такому грузу не применяются различные ограничения экономического характера.
Что касается иностранных товаров, которые были сначала ввезены в страну, а потом вывезены за ее пределы, то пошлины за их перемещение не взимаются. Причем неважно, подвергались они переработке или нет. Но условием применения специального таможенного режима является заявление декларанта о своем намерении впоследствии вывезти товар из страны.
Классификация свободных таможенных зон
Различают две разновидности свободных таможенных зон: портовую и логистическую зоны. Эти понятия являются относительно новыми для российского законодательства. Портовая зона представляет собой особую таможенную зону, расположенную в речном или морском порту. Также она может создаваться в аэропорту, выполняющем международные перевозки. Прилегающая к этим объектам зона также считается свободной. Исключение составляют территории, на которых возведены комплексы для обслуживания пассажиров.
Тогда как логистическая зона формируется на территории, которая непосредственно прилегает к пункту пропуска через границу. Отличительной чертой этой разновидности свободной зоны выступает тот факт, что ввезенные на ее территорию товары не подлежат декларированию. Если же груз пересекает границы свободной зоны, которая не относится к портовой или логистической, то сведения о нем необходимо внести в декларацию.
Свободная таможенная зона — это. Таможенная территория. Таможенный кодекс
Для решения стратегических задач современные государства часто создают на своей территории свободные (особые) экономические зоны. СЭЗ (ОЭЗ) могут располагаться в пределах и под юрисдикцией одной или нескольких стран, которые входят в состав союза. Однако они имеют особый статус, поскольку в них обеспечивается облегчение ведения предпринимательской деятельности для иностранных, а также национальных субъектов. В мировой практике свободная таможенная зона — это одна из широко используемых процедур. В пределах СТЗ иностранные товары могут располагаться на протяжении определенного периода времени без взимания пошлин и налогов, а также без применения к ним мер нетарифного регулирования.
Введение
Функционирование свободных зон регулируется международным законодательством, в частности Киотской конвенцией 1979 года. В Таможенном кодексе ТС ЕврАзЭС нашли отражение некоторые элементы ее новой редакции. Последняя вступила в силу 3 февраля 2006 года. Например, статья 202 ТК ТС ЕврАзЭС закрепляет такие виды процедуры, как СТЗ и свободный склад. В РФ действуют особые экономические зоны, созданные на основе федеральных законов. ОЭЗ представляют собой части территории России, которые отличаются юридическим статусом и льготными условиями ведения предпринимательской деятельности. В некоторых из них может применяться процедура СТЗ.
Основные цели и виды
В мировой практике основной задачей создания особых зон является решение общеэкономических, внешнеторговых, социальных и научно-технических проблем. Статья 3 Федерального закона «Об ОЭЗ в РФ» посвящена целям ОЭЗ. Среди них: развитие обрабатывающей промышленности, высокотехнологических отраслей, туризма, транспортной инфраструктуры, коммерциализация результатов научной деятельности и производство новых видов товаров.
К продукции на территории ОЭЗ могут применяться различные процедуры. Среди них свободная таможенная зона. Это процедура, при которой иностранная продукция не облагается налогами в течение определенного промежутка времени.
В мировой практике выделяют следующие цели создания ОЭЗ:
- Привлечение зарубежных инвестиций и передовых технологий.
- Создание рабочих мест, особенно для высококвалифицированных кадров.
- Апробация новых методов организации труда.
- Минимизация затрат.
- Улучшение доступа к объектам инфраструктуры.
- Снижение затрат на наем рабочих.
- Уменьшение количества административных барьеров.
- Развитие регионов и приближение производства к потребителю.
Существует несколько классификаций ОЭЗ. Основной считается группировка по видам хозяйственной деятельности. В этой классификации выделяют торговые, промышленные, технико-внедренческие, сервисные и комплексные ОЭЗ.
Таможенный режим свободной таможенной зоны: нормативная база
В пределах государственной границы России, Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана действует общий ТК ТС ЕврАзЭС. Также рассматриваемый вопрос регламентирует «Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории ТС и таможенной процедуры СТЗ». Понятие СЭЗ тождественно ранее принятому в РФ термину ОЭЗ. Однако срок существования последних не мог быть продлен.
Таможенная территория
Данное понятие является центральным для тем, связанных с международной торговлей и инвестированием, поскольку они предполагают пересечение товарами, услугами и капиталом государственных границ. Таможенная территория представляет собой все сухопутное, воздушное и водное пространство страны. Она может также включать искусственные острова, сооружения и установки. Согласно ТК ТС ЕврАзЭС таможенная территория включает сухопутное, воздушное и водное пространство России, Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана. В нее также включаются все искусственные острова, сооружения, установки, в отношении которых данные государства обладают исключительной юрисдикцией.
В законодательстве РФ
Таможенный кодекс ТС ЕврАзЭС (статья 202) включает СТЗ в систему процедур, применяемых в России. Всего их семнадцать. Заключает список специальная таможенная процедура. Правоотношения относительно функционирования особых (специальных) экономических зон регулирует федеральный закон «Об ОЭЗ в РФ» и «Соглашение о СЭЗ». Свободная таможенная зона – это отдельная процедура. Она не может применяться в некоторых видах СЭЗ. Перемещение товаров из и в СТЗ производится с разрешения таможенных органов. Продукция может находится здесь на протяжении всего срока существования СЭЗ.
Не утратили свою актуальность и три ранее принятых закона:
- «Об ОЭЗ в Калининградской области».
- «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
- «Об ОЭЗ в Магаданской области».
Операции с товарами
Как мы уже говорили, свободная таможенная зона – это отдельная процедура в рамках СЭЗ. Ее регламентация содержится в нормативно-правовой базе ТС ЕврАзЭС. Ввоз товаров на территорию склада возможен только после того, как резидент предоставил сведения о них в письменной форме. На территории СТЗ можно осматривать и измерять товары, а также предпринимать все необходимые действия для обеспечения их сохранности. При условии наличия соглашения об осуществлении деятельности в СЭЗ уполномоченные в отношении продукции лица могут проводить обработку продукции, ее сборку, подготовку к транспортировке и дальнейшей продаже. В отношении товаров могут совершаться сделки, которые предусматривают передачу прав собственности на них.
Значение для отечественной экономики
В развивающихся странах свободная таможенная зона – это в первую очередь источник роста. Она помогает национальной экономике выйти на новую ступень индустриализации промышленности, позволяет производимым товарам продаваться за границей. В развитых странах таможенный кодекс может ставить приоритетом создания СТЗ укрепление отдельных регионов и отраслей. То есть данный режим рассматривается ими в качестве способа сбалансирования экономики.
Таможенная процедура «свободная таможенная зона» в РФ имеет свои особенности. В прошлом эксперты часто отмечали политизированность использования СТЗ в ущерб их экономической сущности, непоследовательность и отсутствие четкой стратегии их создания. Поэтому иногда в России можно было даже говорить о негативном влиянии некоторых свободных таможенных зон на развитие регионов. Местные товары оказывались просто не в состоянии конкурировать с дешевой беспошлинной импортной продукцией.
Для того чтобы СТЗ приносили пользу экономике, в государстве должны быть подготовлены составляющие инфраструктуры, производственные мощности и правовая база. Зарубежная практика применения процедуры позволяет говорить о необходимости разработки четких целей и задач создания подобных зон. Нужно понимать, что бездумное копирование иностранных моделей является недопустимым. Условия и проблемы в каждом государстве отличаются, поэтому шаблоны оказываются малоэффективными и могут даже привести к дискредитации самой идеи создания СТЗ.
Проблемы
Анализируя мировой опыт, можно выделить несколько ошибок в создании СТЗ. Среди них:
- Отсутствие четкой проработки целей и задач функционирования СТЗ.
- Смешение внешнеэкономического и инвестиционного аспекта.
- Отсутствие отдельной государственной властной структуры, которая бы регулировала ввоз товаров на территорию СТЗ.
- Завышенный масштаб землеотвода под создание свободных таможенных зон.
- Отсутствие подготовительного периода, в течение которого в регионе налаживается хозяйственная инфраструктура, и финансово-экономического обоснования создания СТЗ в конкретном регионе.
Сложные моменты в РФ
Кроме того, в России существует целый ряд внутренних проблем, которые препятствуют успешному функционированию свободных таможенных зон на благо страны. Самыми главными среди них считаются следующие:
- В РФ пока не созданы комфортные условия для работы иностранных специалистов.
- Высокий уровень риска при инвестировании.
- Гораздо более продолжительные сроки окупаемости проектов по сравнению с развитыми странами.
- Недостаточность гарантий возврата вложенных инвестиций.
- Проблема переработки продукции, которая ориентирована на экспорт.
- Неэффективное транспортное сообщение с удаленными регионами, что делает продукцию последних неконкурентоспособной.
- Демографические проблемы.
Перспективы развития режима в РФ
Опыт зарубежных стран показывает, что основной проблемой при создании ОЭЗ является неправильный выбор местоположения зоны, неэффективные институциональные связи между государственными органами, причастными к функционированию льготных режимов, и неразвитость базовых элементов инфраструктуры (транспорта, электроснабжения, телекоммуникаций). Нужно понимать, что сам по себе регион после начала применения процедуры СТЗ развиваться не начнет. Зоны социального плана нужно выделять отдельно. Также важно уменьшать количество административных барьеров. Бумажная волокита и бюрократия никогда не способствуют успешному функционированию свободных таможенных зон. Важна и последовательность политического курса государства, свидетельством чего является и продолжительность предоставления льгот. Мировая практика показывает, что при создании СТЗ нужно руководствоваться следующими принципами:
- активизация предпринимательства;
- прибыльность инвестирования;
- конкурентоспособность бизнеса по сравнению с другими территориями благодаря современным формам и методам организации деятельности;
- единство предпринимательской и управленческой инициативы, соответствие структуры ОЭЗ реальным экономическим условиям;
- наличие проработанной законодательной базы.
Выводы
Подводя итог, можно сказать, что СТЗ является действенным инструментам инвестиционной и инновационной политики. Данная процедура может быть успешно использована для развития государства и сбалансирования хозяйства его отдельных регионов. Однако важно рациональное и последовательное установление этого режима. Только в этом случае создание СТЗ может способствовать стабильности экономической системы. Административно-правовой контроль в свободных таможенных зонах должен быть направлен на обеспечение равного доступа к инфраструктуре всех субъектов, защиту конкуренции, а также на обеспечение благоприятного климата для инвестирования.
В РФ формирование СТЗ может стать достаточно перспективным направлением международного сотрудничества. Такие зоны могут привести к притоку иностранных инвестиций, укрепить экономический и научный потенциал государства. Однако в РФ существуют и проблемы, связанные с применением данной процедуры. Для их устранения необходимо совершенствование инфраструктуры, улучшение законодательной базы (первым шагом стало принятие ТК ТС ЕврАзЭС) и проработка стратегии создания СТЗ. При разрешении указанных проблем свободные таможенные зоны могут стать одним из инновационных инструментов государственной политики развития экономики.