Дтп при лизинге
Лизинг автомобиля: за последствия ДТП отвечает лизингодатель
Если лизингодатель не выполнил взятой на себя обязанности по страхованию переданного в лизинг автомобиля, он обязан возместить лизингополучателю убытки, возникшие в результате ДТП, произошедшего по вине работника лизингополучателя (постановление Президиума ВАС РФ от 25.12.2012 № 10008/12).
Между двумя организациями был заключен договор финансовой аренды. По его условиям лизингодатель передает в лизинг автомобиль на 26 месяцев, а лизингополучатель принимает его в пользование и выплачивает лизинговые платежи. Дата последнего платежа по договору — 15 декабря 2010 г. В течение 14 рабочих дней с даты исполнения лизингополучателем платежных обязательств лизингодатель обязан передать право собственности на предмет лизинга лизингополучателю. После этого договор прекращает свое действие.
Лизингодатель должен застраховать автомобиль по рискам «Угон», «Ущерб», «Пожар» на весь срок действия договора лизинга до момента передачи автомобиля в собственность лизингополучателю. В случае наступления страхового случая, страховое возмещение получает лизингодатель, который за вычетом просроченных платежей по договору и начисленных пеней, штрафов перечисляет это возмещение лизингополучателю. Суммы лизинговых платежей включают в себя и сумму страховки.
Лизингополучатель выполнил все свои обязательства по договору лизинга в части уплаты лизинговых платежей досрочно — 19 октября 2010 г.
Впоследствии (14 ноября 2010 г.) водитель (работник лизингополучателя), не справившись с управлением, попал в ДТП, в результате которого автомобиль получил повреждения. На момент аварии автомобиль все еще находился в собственности лизингодателя, при этом страховка на него уже закончилась (срок договора страхования истек 9 октября 2010 г.). Новый договор страхования лизингодатель не заключал.
Лизингополучатель, полагая, что неисполнение лизингодателем обязанности по страхованию автомобиля причинило ему убытки, обратился с иском в суд о взыскании с лизингодателя стоимости восстановительного ремонта автомобиля.
В суде лизингодатель просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку на момент ДТП собственником автомобиля лизингополучатель не являлся. Авария произошла по вине работника лизингополучателя, поэтому он и должен был произвести ремонт за свой счет.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования лизингополучателя. Он исходил из того, что истец имеет страховой интерес, поскольку является лизингополучателем автотранспортного средства и ему причинены убытки в том имуществе, которое он полностью оплатил.
Однако апелляционный суд в удовлетворении иска отказал. Он указал, что в соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В данном случае вред автотранспортному средству причинен водителем, а не ответчиком. Непосредственная причинная связь между бездействием лизингодателя, не осуществившего страхование предмета лизинга после 9 октября 2010 г., и наступившими повреждениями автомобиля в результате ДТП, отсутствует.
Суд кассационной инстанции поддержал выводы апелляционного суда.
Передавая дело на рассмотрение в Президиум ВАС РФ, коллегия судей отметила следующее.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом.
В рассматриваемом случае лизинговая компания приняла на себя обязательства как по страхованию транспортного средства, так и по перечислению при наступлении страхового случая полученной от страховщика страховой выплаты исправному лизингополучателю. Последний имеет законный имущественный интерес в получении данных денежных средств, так как заинтересован в приведении предмета лизинга в надлежащее состояние. Это обусловлено тем, что именно на лизингополучателе лежит обязанность по обеспечению сохранности имущества (п. 3 ст. 17 Федерального закона от 29.10.98 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»).
Цель, ради которой заключается договор имущественного страхования от риска повреждения имущества, заключается в получении страховой выплаты, компенсирующей полностью либо частично возникшие при наступлении страхового случая негативные последствия в застрахованном имуществе. Поэтому сам по себе факт, что ДТП произошло по вине работника лизингополучателя, не свидетельствует о невозможности заблаговременной минимизации последствий риска повреждения автомашины посредством страхования. О чем в данном случае и договорились лизингодатель и лизингополучатель.
Невыполнение лизингодателем обязанности по страхованию автомашины привело к образованию у лизингополучателя убытков. Ведь он не получил денежные средства на ремонт, на которые имел все основания претендовать при должном исполнении условий договора лизинга.
Лизингодатель в составе лизинговых платежей уплачивал в том числе средства в счет возмещения расходов по страхованию автомашины.
Согласно договору лизинга автомашина подлежала страхованию на период до момента их передачи в собственность лизингополучателю, а переход права должен был быть оформлен после внесения лизингополучателем всех предусмотренных сделкой платежей.
Срок последнего платежа по договору лизинга приходился на 15 декабря 2010 г. Поэтому лизингополучатель был вправе рассчитывать на то, что договор имущественного страхования будет заключен лизингодателем по меньшей мере на срок до этой даты.
Страховой случай наступил 14 ноября 2010 г., то есть до 15 декабря 2010 г. При этом на момент ДТП титул собственника в отношении поврежденного транспортного средства лизингополучателю передан не был. Эти обстоятельства в совокупности не позволяют прийти к выводу об отпадении к моменту аварии договорного обязательства лизингодателя по страхованию.
В результате Президиум ВАС РФ решения судов кассационной и апелляционной инстанций отменил и оставил в силе решение суда первой инстанции.
ДТП на лизинговом автомобиле. Что делать?
Дорожные происшествия случаются даже с самыми внимательными и аккуратными водителями. Нужно всегда помнить, что автомобиль в лизинге застрахован по каско. Чтобы по страховке получить возмещение причиненного в аварии ущерба, нужно обязательно обратиться в страховую компанию. А что необходимо делать, если виновником ДТП стали именно вы? В этой статье мы будем разбираться, когда нужно уведомить страховщиков и что может случиться, если сделать это позже регламентированных сроков.
Сообщать о происшествии на дороге важно всегда
В договоре страхования указаны сроки и способы уведомления СК (страховой компании) об автомобильной аварии и наступлении страхового случая. Если не сделать это вовремя, страховая компания имеет полное право отказаться выплачивать компенсацию или потребовать выполнить регрессные требования. Все это прописано в законе «Об ОСАГО» и в ГК РФ.
Если виновником ДТП стали вы
Если авария произошла по вашей вине, вы обязаны уведомить об этом свою страховую компанию. При этом стоит обязательно сообщить о том, что именно вы и ваши действия стали причиной ДТП.
Страховщик потребует от вас следующую информацию:
- Место, где случилась авария.
- Точное время происшествия.
- Количество машин, которые стали участниками ДТП.
- Данные автомобилей — марка, гос. номера.
- Число пострадавших и их состояние.
Страховщик дает четкие инструкции — как и что нужно делать. Во многих крупных городах у СК есть страховые комиссары, которые выезжают на место аварии и принимают участие в оформлении дорожного происшествия.
Возмещение убытков
Оформить ДТП по Европротоколу можно в случае, когда произошла небольшая авария без жертв и пострадавших. Ущерб в таком случае должен быть не больше 100 000 рублей. При этом отсутствуют разногласия по поводу размера компенсации и виновников ДТП. Сообщить в страховую будет нелишним, но выплата денежной компенсации возможна по упрощенной схеме.
В законе «Об ОСАГО» говорится о том, что виновник и пострадавший должны сообщить своим СК о ДТП в течение пяти суток после наступления страхового случая. Первый должен направить своему страховщику копию извещения о ДТП, а второму нужно добавить к копии заявление о возмещении причинённого ущерба. Это заявление разрешает пострадавшему в ДТП обращаться к своему страховщику для покрытия убытков при условии:
- Если в аварии не пострадали пассажиры и пешеходы.
- Вина водителей не определена.
- В происшествии были задействованы только 2 транспортных средства.
- У виновника аварии есть ОСАГО.
Если ДТП было зафиксировано без представителей ГИБДД, виновник и пострадавший в аварии должны показать свои автомобили страховщикам в течение пяти рабочих дней.
При этом ремонтировать пострадавшие в ДТП транспортные средства или утилизировать их разрешается только по истечении 15 суток. Чтобы сделать это раньше, требуется получить от страховщика письменное разрешение на восстановительные работы.
По Европротоколу виновнику ДТП можно выставить регрессное требование на таких основаниях:
- Страхователь не сообщил СК об аварийном происшествии в точно оговоренные в законе сроки — в течение 5-ти дней.
- Страхователь начал ремонтные работы или утилизировал транспортное средство в течение 15 дней после аварии, и поэтому установить реальный размер ущерба и повреждений нет возможности.
Как можно оповещать страховщика о ДТП
- Телефонный звонок. Это первое действие после наступления страхового случая на дороге. Но здесь есть риск. Часто сложно доказать тот факт, что вы вовремя обратились в страховую компанию. Только крупные страховщики ведут запись телефонных звонков, поэтому здесь всегда есть возможности для махинаций. Обязательно попросите сотрудника, с которым вы говорите по телефону, назвать его имя и должность.
- Письмо по почте. Составьте 2 экземпляра заявления. Одно отправьте письмом с уведомлением. Или пошлите сообщение по факсу — это тоже допустимый способ извещения СК.
Чтобы подать документы на выплату по страховке, обращайтесь лично или по почте. Также у вас есть возможность послать в офис страховщика своего представителя, на имя которого оформлена доверенность.
Оповещать свою страховую компанию всегда обязаны не только невиновные участники ДТП, но и виновники дорожной аварии. Если пренебречь этой обязанностью вам могут выдвинуть регрессные требования как безответственному страхователю. Стоит также не забывать, что пока машина находится в ремонте, ежемесячные выплаты за лизинг автомобиля должны оплачивать по установленному в договоре графику.
Дтп машина в лизинге
1.1. Возмещение получит лизинговая компания, т.к. она является собственником авто.
П. 18. постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58: Право на получение страхового возмещения в связи с повреждением имущества принадлежит потерпевшему — лицу, владеющему имуществом на праве собственности или ином вещном праве. Лица, владеющие имуществом на ином праве (в частности, на основании договора аренды) либо использующие имущество в силу полномочия, основанного на доверенности, самостоятельным правом на страховую выплату в отношении имущества не обладают (абзац шестой статьи 1 Закона об ОСАГО).
2.1. Это одно из оснований для подачи заявления на рассрочку, поэтому написать стоит, за банк мы решать тем не менее не можем.
С уважением!
3.1. Леонид, здравствуйте!
Нет, иск Вы можете предъявить только к ИП.
Могу написать Вам иск (на платной основе). Пишите мне в личные сообщения!
4.1. Обращайтесь за юридической помощью к адвокату.
5.1. Вы можете заявить, не факт, что суд удовлетворить.
5.2. Лизингодатель не может быть соответчиком, вы можете обратиться с иском к лицу, причинившему вред, и взыскать убытки в той части, в которой они не были покрыты из страховой выплаты. Звоните, помогу!
6.1. Если есть вина страховой компании, которую Вы можете подтвердить документально, то Вы можете требовать возмещение убытков. Это закреплено в статье 15 ГК РФ. Вам необходимо подготовить подробную претензию в страховую, затем в суд.
7.1. Просить конечно Вы можете, но законных оснований не имеете. Лизингополучатель несет ответственность за риски связанные с использованием имущества используемого по лизингу..
Если Дтп не по вашей вине то убыток полученный в результате должен возмещать он.
А отсрочка и прочее возможно по дополнительному соглашению с лизингодателем. Сумеете убедить получите преференцию. а не сумеете, только консультацию с 9111. Но удачи Вам! Стучитесь и Вам откроют!
8.1. Конечно это не исключено, если вы признаны виновным в случившемся.
Чтобы сказать наверняка, нужно видеть все документы по делу.
Желаю Вам удачи и всех благ!
9.1. По идее возмещать ущерб должен непосредственный виновник ДТП-водитель, либо его работодатель, если он выполнял трудовую функцию. Указывайте ответчиками всех: водителя, собственника, таксопарк и выбирайте удобную подсудность. Пусть потом сами носят доказательства кто из них там виноват и суд сам с кого надо взыщет.
10.1. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Нужно ознакомится с договором лизинга ст.420,421 ГК РФ.
10.2. Зависит от того, кто выгодопреобретатель по договору страхования. Стороны по договору лизинга и, соответственно, их мнение, правового значения не имеют.
11.1. Чем раньше обратитесь тем лучше. Учтите, что предусмотрены маленькие сроки для обращения. В любом случае страховая должна Вам дать все пояснения в течении суток с момента обращения.
В случае возникновения сложностей обращайтесь.
С Уважением, юристы Тороповы!
12.1. День добрый.
Данные о собственнике транспортного средства указываются в справке о ДТП.
Требование по оформлению страховки ОСАГО идет не по договору лизинга, а по закону об ОСАГО.
Опять же, если страховка не была оформлена в любом случае, нужно понимание — кем виновник ДТП являлся по отношению к собственнику (работник или нет).
Лучше предъявлять одновременно к виновнику ДТП и собственнику ТС.
13.1. Людмила!
Банкротство для Вас в этой ситуации действительно выход.
Скажите, а долг сколько по грузовику? 500 тысяч не достигает?
Как вариант, попробуйте пока договориться об отсрочке платежей с лизингодателем.
В противном случае он обратиться в суд и с Вас будут удерживать определенные суммы по исполнительному производству.
13.2. нужно смотреть договор лизинга, форс-мажорные обстоятельства в нем и случаи расторжения договора лизинга. Если уничтожение авто в дтп к ним относится, то требовать расторжения договора в одностороннем порядке, если нет, то только ждать выплаты страховки.
14.1. Рассмотрите вопрос о своем банкротстве, потому что у вас возникнут долги по налогам, страховым взносам или перед контрагентами.
15.1. Так как автомобиль принадлежит юридическому лицу, то и претензия должна исходить от имени юридического лица, а водитель может просто возить документы в страховую коммпанию.
16.1. Если Вы работали по трудовому договору, то однозначно не правы. В соответствии со ст. 138 ТК РФ размер удержаний не может превышать 20 % при каждой выплате з/п. Если же Вы работали по ДГПХ, то такое теоретически возможно, но все равно должна соблюдаться определенная процедура. Единственное что они могли сделать в обоих вариантах, то это дать Вам подписать заявление на добровольное погашение ущерба, хотя ущерба, как такового, нет (оформленная КАСКО), и они явно слукавили.
17.1. Обращайтесь с заявлением в страховую компанию и требованием выплатить денежные средства либо осуществить ремонт транспортного средства. В дальнейшем страховая компания за непокрытой суммой в порядке регресса будет обращаться к виновнику ДТП, — ст.965 ГК РФ.
В случае, если Страховщик не оплачивает Вам страховое возмещение Вы вправе взыскать его в судебном порядке, но изначально необходимо написать досудебную претензию и отправить ее Страховщику.
Обращайтесь.
17.2. Вам необходимо обратиться к Адвокату за защитой Ваших нарушенных прав.
Готовите досудебную претензию к страховой компании на возмещение ущерба, если ответ не поступит или ответ Вас не устраивает, готовите исковое заявление в суд. С уважением Владимир Александрович.
18.1. Конечно можете. Вы как участник дорожного движения оформляете все на месте ДТП. Страховая может затребовать дополнительно документы, подтверждающие законное владение транспортным средством (договор купли-продажи, приказ о вашем назначении на должность и т.д.).
19.1. обратитесь в страховую компанию и узнайте обращался ли работодатель с заявлением о выплате восстановительного ремонта или осуществил ремонт по полису, если он оформлен после 28.04.2017 года.
20.1. Вас должны отправить на станцию техобслуживания с целью ремонта автомобиля, именно СТО и будут перечислены деньги от стразовой компании.
20.2. Если полис ОСАГО заключен по новым правилам страхования, то выплаты не будет, будете направлены на ремонт авто на СТО. Всего хорошего.
20.3. Если у виновник ДТП договор ОСАГО заключен после 28 апреля 2017 года-страховщик направит автомобиль на сто, если до этой даты-по вашему выбору: либо на сто либо произведет выплату.
21.1. Нужно видеть все документы, без этого сложно сказать наверняка. Обратитесь к автоюристу
У Вас всегда есть возможность подробно обсудить вашу проблему с любым юристом сайта, на платной консультации.
Желаю Вам удачи и всех благ!
21.2. Для более квалифицированного ответа необходимо знать что прописано в полисе КАСКО и что прописано в Вашей доверенности. Удачи Вам!
22.1. нужно разбираться искать судебную практику признают или нет страховым случаем
С уважением к Вам, Филатов Евгений Павлович.
22.2. Получается что у вас права на момент ДТП были недействительными. Возможно КАСКО и выплатят, но нужно видеть условия договора и правила страхования.
23.1. Автомобиль в лизинге, последний платеж 25,05,2017 г. Совершено дтп, нет возможности вызвать гибдд, место совершения дтп-зимник между городом Усть-кут и Якутией. Что делать?[quote][/quote]
Известите об этом лизингодателя и с ним решайте вопрос о том что дальше делать.
24.1. Необходимо самостоятельно зафиксировать положение транспортных средств относительно друг друга, регистрационные знаки каждого из автомобилей, повреждения каждого из автомобилей крупным планом. Чем больше будет фотографий тем лучше. Если есть возможность составить взаимный документ между участниками ДТП.
25.1. Никак, выполните условия лизингодателя, получите от него разрешение, тогда сможете получить выплату по ОСАГО
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. N 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
Право на получение страховой выплаты в части возмещения вреда, причиненного имуществу, принадлежит потерпевшему — лицу, владеющему имуществом на праве собственности или ином вещном праве. Лица, владеющие имуществом на ином праве (в частности, на основании договора аренды либо в силу полномочия, основанного на доверенности), самостоятельным правом на страховую выплату в отношении имущества не обладают (абзац шестой статьи 1 Закона об ОСАГО).
26.1. уважаемый Виталий
Можете предъявить иск к виновнику дТП на сумму которую не:sn-bz::sn-bz::sn-bz::sn-bz::sn-bz:доплатила страховая
Удачи Вам и вашим близким!!
26.2. Виталий. На юридическое лицо не распространяется требования закона о защите прав потребителей. Между тем юрлицо неустойку требовать вправе, если она предусмотрена договором, либо в силу ст. 394-395 ГК РФ.
27.1. За отсутствие страховки вас должны оштрафовать на 800 руб, если у виновника на момент ДТП был полис ОСАГО-обращайтесь в его страховую. Если страховки не было, но у вас имеется вред здоровью-выплату по здоровью в этом случае осуществляет РСА.
28.1. Водитель является надлежащим ответчиком.
28.2. Вы являетесь ненадлежащим ответчиком. Подавайте возражения на иск.
28.3. Требования о возмещении вреда должны предъявляться водителю авто. Вам нужно подготовить письменные возражения на иск, указав на то, что Вы являетесь ненадлежащим ответчиком. К возражениям прилагайте договор аренды.
29.1. Здравсвуйте!
Вся информация о том, кто является страхователем и выгодоприобретателем по договору лизинга должна быть указана в договоре, посмотрите. Возможно в страховой будет достаточно ссылки на даный пункт договора. И еще обращение к лизингодателю пишите письменно, пусть письменно и отвечают.
30.1. А как регулируется этот вопрос договором страхования или Правилами страхования? Или, может, условиями страхового полиса. От этого ведь зависит правы они или нет!
Законы о лизинге, часть 9 — ситуация, где КАСКО не спасает от убытков при тотальном ДТП лизингового авто.
Продолжаем изучение основного закона, регулирующего лизинговую отрасль — Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» №164-ФЗ.
Статья 22. Распределение рисков между сторонами договора лизинга.
Текст данной статьи очень скромный — всего три небольших пункта в действующей редакции Закона, но все они имеют огромное значение на практике для Клиентов лизинговых компаний.
Пункт 1. Ответственность за сохранность предмета лизинга от всех видов имущественного ущерба, а также за риски, связанные с его гибелью, утратой, порчей, хищением, преждевременной поломкой, ошибкой, допущенной при его монтаже или эксплуатации, и иные имущественные риски с момента фактической приемки предмета лизинга несет лизингополучатель , если иное не предусмотрено договором лизинга.
Еще раз к вопросу о важности процесса подписания акта приема-передачи лизингового автомобиля и важности заблаговременного оформления полиса каско на авто, который уже мы рассматривали в одной из статей — Законы о лизинге, часть 4 .
Напоминаю, как только Вы подписали акт приема-передачи лизингового авто, за все, что в дальнейшем происходит с машиной, отвечаете именно Вы !
У некоторых клиентов складывается ошибочное представление, что раз собственником авто является лизинговая компания, то она и должна заботиться об имуществе. А мы типа просто арендаторы, если что пошло не так — швырнул ключи на стол и пошел своей дорогой. Так вот, это не так.
И формулировка статьи Закона выше довольно четко об этом говорит, пусть Вас не обнадеживает дописка «если иное не предусмотрено договором». Лизинговые компании четко используют данный пункт закона в свою пользу и не берут на себя лишней ответственности .
Поэтому страховое покрытие каско на лизинговый автомобиль важно как лизинговой компании, так и ее клиентам, иначе они рискуют платить за весь возможный ущерб автомобилю из собственного кармана. Причем затраты на ремонт авто не отменяют ежемесячных лизинговых платежей — их так же придется платить по графику!
А теперь один случай из практики.
За лизинговым финансирование обратился Клиент — его компания занималась предоставлением автомобилей в долгосрочную и краткострочную аренду. Так как он был заинтересован сразу в партии новых арендных авто эконом-класса, то для него подобрали график с небольшим авансом, менее 10% за каждый автомобиль, тем самым избавив Клиента от крупных затрат на старте. Все автомобили были застрахованы по каско в обязательном порядке.
Напоминаю, бизнес клиента — сдача авто в аренду третьим лицам. Вероятно, в погоне за ростом выручки он стал проводить рискованную политику по выдаче автомобилей новым клиентам без тщательной проверки их навыков вождения, и за очень короткий срок, пару месяцев, сразу 4 лизинговых автомобиля попали в сильные аварии.
Сам Клиент действовал четко и правильно — уведомил об авариях ГАИ, страховых комиссаров, саму лизинговую компанию, приступил к сбору документов на страховое возмещение, к нему здесь вопросов нет.
Раскореженные автомобили были отбуксированы на СТО, куда страховая направила своих экспертов для оценки ущерба. Кто сталкивался с подобной ситуацией, знает, что процесс оценки после крупного ДТП, составления отчета эксперта, принятия решения страховой компанией о характере выплат — процесс не самый быстрый и затягивается на несколько недель. Автомобили, еще не признанные тотально уничтоженными в ДТП, по прежнему имеют статус переданных в лизинг, и Клиент продолжал платить за них лизинговые платежи .
Страховщики же, получив отчет о необходимом ремонте каждого из авто и требуемых приличных суммах, приняли решение признать аварии тоталом, так как в случае их восстановительного ремонта, последующий риск попадания этих же самых арендных авто в новые аварии в течение трех будущих лет действия договора лизинга, потенциально загонял страховщиков в совсем уж неприличный минус.
Как только лизинговая компания получила решение от страховой о признании ДТП тоталом, договоры лизинга тут же были завершены, в связи с уничтожением предмета лизинга, а экономисты лизинговой компании принялись за подсчет итоговых сумм для расторжения договора.
И вот тут случается самое интересное: в активе у клиента оплаченный минимальный аванс за авто, пару оплаченных ежемесячных платежей, выплата по страховке каско с учетом годных остатков, оставленных страховщикам. Только страховщики при выплате страховой суммы учли имеющийся износ арендных авто, а так же вычли из страхового покрытия все царапины и дефекты, не имевшие отношения к данным тотальным авариям (столкновения были «в лоб», а мелкие дефекты были найдены в задней части автомобилей).
В пассиве у Клиента — необходимость выплаты полной стоимости автомобиля, стоимость страховки каско, которую он не хотел оплачивать сам отдельным платежом и попросил включить в график лизинга (т.е. за страховку изначально платила лизинговая компания), а так же выплата нормы доходности лизинговой компании — договор лизинга предполагает доходность от сделки, никто не дает авто в нулевые рассрочки.
Итоговый платежный баланс был не в пользу Клиента : выплаченные минимальный аванс, пару платежей и полученная страховка были меньше сумм полной стоимости авто, стоимости полиса каско и ожидаемого дохода лизинговой компании. В процессе переговоров эту самую ожидаемую доходность лизинговая компания несколько уменьшила, но Клиенту все равно пришлось доплатить примерно по 50 тысяч рублей за каждый затоталенный лизинговый авто. А с учетом того, что аварий случилось несколько, выплата по форс-мажорным причинам расторжения договоров достигла нескольких сотен тысяч рублей.
Еще раз к началу истории — аварии случились буквально на первых месяцах эксплуатации автомобилей. Клиент безвозвратно потратил суммы авансов, нескольких лизинговых платежей, а так же суммы компенсаций за досрочное расторжение договоров. А заработать на этих машинах он практически ничего не успел.
Выводы из грустной истории: даже наличие страховки каско — это не 100%-ная гарантия отсутствия затрат клиента лизинговой компании. Заботиться о лизинговых авто и принимать правильные решения об их эксплуатации нужно точно так же, как если бы эти машины уже были бы Вашей собственностью. Пункт Закона четко и недвусмысленно дает понять — все, что произойдет с лизинговым имуществом — это ответственность лизингополучателя.
Ну и еще один совет — далеко не всегда минимальный аванс в лизинге — это преимущество для Клиента. В данной ситуации если бы первоначальный платеж составлял 15-16%, то даже с включенными в графики полисами каско, Клиент избежал бы необходимости внесения доплат при расторжении тотальных договоров.
Еще два пункта данной статьи Закона регулируют процесс взаимоотношений с Продавцом предмета лизинга (автосалоном):
Пункт 2. Риск невыполнения продавцом обязанностей по договору купли-продажи предмета лизинга и связанные с этим убытки несет сторона договора лизинга, которая выбрала продавца , если иное не предусмотрено договором лизинга. Пункт 3. Риск несоответствия предмета лизинга целям использования этого предмета по договору лизинга и связанные с этим убытки несет сторона, которая выбрала предмет лизинга , если иное не предусмотрено договором лизинга.
На практике касательно оговорки «если иное не предусмотрено договором» действует тоже самое правило: по умолчанию ничего «иного» в договоре лизинга предусмотрено не будет , везде будет указано, что и Продавца предмета лизинга, и сам Предмет лизинга выбрал и одобрил Клиент, ему и впрягаться в споры с автосалоном, если что не так. Даже если в действительности именно менеджер лизинговой компании нашел в автосалоне в другом городе автомобиль, о котором Клиент и знать не знал, все равно в договоре будет стандартная формулировка, что все нашел и выбрал Клиент самостоятельно.
А что может быть не так? Ну, допустим, если автомобиля нет в наличии в автосалоне, более того, нужного автомобиля просто нет в природе и Клиент через автосалон размещает заказ на производство авто у завода-изготовителя. В таких случаях очень часто возникает смещение сроков поставки: изначально декларируются более сжатые, оптимистичные сроки, что-то типа 2-3 месяца и он уже у Вас! На самом деле ожидание уходит и за 4-5-6 месяцев, такое бывает. Не учитывают Рождественские каникулы в Европе или августовское ежегодное закрытие заводов на ремонт и обслуживание производственных линий. Могут измениться правила логистики в РФ, по форс-мажорам сдвинут производственный календарь и много чего еще. Может получиться так, что заказ в производство Вы размещали по одному курсу валюты, а автомобиль приехал с опозданием и уже совсем по другому курсу. Все терки с автосалоном придется решать Клиенту самостоятельно, лизинговая компания особо вмешиваться в процесс не будет.
Или же на выдаче вдруг выяснится, что части заявленных опций или обещанных допов в нужном автомобиле вдруг нет. Если Вы еще не подписали акт приема-передачи, то развернуть сделку будет несложно. А вот если договор лизинга подписан, первый платеж (аванс) оплачен, да еще успели акт приема-передачи подписать без детального изучения автомобиля — то тут уже все, автомобиль в Вашем владении, Вы его выбрали, как и автосалон, и Вы теперь за него отвечаете. Хотите получить с Продавца компенсацию за отсутствующие опции — вперед, но это будет проблема Клиента, а не лизинговой компании. Не платить из-за этого по графику будет уже незаконно и чревато расторжением договора и полным изъятием автомобиля, так что будьте очень внимательны!
Еще более «экстремальную» формулировку в отношении обязательств Клиента перед лизинговой компанией несет статья:
Статья 26. Обязанности лизингополучателя при утрате предмета лизинга
Статья перекликается с рассмотренным выше п.1 Статьи 22. То есть, если разбил лизинговый авто в ДТП по своей вине, или доверил управление третьим лицам, которые разбили машину — обязан завершить договор лизинга на условиях лизинговой компании . Если в договоре и графике была предусмотрена возможность досрочного погашения — то Клиент обязан будет оплатить сумму досрочного погашения в соответствии с графиком. Хватает для этого страховки каско или не хватает — никого не волнует. Обязательства по договору лизинга взяты, лизинговый автомобиль разбит непосредственно по вине Клиента или были предприняты недостаточные меры для его сохранности — вернуть в лизинговую компанию сумму на дату расторжения — законная обязанность Клиента.
Подписывайтесь на канал, будет много полезной информации, чтобы Вы не теряли свои деньги!
В следующей статье подробно разберем, каким именно образом Закон разрешает накладывать взыскания на предмет лизинга третьими лицами (банками, кредиторами, служебными приставами и т.д.).