Региональное распределение инвестиций - Финансовый журнал
Expresspool.ru

Финансовый журнал
157 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Региональное распределение инвестиций

Как привлечь региональные инвестиции корпораций для развития проектов

От объемов бюджетов российских регионов напрямую зависят их возможности по реализации инфраструктурных и социальных проектов. Не всегда имеющихся ресурсов достаточно для решения всего массива социально-экономических задач. Полностью или частично проблемы помогают решить региональные инвестиции. Так именуют долгосрочные капиталовложения, поступающие в виде затрат различных участников рынка, управления и населения конкретной территории.

Законом предусмотрены инвестиции в регионы России, представляющие собой финансирование субъектов федерации из централизованных источников и более обеспеченных территориальных единиц. Конкретные регионы инвестиций (территориальные единицы, испытывающие нужду в денежном капитале) определяются исходя из местных производственных, финансовых, природных, трудовых ресурсов и т. д. Надо признать, что федеральные вливания не получили распространения, поэтому региональные инвестиции за счет средств муниципальных участников являются основным источником пополнения местного бюджета.

Инвестиционная политика региона

Темпы развития и нормальная жизнедеятельность региона зависят не только от наличия ресурсов, но и рационального их применения, в том числе, посредством утверждения местными властями эффективной инвестиционной политики.

Инвестиционная политика региона устанавливает принципы и механизмы взаимодействия между органами управления и хозяйствующими субъектами с целью стимулирования инвестиционных процессов с учетом нужд территории. В рамках этого определяются источники получения средств, структура и масштабы инвестиций, направления и способы их использования, целевые ориентиры.

Региональная инвестиционная политика включает в себя достижение следующих показателей:

  • увеличение доходности;
  • повышение продуктивности субъектов рынка;
  • открытие новых и расширение действующих производств;
  • увеличение занятости населения;
  • усиление экономической состоятельности и автономности территории;
  • формирование и форсированное развитие финансовой основы региона.

Каждый субъект разрабатывает свою индивидуальную инвестиционную политику исходя из специфических условий местности и инвестиционного потенциала региона. Последним именуют сочетанную возможность муниципальных и привлекаемых в регион ресурсов создавать и развивать благоприятный для инвесторов климат в необходимых масштабах.

Инвестиционный потенциал региона – это совокупность следующих внутренних резервов:

  • сырьевого (количественного и качественного оснащения местности природными запасами);
  • финансового (объема налоговой нагрузки и рентабельности предприятий);
  • производственного (показателей региональной хозяйственной деятельности);
  • трудового;
  • инновационного (степени развития науки и техники);
  • инфраструктурного (уровня обеспечения нормального функционирования местности);
  • институционального (наличия основных экономических институтов);
  • потребительского (покупательной способности населения).

Повышение ресурсного потенциала путем плотного взаимодействия государства, бизнеса и населения увеличивает вероятность привлечения региональных инвестиций, успешной реализации инвестиционной политики и формирования устойчивой модели развития.

В целях унификации требований к местным властям в части обеспечения позитивного инвестиционного климата, Агентством стратегических инициатив был разработан так называемый инвестиционный стандарт. Он представляет собой комплекс необходимых мероприятий, позволяющих создать инфраструктуру эффективного взаимодействия между государством и бизнесом, и привлечь в регион средства инвесторов.

Инвестиционный стандарт включает в себя 15 практических примеров, успешно реализованных наиболее развитыми регионами. К числу обязательных пунктов относятся разработка инвестиционной стратегии, создание плана объектов, нуждающихся в средствах, утверждение нормативного акта о правовой защите инвесторов и т. д. Только после выполнения субъектом всех требований, стандарт считается внедренным в работу.

Инвестиционный климат регионов России

Региональная инвестиционная политика, базирующаяся на ресурсном потенциале, направлена на обеспечение позитивного климата для инвесторов. Инвестиционный климат региона – это формирование социально-экономической, политической, правовой, организационной, инфраструктурной среды, благоприятной для ведения инвестиционной деятельности.

В структуре инвестиционного климата выделяют благоприятные и неблагоприятные факторы. К первым относятся гарантии инвесторам в части сохранности и свободного передвижения капитала, защиты прав и законных интересов, стабильности и прозрачности налогообложения. Ко вторым причисляют неэффективную работу государственных структур, отсутствие регулирования цен на товары и услуги естественных монополистов. Отрицательные факторы снижают привлекательность региона в глазах потенциальных инвесторов и ведут к оттоку капитала.

Ежегодно, начиная с 2015 года, инвестиционный климат регионов России оценивается Агентством стратегических инициатив. При этом национальный рейтинг высчитывается на основе мнения представителей бизнеса и экспертного сообщества. В учет принимаются 44 показателя (уровень административных барьеров, оформления разрешительной и согласительной документации, инфраструктуры, поддержки бизнеса, регуляторной среды и т. д.).

В текущем году национальный рейтинг впервые возглавила Тюменская область, сместив с первого места Татарстан, который до этого 3 года подряд лидировал в списке. Победителю удалось добиться прироста инвестиций, благодаря чему был реализован 21 проект в различных отраслях. В общей сложности, инвестпортфель региона включает больше 40 проектов на сумму 1 трлн руб. Такие результаты достигнуты с помощью облегчения налоговой нагрузки и тщательного контроля над каждым проектом.

Непосредственной реализацией инвестиционных проектов в Тюменской области занимаются индустриальные парки. К примеру, «Боровский» и «Богандинский» парки сопровождают 13 проектов, привлекших средств на сумму свыше 3,5 млрд руб. Лидер рейтинга не отстал и в социальной сфере, одним из первых в стране выполнив программу по ликвидации ветхого жилья и расселив более 10 тыс. граждан.

Второе место в национальном рейтинге заняла Москва. Столица из года в год заслуженно улучшает свои позиции в этом списке. Объем инвестиций в город составил 2 трлн руб., что в сравнении с 2016 годом больше на 13%. При этом 2/3 вложений пришлись на сферу услуг (финансовых, деловых, туризм). Принципиальными улучшениями можно назвать уменьшение административных барьеров, в том числе, за счет перевода части услуг в электронный режим, сокращения срока и стоимости согласительных процедур на 50% и т. д.

Увеличился объем заключенных контрактов в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП) и достиг в текущем году 800 млрд руб. Повсеместно практикуется малая форма ГЧП в виде льготной сдачи в аренду объектов недвижимости, в частности, в здравоохранении и образовании.

Читать еще:  Основные направления инвестиционного анализа

Лидер рейтинга на протяжении последних 3 лет Татарстан, в этом году оказался на 3 месте в списке регионов с успешным инвестиционным климатом.

Фонд развития регионов и региональный инвестиционный фонд

Финансовая помощь регионам из федеральной казны выделяется посредством следующих структур:

  1. Фонд регионального развития, целью которого является объединение средств, рассредоточенных по многим разрозненным федеральным и местным инвестпрограммам. Впоследствии, социальные инфраструктурные объекты субсидируются за счет этих денег. Фонд развития регионов создается за счет федеральной казны.
  2. Инвестиционный фонд субъекта РФ (региональный инвестиционный фонд) работает на основе ГЧП и предназначен, в первую очередь, для поддержки транспортных, энергетических, строительных и других капиталоемких отраслей хозяйства.

Денежные поступления из указанных источников предусматриваются в рамках общегосударственной инвестиционной политики.

Реестр участников региональных инвестиционных проектов

Региональный инвестиционный проект – это инвестпроект со следующими характеристиками:

  • Цель проекта – товарное производство. Услуги не могут быть предметом деятельности регионального инвестпроекта.
  • Запланированная работа ведется на подведомственной субъекту РФ территории.
  • На вид проектной деятельности не установлены ограничения.
  • Объекты собственности на используемых землях принадлежат уполномоченному лицу.
  • Владелец проекта вкладывает не менее 50 млн рублей.
  • Каждый объект ведется одним участником.

Для получения организацией региональных инвестиций необходимо включение ее в соответствующий реестр участников региональных инвестиционных проектов – специальный перечень, включающий в себя следующее:

  • информацию об организации (полное наименование, ИИН, КПП, адрес);
  • реквизиты правового акта о включении организации в реестр;
  • информацию об инвестпроекте (название, цель, объемы требуемых средств с направлениями финансирования, объемы затрат, сроки исполнения и т. д.).

Ведением реестра занимаются налоговые службы. Включение организаций в список производится на основании решения уполномоченного органа субъекта РФ.

Компания, центр и корпорация регионального развития

Иную материальную, организационную, методологическую, консультационную поддержку регионам в реализации инвестпроектов оказывают следующие специальные институты:

  1. Корпорация регионального развития, как правило, государственная структура, целью которой является поиск и привлечение инвестиций, координация работы проекта. Корпорация развития регионов создается в форме АО, где акционером выступает местное правительство.
  2. Региональная инвестиционная компания, учреждаемая в рамках ГЧП на концессионных началах и осуществляющая оперативное управление проектами на период реализации.
  3. Центр инвестиций и регионального развития, создаваемый в качестве учреждения при областной администрации и занимающийся сопровождением инвестпроектов, изучением проблем регионального значения и т. д. В настоящее время функционирует на территории Крыма.

Участник проекта вправе прибегнуть к помощи любой из вышеперечисленных организаций, представленных в его регионе.

Виды инвестиций по региональному признаку

Существует большое количество критериев деления инвестиций на виды. В частности, по региональному признаку различают виды инвестиций за границей, внутри страны и региональные. За основу классификации принята территориальная принадлежность объектов, подлежащих инвестированию.

Кроме того, по региональному характеру инвестиции делятся на отечественные (передается капитал резидентов страны) и зарубежные (участвуют средства иностранных граждан).

Привлечение инвестиций в регион

Как следует из изложенного выше, привлечение инвестиций в регион достигается целым комплексом мер в хозяйстве, в реализации которых участвуют все субъекты рынка, власти и населения. Основным способом при этом является увеличение инвестиционной привлекательности, повышение позитивного имиджа региона. Каждый субъект РФ по-своему решает, как привлечь инвестиции в регион, опираясь на свои особые условия и территориальные возможности.

Основные направления современной инвестиционной политики. Региональное и отраслевое распределение инвестиционных ресурсов

К основным направлениям данной политики можно отнести:

1.сокращение оттока российского капитала благодаря мерам по улучшению инвестиционного климата — оптимизации налоговой нагрузки, укреплению финансовой системы, развитию инфраструктуры.

2.увеличение инвестиционных ресурсов предприятии за счет

  • собственных средств
  • роста доходов от экономической деятельности,
  • сокращения налоговой нагрузки,
  • возможного привлечения средств отечественных и зарубежных финансовых

3. восстановление доверия граждан к организованным формам сбережения наличных денег в отечественной и иностранной валютах для вовлечения их в инвестиционную сферу.

4. рост объемов средств, привлекаемых за счет кредитов банков, а также активизации деятельности инвестиционных институтов, в том числе и иностранных инвесторов, компенсируя тем самым некоторое снижение доли бюджетных средств.

5.смещение государственных инвестиций с федерального уровня на региональный уровень. Так, если в 90-х годах на федеральный бюджет приходилось 15% инвестиций, а на региональные бюджеты только 5%, то сегодня ситуация изменилась на противоположную.

6. развитие долевого (то есть совместного) государственно-коммерческого финансирования проектов, позволяющего объединить средства и разделить риски. Коммерческие корпорации активно финансируют различные крупные проекты

7. при наличии в стране большого объема накопленного реального капитала существует необходимость уже не наращивания капитала, а более эффективного его использования

То есть, если судить по норме сбережения (1990г. — 12,5%; 2000г. — 15%: 2002г. — 18%), Россия не испытывает большой нужды в притоке внешнего капитала. Это не говорит об отсутствии необходимости в иностранных инвестициях, просто они нужны нашей стране как дополнительный источник таких экономических факторов, как знания и

8. увеличение инвестиций в слаборазвитую инфраструктуру, отсталое сельское хозяйство и недостаточно развитую промышленность за счет сворачивания военного производства. Иностранные инвестиции поступают в основном в торговлю, общественное питание и так называемую общую коммерческую деятельность (53% притока всех иностранных инвестиций в первом полугодии 2003 года), а также в экспортоориентированные нефтяную и металлургическую промышленность Данная ситуация свидетельствует о том, что иностранные инвестиции не способствуют структурной перестройке российской экономики.

Читать еще:  Инвестиционный проект работы

9. ускорение обновления основного капитала. Инвестиции необходимы для восполнения убыли мощностей, приостановки прогрессирующей деградации производственного потенциала. Степень изношенности машин и оборудования в промышленности России составляет 66,5%. Доля оборудования старше 20 лет превысила 40%. Доля инвестиций в основные фонды в 2001г. составила 38%

Структура инвестиций в основной капитал по источникам

финансирования (по методике Госкомстата РФ) согласно закону «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» инвестиционная деятельность может осуществляться за счет:

1)собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора:

— денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц,

— средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь, и другие;

2) заемных финансовых средств инвесторов (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);

3)привлеченных финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);

4)денежных средств, централизуемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;

5)инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов РСФСР, СССР, республик в составе РСФСР, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов;

Госкомстат РФ выделяет следующую структуру инвестиций в основной капитал по источникам финансирования.

Как видно из данных таблицы, наиболее весомыми источника­ми финансирования инвестиций являются амортизация и прибыль предприятий (около 50% от общего объема инвестиций).

Сравним приведенные данные со структурой источников финан­сирования за рубежом. На зарубежных предприятиях амортизация играет ведущую роль в источниках самофинансирования предприятий и в последние десятилетия наблюдается тенденция роста доли амортизации в общем объеме капиталовложений. К примеру, в США доля амортизации составляет 70-75%, в ФРГ — 55-60%, а в Японии — 45-50%.

Что же касается соотношения амортизации и прибыли как структуры обеспечения самофинансирования, то за рубежом эта пропорция в среднем составляет 60-70% амортизации и 30-40% прибыли, против 50:50 в России.

Таким образом, с точки зрения структурных оценок источников финансирования инвестиций в Российской экономике, дело обстоит относительно благополучно — здесь цифры вполне удовлетворительные. Однако, с точки зрения стоимостной оценки источников финансирования инвестиций этого сказать нельзя — в отечественной экономике ощущается их острый недостаток.

Удельный вес других источников финансирования инвестиций — сбережения населения, инвестиции из федеральных и местных бюджетов и иностранные инвестиции — в отечественной экономике составляет порядка 45-50%. По отношению к отдельным предприятиям эти источники являются внешними. Отметим, что в странах с цивилизованными рынками вышеперечисленные источники относятся к второстепенным в части повышения инвестиционной активности. Внешние источники финансирования в практике зарубежного инвестирования используются в незначительном размере — около 20% от общего объема инвестиций.

При этом роль сбережений населения в осуществлении процесса накопления капитала во всем мире падает.

Региональные инвестиции

Какие существуют цели регионального инвестирования, чем представлены основные показатели привлекательности региона для инвестирования и какие меры должны быть направлены для притока капиталовложений?

Региональные инвестиции — это общее количество затрат всех субъектов предпринимательской деятельности, населения региона и управленческих структур, направленных на долгосрочные капиталовложения в определенные отрасли экономической деятельности в обозначенном регионе. Инвестиции в рамках определенного региона преследуют ряд целей и задач, которые позволяют как повысить привлекательность территории для потенциальных инвесторов, так и увеличить экономическую стабильность региона в целом.

Цели и особенности регионального инвестирования

В рамках региона инвестирование предусматривает достижение нескольких наиболее важных целей:

  • Получение максимально возможного дохода или прибыли;
  • Повышение хозяйственной и экономической самостоятельности региона;
  • Ликвидация существующей диспропорции в развитии нескольких отраслей хозяйственной деятельности;
  • Улучшение существующей структуры производства;
  • Разрешение социальных задач и проблем (создание новых рабочих мест, повышение уровня заработных плат в определенных отраслях);
  • Создание надежной и устойчивой финансовой базы региона.

Региональные инвестиции имеют важное значение не только в рамках определенной территории, но и всего государства, вне зависимости от формы устройства (будь-то федеративная или унитарная республика). Поэтому инвестиции в регионе с точки зрения государственного аппарата способствуют:

  • Выравнивание уровня социально-экономического развития всех регионов;
  • Решение ряда проблем управленческого и экономического характера, которые имеют явную привязку к определенному региону;
  • Устранение существующих деформаций между соседними регионами;
  • Улучшение экономического и социального положения государства в целом.

Главной особенностью регионального инвестирования является осуществление капиталовложений за счет муниципальных источников.

Такими источниками являются местные бюджеты, средства населения региона, а также средства частных предприятий и организаций. Региональное инвестирование является неотъемлемой частью федеральной инвестиционной политики, поэтому наряду с инвестированием из муниципальных источников, производится инвестирование региона посредством предоставления централизованных (общегосударственных) капиталовложений, а также поступления средств из других, более развитых регионов.

Реализация регионального инвестирования

На сегодняшний день региональное инвестирование представляет повышенный интерес не только для государства в целом и органов власти, как способ достижения экономико-социальных результатов, но и для частных инвесторов, как возможность получать прибыль с потенциально выгодной с точки зрения экономической деятельности территории. Так, крупные и развитые регионы недоступны для инвесторов с меньшим опытом и средствами — огромная конкуренция и четкая разделенность рынка дает о себе знать. Другие же регионы являются своеобразной золотой жилой для многих инвесторов — имеется возможность выгодно вкладываться в различные сферы хозяйственной деятельности, начиная от мелкой и средней бизнес-деятельности, и заканчивая фондовыми рынками и развитием рекреационной и жилищной инфраструктуры.

Читать еще:  Методика оценки экономической эффективности инвестиционных проектов

К сожалению, в Российской Федерации инвестирование в регионы развито очень слабо. Примером тому могут послужить статистические показатели разницы в уровне жизни и доходах населения крупных территориальных единиц и более мелких, отдаленных от привычных центров бизнес-деятельности. Причин тому множество — несовершенство федеральной политики, явная цель сосредоточить все управление в своих руках местными властями, создание непреодолимых бюрократических барьеров как для иностранных инвесторов, так и для отечественных. Необходимо отметить и наличие недобросовестной конкуренции среди компаний, занимающих монопольное положение в регионе, а также отсутствие контроля за таковой конкуренцией со стороны властей.

Как определить инвестиционную привлекательность региона?

Для того, чтобы потенциальный инвестор мог определить целесообразность инвестирования в определенный регион, необходимо обращать внимание на различные макроэкономические показатели, свидетельствующие об эффективности функционирования экономики в территориальной единице. К таким показателям относятся: уровень жизни населения, потребительских цен, безработицы, среднемесячной заработной платы и обеспеченности населения, количество выпускаемого внутреннего продукта и внешний товарооборот, объем производства, который приходится на душу населения.

Оценка предусматривает включение в себя и учет всех вышеперечисленных факторов. Отметим невозможность комплексной и правдивой оценки экономической привлекательности региона только по нескольким показателям, поскольку все они взаимосвязаны между собой.

Необходимо учитывать и два важных момента, которые четко определяют привлекательность территориальной единицы для частного инвестора:

  1. Экономические возможности и привлекательность региона. Помимо вышеперечисленных факторов, необходимо учитывать и местную законодательную базу, существующие ставки муниципального налогообложения, открытость региона и властей в частности для инвестиционной деятельности, уровень защиты от инвестиционных рисков.
  2. Экономические возможности и привлекательность выбранного объекта. На данном этапе необходимо провести оценку возможностей отрасли, в которую собирается вкладывать средства инвестор, а также состояние субъектов хозяйственной деятельности в избранной сфере.

Читайте так же про инвестиционную привлекательность Российской Федерации. .

1.

Иностранные (международные) инвестиции в России.

Как формируется инвестиционный портфель и что такое портфельные инвестиции.

Что такое альтернативные инвестиции.

Что такое инвестиционная привлекательность региона и их составляющие.

Тема 3. Региональное распределение иностранных инвестиций в России;

Россия, крупнейшая из стран с переходной экономикой, встала на путь активного привлечения иностранного капитала с использованием широкого диапазона его современных форм в период реформ 90-х гг. За прошедший период произошли принципиальные изменения, как в масштабах, так и в формах участия страны в международном движении капитала. В частности, были сняты идеологические ограничения на привлечение в страну иностранного капитала в предпринимательской форме — в виде прямых и портфельных инвестиций, создана законодательно-правовая база и механизм их регулирования как на федеральном, так и региональном уровне

В России усиливается неравномерность регионального распределения иностранного капитала, дифференциация инвестиционного климата на территории страны (см. табл. 2). В связи с этим возрастает необходимость чета региональных факторов и условий в социально-экономическом развитии страны, проведения исследований на мезоуровне, имеющим отраслевой и региональный аспекты.

Региональная структура иностранных инвестиций в РФ, %

Рассматривая особенности иностранного инвестировании в регионы РФ, нельзя отметить существование предприятий с зарубежными инвестициями, которые связаны технологическим стадиями производства товара или услуги с производителями, расположенными в других странах. Разделение процесса производства развивается теперь не только в межфирменном, но и в международном хозяйственном пространстве. Участники такого транснационального производственного процесса, находясь в разных странах или на разных континентах, действуют согласованного над производством конкретного товара, соблюдая единые стандарты и нормы совместного производства. Таким образом, сформировался специфический тип международного разделения труда – международное разделение производственного процесса (МРПП). В мировой научной литературе этот феномен получил название «аутсорсинг», «фрагментация производства», «промежуточная торговля», «вертикальная специализация» и т.д. В любом случае имеется в виду разделение технологических стадий производства, находящихся в двух или более странах.

Характерной для региональной структуры иностранных инвестиций в РФ является высокая концентрация иностранного капитала в столичных городах-мегаполисах и прилегающих к ним областях, в центральных районах европейской части страны. Недостаточный приток иностранного капитала характерен для северных, восточных и южных районов, которые наиболее нуждаются в инвестициях (см. табл. 3).

В 2005 году доля иностранных инвестиций, поступавших на территорию Центрального федерального округа, достигла 47, 6% их общего притока в страну. Второе место занимает Уральский округ, включающий тюменскую область, — 17,4%. На третьем месте Дальневосточный округ – 12,5%. Далее в порядке убывания следуют федеральные округи: Сибирский – 7,7%; Северно-Западный – 7,1%; Приволжский – 6%; Южный – 1,7%.

Территориальная концентрация иностранных инвестиций, %

Отмечается территориальный дисбаланс в получении иностранных инвестиций. Так, одна Москва получает больше зарубежных капиталовложений, чем вся Азиатская экономическая зона страны. В восточном регионе 80% иностранных капиталовложений поступает в несколько экспортно-ориентированных сырьевых регионов – Тюменскую область, Красноярский край, Республику Саха (Якутия).

Наряду с этим 12 российских регионов вообще не получили иностранных инвестиций. Такое положение дел свидетельствует о необходимости государственного регулирования и проведения региональной инвестиционной политики.

Основными центрами притяжения иностранных капиталов являются крупные городские агломерации – Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург. В других регионах отсутствие производственной и транспортной инфраструктуры сдерживает иностранных инвесторов.

Тем не менее, в современных условиях для России существуют большие возможности для эффективного вхождения в мировую экономику.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]