Журналы по воинскому учету в организации
Как правильно заполнить журнал проверок воинского учета?
Штат практически любой организации включает в себя военнообязанных сотрудников — как призывников, так и уволенных в запас. Федеральное законодательство гласит, что работодатель обязан вести воинский учёт работников. Процедура учёта регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации № 719. Для её соблюдения требуется оформленный и заполняемый по строго определённым стандартам журнал проверок воинского учёта.
Как вести воинский учет в организации и правильно заполнять соответствующий журнал? Пошаговая инструкция содержится в этой статье.
Почему необходимо вести журнал проверок воинского учета?
Несоблюдение её карается штрафами, а в случае, если доказано намеренное сокрытие данных, предусмотрена уголовная ответственность. Вот почему журнал проверок воинского учёта необходимо заполнять своевременно и без нарушений.
Скачать образец журнала выдачи трудовых книжек на руки вы можете в нашей новой публикации.
Схема: Общий воинский учет на предприятии.
Сроки отправки данных журнала в военкомат
Сверка данных воинского учёта в организации, в том числе содержащихся в журнале проверок, с данными военного комиссариата производится ежегодно. В срок до 1 ноября в военкомат подаётся список сотрудников мужского пола, которые достигли призывного возраста.
Информацию о приёме на работу и увольнении военнообязанных сотрудников необходимо предоставить комиссариату в двухнедельный срок.
Административная ответственность за нарушения процедуры воинского учёта
Ответственности, предусмотренной административным законодательством РФ, руководитель компании подлежит в следующих случаях:
- если военкомату вовремя не предоставлена необходимая информация о работниках, подлежащих постановке на воинский учёт;
- если своевременно не подана информация о любом изменении требуемых военкоматом данных о военнообязанном работнике;
- если сотруднику не предоставлена возможность своевременно прибыть в военкомат по повестке.
Схема: Основные цели воинского учета.
Воинский учет в организации – пошаговая инструкция, какие документы нужны?
Данные воинского учёта проверяются ежегодно (для коллектива, где число сотрудников выше пятисот) и с периодичностью в три года (для малого бизнеса). Особое внимание уделяется тому, насколько грамотно заполнен журнал проверок воинского учёта.
Узнать, как правильно заполнить журнал регистрации входящих документов и скачать его образец, вы можете по этой ссылке.
Внутренний аудит
При обнаружении несоответствий предписанной законом процедуре ведения журнала проверки воинского учёта составляется акт и принимаются меры по устранению нарушений.
Образец заполнения журнала проверок воинского учета.
Как правильно заполнить журнал учета проверки и испытаний электроинструмента и для чего необходим этот документ, вы можете прочесть в этой статье.
Требования к оформлению журнала
Любая запись в журнале проверок воинского учёта делается синими, фиолетовыми или чёрными чернилами. Должны отсутствовать помарки и не являющиеся общеупотребительными сокращениями.
Каждая ошибка зачёркивается при помощи одной черты, сопровождается надписью «исправлено» и датированной подписью исправившего.
Журнал проверок воинского учета: образец и порядок заполнения
Для правильного заполнения журнала служит установленный образец. Титульная страница журнала проверок воинского учета должна включать в себя:
- полное наименование документа;
- даты начала и завершения и заполнения журнала;
- сроки хранения;
- наименование военного комиссариата;
- название компании;
- юридический адрес;
- цифры номера записи о государственной регистрации, а для ИП — идентификационного номера налогоплательщика и номера реестровой записи с датой занесения в реестр;
- фамилию, имя отчество и должность работника кадровой службы, несущего ответственность за заполнение документа;
- фамилию руководителя компании;
- подпись с печатью.
Следующие страницы должны обязательно содержать:
- дату аудиторской проверки;
- имена, фамилии и должности проверяющих;
- записи с результатами и выводами проверки;
- решения руководства организации по результатам проверки;
- записи об устранённых недостатках;
- номер пломбы (если журнал опломбирован).
Журнал проверок воинского учета – образец бланка для заполнения вы можете скачать тут.
Заполнение первых трёх граф осуществляют проверяющие, последнего раздела — руководитель компании.
Подробные сведения о результатах проверки включают в себя:
- даты начала и окончания проверки;
- общее время проверки;
- надзорные органы
- дату и номер распоряжения об аудите;
- тип аудита;
- дату и номер переданного по результатам проверки акта;
- дата передачи;
- обнаруженные нарушения (с указанием соответствующих правовых актов и виновных лиц);
- решения, принятые с целью устранения выявленных недочётов;
- фамилии, имена, отчества и должности привлекавшихся к проверке экспертов;
- подписи участников аудита.
Как правильно вести на предприятии журнал регистрации исходящих документов – читайте здесь.
Как вести воинский учет в организации? Пошаговая инструкция содержится в следующем видео-уроке:
Воинский учет в организации
Организации, независимо от форм собственности, должны вести воинский учет своих работников. Цель воинского учета – обеспечение в мирное время полного и качественного укомплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а в периоды мобилизации, военного положения и в военное время также и обеспечение потребностей в людских ресурсах органов госвласти, местного самоуправления и организаций (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ , п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). Представим для воинского учета в организации пошаговую инструкцию 2020. Напомним, что для ведения воинского учета в организации Методические рекомендации, актуальные и на 2020 год, были утверждены Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.
Шаг 1: назначаем ответственных лиц
Кто отвечает за воинский учет в организациях и кто его ведет? Говоря об организации воинского учета в компании (пошаговой инструкции), следует начать с того, что необходимо определить ответственных за ведение такого учета. За состояние воинского учета в организации отвечает ее руководитель (п. 9 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). А непосредственно ведением воинского учета занимается лицо, назначенное руководителем организации на основании приказа. Конечно, обязанность по ведению воинского учета должна быть предусмотрена в составе должностных обязанностей такого работника.
Количество работников, назначаемых ответственными за ведение воинского учета в организации, зависит от численности работников, состоящих на воинском учете. Чтобы определить, какое количество работников необходимо выделить для ведения воинского учета, необходимо установить общее количество граждан, состоящих на воинском учете в организации по состоянию на 31 декабря предшествующего года (п. 13 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). При этом используются следующие нормативы (п. 12 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719).
Если в организации назначены 2 и более работников, ведущих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение, именуемое военно-учетный стол.
При этом руководитель организации должен не только назначить работников для ведения воинского учета, но и обеспечить их специально оборудованными помещениями и железными шкафами, которые обеспечили бы сохранность документов по воинскому учету (п. 21 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719).
Шаг 2: определяем круг работников, подлежащих воинскому учету
По правилам ведения воинского учета в организациях в 2020 году воинскому учету подлежат следующие работники (п. 14 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719):
А по каким работникам воинский учет не ведется?
Воинский учет в организациях не ведется в отношении, в частности, следующих работников (п. 15 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719):
- освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
- работников женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
- постоянно проживающих за пределами РФ;
- работников, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе СВР или ФСБ.
Шаг 3: получаем документы для ведения воинского учета у призывников и военнообязанных
Воинский учет в организациях и заполнение личных карточек производится на основании следующих документов (п. 25 Методических рекомендаций, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).
Шаг 4: разрабатываем и ведем документы по воинскому учету
Какие документы организация должна вести по воинскому учету?
В рамках ведения воинского учета организация разрабатывает (ведет) следующие документы (п. 39 Методических рекомендаций, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):
- приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
- картотека личных карточек формы № Т-2 . В разделе 2 «Сведения о воинском учете» личной карточки работника по форме № Т-2 (утв. Постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1) и ведется воинский учет призывников и военнообязанных;
- журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;
- расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
- служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
- другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
- справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.
Необходимые для ведения воинского учета в организации образцы документов можно найти, в частности, в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017). В числе образцов документов воинского учета в организации в указанных Методических рекомендациях, к примеру, приведены:
- приказ об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- личная карточка работника (форма № Т-2 );
- расписка о приеме документов воинского учета граждан;
- план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
- журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ.
Шаг 5: исполняем и контролируем выполнение обязанностей по воинскому учету
Обязанности руководителей, а также других работников, ответственных за военно-учетную работу, предусмотрены Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ , а также Положением, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719.
Ответственность за нарушения при ведении воинского учета
Действующим законодательством за нарушение отдельных инструкций по ведению воинского учета в организациях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Он налагается на руководителя или другое должностное лицо, ответственное за военно-учетную работу.
Самое важное о воинском учете
Воинский учет обязаны вести все работодатели — юридические лица. Индивидуальные предприниматели, согласно федеральным законам, освобождены от этой обязанности, но необходимость запрашивать документы воинского учета у нанятых работников для них сохраняется. Поэтому материал о порядке ведения воинского учета будет полезен и интересен всем работодателям.
Какие документы изучить?
Базовые регламентирующие документы уже знакомы большинству кадровиков. Это:
- Федеральный закон № 61-ФЗ от 31.05.1996 «Об обороне» (далее — Закон № 61-ФЗ);
- Федеральный закон № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон № 53-ФЗ);
- Постановление Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее — Положение).
А в 2017 году появился еще один важный документ — Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 11.07.2017 по ведению воинского учета в организациях (далее — Рекомендации). Он имеет максимально прикладное значение: в нем сосредоточены необходимые шаблоны документов (приказов, журналов учета и пр.), которые может использовать работодатель при ведении воинского учета на предприятии.
Какие сотрудники подлежат воинскому учету?
Согласно п. 14 Положения, стоит учитывать следующие категории сотрудников:
- призывники (граждане призывного возраста, но еще не служившие);
- военнообязанные (граждане РФ, которые уже имеют военный билет).
Не подлежат воинскому учету и не относятся к военнообязанным:
- женщины, не имеющие военно-учетной специальности;
- освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Закона № 53-ФЗ (например, по состоянию здоровья или прошедшие службу в другом государстве и пр.);
- проходящие военную или альтернативную гражданскую службу;
- постоянно проживающие за пределами РФ;
- имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе службы внешней разведки России и ФСБ России.
Определить, имеет ли сотрудник отношение к воинской обязанности, несложно — надо проверить наличие специальной отметки на 13-й странице гражданского паспорта. Сделать это следует при приеме на работу.
Различают два вида учета — общий и специальный. Специальный — это учет сотрудников, которые подлежат мобилизации. Он касается служащих органов внутренних дел, противопожарной службы, органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ. Во всех остальных случаях на предприятиях ведется общевоинский учет.
Кто обязан вести воинский учет в организации?
Отвечает за этот участок учета руководитель организации или сотрудник, наделенный соответствующими полномочиями. Если руководитель делегирует полномочия, это должно быть отражено в трудовом договоре и должностной инструкции. Другой вариант — оформить через внутреннее совместительство или нанять внешнего совместителя.
Делегировать он может это на основании приказа (образец — приложение № 4 к Рекомендациям).
Количество специалистов, необходимых на этом участке учета, регламентировано п. 12 и 13 Положения и зависит от количества сотрудников, подлежащих воинскому учету.
Количество сотрудников, подлежащих воинскому учету
Количество уполномоченных сотрудников
От 500 до 2 000
Один основной сотрудник
От 2 000 до 4 000
Два основных сотрудника
На каждые последующие 3 000
Дополнительно по одному основному сотруднику
Крупные организации, где количество сотрудников, подлежащих воинскому учету, превышает 2 000, должны создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол.
Количество работников подсчитывается на конец предыдущего года, и исходя из этого определяется число ответственных специалистов.
С чего начинается воинский учет?
Обязанности сотрудника, который ведет воинский учет (ВУ) на предприятии:
- проверять документы воинского учета у поступающих на работу (ч. 1 ст. 65, ч. 3 ст. 11, ч. 4 ст. 20 ТК РФ);
- вести ВУ на предприятии;
- оповещать сотрудников об их обязанностях по воинскому учету (например, оповещать о военных сборах);
- извещать военные комиссариаты о нарушения в ведении ВУ в организации;
- отчитываться о ведении воинского учета перед военкоматами (по месту нахождения) или органами местного самоуправления;
- поддерживать в актуальном состоянии информацию о воинском учете.
Кадровый работник у принятого на работу сотрудника должен в числе прочих документов запросить военный билет или удостоверение призывника (ст. 65 ТК РФ). Формы военного билета и удостоверения призывника утверждены. Можно сверить с образцами, утвержденными Приказом Министра обороны России от 18.07.2014 № 495.
Еще раз повторим: собирать информацию о воинской обязанности должны все работодатели: и юридические лица, и индивидуальные предприниматели. Доводы о том, что какой-то вид организаций имеет право не интересоваться документами ВУ, Верховный Суд РФ признал несостоятельными (Решение ВС РФ от 19.11.2009 № ГКПИ 09-1351).
В подавляющем большинстве случаев женщины не входят в категорию военнообязанных, но проверить страницу 13 в гражданском паспорте все же стоит. При наличии штампа следует запросить военный билет, зафиксировать реквизиты документа в личной карточке сотрудницы (п. 28 и 49 Положения).
Организация обязана информировать военный комиссариат о приеме или увольнении военнообязанных и призывников. Сделать это следует в срок до двух недель с момента оформления документов (пп. «а» п. 32 Положения). Образец уведомления можно взять в Рекомендациях (приложение № 9). Если уведомления не поступит, работодателя ждет административная ответственность.
Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ внес изменения в ст. 4 Закона 53-ФЗ, тем самым вменил работодателям новые обязанности. Все организации должны будут сами находить работников, которые должны состоять на воинском учете, но избегают военкоматов, и в двухнедельный срок сообщать о них в военные комиссариаты. Таким сотрудникам работодатель должен вручать направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет. Ранее в обязанности входило только передавать повестки из военкомата.
Одна из обязанностей работодателя — представлять в военные комиссариаты отчеты, в том числе:
- списки сотрудников, подлежащих ВУ, при поступлении или увольнении их с работы;
- списки сотрудников, состоящих и не состоящих, но обязанных состоять на ВУ, по запросу военкоматов в двухнедельный срок.
- списки граждан мужского пола 15 и 16 лет, раз в год в сентябре (чаще всего для учебных заведений, но иногда и для работодателей);
- списки граждан мужского пола для первоначальной постановки на ВУ в следующем году (ежегодно до 1 ноября);
- отчет «О численности работающих и забронированных военнообязанных» (форма 6);
- карточка учета организации (форма 18) и пр.
Как подготовиться к проверке?
Плановые проверки организаций на предмет ведения ВУ военкоматы проводят раз в год при численности сотрудников свыше 500 человек и не реже одного раза в три года для организаций с меньшей численностью. При этом с 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года проводить проверки малых предприятий запрещено. Надзорные каникулы для субъектов малого предпринимательства подразумевают мораторий на неналоговые проверки: ГИТ, пожарной инспекции, военкоматов. Если в военкомат не поступают сигналы о нарушениях в организации, то проверять ее не должны.
Чтобы у представителей военного комиссариата не возникло вопросов к организации, руководителю и уполномоченным специалистам следует обратить внимание на несколько моментов:
- проверить, все ли сотрудники, кому необходимо, поставлены на воинский учет;
- проанализировать полноту и достоверность данных, содержащихся в личных карточках;
- упорядочить документооборот: как хранятся документы, ведутся журналы, своевременно ли вносятся изменения и пр.
В целом военкоматы оценивают то, как в организации соблюдаются требования законодательства о военной обязанности и воинском учете. Результаты инспекции комиссариат фиксирует в специальных журналах проверок. Если будут выявлены правонарушения, должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности. О серьезных правонарушениях местные военные комиссариаты сообщают в военные комиссариаты субъектов РФ и вышестоящий орган, которому подведомственна проверяемая организация (при наличии).
Все санкции за нарушения в сфере воинского учета перечислены в ст. 21.1–21.4 КоАП РФ:
Журнал проверок воинского учета на предприятии: образец заполнения
В штате любого предприятия есть военнообязанные сотрудники, достигшие призывного возраста или те, что числятся в запасе.
На основании ФЗ № 61 «Об обороне» в обязанность предприятий входит ведение воинского учета персонала.
Государственная система учета военнообязанных граждан регламентирует эту процедуру Постановлением ПП РФ № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете».
Соблюдение предъявляемых к этой процедуре требований обеспечит руководителю фирмы отсутствие штрафных санкций от контролирующих органов.
Для правильного ведения документации по воинскому учету предпринимателям необходимо создать специальную форму регистрации призывников и тех, кто состоит в запасе, собирать и обрабатывать данные о численности таких работников, фиксировать все изменения их личных сведений.
Своевременным оповещением об открывающихся фирмах занимаются регистрирующие органы. По этой причине сбор, хранение, обновление и передача сведений о сотрудниках определенной категории – прямая обязанность руководителя. Приказом, согласованным с военкоматом, он назначает подчиненных для ведения воинского учета, но ответственность за его состояние несет предприниматель.
Кадровые документы
В соответствии с Инструкцией Генштаба Вооруженных Сил РФ все компании должны иметь кадровые документы учета, оформленные по общему стандарту:
- Приказ «Организация воинского учета».
Годовой план работы по организации учета.
Картотека персональных карточек на все категории военнообязанных.
Расписки в получении документов.
Автономное делопроизводство для бронирования военнослужащих запаса и ведения учета.
Обязанностиперсонала по вопросам учета, подготовки и мобилизации.
Дополнительные документы имеют право предлагать местные органы власти или руководители организаций.
Проверки от военкомата
Что именно надо приготовить для проверяющих? Это:
- Приказ об организации учета военнообязанных (состав и обязанности сотрудников, ответственных за ведение учета, план работы на год и его согласование с комиссариатом).
Картотеку персональных карточек военнообязанных.
Инструкцию о специальном делопроизводстве.
Особое внимание уделяют грамотному заполнению журнала.
Все записи должны быть сделаны шариковой ручкой с чернилами синих или черных тонов.
Заполняют бумаги четким и разборчивым почерком, без помарок и непринятых сокращений ( Приложение № 7 к Методическим рекомендациям).
Ошибки, сделанные вручную, корректируют неправильный фрагмент зачеркиванием одной чертой. При этом исправленный текст должен хорошо просматриваться. Здесь же должна быть надпись «Исправлено», подписи участников процедуры и дата исправления документа.
Вероятность санкций
Если подготовка к проверке не проводилась на должном уровне, руководитель по ст. 21.11 КоАП РФ привлекается к административной ответственности ─ штрафу в сумме 300-1000 руб. за:
- Несоблюдение сроков предоставления информации о сотрудниках, которые подлежат первичной постановке на учет.
- Непредставление сотруднику возможности вовремя явиться по повестке в военкомат.
- Несвоевременная подача информации об изменении личных данных военнообязанных граждан: семейного статуса, образования, должности.
В данной сфере срок привлечения к административной ответственности за различные нарушения ограничивается двумя месяцами с момента их совершения.
Ответственность
Обязательна ли процедура воинского учета?
Все расходы по ведению воинского учета осуществляются за счет собственных ресурсов компании. После включения вновь организованного предприятия в ЕГЮР в автоматическом режиме информация поступает в военкомат.
Прямую ответственность за правильный учет военнообязанных подчиненных несет руководитель, обладающий правом делегировать полномочия менеджеру по персоналу или другому сотруднику с определением круга обязанностей в трудовом договоре.
Правила ведения воинского учета прописаны в документах:
- В Положении о воинском учете № 719 (ПП РФ).
ФЗ № 53-ФЗ «О воинской обязанности».
На протяжении всего периода работы военнообязанных документация о воинском учете должна поддерживаться в актуальном состоянии и храниться в надлежащих условиях.
Проверки
Каждый предприниматель должен проверять результаты организации учета на своем предприятии. Для внутреннего аудита надо создать специальную комиссию с начальником отдела кадров во главе.
Проверяющие собирают доказательства того, что все процедуры обновления, хранения, передачи сведений в военкомат осуществляются точно по Методическим рекомендациям и Положением о воинском учете. При выявлении нарушений составляют акт. После ликвидации недочетов сведения предоставляют в военкомат.
Сведения о принятых и уволенных военнообязанных надо направлять в военкомат в ближайшие 2 недели. За 3 дня подчиненных надо оповестить о получении повестки из военкомата.
При проведении проверки уполномоченные представители учитывают:
- Степень охвата учетом (включая регулярное обновление).
Качество ведения делопроизводства.
Достоверность данных в карточках личного учета (просматривают 1% документов).
Обеспечение коллегам возможности исполнить свои обязанности перед военкоматом.
Организация ведения учета оценивается отметками «удовлетворительно» или «неудовлетворительно», достоверность и полнота сведений ─ «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
Итоги проверок заносятся в Журнал учета и должны соответствовать таким критериям: