Учет расходов на коммунальные услуги
Учет расходов на коммунальные услуги
Дата публикации 23.03.2020
Бюджетное учреждение сдает помещение в аренду. В соответствии с заключенным договором арендатор компенсирует учреждению расходы на коммунальные услуги, приходящиеся на это помещение. Стоимость коммунальных платежей не входит в состав арендной платы и оплачивается на основании отдельного счета, выставленного учреждением. Может ли учреждение (является плательщиком НДС и налога на прибыль) выставлять счет-фактуру и акт на компенсацию коммунальных платежей арендатору? Какой проводкой отразить стоимость коммунальных услуг, предъявленную арендатору на основании счета коммунальных служб?
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения по НДС являются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ). Плательщики НДС выставляют счета-фактуры при реализации товаров, работ, услуг (п. 3 ст. 168, п. 3 ст. 169 НК РФ).
Соглашение о возмещении, которое устанавливает порядок участия арендатора в расходах на потребление коммунальных услуг, не может быть квалифицировано как договор на пользование коммунальными услугами (п. 22 информационного письма ВАС РФ от 11.01.2002 № 66). В таком случае арендодатель является абонентом ресурсоснабжающих организаций и арендатору коммунальные услуги не оказывает (не реализует). Следовательно, арендодатель не должен предъявлять арендатору НДС со стоимости коммунальных услуг и выставлять счет-фактуру (п. 2 письма ФНС России от 04.02.2010 № ШС-22-3/86@).
В то же время НДС, предъявленный поставщиками коммунальных услуг, арендодатель к вычету принять не может (см., к примеру, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.02.2019 № Ф06-43221/19 по делу № А55-3852/2018). Сумма такого НДС может рассматриваться как затраты арендодателя, соответственно, включаться в счет на компенсацию расходов арендодателя, выставляемый им арендатору.
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения в рассматриваемой ситуации отражаются (пп. 5, 6 разд. III.3, п. 5 разд. IV методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464, далее — Методические рекомендации):
- расходы по коммунальным услугам в общеустановленном порядке (на основании документов, подтверждающих потребленные услуги);
- доходы от возмещения арендодателю расходов по коммунальным услугам по факту предъявления арендатору (пользователю) требований (по предъявлению документа, содержащего сумму возмещения — счета, акта, иного документа-основания).
Компенсация затрат (расходов) арендодателя по оплате коммунальных услуг в соответствии с договором аренды, размер которой не зафиксирован договором в виде денежного значения, и определяется в ходе исполнения договора, является доходом учреждения по условным арендным платежам (п. 7 федерального стандарта «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н).
Такой доход относится на статью 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатью 135 «Доходы по условным арендным платежам» КОСГУ. Это установлено п. 12.1.3 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н (далее — Порядок № 85н), п. 9.3.5 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Порядок № 209н).
В соответствии с пп. 197, 199 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, расчеты по суммам доходов по условным арендным платежам учитываются на счете 205 35. Начисление осуществляется согласно пп. 93, 150 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция № 174н).
Учет расчетов по потребленным коммунальным услугам ведется с применением счета 302 23 «Расчеты по потребленным коммунальным услугам» в общеустановленном порядке (приложение 1 к приказу Минфина России от 16.12.2010 № 174н). Такие расходы относятся на КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг» и подстатью 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н, п. 10.2.3 Порядка № 209н).
В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется (п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ). Оплачивать коммунальные услуги, потребленные арендатором, учреждение может только за счет приносящей доход деятельности.
Расходы в части коммунальных услуг, потребленных арендатором и предъявленных ему арендодателем к возмещению, являются собственными доходами бюджетного учреждения и отражаются по виду финансового обеспечения 2 (п. 5 раздела III.3, п. 5 разд. IV Методических рекомендаций).
Рассматриваемая ситуация отражается в учете бюджетного учреждения записями:
Дебет КРБ 2 109 ХХ 223 (2 401 20 223) Кредит КРБ 2 302 23 73Х — учтена стоимость коммунальных услуг, потребленных арендатором, на основании документов поставщиков коммунальных услуг (п. 128 Инструкции № 174н);
Дебет КРБ 2 302 23 83Х Кредит КИФ 2 201 11 610, одновременно увеличение забалансового счета 18 (244 КВР, 223 КОСГУ) — произведена оплата поставщикам коммунальных услуг в части услуг, потребленных арендатором (п. 129 Инструкции № 174н);
Дебет КДБ 2 205 31 56Х Кредит КДБ 2 401 10 135 — начислена задолженность арендатора на основании договора о компенсации расходов по оплате коммунальных услуг (п. 93 Инструкции № 174н);
Дебет КИФ 2 201 11 510 Кредит КДБ 2 205 31 66Х, одновременно увеличение забалансового счета 17 (130 КВД, 135 КОСГУ) — зачислена на лицевой счет учреждения компенсация расходов по оплате коммунальных услуг (п. 94 Инструкции № 174н).
Особенности учета коммунальных платежей на предприятии
Сотрудники компании в процессе своей работы пользуются водой, отоплением и прочими ресурсами. Следовательно, у фирмы появляется необходимость в уплате коммунальных услуг. Платежи необходимо правильно учитывать.
Особенности бухучета коммунальных платежей
Объем использованных коммунальных ресурсов определяется исходя из показаний счетчиков. Если счетчики в помещении отсутствуют, объем оказанных услуг рассчитывается исходя из законов. По каждому коммунальному ресурсу создан свой нормативный акт.
К примеру, для услуг отопления актуален ФЗ №190 «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 года. Если представители фирмы не согласны с начисленным объемом ресурсов, они могут обратиться в структуру, занимающуюся снабжением ресурсов. Если эта структура согласится с претензиями фирмы, будет сформирован документ с измененными данными. На основании этого документа компания выставляет корректировочную счет-фактуру.
Коммунальные платежи учитываются на счете 60. В рамках учета фигурируют эти проводки:
- ДТ60 КТ51. Перечисление платежа.
- ДТ60/1 КТ51. Проводка применяется в том случае, если в соглашении со снабжающей организацией прописано условие о предварительной оплате. Выполняется на размер аванса.
- ДТ60 КТ60 субсчет «Аванс». Эта проводка используется в связке с предыдущей. Она актуальна тогда, когда компания получила квитанции. Долг по платежам погашается авансом, переведенным ранее.
Проводки выполняются на основании соглашения об оказании коммунальных услуг, квитанций.
Особенности налогового учета платежей
Расходы по платежам будут признаны только тогда, когда они являются экономически обоснованными. Под экономической обоснованностью понимается направление трат на непосредственные нужды компании. В конечном итоге эти траты должны приносить доход организации. К примеру, обоснованными расходы будут в том случае, если они идут на оплату коммунальных услуг, нужных для производственных потребностей. Траты не будут обоснованными тогда, когда, к примеру, компания оплачивает коммунальные услуги независимого от нее учебного заведения. В последнем случае платежи не фигурируют при определении налоговой базы.
Траты могут признаваться в составе прямых или косвенных расходов.
Если фирма заключила соглашение со снабжающим органом напрямую, платежи на основании пункта 1 статьи 254 НК РФ признаются материальными расходами.
Последние же являются на основании пункта 1 статьи 318 НК РФ прямыми затратами.
Если за услуги платит арендодатель, а арендатор возмещает затраты, расходы признаются в структуре прочих трат на основании пункта 1 статьи 264 НК РФ. Прочие расходы считаются косвенными. Они сокращают базу по налогу на прибыль в ныне идущем периоде. Прямые расходы необходимо распределять между незаконченным производством и проданной продукцией. Косвенные траты, в свою очередь, в незаконченном производстве не остаются.
Также выплаты по коммунальным услугам могут включаться в арендную плату. В данном случае они будут включаться в состав трат по налогу на прибыль исходя из указаний пункта 10 статьи 264 НК РФ. Прямыми или косвенными будут расходы, входящие в арендную плату? Однозначного ответа на этот вопрос в нормативных актах не дано. Поэтому отнесение платежей к прямым или косвенным должно регулироваться учетной политикой. Возможность устанавливать порядок в учетной политике обусловлена пунктом 4 статьи 252 НК РФ. Траты признаются на основании этих документов:
- Соглашение с поставщиками ресурсов.
- Договор аренды.
- Платежные бумаги, устанавливающие факт совершения платежа.
Период отнесения платежей к расходам зависит от периода, указанного в первичной документации.
Учет платежей у арендодателя
Существует два варианта оплаты услуг арендодателем:
- Платежи входят в состав платы за помещение.
- Плата за услуги компенсируется арендатором.
Учет в этих двух случаях будет выполняться по-разному.
Платежи входят в плату за аренду
Арендодатель будет сам совершать платежи на основании счетов-фактур. Они будут входить в состав расходов. Порядок учета определяется тем, является ли предоставление помещений в аренду главной деятельностью компании-арендодателя. Если это основная деятельность, платежи включаются в расходы по обычным направлениям деятельности. В обратном случае они входят в операционные траты. Проводки арендодателя будут следующими:
- ДТ62 КТ90/1. Прибыль от сдачи объекта в аренду.
- ДТ90/3 КТ68. Начисление НДС.
- ДТ26 КТ60. Траты на оплату услуг.
- ДТ19 КТ60. НДС, предъявленный коммунальной службой.
- ДТ86 КТ19. Принятие НДС к вычету.
- ДТ90/2 КТ26. Списание стоимости ресурсов.
- ДТ60 КТ51. Оплата услуг.
Если сдача помещений в аренду является основной формой деятельности, расходы на основании пункта 1 статьи 254 НК РФ входят в материальные траты. Если же это не главная деятельность, траты могут входить или в прочие расходы (пункт 1 статьи 264 НК РФ), или во внереализационные расходы (пункт 1 статьи 265 НК РФ).
ВАЖНО! Налоговые органы полагают, что компенсация, полученная от арендатора, считается поступлением, связанным с предоставлением услуг по аренде. Эти поступления будут умножать налоговую базу по НДС на основании пункта 1 статьи 162 НК РФ. Компания, предоставляющая помещение, может принимать к вычету НДС, переведенный коммунальным структурам, в полном объеме.
Платежи не входят в арендную плату
Поступление компенсации от арендатора доходом считаться не будет, так как не соответствует пункту 2 ПБУ 9/99. Проводки будут следующими:
- ДТ62 КТ90/1. Доход от предоставления объекта в аренду.
- ДТ90/3 КТ68. Начисление НДС.
- ДТ76 КТ60. Долг арендатора за коммунальные ресурсы.
- ДТ60 КТ51. Перечисление коммунального платежа.
- ДТ51 КТ76. Получение компенсации в счет коммунальных услуг от арендатора.
В рассматриваемой ситуации арендодатель выступает посредником. Поэтому в некоторых случаях арендатор выплачивает ему небольшое вознаграждение. Проводки по этой операции будут такими:
- ДТ76 КТ90/1. Сумма вознаграждения.
- ДТ90/3 КТ68. Начисление НДС.
- ДТ51 КТ76. Получение вознаграждения.
Вознаграждение в рамках налогового учета принимается в состав доходов от обычных форм деятельности или операционных доходов.
Учет платежей у арендатора
Наиболее комфортный вариант для арендатора – включение коммунальных платежей в плату за аренду. Почему это удобно? Компании не придется контактировать с коммунальными службами напрямую. Не нужно тратить время на оформление платежей. В этом случае траты будут входить в состав прочих расходов. Основанием для этого является пункт 1 статьи 264 НК РФ. Компания, арендующая помещение, может принимать к вычету «входной» НДС. Выполняется эта операция на основании счет-фактуры. Проводки будут такими:
- ДТ76 КТ51. Оплата платежа по аренде.
- ДТ20 КТ76. Списание на расходы арендной платы.
- ДТ19 КТ76. Учет НДС.
- ДТ68 КТ19. Принятие НДС к вычету.
ВНИМАНИЕ! В письме Минфина №07-05-06/234 от 6.09.2005 года указано: если платеж по электроэнергии не входит в арендную плату, счет-фактура арендодателем не выставляется. Предполагается, что этот платеж будет выплачен в качестве компенсации.
Бухгалтерский учет на предприятиях ЖКХ
Особенности организации бухгалтерского учета на предприятиях ЖКХ и в управляющих компаниях
Управляющая компания работает, регулируя различного рода вопросы, связанные с жилищно-коммунальными услугами, текущим и капитальным ремонтом. В основном многоквартирные дома находятся под ведением именно таких организаций. Специфические требования, нюансы для налогового, бухгалтерского учета в ЖКХ, ряд таких особенностей включает структуру расходов, особенности расчетов с потребителями и поставщиками коммунальных услуг, сферу деятельности компании, ведущей контроль за объектами учета.
Особенности организации учета на предприятиях ЖКХ (в управляющих компаниях)
Деятельность предприятий сферы ЖКХ чаще всего сводится к двум процессам: приобретение ресурсов у поставщиков и последующая перепродажа их жильцам. Первый процесс образует кредиторскую задолженность и расходы организации, второй – дебиторскую задолженность и доходы.
Учетная политика организаций ЖКХ формируется ими самостоятельно после проведения серьезной аналитической работы. Учетная политика должна быть сформирована с учетом особенностей работы в сфере ЖКХ, договорных обязательств, грамотной организации налогового учета на предприятии.
Организации ЖКХ, являющиеся коммерческими организациями, ведут бухгалтерский учет в общем порядке в соответствии с системой нормативного регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь общими принципами и правилами бухгалтерского учета, а также отраслевыми рекомендациями.
Так, при ведении бухгалтерского учета в ЖКХ проводка, к примеру, по начислению выручки от реализации услуг ЖКХ отражается в общем порядке бухгалтерскими записями (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н): Дебет 62 — Кредит 90.
Учет оплаты за коммунальные услуги собственниками
Собственники помещений могут вносить оплату за ЖКУ тремя основными способами:
— по договору, который организация ЖКХ заключает с ресурсоснабжающими предприятиями. Платежи в данном случае начисляются собственной бухгалтерией предприятия ЖКХ. Организация при реализации этого способа использует свои расчетные счета для приема коммунальных платежей, после чего осуществляются взаиморасчеты с ресурсоснабжающими предприятиями. Этот вариант оплаты на сегодняшний день пользуется наибольшей популярностью;
— по договору, который предприятие заключило с ресурсоснабжающей организацией и единым расчетно – кассовым центром (далее — ЕРКЦ). В этом случае именно ЕРКЦ занимается ежемесячным начислением необходимых сумм к оплате, а также рассылкой квитанций собственникам помещений. Тут возможны две ситуации: платежи жильцов отправляются на расчетный счет банковской организации, который указывается в соглашении с расчетным центром. Банк после этого направляет полученные средства на расчетный счет предприятия ЖКХ, чтобы оно погасило задолженность перед организациями поставляющими ресурсы; владельцы квартир оплачивают потребленные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям, что допускается в соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ.
— по прямым договорам, которые собственники помещений заключают с поставщиками услуг. В такой ситуации платежи за коммунальные услуги собственники производят муниципальным унитарным предприятиям и прочим поставщикам самостоятельно, и эта оплата коммунальных услуг никак не отображается в бухгалтерском учете предприятия ЖКХ. Для предприятия ЖКХ такой способ является наиболее удобным, потому что ему не требуется заниматься обработкой регулярно поступающих средств. Однако он пока не получил большого распространения. Это отчасти объясняется тем, что товарищества собственников жилья (как и управляющие компании) не имеют права отказаться от заключения договора с ресурсоснабжающей организацией. Также эта норма прописана в части 12 статьи 161 ЖК РФ.
Налогообложение управляющих компаний
Управляющая организация может выбрать как общую систему налогообложения (далее — ОСНО), так и упрощенную системы налогообложения (далее — УСН) при выполнении необходимых условий. И в том, и в другом случае налогооблагаемой базой в целях исчисления соответствующих налогов, является разница между доходами и расходами.
При использовании ОСНО необходимо оплачивать налог на прибыль, который составляет 20%, и НДС. В то же время, в соответствии со статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации управляющая организация освобождается от уплаты НДС при предоставлении коммунальных услуг, осуществлении работ по содержанию и ремонту многоквартирного дома с привлечением соответствующих организаций.
Предприятия сферы ЖХК, используя систему налогообложения в виде УСН не оплачивают НДС и налог на прибыль. Вместо этого они оплачивают отдельный налог в связи с использованием упрощенной системы налогообложения. Налоговая ставка зависит от объекта налогообложения и составляет 6% или 15%.
Правом использования УСН обладают управляющие организации, доход которых не превышал 60 млн. рублей, балансовая стоимость основных средств компании составляет менее 100 млн. руб., а количество штатных сотрудников не превышает 100 человек.
Учет расчетов с поставщиками и потребителями в управляющей компании (ЖКХ)
Для организации расчетов с поставщиками и потребителями коммунальных платежей предприятие ЖКХ заключает договора о возмездном характере оказанных услуг (договор поставки, договор оказания услуг по содержанию жилищного фонда и др.). Средства, поступившие от собственников имущества, относят к доходам предприятия, а стоимость услуг и материалов по счетам поставщиков – к расходам. При этом управляющая организация должна вести раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых НДС.
Бухгалтерские проводки, используемые предприятиями ЖКХ, можно условно разделить на две группы. Первая группа связана с покупкой ресурсов, вторая группа отражает расчеты с собственниками многоквартирного дома.
Управляющая компания, находящаяся на ОСНО использует в основном следующие бухгалтерские проводки:
Дебет 20 Кредит 60 – приобретение у поставщиков электроэнергия, газа, воды и других ресурсов;
Дебет 19 Кредит 60 – отражен НДС по приобретенным ресурсам;
Дебет 68 Кредит 19 – принят к вычету НДС;
Дебет 60 Кредит 51 – на расчетный счет перечислены денежные средства за приобретенные ресурсы;
Дебет 62 Кредит 90-1 – собственникам многоквартирного дома выставлены счета за потребленные ресурсы;
Дебет 90-2 Кредит 20 – отражена себестоимость оказанных услуг;
Дебет 90-3 Кредит 68 – начислен НДС;
Дебет 51 Кредит 62 – на расчетный счет поступили средства от собственников многоквартирного дома;
Дебет 60 Кредит 62 – зачет средств, которые поступили напрямую от собственников к поставщикам ресурсов .
Предприятия ЖКХ обязаны предоставлять потребителям льготы, определенных законодательством в рамках социальной защиты отдельных категорий населения.
В случае наличия льготы на оплату коммунальных услуг потребители услуг уплачивают коммунальные платежи по льготным тарифам, а остальную сумму предприятия получают из бюджетов. Так, например, в нашей стране, практически во всех регионах, действуют льготы на теплоэнергию и отопление, кроме того на льготных условиях государство софинансирует потребление холодной и горячей воды.
При получении предприятием ЖКХ из бюджета целевых денежных средств, например, на капитальный ремонт или иные дотации, для их учета используется счет 86 «Целевое финансирование» и составляются следующие проводки:
Дебет 51 Кредит 86 — получены целевые денежные средства из бюджета.
Дебет 20 Кредит 10 (60) — списаны материалы (получены услуги) на выполнение целевых работ.
Дебет 86 Кредит 20 — фактически понесенные издержки отражены в составе целевых средств.
Предприятия ЖКХ часть своих обязанностей могут передать единым рассчетно-кассовым центрам (далее — ЕРКЦ). ЕРКЦ — это организация, основной задачей которой является ведение расчета общей суммы коммунальных платежей для населения. ЕРКЦ оказывают посреднические операции по расчету и начислению коммунальных услуг, а также по учету поступивших коммунальных платежей.
Для учета расчетов с привлечением ЕРКЦ к счету 76 открывают два субсчета: субсчет 5 «Задолженность перед поставщиками жилищно-коммунальных услуг» и субсчет 6 «ЕРКЦ».
Учет затрат в ЖКХ
Формирование затрат, связанных с оказанием коммунальных услуг, отражается по дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.
Исходя из существующей практики на предприятиях сферы ЖКХ затраты формируются уже много лет по одной и той же схеме. В соответствии с Методикой планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг ЖКХ, в состав себестоимости включают затраты на работы, за которые по договору предприятия ЖКХ несут ответственность. Таким образом, объектом калькулирования в сфере ЖКХ является конкретный вид работ, закрепленный договором. Исходя из этого, типовая смета расходов ЖКХ, включает в себя:
— основные расходы, предусмотренные действующим законодательством РФ;
— дополнительные расходы, связанные с эксплуатацией жилого фонда;
— расходы, связанные с оказание коммунальных услуг и содержанием придомовой территории .
При осуществлении расчетов за ресурсы с помощью ЕРКЦ используются следующие бухгалтерские проводки:
Дебет 20 Кредит 60 — получены счета поставщиков за жилищно- коммунальные услуги.
Дебет 19 Кредит 60 — отражен НДС
Дебет 26 Кредит 60 — получены счета от ЕРКЦ за услуги по начислению и сбору денег от населения, а также прочие общехозяйственные расходы
Дебет 19 Кредит 60 — отражен НДС
Дебет 76-6 Кредит 90 — отражено начисление жилищно-коммунальных услуг населению по справке ЕРКЦ
Дебет 50, 51 Кредит 76-5 — получена оплата от населения
Дебет 76-5 Кредит 51 — ЕРКЦ перечислил платеж поставщикам жилищно-коммунальных услуг (за вычетом вознаграждения)
Дебет 90 Кредит 68 начислен НДС
Дебет 90 Кредит 20,26 — списаны расходы
Дебет 90 (99) Кредит 99 (90) — отражен финансовый результат.
За несвоевременную оплату услуг ЖКХ договорами с потребителями могут предусматриваться пени. Даже если потребитель не взаимодействует напрямую с предприятиями ЖКХ, а получает перевыставленные счета, к примеру, от арендодателя, возникающая ответственность за нарушение условий договоров по оказанию услуг ЖКХ подлежит компенсации. Данная ответственность в виде пени отражается в общем порядке как санкция за нарушение условий хозяйственного договора в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). Соответственно, проводка на пени за услуги ЖКХ будет выглядеть следующим образом: Дебет 91 — Кредит 76
Бухгалтер в сфере ЖКХ должен свободно владеть компьютером и уметь использовать программы, предназначенные для бухгалтерского учета в ЖКХ. В обязанности штатного бухгалтера предприятия ЖКХ входят:
— учет материальных ценностей и их передачи подотчетным лицам;
— расчет и начисление заработной платы работникам организации;
— учет денежных средств, которые поступают на счет компании;
— организация учета расчетов с ресурсопоставляющими организациями за предоставленные ресурсы (тепло, вода, электроэнергия);
— формирование и предоставление отчетов в фискальные и контролирующие органы;
— формирование отчетности по своим участкам бухгалтерского учета.
На этом список обязанностей не заканчивается, полный их перечень может быть различным и зависит от конкретно организации.
Программы для учета на предприятиях ЖКХ
Наиболее распространенной программой бухгалтерского учета, применяемой на предприятиях ЖКХ, является 1С: Бухгалтерия. Программа для предприятий ЖКХ является дополнением к типовому продукту 1С: Бухгалтерия 8. К базовым функциям (банк, касса, покупка, продажа, склад и так далее) в данном случае добавляется вкладка под названием «Учет в ЖКХ». В меню в связи с этим появляется специальный блок, в котором на разных вкладках присутствуют отдельные функции подсистемы учета в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Основным объектом бухгалтерского учета на предприятиях ЖКХ являются здания и сооружения. Справочник зданий устроен по принципу единого окна, из него можно получить доступ ко всей сопутствующей информации о подъездах, помещениях, действующих начислениях и установленных счетчиках.
Таким образом, специфика организации бухгалтерского учета на предприятиях ЖКХ обусловлена особенностью приобретения ресурсов у ресурсопостовляющей организацией, их перепродажей и взаимозачетом между конечными потребителями и поставщиками этих ресурсов.
Как «упрощенцу» учесть коммунальные платежи
В этой статье мы расскажем, как учесть расчеты по коммунальным платежам при аренде. А также как отразить их в учете арендодателя и арендатора, которые применяют УСН.
Расходы арендодателя, применяющего УСН
Аренда помещений чаще всего сопровождается отдельной оплатой коммунальных услуг, которые потребляет арендатор. А поскольку покупателем коммунальных услуг является арендодатель, арендатор должен компенсировать ему затраты на «коммуналку».
Компенсация коммунальных платежей может быть предусмотрена в договоре аренды или допсоглашении к нему. Но независимо от того, каким документом закреплена компенсация «коммуналки», отношения сторон в этом случае не являются отношениями по договору поставки коммунальных услуг. Ведь в соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса арендодатель не является поставщиком коммунальных услуг (п. 22 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66).
Если арендодатель применяет УСН с доходов
По мнению чиновников, сумма компенсации арендатором коммунальных услуг арендодателю является доходом арендодателя. А значит, он должен учитывать ее при расчете «упрощенного» налога (письма Минфина РФ от 22 мая 2017 г. № 03-11-06/2/31137, от 18 июля 2012 г. № 03-11-11/210, ФНС РФ от 5 декабря 2006 г. № 02-6-10/216@, УФНС РФ по г. Москве от 17 ноября 2009 г. № 20-14/2/120232@, постановление Президиума ВАС РФ от 12 июля 2011 г. № 9149/10).
Это невыгодно тем «упрощенцам», которые платят налог с доходов. Ведь в этом случае увеличивается облагаемая база по налогу при УСН.
Чтобы не переплачивать УСН-налог, арендодатель может выступить в роли посредника по расчетам за ЖКХ между коммунальными службами и арендатором.
Все очень просто. Вместе с договором аренды арендодатель заключает посреднический договор с арендатором на предоставление ему коммунальных услуг. В этом случае арендатор выступает в роли принципала, а арендодатель в роли агента. Тогда коммунальные платежи, полученные от арендатора, не считаются доходом арендодателя. Поскольку в Налоговом кодексе сказано: деньги, поступившие комиссионеру, агенту или иному поверенному по посредническому договору, не являются его доходом. Исключение составляет только посредническое вознаграждение (пп. 9 п. 1 статьи 251 НК РФ).
Поэтому в случае агентского договора арендодатель на УСН учитывает в доходах не всю сумму возмещения коммунальных услуг, поступившую от арендатора, а только агентское вознаграждение (письмо Минфина России от 25 декабря 2017 г. № 03-11-11/86266).
Если арендодатель применяет УСН с доходов за вычетом расходов
Но если арендодатель применяет доходно-расходную «УСН», оплату коммунальных услуг за арендатора он может учесть в материальных расходах (пп. 5 п. 1, 2 ст. 346.16, пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Если в стоимости коммунальных услуг вам предъявлен НДС, вы можете также учесть его в расходах (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Учесть затраты на «коммуналку» арендодатель может в момент списания денег с расчетного счета или в момент выплаты их из кассы. При этом он должен иметь документы, подтверждающие коммунальные расходы:
- счета поставщиков коммунальных услуг;
- документы об их оплате арендодателем (платежные поручения, приходные кассовые ордера, кассовые чеки и др.).
В бухучете арендодателя компенсация коммунальных услуг, потребленных арендатором, не приводит к изменению экономических выгод, поэтому не отражается на счетах учета доходов и расходов.
Расходы арендатора, применяющего УСН
Арендатор, применяющий УСН с объектом «доходы минус расходы», может учесть стоимость потребленных им коммунальных услуг в составе материальных расходов (пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16, пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ, письмо УФНС РФ по г. Москве от 3 июля 2006 г. № 18-11/3/57698@).
Указанные расходы можно учесть в момент списания денег с расчетного счета или в момент выплаты их из кассы. Для этого надо иметь подтверждающие документы:
- счет от арендодателя на оплату компенсации коммунальных затрат;
- документы, подтверждающие стоимость коммунальных услуг, потребленных непосредственно арендатором (например, составленные на основании счетов коммунальщиков акт потребления коммунальных услуг и расчет коммунальных платежей).
В бухгалтерском учете арендатора расходы по возмещению арендодателю коммунальных платежей являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99).