Учет масла моторного в бухучете
Как правильно вести учет отработанного масла
Большинство организаций применяет в своей работе масла. Это моторные масла, используемые в работе авто, растительные масла, нужные для готовки блюд. И те, и те нужно правильно учитывать. Рассмотрим все нюансы учета отработанного масла.
Правильная организация учета
В большинстве своем учитывать нужно именно отработанные моторные масла. Они требуются для эксплуатации авто. Рассмотрим главные особенности их учета:
- Установление класса опасности масел. При этом используется актуальный классификатор отходов.
- Организация временного хранения масла. При этом требуется позаботиться о наличии документального оформления.
- Своевременная инвентаризация.
Отработанное масло считается отходом, если оно не соответствует требованиям ТР ТС030/2012.
Учет растительного масла
Растительное масло, в отличие от моторного, может не являться отходом. Оно может быть направлено на переработку. Отработанное масло перерабатывается, к примеру, в биотопливо. Для переработки масло продается другим организациям.
Учет покупки
Бухучет масла проводится по Инструкции по использованию Плана счетов, установленной Приказом Минфина №94н от 30 ноября 2000 года. Для учета используются эти счета:
- Сч. 10. Используется для обобщения сведений о движении сырья.
- Сч. 41. Нужен для обобщения сведений о наличии ТМЦ, купленных в качестве продукции под продажу.
- Субсчет 10-1. Служит для учета сырья, которое используется в изготовлении товара.
- Субсчет 41-1 «Продукция на складах». Служит для учета наличия или движения запасов, хранящихся на базах.
Метод учета сырья, который может применяться предприятиями, установлен Роскомторгом №1-1098/32-2 от 12 августа 1994 года.
Растительное масло принимается к бухучету по реальной себестоимости или по стоимости поставщика. Последний способ может использоваться фирмами, которые применяют упрощенные методы ведения учета. Когда масло поступает на кухню, стоимость его списывается в траты. Соответствующая операция фиксируется по ДТ счета 20 «Производство». Счет корреспондирует с КТ счетов 10 или 41.
Если фирма признана микропредприятием, она может включить стоимость масла в структуру расходов в момент его покупки. То есть не нужно признавать сырье в статусе МПЗ (пункт 13.2 ПБУ 5/01). Стоимость купленного масла фиксируется на ДТ счета 20. Он корреспондирует со счетом 60.
Стоимость отработанного растительного масла входит в структуру материальных трат. Включается она в этот состав по стоимости покупки. В нее входят траты на перевозку и другие побочные расходы. Основание – подпункт 1 пункта 1 и пункт 2 статьи 254 НК РФ. Дата осуществления трат в форме сырья (относятся к прямым расходам) – это дата их направления в производство (основание – пункт 2 статьи 272 НК РФ).
Учет накопления отработанного масла
В пункте 57, 111 Указаний по бухучету МПЗ указано, что отходы, возникающие в подразделениях, сдаются на склады на основании накладных. При этом нужно отражать в накладных название отходов, их объем. Стоимость учтенных объектов относится на снижение стоимости сырья, отпущенного в использование.
Для учета движения рекомендуется применять счет 10 субсчет 10-6. Именно счет 10 нужен тогда, когда отходы планируется реализовать (основание – пункт 218 указаний). То есть для учета отработанного сырья применяется эта запись: ДТ10 субсчет 6 КТ20. Масло отражается по стоимости продажи.
Если продавать масло не планируется, то и фиксировать в учете его не нужно. Связано это с тем, что при подобных обстоятельствах сырье не будет соответствовать характеристикам актива. Активы – это средства, которые должны принести фирме доход. Отработанное сырье, которое не будет реализовано, доходов не принесет.
ВНИМАНИЕ! Отработанное сырье учитывается тогда, когда оно отвечает признакам объектов учета. К примеру, это могут быть характеристики МПЗ. Основание – письмо Минфина №07-01-10/42253 от 22 июля 2015 года.
Налоговый учет
Отработанное масло признается возвратным отходом. Последние представляют собой остатки, которые возникли в процессе производства и уже утратили свои эксплуатационные характеристики. В статье 254 НК РФ указано, что материальные траты снижаются на стоимость отходов. Уменьшение рекомендуется выполнить в периоде, когда отходы отправлены на склад на основании накладной или другого документа.
Реализация отработки
Реализация отработанного масла – это не главное направление деятельности фирмы, а потому доход от продажи следует признавать в составе прочих доходов. Они фиксируются в бухучете по КТ счета 91. Корреспонденция – это ДТ счета 62.
Организация учета моторного масла
Отработанное моторное масло нельзя сбрасывать в окружающую среду. Запрещено также распылять и сжигать его, сливать в водоемы, выливать на почву. То есть просто так утилизировать масло не получится. Связано это с угрозой окружающей среде. Важно правильно организовать сбор отработанного масла. Для этого выполняются действия:
- Назначение ответственных за сбор и хранение сырья.
- Организация сборных пунктов, в которых есть вся нужная тара.
- Поиск возможностей для дальнейшего использования масла.
- Обеспечение контроля, создание отчетности.
- Осуществление инструктажа по технике безопасности при взаимодействии с отходами.
Отработанное масло подлежит утилизации. Альтернативный вариант – регенерация для повторного применения сырья.
Особенности учета
Учет отработанного масла – это работа специально назначенных лиц с соответствующей ответственностью. Для учета нужно создать журнал движения отходов. Ведением его занимаются ответственные лица. Их нужно назначить приказом руководителя. Эти лица будут нести ответственность за правдивостью всех сведений, вносимых в журнал. Учет выполняется бухгалтерами на основании накладных.
Отработанные масла – это вторичные материальные ресурсы. Стоимость выбывающих отходов на основании пункта 11 ПБУ 10/99 фиксируется в составе прочих трат. Для учета используются эти записи:
- ДТ1060 КТ20, 31. Оприходование возвратных отходов в складское помещение.
- ДТ62 КТ91. Признание выручки от продажи отходов.
- ДТ91 КТ68, субсчет «Расчеты по НДС». Начисление НДС.
- ДТ91 КТ1060. Списание стоимости проданных возвратов.
В пункте 5 Положения по бухучету ПБУ 5/98, установленного приказом Минфина №25н от 15 июня 1998 года, указано, что отработка принимается к учету по реальной себестоимости. Фактическая себестоимость – это совокупность затрат фирмы, связанных с приобретением сырья. В число расходов можно включить эти суммы:
- Таможенные пошлины.
- Суммы по договору.
- Расходы на консультационные услуги.
- Траты на заготовку сырья.
Сырье может быть получено безвозмездно. В этом случае оно учитывается по рыночной стоимости.
Как утилизируется моторное масло
Существуют разные способы утилизации масел. К примеру, это может быть восстановление состава при помощи фильтров, транспортировка на предприятия по переработке сырья, регенерация, сжигание масла.
Учет масла моторного в бухучете
Ситуация:
Общество учитывает масло на счете 1030010000 «ГСМ». Списание масла в производство отражается по дебету счета 3112208004 «ГСМ». Поступление отработанного масла отражается по дебету счета 1030010000 «ГСМ» и кредиту счета 3112211004 «Масло отработанное». В дальнейшем Общество реализует масло отработанное.
В соответствии с п.6 ст. 254 НК РФ, стоимость масла отработанного уменьшает сумму материальных расходов.
Вопрос 1:
1. Просим прокомментировать, соответствует ли указанный порядок оприходования масла отработанного действующему бухгалтерскому и налоговому законодательству?
2. Каким образом следует отражать в бухгалтерском и налоговом учете поступление масла отработанного в случае, когда не планируется его использование в производстве (планируется его реализация): отражать поступление в уменьшение расходов на производство или как прочий (внереализационный) доход?
3. На каком балансовом счете следует отражать в бухгалтерском учете поступление масла отработанного в случае, когда не планируется его использование в производстве (планируется его реализация): на счете 1030010000 «ГСМ» или 1060010000 «Прочие материалы»?
Заключение:
Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете Общество некорректно отражает поступление отходов в виде отработанного масла на счете 1030010000 «ГСМ». По нашему мнению, учет отработанного масла (при его последующей реализации) следует учитывать на субсчете 1060010000 «Прочие материалы».
Налоговый учет
В соответствии п.6 ст. 254 НК РФ, считаем, что Обществу следует уменьшить сумму материальных расходов на сумму отходов в виде отработанного масла в том налоговом периоде, в котором возникнут указанные отходы.
Обоснование:
Бухгалтерский учет
Согласно ст. 1 ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»[1] отходами производства и потребления признаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Отходы могут быть безвозвратными и возвратными. Безвозвратные отходы не могут быть использованы в дальнейшем в производстве или реализованы на сторону, возвратные отходы — это те, которые пригодны к дальнейшей переработке.
В соответствии с п. 111 Методических указаний № 119н[2], отходы, образующиеся в подразделениях организации, собираются в установленном порядке и сдаются на склады по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества. Стоимость отходов определяется организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (т.е. по цене возможного использования или продажи). При этом стоимость учтенных отходов относится в уменьшение стоимости материалов, отпущенных в производство.
Планом счетов и инструкцией по его применению[3] предусмотрен субсчет 10-6 «Прочие материалы» для учета:
— наличия и движения отходов производства (обрубки, обрезки, стружка и т.п.);
— материальных ценностей, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в данной организации (металлолом, утильсырье);
— изношенных шин и утильной резины и т.п..
Исходя из вышеприведенных норм законодательства о бухгалтерском учете, следует, что отходы, образующиеся в подразделениях организации, которые пригодны к дальнейшей реализации, следует учитывать на субсчете 10-6 «Прочие материалы», открытому к счету 10 «Материалы».
Согласно Рабочему плану счетов Общества в Обществе для учета прочих материалов предусмотрен счет 1060010000 «Прочие материалы», что соответствует нормам законодательства о бухгалтерском учете.
Таким образом, в бухгалтерском учете Общество некорректно отражает поступление отходов в виде отработанного масла на счете 1030010000 «ГСМ». По нашему мнению, учет отработанного масла (при его последующей реализации) следует учитывать на субсчете 1060010000 «Прочие материалы».
В то же время, учитывая положение Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета № 94н, Общество вправе к счету 1060010000 «Прочие материалы» ввести дополнительный субсчет для учета возвратных отходов -отработанного масла (при его последующей реализации) .
Согласно п. 7 ПБУ 9/99[4], поступления от продажи возвратных отходов являются для организации прочими доходами.
Пунктом 11 ПБУ 10/99[5], установлено, что стоимость выбывающих отходов учитывается в составе прочих расходов.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, в бухгалтерском учете Общества период возникновения отходов и момент реализации отходов следует отразить следующими проводками:
Расходы на ГСМ: учет и автоматизация
К горюче-смазочным материалам (далее — ГСМ) относятся:
- топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ);
- смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки);
- специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).
Организация, имеющая в собственности, аренде или безвозмездном пользовании автомобили и использующая их в своей деятельности для извлечения доходов, может отнести на себестоимость расходы по ГСМ. Но не все так просто, как кажется.
Общие положения учета ГСМ
К горюче-смазочным материалам (далее — ГСМ) относятся:
- топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ);
- смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки);
- специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).
Организация, имеющая в собственности, аренде или безвозмездном пользовании автомобили и использующая их в своей деятельности для извлечения доходов, может отнести на себестоимость расходы по ГСМ. Но не все так просто, как кажется.
Нужны ли нормы при учете ГСМ
В настоящее время бухгалтерские нормативные документы не устанавливают предельных норм для отнесения на себестоимость расходов, связанных с использованием ГСМ при эксплуатации автомобилей. Единственным условием списания ГСМ на себестоимость является наличие документов, подтверждающих факт их использования в процессе производства.
При расчете налогооблагаемой прибыли нужно руководствоваться главой 25 НК РФ. Расходы на содержание служебного транспорта, к числу которых относятся и расходы на приобретение ГСМ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 и подп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ). НК РФ не ограничивает расходы на содержание служебного транспорта какими-либо нормами, поэтому для целей налогообложения предусматривается списание расходов на топливо и смазочные материалы по фактическим затратам. Однако они должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы (п. 1 ст. 252 НК РФ).
По мнению Минфина России, изложенному в письме от 15.03.2005 № 03-03-02-04/1/67, расходы на приобретение ГСМ в пределах норм, определенных в технической документации к транспортному средству, могут быть признаны в целях налогообложения при соблюдении требований, установленных упомянутым выше пунктом 1 статьи 252 НК РФ. УМНС России по г. Москве в письме от 23.09.2002 № 26-12/44873 выражало аналогичное мнение.
Требование обоснованности обязывает организацию разработать и утвердить собственные нормы расхода топлива, смазочных материалов и специальных жидкостей для своего транспорта, который используется для производственной деятельности с учетом его технологических особенностей. Такие нормы организация разрабатывает для контроля над расходом ГСМ на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт автомобильной техники.
Организация может при их разработке исходить из технических характеристик конкретного автомобиля, времени года, сложившейся статистики, актов контрольных замеров расхода топлива и смазочных материалов на километры пробега, составленных представителями организаций или специалистами автосервиса по ее поручению, и др. Можно учитывать при их разработке простои в пробках, сезонные колебания потребления топлива и другие корректирующие коэффициенты. Нормы разрабатываются, как правило, техническими службами самой организации.
Порядок расчета норм расхода ГСМ является элементом учетной политики организации.
Они утверждаются приказом руководителя организации. С приказом следует ознакомить всех водителей автотранспорта. Отсутствие в организации утвержденных норм может привести к злоупотреблениям со стороны водителей, и, следовательно, к неоправданным дополнительным расходам.
Собственно, эти нормы и используются как экономически обоснованные для целей бухгалтерского учета для списания ГСМ и для целей налогообложения при исчислении налога на прибыль.
При разработке этих норм организация может использовать Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Минтрансом России от 29.04.2003 (руководящий документ № Р3112194-0366-03 согласован с руководителем Департамента материально-технического и социального обеспечения МНС России и применяется с 1 июля 2003 года). В документе приведены значения базовых норм расхода топлива для автомобильного подвижного состава, норм расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобилях, и методика их применения, а также нормативы по расходу смазочных масел.
Нормы расхода топлива устанавливаются для каждой марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильного транспорта.
Расход топлива на гаражные и прочие хозяйственные нужды (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и автомобилей после ремонта и т.д.) в состав норм не включается и устанавливается отдельно.
Особенности эксплуатации автомобилей, связанные с дорожно-транспортными, климатическими и другими факторами, учитываются путем применения к базовым нормам поправочных коэффициентов. Эти коэффициенты установлены в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы. При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.
Руководящим документом также установлены нормы расхода смазочных материалов на 100 литров общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 литров расхода топлива, нормы расхода смазок — соответственно в килограммах на 100 литров расхода топлива. Здесь тоже есть поправочные коэффициенты в зависимости от условий эксплуатации машины. Расход тормозных и охлаждающих жидкостей определяется в количествах заправок на один автомобильный транспорт.
Обязательно ли следует применять нормы, установленные Минтрансом России как единственно возможные? Нет. Минтранс России согласно статье 4 НК РФ не вправе разрабатывать какие-либо нормативы для целей налогообложения. Нормы, утвержденные Минтрансом России, не являются приказом и не проходили регистрацию в Минюсте России в качестве нормативного правового акта, обязательного для применения организациями на всей территории РФ. Учитывая все эти обстоятельства, можно сказать, что, несмотря на название «Руководящий документ», а также на то, что он согласован с МНС России, базовые нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте носят только рекомендательный характер.
Но вероятность того, что налоговые органы все же будут ориентироваться при проверках на эти нормативы, согласованные с их ведомством, достаточно высока. Ведь если расходы организации на приобретение ГСМ значительно превышают установленные Минтрансом России нормы, их экономическая обоснованность может вызвать у налоговых органов сомнения. И это логично: нормы Минтранса России хорошо продуманы и вполне разумны. И хотя они разрабатывались не для налогового учета, могут быть использованы в суде и, как представляется, будут служить убедительным аргументом для судей.
Поэтому организации нужно быть готовым обосновать причины отклонений применяемых ею норм для списания ГСМ на расходы от утвержденных Минтрансом России.
Путевые листы
Приобретение ГСМ еще не свидетельствуют о фактическом их расходе на автомобиль, используемый в служебных целях. Подтверждением того, что топливо было потрачено в производственных целях, является путевой лист, который и является основанием для списания ГСМ на себестоимость. Это подтверждают налоговые органы (письмо УМНС по г. Москве от 30.04.2004 № 26-12/31459) и Росстат (письмо Федеральной службы государственной статистики от 03.02.2005№ ИУ-09-22/ 257 «О путевых листах»). В путевом листе проставляются показания спидометра и показатели расхода ГСМ, указывается точный маршрут следования, подтверждающий производственный характер транспортных расходов.
Первичные документы можно принять к учету, если они составлены по унифицированной форме (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 утверждены следующие формы первичной документации для учета работы автотранспорта:
Учет масла моторного в бухучете
На каком счете учитывать Тосол — 105 36 или 105 33?
В соответствии со словарем финансовых и юридических терминов к ГСМ как особому виду производственных запасов относятся:
- топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ);
- смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки);
- специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).
Определение ГСМ в словаре взято из Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету горюче-смазочных материалов в сельскохозяйственных организациях, утв. Минсельхозом России 16.05.2005. Это ведомственный нормативный акт, который применяется только сельскохозяйственными организациями.
Тосол – торговое обозначение незамерзающей охлаждающей жидкости, ее основными компонентами являются вода и производные спирта. Состав охлаждающих жидкостей регулируется документом «ГОСТ 28084-89 (СТ СЭВ 2130-80). Государственный стандарт Союза ССР. Жидкости охлаждающие низкозамерзающие. Общие технические условия», утв. и введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 30.03.1989 № 913.
Строго говоря, Тосол и другие охлаждающие жидкости (антифризы) по своему составу ГСМ не являются. Если обратиться к данным единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, утв. решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54, антифризы относятся к другой номенклатурной группе, отличной от ГСМ.
В Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, антифризам присвоен код 20.59.43.120. Они входят в группировку 20.59.4 «Материалы смазочные; присадки; антифризы», однако к смазочным материалам не относятся и учитываются под отдельным кодом.
Следовательно, Тосол можно отнести к прочим материальным запасам – продукции химической промышленности и учитывать на счете 105 06.
В то же время многие коммерческие организации и государственные (муниципальные) учреждения принимают решение об учете специальных жидкостей (тормозных и охлаждающих) в составе ГСМ. В частности, в целях планирования так сделано в МВД России (письмо МВД России от 30.11.2016 № 1/12588 «О принятых мерах по выполнению представления Счетной палаты Российской Федерации»).
В силу пп. 117, 118 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, для учета ГСМ предназначен счет 105 03, на котором учитываются все виды топлива, горючего и смазочных материалов – дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут, автол и т.д. Этот перечень является открытым.
Кроме того, согласно разд. III приложения 1 распоряжения Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей контролируется и рассчитывается. Это обстоятельство является дополнительным аргументом в пользу того, чтобы учитывать Тосол на счете 105 03.
В связи с тем, что в отношении специальных жидкостей (тормозных и охлаждающих) нет четких ведомственных рекомендаций или дополнительных разъяснений, во избежание претензий со стороны ревизоров учреждение вправе закрепить в учетной политике наиболее приемлемый счет учета – 105 03 или 105 06.
На наш взгляд, оба варианта допустимы и не являются ошибкой. Главное, чтобы выбор счета был подтвержден документально. Принимая во внимание сложившуюся практику, рекомендуем учитывать специальные жидкости (тормозные и охлаждающие) на счете 105 03 «Горюче-смазочные материалы».