Expresspool.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подтверждение транспортных расходов в налоговом учете

Признание расходов, понесенных в связи с транспортировкой в, целях налогообложения прибыли

Статья опубликована в журнале «Бухгалтер и закон» № 5 сентябрь 2013 г.

И. ЛАЗАРЕВА,
эксперт компании «Гарант»

Договор поставки является одним из видов договора купли-продажи согласно п. 5 ст. 454 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 509 ГК РФ поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя. Если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара, то его обязанность передать товар покупателю считается исполненной в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу (если иное не предусмотрено договором купли-продажи) (п. 1 ст. 458 ГК РФ).

В силу п. 1 ст. 224 ГК РФ передачей признаются вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки. Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица, т.е. российскому законодательству транзитная поставка не противоречит.

Согласно п. 1 ст. 510 ГК РФ доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на условиях, определенных в договоре. Иными словами, стороны могут определить на свое усмотрение, за чей счет осуществляется доставка товаров, поскольку законодательно такая обязанность не возложена ни на одну из сторон договора поставки.

Если перевозка осуществляется силами третьей стороны – перевозчика, то необходимо заключать договор перевозки груза и (или) экспедирования (ст. 784, 785, 801 ГК РФ). Отметим, что, исходя из норм ГК РФ, договор перевозки заключается непосредственно с лицом, оплачивающим услуги перевозчика.

Условия международных поставок товаров также предусматривают возможность осуществлять доставку товаров в адрес указанного покупателем лица (Инкотермс-2010, ст. 5, 6 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (Женева, 19.05.1956) (далее – Женевская Конвенция)). Обязанность по оплате расходов на транспортировку также устанавливается условиями контракта.

В то же время могут возникнуть проблемы, связанные с вышесказанным. Допустим, российская организация приобретает товар у другой российской организации – транзитного продавца, которая, в свою очередь, приобретает его у первоначального поставщика (иностранной компании). В соответствии с заключенным договором транзитный продавец осуществляет доставку товара покупателю. Доставка товара осуществляется напрямую от первоначального поставщика, расходы по доставке ложатся на покупателя.

Возникает вопрос: может ли покупатель в целях налогообложения прибыли признать понесенные в связи с транспортировкой расходы?

Налог на прибыль. В целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные расходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) (п. 1 ст. 252 НК РФ).

В частности, затраты на транспортировку формируют стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы (п. 2 ст. 254 НК РФ). При методе начисления материальные расходы принимаются для целей налогообложения на дату передачи в производство сырья и материалов – в части сырья и материалов, приходящихся на произведенные товары (работы, услуги), независимо от факта их оплаты (пп. 1 и 2 ст. 272 НК РФ).

При этом, если налогоплательщик – покупатель осуществляет торговую деятельность, то при учете транспортных расходов следует руководствоваться ст. 320 НК РФ, согласно которой суммы расходов на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика – покупателя могут быть учтены как в стоимости приобретенных товаров, так и в составе издержек обращения в качестве прямых расходов (письма Минфина России от 21.09.2009 № 03-03-06/1/592, от 18.09.2009 № 03-03-06/1/592, УФНС России по г. Москве от 14.12.2007 № 19-11/119789).

В таком случае сумма транспортных расходов в отношении не реализованных на конец месяца товаров не включается налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, до момента их реализации. Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее 2 налоговых периодов (письмо Минфина России от 17.08.2012 № 03-03-06/1/420).

Отметим, что в отдельных письмах представители финансового ведомства указывают, что к прямым расходам относятся расходы по доставке товара до склада организации при покупке данного товара, если эти расходы по условиям договора не включены в цену покупки товара (письма Минфина России от 29.11.2011 № 03-03-06/1/783, от 13.12.2010 № 03-03-06/1/771).

Таким образом, покупатель, оплачивающий стоимость доставки приобретенных товаров, вправе учесть указанные затраты в целях налогообложения прибыли.

При этом транспортные расходы, для их принятия в целях налогообложения прибыли, должны соответствовать общим критериям признания расходов, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, а именно:

  • быть обоснованными (экономически оправданными);
  • документально подтвержденными. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором);
  • должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При применении вышеприведенной нормы следует руководствоваться также и правовой позицией высших судебных органов, представленной, в частности, в определениях Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 № 320-О-П, от 04.06.2007 № 366-О-П, а также в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда (ВАС) РФ от 12.10.2006 № 53. Судьи указывают, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях (целях, направленности) налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. В свою очередь нормы, содержащиеся в абз. 2 и 3 п. 1 ст. 252 НК РФ, не допускают их произвольного применения, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли.

Минфин России также соглашается, что в силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. Следовательно, при определении налоговой базы по налогу на прибыль могут учитываться любые расходы, соответствующие критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ (см., например, письма Минфина России от 25.01.2012 № 03-03-06/1/33, от 01.11.2010 № 03-03-06/1/664, от 09.04.2010 № 03-03-06/2/70, от 21.12.2007 № 03-03-06/1/884).

Поскольку в рассматриваемой ситуации оплата доставки производится налогоплательщиком-покупателем в соответствии с условиями договора, то понесенные налогоплательщиком затраты на наш взгляд являются оправданными независимо от того, что грузоотправителем товара является не транзитный продавец, а первоначальный поставщик. В данном случае следует обратить внимание на документальное подтверждение осуществленных расходов.

Читать еще:  Списание безнадежной задолженности в бухгалтерском учете

В зависимости от места отправки и формы отправки товара подтверждать транспортные расходы могут документы, оформленные в соответствии с законодательством РФ, например, товарно-транспортная накладная, транспортная накладная (ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»), транспортная железнодорожная накладная (п. 1.3 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 39), международная товарно-транспортная накладная «CMR» (ст. 4 Женевской Конвенции) и др.

Систематизированные материалы по документированию операций при перемещении товаров по территории РФ железнодорожным, воздушным, автомобильным, морским и речным транспортом содержит письмо ФНС России от 21.08.2009 № ШС-22-3/660 (см. также письма Минфина России от 22.12.2011 № 03-03-10/123, от 21.05.2010 № 03-03-06/1/346, от 19.03.2010 № 03-03-06/1/153, ФНС России от 21.03.2012 № ЕД-4-3/4681@, от 29.06.2010 № ШС-37-3/5424@, а также письмо Федеральной таможенной службы от 02.05.2012 № 04-30/22006 «О направлении информации» и др.).

Однако в рассматриваемой ситуации существует вероятность предъявления претензий со стороны налоговых органов в случае, если товар, доставка которого оплачивается покупателем, какое-то время будет оставаться в собственности транзитного продавца (например, при перемещении по территории иностранного государства). Поскольку в целях налогообложения реализацией товаров признается передача права собственности на него (п. 1 ст. 39 НК РФ), до перехода указанного права расходы на доставку чужого товара вряд ли можно признать обоснованными и направленными на получение дохода.

В данном случае при включении в договор условия об обязанности покупателя оплачивать доставку стоит учесть все нюансы международного контракта (выяснить, в какой момент транзитный продавец становится собственником груза), а в договоре поставки между транзитным продавцом и покупателем четко определить момент перехода права собственности (п. 2 ст. 218, п. 2 ст. 458 ГК РФ).

В заключение можно сделать следующий вывод: поскольку обязанность по оплате доставки приобретенного товара является условием договора, налогоплательщик – покупатель вправе в целях налогообложения прибыли признать понесенные в связи с транспортировкой расходы. При этом, на взгляд авторов, не имеет значения, что приобретенный товар следует транзитом напрямую от первоначального поставщика. Главное, чтобы транспортные расходы были осуществлены с направленностью на получение дохода и документально подтверждены, т.е. отвечали установленным п. 1 ст. 252 НК РФ критериям.

Вместе с тем, если в момент перевозки право собственности на груз остается за транзитным продавцом, то понесенные на транспортировку затраты сложно признать обоснованными и направленными на получение дохода.

Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (03.07.2013).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 30.06.2013).
3. О направлении информации: письмо Федеральной таможенной службы от 02.05.2012 № 04-30/22006.
4. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 № 320-О-П.
5. Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды: постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 53.
6. Письмо Минфина России от 18.09.2009 № 03-03-06/1/592.
7. Письмо Минфина России от 17.08.2012 № 03-03-06/1/420.
8. Письмо УФНС России по г. Москве от 14.12.2007 № 19-11/119789.
9. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта: Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ (в ред. от 28.07.2012).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Комментарии и мнения

То, что чиновники считают транспортную накладную единственным первичным документом, который подтверждает понесённые автотранспортные расходы, давно не секрет. Не выпадает из этого ряда и письмо Минфина России от 15.10.18 № 03-03-06/1/73696.

Согласно п. 2 ст. 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной — коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или ГК РФ. При этом в соответствии с п. 20 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» транспортная накладная является перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.11 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» утверждена форма транспортной накладной.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учётным документом. При этом их формы определяет руководитель организации по представлению главного бухгалтера с учётом перечня обязательных реквизитов первичного учётного документа, установленного в п. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ.

Таким образом, пришли к выводу чиновники, для целей налогообложения прибыли подтверждением произведённых налогоплательщиком затрат по договору перевозки груза будут являться любые документы, оформленные в соответствии с требованиями ГК РФ к такому договору и отраслевым законодательством, при условии их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ.

Следовательно, в случае заключения договора перевозки груза подтверждение затрат компании на перевозку груза производится на основании транспортной накладной. В общем, подтверждением является любой документ, если этот документ – транспортная накладная.

Просто напомним, что согласно Информации Минфина России № ПЗ-10/2012 не все формы первичной документации были отданы на откуп самим налогоплательщикам. Так, в письме ФНС России от 17.05.16 № АС-4-15/8657@ налоговики уточнили, что в области регулирования перевозок автомобильным транспортом действующее законодательство предъявляет специальные требования к формам первичных учётных документов.

На основании п. 6 уже упомянутых Правил перевозок грузов автомобильным транспортом составление транспортной накладной грузоотправителем, (если иное не предусмотрено договором перевозки груза), необходимо для подтверждения заключения договора перевозки груза. (См., например, письма Минфина России от 06.11.14 № 03-03-06/1/55918 и от 30.04.13 № 03-03-06/1/15213).

Можно вспомнить судебную практику по товарно-транспортной накладной по форме 1-Т. (В настоящее время применение этой формы не обязательно). В постановлениях АС Центрального округа от 22.01.15 № Ф10-4695/2014, АС Восточно-Сибирского округа от 14.04.16 № Ф02-1543/2016, АС Северо-Кавказского округа от 07.04.16 № Ф08-1621/2016 судьи сделали вывод, что без наличия ТТН доказать факт реальности грузовых перевозок нельзя.

Транспортные расходы: чем подтвердить и как учесть

Для того чтобы расходы на доставку товаров, материалов, на служебные поездки можно было учесть в расходах при начислении налога на прибыль, необходимы первичные документы. О том, какие документы понадобятся в различных ситуациях, нам рассказывает специалист Минфина.

— Александра Сергеевна, организация закупает материалы и доставляет их от продавца сама на своем транспорте. Какой документ будет подтверждать расходы на доставку в целях исчисления налога на прибыль? Правильно ли мы понимаем, что транспортная накладная не нужна?

— Да. Если для доставки купленных материалов (товаров) организация использует свой транспорт, то оформлять транспортную накладную нет необходимости. Ведь она является подтверждением заключения договора перевозки.

Читать еще:  Нематериальные активы в бухгалтерском учете

А поскольку в рассматриваемой ситуации такой договор не заключается, то для подтверждения транспортных расходов будет достаточно оформить путевой лист, который должен содержать все обязательные реквизиты, установленные Приказом Минтранса.

На основании этого путевого листа или отчета электронной системы контроля пробега (пробега и расхода топлива) можно будет учесть расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.

— По договору стоимость доставки товаров включена в цену товара. И доставляет товар поставщик на своем транспорте. Никакие документы по расходам на доставку поставщик не выдает. В ТОРГ-12 стоимость доставки отдельно не выделена.

Получается, что у покупателя в этом случае будет только накладная ТОРГ-12, подтверждающая покупку товара, и все?

— Да. Если стоимость доставки товара отдельно не выделяется (то есть включена в стоимость товара), то транспортную накладную оформлять не нужно, так как покупатель не заключает договор перевозки и не оплачивает отдельно транспортные расходы.

В рассматриваемом случае для оприходования и отражения в налоговом учете стоимости приобретенных товаров может служить надлежащим образом оформленная товарная накладная. Ее можно оформлять либо по форме № ТОРГ-12, либо по форме, которую организация разработала самостоятельно и утвердила в приказе об учетной политике.

— В договоре стоимость доставки товаров выделена отдельно. Доставляет товар поставщик. Какой документ будет подтверждать расходы на доставку в налоговых целях?

Если поставщик оформил только товарно-транспортную накладную (форма № 1-Т, далее — ТТН), этого документа достаточно для учета транспортных расходов (и стоимости товаров)?

Или же обязательно должна быть именно транспортная накладная (далее — ТН) и без нее расходы на доставку учесть не получится?

— Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Груз, на который не оформлена ТН, перевозчиком для перевозки не принимается. Таким образом, ТН является первичным документом, подтверждающим расходы на перевозку. Такой позиции придерживается и Минфин, и ФНС.

В то же время сейчас по-прежнему применяется и ТТН. Поэтому для учета затрат на транспортные услуги сторонних организаций по доставке товаров в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, достаточно иметь любую надлежаще оформленную накладную — либо ТН, либо ТТН. Такая позиция высказывалась ФНС в 2012 г. и была согласована с Минфином.

— Организация для доставки товара от поставщика заключила договор с экспедитором. ТОРГ-12 на приобретение товара имеется. Однако ни ТТН, ни ТН экспедитор не оформляет и покупателю не выдает.

Можно ли учесть затраты на доставку в расходах по прибыли только на основании экспедиторских документов?

— Если в целях доставки товаров заключается договор транспортной экспедиции, то документами, подтверждающими оказание услуг по такому договору для целей налогообложения прибыли, будут любые документы, которые подтверждают фактическое выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, а также экспедиторские документы.

В частности, это могут быть:

  • экспедиторская расписка, в которой отражены данные о грузоотправителе, грузополучателе и о товаре;
  • акт оказанных услуг;
  • отчет экспедитора.

В этом случае оформлять транспортную накладную не нужно.

— По договору с поставщиком организация доставляет товар за свой счет (самовывозом). На приобретение есть накладные ТОРГ-12. А вот доставляли товар работники организации на своих автомобилях. Деньги за доставку перевели физлицам на их банковские карты.

Какими документами подтвердить перевозку товара со склада поставщика на склад покупателя? Подойдет ли акт оказания физлицами услуг по доставке товара?

— Все зависит от того, как оформлены отношения с работниками.

Если с работниками заключены договоры на оказание услуг по доставке товара (ГПД), тогда транспортные расходы можно учесть при исчислении налога на прибыль как прочие на основании актов оказанных услуг. При этом стоимость перевозки может быть учтена полностью. Полагаю, что стоимость бензина следует включить в общую стоимость услуги, указанную в договоре, а не компенсировать отдельно.

Если же работники доставляли товары на личном транспорте, который они используют в служебных целях, тогда в расходах по прибыли можно учесть только компенсацию в сумме, не превышающей в месяц норматив — 1200 или 1500 руб. в зависимости от объема двигателя легкового автомобиля. Причем эта сумма уже включает в себя расходы на ГСМ.

— Организация занимается перевозкой грузов. В некоторых путевых листах нет штампа и подписи медицинского работника. Как мы полагаем, отсутствие сведений о медосмотре не влияет на величину и обоснованность транспортных расходов.

Можно ли на основании таких листов учесть в расходах затраты на ГСМ? Не снимут ли налоговые органы расходы на ГСМ по таким путевым листам на том основании, что они оформлены с нарушением?

— Путевые листы должны содержать все обязательные реквизиты, установленные Приказом Минтранса № 152. В этом документе определено, что обязательными реквизитами путевого листа являются сведения о водителе. Они включают, в частности, дату (число, месяц и год) и время (часы и минуты) проведения медосмотра.

При этом Порядком проведения медосмотров предусмотрено, что в случае вынесения медицинского заключения медицинский работник, проводивший медосмотр, на путевых листах ставит штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» или «Прошел послерейсовый медицинский осмотр», а также свою подпись.

Эти сведения являются обязательным реквизитом путевых листов. Поэтому в путевых листах обязательно должны быть дата и время проведения медосмотра за подписью медицинского работника.

В целях исчисления налога на прибыль расходы должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. То есть первичные документы должны содержать все необходимые обязательные реквизиты.

В связи с этим вполне вероятно, что налоговые органы могут исключить из расходов затраты на ГСМ по тем путевым листам, которые оформлены с нарушением.

— Указание в путевом листе маршрута следования в составе обязательных реквизитов Приказом Минтранса № 152 не предусмотрено. Однако ИФНС при проверке требует, чтобы маршрут был обязательно указан. Она считает, что формулировка «по городу» без указания конкретных адресов не позволяет обосновать производственный характер поездки. И, как следствие, исключает сумму ГСМ по таким путевым листам из расходов.

Нужно ли в путевом листе указывать маршрут следования для того, чтобы можно было учесть ГСМ в расходах по прибыли?

— Действительно, в Приказе Минтранса № 152 среди обязательных для заполнения путевого листа реквизитов маршрут следования не указан. При этом организация вправе разработать собственную форму путевого листа. Но в ней должны быть обязательные реквизиты, установленные Приказом № 152. В связи с этим полагаю, что формально указание в путевом листе конкретного маршрута на данный момент не является обязательным для подтверждения понесенных расходов на ГСМ, так как этот реквизит не включен Минтрансом в соответствующий перечень.

Читать еще:  Должностная инструкция бухгалтера по учету гсм

В то же время при разработке собственной формы путевого листа ее можно дополнить таким реквизитом, как маршрут следования. И, в принципе, формулировки «по городу» должно быть достаточно для учета ГСМ в расходах. Однако в таком случае есть риск претензий со стороны налоговых органов. Например, в одном споре суд согласился с инспекцией, что отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля работниками организации в служебных целях. Поэтому во избежание судебных разбирательств в путевом листе лучше прописывать маршрут следования.

— Организация выплачивает своим работникам компенсацию за использование личных автомобилей в служебных целях. Нужно ли в этом случае оформлять путевые листы? Или же для учета в налоговых расходах этой компенсации вполне достаточно приказа руководителя, где установлены размеры компенсации, и должностной инструкции, подтверждающей разъездной характер работы?

— В настоящее время законодательством в области оказания транспортных услуг не предусмотрено оформление путевых листов при использовании личных автомобилей работников для служебных поездок.

При этом согласно Постановлению Госкомстата России № 78 путевой лист легкового автомобиля является первичным документом по учету работы легкового автотранспорта организации и основанием для начисления заработной платы водителю.

Таким образом, на мой взгляд, для личных автомобилей, используемых в служебных целях, оформление путевых листов не является обязательным.

Для учета расходов на выплату компенсаций работникам за использование автомобиля следует иметь такие документы:

  • должностную инструкцию работника, подтверждающую разъездной характер работы;
  • письменное соглашение между работником и организацией, заключенное к трудовому договору;
  • ПТС на легковой автомобиль и свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • приказ руководителя о выплате компенсации.

— Организация занимается перепродажей товаров. Некоторые налоговые инспекции считают, что транспортные расходы на доставку товаров до покупателей и на перевозку уже оприходованных товаров с одного своего склада на другой являются прямыми расходами.

Однако Минфин ранее разъяснял, что эти расходы можно учесть как косвенные. Не изменилась ли позиция Минфина? Как все-таки правильно учитывать эти расходы?

— Нет, по этому вопросу позиция ведомства не изменилась.

На данный момент также актуально мнение, что к прямым расходам относятся расходы на доставку приобретенного товара до склада организации, если эти расходы по условиям договора не включены в цену покупки.

При этом расходы на доставку покупных товаров уже после оприходования их на склад (в связи с перемещением до нового склада) относятся к косвенным расходам.

— Организация занимается оптовой торговлей. Есть товары, которые она доставляет со склада своего поставщика сразу на склад покупателя (транзитная доставка).

Как правильно учесть расходы на такую доставку — как косвенные или как прямые?

— По нормам НК к прямым расходам у торговых организаций относятся только:

  • стоимость приобретения реализованных товаров;
  • расходы на доставку покупных товаров до своего склада (если они не включены в цену приобретения).

Расходы на транзитную доставку товаров не относятся к расходам на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика. Ведь при транзитной доставке товаров покупателям напрямую со склада поставщика эти товары на склад самой организации-продавца не доставляются.

Как следствие, расходы на транзитную доставку не подлежат распределению согласно правилам, установленным ст. 320 НК РФ, а учитываются в составе косвенных расходов соответствующего периода.

Новостная рассылка для бухгалтера

Ежедневно мы отбираем важные для работы бухгалтера новости, экономя ваше время.

Получайте бесплатную рассылку бухгалтерских новостей на электронную почту.

Минфин назвал документы, которыми можно подтвердить в налоговом учете расходы на транспортно-экспедиционные услуги

Чтобы учесть затраты по договору транспортной экспедиции, достаточно иметь экспедиторские документы, а также любые документы, подтверждающие фактическое оказание услуг. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 21.09.15 № 03-03-06/1/53868.

Как известно, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (п. 1 ст. 252 НК РФ). Налоговый кодекс не устанавливает перечень документов, которыми можно подтвердить затраты на транспортно-экспедиционные услуги. Вместе с тем, в статье 9 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» сказано, что каждый факт хозяйственной жизни должен оформляться первичными учетными документами.
Порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности регулируется положениям главы 41 Гражданского кодекса и Федерального закона от 30.06.03 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон № 87-ФЗ).

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

При этом неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются экспедиторские документы. К таковым относятся:
— поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
— экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
— складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Перечисленные документы должны быть оформлены в соответствии с Законом № 87-ФЗ, пунктами 5 и 7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.06 № 554) и приказом Минтранса России от 11.02.08 № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов».

Таким образом, для подтверждения в целях налогообложения прибыли расходов по договору транспортной экспедиции достаточно иметь экспедиторские документы, а также любые документы, «подтверждающие фактическое выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза». В комментируемом письме чиновники не уточняют, какие именно документы свидетельствуют о фактическом выполнении услуг. Вероятно, речь идет об акте сдачи-приемки оказанных услуг.

Отметим, что, по мнению столичных налоговиков, для подтверждения расходов по доставке грузов, помимо договора, экспедиторских документов и акта сдачи-приемки, необходима еще и транспортная накладная (письма УФНС России по г. Москве от 01.11.11 № 16-15/105695@ и от 17.10.11 № 16-15/100092@). Однако суды указывают на то, что транспортная накладная (железнодорожная накладная) необязательна (см. например, постановления ФАС Московского округа от 06.02.09 № КА-А40/167-09 и ФАС Центрального округа от 14.10.10 № А09-11083/2009).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector