Бухгалтерский учет по грантам
Бюджетное учреждение получает средства в виде гранта от фонда. Согласно условиям соглашения грантополучатель — бюджетное учреждение вправе привлекать для выполнения комплекса мероприятий соисполнителей (бюджетное либо автономное учреждение) на основании заключенных с ними договоров. В соответствии с условиями данных договоров грантополучатель (бюджетное учреждение) обязан передать часть средств гранта для выполнения определенного объема мероприятий, а соисполнитель (бюджетное или автономное учреждение) обязан предоставить отчет о целевом расходовании средств. Как правильно (на каком счете) в бухгалтерском учете бюджетного учреждения — соисполнителя отразить доходы по начислению и поступлению части средств гранта от грантополучателя? Какие коды вида расходов и статьи КОСГУ следует использовать?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения — соисполнителя начисление и поступление доходов в виде части гранта следует отразить с применением счета 0 205 52 000 «Расчеты по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» по АнКВД 150 и подстатье 152 КОСГУ.
Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов операции со средствами грантов, а также приобретенные (созданные) за счет средств грантов нефинансовые активы обязательно должны учитываться обособленно — на отдельных аналитических счетах (субсчетах), предусмотренных Рабочим планом счетов.
На основании прямой нормы пп. 12.1.5 п. 12 Порядка N 132н безвозмездные денежные поступления, в том числе в форме грантов, пожертвований, иных безвозмездных перечислений от физических и юридических лиц относятся на статью 150 «Безвозмездные денежные поступления» аналитической группы подвида доходов бюджетов. Вместе с этим одним из принципиальных новшеств, установленных действующим Порядком N 209н, является введение отдельных кодов КОСГУ для текущих и капитальных безвозмездных поступлений и перечислений. Так, согласно п. 7 Порядка N 209н под поступлениями (перечислениями) капитального характера понимаются поступления (перечисления), направленные:
— на осуществление получателями расходов капитального характера в основные фонды (основные средства), нематериальные активы, непроизведенные активы, включая расходы на бюджетные инвестиции (строительство объектов, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение, приобретение объектов недвижимого имущества, приобретение (создание) непроизведенных активов);
— на приобретение машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, отнесенного к основным средствам;
— на приобретение (создание) программного обеспечения и иных результатов интеллектуальной деятельности, признаваемых объектами нематериальных активов.
В соответствии с пп. 9.6.2 п. 9 Порядка N 209н поступления, предоставляемые государственным (муниципальным) учреждениям на подобные цели, относятся на подстатью 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ.
К поступлениям (перечислениям) текущего характера относятся безвозмездные поступления (перечисления), не признаваемые поступлениями (перечислениями) капитального характера. Доходы, получаемые государственными (муниципальными) учреждениями из соответствующих бюджетов, от субсидии на иные цели текущего характера; иные трансферы (в части расчетов с автономными и бюджетными учреждениями) текущего характера относятся на подстатью 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ (пп. 9.5.2 п. 9 Порядка N 209н).
В рассматриваемой ситуации соисполнителем-получателем части средств гранта является бюджетное учреждение, которому предоставляются эти денежные средства для выполнения определенного объема мероприятий. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что данное поступление денежных средств относится к поступлениям текущего характера. Следовательно, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения — соисполнителя поступление части гранта следует отразить по аналитической группе подвида доходов бюджетов 150 «Безвозмездные денежные поступления» и подстатье 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ.
В соответствии с положениями Инструкции N 174н для расчетов по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления*(1) предназначен одноименный счет 0 205 52 000. Отражение в учете доходов в виде поступивших средств гранта будет зависеть от того, предусмотрены ли договором (соглашением) о предоставлении гранта определенные условия или нет. Доходы от безвозмездных поступлений денежных средств (включая гранты), предоставленных на условиях при передаче актива (п. 6 СГС «Доходы»), признаются в бухгалтерском учете в момент возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов (п. 40 СГС «Доходы»). По мере реализации условий при передаче активов в части, относящейся к отчетному периоду, доходы будущих периодов от безвозмездных поступлений признаются в бухгалтерском учете в составе доходов текущего отчетного периода от безвозмездных поступлений. В свою очередь, безвозмездные поступления денежных средств (включая гранты), полученные без условий при передаче активов, признаются в бухгалтерском учете в качестве прочих доходов от необменных операций текущего отчетного периода по факту возникновения права на их получение от передающей стороны в части, относящейся к отчетному периоду (п. 39 СГС «Доходы»).
Таким образом, если часть гранта предоставлена соисполнителю — бюджетному учреждению на условиях при передаче актива, то в бухгалтерском учете учреждения поступление денежных средств следует оформить следующими корреспонденциями счетов:
Дебет 0 201 11 510 (Увеличение забалансового счета 17, АнКВД 150, КОСГУ 152) Кредит 0 205 52 662 — поступили средства гранта на лицевой счет учреждения;
Дебет 0 205 52 562 Кредит 0 401 40 152 — начислен доход учреждения-соисполнителя от получения средств гранта;
Дебет 0 401 40 152 Кредит 0 401 10 152 — по мере выполнения условий по использованию средств гранта доходы в виде суммы гранта учтены как доходы текущего года.
Если же часть средств гранта будет предоставлена без условий при передаче активов, в бухгалтерском учете учреждения-соисполнителя необходимо сделать следующие записи:
Дебет 0 201 11 510 (Увеличение забалансового счета 17, АнКВД 150, КОСГУ 152) Кредит 0 205 52 662 — поступили средства гранта на лицевой счет учреждения;
Дебет 0 205 52 562 Кредит 0 401 10 152 — начислен доход учреждения от получения средств гранта.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
————————————————————————-
*(1) В соответствии с п. 2 Порядка N 209н к сектору государственного управления относятся органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные (муниципальные) учреждения, в том числе находящиеся за пределами РФ, иные юридические лица, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ бюджетные полномочия получателя бюджетных средств (смотрите также Методические рекомендации, доведенные письмом Минфина России от 29.06.2018 N 02-05-10/45153).
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Выпуск от 17 декабря 2010 года
Схемы корреспонденций счетов
Подборка по материалам информационного банка «Корреспонденция счетов» системы КонсультантПлюс
Ситуация:
Как отразить в учете средства гранта (субсидии), полученные из бюджета организацией (малым предприятием (МП)) на создание собственного дела и использованные на оплату аренды производственного помещения за период подготовки и организации производства?
Грант в сумме 100 000 руб. выделен организации и получен в сентябре 2010 г. Средства гранта используются на покрытие расходов по арендной плате за период с сентября по ноябрь 2010 г., в течение которого осуществляются операции по приобретению оборудования, его установке и наладке, набору персонала, заключению договоров с контрагентами и т.п. Ежемесячная сумма арендной платы — 47 200 руб., в том числе НДС 7200 руб.
Корреспонденция счетов:
Условия предоставления грантов (субсидий)
Предоставление грантов начинающим МП на создание собственного дела в 2010 г. предусмотрено Приказом Минэкономразвития России от 16.02.2010 N 59 «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства». В п. 11.7 Приложения N 1 к данному Приказу указывается, что субсидии юридическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов по регистрации юридического лица, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, выплат по передаче прав на франшизу (паушальный взнос). Сумма гранта не превышает 0,3 млн руб. на одного получателя поддержки.
По мнению Минэкономразвития России (Письмо от 24.07.2009 N Д05-3675), под расходами, связанными с началом предпринимательской деятельности, понимаются расходы, предшествующие операционной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и не являющиеся текущими по своей сути (такие как регистрация юридического лица, аренда помещений, приобретение основных средств, необходимых для начала предпринимательской деятельности).
Бухгалтерский учет
Если иное не установлено учетной политикой организации, то выделение ей из бюджета гранта (субсидии) отражается в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и дебиторской задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н).
Учет средств целевого финансирования ведется на счете 86 «Целевое финансирование» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). При получении организацией уведомления о выделении бюджетных средств производится запись по кредиту счета 86 и дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (в размере выделенных средств).
При начислении в учете арендной платы средства гранта (субсидии), полученные на финансирование данных затрат, относятся на доходы будущих периодов (списываются со счета 86 на счет 98 «Доходы будущих периодов») с последующим отнесением данных сумм на увеличение финансовых результатов организации (включением в состав прочих доходов записью по дебету счета 98 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы»). Указанная запись производится при признании в учете расходов в виде арендной платы (абз. 3 п. 9 ПБУ 13/2000, Инструкция по применению Плана счетов).
В бухгалтерском учете расходы, которые произведены вновь созданной организацией в связи с подготовкой к началу производства продукции (работ, услуг) до начала получения дохода от реализации, признаются расходами будущих периодов (как расходы на освоение новых производств) и отражаются на счете 97 «Расходы будущих периодов». С момента, когда организация начинает получать доход от реализации продукции (работ, услуг), учтенные на счете 97 расходы списываются на расходы по обычным видам деятельности (в данном случае — на счет 20 «Основное производство») и формируют фактическую себестоимость произведенной продукции (п. 9 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
Списание расходов будущих периодов производится в порядке, установленном в учетной политике организации (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).
Таким образом, в рассматриваемом случае отнесение средств полученного гранта на увеличение финансовых результатов организации (прочие доходы), на наш взгляд, должно производиться при признании арендной платы в себестоимости произведенной продукции (списании учтенных на счете 97 расходов на счет 20).
В данной схеме исходим из предположения, что в соответствии с учетной политикой списание расходов на подготовку производства производится единовременно в месяце начала реализации продукции (Инструкция по применению Плана счетов, п. 19 ПБУ 10/99).
Налог на добавленную стоимость (НДС)
Сумму НДС, предъявленную к уплате арендодателем, организация имеет право принять к вычету после принятия к учету суммы арендной платы при наличии счета-фактуры, выставленного арендодателем, вне зависимости от наличия или отсутствия облагаемых НДС операций в налоговом периоде (квартале) (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.05.2006 N 14996/05 по делу N А06-2102у-4/04нр) .
В случае если по итогам налогового периода (квартала) сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) организации в порядке, установленном п. 1 ст. 176 НК РФ.
Налог на прибыль организаций
Средства гранта, выделенного организации из бюджета в 2010 г., подлежат включению в состав доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль (как безвозмездно полученные денежные средства) на дату фактического получения денежных средств (п. 8 ст. 250, п. 2 ст. 248, пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ) .
В налоговом учете расходы на аренду помещения за период подготовки производства могут быть отнесены как к расходам по арендной плате (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ), так и к расходам на освоение новых производств (пп. 34 п. 1 ст. 264 НК РФ) (п. 4 ст. 252 НК РФ). При этом признание данных расходов должно производиться в порядке, установленном НК РФ для учета расходов по аренде (Письмо Минфина России от 20.08.2007 N 03-03-06/2/155).
В налоговом учете расходы на аренду производственного помещения, удовлетворяющие критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, относятся к косвенным расходам (если учетной политикой организации не предусмотрено иное) и признаются ежемесячно на последнее число месяца (п. п. 1, 2 ст. 318, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ) (по данному вопросу см. также Письмо Минфина России от 08.12.2006 N 03-03-04/1/821).
Применение ПБУ 18/02
При признании в налоговом учете доходов в виде средств полученного гранта и расходов в виде арендной платы за период подготовки производства в бухгалтерском учете образуются соответственно вычитаемые и налогооблагаемые временные разницы, приводящие к возникновению отложенных налоговых активов (ОНА) и отложенных налоговых обязательств (ОНО). Указанные разницы, ОНА и ОНО будут погашаться по мере признания в бухгалтерском учете в составе доходов суммы полученного гранта, а также признания в себестоимости продаж расходов по аренде, учтенных на счете 97 (п. п. 11, 12, 14, 15, 17, 18 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).
Обозначения аналитических счетов, используемые в таблице проводок
К балансовому счету 76:
76-а «Расчеты с арендодателем по арендной плате»;
76-б «Расчеты с бюджетом по сумме предоставленного гранта».
К балансовому счету 68 «Расчеты по налогам и сборам»:
Организация получила грант
Целевые средства в виде грантов учреждают российские или иностранные компании и граждане для проведения различных программ, мероприятий, исследований. О том, как учитывать гранты и какие с них платить налоги, – читайте в статье.
Грант – это деньги или другое имущество, которые грантодатели безвозмездно и безвозвратно передают гражданам либо организациям на определенных условиях. Как правило, гранты выделяют на проведение научных исследований по конкретной проблеме, программ в сфере образования, искусства, охраны природы и т. д. Целью финансирования также может быть награждение лауреатов викторин, конкурсов, олимпиад. Победа в них зависит от того, насколько значима для общества или грантодателя программа, предложенная претендентом, или он сам.
Сколько «стоит» грант
В основе «стоимости» гранта лежит смета расходов на проведение данной программы. При ее составлении нужно обосновать потребность в материальных, трудовых, технических ресурсах, программных средствах и т. д. Зачастую к сотрудничеству необходимо привлечь сторонние организации. Например, если у вас нет «образовательной» лицензии, а в программу заложено обучение участников, или когда необходимо перевозить людей к месту проведения занятий, что также невозможно без лицензии.
Так, например, может выглядеть смета расходов по гранту фирмы, которая планирует обучение сотрудников основам законодательства в области внешней торговли (таблица 1).
Таблица 1. Смета расходов по гранту
Налоги
Налог на прибыль. Имущество (в том числе деньги), полученное в рамках целевого финансирования, не учитывают при расчете налога на прибыль. Но только при одновременном выполнении ряда условий (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ):
– грант предоставлен на безвозмездной и безвозвратной основе;
– грантодателем является резидент России, иностранная или международная организация из перечня, утвержденного постановлением Правительства России от 24 декабря 2002 г. № 923;
– грант предоставлен для проведения программ в сфере образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (по направлениям СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды. Сюда же входят программы по защите прав и свобод человека, а также проведение конкретных научных исследований;
– грант использован строго по целевому назначению.
Гранты, не удовлетворяющие хотя бы одному из названных требований, облагают налогом на прибыль.
Компании, получившие грант, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов) в рамках целевого финансирования. Ведь при отсутствии такого учета средства гранта считаются подлежащими налогообложению с даты их получения (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
НДС. Гранты не облагают НДС, если их получение не связано с оплатой товаров (работ, услуг). Поэтому входной налог к вычету не принимают. Его списывают за счет средств целевого финансирования.
ЕСН. Поскольку работы по гранту финансируются за счет целевых средств, они не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Следовательно, можно не начислять ЕСН на зарплату исполнителей целевой программы на основании пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса. Однако это было бы несправедливо по отношению к таким исполнителям. В Минфине России считают, что единый соцналог с их заработка следует начислить (письмо от 8 ноября 2006 г. № 03-05-02-04/172).
Если фирма будет привлекать для выполнения целевой программы людей, работающих по гражданско-правовым договорам, то сможет сэкономить часть ЕСН, уплачиваемую в ФСС.
Налог на доходы физлиц. Организация, которая выдает лауреатам конкурса призы, является налоговым агентом по НДФЛ. Полученный приз, подарок, премию облагают налогом по ставке 13 процентов (письмо ФНС России от 2 марта 2006 г. № 04-1-03/ 115).
Однако если денежное поощрение выдано для поддержки науки, культуры и т. д. организацией, упомянутой в постановлении Правительства РФ от 5 марта 2001 г. № 165, удерживать налог не нужно (п. 6 ст. 217 НК РФ).
По окончании года фирма, выдавшая лауреату грант, должна подать в свою налоговую инспекцию сведения о доходах по форме № 2-НДФЛ. Она утверждена приказом ФНС России от 13 октября 2006 г. № САЭ-3-04/706@.
Бухгалтерский учет
Целевые поступления, в том числе гранты, учитывают на счете 86 «Целевое финансирование». Получение грантов отражают по кредиту счета 86 в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Учет использования средств грантов ведут по дебету счета 86 в корреспонденции со счетами: 20 или 26 – при направлении средств на содержание некоммерческой организации; 83 – при использовании целевых средств на инвестиции; 98 – при использовании коммерческой фирмой бюджетных средств на финансирование расходов и т. п. Порядок списания целевых средств у коммерческой и у некоммерческой организации различается.
В коммерческой организации. После покупки внеоборотных активов и ввода их в эксплуатацию бухгалтер коммерческой организации должен сделать проводку:
Дебет 86 Кредит 98
– сумма средств целевого финансирования учтена в составе доходов будущих периодов.
По мере начисления амортизации на эти основные средства или нематериальные активы делают записи:
Дебет 20 (25, 26. ) Кредит 02 (05)
– начислена амортизация основных средств (нематериальных активов);
Дебет 98 Кредит 91-1
– средства целевого финансирования включены в состав прочих доходов организации.
После отпуска материально-производственных запасов в производство или использования для нужд организации сделайте проводку:
Дебет 98 Кредит 91-1
– средства целевого финансирования, отраженные в доходах будущих периодов, включены в состав прочих доходов организации.
Аналогичные записи сделайте при начислении заработной платы, единого социального налога и других расходов, покрываемых за счет целевых средств.
В некоммерческой организации. После покупки внеоборотных активов и ввода их в эксплуатацию средства целевого финансирования списывают так:
Дебет 86 Кредит 83
– средства целевого финансирования, израсходованные на покупку внеоборотных активов, учтены в составе добавочного капитала.
Если средства получены для финансирования текущих расходов, бухгалтер должен отразить их использование так:
Дебет 86 Кредит 20 (26)
– списаны средства целевого финансирования, израсходованные для осуществления текущей деятельности.
Аналитику по счету 86 «Целевое финансирование» формируют по направлению средств и источникам их поступления.
Покажем на примере, как учитывать поступление и расходование гранта на осуществление конкретной программы.
Пример
Завод выиграл грант в сумме 948 400 руб. на ремонт очистных сооружений. За счет этих средств будут профинансированы такие расходы как:
– зарплата ремонтных рабочих (включая ЕСН и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний) в сумме 500 000 руб.;
– ремонтные материалы стоимостью 448 400 руб. (в т.ч. НДС – 68 400 руб.).
Бухгалтер завода сделал в учете записи:
Дебет 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию» Кредит 86
– 948 400 руб. – отражен грант в составе целевых поступлений;
Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию»
– 948 400 руб. – получен грант;
Дебет 60 Кредит 51
– 448 400 руб. – оплачены материалы для ремонта очистных сооружений;
Дебет 10 Кредит 60
– 380 000 руб. – куплены материалы для ремонта очистных сооружений;
Дебет 19 Кредит 60
– 68 400 руб. – учтен НДС по материалам;
Дебет 20 Кредит 10
– 380 000 руб. – переданы материалы для проведения ремонта;
Дебет 20 Кредит 70, 68, 69
– 500 000 руб. – начислена зарплата с ЕСН и взносами на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний ремонтным рабочим;
Дебет 86 Кредит 98
– 880 000 руб. (500 000 + 380 000) – стоимость ремонта очистных сооружений отражена в составе доходов будущих периодов;
Дебет 86 Кредит 19
– 68 400 руб. – списан НДС по материалам за счет гранта;
Дебет 98 Кредит 91-1
– 880 000 руб. – стоимость ремонта включена в состав прочих доходов;
Отчетность по гранту
Прежде всего, за полученный грант надо отчитаться перед грантодателем. Он вправе требовать промежуточных отчетов о выполнении сметы. Если стороны специально это не оговаривали, то отчетность составляют в произвольной форме. Это могут быть, например, распечатки бухгалтерских регистров по 86 счету.
Сам по себе отчет мало чего стоит без подтверждающих документов. Для обоснования получения и оплаты услуг сторонних организаций приложите к отчету копии договоров с соисполнителями, актов выполненных работ, счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую оплату этих работ.
О получении и расходовании средств необходимо поставить в известность и налоговые органы. Для этого заполняют лист 07 декларации по налогу на прибыль организаций (см. таблицу 2).
Таблица 2. Заполнение листа 07 декларации по налогу на прибыль
Получение, расходование и учет грантов в организации: проводки
Организации могут получать денежные средства на такие цели, как развитие научно-исследовательской деятельности, культуры, спорта, образования, сохранение памятников архитектуры, поддержка различных технических и творческих проектов. Они называются грантами и отражаются в бухгалтерском учете по определенным правилам. В статье расскажем про учет грантов, дадим разъяснения по отчетности.
Гранты: что это такое, на что расходуются
Под грантами принято понимать средства в денежной и неденежной формах, которые выделяются физическими, отечественными и иностранными юридическими лицами в определенном законодательством порядке на проведение исследований либо выполнение конкретных программ. Гранты, как правило, выделяются на конкурсной основе. Порядок их получения и выдачи установлен нормативно-законодательными актами.
Средства, полученные в виде грантов, можно расходовать по направлениям статьи сметы, которую составляет заявитель при подаче заявки. При составлении этого документа рассчитывается и обосновывается величина расходов, необходимых для осуществления проекта, с соблюдением условий и ограничений, установленных законодательными актами в этой области.
В случае получения нескольких грантов смета разрабатывается по каждому отдельно.
Составление сметы и документальное оформление
Каждая заявка потенциального грантополучателя должна быть обоснована. Это означает, что все расходы в рамках того или иного проекта (материальные, на оплату труда, на амортизацию оборудования, на платежи в бюджет и т.д.) нужно просчитать.
При составлении сметы следует учесть, что по различным причинам, например, при отсутствии лицензии на какой-то вид деятельности не всегда организация – получатель гранта может выполнить все своими силами. В таком случае в смету нужно включить расходы на оплату услуг сторонних предприятий.
Все операции в хозяйственной жизни юридического лица требуют обязательного оформления документами. Получение гранта не является исключением. Для отражения поступления и расходования средств, полученных в качестве гранта, грантополучатель может применять как унифицированные формы документов, так и разработанные предприятием самостоятельно при условии утверждения и закрепления их в учетной политике.
Порядок документального оформления операций по движению средств по гранту устанавливается локальными нормативными актами грантополучателя.
Учет грантов в организации: проводки
Бухгалтерский учет в рублях
Для отражения получения и расходования грантов используется счет 86:
Аналитический учет по счету 86 организуют по поступлениям и направлениям расходования средств. Читайте также статью: → “Счет 86: целевое финансирование. Пример, проводки». Если получено несколько грантов, то аналитический учет должен быть построен по каждому в отдельности.
Пример 1. Предприятию выделен грант на восстановление производства в сумме 1000000 рублей. Эти средства пойдут на покрытие таких расходов, как:
- оплата труда рабочих, включая ЕСН и страховые взносы – 500500 рублей;
- материальные затраты – 499500 рублей, включая НДС 76195 рублей.
Движение средств в рамках полученного гранта можно отразить следующим образом:
- Дт 76 Кт 86 = 1000000 – на сумму гранта, предстоящего к получению;
- Дт 51 Кт 76 = 1000000 – получены денежные средства по гранту;
- Дт 60 Кт 51 = 499500 – перечислено поставщику за материалы, предусмотренные сметой;
- Дт 10 Кт 60 = 423305 – оприходованы материалы;
- Дт 19 Кт 60 = 76195 – НДС по ТМЦ;
- Дт 20 Кт 10 = 423305 – использованы материалы на ремонт в рамках сметы по гранту;
- Дт 20 Кт 70, 69 = 500500 – начислена зарплата, ЕСН, страховые взносы сотрудникам за работы, предусмотренные сметой;
- Дт 86 Кт 19 = 76195 = списание НДС по материалам по гранту;
- Дт 98 Кт 91/1 = 923805 – стоимость работ отнесена в прочие доходы.
В валюте иностранного государства
От иностранных грантодателей средства могут приходить в валюте других государств. Такие поступления необходимо перевести в рубли в соответствии с ПБУ 3/200. При пересчете образуются курсовые разницы, учитывающиеся в составе прибыли либо убытков в качестве внереализационных доходов либо расходов. При пересчете грантов, полученных в рамках технической помощи либо из бюджета, используются счета 52 и 86. Читайте также статью: → “Счет 52. Учет операций по валютному счету. Проводки, субсчета».
Пример 2. Юридическим лицом получены средства в качестве гранта из бюджета в размере 5000 долларов. Все поступления в рамках этого договора были потрачены в отчетном периоде. Курс доллара на день получения денег на счет в банке, установленный ЦБ, составил 60 рублей за доллар, а на последний день месяца – 61 рубль.
Бухгалтер сделал следующие записи:
- Дт52 Кт76 = 5000*60 = 300000 – получены деньги в качестве гранта;
- Дт76 Кт86 = 300000 – отражены средства как целевое финансирование;
- Дт52 Кт91/1 = 5000 (61*5000 – 60*5000) – положительная курсовая разница включена в финансовые результаты;
- Дт91/1 Кт86 = 5000 (5000*(61-60)) – переоценены средства целевого финансирования.
Отрицательная курсовая разница отражается:
Изменение курса рубля в ту или иную сторону не влечет за собой образование остатков по счету 91. Когда гранты поступают не в качестве технической помощи и не из бюджета, то курсовая разница отражается на счете 52 и 91. При этом при снижении курса рубля по отношению к валюте другого государства образуется положительный остаток по счету 91. У получателя гранда образуется положительная курсовая разница, которая учитывается как внереализационный доход.
Пример 3. Организацией получен грант от иностранного фонда в сумме 5000 долларов. Все средства в рамках этого соглашения были израсходованы в отчетном периоде. Курс доллара ЦБ РФ на день поступления средств в банк составил 60 рублей за доллар, на последний день месяца 61 рубль.
- Дт52 Кт76 = 300000 – поступление гранта на банковский счет;
- Дт76 Кт86 = 300000 – гран учтен как целевое финансирование;
- Дт52 Кт91 = 5000 – на сумму положительной курсовой разницы;
- Дт91 Кт99 = 5000 – списание остатка прочих доходов и расходов;
- Дт99 Кт68 = 1200 – начисление налога на прибыль по этой операции;
- Дт68 Кт51 = 1200 – перечислен налог на прибыль в бюджет.
Налоговые обязательства по грантам
Порядок расчета налога на прибыль
Средства, поступившие как гранты, не облагаются налогом на прибыль при условии выполнения следующих пунктов:
- они получены безвозмездно и их не нужно возвращать;
- лицо, выдавшее грант, указано в специальном перечне, утвержденном Правительством РФ;
- назначение финансирования – программы в области искусства, образования, здравоохранения, экологии;
- средства израсходованы в том направлении, на которое они были выданы.
Если не соблюдено хотя бы одно из этих условий, по полученному гранту необходимо начислить налог на прибыль. Юридические лица, являющиеся получателем грантов, должны обеспечить ведение раздельного учета доходов и расходов по каждому целевому проекту. Если это требование не соблюдается, то налог рассчитывается по всей сумме гранта с момента его поступления.
Расчет НДС, ЕСН, НДФЛ
- Поскольку гранты не подлежат обложению НДС, то входной налог по этим операциям не предъявляют к зачету. Суммы его относят на целевое финансирование.
- ЕСН по зарплате работников, занятых исполнением программы, под которую получен грант, начисляется. Если такие работы выполнялись по договорам гражданско-правового характера, то не начисляются взносы в фонд социального страхования.
- При получении физическим лицом гранта на цели развития науки, культуры, НДФЛ по этим суммам не удерживается. В конце года грантодатель, перечисливший средства физическому лицу, представляет в налоговые службы отчет по подоходному налогу ф.2-НДФЛ. Читайте также статью: → “Для чего нужна справка 2-НДФЛ? Как заполнить бланк».
Отчетность по грантам на предприятии
Грантодатель имеет право требовать отчет о расходе средств, выделенных им, и соответствия его смете. Причем такие отчеты он может требовать не только по завершении целевой программы, но и на различных ее этапах.
Как таковой формы отчета законодательством не установлено. Поэтому он составляется в свободной форме, согласованной между сторонами. Все расходы можно подтвердить данными о движении по счету 86 и копиями первичных документов, подтверждающих произведенные затраты (акты выполненных работ, чеки, счета-фактуры, ведомости начисления зарплаты и т.д.).
Данные о полученных грантах предоставляется в налоговые службы в декларации по налогу на прибыль.
Ответы на актуальные вопросы про гранты
Вопрос №1. По завершении программы у получателя средств по ней остались неиспользованные деньги. По второму гранту финансирования не хватило. Как отразить в учете перерасход и экономию средств? Какие налоговые обязательства возникают в таком случае?
Если у получателя грантов остались неиспользованные средства, и организация, которая их перечислила, не требует их возврата, то их нужно отнести к внереализационным доходам и включить в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Это объясняется тем, что впоследствии остаток средств будет израсходован не на те цели, которые указаны в соглашении и смете.
Если же по каким-либо причинам произошел перерасход денег по гранту, а организация, перечислившая его, отказывается компенсировать недостающую сумму, разницу включают в состав внереализационных расходов. Но важно учесть, что на недостающую сумму нельзя уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Вопрос №2. По каким налоговым платежам у получателя грантов возникают обязательства?
Средства, полученные налогоплательщиком – физическим лицом в качестве грантов, не подлежат обложению подоходным налогам. Такое освобождение возникает, когда организация–грантодатель указана в специальном перечне, а полученные средства потрачены по назначению.
Получатель целевых средств не обязан начислять налог на прибыль, если соблюдены требования, установленные ст. 251 НК РФ. Обязательства по ЕСН сохраняются. Также удерживается НДФЛ по заработной плате сотрудников, работающих по целевому проекту.
Вопрос №3. ИП, применяющий УСН, получил целевые средства на развитие бизнеса. Может ли он не учитывать полученный грант на такие цели для начисления налога на прибыль?
Если доход, полученный предпринимателем на развитие дела, попадает под определение гранта, то обязанности по обложению его налогом на прибыль не возникает. Законодательство устанавливает цели, на которые выдается грант, в соответствии с чем средства на развитие собственного бизнеса нельзя классифицировать как грант. Поэтому полученные средства определяются внереализационным доходом и облагаются налогом на прибыль.
Вопрос №4. Организации предоставлен грант на развитие науки. Нужно ли удерживать подоходный налог по вознаграждению, выплачиваемому физическим лицам в рамках этого проекта?
Если вознаграждение выплачивается лицам, которые непосредственно заняты научной деятельностью, НДФЛ удерживать не нужно. Доходы, по которым не возникает необходимости удержания НДФЛ, перечислены в ст. 217 НК. Если же средствами, полученными на финансирование этого проекта, производится оплата труда административных или технических работников, то эти суммы облагаются подоходным налогом в общем порядке.
Вопрос №5. В каком порядке учитываются и списываются средства, переданные как грант, у организации –грантодателя?
У юридического лица – грантодателя переданные средства учитываются как безвозмездная передача. Списание их на расходы можно производить по мере предоставления получателем целевых средств отчета об их расходе. Но учетной политикой предприятия может быть закреплено списание грантов на расходы непосредственно в момент их передачи, что также допускается законодательством.