Расчет платных услуг
Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 14 декабря 2011 г. N 1743 “Об утверждении Порядка определения платы за оказание государственными учреждениями всех типов Департамента здравоохранения города Москвы гражданам и юридическим лицам за плату государственных услуг (выполнение работ), относящихся к их основным видам деятельности, оказываемых сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания”
Во исполнение постановления Правительства Москвы от 21 декабря 2010 N 1076-ПП «О порядке осуществления органами исполнительной власти города Москвы функций и полномочий учредителя государственных учреждений города Москвы», совместного приказа Департамента экономической политики и развития города Москвы и Департамента финансов города Москвы от 5 сентября 2011 года N 123-ПР/264 «Об утверждении Методических рекомендаций по установлению порядка определения платы за оказание государственными бюджетными учреждениями города Москвы гражданам и юридическим лицам за плату государственных услуг (выполнение работ), относящихся к их основным видам деятельности» приказываю:
1. Утвердить Порядок определения платы за оказание государственными учреждениями всех типов Департамента здравоохранения города Москвы гражданам и юридическим лицам за плату государственных услуг (выполнение работ), относящихся к их основным видам деятельности, оказываемых сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания (далее — Порядок) (приложение к настоящему приказу).
2. Директорам государственных казенных учреждений дирекций по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения административных округов обеспечить подготовку документов для согласования перечней платных услуг государственных учреждений Департамента здравоохранения города Москвы (далее — государственных учреждений) по территориальному признаку.
3. Заместителям руководителя Департамента здравоохранения города Москвы Хрипуну А.И., Корсунскому А.А., Управлению организации медицинской помощи (Погонин А.В.) и Управлению организации медицинской помощи детям и матерям (Прошин В.А.) Департамента здравоохранения города Москвы обеспечить согласование перечней платных услуг государственных учреждений города Москвы.
4. Руководителям государственных учреждений всех типов при оказании платных услуг руководствоваться Порядком, утвержденным настоящим приказом и действующим законодательством Российской Федерации.
5. Настоящий приказ вступает в силу с даты подписания.
6. Считать утратившим силу приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 20 февраля 2006 года N 86 «Об утверждении прейскуранта платных медицинских услуг, оказываемых лечебно-профилактическими учреждениями Департамента здравоохранения города Москвы».
7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Департамента здравоохранения города Москвы И.Г. Третьякову.
Приложение
к приказу Департамента
здравоохранения г. Москвы
от 14 декабря 2011 г. N 1743
Порядок
определения платы за оказание государственными учреждениями города Москвы всех типов Департамента здравоохранения города Москвы гражданам и юридическим лицам государственных услуг (выполнение работ), относящихся к их основным видам деятельности, оказываемых сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы и Департамента финансов города Москвы от 5 сентября 2011 года N 123-ПР/264, в целях установления единого механизма формирования цен за оказание государственными учреждениями города Москвы (далее — учреждение) гражданам и юридическим лицам за плату государственных услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности, оказываемых сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами в пределах установленного государственного задания (далее — платные услуги).
2. Учреждение самостоятельно в соответствии с уставом, действующими законодательными и иными нормативными актами федерального, регионального и ведомственного уровня определяет возможность оказания платных услуг, оказываемых сверх установленного государственного задания, в зависимости от материальной базы, численного и квалификационного состава персонала, спроса на услугу (работу) и других условий.
3. Учреждение формирует и утверждает перечни платных услуг по согласованию с Департаментом здравоохранения города Москвы.
В случаях, если федеральными законами предусматривается оказание учреждением услуги (работы) за плату в пределах государственного задания, в том числе для льготных категорий потребителей, такая услуга (работа) включается в ведомственный перечень государственных услуг (работ), по которым формируется государственное задание.
4. Цены на платные услуги формируются учреждением в соответствии с методикой формирования, установленной настоящим Порядком и утверждаются приказом руководителя учреждения, кроме цен на платные услуги, указанные в п. 7 настоящего Порядка.
5. Формирование цен на платные медицинские услуги осуществляется в соответствии с методикой расчета, изложенной в подразделе 1 раздела I настоящего Порядка.
6. Формирование цен на платные образовательные и другие немедицинские услуги, оказываемые подведомственными государственными учреждениями, проводится расчетно-аналитическим методом, изложенным в подразделе 2 раздела I настоящего Порядка.
7. Тарифы на ортопедические стоматологические услуги, оказываемые льготной категории граждан за счет средств бюджета города Москвы, категории граждан и размер льгот им регулируются в порядке, установленном Правительством Москвы.
8. Цена на платную услугу определяется на основании:
размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание учреждением платных услуг по основным видам деятельности, а также размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества учреждения с учетом:
анализа фактических затрат учреждения на оказание платных услуг по основным видам деятельности в предшествующие периоды;
прогнозной информации о динамике уровня цен (тарифов), стоимости расходов, включаемых в состав затрат по оказанию учреждением платных услуг, включая регулируемые государством цены (тарифы) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий;
анализа существующего и прогнозируемого объема рыночных предложений на аналогичные услуги и уровня цен (тарифов) на них:
— анализа существующего и прогнозируемого объема спроса на аналогичные услуги.
9. Периодичность изменения цены на платные услуги определяется руководителем учреждения, кроме цен, указанных в п. 10 настоящего Порядка.
10. Утверждение цен на платные образовательные услуги следует производить ежегодно в срок до 1 июля текущего года приказом руководителя учреждения.
11. На отдельные платные услуги, оказание которых носит разовый (нестандартный) характер (в том числе на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, относящиеся к основным видам деятельности учреждения), цена платной услуги может определяться на основе нормо-часа, норм времени, разовой калькуляции затрат, согласованной с заказчиком или исходя из рыночной стоимости.
12. Цена на платную услугу в расчете на единицу оказания платной услуги не может быть ниже величины финансового обеспечения таких же услуг в расчете на единицу оказания государственной услуги, выполняемых в рамках государственного задания.
13. Учреждение, оказывающее платные услуги, обязано в доступном для ознакомления месте размещать необходимую и достоверную информацию о перечне оказываемых платных услуг и их стоимости.
14. Перечень категорий граждан, которым устанавливаются льготы на платные услуги, и размеры скидок с цены формируются учреждением, согласовываются с Департаментом здравоохранения города Москвы и утверждаются приказом руководителя учреждения.
15. Порядок определения платы за оказание государственными учреждениями всех типов платных услуг, утвержденный Департаментом здравоохранения города Москвы, перечни платных услуг, оказываемых ЛПУ, условия их предоставления и размер платы подлежат размещению на официальном сайте Департамента здравоохранения города Москвы.
16. Учреждение, оказывающее платные услуги, обязано своевременно и в доступном месте предоставлять гражданам и юридическим лицам для ознакомления необходимую и достоверную информацию о перечне оказываемых платных услуг и их стоимости.
Раздел I. Методика определения цены за оказание государственными учреждениями всех типов Департамента здравоохранения города Москвы платных услуг
Общее положение по расчету стоимости услуг (работ).
Цена платной услуги определяется на основе расчета экономически обоснованных затрат материальных и трудовых ресурсов (далее — затраты) и прибыли, обеспечивающей финансирование других обоснованных затрат и налогов.
* — цена платной услуги (руб.);
* — затраты на оказание платной услуги (руб.);
Затраты учреждения на оказание платной услуги распределяются на затраты, непосредственно связанные с оказанием платной услуги, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности учреждения в целом, но не используемые непосредственно в процессе оказания платной услуги.
К затратам, непосредственно связанным с оказанием платной услуги, относятся:
— затраты на оплату труда персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания платной услуги (основной персонал);
— затраты на приобретение материальных запасов, полностью потребляемых в процессе оказания платной услуги;
— амортизация оборудования, используемого в процессе оказания платной услуги;
— иные затраты, связанные с оказанием платной услуги.
К затратам, необходимым для обеспечения деятельности учреждения в целом, по# неиспользуемым непосредственно в процессе оказания платной услуги (далее — накладные затраты), относятся:
— затраты на оплату труда персонала учреждения, не участвующего непосредственно в процессе оказания платной услуги (далее — административно-управленческий персонал);
— общехозяйственные затраты — затраты на приобретение материальных запасов, оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, а также на обслуживание и текущий ремонт объектов (далее — общехозяйственные затраты);
— затраты на уплату налогов, пошлины и иных обязательных платежей;
— амортизация зданий, сооружений и других основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием платной услуги;
— иные затраты, необходимые для обеспечения деятельности учреждений в целом, но не используемые непосредственно в процессе оказания платной услуги.
Подраздел 1. Расчет затрат на платные медицинские услуги проводится методом прямого счета.
Затраты на оказание платной услуги определяются по формуле:
* — затраты на оказание платной услуги (руб.);
* — затраты на отплату труда основного персонала (руб.);
* — затраты на приобретение материальных запасов, полностью потребляемых в процессе оказания платной услуги (руб.);
* — сумма амортизации оборудования, используемого при оказании платой услуги (руб.);
* — иные затраты, связанные с оказанием платой услуги (руб.);
* — накладные затраты, относимые на стоимость платной услуги (руб.).
1.1. Затраты на оплату труда основного персонала включают затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате груда основного персонала (среднемесячная зарплата по итогам предыдущего года) и рассчитываются как сумма произведений фактической стоимости единицы рабочего времени (например, человеко-дня, человеко-часа) на количество единиц времени, необходимое для оказания платной услуги.
Расчет производится по каждому сотруднику, участвующему в оказании соответствующей платной услуги, и определяется по формуле:
* — затраты на оплату труда основного персонала (руб.);
* — повременная ставка (включая начисления на выплаты по оплате труда). Определяется как частное от деления среднего должностного оклада в месяц (с начислениями) на месячный фонд рабочего времени (руб./час);
* — норма рабочего времени, затрачиваемого основным персоналом на оказание платной услуги (час).
Расчет затрат на оплату труда основного персонала производится по форме согласно Таблице 1.
Расчет затрат на оплату труда основного персонала
Расчет и оказание платных услуг бюджетным учреждением
Бюджетное учреждение представляет собой некоммерческую структуру. Однако такой субъект может осуществлять деятельность, дающую доход. Как правило, это оказание услуг за деньги. Право на коммерческую деятельность обусловлено ФЗ от 12.01.1996 г. №7.
Какой коммерческой работой может заниматься бюджетный субъект?
Под коммерческой работой подразумевается предоставление услуг за деньги. Пояснение дано в письме Минфина от 22 октября 2013 года. Это может быть:
- покупка и продажа акций;
- реализация прав собственности;
- вклады в товарищество.
Субъект не может заниматься оказанием любых коммерческих услуг. Они должны соответствовать целям формирования субъекта. К примеру, образовательные субъекты не могут заниматься оказанием медицинских услуг. Законной коммерческая работа будет в том случае, если она отвечает этим требованиям:
- Соответствие целям, ради которых создавался субъект.
- Работа прописана в учредительной документации.
Цели образования субъекта прописаны в уставе. Это основная бумага, на основании которой создается перечень оказываемых платных услуг.
Пример
Целями формирования субъекта являются содержание и совершенствование структуры автомобильных дорог, их ремонт и обеспечение эксплуатации. Такая структура может заниматься оказанием этих услуг:
- Деятельность по предотвращению дефектов (ямы и прочее).
- Ремонтные работы.
- Работа по увеличению сцепных свойств дорог.
То есть учреждение может заниматься любой деятельностью, которая связана с автомобильными дорогами.
Создание перечня платных услуг
Введение платных услуг должно быть обосновано. Обосновать подобное решение можно соответствующими целями деятельностями, прописанными в уставе, утвержденном учредителем. Платные услуги могут быть следующими:
- Услуга, которая относится к основному направлению деятельности.
- Неосновная услуга.
Услуги по основному направлению можно оказывать сверх перечня, оговоренного госзаданием. Иногда услуги могут входить в госзадание, однако возможно это только в ситуациях, оговоренных в законе.
Определение стоимости платных услуг
В пункте 4 статьи 9.2 ФЗ №7 («О некоммерческих структурах») указано, что порядок расчета основной стоимости определяется учредителем. Стоимость услуг утверждается нормативным актом. Обратная ситуация возможна только в том случае, если это оговорено ФЗ. Учреждение также может оказывать услуги, которые не относятся к перечню основных. Стоимость их определяется бюджетным учреждением.
В письме Минфина от 12 августа 2006 года перечислены ФЗ, в которых указаны конкретные лица, ответственные за установление стоимости услуг:
- Ст. 52 Закона о культуре, утвержденного ВС РФ 09.10.1992 г. №3612-1. Культурные субъекты могут самостоятельно назначать цены на услуги и продукцию (к примеру, билеты).
- Ст. 9 Закона о госуслугах от 27.07.2010 г. №210. Стоимость необходимых услуг определяется на основании нормативного акта, принятого исполнительными структурами.
- Ст. 84 ФЗ от 21.11.2011 г. №323. Стоимость медицинских услуг утверждается Правительством страны.
Обычно тарифы на услуги устанавливаются не самим бюджетным субъектом. Если же учреждение само определяет тарифы, при расчетах нужно учитывать себестоимость оказания услуги. В нее могут входить следующие направления:
- Зарплата сотрудникам.
- Различные начисления работникам.
- Материальные траты.
- Затраты на ЖКХ.
- Транспортировочные расходы.
Во внимание принимаются нюансы предоставления услуги, а также ее себестоимость. Учитываются накладные траты, рентабельность. Стоимость услуги не может быть меньше нормативных затрат. При данной ситуации контролирующие органы могут сделать следующие выводы:
- Неправильное планирование.
- Вложение в оказание услуг средств из субсидий, что является незаконным.
К СВЕДЕНИЮ! Платные услуги субъект должен оказывать на тех же условиях, что и бесплатные. Нельзя устанавливать разную стоимость на одну и ту же услугу, если это решение ничем не обосновано. Если субъект не имеет ресурсов для оказания платной услуги, к работе может быть привлечена сторонняя компания. В этом случае заключается договор. Он не должен противоречить Закону о конкуренции.
Прибыль от платных услуг
Доход, образованный вследствие оказания услуг, поступает в пользование самого субъекта на основании пункта 3 статьи 298 ГК РФ. Полученный доход направляется на исполнение плана хозяйственной работы. Однако это только рекомендация. Порядок расходования определяется субъектом самостоятельно, так как направления трат не оговорены в законе. Направить средства на совершение крупной сделки можно только с согласия учредителя. Крупной признается сделка, стоимость которой больше 10% балансовой стоимости активов. Стоимость активов определяется на основании бухгалтерской отчетности.
Если платные услуги входят в госзадание, объем финансирования учреждения уменьшается на планируемую сумму поступлений. То есть даже при занятии платной деятельностью некоторые коммерческие структуры существуют на один и тот же объем финансирования.
Бухучет
Каждая хозяйственная операция должна подтверждаться проводкой. К учету доходов и трат, касающихся услуг за деньги, применяются стандартные правила.
Учет доходов
Поступления фиксируются на счете 130. Учет проводится на счете 2 205 31 000. Рассмотрим используемые бухгалтерские проводки:
- ДТ2 205 31 560 с корреспонденцией КТ2 401 10 130. Фиксирование поступлений от предоставления услуги.
- ДТ2 201 11 510 с корреспонденцией КТ2 205 31 660. Услуги оплачены, средства направлены на счет.
- ДТ2 201 34 510 КТ2 205 31 660. Зачисление в кассу бюджетной структуры.
- ДТ2 201 23 510 КТ2 205 31 660. Поступление через терминал банка.
То есть корреспонденция определяется способом перечисления оплаты за услуги.
Учет трат на услуги
Затраты могут включать:
- Общехозяйственные траты, нужные для управленческих целей. Фиксируются на счете 0 109 00 000.
- Издержки, нужные до доведения товара до покупателя. Фиксируются на счете 0 109 90 000.
Список накладных трат устанавливается учетной политикой структуры. При учете используются проводки в следующей корреспонденции:
- ДТ2 109 70 223 КТ2 302 23 730. Фиксирование трат на электроэнергию, расходуемую при оказании платных услуг.
- ДТ4 109 70 223 КТ4 302 23 730. Фиксация трат на энергию, расходуемую при оказании платных услуг в пределах госзадания.
- ДТ4 302 23 830 КТ4 201 11 610. Оплата энергии поставщику.
- ДТ2 109 60 223 КТ2 109 70 223. Учет трат в составе себестоимости.
- ДТ2 401 10 130 КТ2 109 60 272. Списание трат на оказание услуг.
Учет предполагает детализацию трат. То есть прописываются траты по каждой операции.
Налогообложение
Если учреждение оказывает коммерческие образовательные услуги, они не будут облагаться НДС на основании пункта 2 статьи 149 НК РФ. Однако доход будет облагаться налогом на прибыль за некоторыми исключениями (касаются они образовательных субъектов):
- Образовательная услуга входит в Перечень форм образовательной деятельности.
- Наличие лицензии на соответствующую деятельность.
- В учреждении работает не меньше 15 сотрудников.
Если платные услуги оказываются казенными структурами, доход не будет учтен при определении налоговой базы.
Калькуляция стоимости услуг
Под калькуляцией понимают процесс расчета стоимости услуги (или товара), основанный на утвержденной методике, а также сам документ, который содержит данные об издержках. Расчет производится для того, чтобы относительно точно определить себестоимость той или иной услуги. Образец калькуляции и правила составления этого документа подробно описаны в статье.
Скачать образец калькуляции стоимости услуг можно в конце статьи.
Подходы к определению цены услуги
Стоимость услуги определяется с помощью сразу нескольких подходов: компания не может реализовывать ее дешевле себестоимости и наценки, однако к тому же приходится ориентироваться на ценовую политику конкурентов и на платежеспособный спрос покупателей.
При этом в отличие от цены за единицу продукции (материального товара) определить точную себестоимость оказываемого сервиса более трудно, поскольку в случае с услугой возможно определить только смету прогнозируемых затрат, которые могут меняться в зависимости от рыночной ситуации. К тому же понятия «типовая, однородная услуга» как такового не существует. Любой сервис может включать в себя комбинацию разных элементов, поэтому и себестоимость, и потребительская цена могут значительно меняться в зависимости от ситуации.
Однако в любом случае виды издержек будут постоянными – это:
- траты на материалы и другие материальные издержки;
- амортизация;
- оплата труда;
- социальные отчисления, налоги;
- обслуживание кредитов;
- арендные платежи и др.
В готовом документе по калькуляции все эти издержки можно группировать как по статьям, так и по видам затрат.
Калькуляция стоимости: образец
Сам документ обычно составляют в виде таблицы, в которой отражены прямые расходы (зарплата, налоги, социальные взносы) и косвенные (все остальные).
Статьи калькуляции можно указывать в любой формулировке – вот пример расчетов себестоимости выполнения работ по созданию обычного маникюра.
Также расчеты можно составлять в динамике, анализируя одинаковые показатели по разным периодам.
Инструкция по составлению и видео
Проведение расчетов осуществляется в соответствии с заранее разработанной методикой или инструкцией, в которой описан алгоритм калькуляции. Например, оплата образовательных услуг зависит от количества часов, а также степени квалификации преподавателя, что обязательно прописывается в соответствующих методических рекомендациях.
По сути, калькуляция – это подробное описание расходов, связанных с оказанием «единицы» услуги, которую можно измерить различными способами:
- Почасовой тариф – именно так измеряют образовательные услуги.
- Путем описания результата – например, косметический ремонт с указанием площади помещения.
- С помощью других показателей – перевозка груза на расстояние 45 км.
Структура расходов напрямую будет зависеть от вида выполняемых работ. Поэтому и алгоритм составления калькуляции будет иметь свои отличия. На примере расчетов, связанных с транспортными услугами, инструкция будет выглядеть так.
Сначала оценивают себестоимость услуги исходя из расходов по заработной плате:
- водителей;
- рабочих вспомогательной сферы, обслуживающих транспорт;
- руководителей, служащих и других специалистов, работающих на предприятии.
Далее учитывают отчисления, связанные с социальными взносами, а также траты на обслуживание автомобилей и другой техники:
- ремонт текущий, капитальный;
- горюче-смазочные материалы;
- амортизация основных средств;
- сезонные расходы (масло, шины и др.).
Затем учитывают налоговые выплаты и определяют другие показатели:
- Прибыль в соответствии с планом.
- НДС.
- Тариф с НДС и без него.
Обычно составляется с описанием конкретной услуги: например, перевозка кирпичей может обойтись дороже, чем перевозка более легких предметов (сена, подушек и т.п.).
Чем проще выглядит услуга в смысле ее осуществления, тем проще будет и сама смета расходов. Например, если речь идет о выступлении артистов, танцевальных или певческих коллективах, траты связаны с выплатой зарплаты, социальных взносов, а также с предоставлением в аренду соответствующего помещения.
При производстве товаров практически всегда нужно учитывать не только издержки на изготовление единицы продукции, но и возможные потери на разных этапах цикла.
Калькуляция составляется и для ремонтных работ. Обычно объем таких услуг измеряется площадью помещения и другими показателями (например, длина откоса, площадь потолка). В смете приводят издержки в расчете на единицу работы, указывают конкретный вид деятельности (например, выравнивание стен, покраска, монтаж натяжного потолка и многое другое), а затем приводят стоимость по каждой работе и итоговую величину.
Таким образом, алгоритм по составлению калькуляции выглядит так:
- Определяют единицу услуги – какой именно объем работ предполагается реализовать в данном случае (ремонт 1 квартиры, перевозка 5 тонн груза на расстояние 100 км, оказание услуги репетитора на 10 учебных часов и т.п.).
- Уточняют подробный список всех трат по их себестоимости.
- Определяют тариф с НДС и без него.
- Указывают плановую прибыль.
Видео инструкция по составлению
Документ обычно подписывает главный бухгалтер, на нем ставится печать компании. Руководство не обязано разглашать подобную информацию для своих клиентов. В законодательстве также нет никаких указаний относительно того, нужно ли прикладывать калькуляцию к договорам с контрагентами, поэтому решение можно принять по своему усмотрению.
Расчет стоимости платной услуги. Метод прямого счета
«Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2013, N 7
Как правило, при оказании платной услуги используется труд разных специалистов учреждения, применяются разные материальные запасы, оборудование. В таких случаях для определения стоимости услуги используется метод прямого счета. Предлагаем на сквозном примере рассмотреть порядок расчета стоимости платной услуги, используя этот метод.
В основе расчета затрат на оказание платной услуги лежит прямой учет всех элементов затрат:
Зусл = Зоп + Змз + Аусл + Зн,
где Зусл — затраты на оказание платной услуги;
Зоп — затраты на оплату труда основного персонала;
Змз — затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания платной услуги;
Аусл — сумма начисленной амортизации оборудования, используемого при оказании платной услуги;
Зн — накладные затраты, относимые на стоимость платной услуги.
Затраты на оплату труда основного персонала
Данный вид затрат включает в себя:
- затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда основного персонала;
- затраты на командировки основного персонала, связанные с предоставлением платной услуги;
- суммы вознаграждения сотрудников, привлекаемых по гражданско-правовым договорам.
Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда рассчитываются как произведение стоимости единицы рабочего времени (например, человеко-дня, человеко-часа) на количество единиц времени, необходимое для оказания платной услуги. Данный расчет проводится по каждому сотруднику, участвующему в оказании соответствующей платной услуги. Затраты определяются по формуле:
где Зоп — затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда основного персонала;
Тусл — норма рабочего времени, затрачиваемого основным персоналом;
ОТч — повременная (часовая, дневная, месячная) ставка по штатному расписанию и по гражданско-правовым договорам сотрудников из числа основного персонала (включая начисления на выплаты по оплате труда).
Пример 1. Бюджетное учреждение (библиотека) оказывает услуги по копированию. Их осуществляет библиотекарь. Для того чтобы рассчитать размер затрат на оплату труда библиотекаря, оказывающего услугу по копированию, необходимо произвести следующие действия:
- рассчитать стоимость 1 мин. рабочего времени библиотекаря. За базу для расчета затрат на оплату труда возьмем оклад библиотекаря. Он составляет 4000 руб. за месяц. Учтем страховые взносы, начисляемые работникам с сумм вознаграждений, и у нас получится заработная плата с учетом производимых начислений — 5208 руб. (4000 + 1208). Среднемесячное количество часов рабочих минут в месяц составляет 9840 мин. (164 ч x 60 мин.). Исходя из имеющихся данных стоимость 1 мин. рабочего времени библиотекаря будет стоить 0,53 коп. (5208 руб. / 9840 руб.). Для облегчения расчета предположим, что дополнительные выплаты библиотекарю не начисляются и не выплачиваются;
- определить время, необходимое для копирования 1 документа (1 с. текста). Это можно сделать, используя секундомер. Согласно произведенным замерам на копирование 1 с. текста затрачивается 3 мин.;
- исходя из имеющихся данных размер затрат на оплату труда библиотекаря по копированию 1 ед. текста составляет 1,59 руб. (0,53 руб. x 3 мин.).
Согласно производственному календарю при 40-часовой рабочей неделе рабочее время в часах в 2013 г. составляет 1970 ч. Среднемесячное количество часов в 2013 г. будет равно 164 ч (1970 ч / 12 мес.).
Для удобства расчетные данные можно отразить в форме таблицы.
Затраты на приобретение материальных запасов и услуг
Этот элемент затрат, полностью потребляемых в процессе оказания платной услуги, включают в себя (в зависимости от специфики учреждения):
- затраты на медикаменты и перевязочные средства;
- затраты на продукты питания;
- затраты на мягкий инвентарь;
- затраты на приобретение расходных материалов для оргтехники;
- затраты на другие материальные запасы.
Затраты на приобретение материальных запасов рассчитываются как произведение средней стоимости материальных запасов на объем их потребления в процессе оказания платной услуги. Затраты на приобретение материальных запасов определяются по формуле:
где Змз — затраты на материальные запасы, потребляемые в процессе оказания платной услуги;
— количество материальных запасов определенного вида;
— цена приобретаемых материальных запасов.
Пример 2. Для оказания услуг по копированию документов используется бумага и тонер. Предположим, что для услуги копирования используется копировальная бумага «Снегурочка». В пачке содержится 500 л. Стоимость 1 пачки бумаги — 133 руб. Следовательно, стоимость 1 листа бумаги составляет 0,27 коп.
Что касается затрат по расходу тонера, то здесь необходимо сказать следующее. Для примера рассмотрим принтер Canon LBP 810. Картридж для него, обозначаемый Canon EP 22 (каталожный номер, по которому производят заказ у поставщика расходных материалов), рассчитан на 2500 с. формата А4 с 5% заполнения.
В картридже EP 22 содержится 140 г тонера. Как правило, результат тестирования 5% заполнения страницы — буква «E», равномерно распределенная по всей области листа. Начертание и размер шрифта у поставщиков разнятся, но относительный периметр заполнения тестовой страницы должен соответствовать тем же 5%. Например, по ГОСТ 13.2.015-2001 «Репрография. Копирография. Метод определения расхода тонера при проявлении в электрофотографических аппаратах» рекомендуется определять расход тонера на одну копию (мг/копия) по тест-оригиналам на бумаге с белой поверхностью, заполненной знаком «X» (ТО-1 — для 4% заполнения и ТО-2 — для 8%).
Средняя розничная цена картриджа ЕР 22 — 1344 руб. Пересчитываем на 1 с. 5% заполнения и получаем 0,54 руб. (1344 руб. / 2500 с.).
Исходя из полученных данных материальные затраты на копирование 1 с. текста составили 0,81 руб. (0,54 руб. + 0,27 коп.).
Расчет затрат на материальные запасы, непосредственно потребляемые в процессе оказания платной услуги, можно отразить в форме таблицы.
Амортизация оборудования, используемого при оказании платной услуги
Сумма начисленной амортизации оборудования, используемого при оказании платной услуги, определяется исходя из балансовой стоимости оборудования, годовой нормы его износа и времени работы в процессе оказания платной услуги.
Пример 3. Для оказания копировальных услуг применяется копировальный аппарат. Его балансовая стоимость составляет 50 000 руб. Согласно принятой учетной политике при определении срока полезного использования амортизируемого имущества применяется максимальный срок, установленный в диапазоне, приведенном в Постановлении Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Из норм данного документа следует, что срок полезного использования копировальной техники находится в диапазоне 3 — 5 лет. Следовательно, для расчета годовой нормы амортизации применяем срок, равный 5 годам (60 мес.). По результатам произведенных замеров на копирование 1 с. текста копировальный аппарат затрачивает 2 мин. Средняя годовая норма времени работы оборудования составляет 4870 мин.
Расчет суммы начисленной амортизации оборудования, используемого при оказании платной услуги, можно произвести, используя приведенную ниже таблицу.
Накладные расходы
При расчете стоимости услуги в нее включаются накладные расходы. Их объем относится на стоимость платной услуги пропорционально затратам на оплату труда и начислениям на выплаты по оплате труда основного персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания платной услуги:
где Кн — коэффициент накладных затрат, отражающий нагрузку на единицу оплаты труда основного персонала учреждения. Данный коэффициент рассчитывается на основании отчетных данных за предшествующий период и прогнозируемых изменений в плановом периоде:
где Зауп — фактические затраты на административно-управленческий персонал за предшествующий период, скорректированные на прогнозируемое изменение численности административно-управленческого персонала и прогнозируемый рост заработной платы;
Зохн — фактические затраты общехозяйственного назначения за предшествующий период, скорректированные на прогнозируемый инфляционный рост цен, и прогнозируемые затраты на уплату налогов (кроме налогов на фонд оплаты труда), пошлины и иные обязательные платежи с учетом изменения налогового законодательства;
Аохн — прогноз суммы начисленной амортизации имущества общехозяйственного назначения в плановом периоде;
Зоп — фактические затраты на весь основной персонал учреждения за предшествующий период, скорректированные на прогнозируемое изменение численности основного персонала и прогнозируемый рост заработной платы.
Затраты на административно-управленческий персонал включают в себя:
- затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда административно-управленческого персонала;
- нормативные затраты на командировки административно-управленческого персонала;
- затраты по повышению квалификации основного и административно-управленческого персонала.
Затраты общехозяйственного назначения включают в себя:
- затраты на материальные и информационные ресурсы, затраты на услуги в области информационных технологий (в том числе приобретение неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение);
- затраты на коммунальные услуги, услуги связи, транспорта, затраты на услуги банков, прачечных, затраты на прочие услуги, потребляемые учреждением при оказании платной услуги;
- затраты на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, в том числе затраты на охрану (обслуживание систем видеонаблюдения, тревожных кнопок, контроля доступа в здание и т.п.), затраты на противопожарную безопасность (обслуживание оборудования, систем охранно-пожарной сигнализации т.п.), затраты на текущий ремонт по видам основных фондов, затраты на содержание прилегающей территории, затраты на арендную плату за пользование имуществом (в случае если аренда необходима для оказания платной услуги), затраты на уборку помещений, на содержание транспорта, приобретение топлива для котельных, санитарную обработку помещений.
Сумма начисленной амортизации имущества общехозяйственного назначения определяется исходя из балансовой стоимости оборудования и годовой нормы его износа.
Согласно нормам п. 134 Инструкции N 157н затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг делятся на прямые и накладные.
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
При изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции (выполнении работ, оказании услуг) все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции (выполнением работ, оказанием услуг), относятся к прямым затратам.
Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции (выполнения работы, оказания услуги).
Накладные расходы распределяются между видами деятельности (например, деятельность, осуществляемая в рамках деятельности, финансируемой за счет средств субсидий на выполнение задания учредителя, и деятельность от оказания платных услуг), видами оказываемых услуг (например, в рамках приносящей доход деятельности учреждение оказывает услуги «А», «Б», «В»).
Распределение накладных расходов производится одним из способов:
- пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам;
- пропорционально объему выручки от реализации продукции (работ, услуг);
- пропорционально иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.
Учреждение организует учет затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции (в зависимости от отраслевых особенностей), по способу включения в себестоимость (прямые и накладные), по связи с технико-экономическими факторами (условно-постоянные и условно-переменные (накладные) с целью нормирования, лимитирования и т.д.).
Выбор способа калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования производится учреждением самостоятельно или органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, таким образом, чтобы оптимизировать степень полезности учетных данных для целей управления при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур. Выбранный способ распределения накладных расходов отражается в учетной политике.
Расчет накладных затрат можно произвести, используя таблицу.