Анализ в переводе с греческого
Анализ музыкального произведения: пример, теоретические основы, техника анализа
Слово «анализ» в перевод с греческого означает «разложение», «расчленение». Музыкально – теоретический анализ произведения – это научное изучение музыки, которое включает в себя:
- Исследование стиля и формы.
- Определение музыкального языка.
- Изучение того, насколько важны эти элементы для выражения смыслового содержания произведения и их взаимодействие друг с другом.
Примером анализа музыкального произведения является метод, который основан на расчленении единого целого на мелкие части. В контрасте с анализом идет синтез – прием, который подразумевает соединение отдельных элементов в общее. Два эти понятия тесно связаны друг с другом, так как только их сочетание ведет к глубокому пониманию какого-либо явления.
Это также относится и к анализу музыкального произведения, который в конечном счете должен приводить к обобщению и более ясному понимаю объекта.
Значение термина
Существует широкое и узкое употребление данного термина.
1. Аналитическое исследование любого музыкального явления, закономерности:
- структура мажора или минора;
- принцип действия гармонической функции;
- нормы метроритмической основы для конкретного стиля;
- законы композиции музыкального произведения в целом.
В таком значении музыкальный анализ соединяется с понятием «теоретическое музыкознание».
2. Изучение любой музыкальной единицы в рамках одного конкретного произведения. Это узкое, но более распространенное определение.
Теоретические основы
В XIX веке шло активное становление этого музыкального раздела. Многие музыковеды своими литературными произведениями спровоцировали активное развитие анализа музыкальных произведений:
1. А. Б. Маркс «Людвиг Бетховен. Жизнь и творчество». Данное творение, написанное в первой половине 19 века, стало одним из первых образцов монографии, которая включила в себя анализ музыкальных произведений.
2. Х. Риман «Руководство композиции фуги», «Смычковые квартеты Бетховена». Данный немецкий музыковед создал учение о гармонии, форме и метре. Основываясь на нем, углубил теоретические методы анализа музыкальных произведений. Его аналитические труды имели большое значение для прогресса в этом музыкальном направлении.
3. Работа Г. Кречмара «Путеводитель по концертам» помогла развить теоретико-эстетические методы анализа в западноевропейском музыковедении.
4. А. Швейцер в своем литературном творении «И. С. Бах» рассматривал музыкальные произведения композиторов в трех единых аспектах анализа:
- теоретическом;
- исполнительском;
- эстетическом.
5. В своей трехтомной монографии «Бетховен» П. Беккер разбирает сонаты и симфонии величайшего композитора с помощью их поэтической идеи.
6. Х. Лейхтентритт, «Учение о музыкальной форме», «Анализ фортепианных произведений Шопена». В трудах авторах проводит грамотное сочетание высокого научно – теоретического уровня анализа и образных характеристик с эстетическими оценками.
7. А. Лоренц «Тайны формы у Вагнера». В данном литературном произведении писатель проводит исследование на основе подробного анализа опер немецкого композитора Р. Вагнера. Устанавливает новые виды и разделы анализа форм музыкального произведения: синтезирующая сценическая и музыкальная закономерности.
8. Важнейшим примером развития анализа в музыкальном произведении являются труды французского музыковеда и общественного деятеля Р. Роллана. К ним относится работа «Бетховен. Великие творческие эпохи». Роллан проводит анализ музыки различных жанров в творчестве композитора: симфоний, сонат и оперы. Создает собственный уникальный аналитический метод, который основан на поэтических, литературных метафорах и ассоциациях. Такой метод выходит за строгие границы музыкальной теории в пользу свободного понимания смыслового содержания предмета искусства.
Такой прием впоследствии окажет большое влияние на развитие анализа музыкальных произведений в СССР и на Западе.
Русское музыковедение
В XIX веке наряду с передовыми тенденциями общественной мысли произошло интенсивное развитие в целом в области музыковедения и в музыкальном анализе в частности.
Русские музыковеды и критики направили свои усилия на то, чтоб утвердить тезис: в каждом музыкальном произведении выражается определенная идея, передаются какие-то мысли и чувства. Ради этого и создаются все произведения искусства.
А. Д. Улыбышев
Одним из первых проявил себя первый русский музыкальный писатель и деятель А. Д. Улыбышев. Благодаря своим трудам «Бетховен, его критики и толкователи», «Новая биография Моцарта», он оставил заметный след в истории критической мысли.
Оба этих литературных творения включают в себя анализ с критическими и эстетическими оценками множества музыкальных произведений.
В. Ф. Одоевский
Не будучи теоретиком, русский писатель обратился к отечественному музыкальному искусству. Его критико-публицистические работы наполнены эстетическим разбором множества произведений – в основном опер, написанных М. И. Глинкой.
А. Н. Серов
Композитор и критик дал начало методу тематического анализа в русской теории музыки. Его очерк «Роль одного мотива в целой опере “Жизнь за царя”» содержит примеры нотного текста, с помощью которых А. Н. Серов изучил становление финального хора, его темы. В основе его формирования, по мнению автора, лежит созревание основной патриотической идеи оперы.
Статья «Тематизм увертюры “Леонора”» содержит изучение связи тематики увертюры и оперы Л. Бетховена.
Также известны и другие русские прогрессивные музыковеды и критики. Например, Б. Л. Яворский, который создал теорию ладового ритма и внес множество новых идей в комплексный анализ.
Виды анализа
Самое важное в анализе – установить закономерности развития произведения. Ведь музыка – это временное явление, отражающее события, которые происходят в ходе его развития.
Виды анализа музыкального произведения:
Музыкальная тема – это одна из главнейших форм воплощения художественного образа. Данный вид анализа – это сравнение, изучение тем и всего тематического развития.
Кроме того, он помогает определить жанровые истоки каждой темы, поскольку каждый отдельный жанр предполагает индивидуальный круг выразительных средств. Определив, какой жанр лежит в основе, можно более точно понять смысловое содержание произведения.
2. Анализ отдельных элементов, которые используются в данном произведении:
3. Гармонический анализ музыкального произведения (примеры и более подробное описание будут приведены ниже).
Этот вид подразумевает:
- рассмотрение музыкальной фактуры как определенного способа изложения;
- анализ мелодии – самой простой единой категории, которая заключает в себе первейшее единство художественных средств выразительности.
6. Анализ композиционной формы. Заключается в поиске типа и формы, а также в исследовании сопоставлений тем и развития.
7. Комплексный. Также этот пример анализа музыкального произведения называется целостным. Он производится на основе разбора формы композиции, при этом сочетается с анализом всех компонентов, их взаимодействия и развития в целом. Высшая цель такого вида анализа – изучение произведения как общественно-идеологического явления вкупе со всеми историческими связями. Он находится на грани теории и истории музыковедения.
Вне зависимости от того, какой именно вид анализа производится, необходимо выяснить историко-стилистические и жанровые предпосылки.
Все виды анализа включают в себя временное, искусственное абстрагирование, отделение конкретного элемента от других. Это необходимо сделать, чтобы провести объективное исследование.
Зачем нужен музыкальный анализ?
Он может служить разным целям. Например:
- Изучение отдельные элементы произведения, музыкального языка используется в учебных пособиях и теоретических работах. В научных исследованиях такие компоненты музыки и закономерности композиционной формы подвергаются всестороннему анализу.
- Отрывки из примеров анализа музыкальных произведений могут служить доказательством чего-либо при изложении общих теоретических проблем (дедуктивный метод) или подведении зрителей к обобщающим выводам (индуктивный метод).
- Как часть монографического исследования, которое посвящено конкретному композитору. Это касается сжатой формы целостного анализа музыкального произведения по плану с примерами, который является неотъемлемой частью историко-стилистических исследований.
1. Предварительный общий осмотр. В него входят:
а) наблюдение за типом формы (трехчастная, сонатная и т. п.) ;
б) составление цифровой схемы формы в общих чертах, без подробностей, но с названием главных тем или частей и их местом расположения;
в) анализ музыкального произведения по плану с примерами всех основных частей;
г) определение функций каждой части в форме (середины, периода и т. д.) ;
д) изучение того, развитию каких элементов уделено особе внимание, каким способом они развиваются (повторяются, сопоставляются, варьируются и т. п.) ;
е) поиск ответов на вопросы, где находится кульминация (если она есть), какими способами она достигается;
ж) определение тематического состава, его однородности или контрастности; каков его характер, какими средствами он достигается;
з) исследование тонального строения и каденций с их соотношением, замкнутостью или разомкнутостью;
и) определение типа изложения;
к) составление подробной цифровой схемы с характеристикой структуры, важнейшими моментами суммирования и дробления, длина дыхания (длинное или короткие), свойства пропорций.
2. Сопоставление главных частей конкретно в:
- темповой однородности или контрастности;
- высотном профиле в общих чертах, соотношении кульминаций с динамической схемой;
- характеристике общих пропорций;
- тематическом соподчинении, однородности и контрастности;
- тональных соподчинениях;
- характеристике целого, степени типичности формы, в основах ее строения.
Гармонический анализ музыкального произведения
Как говорилось выше, этот вид анализа – один из наиболее важных.
Чтобы понять, как сделать анализ музыкального произведения (на примере), необходимо иметь определенные навыки и умения. А именно:
- понимание и умение гармонически обобщить конкретный отрывок по логике функционального движения и ладотональности;
- способность связать свойства гармонического склада с характером музыки и индивидуальными особенностями данного произведения или композитора;
- правильное объяснение всех гармонических фактов: аккорда, каденций, голосоведения.
Исполнительный анализ
К данному виду анализа относится:
- Поиск сведений об авторе и самом музыкальном произведении.
- Стилевые представления.
- Определение художественного содержания и характера, образов и ассоциаций.
Штрихи, приемы игры и средства артикуляции также являются важной составляющей частью приведенного примера исполнительского анализа музыкального произведения.
Вокальная музыка
Музыкальные произведения в вокальном жанре нуждаются в особом методе анализа, который отличается от инструментальных форм. Чем отличается музыкально-теоретический анализ хорового произведения? Пример плана приведен ниже. Вокальные музыкальные формы требуют своего собственного метода анализа, отличного от подхода к формам инструментальным.
- Определить жанр литературного источника и самого музыкального произведения.
- Исследовать выразительные и изобразительные детали партии хора и инструментального аккомпанемента и литературного текста.
- Изучить отличия оригинальных слов в строфах и строках с измененной структурой в музыке.
- Определить музыкальный метр и ритм, соблюдая правила альтернанса (чередование рифм) и квадратности (неквадратности).
- Сделать выводы.
анализ
1 αναλυσις
(τοῦ συλλογισμοῦ Arst .; τῶν γεωμετρικῶν προβλημάτων Plut . )
(ὅ καιρὸς τῆς ἀναλύσεώς μου ἐφέστηκεν NT . )
2 ανάλυση
ανάλυση του αίματος — анализ крови ;
ανάλυση λογοτεχνικού έργου — анализ литературного произведения ;
γραμματική ανάλυση — грамматический анализ ;
κάνω ανάλυση — делать анализ; — анализировать, подвергать анализу
3 αναλύω
αναλύομαι εις δάκρυα — расплакаться
4 διασκόπησις
η διασκόπησις της πολιτικής καταστάσεως — анализ политического положения
5 εξέταση
ιατρική εξέταση — медицинское обследование ;
εξέταση αίματος — анализ крови ;
γραπτές (προφορικές) εξέτάσεις — письменные (устные) экзамены ;
εισαγωγικές ( — или εισιτήριες) εξέτάσεις — вступительные экзамены ;
απολυτήριες εξέτασεις — выпускные экзамены ;
δίδω εξέτάσεις — сдавать экзамены ;
πετυχαίνω στίς εξέτάσεις — выдержать экзамены ;
§ η ιερή ( — или ιερά) εξέταση ( — святая) инквизиция
6 εξονύχιση
7 ερμηνεία
ερμηνεία της πληροφορίας — обработка сведений ;
8 κοπρανολογία
9 ουροσκοπία
10 ποιοτικός
ποιοτική διαφορά — качественное различие ;
11 ποσοτικός
ποσοτικές διαφορές — количественные различия (в отличие от качественных );
12 στοιχειομετρία
13 τεχνολογία
14 φασματοσκοπία
15 φωτοφασματικός
φωτοφασματική ανάλυση — спектральный анализ
16 λύω
17 ανάλυση
См. также в других словарях:
анализ — подтвердил • субъект, оценка, регистрация анализ позволил • возможность, субъект, модальность анализ показал • субъект, демонстрация анализ показывает • субъект, демонстрация анализ проводится • действие, пассив на ся анализ проводить • действие… … Глагольной сочетаемости непредметных имён
Анализ — (др. греч. ἀνάλυσις разложение, расчленение) операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно практической … Википедия
анализ — – исследование, а также его метод и процесс, имеющие целью установление одной или нескольких характеристик (состава, состояния, структуры) вещества в целом или отдельных его ингредиентов. Словарь по аналитической химии [3] • атомно абсорбционный… … Химические термины
АНАЛИЗ — (от греч. разложение, расчленение), процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения);… … Философская энциклопедия
АНАЛИЗ — (от греч. analyein разбирать). 1) разбор, разложение па составные части, элементы, расчленение. 2) способность ума разделять познаваемое понятие на составные части по его признакам. 3) анализ математический Учение о переменных величинах. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
анализ — а м. analyse f. нем. Analysis < , ср. лат. analysis. 1. Способ научного рассмотрения предметов или явлений путем разложения их на первичные, простейшие элементы, основания. Сл. 18. Сделать Анализ и речи. Ян. 1 136. Без анализа мы вечно бродили … Исторический словарь галлицизмов русского языка
анализ — Разложение, разбор, расследование. Ср … Словарь синонимов
анализ — 1) Метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части. 2) Химический анализ совокупность операций, имеющих целью установить, из каких веществ состоит исследуемый объект (качественный анализ)… … Справочник технического переводчика
АНАЛИЗ — (от греч. analysis разложение) метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. В экономике анализ применяется с целью выявления сущности, закономерностей … Экономический словарь
АНАЛИЗ — • АНАЛИЗ, в математике область применения таких понятий, как сходимость, НЕПРЕРЫВНОСТЬ, ИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ И ИНТЕГРИРОВАНИЕ. Математический анализ заключается в приложении этих понятий к действительным числам и функциям действительных чисел.… … Научно-технический энциклопедический словарь
АНАЛИЗ — АНАЛИЗ, анализа, муж. (греч. analysis). 1. Метод исследования, состоящий в расчленении исследуемого предмета или явления; ант. синтез (филос.). Подвергнуть анализу понятие причинности. 2. Разложение какого нибудь вещества на составные его… … Толковый словарь Ушакова
анализ — процесс расчленения целого предмета или явления на составные части в плане мысленных представлений или материального моделирования. У человека развилась способность выполнять анализ на уровне оперирования понятиями. Считается, что анализ включен… … Большая психологическая энциклопедия
Анализ — [analysis] исследовательский метод, состоящий в том, что объект исследования, рассматриваемый как система, мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения и т. п.) для изучения каждого из них в… … Экономико-математический словарь
Анализ — Анализ ♦ Analyse Подвергать что либо анализу значит разнимать целое на составляющие его части или элементы, что обычно подразумевает разъединение или отделение этих частей или элементов друг от друга, во всяком случае на какое то время и… … Философский словарь Спонвиля
анализ — АНАЛИЗ (от греч. analysis разложение, расчленение) процедура реального или мысленного расчленения предмета, явления или процесса, а также их взаимоотношений на составные части, элементы, свойства, функции и подсистемы. Процедурой,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Анализ Is-Lm — макроэкономический анализ, связывающий положение на рынке товаров с ситуацией на финансовом рынке с помощью кривой IS, каждая точка которой отражает сочетание ставки процента и реального национального продукта с планируемыми инвестициями, равными … Словарь бизнес-терминов