Анализ в переводе с греческого означает
Анализ музыкального произведения: пример, теоретические основы, техника анализа
Слово «анализ» в перевод с греческого означает «разложение», «расчленение». Музыкально – теоретический анализ произведения – это научное изучение музыки, которое включает в себя:
- Исследование стиля и формы.
- Определение музыкального языка.
- Изучение того, насколько важны эти элементы для выражения смыслового содержания произведения и их взаимодействие друг с другом.
Примером анализа музыкального произведения является метод, который основан на расчленении единого целого на мелкие части. В контрасте с анализом идет синтез – прием, который подразумевает соединение отдельных элементов в общее. Два эти понятия тесно связаны друг с другом, так как только их сочетание ведет к глубокому пониманию какого-либо явления.
Это также относится и к анализу музыкального произведения, который в конечном счете должен приводить к обобщению и более ясному понимаю объекта.
Значение термина
Существует широкое и узкое употребление данного термина.
1. Аналитическое исследование любого музыкального явления, закономерности:
- структура мажора или минора;
- принцип действия гармонической функции;
- нормы метроритмической основы для конкретного стиля;
- законы композиции музыкального произведения в целом.
В таком значении музыкальный анализ соединяется с понятием «теоретическое музыкознание».
2. Изучение любой музыкальной единицы в рамках одного конкретного произведения. Это узкое, но более распространенное определение.
Теоретические основы
В XIX веке шло активное становление этого музыкального раздела. Многие музыковеды своими литературными произведениями спровоцировали активное развитие анализа музыкальных произведений:
1. А. Б. Маркс «Людвиг Бетховен. Жизнь и творчество». Данное творение, написанное в первой половине 19 века, стало одним из первых образцов монографии, которая включила в себя анализ музыкальных произведений.
2. Х. Риман «Руководство композиции фуги», «Смычковые квартеты Бетховена». Данный немецкий музыковед создал учение о гармонии, форме и метре. Основываясь на нем, углубил теоретические методы анализа музыкальных произведений. Его аналитические труды имели большое значение для прогресса в этом музыкальном направлении.
3. Работа Г. Кречмара «Путеводитель по концертам» помогла развить теоретико-эстетические методы анализа в западноевропейском музыковедении.
4. А. Швейцер в своем литературном творении «И. С. Бах» рассматривал музыкальные произведения композиторов в трех единых аспектах анализа:
- теоретическом;
- исполнительском;
- эстетическом.
5. В своей трехтомной монографии «Бетховен» П. Беккер разбирает сонаты и симфонии величайшего композитора с помощью их поэтической идеи.
6. Х. Лейхтентритт, «Учение о музыкальной форме», «Анализ фортепианных произведений Шопена». В трудах авторах проводит грамотное сочетание высокого научно – теоретического уровня анализа и образных характеристик с эстетическими оценками.
7. А. Лоренц «Тайны формы у Вагнера». В данном литературном произведении писатель проводит исследование на основе подробного анализа опер немецкого композитора Р. Вагнера. Устанавливает новые виды и разделы анализа форм музыкального произведения: синтезирующая сценическая и музыкальная закономерности.
8. Важнейшим примером развития анализа в музыкальном произведении являются труды французского музыковеда и общественного деятеля Р. Роллана. К ним относится работа «Бетховен. Великие творческие эпохи». Роллан проводит анализ музыки различных жанров в творчестве композитора: симфоний, сонат и оперы. Создает собственный уникальный аналитический метод, который основан на поэтических, литературных метафорах и ассоциациях. Такой метод выходит за строгие границы музыкальной теории в пользу свободного понимания смыслового содержания предмета искусства.
Такой прием впоследствии окажет большое влияние на развитие анализа музыкальных произведений в СССР и на Западе.
Русское музыковедение
В XIX веке наряду с передовыми тенденциями общественной мысли произошло интенсивное развитие в целом в области музыковедения и в музыкальном анализе в частности.
Русские музыковеды и критики направили свои усилия на то, чтоб утвердить тезис: в каждом музыкальном произведении выражается определенная идея, передаются какие-то мысли и чувства. Ради этого и создаются все произведения искусства.
А. Д. Улыбышев
Одним из первых проявил себя первый русский музыкальный писатель и деятель А. Д. Улыбышев. Благодаря своим трудам «Бетховен, его критики и толкователи», «Новая биография Моцарта», он оставил заметный след в истории критической мысли.
Оба этих литературных творения включают в себя анализ с критическими и эстетическими оценками множества музыкальных произведений.
В. Ф. Одоевский
Не будучи теоретиком, русский писатель обратился к отечественному музыкальному искусству. Его критико-публицистические работы наполнены эстетическим разбором множества произведений – в основном опер, написанных М. И. Глинкой.
А. Н. Серов
Композитор и критик дал начало методу тематического анализа в русской теории музыки. Его очерк «Роль одного мотива в целой опере “Жизнь за царя”» содержит примеры нотного текста, с помощью которых А. Н. Серов изучил становление финального хора, его темы. В основе его формирования, по мнению автора, лежит созревание основной патриотической идеи оперы.
Статья «Тематизм увертюры “Леонора”» содержит изучение связи тематики увертюры и оперы Л. Бетховена.
Также известны и другие русские прогрессивные музыковеды и критики. Например, Б. Л. Яворский, который создал теорию ладового ритма и внес множество новых идей в комплексный анализ.
Виды анализа
Самое важное в анализе – установить закономерности развития произведения. Ведь музыка – это временное явление, отражающее события, которые происходят в ходе его развития.
Виды анализа музыкального произведения:
Музыкальная тема – это одна из главнейших форм воплощения художественного образа. Данный вид анализа – это сравнение, изучение тем и всего тематического развития.
Кроме того, он помогает определить жанровые истоки каждой темы, поскольку каждый отдельный жанр предполагает индивидуальный круг выразительных средств. Определив, какой жанр лежит в основе, можно более точно понять смысловое содержание произведения.
2. Анализ отдельных элементов, которые используются в данном произведении:
3. Гармонический анализ музыкального произведения (примеры и более подробное описание будут приведены ниже).
Этот вид подразумевает:
- рассмотрение музыкальной фактуры как определенного способа изложения;
- анализ мелодии – самой простой единой категории, которая заключает в себе первейшее единство художественных средств выразительности.
6. Анализ композиционной формы. Заключается в поиске типа и формы, а также в исследовании сопоставлений тем и развития.
7. Комплексный. Также этот пример анализа музыкального произведения называется целостным. Он производится на основе разбора формы композиции, при этом сочетается с анализом всех компонентов, их взаимодействия и развития в целом. Высшая цель такого вида анализа – изучение произведения как общественно-идеологического явления вкупе со всеми историческими связями. Он находится на грани теории и истории музыковедения.
Вне зависимости от того, какой именно вид анализа производится, необходимо выяснить историко-стилистические и жанровые предпосылки.
Все виды анализа включают в себя временное, искусственное абстрагирование, отделение конкретного элемента от других. Это необходимо сделать, чтобы провести объективное исследование.
Зачем нужен музыкальный анализ?
Он может служить разным целям. Например:
- Изучение отдельные элементы произведения, музыкального языка используется в учебных пособиях и теоретических работах. В научных исследованиях такие компоненты музыки и закономерности композиционной формы подвергаются всестороннему анализу.
- Отрывки из примеров анализа музыкальных произведений могут служить доказательством чего-либо при изложении общих теоретических проблем (дедуктивный метод) или подведении зрителей к обобщающим выводам (индуктивный метод).
- Как часть монографического исследования, которое посвящено конкретному композитору. Это касается сжатой формы целостного анализа музыкального произведения по плану с примерами, который является неотъемлемой частью историко-стилистических исследований.
1. Предварительный общий осмотр. В него входят:
а) наблюдение за типом формы (трехчастная, сонатная и т. п.) ;
б) составление цифровой схемы формы в общих чертах, без подробностей, но с названием главных тем или частей и их местом расположения;
в) анализ музыкального произведения по плану с примерами всех основных частей;
г) определение функций каждой части в форме (середины, периода и т. д.) ;
д) изучение того, развитию каких элементов уделено особе внимание, каким способом они развиваются (повторяются, сопоставляются, варьируются и т. п.) ;
е) поиск ответов на вопросы, где находится кульминация (если она есть), какими способами она достигается;
ж) определение тематического состава, его однородности или контрастности; каков его характер, какими средствами он достигается;
з) исследование тонального строения и каденций с их соотношением, замкнутостью или разомкнутостью;
и) определение типа изложения;
к) составление подробной цифровой схемы с характеристикой структуры, важнейшими моментами суммирования и дробления, длина дыхания (длинное или короткие), свойства пропорций.
2. Сопоставление главных частей конкретно в:
- темповой однородности или контрастности;
- высотном профиле в общих чертах, соотношении кульминаций с динамической схемой;
- характеристике общих пропорций;
- тематическом соподчинении, однородности и контрастности;
- тональных соподчинениях;
- характеристике целого, степени типичности формы, в основах ее строения.
Гармонический анализ музыкального произведения
Как говорилось выше, этот вид анализа – один из наиболее важных.
Чтобы понять, как сделать анализ музыкального произведения (на примере), необходимо иметь определенные навыки и умения. А именно:
- понимание и умение гармонически обобщить конкретный отрывок по логике функционального движения и ладотональности;
- способность связать свойства гармонического склада с характером музыки и индивидуальными особенностями данного произведения или композитора;
- правильное объяснение всех гармонических фактов: аккорда, каденций, голосоведения.
Исполнительный анализ
К данному виду анализа относится:
- Поиск сведений об авторе и самом музыкальном произведении.
- Стилевые представления.
- Определение художественного содержания и характера, образов и ассоциаций.
Штрихи, приемы игры и средства артикуляции также являются важной составляющей частью приведенного примера исполнительского анализа музыкального произведения.
Вокальная музыка
Музыкальные произведения в вокальном жанре нуждаются в особом методе анализа, который отличается от инструментальных форм. Чем отличается музыкально-теоретический анализ хорового произведения? Пример плана приведен ниже. Вокальные музыкальные формы требуют своего собственного метода анализа, отличного от подхода к формам инструментальным.
- Определить жанр литературного источника и самого музыкального произведения.
- Исследовать выразительные и изобразительные детали партии хора и инструментального аккомпанемента и литературного текста.
- Изучить отличия оригинальных слов в строфах и строках с измененной структурой в музыке.
- Определить музыкальный метр и ритм, соблюдая правила альтернанса (чередование рифм) и квадратности (неквадратности).
- Сделать выводы.
анализ
1 αναλυσις
(τοῦ συλλογισμοῦ Arst. ; τῶν γεωμετρικῶν προβλημάτων Plut. )
(ὅ καιρὸς τῆς ἀναλύσεώς μου ἐφέστηκεν NT. )
2 ανάλυση
ανάλυση του αίματος — анализ крови;
ανάλυση λογοτεχνικού έργου — анализ литературного произведения;
γραμματική ανάλυση — грамматический анализ;
κάνω ανάλυση — делать анализ; — анализировать, подвергать анализу
3 αναλύω
αναλύομαι εις δάκρυα — расплакаться
4 διασκόπησις
η διασκόπησις της πολιτικής καταστάσεως — анализ политического положения
5 εξέταση
ιατρική εξέταση — медицинское обследование;
εξέταση αίματος — анализ крови;
γραπτές (προφορικές) εξέτάσεις — письменные (устные) экзамены;
εισαγωγικές ( — или εισιτήριες) εξέτάσεις — вступительные экзамены;
απολυτήριες εξέτασεις — выпускные экзамены;
δίδω εξέτάσεις — сдавать экзамены;
πετυχαίνω στίς εξέτάσεις — выдержать экзамены;
§ η ιερή ( — или ιερά) εξέταση ( — святая) инквизиция
6 εξονύχιση
7 ερμηνεία
ερμηνεία της πληροφορίας — обработка сведений;
8 κοπρανολογία
9 ουροσκοπία
10 ποιοτικός
ποιοτική διαφορά — качественное различие;
11 ποσοτικός
ποσοτικές διαφορές — количественные различия (в отличие от качественных);
12 στοιχειομετρία
13 τεχνολογία
14 φασματοσκοπία
15 φωτοφασματικός
φωτοφασματική ανάλυση — спектральный анализ
16 λύω
17 ανάλυση
См. также в других словарях:
анализ — подтвердил • субъект, оценка, регистрация анализ позволил • возможность, субъект, модальность анализ показал • субъект, демонстрация анализ показывает • субъект, демонстрация анализ проводится • действие, пассив на ся анализ проводить • действие… … Глагольной сочетаемости непредметных имён
Анализ — (др. греч. ἀνάλυσις разложение, расчленение) операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно практической … Википедия
анализ — – исследование, а также его метод и процесс, имеющие целью установление одной или нескольких характеристик (состава, состояния, структуры) вещества в целом или отдельных его ингредиентов. Словарь по аналитической химии [3] • атомно абсорбционный… … Химические термины
АНАЛИЗ — (от греч. разложение, расчленение), процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения);… … Философская энциклопедия
АНАЛИЗ — (от греч. analyein разбирать). 1) разбор, разложение па составные части, элементы, расчленение. 2) способность ума разделять познаваемое понятие на составные части по его признакам. 3) анализ математический Учение о переменных величинах. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
анализ — а м. analyse f. нем. Analysis < , ср. лат. analysis. 1. Способ научного рассмотрения предметов или явлений путем разложения их на первичные, простейшие элементы, основания. Сл. 18. Сделать Анализ и речи. Ян. 1 136. Без анализа мы вечно бродили … Исторический словарь галлицизмов русского языка
анализ — Разложение, разбор, расследование. Ср … Словарь синонимов
анализ — 1) Метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части. 2) Химический анализ совокупность операций, имеющих целью установить, из каких веществ состоит исследуемый объект (качественный анализ)… … Справочник технического переводчика
АНАЛИЗ — (от греч. analysis разложение) метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. В экономике анализ применяется с целью выявления сущности, закономерностей … Экономический словарь
АНАЛИЗ — • АНАЛИЗ, в математике область применения таких понятий, как сходимость, НЕПРЕРЫВНОСТЬ, ИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ И ИНТЕГРИРОВАНИЕ. Математический анализ заключается в приложении этих понятий к действительным числам и функциям действительных чисел.… … Научно-технический энциклопедический словарь
АНАЛИЗ — АНАЛИЗ, анализа, муж. (греч. analysis). 1. Метод исследования, состоящий в расчленении исследуемого предмета или явления; ант. синтез (филос.). Подвергнуть анализу понятие причинности. 2. Разложение какого нибудь вещества на составные его… … Толковый словарь Ушакова
Основные понятия. Свое название методика получила от греческого слова «метод», что в буквальном переводе означает: «путь к чему-либо»
Свое название методика получила от греческого слова «метод», что в буквальном переводе означает: «путь к чему-либо», а также путь исследования или познания; теория; учение. Методика в широком смысле слова — совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели, а в более узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения лекций, бесед, экскурсий на определенную тему и для определенной группы.
Методику разделяют на общую и частную.
Общая методика охватывает способы обучения и требования, которые служат основой при изучении многих наук (последовательность и четкость изложения учебного материала, его доступность для аудитории).
Частная методика, исходя из установок общей методики, определяет способы и приемы обучения и воспитания детей и взрослых, приемы наблюдения, изучения и исследования тех или иных объектов. Таким образом, каждая частная методика связана с конкретной наукой и вытекает из самой сущности предмета, служит основой определенного вида деятельности.
Экскурсионная методика является частной методикой, так как она связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы. Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей.
Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах:
основа профессионального мастерства экскурсоводов;
механизм, совершенствующий «подачу» материала;
процесс упорядочения деятельности экскурсовода.
Экскурсионная методика выполняет функцию рычага, который помогает экскурсоводу в короткое время переместить в сознание экскурсантов большой объем знаний. Методика помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Методика экскурсии построена на общении экскурсантов с объектами, различных видах анализа, зрительных сравнениях, с учетом возможности использования всех органов чувств экскурсантов.
Любая методика — это умение производить определенную работу в четком соответствии с наиболее оптимальными правилами, рекомендациями и обеспечивать ее высокую действенность. На практике — это сумма определенных умений и навыков проводить работу: разрабатывать новую экскурсию, готовить проведение очередной экскурсии, проводить экскурсию по рекомендованной технологии, закреплять полученные экскурсантами знания, совершенствовать свои знания.1
Методика экскурсионной работы отвечает на следующие вопросы:
Для чего подготовлена и проводится экскурсия (цель, задачи)?
Какие вопросы освещаются на экскурсии (чему посвящено ее содержание)?
Как проводить экскурсию (методические приемы)?
Как возбудить и сохранить внимание экскурсантов?
Экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных, связанных друг с другом частей:
1.методики разработки новой для данного бюро темы;
2.методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но уже разработанной в данном бюро;
3.методики подготовки экскурсовода к проведению очередной экскурсии;
ВВЕДЕНИЕ. Диагноз в переводе с греческого «диагнозис» означает распознавание, определение
Диагноз в переводе с греческого «диагнозис» означает распознавание, определение. В медицине, например, это — определение состояния человека, а в технике — определение состояния объекта технической природы. Объект, состояние которого определяется, будем называть объектом диагноза. Диагноз представляет собой процесс исследования объекта диагноза. Завершением этого исследования является получение результата диагноза, т. е. заключения о состоянии объекта диагноза. Характерными примерами результатов диагноза состояния технического объекта являются заключения вида: объект исправен, объект неисправен, в объекте имеется такая-то неисправность.
Диагностика есть отрасль знаний, включающая в себя теорию и методы организации процессов диагноза, а также принципы построения средств диагноза. Когда объектами диагноза являются объекты технической природы, говорят о технической диагностике.
Техническая диагностика – отрасль знаний, включающая в себя теорию и методы определения состояния объектов технической природы, а также принципы построения средств диагноза
Чтобы более четко увидеть область, охватываемую технической диагностикой, рассмотрим три типа задач по определению состояния технических объектов.
К первому типу относятся задачи по определению состояния, в котором находится объект в настоящий момент времени. Это — задачи диагноза. Задачами второго типа являются задачи по предсказанию состояния, в котором окажется объект в некоторый будущий момент времени. Это — задачи прогноза (от греческого «прогнозис» — предвидение, предсказание). Наконец, к третьему типу относятся задачи определения состояния, в котором находился объект в некоторый момент времени в прошлом. По аналогии можно говорить, что это задачи генеза (от греческого «генезис» — происхождение, возникновение, процесс образования).
Задачи первого типа формально следует отнести к технической диагностике, а второго типа — к технической прогностике (или, как чаще говорят, к техническому ^прогнозированию). Тогда отрасль знания, которая должна заниматься решением задач третьего типа, естественно назвать технической генетикой (по гречески термин «генетикос» означает «относящийся к рождению, происхождению»).
Задачи технической генетики возникают, например, в связи с расследованием аварий и их причин, когда настоящее состояние объекта отличается от состояния, в котором он оказался в прошлом в результате появления первопричины, вызвавшей аварию.
Таким образом, знание состояния в настоящий момент времени является обязательным как для генеза, так и для прогноза. Поэтому техническая диагностика представляет собой основу технической генетики и техничеcкой прогностики, и естественно, что последние развиваются в тесной связи с первой.
В «жизни» любого объекта всегда можно выделить три этапа: этап производства, когда объект создается, этап эксплуатации, когда объект применяется по назначению и этап хранения объекта или пребывания его в резерве
Во многих случаях необходимо убеждаться в том, что объект исправен, т. е. в нем нет ни одной неисправности. Это — проверка исправности объекта. На этапе производства, например, проверка исправности позволяет узнать, содержит ли созданный объект дефектные компоненты (детали, элементы, блоки, узлы и т. п.), а их монтаж — ошибки. В условиях ремонта проверка исправности позволяет убедиться, действительно ли устранены при ремонте все имевшиеся в объекте неисправности, а в условиях хранения — не возникли ли какие-либо неисправности за время хранения объекта.
На этапе эксплуатации при профилактике объекта, перед применением его по назначению или после такого применения в ряде случаев необходимо убеждаться в том, что объект в состоянии выполнять все функции, предусмотренные его рабочим алгоритмом функционирования. Это — проверка работоспособности объекта.
На этапе эксплуатации в процессе выполнения объектом его рабочего алгоритма функционирования часто необходимо осуществлять проверку правильности функционирования объекта, т. е. следить за тем, не появились ли в объекте неисправности, нарушающие его нормальную работу в настоящий момент времени.
Одной из важнейших задач диагноза состояния объекта является поиск неисправностей, т. е. указание мест и, возможно, причин возникновения имеющихся в объекте неисправностей. Поиск неисправностей необходим для выявления и замены дефектных компонент или связей объекта, для устранения ошибок монтажа и т. п. После устранения неисправности объект становится исправным, работоспособным или правильно функционирующим. Поиск неисправностей является существенной составляющей деятельности служб наладки на этапе производства и ремонтных служб на этапах эксплуатации или хранения объектов.
Диагноз технического состояния объекта осуществляется при помощи тех или иных средств диагноза. Взаимодействующие между собой объект и средства диагноза образуют систему диагноза.
Будем различать системы тестового диагноза, отличительная особенность которых состоит в возможности подачи на объект диагноза специально организуемых (тестовых) воздействий от средств диагноза, и системы функционального диагноза, в которых подача воздействий на объект от средств диагноза не производится (поступают только рабочие воздействия, предусмотренные рабочим алгоритмом функционирования объекта). Системы тестового диагноза обычно решают задачи проверки исправности, проверки работоспособности и поиска неисправностей (всех или только нарушающих работоспособность) и работают тогда, когда объект не применяется по прямому назначению. Системы функционального диагноза используются, как правило, для решения задач проверки правильности функционирования и поиска неисправностей, нарушающих нормальное функционирование. При тестовом диагностировании на объект подают специально организованные тестовые воздействия от средств диагностики и анализируют соответствующие реакции. Это применяется при контроле работоспособности систем энергообеспечения, автоматики и телемеханики, отдельных исполнительных механизмов.
При функциональном диагностировании тестового воздействия на объект от средств диагностики не производится, а воспринимаются только рабочие воздействия от самого объекта. Например, для насоса измеряются и анализируются давления, потребляемая мощность, подача, вибрация, температура отдельных элементов и другие параметры, которые используются в алгоритме функционирования машины. Здесь также необходимо учитывать режим работы объекта.
При диагностировании необходимо определять количественные показатели измеряемых параметров с оценкой погрешности на каждом рабочем режиме. Когда поддержание фиксированных режимов работы объекта затруднительно, диагностирование ведут при изменяющихся по случайному закону режиме с определением характеристик случайных функций контролируемых величин.
Основная цель технической диагностики состоит в организации эффективных процессов диагноза технического состояния сложных объектов.
Одним из факторов, существенно влияющих на эффективность процесса диагноза, является качество алгоритмов диагноза.
Эффективная организация процессов диагноза технического состояния сложных объектов на всех этапах их жизни требует совместного применения систем функционального и тестового диагноза.
Без систем тестового диагноза невозможно обойтись на этапе изготовления и при ремонте объектов диагноза. Системы функционального диагноза дают возможность немедленно реагировать на нарушение правильности функционирования объекта и путем замены отказавших узлов, включения резерва, повторного выполнения операций, перехода на другой режим функционирования и т. п. во многих случаях позволяют обеспечить нормальное или хотя бы частичное, (т.е. с потерей качества) выполнение объектом возложенных на него функций даже при наличии неисправностей в нем.
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .