Анализ эффективности логистической системы управления
Оценка эффективности логистической деятельности на примере ООО «ТПП Аматэл»
Понятие логистики и логистической деятельности. Методы оценки и методические подходы к повышению эффективности логистической деятельности компании. Рекомендации по совершенствованию логистической деятельности на примере выбора поставщика ООО «ТПП Аматэл».
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на https://www.allbest.ru
1. Теоретические основы логистической деятельности компании
1.1 Понятие логистики и логистической деятельности
1.2 Методы оценки эффективности логистической деятельности
1.3 Методические подходы к повышению эффективности логистической деятельности компании
2. Оценка эффективности логистической деятельности на примере ООО «ТПП Аматэл»
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «ТПП Аматэл»
2.2 Анализ оценки эффективности логистической деятельности ООО «ТПП Аматэл»
2.3 Экономические рекомендации по совершенствованию логистической деятельности ООО «ТПП Аматэл» на примере выбора поставщика в системе логистической деятельности
В современном мире тема оценки эффективности актуальна тем, что в экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и лиц), заинтересованных в результатах его функционирования. На основании им доступной отчётно-учётной информации указанные лица стремятся оценить финансовое положение предприятия. Основным инструментом для этого служит оценка эффективности логистической деятельности. При помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его платёжеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития, а затем по его результатам принять обоснованные решения.
Актуальность данной темы заключается в том, что эффективное управление в современных условиях рынка — необходимое условие повышения эффективности бизнеса, создания, развития и реализации конкурентных преимуществ предприятия.
Целью данной работы является изучение оценки эффективности логистической деятельности ООО «ТПП Аматэл».
Объектом исследования выступает ООО «ТПП Аматэл».
Предметом исследования выступили теоретические и методические вопросы организации логистической деятельности на предприятии и способы повышения эффективности логистической деятельности предприятия.
В процессе выполнения работы использовались методы наблюдения и сопоставления, методика организации логистической деятельности на предприятии. логистика деятельность поставщик
Важная роль оценки показателей эффективности работы организации в подготовке информации для планирования, оценке качества и обоснованности плановых показателей, в проверке и объективной оценке выполнения планов. Оценка показателей является средством не только обоснования планов, но и контроля за их выполнением. Планирование начинается и заканчивается оценкой показателей эффективности работы предприятия. Оценка показателей позволяет повысить уровень планирования, сделать его детально точным. Большая роль отводится оценке в деле определения и использования резервов повышения эффективности производства.
Анализ финансовых результатов осуществляется по двум направлениям: анализ поступления средств и их расходования. Организация считается прибыльной, если ее доходы превышают расходы, направленные на получение этих доходов.
При анализе используется метод сравнительной оценки финансовых показателей как наиболее эффективный. Для полноты оценки финансовых показателей анализируются причины изменения величин в сторону их увеличения или уменьшения, а также осуществляется анализ влияния различных факторов на исследуемый показатель.
В настоящее время нет единого мнения о том, какая методика предпочтительнее при проведении анализа. Многие специалисты в этой области считают, что среди существующих и используемых в нашей стране методик нет такой, которая бы полностью отвечала всем требованиям, предъявленным к ней субъектами финансового анализа.
Поставленная цель обуславливает решение следующих задач:
— рассмотреть понятие логистики и логистической деятельности;
— рассмотреть цели и задачи эффективности логистической деятельности в управлении предприятием;
— рассмотреть подходы к повышению оценки эффективности логистической деятельности;
— провести расчеты и оценку показателей эффективности логистической деятельности ООО «Аматэл».
1. Теоретические основы логистической деятельности компании
1.1 Понятие логистики и логистической деятельности
Существует несколько подходов к определению понятия логистики. Большинство из них связывают это понятие с материальным потоком и потоком информации.
В отечественной литературе все более распространенным становится подход к логистике как научно-практическому направлению хозяйствования, заключающемуся в эффективном управлении материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения.
В терминологическом словаре по логистике, изданном в России в 1995 г. дается такое определение логистики:
«Логистика — наука о планировании, контроле и управлении транспор-тированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации «.
Обобщая все сказанное выше можно предложить следующее понятие логистики.
Логистика — наука об организации, планировании, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Логистика предполагает формирование и обеспечение функционирования материальных потоков на отдельных этапах движения материалов. Выделяют три функции логистики:
1. интегрирующая — формирование процесса товародвижения как единой целостной системы;
2. организующая — обеспечение взаимодействия и согласование стадий и действий участников товародвижения;
3. управляющая — поддержание параметров материалопроводящей системы в заданных пределах.
Логистика объединяет стадии закупки, производства и сбыта в единый процесс. Посредством логистики управление движением потоков материалов осуществляется как управление единой, интегрированной системой, включающей источник сырья, ряд стадий обработки (изготовления продукции) и сбыта готовых изделий. Происходит переход от частных, локальных задач подсистем к глобальным целям производственной организации.
К числу функций логистической координации (рисунок 1.1) относятся: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры (рисунок 1.1). Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения на товар. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны, а утвердившаяся формула — «маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует» — имеет под собой весомое основание. В известной степени формула применима и к координации взаимоотношений логистики и производства. Таким образом, логистика занимается «состыковкой» двух сфер: предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения, базирующегося на соответствующей информации. Отмеченные особенности воздействуют на объем и протекание материальных и информационных потоков в логистической системе, а также определяют характер организационных и экономических отношений, возникающих между отдельными звеньями материалопроводящей цепи.
Рисунок 1.1 — Функциональная схема логистики
В рамках координационных функций логистики выделилось еще одно из ее направлений — оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности фирм. Суть его состоит в том, что на основании прогноза спроса, корректируемого позднее при поступлении реальных заказов, разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами готовой продукции, который в итоге и определяет планирование производства, разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями.
Главная цель логистики — вовремя и в необходимом количестве доставить произведенную продукцию в нужное место с минимальными издержками. Совокупность логистических функций и целей определяет сущность логистики.
Предметом логистики как науки служат организационно-экономические отношения в сфере товародвижения на этапах закупки, производства и сбыта продукции. Логистика как научная дисциплина исследует общие свойства, законы и закономерности создания логистических систем.
Содержанием логистики как науки является установление причинно-следственных связей и закономерностей, присущих процессу товародвижения, в целях определения и реализации на практике эффективных организационных форм и методов управления материальными и информационными потоками.
Логистика обладает собственным понятийным аппаратом, который включает присущие ей категории, понятия, термины.
Совокупность ресурсов одного наименования, находящихся на всем протяжении от конкретного источника производства до момента потребления, образует элементарный материальный поток. Множество элементарных потоков, формирующихся на предприятии, составляет интегральный (общий) материальный поток, обеспечивающий нормальное функционирование предприятия. Схема движения материальных потоков показана на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 — Схема движения материальных потоков
Выделяют внешний и внутренний, входящий и выходящий материальные потоки.
Внешний материальный поток — это поток, который протекает во внешней по отношению к данной логистической системе среде.
Внутренний материальный поток — это поток, который протекает во внутренней среде по отношению к данной логистической системе.
Входящий материальный поток — это внешний поток, входящий в данную логистическую систему.
Выходящий материальный поток — это выходящий во внешнюю среду поток из данной логистической системы.
Управление материальными потоками предусматривает определение параметров траектории движения материалов, к числу которых относятся:
наименование материальных ресурсов; количество материальных ресурсов; начальная точка (выбор поставщика); конечная точка (выбор потребителя); время (срок выполнения заказа).
Информационный поток — это совокупность циркулирующих внутри логистической системы, между нею и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций.
Выделяют внешний и внутренний, входной и выходной информационные потоки. Их определения аналогичны определениям материального потока. Информационный поток характеризуется источником возникновения, направлением, периодичностью, объемом, скоростью передачи и т.д. Управление информационным потоком включает в себя изменение направления потока и ограничение его параметров.
Логистическая цепь — это линейно упорядоченное множество физических и (или) юридических лиц, осуществляющих логистические операции по проведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой в случае производственного потребления или до конечного потребителя в случае личного непроизводственного потребления (рисунок 1.3). Основными звеньями логистической цепи являются: поставщики материалов, склады, транспорт, распределительные центры, производители товаров, потребители продукции.
Рисунок 1.3 — Логистическая цепь
Логистическая система представляет собой адаптивную систему с обратной связью, выполняющую те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Различают макро- и микрологистические системы.
Организационный механизм реализации отмеченных целей может быть представлен в виде системы логистики.
Система логистики — это совокупность форм, методов и правил организации и управления материальными потоками.
В составе системы логистики выделяют три уровня подсистем: элементный, функциональный, организационный (рисунок 1.4).
Каждая из отмеченных подсистем решает свои задачи.
Рисунок 1.4 — Состав системы логистики
Слабая взаимосвязь производства с логистикой при реализации этой функции приводит к увеличению запасов на разных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство.
Средствами для достижения главной цели логистики служат цели второго уровня — основные цели, которые определяются характером деятельности предприятия в сфере логистики (таблица 1.1).
Существенной функцией службы логистики является доставка сырья и комплектующих в цеха, непосредственно к рабочим местам и перемещение изготовленной продукции в места хранения.
Таблица 1.1 — Основные цели логистики и направления работы по их реализации
Оценка функционирования логистической системы предприятия на примере ООО «Бауцентр рус»
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 21.03.2017 2017-03-21
Статья просмотрена: 7755 раз
Библиографическое описание:
Кучмин, В. А. Оценка функционирования логистической системы предприятия на примере ООО «Бауцентр рус» / В. А. Кучмин. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 319-323. — URL: https://moluch.ru/archive/146/40919/ (дата обращения: 11.04.2020).
Повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия является одним из факторов, определяющих уровень конкурентоспособности компании на рынке. Использование логистической концепции позволяет рационально управлять потоковыми процессами, способствуя снижению издержек и повышая эффективность хозяйственной деятельности предприятия.
Ключевые слова: логистическая система предприятия, снижение затрат, транспортная подсистема, управление потоками, эффективность функционирования
Постоянные изменения и нестабильность экономической ситуации в стране и мире, а также непрерывное усиление конкуренции актуализируют перед хозяйствующими субъектами проблемы, связанные с оптимизацией производственно-хозяйственной деятельности. Конкурентные преимущества компании на рынке во многом определяются эффективностью его деятельности, которая достигается множеством способов, одним из которых являются низкие затраты, в том числе и логистические. Снижение уровня затрат является одним из факторов повышения эффективности системы хозяйствования и экономической устойчивости предприятия.
Эффективному снижению затрат и поиску возможных направлений их минимизации способствует использование логистической концепции в управлении предприятием. Концепция логистики рассматривается как эффективный инструмент рационального управления потоковыми процессами, способствующий снижению издержек [2, с. 14].
Наиболее прогрессивным научно-прикладным направлением, обладающим потенциальными возможностями повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия, является логистика. Применение логистической концепции позволяет значительно увеличить прибыль за счет снижения затрат, связанных с сокращением производственных издержек в области ресурсного потенциала, а также существенно сократить временной интервал на всех стадиях производственного цикла и обеспечить высокий уровень обслуживания потребителей [3, с. 250].
Так, логистическая система — одно из ключевых понятий логистики. Из всего множества существующих разнообразных систем, обеспечивающих функционирование экономического механизма производственно-коммерческой деятельности, выделяют логистические системы. Данные системы отличаются от других экономических систем, прежде всего системной целостностью и ее специфичностью, наличием управляемых потоковых процессов и целями функционирования.
По словам А. М. Гаджинского А. М., логистическая система — «…это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции, состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой» [1, с. 70].
Эффективность логистической системы — это показатель (или система показателей), характеризующий уровень качества функционирования логистической системы при заданном уровне общих логистических затрат [2, с. 21].
Исходя из определения эффективности логистической системы, для ее определения требуется определенная система показателей. По мнению ученых в области логистики, на данный момент не существует единой методики оценки эффективности логистической системы, способной учесть все показатели, все особенности и все вероятные ситуации.
К самым общим, ключевым показателям эффективности любой логистической системы относятся:
‒ общие логистические затраты;
‒ качество логистического сервиса;
‒ продолжительность логистических циклов — время выполнения заказов;
‒ возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру.
Показатели, рассчитанные от себестоимости, влияют на цели по прибыли и рентабельности, а операционные показатели влияют на производительность труда и качество процессов, что в свою очередь влияет на цели верхнего уровня, такие как стоимость компании [3, с. 85].
Для оценки эффективности функционирования логистических систем используются различные методы в зависимости от целей анализа.
Логистическая система представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов, через которые движутся материальный и сопутствующий ему потоки. Методологическую основу управления потоковыми процессами составляет системный подход.
Системный подход является универсальным методом познания деятельности, т. к. в качестве системы может быть рассмотрено любое явление. Данный подход позволяет исследовать и проектировать сложные динамические целостности и предполагает использование метода дедукции (от общего к частному).
Системный подход при формировании и оценке функционирования логистической системы состоит и з следующих этапов:
‒ определение и формулировка целей функционирования системы;
‒ определение показателей (критериев), условий эффективного функционирования системы и основных ограничений внешней среды;
‒ формирование некоторых подсистем на базе определенных критериев эффективности;
‒ выбор структуры или элементов из альтернативных вариантов организация их в единую систему для достижения поставленных целей.
При использовании системного подхода, мы определим общую эффективность логистической системы, однако, метод не позволит детализировать критерии эффективности и представить деятельность компании как логистического центра в числовом выражении.
Метод анализа полной стоимости широко используется менеджерами по логистике, когда необходимо сделать выбор из множества альтернатив.
Данный метод представляет собой метод управления потоковыми процессами, учитывающий все экономические изменения, которые возникают при любых преобразованиях в логистической системе. При его использовании допускается увеличение затрат в одной функциональной области логистической системы, при снижении затрат в общем по системе.
По мнению А. М. Гаджинского, недостатками метода анализа полной стоимости являются необходимость в специальных знаниях; а также учет факторов, связанных с косвенными затратами [1, с. 77].
В краткосрочной перспективе при принятии текущих управленческих решений можно использовать метод АВС и ХYZ –анализа.
В логистике данные методы применяются при организации закупок, выборе поставщика, в управлении запасами, распределении продукции в зависимости от спроса и т. д.
Суть метода АВС — анализа заключается в делении объектов по степени важности и сосредоточении на наиболее важных основных усилиях с точки зрения поставленной цели среди множества одинаковых объектов.
XYZ — анализ предполагает распределение объектов в зависимости от спроса на них (частоты потребления).
Эти методы эффективны при анализе определенных логистических операций, например, определение номенклатуры ресурсов; определение увеличения или уменьшения определенного вида услуг и т. д., но не позволяют качественно оценить работу всей логистической системы, включающей большое количество разнообразных показателей эффективности функционирования.
При использовании метода оценки натуральных показателей эффективности логистической системы положительный результат определяется как экономия денежных средств, получаемая при достижении заданных значений натуральных показателей, таких как: уровень запасов и сокращение необходимости в складском хранении; время прохождения потоковых процессов (материальных, информационных, финансовых и т. д.) в логистической системе; продолжительность выполнения заказа, качество и уровень сервиса; уровень использования производственных мощностей; качество транспортных услуг и т. д.
Недостатком метода является отсутствие возможности в оценке проектируемой логистической системы и предположения эффективности от ее внедрения; также необходимо предварительное нормирование всех натуральных показателей.
Марковский В. А. предлагает использовать для оценки эффективности логистической системы методику GAP — анализа.
GAP — анализ (GAP Analysis, англ. Gap — «разрыв») — это комплексное аналитическое исследование, изучающее несоответствия, разрывы между текущим состоянием компании и желаемым [4, с. 10]. Этот метод позволяет выявить проблемные (узкие) места в функционировании и развитии логистической системы и своевременном их устранении.
Предлагается проводить анализ несоответствия реальных (текущих) возможностей логистической системы компании желаемому (потенциальному) уровню эффективности ее функционирования [4, с. 10].
Данный метод может быть адаптирован для всех функциональных областей логистической системы и доступен любому пользователю, но необходимо предварительное нормирование желаемого уровня эффективности по различным показателям, что является недостатком метода.
Обособленное использование какого — то определенного метода оценки эффективности не дает полного оценочного представления для логистической системы. Для получения более достоверной информации об эффективности логистической системы необходимо оценивать ее по максимальному количеству критериев.
В настоящее время в менеджменте большую популярность приобрело использование сбалансированной системы показателей (ССП), такую систему можно применять и в логистике. Сергеев В. И. описывает суть внедрения ССП как анализ менеджерами бизнес — процессов и выделение значимых для компании областей деятельности, в которых определяют совокупность ключевых показателей результативности (key perfor mance indicators — KPI), подлежащих регулярному измерению.
ССП оценки эффективности функционирования логистики направлена на увязку финансовых показателей с такими аспектами деятельности как: удовлетворенность внешних и внутренних потребителей, внутрифирменная операционная деятельность логистики, инновационная активность, меры по улучшению финансовых результатов [4, с. 11].
Применение ССП в логистике позволит определить, как оценивают логистику компании внутренние и внешние клиенты; какие действия и процессы позволят реализовать логистическую стратегию, а следовательно и корпоративную, т. к. цели логистики предполагают согласованность с общими целями компании; какие мероприятия помогут оптимизировать положение организации; как оценивают деятельность собственники и управляющие компании.
Сложность разработки ССП во многом зависит от способности компании представить свою стратегию как систему показателей. Конечно, можно и воспользоваться готовыми библиотеками KPI, предлагаемыми консалтинговыми организациями, но данные показатели должны отражать особенности компании, ее конкурентные преимущества, специфику рынка, на котором она работает, уникальные технологии, которые использует, знания сотрудников компании.
Итак, алгоритм оценки эффективности функционирования логистической системы — это специально разработанная система операций, которая после последовательного их выполнения позволяет произвести полную оценку эффективности функционирования логистической системы и определить итоговый уровень ее эффективности функционирования.
Целью данного алгоритма оценки является определение итогового уровня эффективности функционирования логистической системы, а также нахождение проблемных мест, которые препятствуют выходу системы на более высокий уровень.
Применение логистического подхода к управлению предприятием дает возможность найти оптимальный вариант в решении задач, связанных с управлением. Сущностью логистического подхода к управлению потоками является объединение различных субъектов, обладающих различными экономическими интересами, в единую систему [5, с. 183].
Рис. 1. Алгоритм оценки логистической системы ООО «Бауцентр рус»
На рисунке 1 приведена схема движения материальных потоков логистической системы ООО «Бауцентр рус». В зависимости от различных внешних и внутренних факторов, при постоянном сопровождении информационными потоками течение материальных и финансовых потоков может быть разнообразным. В рамках рассмотренной системы можно выделить те структурные подсистемы, эффективная работа которых повлияет на логистические функции ООО «Бауцентр рус».
Таким образом, отслеживание и оценка показателей логистической системы приводит к разработке стратегических инициатив, направленных на совершенствование как деятельности подразделений, за них отвечающих, так и всей компании ООО «Бауцентр» в целом.
1 Гаджинский, А.М Логистика. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. — 484 с.
2 Мифтяхетдинов И. А. Оценка эффективности функционирования логистических систем / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — М., 2014. — 24 с.
3 Григорьев М. Н. Логистика. Продвинутый курс: учебник для магистрантов. — 3 — е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт. 2015. — 734 с.
4 Марковский В. А. Использование методики GAP анализа для оценки эффективности логистической // Современные исследования социальных проблем. — 2016. № 2 — с. 4–11.
5 Сергеев В. И. Корпоративная логистика. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 634 с.
Эффективность логистической системы
Методы оценки эффективности работы службы логистики
Компании, организовавшие службы логистики на своих предприятиях, непременно должны проводить оценку эффективности их деятельности. Оно осуществляется в виде обратной связи — задания управленческим звеньям — принятие решений службой логистики — их осуществление — оценка результатов деятельности управленческих звеньев.
Существует несколько методов оценки. Любой из них, предполагает сравнение результатов деятельности того или иного направления логистики с намеченными ранее целями и анализ затрат, продуктивности или сервиса. Рассмотрим их более подробно.
Метод затрат. Он основан на том, что фирма устанавливает стоимостной критерий для каждой отдельной функции логистики на предприятии. Стоимостной критерий может также устанавливаться на единицу веса, поставляемого или отгружаемого продукта, поставку в целом или конкретный заказ.
Путем сравнения затрат в комплексе и по всем направлениям в соответствии со стоимостными критериями и поставленными целями определяется расхождение по конечным результатам. Это дает возможность внесения необходимых поправок и дополнений в деятельность службы логистики.
Метод продуктивности. Оценка эффективности деятельности службы логистики при его применении носит количественный характер и выражается, как правило, в физических единицах измерения, например, отгрузка продукции в тоннах, выполнение какого -то количества заказов, поставок партий товаров в соответствующей комплектации
Количественные характеристики на “входе” сравнивают с результатами на “выходе”. В расчет принимаются человеко-часы, затраченные на выполнение определенного объема работ; количество персонала, участвующего в выполнении этих работ; количество и технические параметры задействованной техники на конкретном объеме работ; используемые площади складских помещений. Оценивается общий объем работ в соотнесении к единице продукции.
Метод сервиса. По этому методу критерием выступает оценка оказываемых услуг по следующим параметрам: времени (протяженность оказания услуг); точности (исполнение в срок); последовательности (соблюдение графика технологического процесса); размеру убытков (количество повреждений конечной готовой продукции в результате погрузки-разгрузки, транспортировки и складского хранения).
Качество сервиса приобретает все большее значение в условиях возрастающей конкуренции как на внутренних, так и на международных рынках. Совокупность результатов оценки услуг различных фирм позволяет выявить приоритет того или иного предприятия в эффективности функционирования службы логистики.
Факторы оценки
Эффективность работы менеджеров службы логистики на предприятии оценивается, как правило, по трем факторам: регулярному управлению, решению проблем, осуществлению проектов. Рассмотрим их.
Регулярное управление. Управление ежедневными операциями и выполнение конкретных целей, поставленных фирмой по производительности, финансированию проектов, многим другим аспектам деятельности логистики.
Решение проблем. Умение менеджера диагностировать возникающие проблемы и находить оптимальные решения, постоянно улучшать сервис и повышать окупаемость затрат как по времени, так и по абсолютной величине.
Осуществление проектов. Возможности менеджера осуществлять задуманные и планируемые проекты, оперативно корректировать действия по ним, способствовать повышению производительности труда как в целом на предприятии, так и по отдельным направлениям логистики.
Компании также оценивают своих менеджеров по их способности находить и развивать управленческие качества служащих, заинтересовывать их в реализации различных проектов.
Стандарты оценки эффективности
Практика выработала стандарты, в соответствии с которыми компании оценивают деятельность службы логистики и их менеджеров. К ним относятся;
- Постоянный контроль запасов товаров в текущем году и нахождение возможности их сокращения на складах предприятия и в системе распределения.
- Обслуживание потребителей но уровне 92% доступности продукта и готовности его к отгрузке в течение 5 дней со дня принятия заказа.
- Постоянное поддержание расходов на деятельность службы логистики на предприятии на уровне 3,5% от объема продаж в текущем году.
- Доля всех видов транспортных расходов до 2,5% от объема продаж в текущем году и 2,4% в следующем году.
- Сокращение различных повреждений товаров при погрузке-разгрузке до 10% от объема продаж в текущем году.
- Поддержание высокой точности исполнения заказов по времени и необходимой комплектации товаров на уровне 98%.
Повышение эффективности управления логистикой
Фирмы стремятся различными средствами и путями повысить эффективность управления логистикой, например, ориентированием на достижение намеченных целей, повышением заинтересованности сотрудников, использованием аналитических средств.
Ориентирование на достижение намеченных целей предполагает использование технических систем инжиниринга для проектного планирования и контроля результатов принятых решений. Такие системы существуют в виде пакетов и компьютерных программ. В настоящее время разработаны системы по конкретным направлениям деятельности отдельных служб предприятия: “рабочее место бухгалтера”, “рабочее место менеджера”.
Повышение заинтересованности сотрудников предполагает мотивацию к наилучшему выполнению доверенной работы. Важно создать нормальный жизненный и рабочий микроклимат в коллективах, чему способствует удовлетворение работой, поощрение за оригинальность принятых решений, за добросовестный труд и преданность фирме.
Использование аналитических средств позволяет моделировать процессы — экономические (происходившие ранее на фирме, а также опыт других компаний), имитационные (ситуации, которые возможно возникнут в будущем, и варианты выхода из этих ситуаций). Экономические и имитационные модели должны быть легко доступны сотрудником фирмы и разработаны в виде компьютерных программ.
В повышении эффективности управления службой логистики на фирме значительную роль играет и соблюдение перечисленных ранее стандартов. Путем сопоставления их с полученными результатами в количественном выражении, сравнением с планируемыми оценивается деятельность сотрудников службы логистики.