Кодекс об административном правонарушении рб 2020
КоАП Беларуси может «похудеть» на 50 статей, а за оперативную уплату штрафов предлагают ввести скидку
27 декабря, Минск /Владимир Матвеев — БЕЛТА/. Кодекс об административных правонарушениях планируется в значительной степени упростить, сократив количество предусмотренных им правонарушений и сделав документ более понятным как для правоприменителей, так и для граждан. Об этом рассказала журналистам заместитель главы Администрации Президента Ольга Чуприс, которая возглавляет межведомственную экспертную комиссию по подготовке комплексных предложений по корректировке КоАП, передает корреспондент БЕЛТА.
Комиссия уже провела организационное заседание, наметила план работы. Национальный центр правовой информации до 24 января в том числе от граждан собирает пожелания по вопросам существующей практики и предложения по совершенствованию мер административной ответственности. Ориентировочно к 1 марта необходимо подготовить концепцию законопроектов об обновлении Кодекса об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях, к 1 мая подготовить сами проекты, а к 1 июня — выйти на конкретные результаты.
«Сам по себе кодекс (КоАП. — Прим. БЕЛТА) — это юридический документ. Одна из задач — чтобы он был понятен народу: и гражданину, и правоприменителю, который зачастую не обладает специальными познаниями в области права. Мы хотим кодекс сам по себе упростить», — рассказала Ольга Чуприс.
Вторая задача, которая будет решена, заключается в том, чтобы уменьшить количество деяний, которые считаются правонарушениями. «Если в общем порядке пересмотреть кодекс, то, на первый взгляд, около 50 статей может уйти из него. Но это не значит, что так будет. Может быть, их будет больше, может, меньше. Потому что все нормы связаны между собой и с теми правилами, которые установлены. Но общая тенденция по работе над кодексом нацелена именно на это», — отметила руководитель комиссии.
Кроме того, возможно уменьшение числа органов, которые имеют право составлять протоколы о привлечении к административной ответственности. Сейчас их, по данным Ольги Чуприс, 79. «Каждый орган считает, что он важен, необходим и те правила, которые придуманы им, должны соблюдаться и охраняться на уровне кодекса», — констатировала она.
Новшества могут произойти в вопросе уплаты штрафов. Разрабатывается такой вариант, чтобы стимулировать граждан быстрее рассчитаться. «Может быть предусмотрен следующий вариант: если штраф уплачивается на месте совершения административного правонарушения или в течение 10-15 дней (то есть оперативно), то размер штрафа может снижаться вплоть до 50%. И это очень хорошая стимулирующая мера», — считает замглавы Администрации.
Ольга Чуприс уточнила: речь не идет о том, что прямо на месте будут брать наличные деньги. Произвести оплату можно будет, например, при помощи интернет-банкинга. «Потребуется еще разработка универсальной системы контроля за уплатой штрафов для всех государственных органов, чтобы видеть, что штраф действительно уплачен в течение 10-15 дней. Это не сложный механизм. Он вполне может быть реализован», — добавила она.
Еще одно обсуждаемое предложение касается исключения нижней границы для привлечения к ответственности в виде штрафа. Например, бывают случаи, когда само деяние не несет в себе той степени общественной вредности, а минимально возможный штраф составляет 10 базовых величин.
В целом руководитель экспертной комиссии подчеркнула, что новый кодекс постараются обновить таким образом, чтобы сократить число предусмотренных в нем административных правонарушений, а уклон был не на карательные меры, а на профилактику. «Чтобы граждане чувствовали себя более свободными в нашем обществе, могли заниматься предпринимательской деятельностью, свободно общаться друг с другом, посещать публичные места. Естественно, речь идет и о справедливости», — подчеркнула Ольга Чуприс.
Замглавы Администрации Президента отметила, что кодексы в нынешнем варианте работают уже больше 10 лет, они не плохие, получают хорошие отзывы в том числе со стороны многих зарубежных экспертов. Тем не менее, жизнь не стоит на месте — изменяются отношения, практика, возникают вопросы, требующие урегулирования. «Поэтому нам нужно обсудить и проанализировать лучший опыт, который есть на мировом пространстве. Ориентируясь на наши национальные интересы, на запросы граждан, проблемы, которые были озвучены главой государства. Предложить такие варианты кодексов, которые могли бы работать в течение ближайших пяти лет без внесения изменений», — сказала она.
По словам Ольги Чуприс, жизнь показывает, что на сегодняшний момент надо четко прописывать предупредительную роль кодекса, его превентивную функцию. В отношении правонарушений, которые не несут в себе большой степени общественной опасности и вредности, в обновленном кодексе предполагается прямо закрепить возможность применения предупреждения без привлечения к административной ответственности.
«Недостаточно просто сказать: «я тебя не привлекаю к административной ответственности, выношу устное предупреждение». Надо провести с ним профилактическую беседу, разъяснить смысл законодательства, смысл нормы, потратить на человека время, попытаться с ним поговорить. И тогда практика пойдет по другому пути», — считает руководитель комиссии.
Она также считает, что в КоАП есть очень много составов, которые не должны охраняться на уровне кодекса. Речь идет о тех, которые вытекают из гражданско-правовых отношений и связаны со спорами между гражданами. Поступают предложения, чтобы ряд таких правонарушений перевести в разряд гражданско-правовых споров.
Есть и вопрос касательно сроков привлечения к ответственности. Они могут варьироваться в зависимости от видов и разных групп правонарушений. «Даже под одно правонарушение, например, в области авторского права, устанавливаются свои сроки. И вот тут возникает вопрос, как их применять на практике. Особенно когда дела пересматриваются неоднократно, возникает вопрос со сроками. По налоговым делам вообще большие сроки. То есть получается, что человек живет в этом состоянии наказанности постоянно. Этого нужно избежать», — сказала Ольга Чуприс.-0-
Изменения в КоАП: нормы смягчены, а что с ранее наложенными взысканиями?
31 января 2018 г. вступил в силу Закон от 08.01.2018 N 95-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее — Закон), вносящий изменения в КоАП и ПИКоАП, что влечет существенные изменения условий применения административной ответственности по отношению к ИП и юридическим лицам, начиная от появления в КоАП дополнительных обязательных условий для привлечения к административной ответственности и заканчивая изменением санкций многих составов административных правонарушений.
Приведем примеры того, как судебное постановление может быть изменено или отменено в связи с вступлением Закона в силу.
Обязательные условия для изменения / отмены постановления о наложении взыскания
Акт законодательства, устраняющий противоправность деяния, смягчающий или отменяющий ответственность или иным образом улучшающий положение физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого акта законодательства в силу и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено .
Таким образом, обязательными условиями для изменения/отмены постановления о наложении административного взыскания являются (альтернативно):
— устранение противоправности деяния;
— улучшение положения лица иным образом.
Кроме того, для того чтобы отменить/изменить постановление о наложении взыскания, такое взыскание на момент рассмотрения судом вопроса об отмене/изменении постановления не должно быть исполнено.
Отмена постановления суда в связи с изменением условий наступления ответственности ИП и юридических лиц
Так, за исключением некоторых статей Особенной части КоАП , а также случаев, когда правонарушением причинен вред жизни или здоровью людей либо создана угроза причинения вреда жизни или здоровью людей , и ситуаций, когда санкция статьи предусматривает обязательную конфискацию , впредь для привлечения юридического лица или ИП к ответственности за административные правонарушения, предусмотренные гл. 11 — 14 КоАП, обязательно соблюдение тем или иным образом минимального порога в 40 базовых величин:
— причиненного имущественного вреда охраняемым КоАП правам и интересам в размере свыше 40 базовых величин ;
— стоимость предмета административного правонарушения превышает 40 базовых величин ;
— сумма сделки, внешнеторговой операции либо дохода в совокупности превышает 40 базовых величин — когда санкцией статьи предусмотрено определение штрафа в процентном либо кратном отношении к сумме сделки, внешнеторговой операции либо дохода ;
— сумма дохода превышает 40 базовых величин — в случаях, когда статьей предусмотрена конфискация дохода, полученного в результате противоправной деятельности .
На первый взгляд может сложиться мнение, что в ситуациях, когда нельзя однозначно назвать сумму причиненного имущественного ущерба охраняемым КоАП правам и интересам (например, в случае привлечения к административной ответственности юридического лица за проведение рекламной игры без ее регистрации в МАРТ), это может служить основанием для отмены судебного постановления по делу об административном правонарушении в связи с изменением условий наступления ответственности ИП и юридических лиц.
В то же время нельзя однозначно ответить утвердительно без учета практики расчета соответствующего вреда по делам об административных правонарушениях, где нарушение заключается в несоблюдении ИП и юридическими лицами определенного законодательством порядка или сроков выполнения обязанности.
Изменение наложенного административного взыскания при изменении санкции статьи Особенной части КоАП
В случаях, когда Законом была изменена санкция статьи Особенной части КоАП, есть основания для изменения неисполненного постановления суда о наложении административного взыскания.
Пример
В отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении за реализацию товара в нарушение установленного законодательством порядка без наличия документов, подтверждающих приобретение товара .
Суд подтвердил выводы органа, ведшего административный процесс, наложил на юридическое лицо административное взыскание в виде штрафа и применил альтернативную конфискацию товаров.
В случае, рассмотренном в примере, привлеченное к административной ответственности лицо может обратиться с требованием о пересмотре судебного постановления суда первой инстанции, так как Законом изменена санкция ч. 4 ст. 12.17 КоАП, которая исключает возможность применения конфискации.
В то же время постановление суда первой инстанции не будет пересмотрено, если на момент рассмотрения вопроса вышестоящей судебной инстанцией соответствующее постановление будет исполнено, то есть если конфискованный товар будет реализован.
Порядок отмены / изменения постановления суда о наложении взыскания
Жалоба на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 6 месяцев со дня вступления в силу соответствующего постановления . При этом лицо, в отношении которого было вынесено постановления суда, может обратиться непосредственно в суд только в том случае, если постановление суда первой инстанции обжаловалось до его вступления в силу. Обжалованное в областной (Минский городской) суд постановление суда может быть обжаловано председателю Верховного суда .
В ситуации когда постановление суда первой инстанции не обжаловалось до его вступления в силу, лицо, в отношении которого вынесено постановление суда первой инстанции, вправе обратиться с жалобой к прокурору для вынесения последним протеста.
С учетом возможности изменения постановления суда о наложении взыскания только в том случае, когда постановление не исполнено, чрезвычайно важным является полномочие прокурора приостанавливать исполнение вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении .
Таким образом, в случае когда постановление суда первой инстанции до вступления его в силу не обжаловалось, целесообразным является обращение в адрес прокурора для вынесения последним протеста на вступившее в законную силу постановление суда и приостановления исполнения постановления суда.
Вступившие в законную силу 31 января 2018 года изменения в КоАП и ПИКоАП, дополнившие обязательные условия для привлечения ИП и юридических лиц к административной ответственности, а также смягчившие ответственность за многие административные правонарушения, являются основанием для отмены или изменения постановлений о наложении административных взысканий, вступивших в силу незадолго до вступления в силу Закона.
При этом отменены или изменены могут быть только неисполненные постановления, поэтому, для того чтобы добиться их отмены или изменения, рекомендуем обратиться с соответствующей жалобой как можно раньше, а также указывать в такой жалобе просьбу о приостановлении исполнения постановления до разрешения жалобы (протеста прокурора).