Цель кредитно денежной политики цб
Денежно-кредитная политика Центрального банка
Денежно-кредитная политика Центрального банка
Денежно-кредитная политика Центрального банка — система мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита.
Содержание
Инструменты
Основными инструментами денежно-кредитной политики ЦБ являются:
- установка нормы обязательного банковского резерва (какую часть своих средств коммерческие банки должны держать в Центральном банке для обеспечения резерва);
- регулирование официальной учётной ставки (под какие проценты Центральный банк даёт кредиты другим банкам);
- операции на открытом рынке (покупка и продажа государственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств…)
- валютные интервенции (покупка и продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарное предложение денег)
Устанавливая размер резервов, Центральный банк регулирует денежные потоки. Так при увеличении обязательных резервов уменьшаются активы банков, и они вынуждены увеличивать проценты, под которые они выдают кредиты организациям и частным лицам. Обычно норма банковского резерва повышается для поддержания ликвидности банковской системы в условиях экономического кризиса (страховка на случай, если большое число вкладчиков одновременно пойдут забирать свои деньги из банка.)
Методы
- Общие — оказывают влияние на рынок заемных капиталов в целом.
- Селективные — оказывают влияние на конкретные виды кредитов или на кредитование отдельных отраслей, фирм.
Виды Монетарных политик
- Жесткая — направлена на поддержание определенного размера денежной массы.
- Гибкая — направлена на регулирование процентной ставки.
Различают два вида монетарной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую. Стимулирующая монетарная политикая проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией . Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются: 1) снижение нормы резервных требований 2) снижение учетной ставки процента 3) покупка центральным банком государственных ценных бумаг.
Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся: 1)повышение нормы резервных требований 2) повышение учетной ставки процента 3) продажа центральным банком государственных ценных бумаг.
Возможные цели денежно-кредитной политики:
- Высокий уровень занятости
- Экономический рост
- Стабильность цен
- Стабильность процентных ставок
- Стабильность финансовых рынков
- Стабильность валютных рынков
Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.
Цели и принципы денежно-кредитной политики
Основной целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание ценовой стабильности, то есть стабильно низкой инфляции.
Ценовая стабильность — важный элемент благоприятной среды для жизни людей и ведения бизнеса, так как она:
- защищает доходы и сбережения в национальной валюте от непредсказуемого обесценения. Это позволяет поддерживать уровень жизни, а также более уверенно планировать ежедневные и долгосрочные расходы;
- защищает граждан с невысоким уровнем дохода. Такие семьи в основном покупают недорогие товары первой необходимости. Стабильно низкая инфляции позволяет поддерживать уровень потребления;
- способствует повышению доступности заемного финансирования для компаний, так как снижает инфляционную премию, которые банки закладывают в процентные ставки;
- упрощает финансовое и инвестиционное планирование для бизнеса;
- увеличивает доверие к национальной валюте и создает условия для снижения валютизации активов и обязательств в экономике. Это, в свою очередь, снижает влияние изменения внешних условий на экономику.
Основные принципы денежно-кредитной политики
Для достижения цели по инфляции Банк России реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции (от англ. target — «цель»). При проведении денежно-кредитной политики важна последовательность, предсказуемость и прозрачность действий центрального банка, поэтому Банк России проводит свою политику в соответствии с рядом принципов.
- Банк России устанавливает постоянно действующую публичную количественную цель по инфляции, чтобы население, бизнес, участники финансового рынка могли учитывать ее при планировании своей деятельности и принятии решений. Цель по инфляции установлена для годового темпа прироста потребительских цен, то есть изменения за последние 12 месяцев общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением.
Целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание годовой инфляции вблизи 4% постоянно. Формулировка «вблизи 4%» отражает допустимость небольших колебаний инфляции вокруг цели.
Если инфляция существенно отклоняется от цели, Банк России оценивает причины и продолжительность отклонения и исходя из этого принимает решения об использовании мер денежно-кредитной политики для возвращения инфляции к цели.
Совет директоров Банка России регулярно принимает решения по ключевой ставке — восемь раз в год в соответствии с заранее утвержденным и опубликованным графиком.
Решение по ключевой ставке обязательно сопровождается объяснением его логики и причин, а также, как правило, дополняется сигналом о возможных дальнейших шагах по денежно-кредитной политике. Разъяснение Банком России принятых решений и будущих намерений является важным инструментом управления инфляционными ожиданиями, так называемой привязки их к цели по инфляции.
Привязка инфляционных ожиданий как населения, так и бизнеса к цели по инфляции имеет большое значения для действенности мер, принимаемых центральным банком.
Банк России принимает решения по денежно-кредитной политике на основе макроэкономического прогноза с учетом анализа широкого круга информации. Денежно-кредитная политика влияет на динамику цен не сразу, а со временем, через длинную цепочку взаимосвязей. Поэтому для оценки влияния решения по ключевой ставке на экономику и инфляцию необходим макроэкономический прогноз.
Для разработки прогноза Банк России использует современные макроэкономические модели. В рамках подготовки макроэкономического прогноза Банк России оценивает продолжительность действия факторов, влияющих на экономику и динамику цен, и устойчивость сформировавшихся экономических тенденций.
Меры, принимаемые по другим направлениям внутренней экономической политики, а также меры экономической политики в крупнейших зарубежных странах являются важными факторами, которые учитывает Банк России при подготовке макроэкономического прогноза.
При формировании предпосылок макроэкономического прогноза и оценке рисков на текущем этапе Банк России использует консервативный подход, придавая несколько большее значение проинфляционным факторам и рискам. Это связано с тем, что инфляционные ожидания в России пока остаются повышенными и чувствительными даже к временному повышению цен на отдельные товары. В такой ситуации недооценка проинфляционных факторов и рисков может привести к устойчивым и продолжительным отклонениям инфляции вверх от цели.
Банк России придерживается информационной открытости в области денежно-кредитной политики, чтобы повысить понимание и доверие к проводимой денежно-кредитной политике, сформировать предсказуемую экономическую среду для всех участников экономических отношений. Понимание и доверие к принимаемым мерам имеет большое значение для повышения их действенности.
В рамках политики информационной открытости Банк России прежде всего стремится максимально оперативно и полно раскрывать информацию о целях, принципах, мерах и результатах денежно-кредитной политики, об оценке экономической ситуации и перспектив ее развития. Банк России также работает над расширением охвата коммуникации по денежно-кредитной политике и повышением ее адресности.
Основные цели и инструменты кредитно – денежной политики Центрального банка;
Кредитно – денежная политика – это важнейшая составная часть макроэкономической политики, нацеленная на достижение ряда общеэкономических задач Она представляет собой совокупность государственных мероприятий в области кредитно – денежной системы. Денежно – кредитная политика осуществляется посредством специфических инструментов и реализует определенные цели. Выделяют конечные и промежуточные цели.
В странах с рыночной экономикой конечные цели центральных банков следующие:
– высокий уровень занятости;
– стабильность на финансовых рынках;
– стабильность валютного рынка.
Для их достижения Центральный банк выбирает промежуточные цели:
– обменный курс валюты.
Основными инструментами ЦБ при достижении промежуточных целей являются:
– операции на открытом рынке;
– изменение учетной, или дисконтной, ставки;
– изменение нормы обязательных резервов.
Операции на открытом рынке (купля – продажа долговых обязательств правительства)характерны для тех стран, где имеется достаточно развитый рынок ценных бумаг, в том числе и государственных облигаций.
Когда ЦБ покупает государственные облигации, находящиеся у коммерческих банков, он за счет эмиссии увеличивает сумму денег на их резервных счетах. Следовательно, повышается способность банков к выдаче ссуд и таким образом увеличивается объем денежной массы. Если ЦБ покупает облигации у населения, то он расплачивается за них наличными, которые могут как остаться на руках у граждан, так и быть депонированы на текущих счетах. Наличные деньги и резервы являются компонентами денежной базы (С + R). Таким образом, ЦБ, непосредственно воздействуя на денежную базу, ведет к расширению денежной массы благодаря действию денежного мультипликатора.
Одна из особенностей российской экономики — другой канал поступления денег в экономику. ЦБ России главным образом эмитирует национальную валюту, расплачиваясь с продавцами иностранной валюты в соответствии с законом об обязательной продаже части валютной выручки экспортеров.
Изменение учетной ставки, или дисконтная политика – другой важнейший инструмент монетарной политики ЦБ. Учетная ставка (ставка дисконта) – это процентная ставка, которую устанавливает ЦБ по кредитам, выдаваемым коммерческим банкам. В России используется термин «ставка рефинансирования». Предполагается, что если ЦБ повышает ее, то коммерческие банки сокращают объем своих заимствований в ЦБ, а следовательно, уменьшается и возможность коммерческих банков выдавать ссуды.
Денежное предложение будет уменьшаться. Экономические субъекты, которые берут ссуды у коммерческих банков, должны будут платить по более высокой текущей процентной ставке. Коммерческие банки, стремящиеся к получению прибыли, не могут оставить неизменными ставки, по которым они выдают кредиты: необходимо их повышать.
Учетная ставка – это минимальная ставка, по которой ЦБ может выдать ссуды коммерческим банкам для удовлетворения временных потребностей в пополнении их резервов. На более длительный срок кредиты выдаются соответственно по более высоким ставкам и под обеспечением ценными бумагами. Ставка по таким кредитам называется ломбардной ставкой.
Получая более дешевые кредиты у ЦБ, коммерческие банки могут снизить и свои текущие ставки процента. Возможность получения более дешевых ссуд стимулирует процессы заимствования и денежная масса будет мультипликативно расширятся.
Политика предоставления банкам кредитов ФРС (Федеральная резервная система) по учетной ставке называется политикой дисконтного окна.
В странах с рыночной экономикой учетная ставка служит индикатором для межбанковского рынка кредитов, на котором и происходят реальные процессы кредитования и заимствования. Повышение или снижение учетной ставки дает информацию о намерениях правительства относительно борьбы с инфляцией, стимулировании экономического роста, стабилизационной политики в периоды спадов или « перегрева» экономики. Коммерческие банки ориентируются на динамику учетной ставки, когда изменяют свои ставки процента по активным и пассивным операциям.
Изменение нормы обязательных резервов.Это третий инструмент кредитно – денежной политики ЦБ. В целом в разных странах разброс значений нормы обязательных резервов довольно значителен – от 1 до 15% в зависимости от видов и сроков вкладов.
Дискреционная кредитно – денежная политика и «политика по правилам»
Дискреционная (гибкая) кредитно – денежная политика направлена на стимулирование или сдерживание деловой активности в зависимости от фаз среднесрочного экономического цикла.
Стимулирующая дискреционная политика – это политика « дешевых» денег, которая используется ЦБ при спадах производства. Она основана на кейнсианских представлениях о трансмиссионном т.е. передаточном, механизме изменений в экономике, вызванных ростом или уменьшением денежного предложения.
В упрощенной форме последовательность изменений макроэкономических переменных при политике «дешевых» денег можно представить следующим образом:
Сдерживающая кредитно – денежная политика, или политика «дорогих» денег, проводится при «перегревах» экономики, сопровождающихся инфляцией.
Трансмиссионный механизм действует следующим образом:
Первоначально равновесная ставка процента находилась на уровне i. Если ЦБ принимает решение о расширении предложения денег для стимулирования совокупного спроса, то кривая M S сдвигается вправо в положение М S 1 и ставка процента установится на более низком уровне i1.В случае сдерживающей кредитно — денежной политики ЦБ уменьшает предложение денег и кривая М S сдвигается влево в положение М S 2. Равновесная ставка процента повышается до уровня i2.
Влияние изменения предложения денег на ставку процента
Цели и задачи денежно-кредитной политики
Совокупность мероприятий денежной политики (регулирует изменение денежной массы) и кредитной политики (нацелена на регулирование объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов) получила название денежно-кредитной политики государства.
Цели кредитно–денежной политики:
1) устойчивые темпы роста национального производства;
2) стабильные цены;
3) высокий уровень занятости населения;
4) равновесие платежного баланса.
Хотя денежно-кредитная политика определяется правительством страны, ее проводником является Центральный банк. Он располагает набором средств, которые называются инструментами денежно-кредитной политики. Эти инструменты в основном воздействуют либо на количество денег, главным образом в виде банковских депозитов, либо на процентные ставки.
Под денежно-кредитной политикой понимается совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов Она является составной частью единой государственной экономической политики. Объектом в системе денежно-кредитного регулирования выступают денежные средства, обеспечивающие процесс воспроизводства товаров (услуг) и характеризуемые комплексом количественных и качественных параметров: объем, форма, цена, направления движения и т.д.
Субъектами денежно-кредитной политики в широком смысле являются все участники денежных отношений (субъекты денежно-кредитного сектора экономики): субъекты хозяйствования, включая институты денежного рынка; государство (государственные структуры).
В процессе разработки денежно-кредитной политики Центральный банк страны формулирует её цели и задачи, определяет набор инструментов для достижения целей, устанавливает определенные условия (параметры), механизмы использования данных инструментов.
Высшая конечная задача денежно-кредитной политики состоит в обеспечении стабильности цен, экономического роста, высокого уровня занятости, стабильности ставки процента, стабильности на финансовом рынке и стабильности валютного курса . Однако текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем эта глобальная задача. Эти конкретные цели включают в себя тактические цели, достижимые путем проведения каждодневных последовательных операций, и промежуточные цели, регулирующие значения ключевых переменных в экономической системе на годичных (и более того) временных интервалах.
Процесс формулирования целей денежно-кредитной политики включает следующие этапы. На первом этапе устанавливаются конечные цели денежно-кредитной политики в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состояния платежного баланса.
На втором этапе определяются промежуточные цели денежно-кредитной политики в форме конкретных количественных денежно-кредитных показателей (чистый внутренний рублевый кредит ЦБ, рублевая денежная база, рублевая денежная масса, валовые рублевые кредиты банков, чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования, чистая эмиссия ЦБ).
На третьем этапе устанавливаются операционные цели денежно-кредитной политики. Определяется круг денежно-кредитных показателей, которые подвержены влиянию центрального банка (к примеру, процентные ставки, устанавливаемые центральным банком, резервы центрального банка и др.).
На четвертом этапе производится отбор инструментов денежно-кредитной политики.
28. Бюджетное регулированиесоциально-экономических процессов —
Бюджетное регулирование социально-экономических процессов — организованная государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений по поводу формирования и использования бюджетных средств с целью корректировки процессов общественного воспроизводства.
Основная задача, решаемая в процессе бюджетного регулирования, связана с установлением оптимальных пропорций распределения валового внутреннего продукта, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества как на макро-, так и на микроуровне. Это требует согласования и наиболее оптимального сочетания личных, коллективных и общественных интересов и отражает финансовый аспект проблемы сочетания системы государственного воздействия с эффективно функционирующим рыночным механизмом.
Во все времена экономистами уделялось значительное внимание вопросам макроэкономического регулирования с использованием государственных финансов. Основным стабилизирующим фактором общественного воспроизводства рассматривался бюджет. Маневрируя разницей между доходами и расходами бюджета в зависимости от конкретных экономических условий государство целенаправленно влияла на объем совокупного спроса, а через него на величину предложения.
Таким образом, через укрепление государственных финансов путем мобилизации дополнительных доходов и сокращения государственных расходов достигалась макроэкономическая стабилизация в обществе. Вместе с проведением других мероприятий это должно способствовать процессам ускоренного экономического роста.
Система управления расходами формировалась на протяжении длительного периода времени, отражая задачи государства на разных этапах ее развития. Традиционно управление государственными расходами рассматривался как система контроля за правильностью расходования бюджетных средств. Со временем влияние на содержание управления расходами оказали экономические трудности, задачи в этом направлении расширялись и усложнялись.
С нынешних позиций взвешенный подход к управлению государственными расходами требует комплексного подхода. Такое управление начинается с этапа составления бюджета и заканчивается формированием отчетности об использовании бюджетных средств. Бюджет воспринимается как основной рычаг экономического планирования, макроэкономической стабильности и роста. Его составление происходит в тесной взаимосвязи с макроэкономическим прогнозированием.
Эффективное управление государственными расходами оказывает существенное влияние на размеры и структуру совокупного спроса. Так, расходы государства на социально-культурные мероприятия являются своего рода инвестициями в подготовку квалифицированной рабочей силы, а следовательно, стратегической мере уменьшения издержек производства и поддержки предпринимательской сферы. Через предоставление социальных субсидий обеспечивается устойчивый платежеспособный спрос населения в части потребленных им благ. Существенных изменений рыночная конъюнктура приобретает и в процессе реализации других государственных функций, в частности, при субсидировании и кредитовании промышленных предприятий, сельского хозяйства, создание и улучшение объектов инфраструктуры, погашении и выплате процентов по государственным долгам.
Только при условии производительного использования государственные расходы будут оказывать положительное влияние на совокупный спрос. Если в государственных расходах большой удельный вес занимают расходы на обслуживание долговых обязательств государства, национальную оборону они будут увеличивать только фиктивный общественный спрос, что в конечном счете неизбежно приведет к кризисному состоянию (мировой практике известно много таких примеров, в частности, инфляция, охватившая весь мир в 70-е-80-е годы прошлого века, финансовые кризиса в августе 1998 года, второй половине 2008 года).
Участие государства в воспроизводственных процессах обеспечивается в значительной степени за использования фондов денежных средств, которые мобилизуются из различных источников. Возможность регулировать общепроизводственные показатели через манипулирование объемами и составом государственных доходов можно объяснить следующими объективными предпосылками:
— огосударствление части ресурсов, которыми обладают юридические лица и которые используются ими для оплаты своих текущих расходов и инвестирования, уменьшает уровень доходности этих субъектов и изменяет структуру совокупного потребления;
— изъятие части дохода позволяет корректировать степень социальной дифференциации и устанавливать пределы необоснованно низкой или высокой эффективности производства.
Регулирование макроэкономических показателей с помощью государственных доходов достигается:
— во-первых, путем предоставления определенных льгот малоимущим слоям населения, а также убыточным и низкорентабельным предприятиям;
— во-вторых, через отчуждение части слишком высоких доходов, когда трудовая вознаграждение или имущество, которое передается в порядке наследования или дарения обеспечивают формирование доходов в значительно больших размерах, чем это необходимо для создания нормальных условий жизнедеятельности. Разнообразие видов доходов и механизмов их изъятия предоставляют государству возможность целенаправленно регулировать спрос на определенные товары и услуги, выбирать наиболее оптимальные технологии, продукцию импорта и тому подобное.
Как известно, в большинстве современных государств, основная масса централизованных денежных потоков формируется посредством налогов. Единственным смыслом и оправданием налогов в демократическом обществе считается максимальное удовлетворение спроса налогоплательщиков на общественные блага и признанных гражданами данного государства принципов перераспределения доходов.
Налоги являются одним из важнейших рычагов воздействия государства на экономику. С их помощью определяются темпы накопления и пропорции распределения валового внутреннего продукта, осуществляется влияние на платежеспособный спрос населения, уровень его благосостояния и тому подобное. Поэтому вопросы налоговой политики всегда находится в центре внимания парламента и правительства. Проводимая в Украине налоговая реформа имеет целью стимулировать отечественного производителя и усиление налоговой и платежной дисциплины, а также своевременного поступления налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджет.
Каждый из конкретных видов налогов вызывает регулирующее воздействие на отдельную сферу деятельности. Так, освобождение от налогов или предоставление значительных налоговых льгот хозрасчетным организациям социально-культурной сферы может способствовать росту культурно-образовательного потенциала общества. Усиление социальной ориентации в налогообложении доходов и имущества населения (уменьшение налоговой базы и ставок налогов для многодетных семей, инвалидов, ветеранов) равнозначно по сути увеличению государственных расходов на соответствующие цели, служит усилению социальной стабильности в обществе. Высокие ставки налогообложения доходов предприятий делает выгодным повышения капиталоемкости производства, тогда как рост налогов на имущество предприятий подталкивает хозяйствующие субъекты к уменьшению доли имущественных объектов.
Важным элементом макроэкономического регулирования является государственная пошлина. Оно позволяет регулировать доступность юридических услуг для тех или иных лиц, заинтересованных в совершении сделок. Таможенные тарифы влияют на конкурентоспособность национальных и зарубежных производителей. их повышение приводит к удорожанию товаров и уменьшение внешнеторгового оборота. При снижении и отмене таможенных тарифов создаются благоприятные условия для расширения внешней торговли, задержки роста цен, обострение конкуренции как на внутреннем, так и на мировом рынках.
Только в комплексе с другими формами государственного воздействия на общественное воспроизводство (уровень таможенных тарифов, цен на продукцию государственных предприятий, валютный курс, объем и структуру денежной массы, административно-законодательную деятельность) бюджетное регулирование может обеспечить положительные тенденции в динамике основных макроэкономических показателей. Обязательным условием положительного эффекта-политическая стабильность в государстве и хорошо продуманная и взвешенная экономическая стратегия экономического развития.
29. связь бюджетного планирования со стратегическими проблемами развития экономики
Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 1078 ;