Инструкция цб по валютному контролю
Инструкция по валютному контролю 181-И: изменения в законодательстве
На территории России действует национальная валюта — рубль. И расчеты между организациями происходят в рублях. Но случаются и международные сделки, в которых организация вынуждена использовать валюту другой страны. Их регулирует валютное законодательство.
Валютный контроль (ВК) — набор правил и законов, регулирующих и контролирующих международные сделки.
Глобально контролем занимается Правительство, Министерство финансов и Центральный Банк РФ. А в каждом конкретном случае — коммерческий банк, агент ВК.
Виды операций, подлежащих ВК — это те, что происходят между резидентами и нерезидентами:
- внешнеторговые соглашения;
- займ или кредит;
- приобретение долей в ООО;
- расчеты по операциям с ценными бумагами.
Это не все виды операций для ВК. Подробнее читайте в актуальной редакции закона о валютном регулировании №173-ФЗ .
Инструкция №181-И: изменения
16 августа 2017 года приняли новую инструкцию. Начала действовать 01.01.2018 и коснулась:
- паспорта сделки — отменен;
- сумм операций, подпадающих под контроль:
- импортный контракт — свыше 3 млн рублей;
- контракт на экспорт — свыше 6 млн рублей;
- справки об операциях в валюте — отменена;
- сделок с упрощенным порядком регистрации — для сумм менее 200000 рублей, подтверждающие бумаги по таким договорам не нужны, хватит информации о виде операции.
Паспорт сделки — это документ, который резидент предоставлял банку для договоров в валюте свыше 50000 долларов США. В нем прописывали данные обеих сторон, полную информацию об операции — сумма, назначение платежа, даты заключения договора и исполнения обязательств.
Теперь банки присваивают каждой операции, называемой контрактом, уникальный номер. И делают это быстрее. До вступления в силу изменений весь процесс занимал от 5 дней. Сейчас можно произвести оплату иностранному контрагенту буквально на второй день после заключения договора.
Кратко процесс взаимодействия с финансовой организацией таков:
- компания предоставляет документы;
- в течение 1 дня оформляется контракт;
- банк присваивает номер;
- сообщает номер контракта в течение еще одного дня, чаще — в тот же день.
Что стало с инструкцией ЦБ РФ №138-И о валютном контроле
После начала действия новой инструкции №181-И перестал работать предыдущий документ, регулирующий валютные сделки — инструкция №138-И. Она была принята 4 июня 2012 года и вносила изменения в:
- порядок предоставления документов о валютных операциях;
- принцип подготовки паспортов сделок;
- состав отчетных справок.
В свою очередь, №138-И отменила предыдущую — №117-И от 15.06.2004 года.
Новая инструкция по валютному контролю
Законодательство России регулярно претерпевает изменения. В 2019 году ориентируйтесь на документ №181-И.
Изменения положительные. Они направлены на снижение нагрузки на организации при внешнеэкономической деятельности. Уменьшается вероятность административных наказаний за счет упрощения взаимодействия с банками. Часть обязанностей по оформлению документов переведена на финансовые организации.
Утверждена инструкция ЦБ РФ, отменяющая паспорта сделок
2 ноября 2017 года была опубликована Инструкция Банка России от 16 августа 2017 г. № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (вступает в силу с 1 марта 2018 г.; одновременно прекращает свое действие действовавшая ранее Инструкция № 138-И от 4 июня 2012 г.).
Новая Инструкция несколько упрощает порядок оформления в российских уполномоченных банках документов, связанных с проведение валютных операций по внешнеэкономическим сделкам. Она распространяется на резидентов — юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, а также на нерезидентов, не являющихся физическими лицами.
Согласно указанной Инструкции:
- Произошла отмена требования по оформлению паспортов сделок. Предыдущая Инструкция № 138-И устанавливала порог суммы обязательств по контракту, превышение которого требовало оформления паспорта сделки, в размере 50 000 долларов США. Новая Инструкция 181-И не предусматривает требование составления паспорта сделки.
- Отменяется требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях и ведомостей валютного контроля, являвшихся формами учета. При этом требование о представлении документов, являющихся основанием для проведения валютных операций, сохраняется.
- Устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами в банк подтверждающих документов и информации в связи с осуществлением валютных операций.
В частности, резидент при проведении операции по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет должен представить в банк документы, связанные с проведением операций, не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты на транзитный валютный счет, указанной в уведомлении банка о ее зачислении.
При списании иностранной валюты с расчетного счета резидента, резидент должен представить в банк документы, связанные с проведением операций, одновременно с распоряжением о списании.
Требования по представлению подтверждающих документов распространяются на договоры, (заключенные между резидентами и нерезидентами, и предусматривающие расчеты через счета резидентов (открытые как в российских, так и в иностранных банках)), сумма обязательств по которым равна или превышает эквивалент:
- для импортных контрактов или кредитных договоров – 3 миллионов рублей;
- для экспортных контрактов – 6 миллионов рублей.
Сумма обязательств по контракту (кредитному договору), определяется на дату его заключения либо в случае изменения суммы обязательств – на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такое изменение суммы, по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю.
Если сумма обязательств по договору с нерезидентом равна или не превышает в эквиваленте 200 000 рублей, представление документов, связанных с проведением валютных операций по такому договору, не требуется.
- Вводится новый порядок учета контрактов в банках с присвоением им уникальных номеров (а также снятия их с учета и изменения сведений в них), которые заменяет собой существующий порядок оформления паспортов сделок.
Резидент, являющийся стороной по экспортному или импортному контракту, либо по кредитному договору, должен осуществить их постановку на учет в уполномоченном банке и проводить расчеты по такому контракту только через свои счета, открытые в уполномоченном банке, принявшем на учет контракт. Банк принимает контракт на учет и присваивает ему уникальный номер (о чем информирует резидента).
Для постановки контракта на учет требуются практически те же сведения, что и сейчас для заполнения паспорта сделки:
- общие сведения о контракте: вид контракта, дата, номер (при наличии), валюта контракта, сумма обязательств, предусмотренная контрактом, дата завершения исполнения обязательств по контракту;
- реквизиты нерезидента, являющегося стороной по контракту: наименование, страна.
- Паспорта сделки, оформленные, но не закрытые до 1 марта 2018, будут считаться закрытыми с указанной даты. При этом отметка об их закрытии в паспорте сделки проставляться не будет, а его уникальный номер будет перенесен банком в реестр в качестве номера поставленного на учет контракта.
Отметим, что банки не вправе отказать в постановке контракта на учет. При этом максимальный срок для такой операции не может составить более 1 рабочего дня. Действовавшей ранее Инструкцией 138-И был установлен срок для оформления паспорта сделки в 3 рабочих дня.
В дополнение к этому необходимо упомянуть, что помимо изменений правил оформления сделок для целей валютного контроля в сторону их упрощения (уменьшение количества требуемых документов; увеличение пороговых значений сумм сделки, при которых требуется их постановка на учет; уменьшение сроков постановки сделки на учет), появились и другие особенности регулирования внешнеэкономических сделок, предусмотренные Федеральным законом от 14.11.2017 N 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». К ним относятся следующие:
- Устанавливается обязательное требование указания срока исполнения обязательств сторонами по внешнеэкономическому договору.
Исходя из формулировки новой редакции пункта 1.1 статьи 19 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», необходимо будет не только указывать срок исполнения обязательств в договоре, заключенном между резидентом РФ и нерезидентом, но и сообщать банкам точные сроки зачисления денежных средств в иностранной валюте на счет резидента, а также точные сроки исполнения обязательств нерезидентом.
Формулировка предшествующей редакции позволяла указывать в банковских формах учета ожидаемые сроки исполнения обязательств и зачислений денежных средств в иностранной валюте. Новая редакция вступит в силу с 14 мая 2018 г.
Таким образом, на практике может возникнуть ситуация, когда внешнеэкономический договор без указания сроков исполнений обязательств будет признан недействительным вследствие несоответствия законодательным требованиям, либо банк откажет в проведении валютной операции по такому договору.
- Расширение перечня оснований для отказа в проведении валютной операции.
Помимо предусмотренных ранее оснований для отказа в проведении операции из-за непредставления сторонами сделки требуемых банками документов по валютной сделке или недостоверности указанных в таких документах сведений, после вступления в силу положений новой редакции ФЗ-173 банки смогут отказывать и по иным основаниям. В частности, такими основаниями могут быть осуществление запрещенных операции по зачислению средств на счет резидента РФ в иностранном банке, осуществление запрещенных валютных операций между резидентами РФ, а также несоответствие представляемых в связи с проведением сделки документов законодательным требованиям.
- Вводится административная ответственность за осуществление запрещенных валютных операций для должностных лиц в дополнение к имеющейся ответственности для физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.
Ответственность заключается в уплате штрафа в размере от 20 до 30 тысяч рублей нарушившим валютное законодательство должностным лицом. За повторное совершение незаконной валютной операции должностное лицо может быть подвержено дисквалификации на срок от 6 месяцев до 3 лет.
Обобщение
Инструкцией ЦБ РФ несколько упрощается порядок и процедура валютного контроля внешнеэкономических сделок резидентов РФ. В основном это касается отмены паспортов сделок с их заменой на постановку договоров на учет в банке, а также отмены требования представлять документы по сделкам менее чем на 200 000 рублей. Вместе с тем новыми поправками в валютное законодательство были введены требования обязательного указания точного срока исполнения обязательств во внешнеэкономическом договоре (невыполнение которого может привести к отказу в проведении валютных операций по нему, а возможно и к признанию сделки недействительной), уточнен список оснований для отказа банка в проведении валютной операции и расширен список лиц, которые могут быть привлечены к ответственности за нарушение валютного законодательства (была введена ответственность для должностных лиц).
Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок
В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.
Для чего нужен валютный контроль
Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.
Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .
Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.
Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.
В функционал органов валютного контроля входит:
- издание нормативных актов;
- контроль над исполнением положений законодательства;
- надзор в сфере валютных операций;
- проведение соответствующих проверок.
В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.
При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.
Важно!
Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.
Этапы валютного контроля
Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.
При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:
- заявление по форме банка;
- учредительные документы;
- документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
- копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.
После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.
Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.
Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.
После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:
- не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
- или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.
Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.
Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.
Какие документы нужно подавать в банк для контроля
С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.
Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:
- если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
- если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.
Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.
Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.
Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.
Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.
Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.
Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.
Услуги банка, осуществляющего валютный контроль
За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.
Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:
- Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
- Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
- Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
- Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
- Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.
Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.
P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.
Паспорт сделки отменен, валютный контроль остался
Учет контрактов вместо оформления ПС
С отменой действующей «валютной» Инструкции № 138-И исчезнет и требование об оформлении паспорта сделки (ПС) при заключении контракта с нерезиденто м разд. II Инструкции ЦБ от 04.06.2012 № 138-И (далее — Инструкция № 138-И) . Но вместо этого будет введена новая процедура — постановка контракта на учет разд. II Инструкции № 181-И . И по сути, каких-либо революционных изменений не произойдет.
Можно сказать, что из документооборота в рамках валютного контроля исчезнет лишь сам документ, называющийся паспортом сделки. Кстати, статью Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», посвященную паспорту сделки, пока никто не отменя л ст. 20 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ .
Так, в результате постановки контракта на учет банк будет присваивать ему уникальный номер и сообщать его резидент у пп. 5.5, 5.8 Инструкции № 181-И . А сейчас банк присваивает номер оформленному паспорту сделки. Структура этих номеров одна и та же приложения 4, 5 к Инструкции № 181-И ; приложение 4 к Инструкции № 138-И . И после вступления в силу Инструкции № 181-И незакрытые паспорта сделок будут признаны закрытыми, а их номера станут уникальными номерами контрактов, принятых на учет п. 18.1 Инструкции № 181-И .
Чтобы банк поставил контракт на учет, резидент должен будет, так же как и сейчас для оформления паспорта сделки, представлять в банк контракт и иную необходимую информацию в прежнем объеме. Правда, для экспортеров предусмотрели возможность постановки контракта на учет без его предъявления, просто на основании представленных сведений о контракте. Поднести в банк ВЭД-контракт можно будет поздне е п. 5.3 Инструкции № 181-И .
Еще одно положительное новшество — поставить контракт на учет получится быстрее, чем оформить паспорт сделки. На новую процедуру банку отводится лишь 1 рабочий день после представления контракта и сведений. И еще 1 день положен на то, чтобы сообщить резиденту присвоенный уникальный номер контракт а пп. 5.5, 5.8 Инструкции № 181-И . В то время как на оформление ПС банку выделяется 3 рабочих дня после представления документов и информации и еще 2 дня, чтобы направить оформленный паспорт сделки резидент у пп. 6.7, 6.8 Инструкции № 138-И .
Но главное новшество касается пороговой суммы контракта, при достижении которой его нужно будет ставить на учет. В новой Инструкции она установлена в рублях. Причем размер пороговой суммы для экспортных и импортных контрактов разный. Рублевый эквивалент валютной стоимости ВЭД-контракта нужно будет рассчитывать по официальному курсу на дату его заключения. А если сумма обязательств по контракту менялась — на дату оформления последних таких изменений или дополнений к контракт у п. 4.2 Инструкции № 181-И .
Для импортеров поправки неоднозначны — все будет зависеть от колебаний курса рубля. На текущий момент они остались при своем. Но если курс станет выше 60 руб/долл. США, то импортерам придется ставить на учет контракты, которые по действующим нормам не требуют оформления паспорта сделки. А вот экспортерам, стоимость контрактов которых в рублевом эквиваленте (по курсу, не выше упомянутого) находится в рамках от 3 до 6 млн руб., Инструкция № 181-И точно облегчит жизнь.
«Справочные» изменения
Инструкцией № 181-И не предусмотрено оформление справки о валютных операциях. Как вы помните, справки о валютных операциях требуется составлять резидентам при расчетах по ВЭД-контрактам.
Новая Инструкция № 181-И, отменяя справку о валютных операциях, тем не менее сохраняет для некоторых случаев необходимость представления в банк информации, которая сейчас указывается в этой справке.
Обязанность участников ВЭД подавать в банк справку о подтверждающих документах, в частности, при исполнении или прекращении обязательств по контракту сохранится и после вступления в силу новой валютной Инструкции № 181-И гл. 8 Инструкции № 181-И .
Например, обязанность сообщать банку код вида операции сохранится в ситуациях, когда списание (поступление) валюты по контракту не требует подачи в банк документов, связанных с проведением такой операци и п. 2.7 Инструкции № 181-И . Порядок представления информации о коде вида валютной операции уполномоченные банки будут разрабатывать самостоятельно.
А в случае перечисления предоплаты нерезиденту по контракту, поставленному на учет, как и сейчас, нужно будет обязательно сообщить банку информацию об ожидаемых срока х п. 1.1 приложения 3 к Инструкции № 181-И :
• исполнения нерезидентом своих обязательств по контракту. Например, о сроке ввоза товаров в Россию, если предоплата перечислена по контракту об импорте товаров;
• возврата аванса нерезидентом, в случае если он не исполнит свои обязательства.
Без такой информации банк просто не переведет деньги нерезидент у п. 2.24 Инструкции № 181-И .
Документы по валютным операциям банки будут требовать реже
Напомним, в июле 2017 г. Центробанк позволил участникам ВЭД, если сумма контракта не превышает в эквиваленте 1000 долл. США, не представлять в банк документы, связанные с проведением следующих валютных операций:
• поступление иностранной валюты на транзитный счет п. 2.1 Инструкции № 138-И ;
• списание денег с валютного расчетного счет а п. 2.1 Инструкции № 138-И ;
• списание денег с рублевого расчетного счета в пользу нерезидент а п. 3.1 Инструкции № 138-И .
В новой Инструкции № 181-И пороговое значение стоимости ВЭД-контракта, при котором можно не приносить в банк документы, связанные с расчетами по контракту, повышено до 200 000 руб. (в эквиваленте) пп. 2.1, 2.5, 2.7, 2.10, 2.15 Инструкции № 181-И . Рублевый эквивалент стоимости контракта, установленной в иностранной валюте, нужно будет определять по курсу на дату его заключения или на дату внесения дополнений (изменений) к контракту, меняющих его стоимость.
Новая валютная Инструкция призвана облегчить взаимодействие участников ВЭД с уполномоченными банками при совершении валютных операций. Центробанк полагает, что благодаря сокращению числа документов валютного контроля, оформляемых резидентами, станет меньше оснований для привлечения их к административной ответственности за нарушение валютного законодательства.