Муниципальной собственностью является имущество принадлежащее
Статья 215. Право муниципальной собственности
1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
2. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Комментарий к Ст. 215 ГК РФ
1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях. Субъектами права муниципальной собственности являются муниципальные образования — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения (ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Виды объектов, находящихся в муниципальной собственности, были определены приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1. Положения Конституции СССР 1977 г., определяя устройство местных органов государственной власти, не только не предусматривали возможность иметь имущество на праве собственности для местного самоуправления, но и относили имущество всех административно-территориальных единиц к единой (государственной) собственности. В 1991 г. при разграничении государственной собственности к числу объектов муниципальной собственности были отнесены:
— жилой и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, возведенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;
— жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия;
— объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;
— предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
— учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта;
— другие подобные объекты.
2. Как и ст. 214 ГК РФ, комментируемая статья разграничивает казну и «распределенное» имущество муниципального образования (см. комментарий к ст. 214 ГК). Муниципальное образование не отвечает по своим обязательствам «распределенным» имуществом (п. 1 ст. 126 ГК). Юридические лица, созданные муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.
3. От имени муниципальных образований права собственника осуществляют своими действиями органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Кроме того, по специальному поручению от имени муниципальных образований могут осуществлять правомочия собственника государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Статья 215 ГК РФ. Право муниципальной собственности
Новая редакция Ст. 215 ГК РФ
1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
2. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Комментарий к Ст. 215 ГК РФ
1. Право государственной и муниципальной собственности в юридической науке иногда называют правом публичной собственности.
2. Следует обратить внимание на то, что возможности по обращению взыскания на имущество, находящееся в публичной собственности, по долгам государства и муниципалитетов ограничены. Большая часть этого имущества закреплена на вещном праве за государственными и муниципальными унитарными предприятиями, которые не несут ответственности по обязательствам собственника их имущества (ст. 113 ГК РФ). Поэтому обращение взыскания на имущество государственных и муниципальных унитарных предприятий по долгам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований невозможно. Что касается обращения взыскания на средства соответствующего бюджета, то оно ограничено бюджетным законодательством в публичных интересах.
3. Разграничение объектов государственной и муниципальной собственности урегулировано специальным нормативным актом.
Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Другой комментарий к Ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации
1. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, т.е. имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, не относится к государственной собственности.
Хотя управление муниципальной собственностью имеет ряд общих черт с управлением государственной собственностью, что вполне естественно, поскольку в этой сфере имущество также обеспечивает защиту публичных интересов, муниципальная собственность юридически и фактически отделена от государственной. Соответственно, нет оснований для передачи объектов муниципальной собственности ни Российской Федерации, ни субъекту Федерации иначе как по договору или иному основанию, обеспечивающему равенство сторон и возмездность отношений. Это означает, что имущество не может быть передано из муниципальной собственности в государственную против воли муниципального образования.
2. В то же время предусмотрена передача государственного имущества, как федерального, так и принадлежащего субъектам Федерации, в муниципальную собственность. Основанием такой передачи могут быть акты Российской Федерации, например распоряжения Правительства РФ, а также аналогичные акты субъектов Федерации.
3. Комитет по управлению муниципальным имуществом учитывает принадлежащее муниципальному образованию имущество в реестре муниципального имущества либо перечне объектов муниципальной собственности (Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» // САПП РФ. 1993. N 52. Ст. 5071).
Статья 215 ГК РФ. Право муниципальной собственности (действующая редакция)
1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
2. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 215 ГК РФ
1. Муниципальная собственность включает в себя объекты, принадлежащие:
— иным муниципальным образованиям.
Данный комплекс может включать в себя как движимое, так и недвижимое имущество, собственность на которое принадлежит муниципальному образованию, а правомочия осуществляются соответствующими органами местного самоуправления.
Определение объектов, относимых к муниципальной собственности, может осуществляться в рамках законов или нормативных актов субъектов РФ.
2. Реализация полномочий собственников возлагается на специально уполномоченные органы местного самоуправления, наименования которых различаются применительно не только к отдельным субъектам РФ, но и к отдельным муниципальным образованиям, в большинстве случаев такие полномочия возлагаются на отделы (управления) городской или поселковой администрации. Полномочия собственника осуществляются уполномоченными органами за счет средств местного бюджета и составляют совместно с указанными объектами муниципальную казну.
В целях оптимизации расходов по содержанию объектов собственности они возлагаются на муниципальные предприятия и учреждения одновременно с передачей такому субъекту и муниципального имущества. В настоящее время ряд объектов муниципальной собственности передается в частные руки, что позволяет сократить количество дорогостоящих по своему содержанию объектов и сократить расходы муниципалитета на его содержание.
3. Применимое законодательство:
— ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
— ФЗ от 03.12.2008 N 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности и о внесении изменения в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»
4. Судебная практика:
— Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.06.2014 по делу N А32-27231/2013;
— Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2014 по делу N А41-64856/13;
— решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.07.2014 по делу N А12-17363/2014;
— решение мирового судьи судебного участка N 75 Котельничского района от 09.07.2014 по делу N 75/5-241/2014.
Статья 215 ГК РФ. Право муниципальной собственности
1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
2. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Комментарии к ст. 215 ГК РФ
1. Согласно ст. 130 Конституции муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма (вид) собственности. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения и другое имущество (п. 1 ст. 29 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).
2. Перечень объектов, подлежащих передаче из государственной собственности в муниципальную, содержится в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. N 3020-1. При этом порядок передачи этих объектов закреплен тем же Постановлением от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 и распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-РП. Конкретный перечень документов, который необходимо представлять муниципальным комитетам по управлению имуществом в ГКИ РФ с целью передачи объектов федеральной собственности в муниципальную, содержится в письме ГКИ РФ от 1 марта 1996 г. N АР-18/1599.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 61 Закона об общих принципах организации местного самоуправления субъекты РФ обязаны передавать в собственность муниципальных образований объекты, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованиями, а также между муниципальными образованиями.
Напротив, передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов РФ или федеральную собственность может осуществляться только с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда (п. 1 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» // СА РФ. 1993. N 52. Ст. 5071).
3. В соответствии с п. 2 ст. 61 Закона об общих принципах организации местного самоуправления споры, возникающие в связи с передачей объектов государственной собственности в муниципальную собственность, разрешаются путем согласительных процедур либо в судебном порядке. Требования комитета по управлению имуществом города о признании недействительными актов органов государственного управления, нарушающих право собственника муниципального имущества, арбитражным судам подведомственны (п. 10 Обзора практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав (приложение к информационному письму ВАС РФ от 28 апреля 1997 г. N 13 // Вестник ВАС РФ. 1997. N 7. С. 91 — 103)).
4. На практике весьма важен вопрос о передаче из государственной в муниципальную собственность нежилых помещений, арендуемых различными организациями, в том числе относящимися к муниципальной собственности. В соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета от 27 декабря 1991 г. к объектам муниципальной собственности относятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Согласно разъяснению ВАС РФ принадлежащие государственным предприятиям нежилые помещения переходят в муниципальную собственность лишь в случае, если эти помещения ранее были переданы в ведение указанных предприятий исполнительными органами местных Советов (см. Вестник ВАС РФ. 1992. N 1. С. 96).
Однако это разъяснение не может быть распространено на встроенно-пристроенные помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений от централизованных капвложений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения. Президиум ВАС РФ неоднократно признавал их объектами муниципальной собственности вне зависимости от обстоятельств, указанных выше (Вестник ВАС РФ. 1996. N 6. С. 58 — 59; Комментарий судебно-арбитражной практики. 1996. Вып. 3. С. 52 — 57), полагая, что таков был общий порядок финансирования строительства объектов социально-культурного и бытового назначения.
Собственники приватизированного муниципального (государственного) предприятия, а также иные лица, указанные в п. 4.5 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утв. Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. N 1535, вправе выкупить сданные им в аренду или находящиеся в фактическом владении здания, сооружения, помещения, в том числе встроенно-пристроенные, в порядке, установленном п. 4.9 Основных положений. См. об этом также п. 3 Обзора практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий (приложение к информационному письму ВАС РФ от 11 июня 1997 г. N 15 // Вестник ВАС РФ. 1997. N 8. С. 61 — 62).
5. Согласно ст. 125 ГК и п. 2 ст. 23 Закона об общих принципах организации местного самоуправления права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют органы местного самоуправления (выборный представительный орган, выборный глава местного самоуправления, иные выборные должностные лица), а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно.
6. Хотя муниципальная собственность является самостоятельной формой (видом) собственности, ее структура в силу публичного характера этой собственности во многом схожа с государственной.
Муниципальное имущество, как и государственное, может быть подразделено на две основные группы: а) имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (см. гл. 19 ГК); б) средства соответствующего местного бюджета и иное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющие муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или муниципального образования.
Аналогично ответственности государства по своим обязательствам строится и ответственность по его долгам муниципального образования (подробнее см. п. 6 коммент. к ст. 214 ГК).
7. О том, при каких обстоятельствах муниципальное образование признается учредителем (участником) хозяйственного общества или товарищества, см. п. 5 коммент. к ст. 214 ГК.