Административная ответственность муниципальных служащих
Ответственность муниципальных служащих
Важной составляющей правового статуса муниципального служа-щего является его ответственность по замещаемой им должности муници-
пальной службы, которая наступает в результате нарушения муниципаль-ным служащим законности, служебной дисциплины, неисполнения либо ненадлежащего исполнения им должностных обязанностей.
Под юридической ответственностью муниципальных служащих по-нимают меры принудительного характера, которые предусматриваются нормативными правовыми актами в качестве реакции государства на со-вершенные муниципальными служащими правонарушения. Муниципаль-ные служащие могут нести дисциплинарную, административную, матери-альную и уголовную ответственность.
Ответственность муниципальных служащих за свои неправомерные действия строится на следующих принципах:
· однократности привлечения к ответственности за каждое правонару-шение;
· применение мер ответственности только при наличии вины наруши-теля.[58]
Дисциплинарная ответственность является самостоятельным ви-дом юридической ответственности. Основанием для привлечения муници-пального служащего к дисциплинарной ответственности является факт совершения им дисциплинарного правонарушения, который в законода-тельстве о труде называется дисциплинарным проступком.
Дисциплинарный проступок – это неисполнение или ненадлежа-щее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (ст. 192 ТК РФ). Он имеет формальный состав и может про-являться как в действии, так и в бездействии.
Противоправность действий или бездействия муниципального слу-жащего может быть связана с:
· неисполнением или ненадлежащим исполнением должностных обязанностей;
· нарушением трудовой дисциплины;
· несоблюдением требований, ограничений и запретов для муниципа-
льных служащих, установленных Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О муниципальной службе в Российской Фе-дерации».
Противоправные действия или бездействие муниципального служа-щего признаются дисциплинарным проступком, если они совершены по вине муниципального служащего, действовавшего умышленно или неосто-рожно.
В зависимости от содержания санкций дисциплинарную ответствен-ность подразделяют на общую и специальную. Общая дисциплинарная ответственность распространяется на всех работников, кроме тех, для ко-торых законодательство предусматривает специальную ответственность. В соответствии с действующим законодательством о муниципальной службе в Российской Федерации на муниципальных служащих распространяется общая дисциплинарная ответственность.
Представитель нанимателя (работодатель), в соответствии с нормами ч.1 ст. 27 Закона о муниципальной службе № 25-ФЗ, имеет право приме-менить в отношении муниципального служащего следующие дисципли-нарные взыскания:
— увольнение с муниципальной службы по соответствующим основа-
Дисциплинарное взыскание на муниципального служащего на-лагается органом (должностным лицом), имеющим право назначать его на должность. Выбор меры воздействия зависит от характера дисциплинар-ного проступка, степени вины муниципального служащего, иных обстоя-тельств правонарушения и личности нарушителя. Первыми в качестве дис-циплинарных взысканий применяются меры морального характера (заме-чание, выговор), а лишь затем, в качестве исключительной меры, следует увольнение муниципального служащего с муниципальной службы по соот-ветствующим основаниям.
Административная ответственность –особый вид юридической ответственности, наступающей в случае совершения виновным лицом ад-министративного правонарушения. Административным правонаруше-нием признается противоправное, виновное действие (бездействие) физи-ческого или юридического лица, за которое Кодексом об административ-ных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена адми-нистративная ответственность (ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ). Российское законо-дательство предусматривает административную ответственность муници-пальных служащих за административные правонарушения, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей в тех случаях, когда они являются должностными лицами.
Под должностным лицом, в соответствии со ст. 2.4 КоАП, в данном случае понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со спе-циальными полномочиями осуществляющее функции представителя вла-сти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядите-льными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-рас-порядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления и муниципальных организациях.
Административная ответственность для муниципальных служа-щих может наступить при совершении ими административного правона-
1) совершения действий, содержащих прямое нарушение общеобя-зательных правил или правил поведения;
2) издания правовых актов и указаний, которые нарушают положе-
ния установленных общеобязательных правил;
3) невыполнения должностными лицами обязанностей по осуществ-лению контроля за исполнением подчиненными служащими установлен-ных в нормативных правовых актах общеобязательных правил поведения или административных процедур.
Установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения является административное наказа-ние, применяемое в целях предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Таким образом, админи-стративное наказание – это мера административного принуждения.
Из восьми видов административных наказаний, предусмотренных ст. 3.2 КоАП РФ, к муниципальным служащим применяются лишь два:
1) предупреждение – мера официального порицания физического
или юридического лица, которое выносится в письменной форме:
2) административный штраф — денежное взыскание (в рублях) раз-
мер которого определяется соответствующими статьями КоАФ РФ, в том числе для граждан он не превышает пяти тысяч рублей, для юридических лиц – пятидесяти тысяч рублей.
Дела об административных правонарушениях имеют право рассмат-ривать только судьи, а также органы и должностные лица, предусмотрен-ные нормами гл. 23 КоАП.
Материальная ответственность – это обязанность работника воз-местить прямой материальный ущерб организации-работодателю, в пре-делах и в порядке установленных законодательством (ст. 238 ТК РФ). Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работо-дателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого иму-щества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Материальная ответственность муниципальных служащих наступает за прямой действительный ущерб органу местного самоуправления (изби-рательной комиссии), который возник в результате явно противоправного и виновного поведения служащего.
Как в общем случае, так и в системе муниципальной службы разли-чают два вида материальной ответственности:
· ограниченная материальная ответственность;
· полная материальная ответственность
Ограниченную материальную ответственность за причиненный пря-мой действительный ущерб работник несет в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами (ст. 241 ТК РФ).
Полная материальная ответственность работника состоит в его обя-занности возмещать причиненный работодателю прямой действительный вред в полном размере (ст. 242 К РФ) в случаях, которые предусмотрены ст. 243 ТК РФ (недостача ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому до-кументу; умышленного причинения вреда и др.) или другими федераль-ными законами.
Материальная ответственность муниципального служащего может наступить наряду с дисциплинарной ответственностью.
Материальная ответственность за вред, причиненный третьим лицам (гражданам, юридическим лицам) регулируется нормами ГК РФ. При этом, в соответствии с гражданским законодательством, обязанность компенса-ции за причиненный материальный ущерб возлагается на орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования. Вместе с тем представитель нанимателя (работодатель) вправеобратиться в суд с регрессным иском о взыскании с виновного муниципального слу-жащего расходов, понесенных в данном случае органом местного само-управления, избирательной комиссией муниципального образования.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в резуль-тате незаконных действий (бездействия) органа местного самоуправления либо избирательной комиссии муниципального образования, подлежат возмещению за счет муниципальной казны.
К уголовной ответственности, в соответствие с Уголовным кодек-сом РФ (УК РФ), муниципальные служащие могут быть привлечены как граждане Российской Федерации, на общих основаниях, и как должност-ные лица, за преступления, совершенные в процессе осуществления своих должностных полномочий. При этом, согласно ч. 3 ст. 285 УК РФ, долж-ностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специаль-ному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хо-зяйственные функции в органах местного самоуправления.
Отличительной особенностью преступлений, совершаемых муници-пальными служащими, аналогично сфере государственной гражданской службы, является злоупотребление властью с целью получения денег, вы-год и иных преимуществ или с целью оказания давления. Нормами гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов госу-дарственной службы и службы в органах местного самоуправления» уста-новлен ряд составов преступлений, в которых субъектами преступлений являются муниципальные служащие, в том числе: ст. 285 «Злоупотребле-ние должностными полномочиями»; ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств»; ст. 286 «Превышение должностных полномочий», ст. 290 «Получение взятки» и др.
Помимо указанных видов преступлений, УК РФ установлены иные виды преступлений, за которые к уголовной ответственности могут быть привлечены муниципальные служащие, не являющиеся должностными ли-цами, в том числе: ст. 140 УК РФ «Отказ в предоставлении гражданину информации»; ст.170 УК РФ «Регистрация незаконных сделок с землей»; ст. 283 «Разглашение государственной тайны»; ст. 284 «Утрата докумен-тов, содержащих государственную тайну» и др.[59]
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Административная ответственность муниципального служащего
Административная ответственность государственных служащих
Речь идет о должностных лицах, в служебные обязанности которых входит выполнение определенных правил (требований). Согласно ст. 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
Ответственность муниципальных служащих
Как и все граждане, муниципальные служащие, совершившие уголовное преступление, гражданское правонарушение или административный проступок вне службы, подвергаются соответствующим мерам наказания в общеправовом порядке. В тоже время муниципальные служащие совершают правонарушения и проступки, которые непосредственно связаны с муниципальной службой, с невыполнением или ненадлежащим выполнением своих служебных обязанностей. Такие правонарушения характеризуются повышенной опасностью, поскольку затрагивают непосредственно интересы государства, правопорядок, права и свободы граждан, а потому должны сопровождаться повышенной юридической ответственностью.
Государственная и муниципальная служба
4. Основанием административной ответственности является совершение административного проступка. Таким проступком признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое предусмотрена административная ответственность. Она наступает в том случае, если конкретное нарушение по своему характеру не влечет уголовной ответственности. Как видно, объекты административных проступков отличаются от объектов дисциплинарной ответственности.
Ответственность государственных – гражданских служащих и муниципальных служащих
2.Административная (это применение судьями, органами и должностными лицами установленных государством мер административного наказания к физическим и юридическим лицам за совершение административных правонарушений. Административная ответственность это совокупность административных взысканий, которые налагаются на гражданских служащих за административные правонарушения соответствующими органами и должностными лицами);
Административная ответственность муниципального служащего
в) взыскание не может быть применено позднее 6 месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки— не позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу;
К вопросу об административной ответственности государственных служащих в Российской Федерации
К сожалению, приходится констатировать, что зачастую государственные служащие пытаются ограничиться лишь мерами дисциплинарного взыскания (замечанием, выговором, предупреждением о неполном должностном соответствии). Для лучшего понимания причин такого предпочтения не лишним будет провести грань, отличающую дисциплинарную ответственность в государственном управлении от административной-правовой. Заметим, что меры служебно-правовой ответственности в отличие от административных (карательных санкций) обладают лишь превентивно-воспитательным воздействием, что позволяет обозначить в качестве основной цели их применения — обеспечение дисциплины в государственном управлении. В то время как за совершение административного правонарушения на государственного служащего представляется возможным наложение штрафа, как доминирующего вида административного взыскания. Помимо этого применение мер дисциплинарной ответственности к управленцам, как правило, осуществляется в порядке служебной соподчиненности, что не исключает потенциальной возможности его ограничения узковедомственными интересами. Административная ответственность, напротив, в этом плане более объективна, поскольку применяется внешними по отношению к правонарушителю специально уполномоченными органами и должностными лицами (например, инспекциями, должностными лицами контрольно-надзорных органов). Также имеет смысл отметить, что законодатель предусматривает лишь приобщение всех материалов свидетельствующих о применении дисциплинарного взыскания к личному делу государственного служащего, исключая какую либо фиксацию (за исключением увольнения) совершения им данного деяния в трудовой книжке [2]. Тогда как привлечение к административной ответственности хотя и не влечет за собой судимости, но сам факт совершения правонарушения предполагает должное его отражение в виде конкретных результатов осуществления правоприменительной юрисдикционной деятельности органом, привлекающим управленца. В качестве одного из критериев различий можно рассматривать наличие возможности снятия с государственного служащего, не утратившего силу по истечению года со дня его применения, дисциплинарного взыскания, но это не предусмотрено в отношении случае назначения на него административного наказания. Принимая во внимание вышеизложенное можно сделать вывод о том, что привлечение к административной ответственности ведет к наступлению более серьезных фактических последствий для управленца, что объясняет приоритетность применения в государственном управлении санкций дисциплинарно-правового характера.
Административная ответственность муниципального служащего
Международные публичные нормативные документы понимают коррупцию по разному. Некоторые определения охватывают совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие. Однако подчеркивается, что понятие коррупции должно определяться в соответствии с национальным правом.
Ответственность государственных и муниципальных служащих
— Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) — признается уголовным преступлением совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших за собой существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законов интересов общества или государства.
Виды юридической ответственности государственных и муниципальных служащих
До применения ДВ представитель нанимателя, уполномоченный налагать ДВ, должен затребовать от ГС объяснение в письменной форме. В случае отказа ГС дать такое объяснение составляется соответствующий акт, причём отказ ГС от дачи объяснения не является препятствием для применения ДВ. За каждый ДП может быть применено только одно ДВ.
Административная ответственность муниципального служащего
Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.
Административная ответственность муниципального служащего
Участие в государственном и муниципальном управлении, государственная и муниципальная служба являются квалифицирующими (отягчающими) признаками должностных и некоторых других преступлений, наказываемых в уголовном порядке. Они могут быть связаны с превышением должностных полномочий, использованием служащим своей должности, тех преимуществ, которые дает ему служебное положение, а в отношении военнослужащих — с неисполнением приказа и другими преступлениями. Уголовный кодекс РФ предусматривает 21 состав преступлений против военной службы — от дезертирства до оскорбления военнослужащего.
Тема 8
Ø Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности, – наказывается лишением свободы на срок от двух до восьми лет.
1 Административная и дисциплинарная ответственность государственного гражданского (муниципального) служащего, в том числе в системе противодействия коррупционным
16 16 (продолжение) Муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. До применения дисциплинарного взыскания от работника должно быть затребовано объяснение в письменной форме. Приказ (распоряжение) о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов применения объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня издания. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Работник, появившийся на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, не допускается к работе в данный рабочий день.
Административная ответственность муниципального служащего
Возможность физического лица вступать в качестве муниципального служащего в административно-правовые отношения, быть носителями конкретных юридических прав и обязанностей по муниципальной службе связана с наличием у него правового качества, которое называется правосубъектность.
Административная ответственность государственного служащего
Фактическим основанием административной ответственности должностных лиц государственной службы являются административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.
Формы ответственности государственных и муниципальных служащих.
Ответственность — многоаспектное явление, наступающее за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и несоблюдение служебной дисциплины, за нарушение законности и правопорядка и по иным установленным законом основаниям.
Уголовная ответственность наступает в результате совершения преступления, административная и дисциплинарная — за совершение соответственно административного или дисциплинарного проступка, гражданско-правовая — применяется для восстановления незаконно нарушенных прав или принуждения к исполнению невыполненной обязанности.
Основным видом для муницип. и гос.служащих является дисциплинарная ответственность.
Дисциплинарная ответственность — вид юридической ответственности, наступающей за нарушение служебной дисциплины, обязанность государственных служащих претерпеть негативные последствия за совершение дисциплинарного проступка.
Дисциплинарный проступок – виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.
На государственного служащего могут налагаться органом или руководителем следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном служебном соответствии; 4) увольнение.
За дисциплинарный проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
Применять/ не применять дисциплинарное взыскание – право, а не обязанность представителя нанимателя.
Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее 1месяца со дня обнаружения дисциплинарного взыскания. Не может быть наложено на человека, если он на больничном, в отпуске или отсутствует на службе по др.уважительным причинам.
Административная ответственность – вид юр.ответственности к которой привлекается гос.служащий в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Виды административной ответственности:
3.Дисквалификация на определенный срок (судом)
Административная ответственность государственных служащих сопровождается материальными убытками для нарушителя в виде штрафа, как преобладающего вида административных наказаний. Кроме того административная ответственность фиксируется или обязана быть фиксируема в государственных органах, но крайней мере, ее применивших, так как административная ответственность предполагает рецидив, и при повторном в течение года совершении аналогичного административного проступка нарушитель несет повышенную административную ответственность или даже уголовную.
Уголовная ответственность. Уголовные преступления госслужащих – это все деяния, состоящие в злоупотреблении властью с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления.
Уголовная ответственность является наиболее тяжелой ответственностью в российском законодательстве, так как в большом числе своих составов предусматривает лишение свободы, штрафы очень большие, а исполнение ответственности оставляет порочащее свойство для индивида в виде судимости. Судимость в некоторых законодательно определенных случаях ограничивает возможности гражданина пользоваться некоторыми нравами человека и гражданина.
Уголовная ответственность государственных служащих регламентируется не законодательством о государственной службе, а исключительно Уголовным кодексом РФ. Уголовное преследование госслужащих возбуждается по заявлению третьих лиц или по требованию администрации государственного органа.
Виды преступлений против интересов ГС: злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, халатность, провокация взятки либо коммерческого подкупа.
Гражданско – правовая ответственность госслужащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей.
Госслужащий, причинивший имущественный вред, обязан возместить его, также он не освобождается от обязанности возместить имущественный вред и после прекращения государственной службы.
Наличие материального ущерба является мерой гражданско-правовой ответственности госслужащего.
Обязанность госслужащего возместить причиненный материальный ущерб существует только в отношении государственного органа. Если вред причинен имуществу гражданина или юридического лица по вине госслужащего при исполнении им должностных обязанностей и иск о возмещении предъявлен, то в соответствии с ГК РФ государственный орган обязан вмешаться и взять на себя ответственность за допущенные госслужащим неправомерные действия или бездействие. Госслужащие, действиями которых причинен материальный ущерб, непосредственной ответственности перед пострадавшим гражданином или юридическим лицом не несут. В отношении пострадавших государственный орган несет ответственность непосредственно своими бюджетными средствами, при недостаточности таких средств субсидиарную ответственность несут РФ или субъект РФ как собственник, финансирующий соответствующий государственный орган. Ответственность государства является объективной ответственностью, которая не определяется виной сотрудников или должностных лиц.
Материальная ответственность может быть отдельно или в совокупности с др. видами ответственности.
Административная ответственность государственных гражданских служащих за коррупционные правонарушения
Дата публикации: 30.12.2018 2018-12-30
Статья просмотрена: 1538 раз
Библиографическое описание:
Завгородняя, Л. В. Административная ответственность государственных гражданских служащих за коррупционные правонарушения / Л. В. Завгородняя, В. М. Сараджишвили, Ю. Ю. Зайцева. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 192-194. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55240/ (дата обращения: 10.04.2020).
В статье рассматривается административная ответственность гражданских служащих в сфере антикоррупционных правонарушений. Рассматриваются проблемы противодействия коррупции в России.
Ключевые слова: гражданская служба, правонарушение, административная ответственность, коррупция, меры.
The article deals with the administrative responsibility of civil servants in the field of anti-corruption offenses. The problems of Russian corruption counteraction are considered.
Key words: public administration, offense, administrative responsibility, corruption, measures.
Государственная служба является одним из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной службы — её организацию и осуществление гражданскими служащими практических полномочий. Государственная служба, являясь важным правовым институтом и обеспечивая осуществление управляющего воздействия государства, немыслима без чётко установленных мер ответственности отдельных ее элементов. То есть ответственность выступает в роли конкретного инструмента, который обеспечивает должное поведение управляющих субъектов в условиях отношений между государственными служащими и гражданским обществом [1].
Российское законодательство устанавливает следующие виды ответственности для государственных гражданских служащих: административная, дисциплинарная, уголовная и материальная. Проблема применения мер именно административной ответственности к чиновникам представляет особый научный интерес и заслуживает должного внимания.
Говоря об административной ответственности, наиболее ярким примером злоупотреблений гражданских служащих являются коррупционные деяния. Очень долгое время коррупция как системное явление сопровождала деятельность государственного аппарата, ослабляя его и препятствуя эффективному функционированию публичной власти. Ещё ни одному государству не удалось полностью искоренить коррупцию. В современном мире данное явление порождает серьёзные проблемы и угрозы для стабильности и безопасности общества, что подрывает демократические институты и ценности, этические нормы и справедливость, наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку.
Коррупционные административные правонарушения могут содержать следующие элементы коррупции:
‒ подкуп (например, ст. 5.16. Подкуп избирателей, участников референдума …; ст. 19.28. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица);
‒ использование служебного положения (ст. 5.45. Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума; ст. 14.9. Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления).
Административная ответственность гражданских служащих за коррупционные правонарушения регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, в КоАП РФ более чем за 20 правонарушений коррупционного характера установлена административная ответственность. В данном контексте уместно привести цитату премьер-министра РФ Д. А. Медведева из выступления на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ, который справедливо подчеркнул, что следует не только фиксировать преступления, но и предостерегать чиновников от них: «Нужно посмотреть на поляну шире. Не могу вспомнить ни одного случая и прокурорской реакции на конфликт интересов чиновника еще до стадии совершения преступления. Надо стимулировать чиновников к правомерному поведению» [2].
Также стоит отметить, что согласно анализу, проведенному Ю. В. Ростовцевой, «…к числу наиболее распространенных правонарушений, которые являются весьма опасными формами проявления конфликта интересов на государственной службе, можно отнести: незаконное участие в управлении коммерческими организациями, осуществление предпринимательской деятельности государственными служащими, непредставление (представление недостоверных) сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственных служащих, получение вознаграждения от физических или юридических лиц» [3].
Административное законодательство требует совершенствования в области антикоррупционных правонарушений прежде всего в привлечении международного опыта борьбы с коррупционным явлением и внедрении новых составов административных правонарушений.
В качестве примера внедрения мер по противодействию коррупции в области управления является установление административного наказания в виде дисквалификации государственных и муниципальных служащих.
В связи с этим для осуществления действенной борьбы с коррупцией в Российской Федерации в КоАП следует добавить отдельную главу в Особенную часть «Коррупционные правонарушения» либо дополнить главу «Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти», включив нижеизложенные положения, которые устанавливают ответственность чиновников.
- За включение государственных и муниципальных служащих в состав учредителей юридических лиц либо регистрации в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, а также за незаконное занятие предпринимательской деятельностью. Полагаясь на действующее законодательство (Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации»), государственным и муниципальным служащим запрещается осуществлять предпринимательскую деятельность. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Соответственно, если государственные и муниципальные служащие находятся в составе учредителей юридического лица, либо зарегистрированы как индивидуальные предприниматели и при этом уплачивают соответствующие налоги и сборы, это расценивается как административное правонарушение.
При ситуации, если выявятся факты систематического извлечения государственными и муниципальными служащими прибыли от предпринимательской деятельности, должна следовать более суровая санкция, вплоть до дисквалификации государственных и муниципальных служащих (ст. 3.11 КоАП РФ). Право на составление протоколов об административных правонарушениях вправе осуществлять должностные лица Федеральной налоговой службы, а также работники органов прокуратуры РФ (в силу ст. 28.4 КоАП РФ). Рассматривать дела указанной категории компетентны мировые судьи.
- В отношении руководителей и начальников кадровых подразделений по фактам непроведения проверок достоверности отражения представленных государственными и муниципальными служащими сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера. Согласно п. 6 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя.
Исходя из этого, если работники контрольных и правоохранительных органов выявят факт наличия у государственных и муниципальных служащих доходов, имущества и обязательств имущественного характера, которые не отражены в соответствующих справках, о которых знал руководитель либо кадровое подразделение (получена информация из управлений Росреестра, налоговых органов и т. д.), считается необходимым привлекать к административной ответственности виновных лиц.
Если же станут известны обстоятельства, когда при полном попустительстве работодателей государственные и муниципальные служащие вовсе не представляют справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, то в таком случае необходимо привлекать к административной ответственности руководителей указанных органов.
Таким образом, существующий механизм борьбы с коррупцией служащих в России явно требует системного подхода. У него существует ряд недоработок, в том числе: разрыв взаимосвязи государства и его органов с обществом и гражданами; отсутствие эффективной нормативно правовой базы; неподобающая деятельность контролирующих и правоохранительных органов. Коррупция является достаточно сложной, комплексной социально-правовой проблемой, и чтобы снизить ее уровень, необходимо сочетать различные меры и средства. Требуется соответствующая политика в области противодействия коррупции и эффективные рычаги ее осуществления.