Алфавитная карточка военнообязанного
Алфавитная карточка на гражданина, поставленного на воинский учет, состоявшего ранее на воинском учете в военном комиссариате другого муниципального образования
Алфавитная карточка на гражданина, поставленного на воинский учет, состоявшего ранее на воинском учете в военном комиссариате другого муниципального образования
Приложение N 1 к Порядку (п. 8) формирования картотеки личных дел призывников
1. ___________________________________ «__» __________ 20__ г.
(фамилия, имя и отчество) (дата рождения)
2. Прибыл из военного комиссариата ___________________________
(наименование
муниципального образования)
____________________________________________ «__» _________ 20_ г.
(наименование субъекта Российской Федерации) (дата прибытия)
3. Присвоен номер по учетно-алфавитной книге _________________
4. Решение призывной комиссии по прежнему месту жительства
__________________________________________________________________
протокол от «__» __________ 20__ г. N __________
Подлежит призыву на военную службу в _____________ 20__ г.
(месяц)
__________________________________________________________________
(отметка о заведении дубликата личного дела призывника,
__________________________________________________________________
о призыве на военную службу, об отправке на сборный пункт)
5. Цель прибытия: ____________________________________________
__________________________________________________________________
6. Срок пребывания ___________________________________________
7. Адрес места жительства (пребывания), номер телефона: ______
__________________________________________________________________
8. Образование _______________________________________________
9. Место работы (учебы): _____________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
10. Должность (наименование факультета, номер курса): ________
__________________________________________________________________
11. Дата окончания образовательного учреждения: ______________
12. Военно-учетная специальность _____________________________
13. Запрос на высылку призывных материалов отправлен:
«__» __________ 20__ г. исх N ________
«__» __________ 20__ г. исх N ________
«__» __________ 20__ г. исх N ________
———-¬ —————————-¬
¦Место для¦ ¦Гражданин _________________¦
¦почтовой ¦ ¦___________________________¦
¦ марки ¦ ¦ (фамилия, имя, отчество, ¦
L———- ¦ год рождения) ¦
¦принят на воинский учет. ¦
¦ ¦
От кого От военного комиссара ¦Прошу выслать личное дело ¦
___________________________________ ¦призывника. ¦
(наименование муниципального ¦ ¦
образования) ¦ ¦
___________________________________ ¦ ¦
(наименование субъекта Российской ¦ ¦
Федерации) ¦ ¦
Откуда ____________________________ ¦ ¦
(улица, дом, город, область) ¦ ¦
¦ ¦
———-¬ ¦ ¦
¦ ¦ Индекс предприятия связи ¦ Военный комиссар ¦
L———- отправителя ¦___________________________¦
¦ (наименование ¦
Кому Военному комиссару ¦муниципального образования)¦
___________________________________ ¦___________________________¦
(наименование муниципального ¦ (наименование субъекта ¦
образования) ¦ Российской Федерации) ¦
___________________________________ ¦___________________________¦
(наименование субъекта Российской ¦(воинское звание, подпись, ¦
Федерации) ¦ инициал имени, фамилия) ¦
Куда ______________________________ ¦ ¦
(улица, дом, город, область) ¦ ¦
___________________________________ ¦ ¦
L—————————-
———-¬
¦ ¦ Индекс предприятия связи отправителя
L———-
Примечание. Изготавливается типографским способом по стандарту, установленному федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Воинский учет в организации
Организации, независимо от форм собственности, должны вести воинский учет своих работников. Цель воинского учета – обеспечение в мирное время полного и качественного укомплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а в периоды мобилизации, военного положения и в военное время также и обеспечение потребностей в людских ресурсах органов госвласти, местного самоуправления и организаций (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ , п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). Представим для воинского учета в организации пошаговую инструкцию 2020. Напомним, что для ведения воинского учета в организации Методические рекомендации, актуальные и на 2020 год, были утверждены Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.
Шаг 1: назначаем ответственных лиц
Кто отвечает за воинский учет в организациях и кто его ведет? Говоря об организации воинского учета в компании (пошаговой инструкции), следует начать с того, что необходимо определить ответственных за ведение такого учета. За состояние воинского учета в организации отвечает ее руководитель (п. 9 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). А непосредственно ведением воинского учета занимается лицо, назначенное руководителем организации на основании приказа. Конечно, обязанность по ведению воинского учета должна быть предусмотрена в составе должностных обязанностей такого работника.
Количество работников, назначаемых ответственными за ведение воинского учета в организации, зависит от численности работников, состоящих на воинском учете. Чтобы определить, какое количество работников необходимо выделить для ведения воинского учета, необходимо установить общее количество граждан, состоящих на воинском учете в организации по состоянию на 31 декабря предшествующего года (п. 13 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). При этом используются следующие нормативы (п. 12 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719).
Если в организации назначены 2 и более работников, ведущих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение, именуемое военно-учетный стол.
При этом руководитель организации должен не только назначить работников для ведения воинского учета, но и обеспечить их специально оборудованными помещениями и железными шкафами, которые обеспечили бы сохранность документов по воинскому учету (п. 21 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719).
Шаг 2: определяем круг работников, подлежащих воинскому учету
По правилам ведения воинского учета в организациях в 2020 году воинскому учету подлежат следующие работники (п. 14 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719):
А по каким работникам воинский учет не ведется?
Воинский учет в организациях не ведется в отношении, в частности, следующих работников (п. 15 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719):
- освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
- работников женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
- постоянно проживающих за пределами РФ;
- работников, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе СВР или ФСБ.
Шаг 3: получаем документы для ведения воинского учета у призывников и военнообязанных
Воинский учет в организациях и заполнение личных карточек производится на основании следующих документов (п. 25 Методических рекомендаций, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).
Шаг 4: разрабатываем и ведем документы по воинскому учету
Какие документы организация должна вести по воинскому учету?
В рамках ведения воинского учета организация разрабатывает (ведет) следующие документы (п. 39 Методических рекомендаций, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):
- приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
- картотека личных карточек формы № Т-2 . В разделе 2 «Сведения о воинском учете» личной карточки работника по форме № Т-2 (утв. Постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1) и ведется воинский учет призывников и военнообязанных;
- журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;
- расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
- служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
- другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
- справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.
Необходимые для ведения воинского учета в организации образцы документов можно найти, в частности, в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017). В числе образцов документов воинского учета в организации в указанных Методических рекомендациях, к примеру, приведены:
- приказ об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- личная карточка работника (форма № Т-2 );
- расписка о приеме документов воинского учета граждан;
- план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
- журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ.
Шаг 5: исполняем и контролируем выполнение обязанностей по воинскому учету
Обязанности руководителей, а также других работников, ответственных за военно-учетную работу, предусмотрены Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ , а также Положением, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719.
Ответственность за нарушения при ведении воинского учета
Действующим законодательством за нарушение отдельных инструкций по ведению воинского учета в организациях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Он налагается на руководителя или другое должностное лицо, ответственное за военно-учетную работу.
Воинский учет с нуля
В настоящее время многие организации игнорируют требование о ведении воинского учета, поскольку штрафы за неисполнение этой обязанности незначительны. Некоторые выполняют требования воинского учета лишь частично, например только собирают необходимые документы и хранят их, не предоставляя при этом никакой информации в военное ведомство. Однако и в первом, и во втором случае можно столкнуться с риском административных санкций, так как законодательство прямо предусматривает обязанность работодателя вести воинский учет.
ВЕСТИ ЛИ ВОИНСКИЙ УЧЕТ?
То, что воинский учет вести обязательно, установлено в следующих нормативных актах:
• ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 61-ФЗ);
• ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в ред. от 22.02.2017; далее — Федеральный закон № 31-ФЗ);
• ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон № 53-ФЗ);
• п. 1 Положения о воинском учете (утверждено Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, в ред. от 29.12.2016; далее — Положение);
• Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях (утверждены Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.04.2008; далее — Методические рекомендации).
Ответственность за отсутствие воинского учета
За недостатки в ведении воинского учета может наступить административная ответственность.
Так, согласно ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ штраф за несообщение руководителем или другим ответственным лицом в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо уволенных с работы военнообязанных гражданах составляет от 300 до 1000 руб.
Компании не воспринимают такой штраф серьезно, поэтому предпочитают не вести воинский учет вовсе либо вести его частично (например, только заполнять раздел о воинском учете в личных карточках).
Однако если в организацию поступит запрос из военкомата о представлении документов в соответствии с законодательством, воинский учет вести придется. Если требования военкомата будут проигнорированы, последуют уже другие взыскания:
• штраф от 2000 до 4000 руб. на должностных лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4 КоАП РФ);
• штраф от 3000 до 5000 на компанию и от 300 до 500 руб. на должностных лиц за непредоставление или несвоевременное предоставление в государственный орган сведений (информации), предусмотренных законом (ст. 19.7 КоАП РФ);
• штраф от 10 000 до 20 000 руб. на компанию и от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет на должностных лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (ст. 19.5 КоАП РФ).
Нужно заметить, что в п. 6 ст. 1, ст. 3, п. 6, 7 ст. 8 Федерального закона № 53-ФЗ, подп. «а» и «б» п. 32 Положения нет упоминания о том, что индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять такие сведения о гражданах, принятых на работу. Поэтому риск привлечения индивидуального предпринимателя к ответственности за отсутствие воинского учета минимален[1].
Кто подлежит воинскому учету?
Согласно п. 14 Положения воинскому учету подлежат граждане Российской Федерации:
• мужчины от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе (призывники);
• граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные), в том числе не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу или прошедшие альтернативную гражданскую службу.
Не подлежат воинскому учету, согласно п. 1 ст. 8, п. 4 ст. 23Федерального закона № 53-ФЗ, следующие граждане:
• освобожденные от исполнения воинской обязанности (в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья);
• проходящие военную службу;
• отбывающие наказание в виде лишения свободы;
• женщины, не имеющие военно-учетной специальности;
• постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.
Рассмотрим ситуацию, в которой ведение воинского учета стало для организации насущным вопросом в связи с обращением военкомата: необходимо оформить документы таким образом, чтобы не вызвать нареканий и тем более штрафов со стороны военного ведомства.
ШАГ 1. РАБОТНИК ПРЕДСТАВЛЯЕТ ДОКУМЕНТЫ
Военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, при заключении трудового договора представляют работодателю документы воинского учета (ст. 65 ТК РФ).
Эти документы нужны для исполнения работодателем обязанности по ведению воинского учета. Без них кадровая служба не сможет заполнить раздел II личной карточки (унифицированная форма № Т-2 или № Т-2 ГС (МС)[2]), а значит, не выполнит требования законодательства.
Согласно п. 27–30 Положения воинский учет граждан ведется по личным карточкам работников, которые заполняются на основании документов воинского учета:
• удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;
• военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета) — для военнообязанных.
На практике отдел кадров снимает с них копии и хранит в личных делах работников. Причем следует не только снимать копии с первого разворота документов (как ошибочно поступают в некоторых организациях), но и копировать все заполненные страницы. Нужные для учета сведения имеются во всех частях военного билета.
Иногда при приеме выясняется, что у работника не в порядке документы воинского учета:
• утерян или испорчен военный билет;
• нет отметки о постановке на учет в военкомате по месту регистрации;
• имеется удостоверение подлежащего призыву, тогда как возраст работника превышает 27 лет;
• у призывника с удостоверением отсутствует отсрочка от призыва.
В данном случае у организации при ведении воинского учета и проверке военкомата могут возникнуть проблемы, поэтому следует проявить настойчивость при истребовании у работников документов воинского учета.
Можно, например, вручить работнику уведомление, напоминающее о его обязанности в отношении воинского учета (пример 1). Форма такого уведомления законодательством не предусмотрена.
ШАГ 2. ЗАПОЛНИТЬ ЛИЧНУЮ КАРТОЧКУ РАБОТНИКА
На основании сведений документов воинского учета необходимо заполнить раздел II личной карточки каждого военнообязанного работника.
Рекомендуем своевременно заполнять личные карточки военнообязанных, так как другие организационные документы кадровая служба сможет оформить оперативно, а внесение записей единовременно во все личные карточки — продолжительное и трудоемкое мероприятие.
Основной документ, регламентирующий порядок организации и ведения воинского учета, — Методические рекомендации. Именно им руководствуются должностные лица военкомата при запросах и проверках ведения воинского учета.
Порядок ведения и хранения личных карточек граждан, поставленных на воинский учет, приведен в Приложении № 7к Методическим рекомендациям. Заметим, что требования разнятся:
• для офицеров запаса;
• солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;
• граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Пункты личной карточки заполняются исходя из сведений, содержащихся в военном билете.
Вариант заполнения раздела II личной карточки приведен в примере 2.
Учет и хранение личных карточек
Нередко организации неправильно хранят личные карточки военнообязанных. Порядок хранения этих карточек определен в Приложении № 7 к Методическим рекомендациям.
Личные карточки должны храниться в запираемом шкафу в следующем порядке (картотеке):
• раздел 1 — личные карточки на офицеров запаса;
• раздел 2 — личные карточки на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;
• раздел 3 — личные карточки на военнообязанных запаса женского пола;
• раздел 4 — личные карточки на призывников.
Как правило, военкоматы просят вести журнал учета личных карточек, по которому при проверке сверяют их наличие.
Специальной формы для журнала не предусмотрено, но военкоматы рекомендуют форму, образец заполнения которой приведен в примере 3.
[1] Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.09.2008 № А33-4142/08-Ф02-4327/08.
[2] Утверждены Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.
Ю. Ю. Жижерина,
директор по персоналу
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 8, 2017.
Форма 18 для военкомата: бланк, инструкция, образец 2019-2020
До 31.12.2019 всем работодателям, ведущим воинский учет, необходимо подать в военкомат ежегодный отчет — Форму 18 «Карточка учета организации». Актуальный бланк, подробная инструкция и образец заполнения этого отчета представлены в нашей статье.
Кто и когда должен сдавать Форму 18
Форма 18 отражает основные сведения об организации, результатах ее работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, данных о количестве военнообязанных и граждан, подлежащих призыву.
Форму 18 ежегодно должны сдавать все, кто обязан вести воинский учет: работодатели-юридические лица независимо от формы собственности и от организационно-правовой формы. Отчет готовится на первое число года, следующего за текущим, и сдается до завершения текущего года.
Отчитаться по Форме 18 в военкомат за 2019 год на дату 01.01.2020 нужно не позднее 31.12.2019.
Что такое бронирование военнообязанных
Бронирование военнообязанных — особая процедура, позволяющая работодателю обеспечить функционирование его предприятия в военное время .
Бронирование является обязанностью работодателя, который отвечает хотя бы одному из критериев:
- подписал договор с властями о выполнении заказов для государственных нужд в период мобилизации либо в военное время;
- участвует в выполнении мобилизационных заданий по кооперации;
- наделен особыми полномочиями на период военного времени;
- его деятельность в военное время позволяет обеспечивать оборону и безопасность страны, жизнедеятельность населения, работу органов власти.
На необходимые такому работодателю рабочие места (есть отдельный перечень профессий и должностей) может быть оформлено ограничение по военной мобилизации находящихся на них работников — бронь.
Учет таких рабочих мест и работников на них и ведет работодатель при бронировании.
Что такое мобилизационное предписание
Мобилизационное предписание — это отдельное указание военкомата военнообязанному гражданину. Согласно предписанию, в случае объявления мобилизации гражданин должен прибыть в указанный срок в указанное место, не дожидаясь дополнительной повестки.
Предписания формируются военкоматами для того, чтобы заранее спланировать объем и структуру призываемых человеческих ресурсов в период мобилизации.
Порядок заполнения Формы 18 в военкомат
Карточка учета организации по форме 18 состоит из двух листов: первый лист посвящен сведениям об отчитывающейся организации, второй — о работающих в ней.
Заполняем первый лист Формы 18: сведения об организации
Внесение информации в первый лист отчета в военкомат можно разделить на несколько простых шагов:
- Заполнение начинаем с даты, по состоянию на которую отчитываемся. По итогам 2019 года указываем 01.01.2020. Если отчет делается не за год, а дополнительно (например, в связи с существенными изменениями данных), то в качестве даты указываем дату изменений. Вообще при подготовке дополнительного отчета по Форме 18 рекомендуется уточнить в военкомате, какую дату вносить в форму, поскольку в разных регионах допустимы отличия.
- В пунктах 1-3 указываем полное наименование организации, информацию о руководителе и лице, отвечающем за воинский учет на предприятии. Если отвечающих за учет несколько, можно вписать несколько ФИО или ограничиться сведениями о начальнике подразделения, которое ведет учет.
- В пункт 4 требуется внести дату и место регистрации работодателя-юрлица. Чтобы не ошибиться, рекомендуем проверить сведения в бухгалтерии или в администрации.
- Данные в пунктах 5-7 (юридический, фактический и почтовый адреса) могут совпадать. В этом случае пишите одинаковые данные, но пустыми строки не оставляйте.
- Пункт 8 заполняем, если организация государственная (муниципальная), и над ней есть вышестоящая структура. Частные компании ставят прочерки.
- В таблицу в пункт 9 вносим сведения из регистрационных документов юрлица-работодателя. Рекомендация здесь такая же, как и в пункте 3: при заполнении отчета один раз в год лучше предварительно уточнить, не поменялись ли некоторые данные.
Форма 18 для военкомата, лист 1
Заполняем второй лист Формы 18: сведения о работающих
Правила заполнения информативной части отчета сгруппированы в таблице: