Политика государственных инвестиций в россии
Инвестиционная политика Российской Федерации
Все государства в мире должны проводить рациональную экономическую политику. Естественно, Российская Федерация не является исключением из правил. При этом инвестиционная политика России является одним из важнейших факторов и даже локомотивом эффективного развития экономики в стране.
В настоящее время Российская Федерация все еще проходит процесс становления рыночной экономики. Сейчас мы не можем признать эффективность ее работы ни на микро-, ни на макроуровне. В связи с этим значение грамотной инвестиционной политики РФ еще больше возрастает.
Сущность явления
Как и в других странах мира, в России под инвестиционной политикой принято понимать создание механизма, с помощью которого государство может активно влиять на существующую экономическую систему, в частности, на рынок инвестиций и субъектов малого, среднего и крупного бизнеса. Она включает себя большое количество способов влияния на данную сферу.
Цели инвестиционной политики в Российской Федерации можно сформулировать просто. Она должна:
- сформировать благоприятный деловой климат;
- стимулировать развитие предпринимательства;
- усовершенствовать социальную сферу;
- способствовать приоритетной реализации программ и проектов, которые имеют первостепенное значение для государства;
- минимизировать риски частных инвесторов и компаний;
- создать простые и понятные условия, которые бы позволили привлекать в страну большое количество иностранных инвесторов.
Существуют три уровня, в рамках которых имеет смысл рассматривать государственную инвестиционную политику:
На федеральном уровне основными инструментами органов исполнительной власти являются налоговая (фискальная), денежная (монетарная) и кредитная политика.
Налоговая система решает две важнейшие задачи. Во-первых, она позволяет сформировать государственный бюджет, который впоследствии будет перераспределен и направлен на реализацию важнейших инвестиционных проектов. Во-вторых, она помогает создавать благоприятные условия, позволяющие привлекать в страну внешних инвесторов.
Монетарная и кредитная политика имеют собственные эффективные инструменты. Среди них управляемая учетная ставка, регулируемая масса денежных средств в стране, кредитование. Влияя надлежащим способом на перечисленные инструменты, Правительство и Центральный Банк РФ могут стимулировать спрос на инвестиции внутри страны.
Необходимо отметить прочную взаимосвязь инвестиций и важнейших макроэкономических показателей. Прекрасным примером этого является ВВП или внутренний валовой продукт. Подробности вы найдете в статье «Инвестиции и ВВП».
Существующая специфика
Инвестиционную политику, проводимую исполнительными органами государственной власти, многие отечественные и зарубежные эксперты считают достаточно специфической. Ее прекрасно характеризуют такие особенности:
- существенное влияние государства на экономику;
- смешанный характер, допускающий существование как рыночных, так и административных рычагов воздействия;
- зависимость от мирового экономического кризиса.
Правительство Российской Федерации проводит собственную инвестиционную политику, опираясь на отраслевое законодательство и подзаконные нормативно-правовые акты. С помощью данных нормативны документов происходит регулирование всех инвестиционных процессов, протекающих в государстве.
Основными субъектами государственной инвестиционной политики является Правительство Российской Федерации, Министерство Финансов, Министерство экономического развития, Государственная дума и Центральный Банк.
Вполне естественно, что в такой огромной стране, как Россия, все инвестиционные процессы не могут регулироваться непосредственно из федерального центра. Большую роль в решении стоящих перед страной задач решают региональные власти. На уровне регионов для это создаются местные инвестиционные государственные структуры, которые, как правило, носят название департаментов и агентств.
Региональный аспект
Размер государства оказывает очень большое значение на методологию проводимой в нем инвестиционной политики. Россия является самой крупной страной в мире, поэтому для нее такая специфика приобретает особый размах. При разработке и проведении федеральной инвестиционной политики должна обязательно учитываться специфика отдельных субъектов федерации. Необходимо принимать во внимание:
- особенности географического положения;
- имеющиеся природные ресурсы;
- уровень развития транспортной инфраструктуры;
- непосредственное соседство с иностранными государствами;
- инвестиционную привлекательность;
- состояние экологии.
В идеале Правительство РФ должно максимально грамотно и эффективно объединить инвестиционные потенциалы всех субъектов федерации. На основе такой кооперации в масштабах страны должен создаваться благоприятный деловой климат.
Эффективность проводимой политики
В настоящее время инвестиционная политика, проводимая органами исполнительной власти России, не может быть в полной мере признана эффективной. По-прежнему остаются нерешенными целый ряд важных задач:
- не существует тесной взаимосвязи между приоритетными и реализуемыми инвестиционными проектами;
- уровень рационализации финансовых трат из федерального бюджета недостаточно высок;
- инвесторы не обладают всей полнотой прав и гарантий;
- государственное инвестирование доминирует над частным;
- не существует акцента на реализацию долгосрочных инвестиционных проектов.
Ключевым моментом видится именно недостаточный уровень частных инвестиций. Государственный инвестиционный потенциал в первую очередь должен быть направлен на развитие военно-промышленного комплекса (ВПК), фундаментальную и прикладную науку. Вместо этого ввиду отсутствия должного уровня частных вложений, Правительству приходится взваливать на государственный бюджет значительную часть инвестиций в экономику и социальную сферу.
Инвестиционная политика РФ на современном этапе
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 25.12.2018 2018-12-25
Статья просмотрена: 2821 раз
Библиографическое описание:
Щербакова, К. А. Инвестиционная политика РФ на современном этапе / К. А. Щербакова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 313-315. — URL: https://moluch.ru/archive/237/54934/ (дата обращения: 10.04.2020).
Все больше уделяется внимания в современных условиях экономики проблемам инвестиционной политики. Опираясь на то, что в Российской Федерации на данный момент осуществляется развитие рыночной экономики, исследование вопросов, которые тесно связаны с ее инвестиционной политикой является весьма значимым. Поэтому можно сказать с уверенностью, что тема исследования актуальна.
Существуют несколько схожих определений инвестиционной политики в современных словарях экономических терминов. Говоря о данном понятии, можно сказать, что подразумевается целая система мероприятий и целей, из-за которых происходит обеспечение нужной структуры и уровня капитальных вложений, которые, в свою очередь, инвестируются в экономику самого государства или в ее отдельные отрасли. Так же туда включаются те меры, из-за которых происходит активизация инвестиционной активности таких инвесторов, как предпринимателей, предприятий, населения и государства [2].
Сама специфика и особенность инвестиционной политики государства заключается в обеспечении следующих целей и условий:
- Создание благоприятных условий для осуществления деятельности иностранных и отечественных инвесторов.
- Для обеспечения стабильности в социальном и экономическом развитии- минимизация рисков и увеличение прибыльности.
- Улучшение жизненного уровня населения.
В соответствии с действующим законодательством государства, важнейшие принципы регламентирования инвестиционной деятельности, сфокусированы на то, чтобы организовать благоприятные условия для ее развития и обязывают его для принятия участия в процессе.
Инвестиционная политика довольно сложный процесс, который зависит от большого количества различных факторов [5].
Образование инвестиционной политики Российской Федерации формируется при воздействии большого количества факторов. Государство исполняет огромную роль в регулировании экономической системы, и оно же стало инициатором для реализации радикальных экономических преобразований. Рыночная экономическая система предназначена для обеспечения эффективности от той деятельности, которая осуществляется объектами инвестиционной деятельности, что довольно долго.
К государству на данный момент свойственно относить экономическую и политическую нестабильность, кризис финансов мира, отсутствие нормального развития экономического сектора, в связи с эти можно сказать, что экономическая система государства находится в переходном периоде.
При несущественной интенсивности инвестиционных потоков, в современных экономических условиях, важную роль в обеспечении восстановлении и стабильности рынка инвестиционных вложений играет государство [3].
На данном этапе инвестиционная политика государства нуждается в прямом частном инвестировании, и это должны быть не просто капитальные вложения, а грамотные и взвешенные инвестиции. Суть их заключается в том, что совершается передаче непосредственно самих технологий, а не вложение финансовых средств. Так же происходит образование новых высокотехнологичных рабочих мест, которые будут оплачиваться соответствующе.
Следует отметить, что Российская федерация также нуждается в наличии зарубежных инвестиций, и это весьма существенно и важно для развития экономической системы. Это обуславливается тем, что государственное финансирование практически отсутствует практически абсолютно, и нет нужных финансовых средств у предприятий, что влечет за собой экономический и финансовый кризис, и производственные объемы снижаются существенно. Так же влияет на данный процесс износ оборудования, которое установлено на предприятиях [1].
Для развития инвестиционной политики Российской Федерации на современном этапе, должны учитываться следующие благоприятные условия:
- Для прибавки уверенности инвесторов в том, что они не лишатся вложенных средств, из-за кризисной ситуации в стране, государству следует усилить свою роль как гаранта тех прав, которые имеют инвесторы.
- Важно сформировать равные условия конкурентоспособности для всех инвесторов, которые не находятся в зависимости от форм собственности.
- Разобраться со всеми противоречиями в законодательстве государства, что особенно важно для развития инвестиционной политики в Российской Федерации.
- Следует существенно упростить процедуру согласования и оформления документов, которые требуется осуществлять во время разработки инвестиционных программ, что по способствует наиболее быстрому введению инвестиционных проектов.
- Создать информационно-аналитические центры, которые будут исполнять рейтинговую оценку потенциальных инвесторов.
- Создать улучшенную инфраструктуру инвестиционного рынка, которая будет сберегать средства, которые вложили в инвестиционные процессы, в процессах межотраслевых переливов финансов.
В будущем инвестиционная политика России будет осуществляться условиях поддержки со стороны государства.
На данный момент происходит бюрократизация экономической системы, что является упрощением процедуры запуска проектов и исключение всех формальных проверок. В будущем планируется формирование инновационной национальной системы аккредитации, что поспособствует упрощению допуска на рынок новых товаров.
Так же планируется и осуществляется работа над пакетом законопроектов, которые образуют в виде социальных услуг налоговые стимулы с целью инвестирования в высокие инновационные технологии [4].
Так же разрабатывается рейтинг инвестиционной привлекательности регионов, чтобы минимизировать муниципальную и региональную бюрократию.
Муниципалитетами и регионами для того, чтобы ускорить выбор площадок для осуществления инвестиционной деятельности создается издание публикаций с информацией о перспективных территория, так же ожидается снижение размеров издержек.
Инвестиционная политика государства на данный момент создана на законопроектах, которые предусматривают большое количество внесений изменений в концессионные контракты. Эти законопроекты в какой-то степени защищают государственную приватизацию и конкуренцию.
Приоритетной целью в нынешнее время инвестиционной политики Российской Федерации является развитие отечественного долгосрочного инвестирования. Это связано от части тем, что основное условие для большого количества иностранных инвесторов, которые хотят вступить в долгосрочный проект- участие в проекте капитала страны.
Поэтому и появилась необходимость в привлечении дополнительных инструментов, которыми можно осуществлять сбор инвестиционных ресурсов.
Таким образом, для того, чтобы улучшить инвестиционный климат в Российской Федерации, а также улучшить ее инвестиционную деятельность, важно оказание функционального влияния государства на вышеописанные процессы.
- Алиев А. Р. Инвестиционная политика государства и пути ее совершенствования [Текст] // Аудит и финансовый анализ. — 2012. — № 6. — С. 305–311.
- Елизаренко Т. П. Влияние глобализации на инвестиционные процессы в субнациональных образованиях России [Текст] // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 12–8. — С. 1692–1702.
- Лашманова Н. А. Инвестиционная составляющая экономической политики государства [Текст] / Н. А. Лашманова, Л. Е. Намятова // Диспут плюс. — 2012. — № 9. — С. 6–11.
- Патрикеева В. Е. Привлечение инвестиций в условиях санкций [Текст] // JSRP. — 2015. — № 1 (21). — С. 55–68.
- Тахумова О. В. Иностранные инвестиции в российскую экономику [Текст] / О. В. Тахумова, В. И. Шевелева // МНИЖ. — 2014. — № 1–3 (20). — С. 71–72.
Государственная инвестиционная политика в условиях кризиса
Стимулирование инвестиционной активности является одной из важнейших задач государства. Государственная инвестиционная политика включает в себя многогранную деятельность государственных органов, связанную с разработкой и реализацией мероприятий в области стимулирования инвестиционной деятельности.
Инвестиционная государственная политика может осуществляться на следующих уровнях власти:
Инвестиционная политика государства
Сущность инвестиционной политики государства состоит в создании благоприятных условий для инвестиционной деятельности. Инвестиционная политика государства в условиях кризиса приобретает большую важность, так именно в кризис сокращается приток инвестиций, а потребность в них значительно увеличивается.
В целом составными частями такой политики являются:
- государственное инвестирование;
- государственное регулирование.
Основные направления государственной инвестиционной политики включают в себя:
- систематическое совершенствование нормативно-правовой базы;
- создание системы гарантий и льгот для приоритетных проектов;
- формирование институтов содействия инвестиционной деятельности;
- создание системы координации субъектов инвестиционной деятельности;
- развитие инвестиционного сотрудничества;
- определение критериев отбора инвестиционных проектов;
- улучшение общеполитической обстановки.
Инвестиционная политика государства и ее направления должны пересматриваться, так как ситуация в экономике меняется и необходимо правильно расставлять приоритеты.
Инвестиционная политика государства и ее задачи тесно взаимоувязаны с другими видами политик:
- инновационной;
- налоговой;
- внешнеэкономической и др.
Инвестиционная политика государства в современных условиях должна быть направлена:
- на формирование плана развития страны;
- на оценку потребности в инвестициях по каждой отрасли экономики;
- на выбор наиболее эффективных способов экономического развития страны и др.
Основные направления инвестиционной политики российского государства в соответствии с международными стандартами должны быть направлены на:
- поддержание социально-политической стабильности;
- стимулирование экономического роста;
- повышение уровня открытости экономики;
- формирование развитой промышленной и социальной инфраструктуры;
- повышение конкурентоспособной банковской системы;
- обучение квалифицированной рабочей силы и др.
Совет! Прежде, чем осуществлять инвестиции, необходимо ознакомиться не только с социально-экономическими показателями страны или региона, но и с оценкой инвестиционного климата рейтинговыми специализированными агентствами.
Модели инвестиционной политики
Существуют следующие модели инвестиционной государственной политики:
- налоговое стимулирование инвестиционной деятельности;
- государственно-частное партнерство;
- смешанная модель, основанная на государственно-частном партнерстве в координации инвестиционных решений.
Налоговое стимулирование
Эта модель предполагает, что стимулирование инвестиций необходимо осуществлять посредством регулирования налоговых инструментов. Для успешного функционирования этой модели важным фактором является развитие фондового рынка.
Распределение инвестиций осуществляется через фондовую биржу. Недостатками модели являются отсутствие стимулов к активному сбережению, а также невозможность быстрого увеличения накоплений.
Государственно-частное партнерство
Эта модель предполагает активное взаимодействие государства и частных инвесторов. Государство аккумулирует денежные средства населения в банках и предоставляет их компаниям в обмен на выполнение ими определенных обязательств.
При данной модели инвестиции в инфраструктуру осуществляются на основе необходимости каждого объекта принадлежать определенной частной структуре. Для реализации этой модели необходим сильный частный сектор и государство, обладающее эффективным управленческим аппаратом.
Плюсом модели является возможность аккумуляции больших средств и использование их с максимальной эффективностью. Недостатком является коррупция при выборе объектов инвестирования.
Смешанная модель
В этом случае используется возможность создания государством частного механизма координации принимаемых инвестиционных решений. Задача государства в этой модели — поддерживать инновационную деятельность компаний посредством финансирования необходимых им разработок. В основном инвестиции направляются на решение проблем фирм-экспортеров, так как именно они быстрее всего готовы перенимать инновации.
Совет! Старайтесь инвестировать в экономики, в которых используется смешанный подход, так как обычно именно инновации приносят большие прибыли.
Механизмы формирования и реализации инвестиционной политики
Механизм формирования инвестиционной политики государства заключается в ориентации инвестиционной стратегии на формирование благоприятной для частных инвесторов инвестиционной среды.
Механизмы реализации инвестиционной политики государства включают в себя определение:
- надежных источников финансирования инвестиций;
- методов финансирования инвестиций;
- сроков реализации инвестиционных решений;
- ответственности государственных органов за реализацию инвестиционной политики;
- формирование нормативно-правовой базы инвестиционного рынка;
- создание комфортных условий для привлечения инвестиций и др.
Механизм государственной инвестиционной политики также включает правила использования общественных ресурсов, таких как :
- бюджетные средства;
- земельные ресурсы;
- государственное имущество.
Значение инвестиционной политики государства для России очень велико.
В современных условиях актуальным является правильная постановка стратегических целей в области инвестиционной политики, включающих:
- организацию структурного реформирования экономики;
- создание комфортных условий для развития малого и среднего предпринимательства;
- создание условий для притока в экономику частных инвестиций;
- создание новых, высокотехнологичных рабочих мест для молодых специалистов;
- формирование условий, способствующих привлечению инвестиций в экономику;
- поощрение привлечения денежных сбережений населения в инвестиционных целях;
- развитие ипотечного кредитования, способствующего увеличению темпов роста экономики;
- развитие современных форм лизинга в инвестиционной деятельности;
- разработка стимулов для эффективного осуществления инвестиционного процесса;
- создание условий для поощрения инвестиций в венчурный капитал.
Инвестиционная политика государства и механизм ее реализации позволяют стране эффективно использовать имеющиеся ресурсы и улучшать социально-экономическое положение.
В России инвестиционная политика государства и ее особенности в основном связаны с региональными различиями. Россия — очень большая страна, и социально-экономическое положение в каждом регионе отличается, причем, часто очень сильно.
Совет! Инвестировать деньги стоит в те регионы, где власти заботятся о предпринимателях и создают для них благоприятные условия. Инвестирование в регионах с низким инвестиционным климатом тоже возможно, но трудностей на пути инвестора в этом случае будет больше, а насколько больше будет прибыль — неизвестно.
Инвестиционная политика России
Каждое государство мира обязано проводить реализовывать рациональную экономическую политику. Это явление считается сложным, состоящим из немалого количества взаимосвязанных и неотъемлемых элементов. Одной из составляющей экономической политики является инвестиционная политика государства.
Механизм влияния на функционирование экономики, в частности на предпринимательство, и называется инвестиционной политикой государства. Она состоит из большого количества взаимосвязанных методов влияния, эффективное использование которых приводит к ожидаемому результату. Целями рациональной инвестиционной политики являются:
- Формирование благоприятного делового климата;
- Стимулирование предпринимательства;
- Усовершенствование социально-гуманитарной сферы;
- Способствование беспрепятственной реализации проектов, представляющих ценность для интенсивного экономического развития государства;
- Минимизация рискованности бизнеса в государстве;
- Создание максимально упрощённых условий для вхождения в экономику государства инвесторов из-за рубежа.
Государственная инвестиционная политика обычно существует на уровне государства, региона или отдельного предприятия. Для того чтобы влиять на качество инвестиционного потенциала, государство применяет такие инструменты воздействия как:
- Налоговая политика;
- Денежная и кредитная политика;
- Амортизационная политика;
- Научная и техническая политика.
Реализуя фискальную политику, государство должно решить важную задачу, а именно, как обеспечить налоговые платежи в бюджет, в достаточном количестве и одновременно привлечь инвесторов лояльной налоговой политикой. Также приоритетной задачей фискальной политики считается рациональное распределение денежных потоков, циркулирующих в пределах государства.
Управление учётной ставкой, массой денег и кредитованием отображается в денежно-кредитной политике. Главной целью влияния на эти составляющие экономики является стимулирование спроса на инвестиции внутри государства. Реализация денежно-кредитной политики осуществляется центральным банком государства.
Степень развития научного и технического потенциала определяет интенсивность и качество инвестиционного потенциала любой страны. Главная роль в осуществлении научно-технической политики принадлежит государство, которое занимается её менеджментом и определением приоритетных направлений развития. Также государство должно заботиться о финансировании развития научно-технического потенциала.
Амортизационная политика представляет собой сложный процесс регулярной переоценки основных фондов, находящихся в распоряжении государства с целью их обновления.
Политика России в сфере инвестирования
Инвестиционная политика России достаточно специфическая, так как для неё характерны следующие нюансы:
- Ощутимое влияние государства на функционирование экономики;
- Процесс перехода к рыночной экономике от административной;
- Чувствительность экономики к кризисным процессам.
Политика РФ в сфере инвестирования базируется на специально сформированной законодательной базе, которая состоит из отдельных законов, регулирующих инвестиционные операции в государстве, осуществляемые нерезидентами, капитальное инвестирование, а также деятельность инвестиционных фондов.
Инвестиционная политика РФ не может реализовываться без участия в ней органов исполнительной власти, созданных как на общегосударственном, так и на местном уровне. На центральном уровне реализацией инвестиционной политики занимается Правительство, Министерство финансов РФ и Министерство экономики РФ. На региональном уровне действуют такие органы, как министерство инвестиционного и экономического развития, департаменты и агентства инвестиционного развития.
Контроль над регионами
В реализации инвестиционной политики большие государства, как например Россия, должны учитывать специфику экономического развития всех регионов, входящих в его состав. При анализе инвестиционного потенциала регионов учитываются:
- географическое положение;
- совокупность природных ресурсов;
- степень развития транспортной инфраструктуры;
- геополитическое положение;
- экологическая ситуация;
- привлекательность территории для зарубежных инвесторов.
Одной из основных задач государства в сфере инвестиционной политики является гармоничное объединение инвестиционных потенциалов всех регионов с целью формирования общегосударственного делового климата. Поэтому можно смело говорить о том, что региональная инвестиционная политика является неотъемлемой составляющей государственной.
Перед государством стоит немаловажная цель, касающаяся формирования и утверждения программ инвестиционного развития регионов и их отдельных экономических объектов. Желательно, чтобы реализация таких программ тщательно контролировалась со стороны центрального и регионального правительства.
Государство должно контролировать и рационально распределять финансовые потоки, циркулирующие между отдельными регионами. Также актуальным является решение задачи эффективного распределения доходов и расходов региональных бюджетов.
В России особо острым остаётся вопрос о страховании инвестиций от потерь, неблагоприятных экономических условий и других тяжело прогнозируемых ситуаций. Этот вопрос должен регламентироваться эффективной и прозрачной законодательной базой.
Эффективность инвестиционной политики РФ
Ныне государство в сфере инвестиционной политики должно решить ряд таких актуальных задач, среди которых можно выделить:
- Тесную взаимосвязь приоритетов и реализуемых инвестиционных проектов.
- Рационализация государственных затрат, направленных на реализацию инвестиционных программ разного уровня.
- Расширение прав инвесторов.
- Акцент на государственном инвестировании.
- Предпочтение проектов с меньшим сроком окупаемости.
Реализация государственной политики России в сфере инвестирования требует увеличения объёма инвестиций, исходящих от частных инвесторов. Это должны быть не только финансовые инвестиции, но и вливание инновационных технологий и интеллектуального капитала.
Перед государством особо остро стоит вопрос привлечения средств иностранных инвесторов. Зарубежное инвестирование помогло бы решить проблему недостаточного финансирования экономики за счёт бюджетных средств.
Чтобы усовершенствовать реализацию инвестиционной политики государство должно:
- гарантировать права всем участникам инвестиционного процесса;
- способствовать честной конкуренции между инвесторами;
- отслеживать нарушения антимонопольного законодательства;
- поработать над противоречиями в существующем инвестиционном законодательстве;
- усовершенствовать функционирования инфраструктуры рынка инвестиций;
- упростить процедуры оформления документов, требуемых для реализации инвестиционных проектов;
- усовершенствование консультативной и аналитической работы в сфереинвестирования.
На данный момент государство активно работает над выполнением этих задач.
Принципы работы инвестиционного фонда.
Перечень направлений по инвестированию денег в Германии.
Все виды вложения денег за границей.
Условия сотрудничества с Российским фондом прямых инвестиций.