Методы формирования инвестиционной программы
Практика применения инвестиционных программ
Далеко не каждый субъект инвестиционной деятельности оперирует программными категориями в повседневной практике. Приглашаю вас к осмыслению такой категории, как инвестиционная программа, ее видов и методов формирования. В настоящей статье мы рассмотрим контекст реальных инвестиций уровня предприятий, муниципалитетов, федеративных субъектов и национальной экономики.
Уровни инвестиционных программ
Инвестиционные программы – достаточно молодая форма современной управленческой практики в парадигме инвестиционного менеджмента. Под программой предлагается понимать группу взаимосвязанных инвестиционных мероприятий и проектов, которые объединены общей целью и условиями выполнения. Как правило, цели субъекта деятельности на программном уровне связаны с целями стратегического масштаба. Стратегия субъекта, «спущенная» по вертикали иерархии вниз до уровня инвестиционных задач, должна быть сбалансирована по ресурсам, срокам и исполнителям.
Сложившаяся практика инвестиционного планирования свидетельствует, что только крупные организации позволяют себе достаточно дорогостоящую процедуру формирования и мониторинга инвестиционных программ. Малые и средние коммерческие компании в лучшем случае ограничиваются портфельным режимом планирования и государственной поддержки не имеют. Назову сферы, где программный режим ежегодного планирования инвестиций получил развитие и зарекомендовал себя, как работоспособный:
- федеральный уровень под ведомством МЭР РФ;
- институциональный уровень (например, здравоохранение, образование);
- региональный уровень;
- отраслевой уровень (например, РЖД);
- региональный уровень;
- регионально-отраслевой уровень (региональные программы Минэнерго);
- муниципальный уровень;
- уровень крупных промышленных компаний (предприятия автопрома, ТЭК и т.д.).
Рассмотрим несколько примеров программ, действующих в 2016 году. С 2010 г. в России действует Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП), обеспечивающая распределение бюджетных ассигнований на реальные проекты национального масштаба в рамках годового бюджета. Далее приводится выписка из Правил формирования и реализации ФАИП.
В рамках деятельности Министерства экономического развития РФ действует несколько порталов, в том числе одноименный с ФАИП (ссылка) , на котором подробно представлена национальная инвестиционная программа. Ниже вашему вниманию предлагается два информационных блока по данным федеральной программы. Объектами программы являются:
- органы исполнительной власти (министерства и ведомства);
- отрасли экономики;
- регионы РФ;
- федеральные целевые программы.
Вторым примером привожу муниципальную программу правительства города Москвы. Ее бюджет сопоставим с региональным уровнем и позволяет разрабатывать столь масштабные планы. Адресная инвестиционная программа развития включает более 4 тысяч задачно ориентированных позиций, разработанных и контролируемых на уровне префектур и правительства. Далее демонстрируется состав подпрограмм данного обширного документа.
Принципы и методы формирования программы
Перейдем на корпоративный уровень рассмотрения вопроса о программировании реальных проектных начинаний. Основанные на стратегии и политике, инициативы после преобразования их в задачи проектного типа подлежат отбору в ежегодный план (портфель), разбитый на целевые программы. Формируя инвестиционную программу, ответственные руководители предприятия руководствуются рядом принципов.
- Принцип системного подхода. Рассмотрение всех инициатив с точки зрения совокупности внутренних и внешних внутрикорпоративных взаимосвязей.
- Принцип выделения ключевых критериев из многофакторных целевых ориентиров. Среди ранжированных стратегических целей и задач нужно найти главный целевой критерий для формирования программ и группу показателей в качестве ограничений отбора.
- Принцип дифференциации показателей отбора в зависимости от видов проектов. Проекты могут носить конкурирующий, независимый и взаимосвязанный характер, что обуславливает дифференциацию критериев их выбора.
- Принцип взаимосвязи финансовой и производственных программ с инвестиционными программами компании.
- Принцип учета внешних и внутренних ограничений для реализации деятельности в сфере вложений в основной капитал. Среди них в первую очередь надлежит учитывать ресурсные ограничения и ограничения по источникам финансирования.
- Принцип балансировки программы по основным параметрам. Ключевые параметры (доходность, ликвидность и приемлемый риск) должны находиться в определенной гармонии и балансе.
В практике деятельности методы формирования программ зависят от ряда ограничивающих условий:
- параметров операционной деятельности;
- ограничений по показателю «средневзвешенная стоимость источников финансирования»;
- ограничений, вызванных общим объемом ресурсов для реализации программы.
В качестве примера рассмотрим метод третьего типа ограничений. Предположим, у предприятия возможности использования собственных ресурсов для развертывания полноценной программы ограничены. При этом финансовые показатели устойчивости платежеспособности находятся в пограничной зоне, что несет дополнительные риски. Исходные условия метода предусматривают, что:
- установлены показатели предельной стоимости ресурсов (ПСИР) для варианта увеличения объемов привлечения финансов;
- намеченные к реализации проекты ранжированы на основе показателя внутренней нормы (ставки) доходности (ВСД);
- использована скрининговая технология очистки инициатив при отборе.
Проводя визуальный анализ представленной выше графической модели, аналитик может сделать вывод о том, что проекты «Г», «Д» и «Е» должны быть исключены из инвестиционной программы. Такой вывод возникает в силу того, что данные проекты попадают в зону превышения допустимого объема ресурсов.
Несмотря на то, что процессы развития инвестиционного программирования идут на государственном и муниципальном уровнях, назвать результаты удовлетворительными пока нельзя. Текущими итогами третьей кризисной волны является «вымывание» малого и среднего бизнеса, которые лишены государственной поддержки. Поэтому я считаю, что национальная, региональные и муниципальные политики в инвестиционной сфере должны обрести, наконец, стратегическую силу, а реальные программы – начать учитывать интересы малого предпринимательства с жестким мониторингом их исполнения.
Что такое инвестиционная программа
Инвестиционная программа это совокупность разработанных и утвержденных идей и мероприятий по их реализации включая перечень документов необходимых для юридического и правового обеспечения проекта. Всё вышеперечисленное направленно на усовершенствование и повышение эффективности инвестиционной деятельности.
В большинстве своем инвестиционные программы носят долгосрочный характер, и срок их реализации составляет от одного до пяти лет.
Виды программ
Дела государственного значения являются приоритетными в порядке решения в сравнении с другими. Их исключительной важностью объясняется существование государственных инвестиционных программ.
Федеральная (Государственная) инвестиционная программа это документ, включающий в себя информацию о расходовании бюджетных средств на обозначенный отчетный период в направлении строительства и создания новых объектов инфраструктуры, капитального строительства, ремонта и модернизации существующих объектов, реализации приоритетных инвестиционных проектов на территории Российской федерации.
Разработкой федеральной адресной инвестиционной программы занимаются ответственные департаменты Минэкономиразвития РФ. Программа формируется на основании нормативных актов, представляет собой документ, в котором указаны направления распределения бюджетных средств на реализацию конкретных федеральных инвестиционных проектов на плановый период — финансовый год.
Федеральная адресная инвестиционная программа — это глобальный документ, который проходит несколько этапов утверждения.
Бюджетные средства в рамках программы должны расходоваться на инвестиционные проекты строительства, развития, реставрации, модернизации, приобретения, а также технического перевооружения объектов капстроительства и/или недвижимости.
Наличие федеральной адресной инвестиционной программы в государстве позволяет реализовать крупные проекты, которые было бы невозможно организовать в рамках частного финансирования.
К таким проектам относятся организация мероприятий всероссийского масштаба (например, Чемпионата мира по футболу — 2018), строительство крупных научно-исследовательских центров, возведение Крымского моста и так далее.
Решения в рамках федеральной адресной инвестиционной программы закрепляются в форме нормативных актов Правительства РФ или конкретных ведомств, проходят этапы согласования со всеми заинтересованными ведомствами и организациями. Управление инвестиционной программой делегируется Минэкономразвития России. На сайте Министерства экономического развития РФ изложены подробные сведения о целевых программах инвестирования в разрезе отраслей, форм собственности, регионов, госзаказчиков и так далее.
При определении направлений расходования бюджетных средств должны выполняться следующие условия:
- правовая и законодательная база субъекта позволяет реализовать инвестиционный проект/исполнение нормативных актов и требований Правительства РФ при реализации программы
- бюджетные средства должны расходоваться на решение ключевых проблем и задач, стоящих перед государством
- завершение проектов, которые остались с прошлого отчетного периода
- реализация согласованных проектов в полном объёме
- прозрачность плана реализации
- обеспечение максимального социального и экономического эффекта.
Основываясь на целях и задачах существующих программ инвестирования выделяют следующие их виды:
- высокодоходные (к данному виду относят программы, обеспечивающие инвестору уровень дохода, превышающий уровень дохода от вложения средств в банковский депозит)
- высокопроцентные (в случае если реальный доход от инвестиционного проекта за вычетом потраченных на него инвестиционных расходов превышает шестьдесят процентов)
В зависимости от пути направления развития компании, выделяют:
- стратегические инвестиционные программы (изменение формы собственности предприятия (создание дочернего, акционерного, совместного предприятия и т.д.), либо на изменение характера производства (выпуск новой продукции, изменение технического и технологического цикла на производстве и т.п.)
- тактические (напрямую предназначены для развития компании (увеличение объёма выпускаемой продукции либо услуг, улучшения качества, расширение номенклатуры), модернизация и расширение производства, наращивание мощностей).
Жизненный цикл программы
Все ступени развития инвестиционной программы, которые она проходит на своём жизненном цикле от задумки до фактической реализации:
- идентификация программы (сбор актуальной и достоверной информации о состоянии экономического субъекта, анализ данной информации и выработка первичных путей её дальнейшего развития для поддержания коммерческой успешности и возможности развития в будущем. Выявление основных проблем организации и разработка конкретных предложений по их решению)
- утверждение (рассматриваются и совершенствуются все первичные направления дальнейшего развития предприятия и выбираются наиболее актуальные и подходящие. Уточняются основные характеристики программы: коммерческая, техническая, технологическая, финансовая, экономическая и другие составляющие)
- проведение экспертизы (проведение детальной оценки и анализа со стороны квалифицированных профессионалов на предмет соответствия целей и способов их достижения)
- воплощение в жизнь (контроль над соблюдением составленного ранее плана)
- оценка результатов.
Что нужно сделать чтобы все задуманные идеи и проекты реализовались в том виде, в котором они задуманы собственниками и инвесторами проекта? Чтобы не были нарушены сроки и не был превышен заложенный изначально бюджет?
Ключевые факторы успешной реализация инвестиционной программы:
- четко сформулированные цели, в которых заинтересованы все участники проекта
- наличие необходимых материальных объектов (недвижимость, материалы, оборудование и т.п.)
- отлаженные технологические процессы
- наличие всей необходимой документации (правовая, техническая, технологическая)
- финансовые средства, трудовые ресурсы
- профессиональный управленческий аппарат и умение принимать грамотные решения.
Формирование инвестиционной программы и подбор источников финансирования
Тема 4. Выбор проектов и формирование инвестиционной программы
1. Формирование инвестиционной программы и подбор источников финансирования
2. Выбор среди альтернативных проектов с разными сроками реализации
3. Выбор среди альтернативных бездоходных проектов
Совокупность инвестиционных проектов, прошедших предварительную оценку целесообразности, отобранных для реализации в соответствии с инвестиционной стратегией организации и обеспеченных источниками финансирования объединяется в понятие инвестиционной программы.
Основными этапами формирования инвестиционной программы являются:
1. Определение направлений инвестирования и перечня инвестиционных проектов, включая альтернативные проекты.
2. Определение основных параметров инвестиционных проектов. Расчет денежных потоков
3. Оценка эффективности инвестиционных проектов без учета финансирования.
4. Определение объемов и схем финансирования, доступных организации с учетом значимости проектов для страны, региона, холдинга, самой организации.
5. Предварительный отбор проектов в инвестиционную программу с учетом качественных параметров (в том числе наличия индивидуального финансирования), эффективности и уровня риска.
6. Отбор среди проектов, конкурирующих за стандартные условия финансирования.
7. Окончательная оценка эффективности проектов и целесообразности их осуществления с учетом условий финансирования.
8. Оценка влияния инвестиционной программы в целом на рыночную стоимость организации.
Предварительный отбор инвестиционных проектов должен проводиться с учетом следующих критериев:
1. Обязательность проектов.
Отдельные инвестиционные проекты должны быть осуществлены, даже если они не эффективны (с коммерческой точки зрения), например, природоохранные.
2. Наличие индивидуальных источников финансирования в связи со значимостью проекта.
Такие источники, как правило, имеют строго целевое применение и льготные условия (например, бесплатные или даже безвозвратные).
Указанные выше проекты включаются в инвестиционную программу, как правило, сразу и не участвуют в дальнейшем отборе.
3. Степень риска проектов.
Проекты с очень высокой степенью риска иногда могут быть отсеяны даже без расчетов эффективности на основе мнений экспертов, специалистов. В большинстве же случаев в качестве критериев уровня риска рассматривают соотношения:
· внутренней нормы доходности и стоимости привлеченного капитала
· срока окупаемости проекта и срока погашения кредита, займа
Обычно ИП считаются достаточно устойчивыми, если благоприятные соотношения сохраняются при ухудшении основных параметров проекта на 10-15%
4. Кратность проектов.
Если проекты могут быть реализованы частями, в инвестиционную программу на конкретный год включается только одна из частей.
5. Связь с другими инвестициями.
В формировании инвестиционной программы не может участвовать более одного из группы альтернативных проектов. Какой из них целесообразнее должно быть определено заранее.
По зависимым проектам принятие решения может быть только единым.
Отбор среди проектов, конкурирующих за стандартные условия финансирования,производится с использованием показателя внутренней нормы доходности проектов и метода предельной стоимости капитала.
Последовательность его применения такова.
a. Определение возможных объемов финансирования по источнику с указанием стоимости каждого источника
b. Ранжирование рассматриваемых проектов в порядке убывания внутренней нормы доходности
c. Выделение проектов, предположительно финансируемых за счет собственных средств
d. Принятие решения о финансировании за счет собственных средств по проектам, где внутренняя норма доходности выше стоимости собственного капитала
e. Определение объемов возможного привлечения средств для финансирования конкретной группы проектов
f. Расчет средневзвешенной стоимости капитала, привлекаемого к финансированию конкретной группы проектов
g. Сравнение внутренней нормы доходности проектов и средневзвешенной стоимости капитала, формируемого за счет источников, указанных в п. «e».
Примечание. Повторение процедур, указанных в пп. «e-f-g» производится для каждого из возможных вариантов расширения группы проектов и вариантов расширения набора и увеличения объема источников финансирования.
h. Окончательное решение о реализации ИП, обеспеченных источниками финансирования и удовлетворяющих условию: внутренняя норма доходности>средневзвешенной стоимости капитала.
Что такое инвестиционная программа
Содержание
1. Формирование инвестиционной программы предприятия…………. ……5
1.1. Что такое инвестиционная программа……………………………..….……5
1.2 Виды инвестиционных программ……………………………………..……..8
1.3 Методы оценки инвестиционного проекта………………………………. 9
2. Оценка эффективности проекта……….……………………………………..15
2.2 Расчет необходимой суммы инвестиций в основной и оборотный капитал для реализации ИП………………………………………………………………15
2.3 Расчет затрат на реализацию продукции и оказание услуг в рамках существующего проекта……………………………………………….……….17
2.4 Прогнозирование денежных потоков по проекту………………….……..18
2.5 Обоснование структуры капитала инвестиционного проекта…………..19
2.6 Расчет ставки дисконтирования……………………………………………20
2.7 Расчет критериев оценки инвестиционного проекта динамическим методом.……………..……………………………………………………………20
2.7.4 Расчет динамического срока окупаемости Т…..….……………………..23
2.7.5 Значения критериев по проекту………………….……………………….24
2.8 Оценка устойчивости инвестиционного проекта различными методами.24
Список использованных источников………………………………………….35
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе рассматривается тема «Формирование инвестиционной программы организации». Инвестиционная деятельность предприятия — важная неотъемлемая часть его общей хозяйственной деятельности. Значение инвестиций в экономике предприятия трудно переоценить. Для современного производства характерны постоянно растущая капиталоемкость и возрастание роли долгосрочных факторов. Чтобы предприятие могло успешно функционировать, повышать качество продукции, снижать издержки, расширять производственные мощности, повышать конкурентоспособность своей продукции и укреплять свои позиции на рынке, оно должно вкладывать капитал, и вкладывать его выгодно. Поэтому ему необходимо тщательно разрабатывать инвестиционную программу и стратегию и постоянно совершенствовать ее для достижения вышеназванных целей.
Инвестиционная программа организации — план или проект вложения инвестиций для достижения поставленных целей. Иногда под инвестиционным проектом понимают систему организационно-правовых, аналитических, инженерно-технических, экономических и расчетно-финансовых документов, необходимых для обоснования и проведения соответствующих работ по реализации проекта.
Цель работы — оценка эффективности проекта, которая включает расчет необходимой суммы инвестиций, расчет ставки дисконтирования, расчет критериев оценки инвестиционного проекта и оценку устойчивости инвестиционного проекта.
Формирование инвестиционной программы предприятия
Что такое инвестиционная программа
Если инвестор осуществляет инвестиции по инвестиционной программе, т. е. создает какое-либо предприятие или приобретает контрольный пакет акций акционерного общества, то его непосредственной задачей является обеспечение эффективной работы предприятия, так как от этого будет зависеть его прибыль. В подобном случае речь идет об особой группе инвесторов, которые сами являются предпринимателями или принимают непосредственное участие в управлении предприятием.
В международной практике план развития предприятия представляется в виде специальным образом оформленного бизнес-плана, который, по существу, представляет собой структурированное описание проекта развития предприятия. Если программа связана с привлечением инвестиций, то он носит название инвестиционной программы. Обычно любой новый проект предприятия в той или иной мере связан с привлечением новых инвестиций. В наиболее общем понимании программа — это специальным образом оформленное предложение об изменении деятельности предприятия, преследующее определенную цель [1]
Программы принято подразделять на тактические и стратегические. К числу последних обычно относятся проекты, предусматривающие изменение формы собственности (создание арендного предприятия, акционерного общества, частного предприятия, совместного предприятия и т.д.), или кардинальное изменение характера производства (выпуск новой продукции, переход к полностью автоматизированному производству, и т.п.). Тактические проекты обычно связаны с изменением объемов выпускаемой продукции, повышением качества продукции, модернизацией оборудования.
Для отечественной практики понятие инвестиционной программы не является новым. Ее отличительное качество прежних времен заключалось в том, что основные направления развития предприятия, как правило, определялись на вышестоящем, по отношению к предприятию, уровне управления экономикой отрасли. В новых экономических условиях предприятие в лице его собственников и высшего состава управления должно само беспокоиться о своей дальнейшей судьбе, решая самостоятельно все стратегические и тактические вопросы. Такая деятельность в области инвестиционного проектирования должна быть специальным образом организована.
Общая процедура упорядочения инвестиционной деятельности предприятия по отношению к конкретной программе формализуется в виде так называемого проектного цикла, который имеет следующие этапы.
1. Формулировка программы (иногда используется термин идентификация). На данном этапе высший состав руководства предприятия анализирует текущее состояние предприятия и определяет наиболее приоритетные направления его дальнейшего развития. Результат данного анализа оформляется в виде некоторой бизнес идеи, которая направлена на решение наиболее важных для предприятия задач. Уже на этом этапе необходимо иметь более или менее убедительную аргументацию в отношении выполнимости этой идеи. На данном этапе может появиться несколько идей дальнейшего развития предприятия. Если все они представляются в одинаковой степени полезными и осуществимыми, то далее производится параллельная разработка нескольких инвестиционных проектов с тем, чтобы решение о наиболее приемлемых из них сделать на завершающей стадии разработки.
2. Разработка (подготовка) программы. После того, как бизнес идея программы прошла свою первую проверку, необходимо развивать ее до того момента, когда можно будет принять твердое решение. Это решение может быть как положительным, так и отрицательным. На этом этапе требуется постепенное уточнение и совершенствование плана программы во всех его измерениях — коммерческом, техническом, финансовом, экономическом, институциональном и т.д. Вопросом чрезвычайной важности на этапе разработки проекта является поиск и сбор исходной информации для решения отдельных задач проекта. Необходимо сознавать, что от степени достоверности исходной информации и умения правильно интерпретировать данные, появляющиеся в процессе проектного анализа, зависит успех реализации проекта.
3. Экспертиза инвестиционной программы. Перед началом осуществления программы ее квалифицированная экспертиза является весьма желательным этапом жизненного цикла. Если финансирование программы проводится с помощью существенной доли стратегического инвестора (кредитного или прямого), инвестор сам проведет эту экспертизу, например с помощью какой-либо авторитетной консалтинговой фирмы, предпочитая потратить некоторую сумму на этом этапе, нежели потерять большую часть своих денег в процессе выполнения программы. Если предприятие планирует осуществление инвестиционной программы преимущественно за счет собственных средств, то экспертиза программы также весьма желательна для проверки правильности основных положений программы.
4. Осуществление программы. Стадия осуществления охватывает реальное развитие бизнес идеи до того момента, когда программа полностью входит в эксплуатацию. Сюда входит отслеживание и анализ всех видов деятельности по мере их выполнения и контроль со стороны надзирающих органов внутри страны и/или иностранного или отечественного инвестора. Данная стадия включает также основную часть реализации программы, задача которой, в конечном итоге, состоит в проверке достаточности денежных потоков, генерируемых проектом для покрытия исходной инвестиции и обеспечения желаемой инвесторами отдачи на вложенные деньги.
5. Оценка результатов. Оценка результатов производится как по завершению программы в целом, так и в процесе его выполнения. Основная цель этого вида деятельности заключается в получении реальной обратной связи между заложенными в проект идеями и степенью их фактического выполнения. Результаты подобного сравнения создают бесценный опыт разработчиков программы, позволяя использовать его при разработке и осуществлении других проектов [2].