Инвестиции в научно технический прогресс
Научно-технический прогресс и экономическая, инвестиционная, инновационная стратегия развития организаций (предприятий)
В настоящее время в стратегиях многих предприятий происходит определенная переориентация, т. е. переход от использования экономического эффекта крупномасштабного производства к более целенаправленной инновационной стратегии. Нововведения представляют собой важнейшие средства обеспечения стабильности хозяйственного функционирования, эффективности функционирования и конкурентоспособности. Существует строгая зависимость между конкурентными позициями, эффективностью предприятия и его инновационным потенциалом. Эффективность функционирования предприятия можно достигнуть за счет повышения качества продукции, реализации политики ресурсосбережения, выпуска новых, конкурентоспособных проектов, освоения рентабельных бизнес-проектов.
Инновация опирается на удовлетворение определенных общественных потребностей, но вместе с тем повышение эффективности использования отдельных ресурсов или повышение эффективности отдельных производственных подразделений, либо повышение эффективности предприятия в целом в результате внедрения новшества и получения нововведения происходит далеко не всегда. На конечный успех инновации, выражающийся в получении экономического эффекта или повышении эффективности функционирования предприятия, влияет совокупность разных факторов (экономических, юридических, технических, рыночных и др.), воздействие которых чрезвычайно сложно спрогнозировать.
Инновация – это новшество, внедренное в деятельность предприятия с целью повышения его эффективности на основе лучшего удовлетворения определенной общественной потребности. При этом следует отметить, что под эффективностью следует понимать определенный экономический, производственный, социальный, экологический и иной результат, ожидаемый от внедрения новшества.
Инновационная стратегия предприятия – специфическое явление, сложившееся и оформившееся в течение нескольких последних десятилетий. Сущность инновационной стратегии состоит в активном воздействии хозяйственным субъектом на рынок и перспективном изменении внутренней среды фирмы в соответствии со сложившимися социально-хозяйственными тенденциями.
В условиях рынка инновационная деятельность является необходимой, поскольку продукция предприятий, не способных к нововведениям, перестаёт пользоваться спросом, что влечёт за собой банкротство. Но условия для перехода к активной инновационной стратегии сложились лишь недавно.
Развитый спрос и потребительская культура населения определяют постоянный поиск путей повышения уровня потребления, отдаётся предпочтение более качественным товарам. Происходит сегментация рынка, что обуславливает формирование индивидуализации производства.
Наличие большого количества эффективных производителей, завоевавших и охраняющих свои позиции на рынке, увеличивает цену конкуренции, поскольку в основном исчерпываются экстенсивные источники, и ограничивается применение ценовой конкуренции. Формированию большого количества высокоэффективных производителей способствует процесс глобализации.
Основные возможности расширения сбыта заключаются в предвидении рыночных изменений, основанном на маркетинговых исследованиях, поиск новых рыночных ниш, предложение принципиально нового товара или услуги, предложение товара или услуги с большей полезностью.
Важное условие – наличие развитой научно-технической инфраструктуры, обеспечивающей проведение научных разработок различной сложности. Её эффективность может быть повышена государственной политикой.
Наряду с совокупностью внешних по отношению к предприятию условий, обуславливающих необходимость перехода к инновационной стратегии, необходим ряд изменений внутренней среды предприятия.
Самое главное изменение – ориентация производства на рынок, достигающаяся за счёт формирования новой философии организации, новой корпоративной культуры, привлечения к сотрудничеству маркетинговых структур или создание собственных для проведения маркетинговых исследований.
Предприятию необходимо организовать поиск новых идей, проведение исследований, быструю разработку технологии или адаптацию существующих. Все эти изменения не возможно провести без обучения персонала, т.е. необходима организация работы по управлению персоналом.
Таким образом, переход предприятия к инновационной стратегии рационален при определённом уровне развития рыночных отношений и при широком распространении радикально меняет характер экономической системы страны.
Инвестиционная стратегия предприятия — целенаправленно осуществляемый процесс изыскания необходимых инвестиционных ресурсов, выбора эффективных объектов (инструментов) инвестирования, формирования сбалансированной по избранным параметрам инвестиционной программы (инвестиционного портфеля) и обеспечения ее реализации. Поскольку объем инвестиционных ресурсов субъекта ограничен, а потенциальные объекты инвестиций обладают различной инвестиционной привлекательностью, необходимо оптимально распределять свои инвестиционные ресурсы. В этой связи возникает необходимость формирования инвестиционной стратегии предприятия.
Инвестиционная стратегия представляет собой систему долгосрочных целей инвестиционной деятельности организации, определяемых общими задачами ее развития и инвестиционной идеологией, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения.
Инвестиционную стратегию можно представить как генеральное направление (программу, план) инвестиционной деятельности организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести к достижению инвестиционных целей и получению ожидаемого инвестиционного эффекта. Инвестиционная стратегия определяет приоритеты направлений и форм инвестиционной деятельности организации, характер формирования инвестиционных ресурсов и последовательность этапов реализаций долгосрочных инвестиционных целей, обеспечивающих предусмотренное общее развитие организации.
Процесс разработки инвестиционной стратегии является важнейшей составной частью общей системы стратегического выбора предприятия, основными элементами которого являются миссия, общие стратегические цели развития, система функциональных стратегий в разрезе отдельных видов деятельности, способы формирования и распределения ресурсов.
Исходя из этого важное значение в разработке инвестиционной стратегии имеет инвестиционный анализ — процесс исследования инвестиционной позиции и основных результатов инвестиционной деятельности предприятия с целью выявления резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения эффективного развития. Цели инвестиционного анализа:
— оценка потребности, возможности, целесообразности, доходности и безопасности инвестиций;
— определение направлений инвестиционного развития компании;
— разработка условий и базовых ориентиров инвестиционной политики;
— оперативное выявление факторов, отклонения результатов инвестирования от плановых показателей;
— обоснование оптимальных инвестиционных решений, укрепляющих конкурентные преимущества и согласующихся с ее тактическими и стратегическими целями.
Инвестиции в научно-технический прогресс
Инвестиции в научно-технический прогресс — главное направление экономической политики государства. Она включает цели, принципы, направления и способы воздействия юсударсгва на участников научной, технической, инновационной деятельности. О значимости данной проблемы для социально-экономического развития страны свидетельствует приняшй закон Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики».
Цели государственной научно-технической политики — обеспечение экономического и социального развития республики за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества; совершенствование научного, научно-технического потенциала; достижение высокого интеллектуального и культурного уровня общества, направленного на улучшение качества жизни народа
Содержанием научно-технической политики является создание органами государственной власти и управления необходимых правовых, экономических, организационных и других условий, способствующих научно-техническому развитию.
Государственная политика инвестиций в научно-технический прогресс основывается на нескольких законодательно утвержденных принципах.
Прежде всего государственная политика инвестиций включает поддержку фундаментальной науки. Ее развитие только на коммерческих началах невозможно, так как предполагает высокие первоначальные затраты и низкие доходы. Одновременно фундаментальные исследования имеют исключительно большое значение для социально-экономического развития страны, укрепления ее независимости. От уровня развития фундаментальной науки зависят исследования в области прикладных наук.
Фундаментальные научные исследования сконцентрированы в основном в Национальной академии наук и вузах республики, которые финансируются из государственного бюджета. Особое значение для нашей страны приобретают инвестиции в такие научные направления, как ядерная физика, влияние радиации на человека и живые организмы, внедрение новых методов разведки полезных ископаемых и др.
Государственная политика инвестиций основана также на выборе важнейших научно-технических приоритетов и государственной их поддержке. Кроме развития фундаментальных наук, постоянно уделяется внимание развитию ресурсосберегающих и наукоемких технологий и производств, что связано с нехваткой собственных минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, с необходимостью их импортирования по все возрастающим ценам. Однако увеличение импорта — один из факторов дефицита платежного баланса страны, снижения курса белорусского рубля и дестабилизации финансово-кредитной системы.
Необходимость ускоренного инвестирования в ресурсосберегающие и наукоемкие технологии и производства вызвана вес нарастающим технологическим отставанием нашей страны, главные последствия которого — падение конкурентоспособности белорусских товаров не только на рынках западных стран, но и в России и других странах СНГ. Задача состоит в снижении потерь ресурсов, повышении глубины их переработки, обеспечении на этой основе стабилизации объемов ресурсопотребления в течение ближайших 5 — 10 лет.
Особое место в структурно-инвестиционной политике должна занять производственная инфраструктура — транспорт, связь, храпение материальных ценностей Инвестиции в эту сферу должны иметь такое приоритетное значение, как и производство потребительских товаров.
Важным принципом инвестирования в развитие науки и техники является расширение участия местных органов власти в реализации государственных научно технических программ. Местные органы власти более информированы о потребностях районов в экономическом и социальном развитии. У них есть значительный интеллектуальный потенциал, финансовые и материальные ресурсы. В соответствии с действующим законодательством местные ор-
ганы власти имеют право определять использование средств из своих бюджетов, увеличивать расходы на те или иные разработки, объединять средства предприятий, бюджетные и внебюджетные средства на природоохранные мероприятия.
Местные органы власти в своей деятельности руководствуются государственной научно-технической политикой и принимают активное участие в ее формировании и выполнении В целях содействия развитию науки и техники и ускорения научно-технического прогресса в регионе, местные советы имеют право формировать и финансировать из своего бюджета региональные научно техничес кие программы и проекты, создавать фонды и организации научного обслуживания, координировать деятельность предприятий, организаций и учреждений региона по освоению новых технологий, совершенствованию организации производства.
Большое значение придается участию ученых, их общественных формирований в разработке и реализации государственной научно-технической политики, связи научной деятельности с образованием, подготовке научных кадров, государственной поддержке талантливой молодежи
Субъектами государственной научно-технической политики являются органы государственной власти и управления, юридические и физические лица, которые осуществляют научно-техническую деятельность на территории Республики Беларусь. Их права и обязанности регулируются соответствующим законодательством Республики Беларусь.
Основной формой реализации приоритетных направлений государственной научно-технической политики являются i осударствеи-ные, отраслевые, межгосударственные научно-технические программы. Прежде всего в составе разрабатываемых в стране систем прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу включаются важнейшие показатели развития науки и техники.
В республике разрабатывается комплексный прогноз научно-технического развития под непосредственным руководством правительства. В прогнозе определяются приоритеты научно-технического развития, осуществляется концентрация ресурсов для решения наиболее острых социально-экономических проблем.
Задания на реализацию государственных научно-технических программ выдаются в форме государственных заказов на конкурсной основе по результатам государственных экспертиз. Ее осуществлением занимаются ведущие ученые и научные учреждения, общественные организации.
С целью сохранения и развития научно-технического потенциала ежегодно из государственного бюджета выделяются ассигнования на 142
финансирование научно-технической деятельности в процентах от доходной части бюджета, а также норматив финансирования фундаментальных и поисковых исследований в области собственности.
Основные направления научно-технического развития, финансируемые из бюджетных средств:
1. Подготовка и повышение квалификации научных, науч
но-педагогических и инженерно-технических кадров.
2. Выполнение государственных научно-технических программ
и проектов.
3. Проведение фундаментальных и поисковых исследований в
природоведении, технических и общественных науках.
4. Разовая помощь научным коллективам, научно-исследова
тельским институтам, отдельным ученым и вузам с целью развития
материально-технической базы и материального стимулирования
работников.
В соответствии с законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2003 г.» на развитие науки из республиканского бюджета выделено 154 400 млн руб., в том числе на фундаментальные исследования, научно-технические программы и проекты — 144 118 млн руб., на подготовку кадров высшей научной квалификации и аттестацию научных кадров — 2861 млн руб.
Кроме бюджетных ассигнований, важным источником финансирования научно-технических проектов являются инновационные фонды, создаваемые при министерствах, ведомствах, облисполкомах и Минском горисполкоме за счет отчислений в размере до 0,25 % от себестоимости продукции юридических лиц, находящихся в их ведении.
Указом Президента Республики Беларусь № 167 от 18 марта 1999 г. «О мерах государственной поддержки отраслевой науки» освобождены в 1999 — 2000 годах субъекты хозяйствования Республики Беларусь:
• от налога на добавленную стоимость — в части выручки от
реализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
опытно-технологических работ;
• от отчислений средств пользователями автомобильных дорог
в республиканский дорожный фонд — в части объемов выполнен
ных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опыт
но-технологических работ;
• от уплаты налога на прибыль — в части прибыли, получен
ной от реализации научно-исследовательских, опытно-конструк
торских и опытно-технологических работ
В указе отмечается, что высвобождаемые суммы налога на прибыль направляются на развитие опытно-экспериментальной базы субъектов хозяйствования, разработку и выпуск новой продукции, повышение ее технического уровня и качества.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 1997 г. № 139 «О приоритетных направлениях создания и развития новых и высоких технологий и критериях их оценки» одобрен перечень приоритетных направлений создания и развития новых и высоких технологий, перспективных производств, основанных на таких технологиях, на 1997 — 2010 гг.
Установлено, что отнесение разрабатываемых, привлекаемых и используемых технологий к новым и высоким, производств и предприятий, основанных на этих технологиях, осуществляется по результатам государственной научно-технической экспертизы. Утверждено положение о порядке организации и проведения государственной научно-технической экспертизы разрабатываемых, привлекаемых и используемых технологий по отнесению их к новым и высоким, производств и предприятий, основанных на этих технологиях, к высокотехнологичным. Приняты критерии оценки новых и высоких технологий, производств, основанных на данных технологиях.
Согласно перечню, выделяются информационные технологии и электроника, производственные технологии, новые материалы и химические продукты, биотехнологии, топливо и энергетика, экология и рациональное природопользование, сельское хозяйство.
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с) .
Научно-технический прогресс
7.7. Влияние НТП на показатели эффективности работы предприятия
НТП самым существенным образом влияет на эффективность производства: рентабельность, производительность труда, материалоемкость, фондоотдачу и др.
Основой для материализации НТП являются инвестиции, а точнее, капитальные вложения.
Реальные инвестиции на предприятии в основном направляются:
- на реконструкцию и техническое перевооружение производства;
- расширение действующего предприятия;
- модернизацию выпускаемой продукции и выпуск новой продукции;
- решение социальных проблем (природоохранные мероприятия, повышение уровня техники безопасности, улучшение условий труда и др.);
- освоение новых рынков сбыта и др.
В конечном итоге реальные инвестиции на предприятии вкладываются для достижения следующих целей:
- снижения издержек производства и реализации продукции;
- улучшения качества продукции и обеспечения ее конкурентоспособности;
- увеличения объема реализации продукции;
- решения социальных проблем;
- повышения технического уровня производства и др.
Конечной целью вложения реальных инвестиций на предприятии, естественно, является получение максимальной прибыли, а на ее основе — достижение финансовой устойчивости предприятия на данный момент и на перспективу.
Уровень использования реальных инвестиций, направляемых на ускорение НТП на предприятии, характеризуют количественные (абсолютные) и качественные (относительные) показатели. Количественные показатели — эффекты, достигаемые от реализации инвестиций, направленных на внедрение новой техники и технологий.
К ним относятся:
- прирост объема реализации продукции ();
- снижение издержек производства и реализации продукции ();
- прирост прибыли () за счет снижения издержек, улучшения качества, увеличения объема реализации продукции и продажных цен;
- высвобождение ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и др.
Мы назвали эффекты экономического плана, но они могут быть технического и социального плана.
Количественные (абсолютные) показатели или величина экономического эффекта свидетельствуют лишь о том, что имеется определенный положительный экономический результат и не больше, т.е. они не свидетельствуют об экономической эффективности использования инвестиций. Для этого необходимо сравнить результат (эффект) с затратами или ресурсами, которые его обеспечили.
Экономическую эффективность использования реальных инвестиций, направленных на внедрение новой техники и технологий, характеризуют следующие показатели.
1. Рост (прирост) производительности труда на предприятии за счет увеличения объема реализации продукции. Его можно определить из выражения:
1.3 НТП и финансирование инноваций
Необходимость комплексного подхода к созданию и внедрению новой техники, технологии и организации производства вносит существенные поправки в понятийный аппарат и систему управления производством. Разрозненные в прошлом проблемы, связанные с освоением новых видов продукции, новых машин и технологий, совершенствованием управления, трансформировались со второй половины XX в. в проблему ускорения научно-технического прогресса. Между современной наукой и производством устанавливается и развивается прямая, ранее практически отсутствовавшая кооперация. На ее основе научный продукт превращается в непосредственный производственный ресурс. Мероприятия по внедрению новой техники и технологии затрагивают все звенья производственного механизма и управления. Они предполагают:
— совершенствование на научной основе системы управления и организации производства;
— изменение и улучшение организации труда и подготовки кадров;
— совершенствование системы ценообразования и системы оценок эффективности производства и т. д.
При использовании новых инженерных решений производство вынуждено опираться на научные разработки в области экономики, социологии, математики, биологии и других наук. Тем самым понятие «внедрение новой техники», которое до недавнего времени использовали специалисты, расширилось и вошло составной частью в понятие «научно-технический прогресс», характеризующее развитие науки и техники и их практическое применение для решения поставленных социально-экономических и политических задач.
Инвестиции и нововведения в сфере материального производства взаимообусловлены. Освоение и выпуск новых изделий, применение новой техники и технологии становятся реальными лишь в случае возможности их финансирования. Финансовые ресурсы, предназначенные для инвестиций, условно делятся на предприятиях по следующим направлениям:
— освоение и выпуск новой продукции;
— новое строительство [3, С. 48].
Четкое разделение указанных направлений инвестирования провести невозможно. Разграничение ведется, как правило, по доминирующему направлению. В частности, когда инвестиции на перестройку производства направляют на освоение выпуска новых изделий, такое направление именуется освоением новой продукции. При этом почти всегда вносятся прогрессивные изменения в технологию и организацию производства, что и обеспечивает комплексное и быстрое внедрение передовых достижений науки в производство.
В капитальном строительстве, которое ведут предприятия, в том числе и при освоении выпуска новых изделий, наиболее выгодно концентрировать материальные, финансовые и трудовые ресурсы, прежде всего на техническом перевооружении и реконструкции действующих объектов. Новое строительство целесообразно только для ускорения развития наиболее перспективных и развивающихся продуктов и отраслей производства, а также для освоения принципиально новой техники и технологии, которая не вписывается в традиционные производственные структуры. Кроме этого, новое строительство осуществляется в добывающих отраслях, после выработки месторождений на старых объектах, а также в ряде случаев в связи с освоением новых экономических районов. В остальных случаях предпочтение отдается техническому перевооружению и реконструкции предприятий.