Ведомость учета расчетов и прочих операций
Как вести бухгалтерский учет субъектам малого предпринимательства
Организации, которые относятся к субъектам малого предпринимательства , обязаны вести бухучет. При этом малые предприятия вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность по специальным формам .
К упрощенным способам бухучета, в частности, относятся:
- сокращенный план счетов;
- упрощенный порядок признания доходов и расходов;
- упрощенный учет процентов по кредитам и займам;
- упрощенный порядок исправления ошибок и переоценки активов.
При этом организация имеет право выбирать, какие упрощенные способы бухучета ей применять, закрепив их в своей учетной политике.
Об этом сказано в информации Минфина России от 3 июня 2015 г. № ПЗ-3/2015. В этой же информации даны подробные разъяснения, как вести бухучет по упрощенной системе, какие регистры бухучета применять и какие формы бухгалтерской отчетности составлять.
Организация, ведущая учет упрощенным способом, вправе выбрать:
- полную форму (бухучет ведется посредством двойной записи с использованием регистров бухгалтерского учета активов);
- сокращенную форму (бухучет ведется посредством двойной записи без использования регистров бухгалтерского учета активов).
Кроме того, микропредприятия вправе вести бухучет по простой системе, без использования метода двойной записи.
Такой порядок установлен положениями статьи 2 и частей 1, 3 и 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и подтверждается пунктом 8 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13.
Организация бухучета
Организовать ведение бухучета на малом предприятии надо по общим правилам . То есть организация ведения бухучета возлагается на руководителя субъекта малого предпринимательства. При этом руководитель обязан возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо. Кроме того, руководитель вправе заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета со сторонней организацией или может принять ведение бухучета на себя. Об этом сказано в части 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункте 3 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13.
Разногласия главбуха и директора
Между главным бухгалтером (сотрудником, ответственным за ведение бухучета) и руководителем организации иногда возникают разногласия по поводу отражения той или иной суммы. В таком случае первому нужно потребовать от руководителя письменное распоряжение об оформлении спорной операции.
Требования к ведению бухучета
Вести бухучет надо по общим правилам . Но есть отличие: микропредприятия и некоммерческие организации могут вести бухучет по простой системе – не применяя двойной записи. Такой метод надо предусмотреть в учетной политике (п. 6.1 ПБУ 1/2008, ч. 4 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 8 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13).
Полная форма ведения бухучета
При такой форме ведения бухучета для регистрации фактов хозяйственной жизни используйте специальные ведомости. Перечень таких ведомостей утвердите в учетной политике. Например, малое предприятие может использовать:
- ведомость учета основных средств и амортизации – форма № 1МП;
- ведомость учета материально-производственных запасов – форма № 2МП;
- ведомость учета затрат на производство – форма № 3МП;
- ведомость учета денежных средств – форма № 4МП;
- ведомость учета расчетов и прочих операций – форма № 5МП;
- ведомость учета продаж – форма № 6МП;
- ведомость учета расчетов с поставщиками – форма № 7МП;
- ведомость учета расчетов с персоналом по оплате труда – форма № 8МП;
- сводная ведомость (шахматная) – форма № 9МП.
Порядок заполнения ведомостей приведен в пунктах 30–39 Рекомендаций , утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13.
В ведомостях регистрируйте операции по соответствующим счетам. При этом каждая операция регистрируется в двух ведомостях: в одной – по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе «Корреспондирующий счет»), в другой – по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях делайте записи о содержании факта хозяйственной жизни .
Кроме того, в ведомостях нужно указать отчетный период, за который они заполняются. В конце отчетного периода подсчитайте итоговые показатели, а ответственный сотрудник, заполнявший ведомость, должен поставить свою подпись.
Для исправления ошибок в ведомостях зачеркните неправильный текст или сумму и напишите над зачеркнутым текстом правильные показатели. Исправление ошибки нужно заверить надписью «Исправлено» с указанием даты исправления и подписью ответственного сотрудника.
Об этом сказано в пунктах 24–29 Рекомендаций , утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13.
Пример, как отразить факты хозяйственной деятельности при применении полной формы ведения учета
ООО «Альфа» занимается пошивом одежды.
В штате организации числятся три сотрудника:
- директор – Львов А.В. с окладом 10 000 руб.;
- бухгалтер – Зайцева В.Н. с окладом 8000 руб.
- швея – Иванова Е.Н. с окладом 5000 руб.
На начало января 2016 года у «Альфы» образовались следующие остатки:
- по счету 50 «Касса» – 30 000 руб.;
- по счету 51 «Расчетный счет» – 50 000 руб.;
- остаток незавершенного производства – 5000 руб.
- остаток материалов – 5000 руб.
В январе были совершены следующие операции, по которым заполнены соответствующие ведомости: