Порядок проведения инвентаризации расчетов
Глава 9. Порядок инвентаризации расчетов
После окончания календарного года перед составлением годовой отчетности организации должны произвести инвентаризацию расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (в том числе с банками, с бюджетом и с обособленными подразделениями организации), чтобы подтвердить правильность сумм на счетах бухгалтерского учета.
Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.
Проверке должен быть подвергнут счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами.
По задолженности работникам организации выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.
При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования и суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).
Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить:
а) правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;
б) правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
в) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
Инвентаризационная комиссия должна установить общий размер дебиторской задолженности, в том числе:
не подтвержденной дебиторами;
с истекшим сроком исковой давности, а также суммы кредиторской задолженности (за что, дата начала, документ, подтверждающий задолженность).
Заметим, что на основании статьи 307 ГК РФ должник обязан совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, а именно: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанностей.
Обязательства согласно статье 309 ГК РФ должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями самого обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
Дебиторская задолженность при расчетах за товары появляется в бухгалтерском учете в момент признания выручки и в ее размере при наличии условий, определенных ПБУ 9/99. Кредиторская задолженность возникает по операциям, которые признаются расходами при наличии условий, определенных ПБУ 10/99.
Как активы, так и обязательства отражаются в бухгалтерском балансе в зависимости от срока:
краткосрочные — если срок обращения (погашения) по ним составляет не более одного года или продолжительность операционного цикла не превышает один год;
долгосрочные — если срок обращения (погашения) по ним составляет более одного года или продолжительность операционного цикла превышает один год.
При инвентаризации необходимо устанавливать дату возникновения и срок возврата задолженности, выявляя просроченную. Напомним, что просроченной считается задолженность, не погашенная в срок, предусмотренный договором.
Кроме того, в ходе инвентаризации расчетов уточняется их оценка. Согласно статье 424 ГК РФ «исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон». В последствии изменение цены допустимо в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом.
Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности затрагивает проверку обоснованности сумм, числящихся на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», а также 68, 69, 71, 73, 79.
В отношении не оплаченных в срок расчетных документов, а также расчетов по неотфактурованным поставкам должен быть проверен счет 60. Организации направляют дебиторам выписки из лицевых счетов числящейся за ними задолженности. Организации-дебиторы должны подтвердить остаток задолженности или привести свои возражения.
Инвентаризационная комиссия проверяет документацию по дебиторской и кредиторской задолженности, устанавливает наличие договоров, момент перехода права собственности на товары по договорам купли-продажи, проверяет расчетные документы поставщика и документы, служащие основанием для их оприходования.
Если ценности поступили от поставщиков без оформления надлежащим образом сопроводительных, расчетных и платежных документов (счетов, платежных требований или других документов), то эти ценности, поступившие по неотфактурованной поставке, организация может принять к учету в оценке, предусмотренной в договоре с поставщиком (с последующим ее уточнением). Документом для принятия к учету товаров по неотфактурованным поставкам служит акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика, составленный комиссией. Обычно в состав комиссии входят представители администрации организации-покупателя, представители отправителя (поставщики или представители заинтересованной организации), а также материально ответственное лицо (лица).
Для оприходования материалов, поступивших без счета поставщика, предусмотрен акт формы N М-7.
До получения от поставщиков требуемых сопроводительных документов при получении акта, составленного комиссией, по кредиту счета 60 возможно отражение оприходованных материально-производственных запасов (МПЗ) в учетных ценах.
После поступления сопроводительных документов на отгрузку МПЗ, принятых в порядке неотфактурованной поставки, по кредиту счета 60 должна быть отражена их стоимость, указанная в расчетных документах. Кроме того, по кредиту счета 60 будет отражен налог на добавленную стоимость по поступившим МПЗ на основании счета-фактуры поставщика.
В этих случаях проверяют обоснованность цен на материально-производственные запасы, поступившие без документов поставщика с последующим их уточнением.
В бухгалтерском учете организации возможны следующие записи:
Дебет 41, субсчет «Неотфактурованные поставки» Кредит 60
— оприходованы товары без документов поставщика на основании акта по форме N ТОРГ-4 по учетным ценам;
Дебет 41 Кредит 41, субсчет «Неотфактурованные поставки»
— отражена стоимость неотфактурованных поставок после получения документов от поставщика по учетным ценам;
Дебет 41 Кредит 60
— увеличена стоимость товаров после получения расчетных документов поставщика согласно справке бухгалтера;
Дебет 41 Кредит 60
— (красное сторно) уменьшена стоимость товаров согласно справке бухгалтера после получения расчетных документов.
К счету 60 может быть открыт субсчет «Расчеты по авансам выданным». По дебету этого субсчета организации-покупатели отражают суммы авансов, выданных под поставку материальных ценностей (работ) или под оплату при частичной готовности продукции, работ. По кредиту субсчета «Расчеты по авансам выданным» отражают зачтенные поставщиком суммы ранее выданных авансов при оплате готовности изделий или законченных работ.
В бухгалтерском учете организации возможны следующие записи:
Дебет 60, субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кредит 50, 51, 52, 55
— выданы поставщику авансы или оплачена продукция, принятая при частичной готовности;
Дебет 60 Кредит 60, субсчет «Расчеты по авансам выданным»
— зачтены поставщиками при оплате законченных работ ранее выданные им авансы.
При расчетах с покупателями и заказчиками в учете, как правило, применяют счет 62. В процессе инвентаризации проверяют расчеты по не оплаченным в срок расчетным документам, расчеты по полученным авансам и векселям.
При этом следует учесть, что суммовые разницы затрагивают как счет 60, так и счет 62 в корреспонденции с другими счетами.
В бухгалтерском учете организации возможны следующие записи:
Дебет 62 Кредит 90, 91
— при фактическом поступлении денежных средств от покупателя (по курсу на день оплаты);
Дебет 50, 51 Кредит 62
— при фактическом поступлении денежных средств от покупателя (по курсу на день оплаты);
Дебет 62 Кредит 90, 91
— на положительную суммовую разницу;
Дебет 62 Кредит 90, 91
— (красное сторно) на отрицательную суммовую разницу.
Соответственно меняется НДС с положительной или отрицательной величины суммовой разницы.
Субсчет 62-1 «Расчеты по авансам, полученным в рублях» может быть открыт и использован организацией-поставщиком для учета расчетов с покупателями и заказчиками. По кредиту данного субсчета отражаются суммы:
полученной платы при частичной готовности продукции и работ — в корреспонденции со счетами денежных средств.
По дебету субсчета отражаются зачтенные покупателем (заказчиком) суммы:
платы по частичной готовности продукции и работ — при предъявлении расчетных документов за поставленные изделия полной готовности и выполненные работы.
В бухгалтерском учете организации возможны следующие записи:
Дебет 51 Кредит 62-1
— получены авансы под поставку товарно-материальных ценностей;
Дебет 62-1 Кредит 68
— отражена сумма НДС на основании документов о полученных авансах;
Дебет 62-1 Кредит 62
— зачтены покупателем суммы ранее полученных авансов при предъявлении расчетных документов за полностью произведенную продукцию и выполненные работы;
Дебет 68 Кредит 62-1
— восстановлена сумма НДС, начисленная ранее в бюджет по полученным авансам.
Инвентаризационная комиссия заполняет акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме N ИНВ-17 (последовательно с дебиторами и кредиторами) и справку к акту (приложение к форме N ИНВ-17).
В едином акте по форме N ИНВ-17 должны быть указаны:
— счета бухгалтерского учета, на которых числится задолженность;
— суммы задолженности, согласованные и несогласованные с дебиторами (кредиторами);
— суммы задолженности, по которым истек срок исковой давности.
В справке к акту указываются: наименование, адрес и номер телефона дебитора, кредитора; числится задолженность: за что, дата начала; сумма задолженности (руб. коп.): дебиторская, кредиторская; документ, подтверждающий задолженность: наименование, номер, дата. Подписанная бухгалтером справка с указанием видов задолженности в разрезе счетов бухгалтерского учета является основанием для составления акта по форме N ИНВ-17 и должна быть приложена к нему.
Комиссия проводит инвентаризацию на основании договоров, платежных документов, актов сверки расчетов, налоговых деклараций, авансовых отчетов и т.д.
Для сверки с покупателями, поставщиками (подрядчиками) и обособленными подразделениями составляют акты сверки расчетов. Акт составляют по каждому контрагенту (дебитору и кредитору) в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон.
Форма акта законодательно не утверждена. Его можно составить по такому образцу.
Инвентаризация расчетов
Образец приказа о проведении инвентаризации расчетов
Инвентаризация должна проводиться в любой организации, это установлено ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В процессе инвентаризации необходимо сопоставить фактическое наличие объектов с данными бухгалтерского учета, одним из обязательных этапов является инвентаризация расчетов.
Необходимость проведения инвентаризации
Порядок инвентаризации регламентирован Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которые утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 (далее – Приказ № 49). Также определены ситуации, в которых инвентаризация обязательна (пункты 1.5, 1.6 Приказа № 49), в частности перед составлением годовой отчетности.
Кроме того, организация сама вправе определить, когда и как проводить инвентаризацию. Например, детально порядок инвентаризации расчетов может быть предусмотрен в локальном акте, положении по инвентаризации, с указанием сроков, процедуры и порядка оформления документов.
При этом организация вправе разработать собственные формы документов или использовать унифицированные формы, в частности акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме ИНВ-17 и справку к акту, с указанием документа, подтверждающего задолженность.
Проведение инвентаризации расчетов
Инвентаризация расчетов регламентируется пунктами 3.44 — 3.48 Приказа № 49, согласно которым проверяются расчеты со всеми дебиторами и кредиторами. Необходимо проверить данные по счетам 60, 62, 68, 70, 71, 73, 76, а также расчеты с иными дебиторами и кредиторами.
Отдельно приказ о проведении инвентаризации расчетов можно не составлять, если этот этап проводится в рамках инвентаризации всех объектов и обязательств организации.
Скачать образец приказа о проведении инвентаризации расчетов
До проведения инвентаризации необходимо вести постоянную работу по контролю за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности, формировать документальное подтверждение. Часто предприятия обращают пристальное внимание на получение задолженности, но своевременное перечисление платежей имеет не меньшее значение, так как повлечет штрафные санкции, особенно в отношении бюджетных платежей, поэтому надо особое внимание обратить на налоговую инвентаризацию.
В рамках инвентаризации:
- проводится проверка наличия документов;
- осуществляется сверка с отражением в учете числящейся задолженности;
- выявляется просроченная задолженность.
При наличии большого объема операций и количества контрагентов в целях внутреннего контроля организацией может быть установлено проведение инвентаризация расчетов чаще одного раза в год.
Инвентаризация по налогам и сборам
До проведения инвентаризации необходимо провести сверку с налоговым органом по платежам в бюджет.
Согласно подп. 10, 11 п. 1 ст. 32 НК РФ предоставление справок по платежам и проведение сверок являются обязанностями налоговых органов. Результаты совместной сверки налоговых платежей оформляются актом. Порядок проведения сверки установлен п. 3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@ в редакции от 21.01.2013 «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».
Для проведения в организации инвентаризации расчетов по налогам и сборам необходимо получить акт сверки расчетов. Приказом ФНС России от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@ в редакции от 23.01.2014 утверждена форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам.
В акт инвентаризации включаются данные, исходя из акта сверки с налоговым органом, которые сверяются с отражением в учете. По результатам инвентаризации при необходимости предпринимаются меры по возврату переплаты из бюджета и погашению недоимки.
Инвентаризация расчетов с контрагентами
До проведения инвентаризации необходимо провести сверку с контрагентами – поставщиками, покупателями и иными дебиторами и кредиторами. Это может быть установлено в локальном порядке проведения инвентаризации расчетов с указанием сроков ежегодной инвентаризации и сроков начала процедуры сверки с контрагентами в рамках подготовки к годовой инвентаризации.
Акт сверки составляется в двух экземплярах и направляется всем дебиторам и кредиторам. Установленной формы не существует, поэтому организация может разработать собственную форму акта. Рекомендуется указывать достаточно подробно информацию, а не только сальдо на дату сверки.
Надо учитывать, что акт сверки – это не просто формальность для инвентаризационных документов, а документ, подтверждающий взаиморасчеты с контрагентом, и в случае разногласий акт сверки может фигурировать в суде. Поэтому необходимо отнестись ответственно и к разработке формата документа, и к внесению данных. В первую очередь необходимо указать данные контрагента, данные договора, чтобы не было разногласий, в рамках какой сделки и с кем проводится сверка. Можно подробно указать платежи, особенно если были просрочки, а также общую сумму за период. Зависит от того, насколько удобно это организации и отражает расчеты. Обязательно подписание акта сверки уполномоченным лицом контрагента. Рекомендуется проверить полномочия на подписание, особенно в случае наличия задолженности.
Инвентаризация расчетов с контрагентами является серьёзным этапом инвентаризации, и может быть выделена рабочая комиссия для проведения только этого этапа.
В процессе инвентаризации проводится сверка всех документов с данными учета, может обнаружиться ненаправление актов контрагенту или подписание с разногласиями. Поэтому надо проверить договорные условия, указание на сроки исполнения обязательств. Затем сверить их с отражением в учете задолженности и сопоставить с условиями договора.
В процессе инвентаризации выявляется и задолженность, срок взыскания которой истек. Надлежащее оформление результатов инвентаризации имеет важное значение для отражения не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете. Так, суд подтвердил правомерность доначисления налога на прибыль в связи с тем, что дебиторская задолженность была списана без документального оформления. В решении суда указано, в том числе, об отсутствии актов инвентаризации на конец налогового периода (Определение Верховного Суда РФ от 05.11.2015 N 305-КГ15-13588 по делу N А40-29510/2014 ).
Помимо инвентаризации с покупателями, поставщиками, необходимо проверить расчеты с иными дебиторами и кредиторами, в частности, провести инвентаризацию расчетов с банками, особенно при наличии кредитных обязательств.
В случае выявления сумм с истекшим сроком давности акты инвентаризации будут одним из оснований для списания таких сумм на финансовые результаты организации.
Тема 2.3 Порядок проведения инвентаризации расчетов
В результате освоения студент должен знать:
— порядок инвентаризации расчетов;
— порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;
— технологию определения реального состояния расчетов;
— порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников либо к списанию ее с учета;
Инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами предполагает проверку расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами с целью подтверждения обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Прежде чем начать проверку, комиссия должна получить от бухгалтерии организации специальную справку — приложение к форме N ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами», в которой приводят развернутую информацию по каждому дебитору и кредитору:
— наименование, адрес, телефон контрагента;
— документ, подтверждающий задолженность.
На основании справки инвентаризационная комиссия заполняет форму N ИНВ-17. В ней указывают наименование дебитора (кредитора), общую сумму задолженности с расшифровкой:
Согласно п. 1.2 Методических указаний дебиторская задолженность относится к имуществу организации, а кредиторская задолженность и резервы — к финансовым обязательствам.
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности важно провести инвентаризацию расчетов, которая заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета расчетов с банками, бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами (п. 3.44 Методических указаний).
Инвентаризация проводится путем проверки сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета на конец года, а также выявляется дебиторская и кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности.
Инвентаризация включает проверку расчетов с:
— покупателями и поставщиками (сч. 60, 62, 76);
— банками по займам (кредитам) (сч. 66, 67);
— бюджетом по налогам и сборам и внебюджетными фондами по страховым взносам (сч. 68, 69);
— работниками, в том числе подотчетными лицами (сч. 70, 71, 73, 76-4);
— другими дебиторами и кредиторами (сч. 76).
При проведении инвентаризации расчетов используются данные аналитического учета, первичные документы.
Инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками.
При инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, а также с прочими дебиторами икредиторами организации проводят сверки взаимных расчетов со своими контрагентами по состоянию на 31 декабря отчетного года, которые оформляются актами.
Акт сверки составляется отдельно по каждому дебитору и кредитору в двух экземплярах. В нем указываются дата и номер документов на отгрузку, стоимость товаров (работ, услуг), а также сумма оплаты и реквизиты платежных документов за сверяемый период (год). Один экземпляр акта остается в бухгалтерии организации, второй направляется в организацию, с которой проводится сверка. Контрагент, получивший этот акт, должен проверить все содержащиеся в нем данные и внести собственные. Выявленные расхождения он также должен зафиксировать в этом акте. После отражения всех необходимых сведений контрагент возвращает этот акт организации. Во время инвентаризации проверяются также сроки погашения дебиторской задолженности, числящейся на счетах бухучета на конец года.
Торговая организация составляет акты сверки (в двух экземплярах) со всеми своими поставщиками, покупателями и направляет их им любым удобным способом (например, доставляет курьером, почтой). Организация, получившая акты, подтверждает сумму задолженности либо (если не согласна с результатом) формирует свой акт сверки. В любом случае один экземпляр акта должен вернуться в торговую организацию с печатью, подписью уполномоченных на то лиц организации-контрагента. Подтвержденные таким образом суммы дебиторской (кредиторской) задолженности можно считать достоверными.
Результаты инвентаризации расчетов оформляются следующим образом. Сначала итоги проверки каждого дебитора и кредитора заносятся в справку, являющуюся приложением к акту по форме N ИНВ-17. В этой справке указываются:
— реквизиты каждого дебитора и кредитора организации;
— дата и причина возникновения задолженности;
Затем на основании этой справки составляется акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме N ИНВ-17.
Инвентаризация расчетов с банками
При инвентаризации расчетов с банками по полученным кредитам проверяются наличие и содержание соответствующих договоров, своевременность и правильность отражения на счетах сумм полученных и возвращенных кредитов, их целевое использование, а также правильность отражения в учете процентов за пользование заемными средствами.
Инвентаризация расчетов с бюджетом
Рассмотрим порядок проведения. В ходе инвентаризации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами сверяются данные бухгалтерского учета по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» с суммами налогов, исчисленных в налоговых декларациях, а также с суммами, перечисленными в бюджет.
Согласно Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с банками, бюджетом должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Оставлять на бухгалтерском балансе неурегулированные суммы по этим расчетам не допускается.
НК РФ п.11 статья 32 указывает, что налоговые органы обязаны: осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта.
Форма и форматы акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также порядок его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
Как правило, сверка расчетов налогоплательщика проводится налоговым органом в обязательном порядке в следующих случаях:
— ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками;
— при процедуре снятия налогоплательщика с учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
— при процедуре снятия налогоплательщика с учета при ликвидации (реорганизации) организации;
— по инициативе налогоплательщика;
— в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах
Итак, получить информацию о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам могут любое юридическое лицо и предприниматель, обратившись с заявлением в свою налоговую инспекцию. Те организации, которые представляют налоговые декларации в ИФНС в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, могут воспользоваться электронным способом подтверждения расчетов. Получить данную информацию следует на дату, максимально близкую к отчетной.
Инвентаризация расчетов с работниками организации
В процессе инвентаризации расчетов с работниками организации (счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям») могут быть выявлены невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов. Кроме того, выявляются суммы переплат работникам, устанавливаются причины их возникновения.
Итак, инвентаризационная комиссия должна подтвердить:
— либо наличие кредиторской задолженности перед работниками;
— либо наличие дебиторской задолженности работников перед организацией.
Для этого необходимо проверить документы, на основании которых задолженность возникла и, возможно, была частично погашена.
При проведении инвентаризации расчетов с работниками необходимо проверить задолженность, которая числится по счетам синтетического учета.
Инвентаризация расчетов
Инвентаризация является одним из условий, обеспечивающих достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности.
Случаи обязательного проведения инвентаризации установлены в Федеральном законе от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В частности, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности обязательна инвентаризация. Правила ее проведения определены в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 г. № 49.
Инвентаризации подлежат не только имущество организации, но и ее обязательства. Организации в процессе своей хозяйственной деятельности взаимодействуют с другими хозяйствующими субъектами (поставщиками, подрядчиками, покупателями, заказчиками и т.п.), кредитными организациями, органами государственной и законодательной власти и т.д., а также с физическими лицами.
Правильность осуществления расчетов с ними и обоснованность сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета, проверяются в процессе инвентаризации.
В ходе инвентаризации проверке подвергаются следующие виды расчетов:
- с подотчетными лицами;
- с работниками;
- с бюджетом и внебюджетными фондами;
- с банками;
- с покупателями и заказчиками;
- с поставщиками;
- со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельный баланс;
- с прочими дебиторами и кредиторами.
- На подготовительном этапе лица, ответственные за отражение соответствующих хозяйственных операций, представляют инвентаризационной комиссии:
- регистры бухгалтерского учета по счетам расчетов;
- первичные учетные документы, оформляющие хозяйственные операции по счетам расчетов;
- акты сверки.
Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна установить:
а) правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;
б) правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
в) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение). Необходимо проверить наличие первичных документов, подтверждающих произведенные подотчетным лицом расходы. Если по истечении срока, на который был выдан аванс, работник не представил в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах, выданные работнику денежные средства могут быть включены в совокупный облагаемый доход работника.
По задолженности работникам организации выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам. Следует проверить правильность начисления налогов с заработной платы, правомерность применения льгот по налогам.
Порядок проведения сверки расчетов по налогам и сборам с бюджетом приведен в Регламенте организации работы с налогоплательщиками, утвержденном приказом МНС России от 10.08.04 г. № САЭ-3-27/468@ (с изменениями и дополнениями от 16.09.04 г.). Правила сверки расчетов налогоплательщиков с бюджетом, изложенные в этом документе, применяются начиная с 1 ноября 2004 г.
Сверка расчетов с бюджетом должна проводиться в обязательном порядке в следующих случаях:
- ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками;
- при процедуре cнятия налогоплательщика с налогового учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
- при процедуре cнятия налогоплательщика с налогового учета при ликвидации (реорганизации) юридического лица;
- по инициативе налогоплательщика;
- в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.
Формы документов, которыми оформляется результат сверки, и методические указания по их заполнению утверждены приказом МНС России от 31.08.04 г. № САЭ-3-27/483 (в ред. приказа МНС России от 16.09.04 г. № САЭ-3-27/499). К ним относятся:
- Акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом — форма № 23 (полная);
- Акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом — форма № 23-а (краткая);
- Справка о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по федеральным, региональным и местным налогам — форма № 39-1.
Должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками налоговой инспекции формирует акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом по формам № 23 (полная), 23-а (краткая), справку о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по федеральным, региональным и местным налогам по форме № 39-1 на основе данных соответствующих налогового органа в двух экземплярах.
Срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней. Если обнаружены расхождения данных налогового органа и налогоплательщика, то срок проведения сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом не должен превышать 15 рабочих дней.
В случае отсутствия в форме № 23-а (краткая) расхождений данных налогового органа с данными налогоплательщика документ подписывается налогоплательщиком и должностным лицом, оформившим его. Начальник отдела работы с налогоплательщиками визирует оба экземпляра документа. Первый экземпляр подготовленного акта сверки по форме № 23-а (краткая) в течение 3 рабочих дней вручается налогоплательщику или передается в отдел финансового и общего обеспечения для отправки заказным отправлением с уведомлением. Если акт сверки расчетов с бюджетом по форме № 23-а (краткая) вручается лично, то на втором экземпляре ставится дата получения и подпись налогоплательщика. Акт сверки может быть направлен по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
При наличии расхождений между данными налогоплательщика и налогового органа должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками осуществляет сверку расчетов налогоплательщика с бюджетом по данным налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика для устранения причины возникновения разногласий. Для выявления и фиксирования причин расхождения оформляется акт сверки по форме № 23 (полная).
Если ошибка допущена по вине налогового органа, то она исправляется на основе служебной записки, поданной должностным лицом, выявившим ее, в отдел, допустивший ошибку. Служебная записка должна быть подана в тот же день. Срок для исправления ошибок — 3 рабочих дня.
После исправления всех ошибок в базе данных в течение трех рабочих дней формируется акт сверки расчетов с бюджетом по форме № 23-а (краткая) с учетом внесенных изменений в двух экземплярах. Первый экземпляр акта с подписями налогоплательщика и должностного лица отдела работы с налогоплательщиками передается налогоплательщику.
Если сверка проводится при снятии налогоплательщика с налогового учета в случае перехода из одной инспекции в другую или в случае ликвидации (реорганизации) юридического лица, документы составляются в трех экземплярах и визируются начальником отдела работы с налогоплательщиками. Первый экземпляр вручается налогоплательщику. На втором и третьем экземплярах ставится дата получения и подпись налогоплательщика. Один экземпляр документа передается в отдел, формирующий пакет документов, для последующего направления в налоговый орган по новому месту постановки на учет, другой остается в налоговом органе по месту проведения сверки.
Сверка остатков на расчетном счете на конец года обычно происходит по инициативе банка. Банк представляет организации-клиенту акт сверки остатков денежных средств на 1 января нового года в двух экземплярах. Форма акта произвольная и зависит от компьютерной программы, установленной в банке. Организация-клиент подтверждает указанный остаток. Оба экземпляра акта подписываются руководителем и главным бухгалтером организации и заверяются печатью организации. Один экземпляр возвращается в банк, второй — подшивается с инвентаризационными документами.
До начала сверки расчетов с покупателями, заказчиками, поставщиками и с прочими дебиторами и кредиторами стороны подписывают акт сверки задолженности между организациями. Форма акта произвольная и разрабатывается организацией. Акт составляется в двух экземплярах: по одному для каждого участника. Можно использовать следующую форму акта:
Акт сверки задолженности между ООО «Альфа» и ООО «Вега»
по состоянию на 31.12.04 г.
ООО «Альфа» по договору на выполнение работ по переработке давальческого сырья от 15.07.04 г. № 6 выполнило работы на сумму 354 тыс. руб., в том числе НДС 54 тыс. руб. (счет-фактура № 97 от 12.10.04 г., акт).
ООО «Вега» по договору поставки от 31.07.04 г. № 14 отгрузило материалы на сумму 188,8 тыс. руб., в том числе НДС 28 800 руб. (счет-фактура № 113 от 20.08.04 г., накл.).
ООО «Вега» перечислило также платежным поручением № 127 от 14.10.04 г. в счет частичного погашения задолженности 106 200 руб., в том числе НДС 16 200 руб.
Стороны пришли к соглашению о зачете взаимных требований по указанным договорам.
Таким образом, задолженность ООО «Вега» перед ООО «Альфа» составляет 59 тыс. руб., в том числе НДС 9 тыс. руб.