Expresspool.ru

Финансовый журнал
19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Логистические риски в цепях поставок

Логистические риски в цепях поставок

Идентификация рисков — первый этап разработки системы управления рисками цепей поставок. В статье представлена технология аудита цепей поставок с целью выявления и систематизации логистических рисков. Риски соотносятся по источникам их проявления с основным логистическими функциями и далее декомпозируются вплоть до элементарных логистических операций в зависимости от факторов определяющих их проявление. Приведен пример использования данной технологии при выявлении логистических рисков в области снабжения. Предложена программа мероприятий — направлений анализа цепей поставок, необходимых для выявления логистических рисков на этапе планирования.

Работа состоит из двух частей. В первой рассмотрены причины, которые, скорее всего, будут сильно осложнять бизнес в России ближайшие примерно пять лет. Во второй части приведены рекомендации по реальным инвестициям, ориентированные на максимально возможную защищенность инвестора.

В сборнике опубликованы материалы V Международной молодежной научно- практической конференции «Математическое и компьютерное моделирование в эконо- мике, страховании и управлении рисками». Тематика статей затрагивает круг вопросов, связанных с экономико-математическим и компьютерным моделированием и управле- нием рисками в финансовой деятельности, страховании, банковском деле, инвестиро- вании, государственном управлении экономикой, бизнес-информатике и других разде- лах экономико-математических знаний. Для сотрудников банков, финансовых и страховых компаний, экономических отделов организаций, служб управления корпоративными рисками, научных работни- ков, преподавателей и аспирантов.

Учитывая неопределенность развития рыночной ситуации, непредсказуемость действий конкурентов, неполноту информации и другие факторы, оказывающие негативное влияние на деятельность компании, ее руководству необходимо иметь представление обо всех возможных вариантах развития событий для выбора наилучшего из них. Использование метода VaR и его модификаций представляет собой наиболее эффективный подход к управлению компанией и увеличению ее стоимости.

Данное учебно-методическое пособие представляет собой комплекс экономических текстов с лексико-грамматическими и коммуникативными заданиями, направленными на закрепление узкоспециальной лексики и развитие навыков говорения на общеэкономические темы.

В работе анализируются процессы происходящие в платежах и расчетах в России, вызванные развитием информационных технологий в сфере передачи финансовой информации. Анализируются основные положения ФЗ «О национальной платежной системе РФ», предлагаются меры, направленные на развитие расчетов с помощью банковских карт.

Результаты работы предприятия в значительной степени зависят от того, какую продукцию и в каком объеме оно выпускает, каким образом будут использованы ограниченные инвестиционные ресурсы. В статье предложены методы оптимального использования заемного капитала предприятия по критерию увеличения его валовой прибыли, рассмотрены различные производственные ситуации, при которых целями привлечения заемного капитала являются увеличение номенклатуры производимой продукции и перепрофилирование производства, а также предложены методы анализа устойчивости моделей управления кредитными ресурсами.

Основой финансирования инновационных проектов, реализующих процесс создания радикальных инноваций, является венчурный бизнес. Рисковые инвестиции венчурного бизнеса по существу определяют направления технологического развития в долгосрочной и среднесрочной перспективе. В работе рассмотрено влияние на инновационные проекты венчурного типа двух видов фонового для этих проектов возмущения внешней среды: экономический кризис конца прошлого века и кризис конца первого десятилетия текущего столетия.

Рассматривается методика аудита системы внутреннего контроля организаций, использующих средства компьютерной обработки данных.

Проанализирована практика деятельности аудиторских организаций, специализирующихся на вопросах организации внутреннего контроля аудируемых лиц. Предложены программа аудита, система тестов внутренннего контроля в сределе компьютерной обработки данных. Освещаются вопросы оценки риска средств внутреннего контроля. Материал снабжен примерами из практики аудита.

Для студентов и преподавателей экономических вузов, а также аудиторов, бухгалтеров, сотрудников налоговых органов и научных работников.

Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран — участниц конференции.

В статье рассмотрены основные существующие подходы к анализу эффективности деятельности порта, проведен их сравнительный анализ и оценена применимость. В рамках концепции интегрированной логистики и управления цепями поставок портовая система исследуется в ее вовлеченности в цепи поставок различных контрагентов и происходящие в них процессы. Предложена схема интегральной оценки эффективности деятельности порта с точки зрения как ее внутренней, так и внешней системы.

• Таблица 1. Физические показатели для измерения деятельности интермодального терминала и склада • Рис. 1. Пример применения анализа общих издержек (TCA) • Рис. 2. Различия между ФСА и традиционными методами учета затрат • Рис. 3. Двухмерная модель структуры ФСА • Таблица 2. Сравнительный анализ подходов • Рис. 4. Картирование процессов и дизайн внутренней и внешней портовой системы • Рис. 5. Пример применения ФСА в порту • Таблица 3. Информация по издержкам на грузообработку контейнеров • Таблица 4. Распределение производственных накладных расходов по основным функциям • Таблица 5. Решение задачи с использованием ФСА • Рис. 6. Интегрированная модель для измерения эффективности деятельности порта

Во многих отраслях промышленности наметилась тенденция к созданию вертикально интегрированных компаний (ВИК), структура которых объединяет в единое целое всю технологическую цепочку. Эта тенденция оказалась продуктивной для нефтяного сектора, в котором необходима координация всех последовательных стадий технологического процесса: разведка и добыча нефти — транспортировка — переработка — нефтехимия — сбыт нефтепродуктов н нефтехимикатов. В статье рассмотрены особенности внедрения модуля «Управление персоналом» для предприятий нефтегазового сектора.

В статье рассматриваются различные подходы к определению стратегии на рынке. В контексте менеджмента стратегия рассматривается с различных точек зрения: как определение основных долгосрочных целей и задач развития организации, как план деятельности, как набор правил для принятия решений, как комплекс мероприятий по управлению компанией. Объединение этих позиций позволяет сформулировать единое определение стратегии и показать ее значимость для управления компанией.

В пособии представлен анализ роли международных организаций и институтов в реализации международной политики содействия развитию, прежде всего ООН и институтов системы ООН, Всемирной организации здравоохранения, «Группы восьми» и «Группы двадцати», Международного валютного фонда и институтов Группы Всемирного банка, Всемирной торговой организации и Организации экономического сотрудничества и развития. Вклад международных институтов в развитие рассматривается через призму их места в глобальной архитектуре содействия развитию, взаимодействия с национальными правительствами, донорами и партнерами программ развития, истории становления вопросов развития в повестке дня организаций и институтов. Отдельно в пособии представлены рекомендации для Российской Федерации в части выработки национальной стратегии содействия международному развитию с точки зрения имеющегося опыта сотрудничества и взаимодействия с ключевыми игроками международной политики содействия развитию.

Читать еще:  Количественная оценка рисков

Пособие предназначено для использования в рамках учебных курсов, курсов повышения квалификации специалистов в области содействия развитию или программ повышения уровня осведомленности широкой российской аудитории в области развития и содействия международному развитию.

Регулирование логистических рисков

Основные коммерческие риски предпринимательской деятельности имеют своеобразный зеркальный прообраз с позиции внутренней организации процессов управления. Данное отображение формируется в отдельную группу – логистические риски, которые, в свою очередь, связаны с действующей на предприятии логистической системой. Цепочки материальных носителей продукта по этапам деятельности занимают основные позиции среди логистических направлений менеджмента. Им сопутствуют общие и специфические риски.

Понятие и виды логистических рисков

Под логистикой в настоящей статье мы будем понимать компонент системы менеджмента компании, отвечающий за управление материальными, финансовыми и информационными потоками в процессах закупа, транспортировки, хранения, производства и сбыта материальных объектов добавленной стоимости. Под указанными объектами следует понимать сырье, комплектующие, инвентарь, товар, преобразуемые в ходе производства в продукт и реализуемые на рынке. В соответствии с определением различают следующие виды логистики:

  • закупочная;
  • транспортная;
  • складская;
  • производственная;
  • сбытовая;
  • финансовая;
  • информационная.

Логистическими рисками являются возможности наступления таких событий после принятых решений, в результате которых компания теряет полностью или частично свои материальные ресурсы, продукцию, товар, их потребительские качества, несет дополнительные логистические расходы. Логистическая система отличается своей открытостью, как минимум, на «две стороны» рыночной среды: в направлении поставщиков и в сторону покупателей. Поэтому риски системы делятся на внутренние и внешние. Управление логистикой не может оказать прямого влияния на внешние риски, в то время как внутренние риски логистики как раз являются предметом менеджмента компании.

На размещенной выше схеме представлена классификация логистических рисков, она предполагает укрупненное деление внутренних угроз на функциональные и управленческие их разновидности. С позиции особой специфики рисков нас в большей степени интересуют два рисковых блока, соответствующие транспортной и складской логистике. Остальные направления логистики имеют, как правило, достаточно глубокую проработку рисков с точек зрения коммерческой, финансовой и информационной рискологии.

Рассмотрим задачи, решаемые указанными двумя направлениями логистики. Транспортная логистика призвана получить оптимальный результат выбора типа и вида транспортного средства, маршрута движения и собственно транспортировки грузов. Результатом складской логистики является оптимизированный процесс сдачи-приемки, хранения, внутрискладского перемещения, отгрузки материальных позиций в производство и на реализацию. Среди задач, решаемых в складском хозяйстве предприятия, выделяются следующие.

  1. Приемка материалов, инвентаря, товара, его учет и размещение.
  2. Ответственное хранение товарных позиций.
  3. Обработка и переработка товара (например, сортировка и отбраковка).
  4. Управление запасами сырья, комплектующих изделий, товара.
  5. Маркировка, комплектация и упаковка товара.

В завершение приводится подробная классификация внутренних и внешних логистических рисков по основным направлениям.

Способы минимизации логистических рисков

Управление риском вполне оправданно считается лучшим способом защиты компании от потерь доходов и прибыли. Принципы управления рисками в логистике основываются на общих подходах к процедурам реагирования и регулирования вероятности проявления угроз. Основные принципы заключаются в следующем.

  1. Управление рисками производится с учетом целевых ориентиров деятельности компании и во взаимосвязи логистики с другими функциями менеджмента.
  2. Отрасль деятельности, рыночный конкурентный уровень, степень развития логистики и ее интеграции в цепочки поставок накладывают ограничения на управленческие решения, связанные с сопутствующими рисками.
  3. Реализация единой политики в отношении взаимосвязанных рисков с учетом их динамического характера.

Управление рисками оборота материальных ресурсов и товаров построено на тех же методах, что и для других типов угроз: на уклонении, передаче, локализации, распределении и компенсации. Кратко остановим внимание на специальных методах и процедурах минимизации рисков, применяемых в рассматриваемой области менеджмента. К таким методам относятся:

  • в направлении избежания рисков – своевременный отказ от ненадежных поставщиков покупателей и посредников;
  • в направлении передачи – страхование (особенно для рисков транспортировки и складирования), перекладывание ответственности на поставщиков вплоть до момента получения ТМЦ на складе компании;
  • в направлении локализации – применение альтернативных источников закупок сырья, комплектующих изделий и товара, аутсорсинга логистических операций, подключение независимых каналов продвижения и сбыта товаров и продукции;
  • в направлении диссипации (рассеивания) – диверсификация бизнес-деятельности, поставок, сбыта, распределение рисков среди участников логистических цепочек, хеджирование (распределение риска во времени);
  • в направлении компенсации – стратегическое и тактическое планирование закупа и сбыта, анализ и прогнозирование рыночной обстановки в обоих направлениях, резервирование запасов, мониторинг логистических услуг на внешнем рынке.

Выше показан пример системы мероприятий по регулированию логистических рисков. Для ее успешной реализации важно модифицировать финансовый аспект обеспечения логистической деятельности так, чтобы расходы на работу с рисками учитывались в общем контексте бюджета на логистику. В этой связи различают виды финансирования управления рисками.

  1. Дособытийное (расходы на превентивные мероприятия).
  2. Текущее (бюджет стандартного текущего управления рисками).
  3. Послесобытийное (по устранению возникшего ущерба).

В настоящей статье мы рассмотрели понятие, классификации и методы регулирования основных логистических рисков компании. Содержательная часть представляет интерес для широкой группы специалистов, занятых в сфере логистики, в области управления рисками, проект-менеджеров и их руководителей. Проектная практика развития бизнеса часто касается логистического аспекта на стадиях инвестирования и эксплуатации. Это означает, что предметная область рассматриваемых рисков должна быть знакома хотя бы в общих чертах кураторам проектов и PM.

Логистические риски: виды, классификация и методы оценки

В настоящей работе представлена статья о логистических рисках, их видах, классификациях и методах оценки. Благодаря этой статье можно узнать, как избежать рисков на предприятии или какие существуют методы их устранения.

Ключевые слова: риск, причины возникновения риска, виды рисков в логистике, классификация рисков, система «управления риском», идентификация риска, оценка рисков и определение ущербов, методы оценки рисков

T.I. Gamrekeli,

Scientific adviser — I.V. Moor,

Kansk College of technology ,

Kansk , Russia

Logistic risks: types, classification and evaluation methods

In this paper we presented an article about logistics risks, their types, classification and assessment methods. Through this article you can learn how to avoid risks in the company or what are the ways to address them.

Keywords : risk, causes of risk, types of risk in logistics, risk classification, system, risk management, risk identification, risk assessment and determination of damages, evaluation methods

При логистическом обслуживании товары испытывают множество воздействий в результате производственно — технологических операций, а общее число операций в логистике увеличивается многократно — увеличиваются число и размер рисков, разнообразных по своей природе, но по месту возникновения и характеру классифицируемых как логистические. В каждой функциональной сфере бизнеса есть собственный «набор» специфических рисков, но в логистичекой системе, кроме традиционного набора, возникают особые логистические виды рисков.

Читать еще:  Природные риски это

Понятие «риск» имеет корни в испано – португальском языке – risk – переводится как, «подводная скала», т.е. опасность. В «Толковом словаре русского языка» приводиться другое определение «риска»: «Действие на удачу, в надежде на счастливый исход», что акцентирует внимание и на другое значение понятие риск – выигрыш или дополнительная прибыль.

И все — таки понятие, «риск» – это вероятность наступления события, влекущего возникновение ущерба.

Основными причинами возникновения риска являются три фактора внешней среды, определяемые различными ситуациями или набором обстоятельств: неопределенность, случайность, противодействие, с которыми необходимо считаться, предвидеть, планировать и – если возможно – снижать, уменьшать и предотвращать.

Риски в логистики можно разделить на следующие основные виды:

1.Коммерческий риск — срывы поставок, неготовность груза в срок, нарушение сроков поставки, невыполнение финансовых обязательств сторон в логистической системе;

2.Риск утраты имущества из-за стихийных бедствий, неблагоприятных условий транспортировки;

3.Риск утраты имущества по причине забастовок, массовых волнений, военных действий;

4.Риски обусловленные нарушением техники безопасности и пожарной безопасности;

6.Риски экологические (происшествия с товаром либо не соответствия его свойств упаковке, которые может нанести ущерб окружающей среде);

7.Технический риск — отказ и поломка транспортного средства и, как следствие, возможные задержки доставки груза и повышение вероятности иных рисков;

8.Риски, причиной которых является низкая квалификация контрагентов в логистической системе — халатность, утрата документов, их задержка и т. п.;

9.Риск гражданской ответственности от нанесением ущерба третьим лицам.

Итак, под риском будем понимать возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода производственно — хозяйственной, финансовой или другой деятельности организации.

В любой практической реализации логистическая система, от процесса движения грузов до процессов перемещения заказов в рыночном пространстве, охватывает большое количество разнородных аспектов, работа которых находится под воздействием различных факторов и сопряжена с определенным риском.

В качестве признаков, на основе которых создается классификация рисков, как правило, выступают следующие:

— сферы возникновения рисков (включая внешние и внутренние факторы риска);

— возможность предвидения рисков (прогнозируемые, непрогнозируемые риски);

— типы экономических последствий от наступления рисковых событий (чистые и спекулятивные);

— характер последствий рисковых событий (катастрофически, не катастрофические);

— совокупность исследуемых инструментов или процессов (индивидуальный риск, портфельные риски);

— виды объекта исследования ( риски отдельных финансовых операций, риски отдельных финансовых инструментов, риски различных видов деятельности, в частности специфические риски различных звеньев цепи поставок в логистике);

— влияние на финансовые показатели предприятия (риски потери финансовой устойчивости, потери платежеспособности, снижение оборачиваемости, ликвидности, рентабельности);

— возможности страхования (страхуемые, не страхуемые риски);

— возможности хеджирования, (не хеджируемые риски).

В логистике в настоящее время деятельность по выявлению и оценке рисков пока не получила специальной оценки. Возникновение рисковых ситуаций неизбежно привлекает пристальное внимание к проблемам управления логистическими рисками. Решение этих проблем требует коренных преобразований в обслуживании логистических систем.

Для снижения значимости негативных явлений (рисков) обычно создается система «управления риском», которая включает ряд видов деятельности:

1.Идентификация риска — означает выявление источников риска, их видов и возможный ущерб.

К наиболее распространенным относят логистические риски, связанные с выполнением соответствующих функций: производства, хранения, маркировки и упаковки, консолидации и разукрупнения, транспортировки различными видами транспорта, документирования, расчетов, распределения и т.д.

Эксперты или специалисты могут идентифицировать грозящие риски до их появления . Важно выделить влияющие на величину риска факторы. К этим рискам относят: вид товара и его упаковку; средство транспортировки (вид транспорта, число транспортных средств и их характеристики); сроки и продолжительность транспортировки и транспортные пути и т. п. Ниже приведены виды рисков, оказывающие большое влияние на общие логистические издержки.

Идентификация риска позволяет впоследствии получить количествееную и качественную оценку риска – оценка вероятности наступления опасности, прогнозирование вероятного уровня потерь по стоимости или в натуральном измерении. Полученные оценки позволяют разработать организационно – технические мероприятия для предотвращения (контроля) риска с целью минимизации ущерба и регулирования убытков.

2. Условия поставки.

2.1 Выбор условий контракта. Здесь подробно рассматриваются условия формирования цены товара по базисным условия поставки, т.к. за этим скрывается риск недополучения прибыли. Единственным методом защиты является четкое рассмотрение структуры цены контракта.

2.2. Форс – мажорные обстоятельства. Труднее всего оценить и предотвращать риски, которые возникают в результате форс – мажорных обстоятельств.

2.3. Расторжение контракта. Подробно и четко фиксируются условия расторжения контракта – порядок возмещения убытков, выплаты неустойки, штрафов.

3. Выбор партнера — в логистической системе также позволяет снизить риски, связанные с незнанием обстоятельств и условий его деятельности

4.Оценка рисков и определение ущербов.

Способность управлять рисками, то есть снижать, компенсировать и предотвращать потери, определяется после выявления характера риска получения его количественных и качественных оценок. При оценке рисков применяются несколько основных подходов и множество методов.

Согласно теоретическому подходу риск рассчитывается:

— на основе логических рассуждений, эмпирически — путем экстраполяции прошлых ситуаций и прогнозирования их на будущее;

— на основе статистики — путем изучения статистики потерь с установлением частоты появления определенных уровней потерь;

— экспертно — на основе оценок и информации, полученной от экспертов;

— расчетно- аналитически — путем построения кривой распределения вероятностей потерь.

Выбор методов оценки риска чаще связан с обстоятельствами и необходимой точностью оценок ущербов (прибылей) от невыполнения договоров. Сделок и других операций.

Разнообразные методы оценки риска — от простейших, позволяющих сориентироваться в сложившейся ситуации, до современных математических методов — позволяют получить точные количественные оценки с прогнозируемой динамикой.

1.Простым методом является оценка риска на основе статистического подхода.

2. Методы, основанные на современном аппарате статистики, социологии, математики, финансовой математики, теории вероятностей:

2.1. Проблемно – ориентированные таблицы.

2.2. Методы социологии – сценарии, дерево решений.

2.3.Методы финансовой математики – анализ чувствительности, проверка устойчивости, анализ безубыточности, корректировка параметров.

2.4.Метод экономики – оценка платежеспособности, ликвидности и финансовой зависимости.

Читать еще:  Критерии налоговых рисков

2.5.Метод математической статистики и теории вероятности.

Результаты оценки, как правило, позволяют в дальнейшем принять решение о мерах компенсации снижения или предотвращения логистического риска, в основе которых лежат существующие и постоянно модифицируемые методы. В их числе:

1.диверсификация — распределение инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала в логистическую систему, которые непосредственно не связаны между собой, что способствует снижению риска и уменьшению потерь.

2.передача риск (снижение риска)- передающая сторона (трансфера) передает риск принимающей стороне (трансфери) на основе заключения контракта. Широко применяется при заключение строительных контрактов, аренде, лизинге, в договорах хранения, перевозке, продажи, обслуживания, снабжения, поручения, факторинга (под уступку денежного требования), биржевых сделках. Передаваться могут риски платежеспособности, имущества, ответственности, остановки деятельности;

3.лимитирование — установление придельных сумм расходов, продажи. Кредита. Используется банками при выдаче ссуд предприятиям при продаже товаров в кредит, инвесторам при определении сумм вложений капитала. Лимитирование может рассматриваться и как метод ограничения риска;

4.страхование — передача или распределение рисков, возникающих у одного лица, между рядом лиц. Используется в соответствие с действующим законодательством в различных странах — двойное страхование, перестрахование, самострахование;

5.устранение риска — отказ от некоторых видов деятельности, связанных с риском работы логистической системы, главное место занимает управление.

Библиографический список

1. Будрина Е.В. проблема выявления, идентификации и оценки логистических рисков // Материалы международной конференции «Логистика в современном бизнесе». М.: Изд-во ГУ – ВШЭ, Международный центр логистики, 2001. с.98-104.

2. Сергеев В.И. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под общ. И научн. Редакцией проф. В.И. Сергеева. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 976с.

ИСТОЧНИК: Логистика — евразийский мост : материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, — Красноярск, 2015. — 582 с. — с. 413-417

Логистические риски и пути их минимизации. Часть 1: что такое риски?

Что такое логистические риски?

В любой коммерческой деятельности всегда существует риск убытков. И логистика, конечно, не является исключением вне зависимости от того, является ли она одним из этапов коммерческой деятельности компании (1PL), либо отдельным бизнесом (2PL, 3PL, 4PL).

При этом главной задачей логистики была и остается минимизация всех возможных затрат при качественном (в срок, с приемлемыми допусками потерь и т.д.) обеспечении грузоперевозок.

В своей работе логисты могут столкнуться с:

– коммерческими рисками – нарушением сроков поставки грузов, невыполнением финансовых обязательств одной из сторон логистической цепочки и т.д. Следует отметить, что нарушение сроков может быть вызвано как объективными факторами (забастовки, неблагоприятные погодные условия, начало военных действий), так и неспособностью подрядчика выполнять взятые на себя обязательства (отсутствие оборотных средств). С высокой вероятностью можно сказать, что невыполнение финансовых обязательств одной из сторон приведет к простою груза. Как следствие, расходы, связанные с обслуживанием данного простоя, приведут к значительному повышению стоимости транспортировки;

– хозяйственно-правовыми – гражданской ответственностью, которая возникает вследствие нанесения ущерба физическим или юридическим лицам в процессе логистических действий, в том числе и третьей стороне. В данной категории рисков следует учитывать халатность самих грузовладельцев, которые игнорируют требования подготовки грузов к перевозке вследствие желания ускорить или удешевить его транспортировку.

– рисками, связанными с низкой квалификацией контрагентов, задействованных в логистической цепочке, которые могут привести к утрате документов или их задержке, проявляться в халатном отношении к выполнению своих обязанностей и взятых на себя обязательств и т.д. Следует понимать, что практически любой коммерческий груз, как правило, является неотъемлемой частью определенного заранее запланированного хозяйственного процесса. Соответственно, сбой в одном из звеньев цепочки приведет к тому, что нарушится работа всей системы. Низкая квалификация исполнителей в логистической цепочке или их халатное отношение к работе неизбежно приведут к таким сбоям. В связи с этим следует тщательно выбирать подрядчиков;

– рисками хищений, кражи или преднамеренной порчи перевозимого груза, учитывая угон транспортного средства. В данном случае, ответственность большей частью лежит на исполнителе, который обязан принять элементарные меры безопасности при перевозке или терминальной обработке. Однако со своей стороны грузоотправитель также должен следовать здравому смыслу.

– техническими рисками, связанными с эксплуатацией транспорта и технических средств, в большинстве случаев приводят к срыву сроков поставки и увеличению вероятности других рисков. Неисправность транспортных средства влечет за собой простои, нарушение сроков доставки груза, порчу груза и, как следствие, нарушение договоренностей;

– экологическими рисками – нанесением ущерба окружающей среде в результате нарушений правил транспортировки, неисправности тары или аварии при перевозке опасных грузов. Нарушение требований к упаковке опасных грузов или неправильное согласование при перевозке негабаритных грузов могут привести к тяжелым экологическим последствиям;

– форс-мажорными рисками, которые характеризуются полной непредсказуемостью (утрата имущества/груза вследствие стихийного бедствия или неблагоприятных условий транспортировки). В большинстве случаев, из-за непредсказуемости рисков данной группы, подрядчик снимает с себя ответственность за них. Необходимо учитывать данный факт и соответствующим образом страховать груз.

Также следует учитывать, что при транспортировке грузов возможно возникновение комплексных рисков, которые условно можно разделить на связанные и несвязанные. Например, при осуществлении мультимодальных перевозок существует вероятность возникновения на разных этапах рисков, которые никаким образом не связаны друг с другом. В другом случае, возникновение одного риска влечет за собой появление другого. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, при которой низкая квалификация подрядчика может привести к появлению коммерческого риска (нарушению условий поставки).

Чтобы избежать или минимизировать возможные риски, логист должен: оценивать, прогнозировать и, главное, управлять ими. Для оценок и прогнозов достаточно представлять логистическую цепочку и иметь базовый опыт, чтобы понимать, где и когда что-то может “пойти не так”.

Управление рисками логистической системы более глобально и включает в себя следующие этапы:

– оценку риска и определение возможного ущерба;

– выбор мер и методов управления риском;

– контроль и возможное устранение риска;

– оценку полученных результатов.

Умение управлять потенциальными рисками является для логиста настолько же важным, как и умение обеспечивать сам процесс транспортировки груза из точки А в точку Б. При этом, снижение рисков до приемлемого уровня позволяет существенно снизить затраты на транспортировку, избегая непредвиденных простоев и штрафных санкций за невыполнение условий поставки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector