Как определить риски на предприятии
Классификация рисков предприятия
На функционирование предприятия влияют риски в виде событий (действий), препятствующих достижению коммерческих целей (стратегических, тактических).
Характеристики рисков
Риски содержат факторы, отличающиеся по времени или месту образования, способу проявления, степени влияния на работу организации. Результатом их влияния может быть неблагоприятная ситуация в виде:
- упущенной (недополученной) выгоды;
- прямого убытка;
- отсутствия результата деятельности;
- события, способного стать причиной убытков или неполучения доходов в последующем.
Виды рисков предприятия взаимосвязаны и взаимозависимы. Изменение одного может влиять на другие, усиливая или уменьшая их выраженность.
Риски характеризуют следующие понятия:
- Экономическая сущность, связь с хозяйственной деятельностью предприятия, влияние на образование прибыли.
- Вероятность образования, проявляющаяся в том, что в хозяйственной деятельности негативное событие может произойти или нет в зависимости от ряда факторов.
- Неопределённость последствий, отсутствие закономерности. По степени риска последствия хозяйственного процесса могут изменяться в значительном диапазоне, находя отражение в виде материальных потерь и при формировании доходной части.
- Ожидаемая неблагоприятность воздействия. Последствия рисков отражаются на результатах процесса производства позитивно или негативно, но оценивать их принято с позиции возможных отрицательных последствий. В результате рисков возможна потеря прибыли и самого капитала, что чревато в критических обстоятельствах банкротством компании.
- Вариативность уровня, изменяемость из-за влияния факторов, находящихся в непрерывной динамике.
- Субъективность оценки, то есть ее неравнозначность в зависимости от ряда факторов (достоверности информации, полноты, квалификации менеджеров).
Система классификации
Классификация рисков подразумевает систематизацию их множества по разным критериям, объединяющую подмножества в единые понятия.
При создании классификации учитываются понятия, относящиеся к характеристике рисков, в числе которых:
- период образования;
- причины и явления, способствующие возникновению;
- метод подсчета;
- тип последствий;
- ареал охвата.
По периоду возникновения риски делят на:
По характеру учета риски бывают:
- Внутренние, вызванные работой компании исходя из деловой активности ее руководства, показателей специализации, производительности, стратегии маркетинга, технической оснащенности.
- Внешние, непосредственно не касающиеся производственного процесса и образуемые экономическими, политическими, географическими причинами.
В зависимости от последствий риски подразделяют на:
- Спекулятивные. Они могут стать причиной как потерь, так и добавочной прибыли из-за резких колебаний курсов валют, законодательства (по налогам), рыночной конъюнктуры.
- Чистые. Их характерной особенностью являются обязательные производственные потери из-за природных бедствий, войн, несчастных случаев.
По сфере образования риски делят на:
- Производственный, связываемый с неисполнением планов и производственных обязательств организации из-за влияния (неблагоприятного) внешних обстоятельств или ошибочного применения новых основных или оборотных средств. Основными причинами его возникновения могут быть:
- понижение планируемых объемов выпуска;
- увеличение затрат;
- оплата завышенных сумм обязательных платежей;
- несоблюдение условий поставок;
- поломка (уничтожение) оборудования.
- Коммерческий, возникающий при продаже товаров (услуг), изготовленных или приобретенных организацией. Главными причинами служат:
- понижение размера реализации по конъюнктурным или иным причинам;
- рост стоимости закупа продукции;
- уменьшение товарной массы в обращении;
- увеличение издержек.
- Финансовый, зависящий от возможности неисполнения компанией обязательств по причине:
- обесценивания портфеля инвестиций из-за колебания курсов валюты;
- непроведения проплат.
- Страховой или шанс образования страховой ситуации, оговоренной сделкой, по которой страховщик обязан оплатить возмещение.
По причинам возникновения подразделяют риски на политические (война, запрещение вывоза/завоза товаров, запрет на передвижения/перемещения через границу) и экономические, вызванные изменениями в организации или в экономике государства (колебания рыночной конъюнктуры, дисбаланс ликвидности, падение уровня управления).
Исходя из производственного процесса риски делят на:
- Организационные, возникающие из-за ошибок сотрудников или менеджмента компании, нарушений внутреннего контроля или правил выполнения работ.
- Рыночные, зависящие от конъюнктуры рынка (товарной стоимости, спроса на товар, потери ликвидности, курсовых колебаний).
- Кредитные, связанные с нарушением контрагентом срока исполнения обязательств по сделке. Имеют отношение к предприятиям с дебиторской задолженностью, к компаниям, занятым на рынке ценных бумаг.
- Юридические, когда потери возникают из-за отсутствия учета законодательных норм, их изменения в период сделки, некорректности составления документации, несоответствия законов разных государств.
- Технические и производственные, связанные с причинением вреда окружающей среде, с авариями из-за нарушения работы объекта из-за ошибок при проектировании, строительстве.
С учетом потенциальных последствий риски классифицируются на:
- Допустимые, когда из-за отсутствия некоторых действий компании угрожает потеря дохода (прибыли). В этом случае коммерческая деятельность не лишается экономической целесообразности, так как размер потерь не больше размера прогнозируемого дохода.
- Критические, при которых организации грозит утрата выручки, заведомо перекрывающей прогнозируемую прибыль. При самом плохом раскладе компании угрожает потеря всех средств, направленных на реализацию сделки.
- Катастрофические, когда предприятие теряет платежеспособность. Размер потерь может превысить размер собственного капитала предприятия. К указанной категории относятся ситуации, угрожающие экологической катастрофой или безопасности граждан.
Оценка уровня риска
Управление риском требует анализа и оценки, включающей регулярное выявление факторов и видов в сочетании с их количественным определением.
Источниками для выполнения анализа и оценки рисков являются сведения из:
- отчетности компании;
- списка штатов;
- карт технологических потоков;
- соглашений, контрактов;
- показателя себестоимости;
- финансовых (производственных) планов.
Процедура оценки включает качественный и количественный этапы.
На этапе качественной оценки выявляются источники и причины риска, работы, при которых он образуется и воздействует на хозяйственный процесс. Качественные итоги служат исходной информацией для анализа количественного, оценивающего только проблемные моменты в ходе проведения конкретной операции.
При количественном анализе определяются числовые параметры по отдельным рискам, по потенциальному урону от них. Завершением анализа является подготовка системы противодействующих мероприятий и расчет стоимости их проведения.
Количественная оценка рисков использует методы:
- статистические, изучающие вероятность ущерба по показателям предшествующего периода;
- аналитические, прогнозирующие возможность урона на основе математических моделей и используемые преимущественно для анализа угроз в проектах по инвестированию;
- экспертных оценок, совмещающих логические и статистические приемы при изучении результатов опросов, которые выступают единственным источником сведений;
- аналогов, используемых при невозможности применения иных методов и выявляющих общие зависимости для экстраполяции их на изучаемый объект.
В зависимости от типа воздействия используют следующие методы управления рисками:
- Уменьшение риска, понижающего вероятность за счет диверсификации производства, замены технологии, изменении стратегии по работе в проблемных странах.
- Сохранение риска — наблюдение без воздействия. Приемлем для ситуаций, когда граница образования проблемы находится на допустимом уровне или активные меры невозможны либо экономически не оправданы.
- Отказ от риска, предусматривающий его устранение за счет перехода на безопасную технологию, отказа от сотрудничества с сомнительным партнером, реализации проблемного актива.
- Перевод риска на иных лиц (страхование, хеджирование).
- Перевод риска на контрагента (через обязательства по контракту), когда воздействие неэффективно или невозможно, а граница риска выше допустимого показателя (штрафы, факторинг без регресса)
- Передача риска на аутсорсинг за счет вывода непрофильных функций в другие организации (деятельность по перевозкам, автоматизация учета).
Выбор методов оценки или управления производится по каждому риску отдельно с учетом вероятностного ущерба и возможности создания проблемных ситуаций.
Управление Профессиональными Рисками в Системе Управления Охраной Труда!
Приветствую, друзья! Сегодня мы рассмотрим тему, которая вызывает у специалистов по охране труда наибольшее количество вопросов – управление профессиональными рисками в системе управления охраной труда. Будем обращаться к действующим нормативным актам и различным методикам управления профессиональными рисками. Поехали …
Начнём с Конституции Российской Федерации, которая статьёй 37 устанавливает право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, и Трудовому Кодексу (далее — ТК), который статьёй 219 предоставляет работникам право на:
- получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
- отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности.
Профессиональный риск – вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору (статья 219 Трудового Кодекса).
Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков (статья 209 ТК РФ).
При реализации полномочий, предусмотренных статьёй 212 ТК, Минтруд обязывает работодателей руководствоваться Типовым положением о системе управления охраной труда, утверждённым приказом Минтруда России от 19.08.2016 г. № 438н (далее – Типовое положение), с учётом специфики своей деятельности. В связи с чем, Типовое положение содержит указание на возможную вариативность отдельных его норм при условии соблюдения государственных нормативных требований охраны труда (письмо Минтруда России от 31.10.2016 г. № 15-1/10/В-8028).
Обратившись к пунктам 33-35 Типового положения, мы видим, что они предписывают работодателю с целью организации процедуры управления профессиональными рисками исходя из специфики своей деятельности устанавливать (определять) порядок реализации следующих мероприятий:
- выявление опасностей;
- оценка уровней профессиональных рисков;
- снижение уровней профессиональных рисков.
Таким образом, управление профессиональными рисками положено в основу системы управления охраной труда (далее — СУОТ). Кроме этого, необходимость управления профессиональными рисками установлена статьёй 209 ТК, которой определено, что порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Как ни странно, на сегодняшний день Минтруд такого порядка не установил (хотя в обзоре проекта нового ТК говорится, что рекомендации по выбору метода оценки уровня профессионального риска и его снижению должны быть подготовлены Минтрудом России), но в пп.»б» п.33 Типового положения прописал, что порядок реализации оценки уровней профессиональных рисков устанавливается работодателем. И тут вспоминается текст лозунга, который был вывешен в зале клуба «Картонажник» города Васюки, где Остап Бендер давал местным любителям шахмат сеанс одновременной игры на 160 досках. В оригинале: дело помощи утопающим — дело рук самих утопающих. Иносказательно: решать свои проблемы каждый должен сам или вместе с товарищами по несчастью. Поэтому попробуем во всём разобраться.
Не секрет, что целью профессиональной деятельности специалиста по охране труда в соответствии с приказом Минтруда России от 4 августа 2014 года № 524н является снижение уровня воздействия (устранение воздействия) на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, уровней профессиональных рисков, а поэтому игнорировать эту тему не представляется возможным. Вздохнём и продолжим разбираться с обязательными требованиями.
Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда установлены разделом V Типового положения. Так, пункт 37 Типового положения обязывает работодателя определять методы оценки уровня профессиональных рисков с учётом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций и допускает использование разных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций. При этом согласно пункту 38 работодателем учитывается следующее:
- управление профессиональными рисками осуществляется с учётом текущей, прошлой и будущей деятельности работодателя;
- тяжесть возможного ущерба растёт пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности;
- все оцененные профессиональные риски подлежат управлению;
- процедуры выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков должны постоянно совершенствоваться и поддерживаться в рабочем состоянии с целью обеспечения эффективной реализации мер по их снижению;
- эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками должна постоянно оцениваться.
Пункт 39 устанавливает способы исключения или снижения уровней профессиональных рисков:
- исключение опасной работы (процедуры);
- замена опасной работы (процедуры) менее опасной;
- реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников;
- реализация административных методов ограничения времени воздействия опасностей на работников;
- использование средств индивидуальной защиты;
- страхование профессионального риска.
Всё хорошо, но где взять методику? Обратимся к международному опыту. На сегодняшний день Федеральным законом от 4 октября 2010 г. № 265-ФЗ ратифицирована Конвенция МОТ об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенция № 187). В соответствии со статьёй 3 данной Конвенции каждое государство — член содействует основополагающим принципам, таким как:
- оценка профессиональных рисков или опасностей;
- борьба с профессиональными рисками или опасностями в месте их возникновения;
- развитие национальной культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда, которая включает информацию, консультации и подготовку.
В пункте 6 Рекомендации Конвенции установлено, что государства-члены МОТ должны содействовать применению системного подхода к управлению вопросами охраны труда, изложенному в Руководстве по системам управления охраной труда ILO-OSH 2001. Действующий межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 (ILO-OSH 2001, IDT) «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» позволяет использовать международный опыт обеспечения охраны труда в организациях России, а также реализовать положения Трудового кодекса и Конвенции МОТ № 187 о применении документа ILO-OSH 2001.
На сегодняшний день в нашем распоряжении имеются ряд национальных стандартов ССБТ, содержащих рекомендации по оценке и управлению рисками, а именно:
ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков», определяющий порядок оценки рисков, связанных с ущербом здоровью и жизни работника в процессе его трудовой деятельности, и может быть использован на различных уровнях — национальном, в отрасли экономики и промышленности, в организации и на отдельном рабочем месте;
ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство», описывающий систематический и логический процесс управления риском посредством его идентификации, его анализа и последующего оценивания и определения того, будет ли риск изменен воздействием, чтобы соответствовать установленным критериям;
ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска», разработанный в дополнение к указанному выше ИСО 31000 и содержащий рекомендации по выбору и применению методов оценки риска.
ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования», устанавливающий общие требования к системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (БТиОЗ), а именно к процедуре и методологии идентификации опасностей и оценки рисков, а также приоритетность мер по снижению рисков, реализуемую при определении мер управления рисками или рассмотрении вопроса об изменении существующих мер.
Обращаем внимание, перечисленные национальные стандарты применяются работодателем на добровольной основе. Если работодатель в локальных нормативных актах не заявил об их соблюдении, то за это его не накажет ни один надзорный орган.
На этом можно выдохнуть, но применение указанных выше стандартов крайне трудоёмко и в условиях оптимизации становится практически невыполнимым.
Существует сложившая практика управления рисками путём неукоснительного исполнения государственных нормативных требований и надлежащей эксплуатации применяемого оборудования, машин, механизмов, инструментов. Так, почти во всех правилах охраны труда уже содержат перечень факторов риска и способы их ликвидации или снижения.
Наиболее адекватной основой для разработки мер по управлению уровнем профессионального риска в компании является проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ).
СОУТ — единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учётом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (статья 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
По результатам проведения СОУТ устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах, определяется перечень мероприятий по снижению рисков. Результаты СОУТ согласно статье 7 применяются, в том числе для оценки уровней профессиональных рисков. Очевидно, что уровень профессионального риска находится в тесной связи с понятием условий труда. В частности, такая взаимосвязь устанавливается основным документом, использующимся в настоящее время в нашей стране для оценки степени воздействия уровня профессионального риска на здоровье сотрудников. Речь идёт о Руководстве Р 2.2.1766-03. 2.2 «Гигиена труда. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки». Указанный нормативно-правовой акт содержит исчерпывающее описание наличия корреляции между тяжестью фактических условий труда и влиянием их на здоровье сотрудников.
Классы условий труда, категории профессионального риска и срочность мер профилактики
Руководство Р 2.2.1766-03. 2.2 содержит исчерпывающее описание взаимосвязи условий труда и уровня профессиональных рисков, однако, отмечают эксперты, практически полностью упускает из виду ещё одну важную составляющую общего объёма профессионального риска на предприятии — производственный травматизм.
Международная ассоциация социального обеспечения (МАСО) разработала Концепцию «Нулевого травматизма», или «Vision Zero«. В сентябре 2017 года на XXI Всемирном конгрессе по безопасности и гигиене труда в Сингапуре была запущена глобальная международная кампания по продвижению и реализации этой концепции. А в январе нынешнего года к ней присоединился ФСС России — МАСО вручила Фонду сертификат официального партнёра программы по продвижению Концепции «нулевого травматизма».
Как поясняют в ФСС РФ, для продвижения и реализации Концепции «Нулевого травматизма» Фонд планирует работать со страхователями, то есть работодателями, привлекать к участию в глобальной компании и разработке передовых программ охраны труда крупные предприятия и организации. В том числе будут учитываться ценные наработки, которые уже успешно применяются работодателями в разных регионах России. О них мы обязательно расскажем в наших будущих публикациях.
В рамках обмена опытом было бы интересно узнать, как вы управляете профессиональными рисками, какую методику для этого используете. Напишите, пожалуйста, в комментариях.
Заметку подготовила моя помощница по развитию официальной группы Блог—Инженера ☆ Охрана труда Светлана Подберезина.
На этом всё. Рейтинговые звёздочки по информации об управлении профессиональными рисками ждут вас ниже 😉 Спасибо за поддержку и участие!
Оценка профессиональных рисков: что, зачем и как?
Что такое оценка профессиональных рисков
Оценка профессиональных рисков работников — это оценка вероятности причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и опасных производственных факторов при исполнении обязанностей по трудовому договору. Проводить её — одна из обязанностей работодателя. Для краткости ниже будем называть эту процедуру оценкой рисков или ОПР. Кроме этого нужно снижать и выявлять риски, а также информировать работников об опасностях при выполнении должностных обязанностей на предприятии. Но обо всем по порядку.
Обратите внимание, нужно учесть и оценить опасности не только для работников предприятия, но и для подрядчиков, участвующих в производственном процессе.
В Трудовом кодексе косвенно указано, что каждый работодатель обязан оценивать риски и управлять ими. Более точно это указывается в проверочных листах ГИТ (государственной инспекции труда) и в типовом положении о СУОТ (системе охраны труда на предприятии) .
При проведении оценки профессиональных рисков оценивают не только вредные и опасные факторы, но и другие возможные риски, которые присутствуют на рабочих местах. Как правило, при исследовании рассматривают результаты специальной оценки условий труда, производственного контроля , заключений санитарно-эпидемиологического контроля, предписаний государственных органов (ГИТ, МЧС, Роспотребнадзора и т.д.). Чем больше элементов (документов, результатов, внешних и внутренних факторов) будет отражено в отчете, тем более качественным и полноценным он будет. Еще можно учитывать внешние факторы: экологическую обстановку, угрозу взрыва, ЧС, техногенных катастроф и аварий. Но обычно это касается сложных производственных предприятий.
Оценивать профессиональные риски нужно в любом бизнесе и в любом учреждении. ОПР подлежат все рабочие места: в офисе, в детском саду, в ресторане, в обувном цехе или на литейном производстве.
Опять душат бизнес проверками?
Оценка профессиональных рисков — это новая головная боль, как для руководителей, так и для специалистов, потому что необходимо учесть много тонкостей и формальностей, плюс есть ряд неопределенностей. ГИТ уже издала предписания на этот счёт.
У процедуры есть и положительные стороны: ОПР помогает проверить условия труда сотрудников, состояние помещений, зданий, оборудования, порядок в документах. При систематическом подходе, который и подразумевает процедура управления профессиональными рисками, реальные риски должны сводиться из года в год к допустимому минимуму, обеспечивая большую безопасность при выполнении рабочих обязанностей.
Самостоятельно или организация на стороне. Новые поборы?
В отличие от специальной оценки условий труда оценку рисков можно проводить самостоятельно или с привлечением экспертной компании.
Привлеку компанию. Сотрудник экспертной организации включается в комиссию по ОПР, идентифицирует опасности, проводит аудит документации и производства, затем на основании собранных данных подготавливает отчет.
На текущий момент нет специальных требований к организациям о наличии лицензии или специального разрешения на право выполнять ОПР. Поэтому при выборе лучше ориентироваться на общий опыт работы в охране труда и ценовую политику.
Почему лучше обратиться в экспертную компанию:
- ее специалисты регулярно занимаются и четко следуют методике проведения оценки профессиональных рисков;
- в работе они точно следуют нормативным документам (Приказ №77 Роструда и приказ №438Н Минтруда);
- имеется гарантия в виде договора между юридическими лицами.
При выборе компании уточните:
- что вам выдадут по результатам оценки;
- компетенцию и наличие обучения у экспертов;
- есть ли гарантия на работы;
- какова цена услуги (она не должна быть слишком низкой и высокой);
- каковы сроки выполнения работы;
- есть ли опыт выполнения оценки (объем работ по этому направлению).
- гарантия;
- сроки выполнения работ (от одного дня в зависимости от объема).
- различия в ценах на услугу;
- сложность с выбором компании.
Сделаю сам. Требований к квалификации специалистов, участвующих в оценке рисков, на данный момент нет. Есть учебные курсы, которые помогают разобраться в вопросе. Но чтобы получить недостающие знания, нужна начальная база, время, а иногда и деньги. Поэтому возникает вопрос о целесообразности такого подхода.
- относительно низкая стоимость;
- возможность получить дополнительный опыт;
- вовлеченность работников.
- вероятность получить штраф в результате проверки ГИТ;
- срок исполнения может растянуться на несколько месяцев;
- отсутствие утвержденных форм отчетных документов и методики проведения и необходимость их самостоятельной разработки.
Если в организации нет штатного специалиста по охране труда или на предприятии каждые 2-3 месяца не появляются новые рабочие места, то целесообразнее и дешевле заказать отчёт на стороне.
Существует еще третий вариант: провести самостоятельно с помощью ПО. Программа выполнит все расчеты автоматически и выдаст показатели уровней рисков. Проблемы с затратами на погружение в вопрос остаются, сокращается лишь механическая часть работы по оценке — ввод данных. Это хорошее решение для организации со штатом от 100 человек.
У меня нет рисков меня это тоже коснется? Кто не должен проводить оценку рисков?
Риски — это не только там, где опасно. Риски есть везде. Поэтому оценивать их обязаны именно организаторы производства. Стоит отметить, что не только работодатель должен оценивать риски, но и организатор производства.
Под организатором производства понимаются работодатель, наниматель, предприниматель, страхователь, подрядодатель, рискодержатель, эксплуатирующая организация, заказчик или исполнитель и т.п. Именно организатор производства занят непосредственной защитой своего предприятия и работающих на нем людей от опасностей, что обусловлено нежеланием терпеть ущерб, а также, как правило, давлением обязательных требований национального законодательства.
Компании без сотрудников. Допустим, в компании единственный сотрудник — директор. Работает он из дома, потому что офисного помещения нет. Даже в такой ситуации оценка рисков нужна, но вероятность что она когда-нибудь понадобится, как и вероятность проверок ГИТ организации с одним сотрудником, крайне мала.
Если у ИП нет сотрудников, то оценивать также ничего не нужно.
Компании без рабочих мест. Не нужно оценивать вакантные места. Нет сотрудников — нет оценки.
Когда нужно провести оценку рисков?
Четкой трактовки нет, но по закону нужно своевременно выявлять риски, как только появляется возможность травмирования не только работников, но и других участников производственного процесса.
Работаете без оценки рисков — возможно наложение штрафа до 80 000 рублей
Для тех, кто делать оценку рисков не хочет, предусмотрены штрафы (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ) . При первом нарушении:
- гендиректор или ИП заплатит от 5000 до 10 000 рублей;
- юридическое лицо — от 50 000 до 80 000 рублей.
Как соблюсти требования закона: как выполнить оценку
Сначала нужно определиться: проводить оценку самостоятельно или с привлечением экспертной компании. При выборе подрядной организации всё просто: в договоре указываются сроки, условия и цена работ. Дальше необходим только контроль за ходом выполнения задачи. Результатом работ по договору должен быть отчет или карты оценки рисков с приложениями.
Отчет утверждается работодателем, эксперт лишь ставит свою подпись. В отчете указываются методы оценки, классификатор опасностей, индивидуальные карты с указанием величин рисков по каждому рабочему месту, а также мероприятия по снижению опасностей. Подавать отчет после составления и утверждения в трудовую инспекцию не нужно. Этот документ остается у вас до момента проверки.
В случае самостоятельного выполнения порядок действий до подготовки будет следующий:
1 этап. Разработка и утверждение внутренней процедуры управления профессиональными рисками.
- Подготовка специфического для рода деятельности организации классификатора опасностей.
- Утверждение состава комиссии по оценке рисков.
- Определение методов оценки уровня профессиональных рисков.
2 этап. Выявление опасностей/Сбор исходных данных.
- Составление перечня всех источников опасностей: видов выполняемых работ, мест выполнения работ, оборудования, сырья и материалов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, зданий и сооружений.
- Выявление опасностей в отношении каждого из перечисленных источников.
3 этап. Оценка уровней профессиональных рисков.
- Оценка уровня профессионального риска с учетом вероятности и тяжести возможного ущерба.
- Ранжирование реестра рисков.
- Оценка приемлемости рисков.
4 этап. Разработка плана мероприятий по снижению рисков.
- Разработка мер по исключению и снижению рисков.
- Информирование работников об уровне рисков на их рабочих местах.
Документы для оценки рисков
Все результаты оценки рисков могут быть представлены в виде отчета, либо в виде отдельных документов. Сейчас требований по их оформлению нет. Главное, чтобы они были утверждены работодателем.
- Приказ о создании комиссии, договор со специализированной организацией.
- Методика оценки.
- Перечень мест для оценки.
- Отчет об оценке профессиональных рисков (индивидуальные карты).
- Классификатор опасностей.
- План мероприятий по управлению рисками.
- Закрепленные в документах процедуры (положении о СУОТ или иных документах).
Идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков на предприятии
Профессиональный риск — вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с законодательством Российской Федерации работодатель обязан обеспечить безопасность работников и информировать их о существующем риске повреждения здоровья на рабочих местах. Работник имеет право получать достоверную информацию о существующем риске повреждения здоровья, а также отказаться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья.
Оценка и управление профессиональными рисками является составной частью системы управления охраной труда организации, направленной на формирование и поддержание профилактических мероприятий по оптимизации опасностей и рисков, в том числе по предупреждению аварий, травматизма и профессиональных заболеваний.
В процессе управления рисками выделяют три этапа:
- идентификацию опасностей,
- оценку рисков,
- контроль рисков.
Идентификация опасностей
Выявление опасностей является начальным и самым важным этапом оценки рисков, учитывающим недостатки в охране труда, которые могут причинить вред здоровью и безопасности людей. При этом рассматриваются следующие вопросы:
- Какие опасности возникают в работе?
- Что является причинами опасности?
- Где проявляется опасность?
- Кто подвержен опасности?
- В каких ситуациях работники могут подвергнуться опасности?
Идентификация (выявление) опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, осуществляется администрацией учреждения с привлечением работника, уполномоченного исполнять обязанности специалиста по охране труда, членов комитета по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
В учреждении формируется и поддерживается в актуальном состоянии Реестр опасностей, в котором предусмотрено упорядочивание всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учётом не только штатных условий деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.
Выявление опасностей предусматривает определение и учёт опасности для здоровья работников, исходящей из характера трудовой деятельности, производственного помещения, иных рабочих зон и условий труда. Учитываются ранее выявленные опасности, а также такие факторы опасности, которые могут причинить вред в силу личных особенностей работников и факторов трудовой деятельности.
Факторы опасности фиксируются по итогам контрольного обхода рабочих мест, опроса работников, наблюдения за действиями работников во время выполнения ими трудовых функций.
Причины опасных ситуаций и событий, приводящих к ним, анализируются с точки зрения организации труда, условий труда, действий работников, соблюдения требований охраны труда, опасных приёмов трудовой деятельности, организации руководства структурным подразделением, учреждением.
Учитываются опасные ситуации, возникающие как при обычном ходе рабочего процесса, так и в исключительных и редких ситуациях. Исключительными ситуациями в учреждении можно считать следующие:
- замена работника другим (по причине отпуска, болезни и др.);
- работа практиканта;
- уборка, ремонт во время работы.
Анализ причин, приводящих к опасной ситуации, включающий установление цепи событий, приводящих к опасной ситуации, учитывается при разработке мероприятий по предотвращению рисков.
При идентификации опасностей выявляются работники, которые могут быть по разным причинам наиболее подвержены опасностям. К ним относятся молодые работники, беременные женщины, инвалиды, пожилые люди.
Оценка риска
Оценка риска – это тщательное изучение того, что может причинить вред людям в процессе трудовой деятельности. Это делается для того, чтобы можно было проанализировать, приняты ли были достаточные меры для предотвращения этого вреда.
Право проводить оценку профессионального риска имеют специалисты Роспотребнадзора, научно-исследовательских организаций и центров медицины труда(п.1.5. Р 2.2.1766-03).
Риск является сочетанием вероятности и возможной величины вреда, причиняемого опасностью. Определение величины риска производится с целью установления его степени и ранжирования факторов опасности.
Определение величины риска проводится в ситуации, соответствующей моменту контроля, без преувеличения и преуменьшения риска. В оценке необходимо стремиться к наиболее объективной величине.
Величина риска образуется из вероятности опасного события и значимости (серьезности) причиняемых им последствий. В документы оценки рисков вносится величина риска, основываясь на его последствиях. При необходимости совокупная величина может определяться по нескольким различным последствиям.
Значимость последствий означает серьезность причиняемого здоровью человека вреда, вызываемого событием, вызвавшим этот вред.
При оценке серьёзности последствий учитываются следующие факторы:
- характер причиненного вреда (незначительный / значительный);
- широта последствий (сколько лиц пострадало);
- повторяемость вредного воздействия / нет повторяемости;
- продолжительность вредного воздействия (короткая /длительная.)
Уровень серьёзности последствий, вызванных опасностью, оценивается по критериям, приведенным в таблице 1.
Таблица 1. Определение серьезности последствий