Санкционирование денежных обязательств это
Энциклопедия решений. Санкционирование оплаты денежных обязательств казначейскими органами
Санкционирование оплаты денежных обязательств казначейскими органами
Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется казначейскими органами в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) (п. 5 ст. 219, п. 5 ст. 267.1, ст. 269.1 БК РФ). Перечень необходимых для санкционирования документов, основания для отказа в санкционировании расходов определяются финансовым органом публично-правового образования в соответствии с требованиями БК РФ (письмо Минфина России от 11.07.2014 N 02-03-10/34010). На федеральном уровне Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств утвержден приказом Минфина России от 17.11.2016 N 213н (далее — Порядок N 213н) *(1).
Внимание
При подтверждении денежного обязательства и санкционировании оплаты проводится проверка соответствия получателя платежа данным, указанным в основании платежа. Учитывая, что требования об оплате по государственным (муниципальным) контрактам являются требованиями, в которых личность кредитора имеет существенное значение для должника, цессия по государственным (муниципальным) контрактам не допускается (см. письмо Минфина России от 11.03.2016 N 02-02-04/13740).
Оплата денежного обязательства может быть санкционирована органом казначейства и в случае превышения предельного размера авансового платежа, если размер авансового платежа не превышает сумму аванса, предусмотренную контрактом (см. письмо Минфина России и Федерального казначейства от 10.02.2015 NN 02-01-09/5578, 07-04-05/05-91). В то же время при подобных обстоятельствах казначейский орган, как правило, обязан довести информацию о нарушении до получателя бюджетных средств, а также обеспечить доведение указанной информации до соответствующего главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета (см., например, абзац третий п. 11 Порядка N 213н).
Примечание
Исполнение обязательств по заключенным до 1 января 2015 года договорам (соглашениям), подлежащим оплате в 2016 и (или) 2017 годах и не обеспеченных лимитами бюджетных обязательств, осуществляется при условии заключения допсоглашений об условиях их исполнения за пределами 2015 года, в которые включается определенное отлагательное условие согласно п. 1 ст. 157 ГК РФ (письмо Минфина России от 25.03.2015 N 02-02-04/16546). При наличии такого допсоглашения Уведомление о превышении бюджетным обязательством неиспользованных доведенных бюджетных данных, предусмотренное п. 2.7 Порядка N 98н, казначейским органом не оформлялось.
Оплата денежных обязательств осуществляется получателями бюджетных средств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, а по публичным нормативным обязательствам оплата может осуществляться в пределах доведенных бюджетных ассигнований (абзацы третий и четвертый п. 5 ст. 219 БК РФ).
Если в публично-правовом образовании принято решение об утверждении в целях исполнения бюджета предельных объемов финансирования, санкционирование кассовых выплат, как правило, осуществляется только в рамках этих предельных объемов, отраженных на соответствующих лицевых счетах (см., в частности, приказ Минфина России от 21.12.2015 N 204н, письмо Минфина России от 29.12.2015 N 16-02-06/77076). В этом случае независимо от суммы доведенных ЛБО и суммы уже принятых обязательств получатели бюджетных средств в течение квартала (месяца) могут оплачивать обязательства только в пределах установленной для них предельной суммы финансирования.
Бюджетное законодательство не устанавливает ограничений по срокам принятия денежных обязательств, подлежащих оплате за счет лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года (см. письма Минфина России от 26.03.2014 N 02-01-04/13195, от 27.04.2014 N 02-03-11/13600, Федерального казначейства от 21.06.2006 N 42-7.1-15/5.1-257). В частности, отсутствует запрет на погашение за счет лимитов текущего года кредиторской задолженности прошлых лет, возникшей в рамках ранее принятых бюджетных обязательств. В то же время механизм погашения такой задолженности устанавливается на уровне публично-правового образования. Так, на федеральном уровне в указанных целях предусматривается доведение до получателей бюджетных средств дополнительных лимитов бюджетных обязательств в размерах, не превышающих остаток неиспользованных по итогам прошлого года средств (пп. «а» п. 8 постановления Правительства РФ от 30.12.2016 N 1551, п.п. 6 — 8 постановления Правительства РФ от 28.12.2015 N 1456). При этом получатели средств федерального бюджета вправе использовать имеющиеся по состоянию на 1 января очередного финансового года остатки наличных денежных средств для оплаты обязательств, возникающих при осуществлении ими деятельности в нерабочие праздничные дни в январе очередного финансового года (п. 16 Порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2008 N 56н).
Внимание
Оплата денежных обязательств получателем бюджетных средств по контракту, заключенному другим получателем бюджетных средств, бюджетным законодательством не предусмотрена (письмо Минфина России от 29.01.2015 N 02-03-07/3493).
*(1) До 4 февраля 2017 санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета осуществлялось в соответствии с требованиями Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств, утв. приказом Минфина России от 01.09.2008 N 87н.
Порядок и учет санкционирования расходов
В 2016 году Министерство финансов внесло ряд изменений в собственные распоряжения относительно применения Единого плана счетов бухучета, используемого в бюджетных организациях РФ. Некоторые новшества коснулись учета денежных и авансовых обязательств по санкционированным расходам.
Рассмотрим понятие санкционирования расходов, порядок его проведения, особенности учета по нормативным требованиям, установленным последними принятыми актами Минфина РФ.
Что такое санкционирование
Санкционирование – это утверждение расходных статей бюджетных структур государством как высшей инстанцией. В эту процедуру входят:
- установление предельных размеров и количества денежных обязательств;
- контроль;
- учет.
К СВЕДЕНИЮ! Санкционирование необходимо для того, чтобы организация не брала на себя обязательств, не обеспеченных государственным финансированием, а также не рассчитывала на это финансирование по непрофильным обязательствам.
Принимаемые, отложенные и авансовые обязательства
Принимаемые обязательства – это необходимость предоставить средства из госбюджета определенному физическому или юридическому лицу на каком-либо законном основании, например, заработная плата преподавателя в государственной школе или вузе, деньги, выделенные победителю тендера госзакупок, отчисления в бюджет и т.п. Они возникают в момент, когда:
- подписывается договор на оказание услуг, выполнение работ, поставку;
- выставляется счет за коммунальные услуги;
- начисляется заработная плата и другие выплаты сотрудникам-бюджетникам;
- выдаются командировочные средства;
- вносятся деньги в государственные страховые фонды;
- платятся налоги;
- выполняются судебные постановления.
Отложенные обязательства – те необходимые платежи, величина которых на момент принятия не может быть установлена точно, либо не известно точное время их исполнения. Такие обязательства могут приниматься, если для их оплаты в бюджетном учреждении существует специальный резерв.
Авансовые обязательства – обязанность бюджетной структуры выплатить организации или физлицу средства из бюджета предварительно, до того как будут выполнены требования заключенного с ними гражданско-правового договора.
Порядок санкционирования
Основные этапы процесса санкционирования прописываются государственными нормативными актами, в частности, Бюджетным Кодексом РФ, отраслевыми нормами. Для санкционирования нужно последовательно выполнить 4 пункта:
- Утверждение сводной бюджетной росписи.
- Принятие расходно-доходных смет.
- Согласование лимитов принимаемых обязательств.
- Учет и контроль выполнения принятых обязательств.
Бюджетная роспись
В этом документе средства из бюджета распределяются по назначениям, определяются их получатели и распорядители. Ст. 217 Бюджетного Кодекса РФ говорит, что составлять ее должен тот орган, который на своем уровне отвечает за формирование проекта бюджета, затем ее утверждает глава соответствующей финансовой структуры:
- в федеральном бюджете – министр финансов РФ;
- в региональном – министр финансов данного субъекта РФ.
Средства в ней разбиваются по кварталам. После утверждения сводная смета направляется в казначейство.
Сводную смету составляют на основе росписей, которые делают главные распорядители бюджетных средств отдельно по каждому виду назначений, разбитых по статьям бюджета (существуют определенные коды).
ВНИМАНИЕ! В данную смету могут вноситься исправления, если принято законодательное требование об экономии средств бюджета, суммы по доходным статьям завышены в сопоставлении с принятыми ранее решениями либо главным распорядителем изменены получатели ассигнований.
Особенности использования расходно-доходных смет
Распорядитель бюджетных средств доводит до ведома бюджетной организации все нюансы принятых ассигнований. На основании данного уведомления формируется расходно-доходная смета, в которой необходимо отразить:
- объем получаемых средств;
- целевое назначение выделенных денег;
- распределение финансов по кварталам.
Только после утверждения данного документа учреждение может использовать выделенные из бюджета финансовые средства.
Лимиты принимаемых обязательств
Лимиты – основания для предоставления средств по покрытию принятых обязательств, отражающие возможный максимум их принятия. Их устанавливает госказначейство. В банковской системе, в отличие от бюджетного финансирования, такого понятия нет. Основанием для их установления служат данные сводной росписи.
Казначейство предоставляет сведения о лимитах главным распорядителям бюджетных средств, а они – получателям. После утверждения на уровне получателей лимиты учитываются специальным органом казначейства, которым контролируется их исполнение.
Подтверждение обязательств
После того как обстоятельства приняты (заключен договор с учетом установленных лимитов), они должны быть подтверждены. Подтверждение обязательств – проверка совпадения средств сметы и платежных документов по заключенным договорам. Подтверждение происходит перед списанием средств с бюджетных счетов. Проводит проверку орган, уполномоченный на нее госказначейством.
ИТАК, процедура санкционирования призвана исключить возможность выделения бюджетных ассигнований на нецелевое назначение либо не обеспеченных доходной частью бюджета.
Бухгалтерский учет операций по санкционированию
Осуществляется на основании «первички», принятой в финансовых требованиях соответствующей бюджетной отрасли. П. 239, 241 и 251 Инструкции по применению Единого плана счетов требует, чтобы в учете отражались операции по операциям санкционирования расходов с использованием следующих счетов:
- лимитам обязательств – счет 150201000;
- отчислениям на основании принятых смет – счет 250202000.
При этом делаются такие бухгалтерские проводки:
- дебет 150115000, кредит КРБ 150113000 – отражение сумм по лимитам принятых обязательств, доведенных до получателей, а также суммы корректировок в течение отчетного года;
- дебет 150113000, кредит 150113000 – разбивка лимитов, доведенных до получателей, по кодам статей и подстатей видов расходов бюджета;
- дебет 150113000, кредит 150211000 – учет сумм принятых обязательств (в пределах лимитов и их корректировок).
Если деятельность бюджетной организации направлена на получение дохода, проводки будут выглядеть так:
- дебет 250411000, кредит 250412000 – учет сумм ассигнований по затратам организации согласно расходно-доходной сметы;
- дебет 250412000, кредит 250212000 – отражение сумм обязательств организации в пределах выделенных ассигнований (в данном отчетном периоде).
Способы санкционирования оплат по денежным обязательствам
В мае 2010 года подвергся корректировке ряд НПА финансового характера. В частности, изменения коснулись правового положения учреждений, в результате которых данные субъекты приобрели большую самостоятельность в вопросах распоряжения материальными активами (в т. ч. деньгами) за счет ограничения контроля органами, в том числе и подразделениями Федерального казначейства. Перемены затронули санкционирование оплаты денежных обязательств, осуществляется оно с тех пор и в 2018 году в упрощенном порядке.
Общие понятия
Под санкционированием понимается утверждение расходных статей на самом высоком уровне и является одной из форм финансового контроля целевого использования средств, которые относятся к компетенции исполнительной вертикали власти. Как только представительная власть решает вопрос в пользу разрешения, исполнительная, оценивая и принимая во внимание возможности объективно, вносит подправленный проект бюджета на утверждение. Итоговые параметры ассигнований из бюджета определяются уже в момент утверждения соответствующего закона на грядущий год.
Ассигнования – границы величин денежных средств, которые на предстоящий финансовый период предусмотрены для выполнения обязательств.
Расходные обязательства – вытекающие из правовых норм разного уровня (от закона до договоров) страны, отдельного ее субъекта, муниципалитета или уполномоченного ими учреждения, предоставить населению или представителю предпринимательства, иным структурам, в т. ч. и международного масштаба, средств из конкретного бюджета (районного, городского, федерального и т. д.).
Бюджетные обязательства – расходы за счет средств казны, которые требуется реализовать в финансовом году.
Санкционирование из бюджетных средств
Финансы казны в силу п.2 ст.219 БК РФ при исполнении расходных статей подлежат прохождению разрешительной процедуры. Весь порядок санкционирования оплаты денежных обязательств состоит из нескольких самостоятельных, но последовательных этапов:
- Готовится проект сводной бюджетной росписи, который подлежит процедуре утверждения. Финансирование за бюджетные средства осуществляется императивно, т. е. в строгом соответствии с назначением. Это обеспечивается за счет поквартального распределения утвержденной годовой бюджетной росписи, за разработку которой отвечает тот же орган, что и занимается подготовкой проекта самого бюджета соответствующего уровня (ст.217 БК РФ). Виза на росписи осуществляется либо руководителем Минфина страны, либо, если речь идет о бюджете федеративного субъекта, его министром финансов, после чего направляется казначейству.
- Принятый вариант распределения бюджетных ассигнований доводится до распорядителей и получателей. Параллельно утверждаются расходно-доходные сметы по каждому субъекту. Распоряжаться средствами учреждение бюджетного сектора вправе после того, как утверждены все вышеперечисленные документы. Сводная роспись может быть пересмотрена, но только в ограниченных случаях. Так, если произведено урезание расходов, доходная составляющая оказалась выше запланированных или центральным распорядителем ассигнования были перемещены в пользу иного получателя.
- Оговариваются и сообщаются лимиты обязательств, которые получатели финансов могут принять. Для банковской схемы такой этап не характерен, но с внедрением казначейской системы реализации бюджетных статей, процедура была пересмотрена. Теперь обязательно устанавливаются лимиты, принятие и подтверждение обязательств. Такой инструмент является основанием для компенсации затрат за бюджетные финансы, ими оговариваются правомочия получателя средств на принятие обязательств. В основе определения лимитов лежит содержание сводной росписи, а также прогноз на поступления, в том числе из источников, призванных компенсировать бюджетный дефицит. Казначейство через подчиненные подразделения ставит в известность об определенных лимитах, которые, в свою очередь, ставят в известность получателей. Принятие обязательств заключается в оформлении договоров с контрагентами, на оказание тех или иных услуг (работ), затраты на которые не превысят оговоренных лимитов.
- Исполнение каждого обязательства подлежит подтверждению и выверке. Контроль за исполнением расходных статей осуществляет казначейство. Он выполняется посредством проверки через уполномоченные органы соответствия платежных документов лимитам и расходно-доходным сметам. Только после ее завершения средства подлежат списанию со счетов. Такой алгоритм призван исключить траты и финансирование платежей, не запланированных в бюджете либо которые не обеспечены через инструменты покрытия его дефицита.
Само одобрение осуществления расходной операции происходит через совершение одобрительной надписи – акцепта.
Расходы осуществляются посредством направления в подразделение казначейства страны заявки вкупе с документами, которые подтверждали принятые обязательства и обосновывали необходимость проведения операции.
При получении заявки, сотрудник казначейства изучает его и устанавливает наличие необходимых данных, среди которых:
- Код ПБС, номера необходимого лицевого счета, вида средств.
- Код КОСГУ, прописное наименование выплаты.
- Сумма расхода и НДС.
- Идентифицирующие данные (присвоенные налоговой, лицензирующим органом и т. д.) получателя.
- Номер обязательства, если он существует.
- Реквизиты чека, сведения и персональные данные лица-получателя финансов, когда используется наличность.
- Идентификационные данные договора и документа, служащего основанием.
Когда все заполнено точно, на заявке проставляется санкционирующая отметка, и документ принимается к исполнению. Перечень документов разнится от вида оплачиваемого обязательства.
Есть обязательства, которые вовсе не требуют предоставлять даже документа-основания. В их числе:
- Выплаты соц. характера.
- Казенные инвестиции хоз.субъектам, не являющихся гос. или муниципальными образованиями.
- По обслуживанию долга как государства целиком, так и местного муниципалитета и т. д.
Санкционирование из внебюджетных средств
Ранее действовала инструкция №46н, которая регулировала данные правоотношения. В нее неоднократно вносились изменения, в том числе через поправки к БК РФ. Сегодня она утратила силу.
На сегодняшний день ход санкционирования осуществляется в рамках положений кодекса и его 219 статьи.
Назначение платежей
Пакет документов, которые выступают в качестве платежных, готовит и предоставляет сам клиент в структурное подразделение казначейства. Сами документы изготавливаются посредством технических средств и в нескольких экземплярах (их количество определено нормативно). Кассовые и расчетные бумаги должны соответствовать форме и содержанию, которые установлены в совместном Положении Центробанка и Минфина.
Поле «Назначение платежа» помимо наименования прописью должно содержать код операции, который един за счет действующей классификации. Также должен быть указан лицевой счет получателя финансов, который заведен в подразделении Казначейства. Если эти данные влекут нарушение гостайны, то отражать их требуется не во всех копиях, а лишь непосредственно в платежных поручениях, которые не поступят в банк.
Нарушение правил оформления повлечет отказ, который выразится в непринятии их для исполнения. Как только нарушения будут устранены и документ будет соответствовать требования Положения, расчетная работа по нему продолжится.
Их отражение
Показатели ассигнований из бюджета отражаются через 5 раздел Плана счетов бюджетного учета (счета 05ххххххх). Трансакции санкционирования актуальных обязательств на финансовый год должны формироваться с учетом принятых, но не завершенных обязательств.
Остатки, которые числятся на аналитических позициях, подлежат переносу. Он должен быть осуществлен в первый рабочий день текущего года по справке формы 0504833.
Операции с ассигнованиями учитываются по первичным документам. Параллельно используется журнальная форма 0504064. Если к моменту окончания года есть незавершенные обязательства, и предполагается их завершение в счет лимитов грядущего периода, они подлежат переносу в новый журнал. Объем исполнений обязательств может быть пересмотрен в соответствии с тем, который планируется реализовать.
В видео будет рассказано, чем грозит неисполнение денежных обязательств:
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:
Статья 219. Исполнение бюджета по расходам
СТ 219 БК РФ
1. Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с соблюдением требований настоящего Кодекса.
2. Исполнение бюджета по расходам предусматривает:
принятие и учет бюджетных и денежных обязательств;
подтверждение денежных обязательств;
санкционирование оплаты денежных обязательств;
подтверждение исполнения денежных обязательств.
2.1. Финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом) в установленном им порядке направляет финансовому органу публично-правового образования (органу управления государственным внебюджетным фондом), бюджету которого предоставляются межбюджетные трансферты, уведомления о предоставлении субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, по форме, установленной Министерством финансов Российской Федерации.
3. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
4. Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий и осуществлением мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, в соответствии с платежными документами.
5. Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Для санкционирования оплаты денежных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам дополнительно осуществляется проверка на соответствие сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту условиям данного государственного (муниципального) контракта.
Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
Оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.
6. Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.
Комментарий к Ст. 219 Бюджетного кодекса РФ
Исполнение бюджетов включает в себя две необходимые процедуры: санкционирование и финансирование, которые, — в свою очередь, подразделяются на этапы. Процедура санкционирования включает в себя этапы составления и утверждения бюджетной росписи (см. статью 217 Бюджетного кодекса), утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях (статья 220), утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств (статья 223), принятие получателями денежных средств денежных обязательств (статья 225) и подтверждение денежных обязательств (статьи 222, 226). Процедура санкционирования расходов является основой и ключом к пониманию сущности казначейского исполнения бюджетов. Главным в процедуре санкционирования расходов бюджетов является последовательное выполнение всех стадий в том порядке, как это установлено Бюджетным кодексом. Нарушение последовательности стадий санкционирования расходов бюджетов деформирует исполнение бюджета и лишает смысла большинство норм, содержащихся в главах 24, 25 Бюджетного кодекса. Следует иметь в виду, что большое количество санкций главы 28 Бюджетного кодекса предусмотрено именно за нарушение процедуры санкционирования расходов бюджетов (например, статьи 294 — 297 Бюджетного кодекса).
Процедура финансирования является понятием более широким, чем кассовый расход, производимый со счета бюджета, в связи с чем формулировка законодателя при определении процедуры финансирования является неудачной. Статья 227 определяет финансирование только как расходование бюджетных средств, которое заключается в списании средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства. Можно сказать, что финансирование расходов бюджетов распадается на ряд самостоятельных этапов, завершающим из которых является операция по кассовому расходованию, который предваряет процедура разрешения на осуществление платежа. Такое определение финансирования расходов для федерального бюджета дано в статье 252 Бюджетного кодекса, смысл и содержание которой не совпадают с комментируемой статьей.