Общие методы денежно кредитной политики - Финансовый журнал
Expresspool.ru

Финансовый журнал
33 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общие методы денежно кредитной политики

Методы осуществления денежно-кредитной политики государства

Методы денежно-кредитной политики — совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей. Различают прямые и косвенные методы.

Прямые методы — административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги — это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка.[12] Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.

Так же различают общие и селективные методы:

ѕ Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

ѕ Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

Общими являются следующие методы денежно-кредитной политики.

1) Учетная (дисконтная) политика — один из наиболее старых и испытанных методов кредитного регулирования. Это условия, на которых центральный банк покупает векселя у коммерческих банков. Она относится к прямым методам регулирования и представляет собой вариант регулирования стоимости банковских кредитов. В случае когда предприниматель расплачивается с поставщиком не сразу, а через определенный срок, например квартал, для подтверждения отсрочки платежа он обычно выписывает вексель. Поставщик товара может либо ожидать наступления срока его оплаты, либо оплатить им свои денежные обязательства, либо реализовать его коммерческому банку. Покупая вексель, коммерческий банк тем самым осуществляет его учет, но выплачивает продавцу не всю сумму, а лишь часть, удерживая определенный процент (комиссию). Коммерческий банк в случае необходимости может переучесть полученный вексель в центральном банке, при этом последний удерживает в свою пользу также определенный процент, или учетную ставку. Устанавливая единую учетную ставку, центральный банк тем самым определяет ее самую низкую границу для коммерческих банков.

Комиссионный процент коммерческих банков превышает ставку центрального банка, как правило, на 0,5—2%.[1] Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у центрального банка сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Уменьшение учетной ставки действует в обратном направлении: вызывает рост предоставления ссуд коммерческими банками и оживление инвестиционной активности. В России функцию учетной ставки выполняет ставка рефинансирования ЦБ РФ, по которой осуществляется предоставление прямых кредитов, переучет векселей, ссуды под залог ценных бумаг, организация кредитных аукционов. При установлении учетной ставки учитывается влияние процентной политики на формирование производственных затрат и на уровень доходности вкладов физических лиц в коммерческих банках. Объем кредитов, получаемых коммерческими банками у Банка России, составляет лишь незначительную часть привлекаемых ими средств. Поэтому изменение учетной ставки центрального банка стоит рассматривать скорее как индикатор общеэкономической ситуации в стране, информирующий экономических агентов о направлении изменения инфляционной ситуации.

2) Операции на открытом рынке — продажа или покупка центральным банком у коммерческих банков ценных бумаг (государственных казначейских обязательств, а также облигаций промышленных компаний и банков и учитываемых центральным банком коммерческих векселей). Этот метод стал активно использоваться после Второй мировой войны, когда центральные банки стран в значительной мере переориентировались на косвенные методы регулирования экономики.[5] При покупке ценных бумаг увеличивается, а при их продаже уменьшается объем собственных резервов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что обусловливает изменение стоимости кредита, а значит, и спроса на деньги.

Операции на открытом рынке различаются по следующим критериям:

ѕ условия сделки — купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей (операции РЕПО);

ѕ объекты сделок — операции с государственными или частными бумагами;

ѕ срочность сделки — краткосрочные операции с ценными бумагами (до трех месяцев) и долгосрочные (от года и более);

ѕ сфера проведения операций охватывает только банковский сектор или включает в себя и небанковский сектор рынка ценных бумаг;

ѕ способы установления ставок определяются центральным банком или рынком.

3) Изменение минимальной резервной нормы. В настоящее время минимальные резервы — это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Минимальные резервы выполняют две основные функции.

Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.

Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив.[7] Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций».

Читать еще:  Как правильно привлечь деньги в дом

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положении по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

Понижение нормы денежных резервов приведет к увеличению денежного мультипликатора, а следовательно, увеличит объем той денежной массы, которую может поддерживать некоторое количество резервов. Если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликационному уменьшению денежного предложения. Этот процесс происходит очень быстро. Ибо, как только подписывается решение об увеличении резервных норм, каждый банк сразу же обнаруживает недостаточность своих резервов.[2] Он срочно продаст часть своих ценных бумаг и потребует возвращения ссуд.

Этот инструмент монетарной политики является наиболее мощным, поскольку он затрагивает основы всей банковской системы. Он является настолько мощным, что в действительности его применяют раз в несколько лет, а не каждый день, как в случае с операциями на открытом рынке.

Селективные методы денежно-кредитной политики, включают:

1) контроль по отдельным видам кредитов (кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских кредитов, ипотечного кредитования), осуществляемый, как правило, в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство ставит своей задачей перераспределение их в пользу определенных отраслей или ограничение общего объема потребительского спроса;

2) регулирование риска и ликвидности банковских операций в основном путем установления соотношения выданных кредитов с суммой собственных средств банка.

Методы денежно-кредитной политики;

Основные направления денежно-кредитного регулирования

Существует 3 основных направления денежно-кредитного регулирования:

1. Контроль над банковской системой. Государство через ЦБ воздействует на масштабы и характер деятельности частных институтов. Главная цель контроля над банковской системой – укрепление ликвидности финансово-кредитных институтов, т.е. способности своевременно удовлетворять требования вкладчиков, используя учетную (дисконтную) политику, операции на открытом рынке ценных бумаг, установление норм обязательных резервов.

2. Управление государственным долгом. При росте внутреннего государственного долга резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого ЦБ покупает или продает государственные краткосрочные облигации (ГКО), изменяет цену облигаций, условия их продажи, повышает их привлекательность.

В России в настоящее время применяется 3 основные формы управления государственным долгом:

А. Добровольный рыночный кредит – размещение государственных ценных бумаг на рынке: ГКО, облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ).

Б. Вынужденный квази- рыночный кредит – рыночное оформление фактического государственного долга: облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО) и векселя министерства финансов, которыми на министерство была переоформлена задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным по государственные программы.

В. «Дружеский» кредит ЦБ министерству финансов. Предоставляется при нехватке кредитных ресурсов для развития государственных программ поддержки некоторых отраслей народного хозяйства. (Кредит такого типа – это скрытый виток инфляции).

3. Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии используется для воздействия на хозяйственную активность и борьбу с инфляцией.

Все направления взаимосвязаны. Регулирование ликвидности финансово-кредитных институтов влияет на структуру кредитов и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночного процента. Регулирование государственного долга воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок, структуру банковских балансов, банковскую ликвидность.

Методы денежно-кредитной политики делятся на общие и селективные. Общие влияют на рынок ссудных капиталов в целом. Селективные предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм, отдельных видов деятельности.

К общим методам относятся:

— учетная (дисконтная) политика;

— операции на открытом рынке ценных бумаг;

— установление норм обязательных резервов депозитов коммерческих банков.

Учетная политика применяется с середины XIX века, когда центральный банк стал кредитором коммерческих банков.

Коммерческие банки получают кредиты под собственные долговые обязательства. Для этого им устанавливается специальная процентная ставка, так называемая ставка рефинансирования. Кредиты коммерческим банкам предоставляются как непосредственно, так и в форме переучета векселей и перезалога ценных бумаг. Учетная ставка, которую применяет ЦБ России в операциях с коммерческими банками и кредитными учреждениями, называется официальной учетной ставкой.

Этот метод играл большую роль в 30-40-х гг. Модной была политика «дешевые деньги» Кейнса. В Англии 30 – 51 г. – 2 %, США 37-48 г. –1 % , в настоящие время за рубежом учетная ставка колеблется от 2 до 15 %, отражая экономическую ситуацию в стране.

Операции на открытом рынке— продажа или покупка Центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, кредитных обязательств по рыночному или объявленному курсу. Центральный Банк покупает обязательства, переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая количество безналичных денег в обращении, активизируя финансово-кредитную сферу. Продавая ценные бумаги, Центральный Банк уменьшает активность коммерческих банков. Государственные ценные бумаги высоколиквидны и высокодоходны.

Изменение норм обязательных резервов – метод прямого воздействия на размеры инвестиций. Впервые этот метод применили в США в 1933 г. В России с 1 августа 1996 г. нормативны обязательных резервов по рублевым счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дн. составил 18%, по срочным обязательствам от 31 до 90 дн. – 14%, свыше 91 дн. – 10 %, валютным счетам – 2,5%.

К селективным методам относятся:

— контроль по отдельным видам кредитов (сельскому хозяйству, текстильной отрасли, военно-промышленному комплексу);

— регулирование риска и ликвидности банковских операций.

Контроль по отдельным видам кредитов кроме сельского хозяйства, ВПК в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку, ипотечного кредита. Регулированием кредитов государство пользуется в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов для их перераспределения в пользу отдельных отраслей.

Регулирование риска и ликвидности банковских операций государство проводит, использую законы, акты, инструкции, директивы, указания и т.д., регулирую при этом деятельность банков. Риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового состояния должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.

Например, размер кредитов, выданных одному клиенту или группе связанных между собой клиентов, составляет определенный % от суммы собственных средств банка. В США до 10%, во Франции – 75%. Во Франции, кроме того, соотношение общего объема кредитов и собственных средств меньше либо равно 20 раз.

Читать еще:  Бумажно денежное обращение это

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Методы управления государственным долгом.

2. Основные направления и инструменты денежно-кредитной политики России.

3. Современные тенденции в денежно-кредитной политике.

4. Сущность государственного кредита.

5. Какие операции осуществляет ЦБ для государства?

6. Каковы функции государства при проведении денежно-кредитной политики?

Методы денежно-кредитной политики

Эти методы делятся на две группы:

— общие (влияют на рынок ссудных капиталов в целом);

— селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.).

Охарактеризуем общие методы денежно-кредитной политики.

Учетная (дисконтная) политика является старейшим методом кредитного регулирования: она активно применяется с середины XIX в. Возникновение этого метода было связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам (учетную ставку, ставку дисконта, ставку рефинансирования), центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и в конечном итоге к сокращению кредитных операций.

Следовательно, учетная (дисконтная) политика — это условия, на которых центральный банк покупает векселя у коммерческих банков. Учетная политика относится к прямым методам регулирования и представляет собой вариант регулирования качественного параметра рынка, а именно стоимости банковских кредитов.

В тех случаях, когда предприниматель расплачивается с поставщиком не сразу после отгрузки товаров, а через определенный срок, например через 3 мес., для подтверждения отсрочки платежа они обычно выставляют вексель. Поставщик товара может использовать этот вексель следующим образом: либо ожидать поступления срока его оплаты, либо оплатить им свои денежные обязательства, либо реализовать его коммерческому банку. Покупая вексель, осуществляя тем самым его учет, Коммерческий банк оплачивает не всю сумму, а лишь ее часть, удерживая определенный процент (комиссию). Коммерческий банк в случае необходимости может переучесть полученный вексель в центральном банке. При этом последний также удерживает в свою пользу определенный процент — учетную ставку. Устанавливая единую учетную ставку, центральный банк тем самым определяет ее низшую границу для коммерческих банков. Комиссионный процент коммерческих банков превышает ставку центрального банка, как правило, на 0,5—2%.

Наибольшей популярностью учетная политика пользовалась в конце XIX — начале XX в. В 30—40-х гг. центральные банки проводили рекомендованную Дж.М. Кейнсом политику «дешевых денег», т.е. низких процентных ставок и обильного кредитования. В Англии с 1932 по 1951 г. учетная ставка сохранялась на уровне 2%, в США с 1937 по 1948 г.—1%. Большую роль в поддержании низких ставок сыграло стремление обеспечить финансирование казначейства на льготных условиях в период после Второй мировой войны. С 50-х гг. во многих странах вновь активизировалось использование учетной политики. В настоящее время за рубежом учетная ставка колеблется в достаточно широких пределах — от 2 до 15%, отражая как общие тенденции экономическою развития, так и циклические колебания конъюнктуры. Но в целом значение этого метода регулирования по сравнению с другими существенно снизилось.

В России подобную функцию (учетной (дисконтной) политики) выполняет ставка рефинансирования Центробанка РФ, т.е. предоставление кредитных ресурсов в форме прямых кредитов, переучета векселей, ссуд под залог ценных бумаг (ломбардные кредиты), а также организации кредитных аукционов. При установлении данной ставки учитывается влияние процентной политики на формирование производственных затрат и на уровень доходности вкладов физических лиц в коммерческих банках. С 30 сентября 2009 г. ставка рефинансирования составила 10 % годовых.

Операции на открытом рынке заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков ценных бумаг (преимущественно обязательств казначейских и государственных корпораций, а также облигаций промышленных компаний и банков, коммерческих векселей, учитываемых центральным банком). Они имели широкое распространение на протяжении всего послевоенного периода, что соответствовало общей тенденции перехода центральных банков к косвенным формам регулирования.

Посредством проведения центральным банком операций на открытом рынке увеличивается (при покупке ценных бумаг) или уменьшается (при их продаже) объем собственных резервов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги.

В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Центральным банком РФ государственных ценных бумаг, которые вплоть до финансового кризиса, разразившегося в августе 1998 г., обладали высокой степенью ликвидности и доходности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности. Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

• у с л о в и й с д е л к и — купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей — так называемые обратные операции (операции РЕПО);

• о б ъ е к т о в с д е л о к — операции с государственными или частными бумагами;

• с р о ч н о с т и с д е л к и — краткосрочные (до 3 мес.) и долгосрочные (от 1 года и более) операции с ценными бумагами;

• с ф е р ы п р о ве д е н и я о п е р а ц и й — охватывают только банковский сектор или включают и небанковский сектор рынка ценных бумаг;

• с п о с о б а у с т а н о в л е н и я с т а в о к — определяемые центральными банком или рынком.

Установление норм обязательных резервов коммерческих банков, с одной стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой — эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций. Изменения норм обязательных резервов — метод прямого воздействия на величину банковских резервов. Впервые данный метод применили в США в 1933 г. В отличие от операций на открытом рынке и учетной политики этот механизм денежно-кредитного регулирования затрагивает основы банковской системы и способен оказывать сильное воздействие на финансово-экономическую систему в целом. В России с 01.08.09 норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте Российской Федерации 2,5%, по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте – 2,5%, по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте – 2,5%.

Читать еще:  Этапы развития денежной системы россии

К селективным методамденежно-кредитной политики относятся следующие.

Контроль по отдельным видам кредитов. Он часто практикуется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку, ипотечного кредита. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить их в пользу отдельных отраслей или ограничить общий объем потребительского спроса.

Регулирование риска и ликвидности банковских операций. В многочисленных правительственных положениях и документах (законах, актах, инструкциях, директивах, указаниях и т.д.), регулирующих операционную деятельность банков, основное внимание уделяется риску и ликвидности банковских операций. Государственный контроль за риском усилился в последние два десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.

Поэтому во многих странах при кредитовании клиентуру банки должны соблюдать ряд принципов. Как правило, размер кредитов, выданных одному клиенту или группе «породненных» клиентов, должен составлять определенный процент от суммы собственных средств банка; так, он в США — не более 10%, во Франции — 75%. В развитых странах также определяется соотношение общего объема кредитных операций и собственных средств. Во Франции сумма всех кредитов, предоставленных банком, не должна превышать более чем в 20 раз его собственные средства.

Методы денежно-кредитной политики;

Основные направления денежно-кредитного регулирования

Существует 3 основных направления денежно-кредитного регулирования:

1. Контроль над банковской системой. Государство через ЦБ воздействует на масштабы и характер деятельности частных институтов. Главная цель контроля над банковской системой – укрепление ликвидности финансово-кредитных институтов, т.е. способности своевременно удовлетворять требования вкладчиков, используя учетную (дисконтную) политику, операции на открытом рынке ценных бумаг, установление норм обязательных резервов.

2. Управление государственным долгом. При росте внутреннего государственного долга резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого ЦБ покупает или продает государственные краткосрочные облигации (ГКО), изменяет цену облигаций, условия их продажи, повышает их привлекательность.

В России в настоящее время применяется 3 основные формы управления государственным долгом:

А. Добровольный рыночный кредит – размещение государственных ценных бумаг на рынке: ГКО, облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ).

Б. Вынужденный квази- рыночный кредит – рыночное оформление фактического государственного долга: облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО) и векселя министерства финансов, которыми на министерство была переоформлена задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным по государственные программы.

В. «Дружеский» кредит ЦБ министерству финансов. Предоставляется при нехватке кредитных ресурсов для развития государственных программ поддержки некоторых отраслей народного хозяйства. (Кредит такого типа – это скрытый виток инфляции).

3. Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии используется для воздействия на хозяйственную активность и борьбу с инфляцией.

Все направления взаимосвязаны. Регулирование ликвидности финансово-кредитных институтов влияет на структуру кредитов и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночного процента. Регулирование государственного долга воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок, структуру банковских балансов, банковскую ликвидность.

Методы денежно-кредитной политики делятся на общие и селективные. Общие влияют на рынок ссудных капиталов в целом. Селективные предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм, отдельных видов деятельности.

К общим методам относятся:

— учетная (дисконтная) политика;

— операции на открытом рынке ценных бумаг;

— установление норм обязательных резервов депозитов коммерческих банков.

Учетная политика применяется с середины XIX века, когда центральный банк стал кредитором коммерческих банков.

Коммерческие банки получают кредиты под собственные долговые обязательства. Для этого им устанавливается специальная процентная ставка, так называемая ставка рефинансирования. Кредиты коммерческим банкам предоставляются как непосредственно, так и в форме переучета векселей и перезалога ценных бумаг. Учетная ставка, которую применяет ЦБ России в операциях с коммерческими банками и кредитными учреждениями, называется официальной учетной ставкой.

Этот метод играл большую роль в 30-40-х гг. Модной была политика «дешевые деньги» Кейнса. В Англии 30 – 51 г. – 2 %, США 37-48 г. –1 % , в настоящие время за рубежом учетная ставка колеблется от 2 до 15 %, отражая экономическую ситуацию в стране.

Операции на открытом рынке— продажа или покупка Центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, кредитных обязательств по рыночному или объявленному курсу. Центральный Банк покупает обязательства, переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая количество безналичных денег в обращении, активизируя финансово-кредитную сферу. Продавая ценные бумаги, Центральный Банк уменьшает активность коммерческих банков. Государственные ценные бумаги высоколиквидны и высокодоходны.

Изменение норм обязательных резервов – метод прямого воздействия на размеры инвестиций. Впервые этот метод применили в США в 1933 г. В России с 1 августа 1996 г. нормативны обязательных резервов по рублевым счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дн. составил 18%, по срочным обязательствам от 31 до 90 дн. – 14%, свыше 91 дн. – 10 %, валютным счетам – 2,5%.

К селективным методам относятся:

— контроль по отдельным видам кредитов (сельскому хозяйству, текстильной отрасли, военно-промышленному комплексу);

— регулирование риска и ликвидности банковских операций.

Контроль по отдельным видам кредитов кроме сельского хозяйства, ВПК в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку, ипотечного кредита. Регулированием кредитов государство пользуется в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов для их перераспределения в пользу отдельных отраслей.

Регулирование риска и ликвидности банковских операций государство проводит, использую законы, акты, инструкции, директивы, указания и т.д., регулирую при этом деятельность банков. Риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового состояния должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.

Например, размер кредитов, выданных одному клиенту или группе связанных между собой клиентов, составляет определенный % от суммы собственных средств банка. В США до 10%, во Франции – 75%. Во Франции, кроме того, соотношение общего объема кредитов и собственных средств меньше либо равно 20 раз.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Методы управления государственным долгом.

2. Основные направления и инструменты денежно-кредитной политики России.

3. Современные тенденции в денежно-кредитной политике.

4. Сущность государственного кредита.

5. Какие операции осуществляет ЦБ для государства?

6. Каковы функции государства при проведении денежно-кредитной политики?

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector