Методы регулирования денежной массы
Денежная масса: Денежные агрегаты. Регулирование денежной массы в обращении
Денежная масса — это сумма наличных и безналичных денежных средств в рублях. Показателем денежной массы являются денежные агрегаты, которые отличаются по степени ликвидности. Самой высокой ликвидностью обладает денежный агрегат Мо. Денежная масса представляет собой совокупность следующих денежных агрегатов:
Мо = наличные деньги в обращении (в РФ его доля составляет 24,7% от объема денежной массы).
М1 = Мо + средства на расчетных, текущих и специальных счетах юридических лиц, средства страховых компаний, депозиты населения до востребования в банках;
М2 = М1 + срочные вклады населения в банках (в том числе Сбербанке РФ);
М3 = М2 + депозитные и сберегательные сертификаты и облигации государственного займа.
Для осуществления мер, направленных на регулирование денежной массы, проводятся мероприятия, направленные на стимулирование роста денежной массы (экспансионистская кредитная политика) и сдерживание ее увеличения (рестрикционная кредитная политика). Основные инструменты и методы регулирования денежной массы в обращении:
1. Процентные ставки по операциям Банка России. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентных ставок. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.
2. Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам банка и порядок депонирования обязательных резервов устанавливаются Советом директоров. Определяются как определенный процент от суммы обязательств банков. Зависят от вида и величины обязательств. Установление норм обязательных резервов обязывает банки хранить часть своих ресурсов на счете обязательных резервов в Банке России.
3. Операции на открытом рынке. Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.
4. Рефинансирование банков. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.
5. Валютные интервенции. Валютные интервенции – это купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
6. Установление ориентиров роста денежной массы. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной ДКП.
7. Прямые количественные ограничения. Прямые количественные ограничения – это установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.
8. Эмиссия облигаций от своего имени. Банк России в целях реализации ДКП может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.
46. Инфляция: содержание, виды и методы нейтрализации. Антиинфляционное регулирование в РФ
Инфляция представляет собой сложный социально-экономический процесс, глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства. Это процесс, характеризующийся повышением общего уровня цен в экономике и снижением покупательной способности денег. Дефляция – это процесс падения цен.
К факторам денежного обращения относятся: переполнение сферы обращения избыточной массой денежных средств за счет чрезмерной эмиссии денег, используемой на покрытие бюджетного дефицита, значительные объемы кредитной эмиссии и другие.
К неденежным факторам инфляции относятся факторы, связанные со структурными диспропорциями в общественном воспроизводстве; затратным механизмом хозяйствования; государственной экономической политикой, в том числе налоговой политикой, политикой цен, внешнеэкономической политикой.
В зависимости от преобладания факторов той или иной группы различают два типа инфляции:
1. Инфляция спроса означает нарушение равновесия между спросом и совокупным предложением со стороны спроса, т.е. избыток денежных средств приводит к спросу на товары. Излишек спроса и недостаток товаров стимулируют увеличение цен.
2. Инфляция издержек означает рост цен вследствие увеличения издержек производства. Структурная инфляция сочетает инфляцию спроса и издержек и в ее основе лежат процессы, связанные с изменениями структуры спроса. Инфляция спроса определяется следующими факторами: милитаризация экономики и рост военных расходов, дефицит государственного бюджета и рост государственного долга.
Инфляция по степени интенсивности бывает следующих видов:
1. Нормальная (ежегодные темпы прироста цен 3 – 5% в год)
2. Умеренная (ползучая) (темпы роста цен достигают до 10% в год, но не выше 50%)
3. Галопирующая характеризуется ежегодным темпом инфляции от 10 до 50% в год, иногда до 100%.
4. Гиперинфляция – это инфляция с высоким темпом роста цен, который приводит к разрушению экономики (рост цен превышает 50% в месяц или ежегодные темпы прироста цен более 100%). Характерные черты гиперинфляции:
1. Разрушение нормальных экономических отношений
2. Производители и потребители избавляются от денег, вкладывая их в непроизводительные ценности
3. Взаиморасчеты приобретают бартерный характер
4. Падает объем производства, накапливаются товары в расчете на их подорожание.
В 2010 г. инфляция составила 8,8%, в 2011 г. -6,1%, по окончании 2012 г. она может составить 7% (прогноз).
Антиинфляционная политика – комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.
В экономике наметились два направления антиинфляционной политики:
1. Дефляционная политика – процесс сдерживания денежной массы в обороте путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, увеличения налогов, повышения нормы обязательных резервов коммерческих банков, размещения государственных ценных бумаг
2. Политика доходов предусматривает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления пределов их роста.
Варианты направлений антиинфляционной политики выбираются в зависимости от их приоритетов. Если ставится цель сдерживания экономического роста, то проводится дефляционная политика, если целью является стимулирование экономического роста, то предпочтение отдается политике доходов.
В случае, когда ставится цель борьбы с инфляцией любой ценой, то используются параллельно оба метода антиинфляционной политики.
Основные направления антиинфляционной политики в России:
1. Основным фактором в борьбе с инфляцией являются улучшение общей экономической ситуации в стране, повышение инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры. Увеличение темпов роста экономики требует расширения инвестиций и инноваций для модернизации всех отраслей промышленности, а не только в экспортных отраслях топливно-энергетического комплекса.
2. Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка экономики и ее приспособление к потребностям рынка благодаря демонополизации и регулированию деятельности существующих монополий, стимулированию конкуренции в производстве.
3. Решение проблемы собираемости налогов.
4. Дальнейшее развитие и государственное регулирование валютного и финансового рынков.
5. Перестройка экспорта и импорта (переход с сырьевой ориентации экспорта на технологические виды продукции).
Регулирование денежной массы.
Основные задачи регулирования денежной массы заключаются в оптимизации количества денег в обращении, вытеснении денежных суррогатов, снижении темпов инфляции.
Объемы денежной массы регулирует Банк России, используя инструменты денежно-кредитной политики. Банк России и Минфин России разрабатывают баланс денежной сферы с учетом сводного баланса коммерческих банков. Баланс в обобщенном виде отражает динамику денежных потоков, которые должны регулироваться исходя из потребностей экономики. Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны. Роль денежно-кредитной политики в развитии экономики заключается в том, чтобы добиться максимально возможного равновесия денежного рынка, т.е. поддержать баланс между количеством денег в обращении и потребностью в них.
Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
Денежно-кредитную политику следует рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через регулирование денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок. В узком смысле такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, изменения ставки центрального банка и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок. Под валютной интервенцией понимается политика купли-продажи центральным банком иностранной валюты за национальную на валютном рынке.
Когда центральный банк продает или покупает иностранную валюту в обмен на национальную, то меняется соотношение спроса и предложения на иностранную валюту и соответственно изменяется курс национальной валюты. Если, например, Банк России продает доллары на валютной бирже, то предложение долларов увеличивается и соответственно курс их понижается, а курс рубля повышается. При скупке долларов их курс растет.
1.2.1. Виды монетарной политики:
Различают два вида денежно-кридитной политики:
1. Стимулирующая— проводится в период спада и имеет целью
«взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей. Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются:
- снижение нормы резервных требований
- снижение учетной ставки процента
- покупка центральным банком государственных ценных бумаг.
2. Сдерживающая— проводится в период бума и направлена на
снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией. Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся:
- повышение нормы резервных требований
- повышение учетной ставки процента
- продажа центральным банком государственных ценных бумаг.
Методы денежно-кредитной политики — это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.
— Операции на открытом рынке. Продажа ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческим банкам уменьшает резервы банков, а следовательно, уменьшает кредитные возможности банков, увеличивая процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.
— Изменение минимальной резервной нормы. Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.
— Изменение учетной ставки. Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.
— Политика дешёвых денег. Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.
— Политика дорогих денег. Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка. Комплекс мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля над уровнем инфляции в стране называется инфляционное таргетирование.
Выводы
Из вышесказанного вытекает, что государство, изменяя денежное предложение или уровень процентной ставки (влияя таким образом и на денежный спрос), может воздействовать на ситуацию на денежном рынке, а через него на инвестиции, сбережения, потребление и в конечном счете – на уровень производства и занятости.
Количество денег в обращении соответствует реальным экономическим отношениям. Денег всегда столько, сколько нужно, в зависимости от спроса на национальную валюту. При наличии спроса денежная масса растет без дополнительной эмиссии. Если выпуск денег опережает потребность товарооборота в деньгах, то сумма цен товаров соответственно увеличивается.
Интересная ситуация с точки зрения денежно-кредитной политики стожилась сегодня в нашей стране. В связи с неуклонно растущим долларом и евро, падением цен на нефть, Центробанк России объявил о намерениях перехода на таргетирование инфляции в 2015 году совместно с отменой валютного коридора.
Инфляционное таргетирование представляет собой скорее режим, чем строгий набор правил денежно-кредитной политики. В основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на период 2015 и 2016 годов инфляционное таргетирование определяется как режим денежно-кредитной политики, при котором установлено, что главной целью центрального банка является обеспечение ценовой стабильности. В рамках данного режима устанавливается и объявляется количественная цель по инфляции. Обычно в рамках режима таргетирования инфляции воздействие денежно-кредитной политики на экономику осуществляется через процентные ставки. Решения принимаются в первую очередь на основе прогноза развития экономики и динамики инфляции.
Методы регулирования денежной массы Центральным банком
Субъектом кредитно-денежной политики является Центральный банк страны. Он в своей деятельности независим от правительства и самостоятельную политику, лишь координируя ее с правительством.
1. Система обязательных резервов.
Меняя обязательные резервы, Центральный банк воздействует на способность коммерческих банков кредитовать экономику.
2. Регулирование ставки рефинансирования.
Ставка рефинансирования — это ставка процента, под которую Центральный банк кредитует коммерческие банки. Она влияет на ликвидность активов банков, их возможность быстро мобилизовать денежные средства. С ростом этого процента банки вынуждены держать больший резерв, что снижает мультипликатор.
3. Политика открытого рынка — воздействие на ликвидность активов банка через куплю-продажу центральным банком облигаций госзайма.
Финансовые отношения — это система денежных отношений, связанных с образованием, распределением и перераспределением, накоплением и использованием фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности хозяйствующих субъектов.
В рыночной экономике выделяют:
финансовых посредников.
способы организации их финансового взаимодействия.
1. Финансовая система, основанная на приоритете государства.
Ее черты: финансовые ресурсы сосредотачивает государство, оно же организует их распределение по определенному критерию;
предприятия и население не имеют самостоятельных полноценных источников обеспечения своей жизнедеятельности, только — для текущего потреб-ления;
предприятия и население не имеют свободы выбора направлений своего развития. Основные параметры их воспроизводства определяет государство.
2. Финансовая система, основанная на приоритете населения и фирм.
Ее черты: население и фирмы несут полную нагрузку обеспечения своего расширенного воспроизводства, имеют независимые источники своего развития;
государство сосредотачивает у себя часть доходов на основе принятых обществом правил, которые законодательно закрепляются (налоговое, бюджетное, пенсионное законодательство).
Финансы государства представляют собой особую сферу денежных отношений, связанных с обеспечением деятельности государства, выполнением им экономических и социальных функций, перераспределением произведенного в обществе ВНП в интересах достижения экономически и социально сбалансированного экономического роста.
Функции:
1. Фискальная — сосредоточение ресурсов, необходимых для правительственной деятельности (исполнительной, законодательной, судебной, правоохранительной, оборонной и т.п.).
2. Экономическое регулирование.
3. Социальное регулирование.
15.1.3 Основные направления расходов государства в рыночной экономике.
В рыночной экономике государство призвано лишь компенсировать недостатки рынка, ведущие к неэффективному распределению ресурсов.
Направления государственных расходов:
1. Государство финансирует производство общественных благ, которые не могут производиться частным сектором, так как эффект от потребления общественного блага не имеет индивидуальной оценки (оборона, охрана правопорядка, защита от наводнений и т.п.).
Государства финансирует и те производства, продукция которых имеет промежуточный характер между частным и общественным благом (здравоохранение, образование и т.п.).
Кроме того, государство часто берет на себя производство естественной монополии, так как частное производство в условиях естественной монополии ведет к завышению цен и снижению объемов выпуска.
Расходы на производство данных товаров относят к государственным закупкам товаров и услуг.
2. Государство берет на себя функции по обеспечению всех членов общества определенным набором насущных благ. Насущные блага — это такие блага, которые, по мнению общества, люди должны потреблять или получать вне зависимости от их расходов. К ним относят еду, жилье, образование, здравоохранение на определенном минимально приемлемом для данного общества уровне.
Бюджет — это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного времени, чаще всего, одного года.
Бюджетная система России включает:
1. Федеральный бюджет (государственный бюджет).
2. Бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.
3. Внебюджетные фонды.
Внебюджетные фонды — это особая форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования различных государственных расходов помимо бюджета. Устанавливаются специальные налоги и сборы. Средства используются целенаправленно, не растворяясь в бюджете (Фонд государственного социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Дорожный фонд и т.п.).
Консолидированный бюджет (бюджет расширенного правительства) представляет собой совокупность бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.
Бюджетный централизм — означает сосредоточение всех финансовых средств в центре и их централизованное распределение по регионам страны.
Бюджетный (фискальный) суверенитет — означает сосредоточение всех налоговых поступлений в регионе и долевое отчисление фиксированной суммы в центр. Так называемое одноканальное налогообложение.
Бюджетный (фискальный) федерализм — это система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления, основанная на следующих принципах:
1. Многоуровневость бюджетной системы.
2. Самостоятельность бюджетов разных уровней, связанная с закреплением за ними определенных экономических и социальных функций.
Производство национальных общественных благ (оборона, правопорядок, общенациональная инфраструктура и т.п.) финансируется из федерального бюджета.
Производство местных общественных благ (библиотеки, среднее образование, местные дроги и т.п.) — из бюджетов региона и местных органов власти.
3. Обладание бюджетами разных уровней независимыми источниками поступлений:
надбавки к федеральным налогам, свои налоги.
4. Невозможность изъятия средств у нижестоящего бюджета и специальные процедуры разрешения конфликтов. Бюджетное выравнивание — дотирование из федерального бюджета регионов, не имеющих достаточных средств для финансирования расходов.
Госбюджет — это централизованный денежный план государства. Он утверждается в Государственной Думе РФ.
Дефицит — это такое состояние государственного бюджета, когда его расходная часть больше доходной. Государство вынуждено обращаться к заимствованиям.
Профицит — это такое состояние бюджета, когда доходы превышают расходы. Первичный профицит — превышение доходами всех расходов, за ис-ключением расходов по обслуживанию государственного долга.
Государственный долг — это накопленная за ряд лет задолженность государства.
Налогообложение основывается на двух этических принципах:
Принцип горизонтальной справедливости: субъекты, равные по сути, должны платить равные налоги.
Принцип вертикального выравнивания предполагает, что люди, находящиеся в неравном положении должны платить разные налоги. Кто получает больше, тот и должен платить больше.
Выделяют два способа налогообложения:
Налогообложение на основе полученной выгоды: различные члены общества должны платить налог пропорционально получаемой выгоде. Сфера его действия — использование общественной инфраструктуры.
Налогообложение на основе платежеспособности: сумма налога устанавливаемая тем или иным людям должна быть связана с их доходами или благосостоянием. Оплата услуг государства должна быть выше для богатых и ниже для бедных.
Критерий эффективности означает стремление минимизировать отрицательные последствия налогообложения для процесса перераспределения ресурсов.
Налоговый клин — разница между ценой блага или ресурса для покупателя и ценой, которую получает его продавец. Возникает искажение в распределении ресурсов, суть которого заключается в сокращении предложения данного блага или ресурса.
Избыточное налоговое бремя — это — потери для общества чистой выгоды, связанные с падение потребления и производства ниже их оптимального уровня.
Избыточное бремя = общее бремя налогов — налоговые поступления.
Налоги оказывают негативное воздействие на экономическую деятельность:
1. Они влияют на решение населения о сбережениях и инвестициях:
снижаются чистые доходы и уровень сбережений;
экономическая деятельность переносится в те сферы, где более благоприятный налоговый режим.
2. Они сокращают количество рабочих часов.
Налогами облагаются: доходы (денежный поток), имущество, трансакции. Все налоги делятся на две группы:
1. Прямые налоги — это те налоги, которыми непосредственно облагаются люди и фирмы: подоходный, на прибыль, на собственность, социальный налог.
2. Косвенные налоги — это те налоги, которыми облагается товар или услуга и которые платит потребитель, покупая товар: НДС, налог на продажи, акцизы, таможенные пошлины и т.п.
Прямые и косвенные налоги оказывают разное воздействие на экономическое поведение людей.
Основные налоги:
1. Индивидуальный подоходный налог является налогом на совокупный доход. Он устанавливается в соответствие с принципом платежеспособности, т.е. люди с более высокими налогами платят больший налог.
Предельная ставка налогообложения — это дополнительная величина налога, уплачиваемая на каждый дополнительный рубль дохода.
С 2001 года в РФ установлена единая ставка подоходного налога — 13%.
Средняя ставка налога является отношением общей суммы налогов к величине дохода.
2. Социальный налог представляет собой отчисления в социальные фонды. Считается, что люди недостаточно предусмотрительны для того, чтобы обеспечить свои собственные нужды в старости или в случае нетрудоспособно-сти.
3. Налог на прибыль взимается с балансового дохода фирмы.
4. Поимущественные налоги — налоги на имущество, наследство и дарения.
5. Налоги на товары и услуги:
налог на добавленную стоимость, взимается на всех стадиях производства.
Добавленная стоимость = цена — затраты на покупку факторов.
налог с продаж: до 5%;
Налоговая система является прогрессивной, если после выплаты налогов неравенство в экономическом положении сокращается.
Налоговая система является регрессивной, если после выплаты налогов неравенство в экономическом положении возрастает.
Налоговая система является пропорциональной, если налог не оказывает влияния на степень неравенства.
Регулирование денежной массы
Основными задачами регулирования денежной массы являются оптимизация количества денег в обращении, вытеснение денежных суррогатов. В нормальной экономике и естественных рыночных условиях количество платежных средств регулируется объемом выпуска продукции и изменением цен.
К. Маркс вывел формулу количества денег в обращении при равновесии на рынке и продаже за живые деньги. Оно определяется как сумма цен товаров минус товары, проданные в кредит, плюс деньги, необходимые для наступивших платежей, минус взаимопогашающиеся платежи и обратно пропорционально скорости обращения одноименных денежных единиц.
Если бумажных денег выпускается больше, чем необходимо для обращения полноценных денег, сумма цен товаров соответственно увеличивается. Рынок приравнивает бумажные деньги к тому количеству полноценных денег, которое они реально представляют.
Денег в обращении всегда столько, сколько нужно, каков спрос на национальную» валюту. При наличии спроса денежная масса растет без дополнительной эмиссии (действие мультипликатора). Но платежеспособный, т.е. оплаченный товарами, спрос на рубли, естественно, искажается, если можно за товар заплатить чем-либо другим.
В формуле рыночного равновесия, известной как уравнение Фишера: MV = PQ, при бартерных операциях количество денег (М) можно разделить на две части: реальные деньги (М2) и заменители (Мх), тогда М = М2 + Мх. Вытеснить Мх можно только эмиссией.
Скорость обращения денег (V) зависит от соотношения склонности населения к потреблению и сбережению; если склонность к сбережению понижается, то вклады в банках уменьшаются. Денежное сжатие приводит к замедлению скорости обращения денег, что следует из преобразования вышеприведенной формулы:
Чем меньше знаменатель, тем больше результат, т.е. длиннее цикл оборота денег. Замедление скорости обращения вызывает рост спроса на деньги:
Чем меньше скорость оборота (знаменатель), тем больше их требуется для обращения. Такой результат не наблюдается, лишь если при сокращении денежной массы снижаются рыночные цены. Следовательно, в сжатии денежной массы заложено противоречие, и если оно не разрешается, то появляется диспропорция между материальными и денежными ресурсами, прерывается денежное обращение, растут неплатежи, в том числе и в бюджет, из бюджета, между хозяйствующими субъектами, т.е. наступает платежный кризис в сфере частных и государственных финансов. В производственном секторе это ведет к нехватке оборотных средств, угнетению деловой активности.
Объемы денежной массы регулирует Банк России, используя инструменты денежно-кредитной политики. Банк России и Минфин России разрабатывают баланс денежной сферы с учетом сводного баланса коммерческих банков. Баланс в обобщенном виде показывает динамику денежных потоков, которые должны регулироваться исходя из потребностей экономики.
Для анализа движения денег используются показатели состава и структуры денежной массы, включающей следующие денежные агрегаты:
Ml — денежная база, т.е. деньги, выпущенные Банком России (без учета наличности в хранилищах), включая обязательные резервы коммерческих банков в Банке России. Ее динамика определяется политикой Банка России по кредитованию коммерческих банков, операциями на вторичном РЦБ и валютном рынке.
М2 — денежная масса, т.е. наличные и безналичные деньги, принята в качестве основного показателя денежного обращения, монетизации экономики.
Объем денежной массы определяется на основе выявления корреляции между динамикой ВВП и денежным предложением, учитывается скорость обращения денег.
В мировой практике применяется норматив монетизации (отношение количества денег к ВВП) — 60—80%. В Швейцарии она составляет 138%, США — 120, Японии — 112, Китае — 110, Великобритании — 109, Германии — 67; в бывшем СССР— 70%; в России — 14%.
Высокая монетизация объясняется свободной конвертацией валюты с оседанием ее за рубежом. В России количество денег соответствует реальным экономическим отношениям. Банк России удовлетворяет спрос на деньги и имеет запасы наличности.
Структура денежной массы выявляет также соотношение между наличными и безналичными деньгами (табл. 5.3). Более 40% денежной массы приходится на наличные деньги (в развитых странах — 4%), такой высокий показатель создает условия для роста теневого сектора, уклонения от уплаты налогов, затрудняет эффективное регулирование денежных потоков.
Таблица 5.3.Объем и структура М2 в 1998 г.
В стране обращаются как минимум 4 средства платежа: рубль, доллар, бартер, зачет*. И это вызывает сбои в денежном обращении. Так, при сокращении денежной массы и росте объема наличных денег последние переводятся в иностранную валюту. Наличных долларов обращается в 2 раза больше наличных рублей (по курсу), 2/3 сбережений население хранит в долларах. Важным средством регулирования денежного обращения является эмиссионная политика. В макроэкономическом смысле эмиссия — это устранение кассового разрыва. На основе анализа финансового баланса страны выявляется недостающая сумма денег, которая вписывается в доходную часть бюджета, распределяется по статьям, после этого могут печататься дополнительно денежные знаки.
* Доля «живых» денег в расчетах за январь 2000 г. составила: по системе РАО «ЕЭС России» 32,5%; ОАО «Газпром» — 18; МПС России — 60,5, по трем естественным монополиям в целом — 32,6%.
Эмиссия необходима при любой модели развития. В плановой экономике кассовый разрыв обычно обусловливается потребностями производства. При переходе к рынку эмиссия оторвалась от реального сектора, денежные ресурсы стали обслуживать в основном операции на финансовых рынках. И при ненадежном государственном регулировании финансовых рынков, когда кредиты под оборотные средства предприятиям оказываются на валютном рынке, возможен рост инфляции.
Инфляция означает переполнение обращения избыточной по сравнению с потребностями товарооборота массой бумажных денег, их обесценение по отношению к реальному денежному эквиваленту. На инфляцию могут влиять кроме эмиссии также монополизм производителей, рост издержек производства, косвенных налогов и другие факторы. Ее следствием является повышение цен, падение курса национальной валюты.
При плановой экономике цены удерживаются в заданных параметрах и инфляция в открытой форме не проявляется. Но обратной стороной подавления инфляции таким способом становится товарный дефицит. В рыночной экономике в зависимости от масштаба и направления государственного регулирования возможны открытая инфляция вплоть до гиперинфляции или умеренная (регулируемая) инфляция.
Открытая инфляция наступает вследствие прежде всего манипулирования денежной массой без контроля за ценообразованием. При гиперинфляции товары отдают не за деньги, а в обмен на другой товар, т.е. деньги перестают выполнять свои функции.
Умеренная инфляция означает увеличение денежной массы в течение сравнительно продолжительного времени, что способствует росту инвестиций, сокращению неплатежей, привлечению кредитов, т.е. накоплению предпосылок экономического роста, без чего невозможно увеличение доходов предприятий, платежей в бюджет.
От инфляции выигрывают биржевые спекулянты, финансовые институты, экспортеры; всегда проигрывает население, теряя как при росте инфляции, так и от некоторых мер борьбы с ней (отказ от индексации заработной платы и др.). Основной удар оно получает от повышения цен как на отечественные, так и на импортные товары, когда государство не регулирует продовольственный и валютный рынки.
Дефляция представляет собой изъятие денег из обращения, выпускаемых в период инфляции, ограничение денежной массы путем сокращения кредитных вложений, расходов бюджета, повышения процентных ставок, замораживания вкладов, усиления налогового бремени на население. Ее следствием является снижение цен, рост покупательной способности национальной валюты, увеличение безработицы.
О дефляционных процессах свидетельствуют продажа сырья посредникам по низким ценам с последующим получением полной цены за рубежом (вывоз капитала); перевод продавцами и покупателями денег в недвижимость, за границу; снижение цен в замаскированной форме (неплатежи, бартер, взаимозачеты и другие неденежные расчеты).
В течение всего периода реформ в денежно-кредитной политике причудливо переплетались и чередовались элементы как инфляции, так и дефляции.
В 1992 г. были открыты все каналы для инфляции, которая порой переходила в гиперинфляцию, вслед за этим вводились меры дефляционного характера. Так, в 1992 г. инфляция составила 2600%, в 1997 — 12, а в 1998 г. опять поднялась до 84,4%, в 1999 г. — 36,5%. Реальный сектор находится в тисках дефляции (отсутствие денег, кредитов, неплатежи), а на потребительском рынке бушует инфляция.
Преобразование формулы MV = PQ в Р = свидетельствует, что рост цен (Р) обратно пропорционален объему производимой продукции. Сокращение производства повышает инфляцию даже при той же денежной массе.
Следовательно, проблема эмиссии, инфляции не в количестве денежных знаков, а в том, что деньги непрочно связаны с производством, долгосрочными проектами, уходят из экономики, не проведя полезную работу. При разумном использовании эмиссионных денег инфляционные последствия кредитной эмиссии сводятся к минимуму и не угрожают финансовой стабильности. Эмиссионные деньги целесообразно вкладывать в следующих формах:
• Прямые государственные расходы на новые объекты общегосударственного значения.
• Точечные вливания дешевых денег в больших размерах в приоритетные направления, под инвестиционные проекты.
• Льготное и целевое потребительское кредитование населения.
• Программы развития машиностроения.
Чтобы эмиссионные деньги не попадали на спекулятивные рынки, проводится направленная кредитная эмиссия: региону доводится квота денег, они их направляют в производство, контролируя движение вплоть до поставщиков; реальному сектору предоставляются льготные банковские кредиты.
Кредитная эмиссия, льготные денежные ресурсы могут несколько повысить инфляцию, но с временным лагом, а прежде того деньги совершат несколько оборотов. Это небольшая плата за экономический рост.
В конце 1990 годов западные страны добились феноменальных успехов в борьбе с инфляцией. В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) она не превышает 3% в год, в США — 1,9, Великобритании — 1,3%, это самый низкий уровень с 1950 г. Частично помог экономический кризис в Японии и финансовый кризис в Юго-Восточной Азии. Вместе с тем страны научились ужесточать денежно-кредитную политику при инфляционном давлении без ущерба для экономического роста.