Меры денежно кредитного регулирования экономики
Основные меры денежно-кредитного регулирования.
Денежно-кредитное регулирование это совокупность мероприятий, проводимых центральным банком, направленных на изменение параметров денежной массы, для достижения целей, поставленных перед денежно-кредитной политикой, при этом предполагается применение определенных мер со стороны государства, прежде всего в лице независимого центрального банка, воздействующих на динамику денежного оборота. Осуществляя поддержание и нормальное функционирование денежной системы страны, система денежно-кредитного регулирования составляет ее организационный блок и призвана обеспечивать: удовлетворение потребностей и повышение эффективности деятельности участников денежного оборота; защиту и достижение баланса интересов участников денежного оборота; уменьшение издержек участников денежного оборота, повышение качества оказываемых услуг; создание механизмов, позволяющих снизить влияние негативных (проинфляционных) процессов в денежном обороте; формирование необходимого объема денежных ресурсов и привлечение инвестиций; развитие конкурентной среды на денежном рынке и формирование конкурентных отношений; расширение рынка банковских услуг и улучшение их качества;
совершенствование системы безналичных расчетов. Определяющим элементом системы денежно-кредитного регулирования являются объекты регулирования. В качестве объектов регулирования денежного оборота выступают: · спрос на деньги и предложение денег; объем и структура денежной массы, находящейся в обороте; скорость оборота денег; объем кредитов, предоставляемых участникам денежного оборота, в том числе банковской системе; коэффициенты денежной (банковской) мультипликации; объем и структура денежных доходов и расходов участников денежного оборота; курс национальной денежной единицы. Денежно-кредитное регулирование каждого из этих важнейших показателей проводится на определенный срок, который согласуется с периодом регулирования, устанавливаемым на различных уровнях государственной власти. Механизм реализации денежной программы как элемент денежной системы включает следующие элементы: стратегическое планирование и прогнозирование (определение направлений, темпов и пропорций развития экономики и динамики денежного оборота в целом); экономические и правовые формы (методы, инструменты) воздействия, регулирующие денежные и кредитные отношения. Процедуры денежно-кредитного регулирования со стороны государства должны обеспечивать открытость формирования параметров денежного оборота.
В число основных мер денежно-кредитного регулирования, осуществляемого ЦБ РФ, входят следующие:
— операции на открытом рынке;
— рефинансирование банков;
— валютное регулирование;
— управление наличной денежной массой;
— резервирование денег коммерческих банков путем Депонирования в ЦБРФ;
— банковский надзор и регулирование.
Операции на открытом рынке. Под операциями на открытом рынке имеется ввиду купляпродажа Центральным банком государственных ценных бумаг. Эмитентом ценных бумаг является Правительство в лице Министерства финансов.
Центральный банк РФ выполняет роль главного дилера и агента по обслуживанию государственного долга. Операции с ценными бумагами проводят более 50 официальных дилеров, в роли которых выступают коммерческие банки.
При осуществлении этих операций Центральный Банк не только реализует направление своей кредитно-денежной политики, но и содействует коммерческим банкам в поддержании на необходимом уровне их ликвидности, т. е. способности своевременно выполнять свои обязательства перед клиентами — как юридическими, так и физическими лицами.
Рефинансирование банков. Под рефинансированием банков понимается предоставление Центральным банком РФ кредита коммерческим банкам.Рефинансирование осуществляется путем проведения кредитных аукционов и предоставления ломбардного кредита.
Кредитные аукционы проводятся в форме удовлетворения аукционных заявок коммерческих банков с частотой и в сроки, определяемые ЦБ РФ исходя из задач кредитно денежной политики. ЦБ РФ объявляет в средствах массовой информации о дате проведения очередного аукциона за 7 календарных дней.
Участниками аукциона являются Центральный банк РФ с одной стороны, и коммерческие банки Российской Федерации с другой стороны. Филиалы коммерческих банков не могут быть участниками аукционов.
Ломбардный кредит — это форма рефинансирования, при которой ЦБРФ предоставляет ссуды под залог. Предметом залога выступают, в первую очередь, надежные ценные бумаги, конвертируемые на бирже.
Валютное регулирование. Исходя из роли валютного курса и его влияния на денежное обращение в стране, ЦБ РФ осуществляет валютное регулирование, организует валютный контроль, устанавливает и публикует курс рубля по отношению к иностранным валютам и регламентирует порядок расчетов с иностранными государствами.
Валютный курс — это соотношение между денежными единицами различных стран. Основными режимами валютных курсов являются следующие:
— фиксированный (определяется на базе одной валюты или валютной корзины);
— плавающий (стихийно складывающийся под влиянием спроса и предложения на иностранные валюты);
— смешанный.
На валютный курс оказывает влияние множество факторов, основными из которых являются: состояние платежного баланса, состояние экспорта и импорта, доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте (ВВП), экономическая и политическая ситуации и др.
Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что ЦБ РФ вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс рубля путем купли или продажи иностранной валюты. Для повышения курса рубля ЦБ РФ продает иностранную валюту, для снижения — скупает иностранную валюту.
Управление наличной денежной массой (агрегатом МО), которое представляет собой регулирование обращения наличных денег, эмиссию, организацию их обращения и изъятия из обращения, осуществляемые ЦБ РФ. Резервирование денег коммерческих банков. Размер резервных требований по депонированию коммерческими банками ресурсов устанавливается в процентном отношении к общей сумме денежных средств, привлеченных банком. При закрытии коммерческого банка зарезервированные суммы ему возвращаются.
Посредством изменения норматива резервных средств Центральный банк РФ регулирует масштабы активных операций коммерческих банков. Когда масса денег в обороте превосходит необходимую потребность, ЦБ проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.
Банковский надзор и регулирование. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением банками законодательства и нормативных актов Банка России. Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Как орган банковского надзора Банк России регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии на осуществление банковских операций.
Меры кредитно–денежного регулирования
Написано admin в Январь 13, 2011. Опубликовано в Финансовый менеджмент
Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики.
Прямые методы — административные меры в форме различных директив Центрального Банка касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги — это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.
Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.
Так же различают общие и селективные методы:
Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.
Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.
Операции на открытых рынках.
Продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью. Изменение минимальной резервной нормы. Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.
Изменение учетной ставки.
Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.
Политика дешёвых денег
Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.
Политика дорогих денег
Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.
Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это – кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.
Необходимость и сущность денежно-кредитного регулирования экономики
Вопросы возможности и степени вмешательства государства в экономические процессы являются актуальными при любом экономическом строе. Если в условиях централизованной экономики и планового ведения хозяйства регулирование осуществляется в основном с помощью директивно-распорядительных методов, то в рыночных условиях — путем использования рыночных регуляторов и рычагов.
Одной из важных составных частей реализуемой экономической политики и государственного регулирования экономики является денежно-кредитное регулирование, благодаря которому государство получает возможность воздействовать на экономические процессы.
Денежно-кредитное регулирование можно определить как совокупность мероприятий государства, регламентирующих деятельность кредитно-денежной системы и сферы денежного обращения, рынок ссудных капиталов и кредитов, порядок организации и осуществления безналичных расчетов в целях воздействия на экономику.
Денежно-кредитная система, выступая ключевым сектором экономической системы государства, структурно включает в себя два основных элемента — органы денежно-кредитного регулирования, а также банки и финансово-кредитные институты небанковского типа.
Реализуемое Центральным эмиссионным банком денежно-кредитное регулирование, будучи одним из элементов государственной экономической политики, направлено на регулирование массы денег в обращении, объема кредитных вложений, ссудного процента, других денежно-кредитных параметров.
Основными целями денежно-кредитного регулирования являются:
обеспечение устойчивых темпов экономического роста;
поддержание стабильного уровня цен;
достижение высокого уровня занятости населения;
обеспечение устойчивого состояния внутреннего валютного рынка, различных сегментов финансового и кредитного рынков;
поддержание устойчивости уровня ссудного процента на внутреннем денежном рынке. 28
Денежно-кредитное регулирование, будучи неотъемлемой составной частью денежной системы, направлено:
на разработку механизмов, позволяющих нивелировать влияние инфляционных процессов на денежную сферу;
удовлетворение потребностей, защиту интересов, сокращение издержек участников денежного оборота, повышение эффективности их деятельности и качества предоставляемых им услуг;
создание привлекательных условий для привлечения инвестиций;
формирование конкурентных отношений в денежно-кредитной сфере;
расширение количества и качества услуг, предоставляемых банковскими учреждениями.
Система денежно-кредитного регулирования, как и любая другая система, представляет собой определенную совокупность взаимосвязанных элементов.
Основные принципы организации системы денежно-кредитного регулирования:
принцип централизации управления означает, что все функции управления в сфере денежно-кредитных отношений возложены государством на Центральный эмиссионный банк (в РФ это Банк России);
принцип единства проводимой денежно-кредитной политики предполагает, что деятельность всех субъектов денежно-кредитного регулирования на территории страны регламентируется едиными нормативными документами и правилами;
независимость Центрального банка от органов исполнительной власти и подотчетность органам законодательной власти означают, что органы правительства, как и Центральный банк, являются частью государственного аппарата, но исходя из различий в решаемых задачах, их краткосрочные и стратегические интересы могут отличаться.
Как правило, принципы денежно-кредитного регулирования являются общими для всех стран с рыночной системой, но могут использоваться некоторые индивидуальные принципы, отражающие национальную специфику стран.
Субъекты денежно-кредитного регулирования могут трактоваться в узком и широком смысле.
Вшироком значении субъекты денежно-кредитного регулирования — это юридические и физические лица как сами осуществляющие денежно-кредитное регулирование, так и те, на которых это регулирование воздействует.
Вкачестве объектов денежно-кредитного регулирования выступают определенные показатели, которые претерпевают изменения под влиянием денежно-кредитного регулирования:
состав и структура, находящейся в обороте денежной массы;
скорость обращения денег, функционирующих как в наличной, так и безналичной форме;
показатели баланса денежных доходов и расходов населения;
показатели денежного и банковского мультипликатора;
курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам и международным счетным единицам;
объем кредитов, предоставляемых центральными банками правительству и коммерческим банкам, а также коммерческими банками юридическим и физическим лицам.
Основными направлениями денежно-кредитного регулирования в настоящее время являются укрепление номинального курса и повышение привлекательности национальных валют, встраивание экономик отдельных стран в систему мирового хозяйства в результате процессов глобализации.
Всоставе механизма денежно-кредитного регулирования можно выделить следующие элементы:
стратегическое планирование и прогнозирование, которое предполагает определение на перспективу пропорций, темпов и приоритетных направлений развития экономики, выявление изменений состава и структуры денежного оборота в целом;
Вопрос 3. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики;
Различаютметоды и инструменты денежно-кредитной политики.
Методы денежно-кредитной политики —это способы воздействия на ориентиры денежно-кредитной политики, осуществляемые посредством применения определённых инструментов денежно-кредитной политики
Инструменты денежно-кредитной политики —это тесно связанные с целевыми ориентирами денежно-кредитной политики показатели, находящиеся в сфере воздействия Банка России как органа денежно-кредитного регулирования, величина которых может быть достаточно быстро скорректирована.
Базовые принципы применения этих инструментов:
1. Принцип эффективности: означает способность точно и быстро получать результаты, соответствующие намеченным целям;
2. Принцип равного отношения ко всем кредитным организациям независимо от их размеров, что достигается стандартизацией правил и процедур проведения операций;
3. Принцип последовательности: означает, что нельзя слишком часто менять правила и процедуры, чтобы, участвуя в мероприятиях денежно-кредитной политики, центральный банк и его контрагенты могли опираться на прошлый опыт;
4. Принцип надёжности требует минимизации финансовых и операционных рисков;
5. Стоимость проводимых операций должна быть минимальна для обеих сторон.
Центральный банк имеет в своём распоряжении комплекс методов денежно-кредитного регулирования, составляющих содержание денежно-кредитной политики. Эти методы могут различаться:
Ø по характеру воздействия: прямые и косвенные;
Инструменты прямого воздействия –напрямую воздействуют на объекты или субъекты денежно-кредитной сферы. К ним относятся:
1. Банковский надзор – различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных балансовых коэффициентов;
2. Контроль за рынком капиталов – порядок выпуска акций и облигаций, включая стандартные правила-требования, очередность эмиссии, официальный предел внешних заимствований относительно самофинансирования, квоты выпуска облигаций и так далее;
3. Допуск к рынкам – регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским организациям;
4. Количественные ограничения–потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое «замораживание» процентных ставок;
5. Норма обязательных резервов – часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в Центральный банк;
6. Регулирование фондовых и фьючерских операций путем установления обязательной маржи;
7. Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.
Косвенные инструменты оказывают воздействие на объекты или субъекты денежно-кредитной сферы опосредованно. К ним относятся:
1. Официальная учетная ставка – ставка, по которой Центральный банк готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции;
2. Операции на «открытом рынке» – операции Центрального банка по купле-продаже коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценных бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением обратной сделки через определенное время (REPO);
3. Моральное воздействие – рекомендации, заявления, собеседования традиционно играют важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран;
4. Валютные интервенции – купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы;
5. Управление государственным долгом – эмиссия государственных ценных бумаг снижает ликвидность банков, связывает их средства;
6. Таргетирование – установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.
Ø по способу воздействия: административные и рыночные
Административные методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объёма денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер даёт наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объёмом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем административные методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую» экономику или за рубеж.
К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) и запреты, устанавливаемые центральным банком в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.
К административным методам денежно-кредитной политики относятся:
1. лимитирование уровня процентных ставок по кредитам;
2. ограничение объёма кредитов, выдаваемых кредитным организациям;
3. селективная кредитная политика, реализуемая посредством: установления количественных параметров на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли экономики; создания специализированных кредитных организаций, осуществляющих кредитование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам;
4. портфельные ограничения, предполагающие вменение кредитным организациям в обязанность приобретение государственных ценных бумаг;
5. валютные ограничения, включающие: продажу части валютной выручки центральному банку по официальному курсу, лицензирование продажи иностранной валюты импортёрам, ограничение операций кредитных организаций по купле-продаже валюты на внутреннем рынке и др.
Данные методы занимают определённое место в практике центральных банков развитых и развивающихся государств.
Рыночныеметоды регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов посредством формирования центральным банком определённых условий на денежном рынке и рынке капиталов. Рыночные (косвенные) инструменты отличаются большей гибкостью по сравнению с административными (прямыми), но результаты их применения не всегда адекватны намеченной цели.
К рыночным (экономическим) методам денежно-кредитной политики Банка России относятся:
1. нормативные методы, осуществляемые путём использования таких инструментов, как: отчисления в фонд обязательных резервов, коэффициенты и нормативы, устанавливаемые для кредитных организаций. Нормативные методы применяются путем установления и периодического пересмотра контрольных цифр, соотношений показателей или иных ограничений в сторону как увеличения, так и уменьшения; скорость их воздействия невелика и эффект от вводимых нормативов проявляется через относительно длительный промежуток времени;
2. корректирующие методы, осуществляемые путём использования следующих инструментов денежно-кредитной политики: процентные ставки, операции на открытом рынке, валютные интервенции.
К корректирующим методам относятся учетная политика и проведение операций на открытом рынке. Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения центральным банком кредитных операций и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению центрального банка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, благодаря чему эффект достигается быстро. Эта форма воздействия более гибка и оперативна.
Большая часть эмиссионных банков в 70-е гг. XX в., использовали прямые (административные) методы; с начала 1980-х гг. в развитых, а с 1990-х гг.- многих других странах перешли в основном на рыночные (косвенные) инструменты. Такова общая тенденция. Это связано в основном с глобализацией мировой экономики и финансов, что сделало прямые методы недостаточно эффективными, хотя они и продолжают использоваться в большинстве переходных государств, в частности, из-за дешевизны их реализации.
Реакция рынка банковских услуг на административные методы вмешательства в деятельность банков более оперативная, чем на косвенные. Использование экономических, методов предполагает высокую степень развития процессов саморегуляции банков на микроуровне, а эффект от их применение замедлен и неоднозначен.
Ø по форме воздействия: общие и селективные;
Общиеметоды являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом.
Селективныеметоды регулируют конкретные виды кредита. Их применение связано с решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, несвойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии экономического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.
Ø по параметрам регулирования: количественные и качественные;
Посредством использования количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей банков, а, следовательно, на денежное обращение в целом. Качественныеинструменты представляют собой вариант прямого регулирования качественного параметра рынка, то есть стоимости банковских кредитов.
Ø по срокам воздействия: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
Деление методов денежно-кредитного регулирования на данные виды осуществляется в соответствии с задачами реализации ближайших и перспективных целей денежно-кредитной политики.
Под долгосрочнымицелями денежно-кредитной политики понимается стратегия центрального банка, рассчитанная на период от одного года до нескольких десятилетий. Так, стратегия стабилизации Немецкого федерального банка длится с начала 60-х гг. по настоящее время. Примером инструментов долгосрочного регулирования служат традиционные инструменты денежной политики (например, политики минимальных резервов, политики рефинансирования и другие). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитного регулирования. Осуществлению краткосрочных целей служат как нетрадиционные инструменты, например операции «своп» в рамках валютной политики, арбитраж в рамках политики открытого рынка, так и некоторые традиционные инструменты (в Германии-операции с федеральными ценными бумагами).
Ø по объектам воздействия: предложение денег и спрос на деньги;
Таким образом, центральный банк имеет в своём распоряжении комплекс методов денежно-кредитного регулирования, составляющих содержание денежно-кредитной политики. Характерной особенностью этих методов является то, что используются они в единой системе денежно-кредитного регулирования.
Применяемые Банком России инструменты денежно-кредитной политики имеют критерии эффективности. К числу таких критериев относятся:
— гибкость, т.е. возможность манёвра в применении данного инструмента
— возвратность, т.е. возможность проведения обратной операции
— соответствие получаемых результатов поставленным целям.
Использование инструментов денежно-кредитной политики, их результативность отражает направленность деятельности государства на экономическую ситуацию в стране.
Наибольшая эффективность достигается в случае использования всей совокупности экономических инструментов. При этом важен не только их набор, но и последовательность применения.
В рыночных условиях основными инструментами реализации установок денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, являются:
— нормативы обязательных резервов, депонируемых в центральном банке;
— процентные ставки по операциям центрального банка;
— операции банков на открытом рынке;
— установление ориентиров роста денежной массы;
— прямые количественные ограничения.
Использование столь широкого спектра инструментов денежно-кредитного регулирования дает возможность Центральному банку России оказывать влияние на ликвидность банковского сектора, конъюнктуру валютно-финансового рынка, регулировать и выравнивать доходность операций с различными финансовыми инструментами.