Косвенные инструменты денежно кредитной политики
Какие инструменты денежно-кредитной политики считают рыночными?
Рыночные инструменты денежно-кредитной политики, т.е. косвенные, насчитывают гораздо больше чем прямые инструменты дкп.
Они могут быть дискреционными и постоянного действия.
Инструменты постоянного действия: 1. Кредиты(ломбардный, овердрафт). 2. Переучет ценных бумаг и кредитов. 3.Депозиты. 4. Процентный коридор.
Дискреционные инструменты:1. Операции с правительством. 2.Валютные интервенции. 3. Аукционы. 4. Операции на рынке ценных бумаг.
Дискреционными инструментами (discretionary monetary instruments) называют нерегулярные операции центрального банка, которые он проводит по собственному усмотрению для регулирования процентных ставок и лик- иидности банковского сектора. Инструменты постоянного действия представляют собой регулярные операции центрального банка, которые он предлагает проводить банкам. И те и другие призваны предоставить ликвидность или изымать ее из банковского сектора. Инструменты постоянного действия применяют более 80 % центральных банков.
К постоянным операциям по предоставлению ликвидности относят ломбардные кредиты и кредиты «овердрафт», кредитование под залог кредитного портфеля банка или векселей высококлассных заемщиков из реального сектора.
Ломбардный кредит (lombard loan) представляет собой краткосрочный кредит под залог легко реализуемого движимого имущества. В отношении банков в случае ломбардного кредитования речь идет о кредите под залог государственных ценных бумаг на срок до месяца.
Кредит «овердрафт» (overdraft) — это кредит на сумму, превышающую остаток средств на счете. Банки получают кредит «овердрафт», если они списывают с корреспондентского счета в центральном банке сумму, превышающую фактический денежный остаток. Возможность получения кредита «овер драфт» оговаривается при открытии счета и не может превышать фиксированного лимита.
Кредиты «овердрафт», как правило, предоставляются автоматически под залога для поддержания бесперебойной работы платежной системы. Ломбардные кредиты выдаются под залог государственных ценных бумаг под процентную ставку, превышающую ставку межбанковского кредитного рынка.
К постоянным операциям по изъятию ликвидности относят депозиты, которые банки размещают на счетах в центральном банке.
На депозитах в центральном банке коммерческие банки могут разместить избыточную ликвидность по заранее оговоренной фиксированной процентной ставке. В развитых странах срочность депозитов в центральном банке, как правило, не превышает суток (так называемые депозиты “овернайт” overnight deposits), а в развивающихся странах — неделя и больше.
Операции по предоставлению ликвидности формируют «потолок» процентных ставок на межбанковском денежном рынке, а операции по изъятию ликвидности — нижний предел ставок. Таким образом, оба инструмента образуют так называемый «процентный коридор» (interest rate corridor). Некоторые центральные банки стремятся поддерживать постоянный «процентный коридор», который ограничивает волатильность межбанковских процентных cтавок. Однако ширина коридора устанавливается таким образом, чтобы использование постоянных операций оказалось достаточно дорогостоящим для банков и процентный коридор не сдерживал развитие межбанковского рынка.
Дискреционные инструменты преобладают в инструментарии центральных банков развитых стран. В основном они состоят из операций на открытом рынке, которые проводятся с банками на добровольной основе. Дискреционные инструменты обладают высокой гибкостью, сделки можно заключать с любой частотой и на неограниченный объем средств. Они включают в себя операции на открытом рынке и подобные им операции, а также аукционы. В качестве рядового участника денежного рынка центральный банк может проводить операции на открытом рынке (open market operations) в coтветствии с текущей конъюнктурой:
■ покупать или продавать финансовые активы на вторичном рынке;
■ заключать сделки прямого и обратного РЕПО;
■ проводить валютные интервенции на спот-рынке и на срочном рымк*
(как правило, через валютные свопы1).
■Процентный коридор» может поддерживаться центральным банком посредством операций «РЕПО».
Операция прямого РЕПО(от англ. repurchase) представляет собой сделку по продаже ценных бумаг с обязательством последующего выкупа через определенный срок по заранее оговоренной цене.
Операция обратного РЕПО— это сделка по покупке ценных бумаг с обязательством последующей продажи через определенный срок по заранее оговоренной цене.
Cделки, близкие к операциям на открытом рынке (open market-typerations), проводятся посредством аукционов. С помощью аукционов центральный банк может:
• предоставлять или получать кредиты под обеспечение;
■ эмитировать на первичном рынке собственные краткосрочные ценные
бумаги или долговые обязательства правительства;
■ принимать или размещать срочные депозиты. Особое место среди дискреционных инструментов занимают операции точной настройки(fine-tuning operation) — нерегулярные операции на денежном рынке, проводимые центральным банком в целях регулирования неожиданного колебания ликвидности на денежном рынке.
Альтернативную классификацию инструментов денежно-кредитной политики использует МВФ. В ней рассматриваемые инструменты делятся на операции на денежном рынке (money market operations) и инструменты на основе правил (rules-based instruments). К первым относятся инструменты, к которым центральный банк прибегает по собственному усмотрению для выравнива нии спроса и предложения на денежном рынке. Инструменты на основе правил представляют собой инструменты, основанные на административных полномочиях центрального банка. Альтернативная классификация, пред виденная отражает наиболее часто применяемые инструментыденежно-кредитной политики.
Методы и инструменты денежно-кредитной политики
Цели денежно-кредитной политики достигаются благодаря определенным инструментам, которые делятся на прямые и косвенные.
К прямым инструментам относят:
· Прямое регулирование процентной ставки;
К косвенным инструментам относят:
· Изменение ставки рефинансирования (учетной ставки);
· Операции на открытом рынке;
· Изменение нормы обязательных резервов;[14]
Изменение ставки рефинансирования (учетной ставки) – это изменение процентной ставки, благодаря которой коммерческие банки могут брать резервы в долг у Центрального Банка; осуществляется в форме повышения или понижения учетной ставки.
В результате увеличения учетной ставки – растет процентная ставка, уменьшается объем займов у Центрального Банка, тем самым сокращаются операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. Когда коммерческие банки получают кредит, они, тем самым, сами увеличивают свои ставки по ссудам, вследствие чего происходит удорожание кредита вообще.
Благодаря снижению учетной ставки облегчается получение банковских кредитов, расширяются кредитные операции, понижается процентная ставка, денежное предложение увеличивается.
Ставка рефинансирования (учетная ставка) обычно ниже ставки межбанковского рынка.
Операции на открытом рынке– покупка или продажа облигаций (государственных ценных бумаг) Центральным Банком. Центральный Банк, посредством операций на открытом рынке, регулирует величину денежной массы в народном хозяйстве. Если Центральный Банк покупает ценные бумаги, то он, тем самым, повышает кредитные возможности коммерческих банков, увеличивает их резервы, расширяет денежное предложение. Если же Центральный Банк продает ценные бумаги, то тем самым он сокращает кредитные возможности, резервы, денежное положение коммерческих банков.
Операции на открытом рынке зачастую происходят в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). Это происходит следующим образом. Центральный Банк продает ценные бумаги по более высоким ценам с условием их обязательного выкупа по истечении определенного времени.
Изменение норм обязательных резервов – метод воздействия на величину банковских резервов, ключевое понятие в обязательных резервных требованиях.
Центральным Банком устанавливается норма обязательных резервов в процентах от величины депозитов. Её величина зависит от:
· размеров банков (в крупных банках она будет выше, по сравнению с мелкими банками);
· вида вкладов (по срочным вкладам она ниже, по сравнению с вкладами до востребования);
Изменение нормы обязательных резервов происходит в двух основных формах: в форме увеличения и в форме уменьшения.
Вследствие увеличения нормы обязательных резервов увеличиваются обязательные резервы, кредитная активность коммерческих банков сокращается, потому что денежное положение уменьшается.
Уменьшение же нормы обязательных резервов, наоборот, приводит к увеличению средств для расширения кредита, денежное положение повышается, тем самым стимулируя кредитную активность коммерческих банков.
Методы денежно-кредитной политики — совокупность операций и приемов, благодаря которым субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей.
Прямые методы — административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся цены и объема денежного предложения на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт более быстрый экономический эффект с точки зрения ЦБ за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за качественными и количественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги — это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.
Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики оказывают влияние на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Но, их применение не подвергает к деформациям рынка. Следовательно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.
Так же различают селективные и общие методы:
Общие методы являются преимущественно косвенными, которые оказывают влияние на денежный рынок в целом.
Селективные методы регулируют определенные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря данным методам решаются определенные частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.
3. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ РОССИИ
Инструменты денежно-кредитной политики
Система инструментов денежно-кредитной политики
С помощью системы инструментов денежно-кредитной политики Банк России управляет однодневными процентными ставками, по которым банки совершают операции друг с другом на денежном рынке. Удерживая ставки денежного рынка в границах процентного коридора, Банк России стремится приблизить их к уровню ключевой ставки, определяющей направленность денежно-кредитной политики.
Обязательные резервные требования формируют у кредитных организаций потребность поддерживать определенные остатки средств на корреспондентских счетах в Банке России (определенный объем ликвидности). Далее Банк России либо путем предоставления дополнительной ликвидности либо абсорбирования избыточной ликвидности добивается соответствия фактических средств на корсчетах указанной потребности и, тем самым, создает условия для нахождения ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки.
1 Аукционы валютный своп «тонкой настройки» проводятся на срок от 1 до 2 дней одновременно с аукционами репо «тонкой настройки» на аналогичный срок.
Основным инструментом денежно-кредитной политики, который используется для приведения фактических остатков на корсчетах в соответствие с потребностью в ликвидности и управления уровнем процентных ставок денежного рынка, являются аукционы на срок 1 неделя. Данные операции проводятся Банком России один раз в неделю в форме аукционов по предоставлению ликвидности (аукционы репо) либо аукционов по изъятию ликвидности (депозитные аукционы). Банк России определяет направление основных операций, а также максимальный объем предоставления (изъятия) средств на основе прогноза ликвидности банковского сектора. В настоящее время наблюдается структурный профицит (избыток) ликвидности, поэтому Банк России абсорбирует избыточную ликвидность, используя в качестве основного инструмента депозитные аукционы.
Минимальная (максимальная) ставка, по которой банки могут подавать заявки на аукционах по предоставлению (изъятию) ликвидности на срок 1 неделя, является ключевой ставкой Банка России. При этом процентные ставки, по которым банки получают (размещают) средства, определяются по итогам аукциона.
Операции постоянного действия на срок 1 день применяются в целях ограничения колебаний ставок денежного рынка. В качестве инструмента постоянного действия по изъятию ликвидности выступают депозитные операции, в то время как для предоставления средств используется набор инструментов, разнообразных как по форме операций (обеспеченные кредиты, РЕПО, сделки своп), так и по видам обеспечения (облигации, иностранная валюта, кредитные требования к нефинансовым организациям).
В отличие от основных аукционов, проводимых в определенные дни по решению Банка России, который определяет максимальный объем предоставления (изъятия) средств, операции постоянного действия проводятся по обращению банков, могут быть использованы ими ежедневно, при этом поданные ими заявки удовлетворяются полностью. Объем предоставления (изъятия) средств по данным операциям ограничен только лимитами, связанными с управлением рисками Банка России.
Поскольку Банк России удовлетворяет потребность банковского сектора в привлечении (размещении) средств преимущественно с помощью аукционов, объемы операций постоянного действия на срок 1 день сравнительно невелики. Как правило, эти инструменты становятся востребованными в случае возникновения у отдельных банков краткосрочных дисбалансов, которые не могут быть устранены посредством совершения операций на межбанковском рынке.
Процентные ставки по операциям постоянного действия по предоставлению и изъятию ликвидности на срок 1 день являются фиксированными и формируют соответственно верхнюю и нижнюю границу коридора процентных ставок Банка России. Его границы симметричны относительно ключевой ставки и в случае ее изменения автоматически сдвигаются на аналогичную величину. Ширина процентного коридора задает допустимый диапазон колебаний ставок денежного рынка и в настоящее время составляет 2 процентных пункта.
В отдельные дни, когда спрос банковского сектора на ликвидность существенно отклоняется от ее предложения, Банк России может проводить аукционы «тонкой настройки» на сроки от 1 до 6 дней в целях предотвращения чрезмерных колебаний ставок денежного рынка внутри процентного коридора. Данные операции проводятся в форме аукционов репо на срок от 1 до 6 дней, аукционов репо и валютный своп по покупке долларов США и евро за рубли на срок от 1 до 2 дней либо депозитных аукционов на срок от 1 до 6 дней. Каждое утро Банк России обновляет оценку состояния ликвидности банковского сектора и в случае необходимости принимает решение и объявляет о проведении аукциона «тонкой настройки», а также о его сроке и максимальном объеме предоставления (изъятия) средств. Аукционы валютный своп «тонкой настройки» могут проводиться только в дополнение к аукциону репо «тонкой настройки». Решение о дополнении аукциона репо «тонкой настройки» сроком от 1 до 2 дней аукционом валютный своп «тонкой настройки» по покупке долларов США и евро за рубли на аналогичный срок принимается с учетом ситуации на денежном рынке, в том числе степени использования кредитными организациями рыночного обеспечения. Минимальная (максимальная) ставка по операциям «тонкой настройки» по предоставлению (изъятию) ликвидности равна ключевой ставке Банка России.
Помимо краткосрочных операций, система инструментов Банка России также включает операции по предоставлению или абсорбированию ликвидности на длительные сроки.
В условиях структурного профицита ликвидности Банк России только абсорбирует средства кредитных организаций на длительные сроки с помощью аукционов по размещению облигаций Банка России (ОБР). Облигации выпускаются на срок 3, 6, 12 месяцев, купонный период установлен равным 3 месяцам. Купонный доход начисляется за каждый день купонного периода по ключевой ставке, действующей в этот день. Выпуск ОБР позволяет Банку России абсорбировать среднесрочный избыток ликвидности и повысить воздействие основных операций на процентные ставки денежного рынка. Кроме того, в случае, если у кредитной организации потребность в дополнительной ликвидности возникнет раньше, чем наступит срок погашения облигаций, она имеет возможность продать эти облигации на вторичном рынке или использовать их в качестве обеспечения по операциям на денежном рынке и/или для привлечения рефинансирования у Банка России.
В условиях структурного дефицита Банк России может проводить аукционы по предоставлению кредитов под залог нерыночных активов на срок 3 месяца.
Лекция 24. Денежно-кредитная политика и ее инструменты
1. Сущность и виды денежно-кредитной политики.
2. Основные инструменты денежно-кредитной политики.
3. Типы денежно-кредитной политики и меры ее регулирования.
4. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь.
1. Сущность и виды денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная (монетарная) политика – политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику НБ РБ. Денежно-кредитная политика НБ РБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации через укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны. Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики и осуществляется посредством осуществления денежно-кредитного регулирования – совокупности конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
НБ РБ совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год, которые включают в себя характеристику состояния экономики Республики Беларусь; прогноз социально-экономического развития и прогноз основных показателей платежного баланса Республики Беларусь на очередной год; основные параметры и инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год; оценку и анализ выполнения основных параметров и инструментов денежно-кредитной политики Республики Беларусь в текущем году; мероприятия НБ РБ на очередной год по совершенствованию банковской системы, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы Республики Беларусь.
НБ РБ ежеквартально информирует Президента и Правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь, о размерах золотовалютных резервов.
Виды монетарной политики:
– жесткая монетарная политика – направлена на поддержание определенного размера денежной массы;
– гибкая монетарная политика – направлена на регулирование процентной ставки;
– стимулирующая монетарная политика – проводится в период спада с целью стимулирования деловой активности и борьбы с безработицей;
– сдерживающая монетарная политика – проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.
Методы денежно-кредитной политики – совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.
Виды методов денежно-кредитной политики:
а) Прямые методы – административные меры в форме различных директив (установление лимитов роста кредитования, лимиты привлечения депозитов) Центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены кредитных ресурсов на финансовом рынке. Реализация этих методов дает наиболее быстрый экономический эффект.
б) Косвенные методы – методы, воздействующие на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов. Данные методы имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Их применение не приводит к деформациям рынка, поэтому использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации банковской деятельности.
Различают общие и селективные методы: общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом; селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, такие как ограничение выдачи ссуд некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.
2. Основные инструменты денежно-кредитной политики. В развитых экономических системах косвенными инструментами денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, изменение учетной ставки.
Операции на открытом рынке – продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков и, следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.
Резервная норма – установленный в виде процента норматив депозитных обязательств, которые коммерческий банк должен хранить в центральном банке либо в собственных хранилищах. Повышение резервной нормы увеличивает объем обязательных резервов. При этом банки теряют избыточные резервы, что снижает их способность создавать деньги путем кредитования. Снижение резервной нормы переводит обязательные резервы в избыточные и увеличивает способность банков создавать деньги путем кредитования. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.
Учетная ставка – ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешевых» и «дорогих» денег.
3. Типы денежно-кредитной политики и меры ее регулирования.Существует два типа денежно-кредитной политики:
1) Политика дешевых денег. Проводится в период низкой конъюнктуры. ЦБ увеличивает предложение денег путем покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.
2) Политика дорогих денег. Проводится ЦБ прежде всего как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учетная ставка.
Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования.К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг, кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмену квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.
4. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь.Самостоятельный денежный рынок в Республике Беларусь начал формироваться с момента обретения независимости. В 1992 г. были приняты законы «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», «О Национальном банке Республики Беларусь» и др., которые определили экономические и правовые основы функционирования денежного рынка Республики Беларусь. В настоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения в области денежно-кредитного регулирования, является Банковский кодекс Республики Беларусь. Ежегодно разрабатываются и утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, в которых определяются цели, показатели, инструменты денежно-кредитного регулирования.
Начиная с 2000 г. и по настоящее время НБ РБ проводит умеренно жесткую денежно-кредитную политику, которая позволила достичь определенных положительных результатов. Ее приоритетными задачами были снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы; развитие и укрепление банковской системы; создание условий для эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы страны. В 2001–2004 гг. НБ РБ, сохраняя преемственность целей денежно-кредитного регулирования, продолжал последовательно снижать устанавливаемые ежегодно пределы темпов роста денежной массы. Учетная политика была по-прежнему ориентирована на обеспечение положительных реальных процентных ставок. Для регулирования денежной массы НБ РБ использовал операции на открытом рынке, которые осуществлялись с государственными краткосрочными облигациями и собственными ценными бумагами. В 2007–2008 гг. сохранилась тенденция к снижению уровня нормативов отчислений в фонд обязательного резервирования. Укреплению банковской системы будет способствовать прирост собственного капитала банков на 13–17 %.
Цель денежно-кредитной политики Республики Беларусь – снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь. Наряду с достижением цели денежно-кредитной политики НБ РБ и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны.
Основные направления денежно-кредитной политики Беларуси:
– реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства, а также банковских систем стран Евразийского экономического сообщества и других государств – участников СНГ;
– работа по вопросам, связанным с функционированием Таможенного союза и Единого экономического пространства, включая формирование и развитие договорно-правовой базы;
– взаимодействие НБ РБ и банковского сектора Республики Беларусь с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией, Европейским банком реконструкции и развития, Антикризисным фондом Евразийского экономического сообщества, зарубежными центральными (национальными) банками по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества.
Кредитная эмиссия Национального банка проводится исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности банков. Ресурсная база банков увеличивается за счет привлечения средств резидентов и нерезидентов Республики Беларусь.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
РАЗДЕЛ I. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА