Экономические методы денежно кредитной политики
Денежно-кредитная политика: понятие, типы, методы и инструменты
Денежно-кредитная политика — это совокупность мер, проводимых правительством в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития.
Основная цель этой политики — обеспечение равновесного и устойчивого развития экономики. Конкретные цели:
1) укрепление денежной системы
2) воздействие на процесс инвестирования капиталов
3) воздействие на потребительский спрос и
4) на ценообразование.
Основная задача— преодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения.
Существует 2 типа денежно-кредитной политики:
1. Рестрикционная денежно-кредитная политика (кредитная рестрикция) — направлена на ужесточение условий и ограничение объемов кредитных операций в коммерческих банках, на повышение процентных ставок. Такая политика может сопровождаться ростом налогов, сокращением государственных расходов и другими мероприятиями сдерживающими инфляцию.
2. Экспансионная денежно-кредитная политика(кредитная экспансия) — сопровождается расширением объемов кредитования, ослаблением контроля за приростом денежной массы, сокращением налоговых ставок, понижением уровня процентных ставок ( в общем стимулируют спрос в экономике).
В основе современной денежно-кредитной политики большинства стран лежит теория монетаризма, в основе которых лежат идеи Таргетирования, то предполагает не только планирование, определение количественных параметров денежной массы, но и превращение этих действий в публичный процесс. Важнейшей функцией государства является воздействие на денежно-кредитные отношения. Оно реализуется через денежно-кредитную политику. Главная роль в проведении кредитно-денежной политики принадлежит ЦБ.
Задачи денежно-кредитной политики:
1) реструктуризация банковской системы;
2) совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;
3) сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;
4) пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;
5) усиление таможенного контроля.
Согласно статье 35 ФЗ «О ЦБ РФ» основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. Ставка рефинансирования влияет на стоимость кредита, предоставляемого кредитными институтами своим клиентам: чем выше процент, тем дороже кредит для клиента. Повышая ставку рефинансирования, ЦБ уменьшает возможности банков и их клиентов получать кредит, что сокращает денежную массу и повышает уровень рыночного процента.
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам КО (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов;
3) операции на открытом рынке — купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ц.б., облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Эти операции регулируют ликвидность и кредитные вложения банков путем размещения государственного долга;
4) рефинансирование кредитных организаций — кредитование Банком России кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России;
5) валютные интервенции — купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег;
6) установление ориентиров роста денежной массы. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
7) прямые количественные ограничения — установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ;
8) эмиссия облигаций от своего имени. ЦБ может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов КО, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.
Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой гос. денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря — основные направления единой гос. денежно-кредитной политики на предстоящий год.
Механизм денежно-кредитного регулирования во многом зависит от форм организации банковской деятельности в стране и полномочий ЦБ. Государство может использовать как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков.
К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые ЦБ в отношении разнообразных параметров деятельности банков по различным направлениям. При использовании административных методов воздействия наиболее широко используются следующие виды ограничений: квотирование отдельных видов операций, введение лимитов на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов, ограничение на открытие филиалов и отделений, определение процентных ставок, а также лицензирование отдельных направлений банковской деятельности (например, лицензирование операций с валютой и драгоценными металлами).
К эк. методам регулирования совокупного денежного оборота относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие на решения, принимаемые хозяйствующими субъектами и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяют три группы экономических методов управления денежным предложением: налоговые, нормативные и корректирующие. В основном используются лишь — нормативные и корректирующие методы.
К нормативным методам относятся все виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива. Основным нормативным инструментом является изменение нормы обязательных резервов, которая во многом определяет размер денежного мультипликатора. В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.
Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения кредитных операций ЦБ (когда Центробанк выступает в качестве кредитора в последней инстанции) и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению ЦБ в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро. Эта форма воздействия отличается гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие на кредитно-депозитную эмиссию в зависимости от ситуации.
Кроме того, методы денежно-кредитной политики делят на 2 группы:
1. Общие методы: процентная или учетная политика; операции на открытом рынке; политика обязательных резервов.
2. Селективные (выборочные): прямое ограничение размеров банковских кредитов, для отдельных банков (кредитные потолки); регламентация условий выдачи конкретных видов кредита (установление размеров кредитной маржи).
Денежно-кредитная политика государства. Кредитно-денежная политика России
Что такое монетарная политика?
Денежно-кредитная политика или монетарная политика — это деятельность государства в области денежного обращения и кредита. С ее помощью регулируется количество денег в стране и доступность займов — спрос и предложение на денежном рынке.
Простыми словами, государство определяет, сколько рублей (долларов, юаней или фунтов) будет находиться в обороте. Если кредиты дешевые и денег в обращении много — экономика может расти быстро, но и цены повышаются быстрее. Если кредиты дорогие и денег в обороте мало — экономика растет медленнее, но и инфляция невысока.
Как правило, во время экономического спада государство стремится стимулировать экономику низкими процентными ставками, в периоды экономического подъема наоборот — умерить пыл предпринимателей и не допустить перегрева экономики.
Монетарной политикой обычно занимаются государственные центральные банки. В РФ это Банк России во главе с Эльвирой Набиуллиной. Ежегодно Банк России готовит «Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики».
Основной инструмент кредитно-денежной политики ЦБ — ключевая ставка . Это процент, под который Центробанк выдает краткосрочные кредиты коммерческим банкам. Если ставка ЦБ низкая — то кредиты даются под небольшие проценты, денег в экономике много. Если ставка высокая — кредиты брать дорого, денег в экономике мало.
Цели кредитно-денежной политики и таргетирование
Государство проводит такую монетарную политику, которая позволит обеспечить устойчивый экономический рост, высокий уровень занятости и сбалансированный бюджет, но при этом сдерживать инфляцию и поддерживать стабильный курс национальной валюты.
Основная задача Центробанка России — « защита и обеспечение устойчивости рубля », записано в Конституции РФ.
Но государство не может напрямую достигать указанных целей: при рыночной экономике нельзя запретить рублю дешеветь или отменить высокую инфляцию специальным законом.
Поэтому в монетарной политике формулируются целевые ориентиры, к достижению которых и будет стремиться центробанк. Это называется таргетирование , от английского target — цель . Такими целями могут быть, например, инфляция не выше определенного процента (инфляционное таргетирование) или определенный курс национальной валюты (таргетирование валютного курса).
Прямые и косвенные методы денежно-кредитной политики
Монетарная политика может осуществляться прямыми и косвенными методами.
Прямые, директивные методы — это требования и нормы центробанка. Например, норма обязательных резервов, которые коммерческие банки должны хранить на счетах в ЦБ. Или лимиты на кредитный портфель и привлечение депозитов, ограничения процентных ставок по кредитам и депозитам. Прямые методы дают быстрый эффект, но в условиях рынка не дают ЦБ полного контроля.
Косвенные, рыночные методы — это попытки ЦБ повлиять на конъюнктуру рынка. Например, операции на открытом рынке — покупка или продажа ценных бумаг и валюты. Например, если ЦБ РФ начинает валютные интервенции и активно продает доллары, предложение иностранной валюты становится больше — в итоге курс рубля растет. А если ЦБ продает ценные бумаги, то покупатели платят за них — и деньги временно уходят из оборота, оседая на счетах центробанка.
ЦБ РФ по закону имеет право использовать следующие инструменты и методы:
Процентные ставки по операциям Банка России.
Нормативы обязательных резервов.
Операции на открытом рынке.
Рефинансирование кредитных организаций.
Установление ориентиров роста денежной массы.
Прямые количественные ограничения.
РИА Новости / Наталья Селиверстова
Монетарная политика и экономические циклы: борьба с кризисом и перегревом
Главная проблема монетарной политики в том, что государству нужно обеспечивать экономический рост (наращивать ВВП), но при этом не допустить высокой инфляции и перегрева экономики, за которым последует обрушение и кризис.
Поэтому ЦБ в зависимости от фазы экономического цикла чередует мягкую и жесткую монетарную политику.
На фазе быстрого роста ЦБ стремится уменьшить количество денег в обороте, чтобы не допустить избыточного инвестирования и появления «пузыря», который потом лопнет. Для этого центробанк повышает процентные ставки и норму обязательных резервов, снижает лимиты рефинансирования, продает ценные бумаги на открытом рынке и т.п.
На фазе рецессии или депрессии ЦБ применяет мягкую, стимулирующую политику. Он снижает процентные ставки и норму резервов, повышает лимиты рефинансирования, выкупает ценные бумаги с рынка. Все это увеличивает количество денег в обороте, подстегивает инвестициии и деловую активность, снижает безработицу.
Денежно-кредитная политика РФ. Монетарная политика России
«Денежно-кредитная политика представляет собой часть государственной экономической политики, направленной на повышение благосостояния российских граждан», — говорится на официальном сайте Банка России.
В настоящее время ЦБ РФ реализует монетарную политику в рамках режима таргетирования инфляции — он стремится удерживать инфляцию на уровне около 4%. Центробанк называет своим приоритетом обеспечение ценовой стабильности.
Низкая инфляция позволяет поддерживать благосостояние граждан, делает экономику предсказуемой и для потребителей, и для производителей, объясняет ЦБ в «Целях и принципах денежно-кредитной политики». Это должно создавать условия для долгосрочных инвестиций и экономического роста.
В то же время Банк России не контролирует курс рубля и не устанавливает никаких валютных ориентиров. С ноября 2014 года ЦБ упразднил механизм валютного коридора и отказался от регулярных интервенций. В то же время Центробанк сохраняет право на валютные интервенции в случае угрозы для финансовой стабильности страны.
Плавающий курс рубля повышает устойчивость российской экономики к изменению внешних условий, объясняет Центробанк. А попытки контролировать курс бессмысленны: в итоге они приводят лишь к резкому обрушению рубля, отмечает глава Эльвира Набиуллина. «Мы знаем, чем чреваты управляемые курсы. Они чреваты тем, что происходит время от времени времени резкая девальвация», — указывала Набиуллина (цитата по агентству «Прайм»).
Банк России не ставит целей по темпам экономического роста . Однако «политика таргетирования инфляции вносит свой вклад в создание условий для устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе за счет повышения уровня экономической определенности, формирования долгосрочных сбережений и инвестиций», указывает ЦБ.
Помимо всего прочего, ЦБ стремится «обеспечивать стабильное функционирование и развитие банковского сектора, финансового рынка и платежной системы».
Денежно кредитная политика
Денежно-кредитная политика (ДКП) страны – это совокупность мероприятий в области кредита и денежного обращения, направленных на достижение экономического благополучия страны. Выбор ДКП обусловлен в первую очередь целями, которые должны быть достигнуты. К числу возможных целей ДКП эксперты относят следующие:
- Укрепление национальной валюты.
- Повышение уровня занятости населения.
- Увеличение темпов экономического роста.
- Стабилизация национальной экономики.
Принципы регулирования экономики
В общем виде ДКП может быть рестрикционной и экспансивной. Первый вид предполагает введение ограничений на банковские операции, второй, напротив, их стимулирование.
Видно, что ЦБ может использовать разнообразные инструменты для реализации ДКП. В их числе:
- Регулирование нормы резервирования. Каждый коммерческий банк должен хранить часть своих активов на счету в Центробанке. Доля таких активов и называется нормой резервирования. Банки могут оказывать услуги кредитования только тогда, когда у них достаточно денег сверх зарезервированной суммы. Повышая норму резервирования, ЦБ подталкивает коммерческие банки к повышению процентных ставок, снижая таким способом привлекательность предложений банков для потребителя. На данный момент ставка резервирования составляет 3,5% для счетов юридических, физических лиц, а также для счетов в иностранной валюте. Нарушение норматива грозит недобросовестному банку штрафом, размер которого не может превышать две ставки рефинансирования (ставки, по которой предоставляется кредит КБ).
- Действия через открытый рынок. ЦБ может регулировать ДКП и посредством покупок и продаж ценных бумаг коммерческих банков на открытом рынке. Схема следующая: покупка ценных бумаг банка приводит к увеличению его резервов, а, следовательно, и к повышению денежного предложения. Продажа приводит к обратному эффекту.
- Дисконтная политика. ЦБ регулярно выдает кредиты коммерческим банкам. Меняя процентную ставку, ЦБ может влиять на резервы банков.
- Валютное регулирование. Осуществляется ЦБ в форме интервенций – ЦБ выходит на валютный рынок и производит покупку или продажу иностранной валюты, оказывая таким способом влияние на курс.
Классификация методов ДКП
Самая распространенная классификация методов ДКП предлагает делить их на прямые (административные) и косвенные (экономические). Каждый из видов методов имеет свои преимущества и недостатки.
Прямые методы влияют на экономическую систему в целом. Наглядный пример прямого метода ДКП – изменение нормы резервирования. Привлекательность этих методов заключается в том, что последствия от их реализации гораздо легче прогнозировать, а на разработку не требуется много времени и финансов. Однако прямые методы считаются грубыми, так как могут привести банки к нерациональному распределению ресурсов и подтолкнуть банковский рынок к монополии. Банк России пользовался прямыми методами вплоть до 1995 года, после чего отказался от них, однако, вынужден был вернуться к ним в 1998 году, в кризисное время.
Косвенные методы позволяют, напротив, избежать деформаций и патологий развития рынка, однако, последствия от их реализации довольно сложно предсказать. Тем не менее, сейчас в нормативных документах официально закреплен переход от административных методов к экономическим.
Виды ДКП
Выделяют два основных вида ДКП: жесткая и гибкая.
Как видно из схемы, жесткая политика направлена на поддержание на одном уровне денежной массы (ΔM – это прирост денежной массы). Кривая предложения денег Sm вертикальная, так как изменению подлежит процентная ставка Δr.
При гибкой монетарной политике кривая Sm горизонтальна, так как напротив ЦБ воздействует на денежную массу, предпочитая поддерживать процентную ставку на уровне. К гибкой монетарной политике ЦБ прибегает, когда стоит задача нивелировать влияние скорости оборота денег на национальную экономику.
Вид монетарной политики влияет на спрос на инвестиции, который в свою очередь оказывает влияние на степень зависимости объемов производства и занятости от предложения денег. Ниже график зависимости спроса на инвестиции от монетарной политики:
Из графика видно, что жесткая монетарная политика, позволяет значительно повлиять на размер инвестиции I (благодаря амплитудному изменению процентной ставки), в то время как гибкая – лишь незначительно.
Актуальная проблема: влияние электронных денег на ДКП
Проблема следующая: бесконтрольный выпуск электронных денег способен привести к значительному увеличению денежной массы, следовательно, и к стремительному росту инфляции. Инфляция может вырасти, даже если роста денежной массы не произойдет – этому способствует повышение скорости денежного оборота.
В качестве превентивных Центробанком могут быть приняты следующие меры:
- Введение обязательной нормы резервирования для эмитентов электронных денег.
- Ограничение числа эмитентов электронных денег с целью упрощения процедуры контроля за ними.
- Введение процентной ставки по суммам, привлеченным с эмиссии электронных средств.
Помимо того, что эмиссия электронных денег повышает инфляцию, она также «отбирает» у ЦБ часть эмиссионного дохода, который называется также сеньораж. Несмотря на то, что падение эмиссионного дохода до того уровня, когда он не сможет покрывать эмиссионные издержки, займет длительный срок, ЦБ следует задумываться о минимизации потерь загодя. Эксперты не исключают вероятность монополизации выпуска электронных денег.
Лекция 24. Денежно-кредитная политика и ее инструменты
1. Сущность и виды денежно-кредитной политики.
2. Основные инструменты денежно-кредитной политики.
3. Типы денежно-кредитной политики и меры ее регулирования.
4. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь.
1. Сущность и виды денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная (монетарная) политика – политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику НБ РБ. Денежно-кредитная политика НБ РБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации через укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны. Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики и осуществляется посредством осуществления денежно-кредитного регулирования – совокупности конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
НБ РБ совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год, которые включают в себя характеристику состояния экономики Республики Беларусь; прогноз социально-экономического развития и прогноз основных показателей платежного баланса Республики Беларусь на очередной год; основные параметры и инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год; оценку и анализ выполнения основных параметров и инструментов денежно-кредитной политики Республики Беларусь в текущем году; мероприятия НБ РБ на очередной год по совершенствованию банковской системы, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы Республики Беларусь.
НБ РБ ежеквартально информирует Президента и Правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь, о размерах золотовалютных резервов.
Виды монетарной политики:
– жесткая монетарная политика – направлена на поддержание определенного размера денежной массы;
– гибкая монетарная политика – направлена на регулирование процентной ставки;
– стимулирующая монетарная политика – проводится в период спада с целью стимулирования деловой активности и борьбы с безработицей;
– сдерживающая монетарная политика – проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.
Методы денежно-кредитной политики – совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.
Виды методов денежно-кредитной политики:
а) Прямые методы – административные меры в форме различных директив (установление лимитов роста кредитования, лимиты привлечения депозитов) Центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены кредитных ресурсов на финансовом рынке. Реализация этих методов дает наиболее быстрый экономический эффект.
б) Косвенные методы – методы, воздействующие на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов. Данные методы имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Их применение не приводит к деформациям рынка, поэтому использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации банковской деятельности.
Различают общие и селективные методы: общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом; селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, такие как ограничение выдачи ссуд некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.
2. Основные инструменты денежно-кредитной политики. В развитых экономических системах косвенными инструментами денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, изменение учетной ставки.
Операции на открытом рынке – продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков и, следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.
Резервная норма – установленный в виде процента норматив депозитных обязательств, которые коммерческий банк должен хранить в центральном банке либо в собственных хранилищах. Повышение резервной нормы увеличивает объем обязательных резервов. При этом банки теряют избыточные резервы, что снижает их способность создавать деньги путем кредитования. Снижение резервной нормы переводит обязательные резервы в избыточные и увеличивает способность банков создавать деньги путем кредитования. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.
Учетная ставка – ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешевых» и «дорогих» денег.
3. Типы денежно-кредитной политики и меры ее регулирования.Существует два типа денежно-кредитной политики:
1) Политика дешевых денег. Проводится в период низкой конъюнктуры. ЦБ увеличивает предложение денег путем покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.
2) Политика дорогих денег. Проводится ЦБ прежде всего как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учетная ставка.
Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования.К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг, кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмену квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.
4. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь.Самостоятельный денежный рынок в Республике Беларусь начал формироваться с момента обретения независимости. В 1992 г. были приняты законы «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», «О Национальном банке Республики Беларусь» и др., которые определили экономические и правовые основы функционирования денежного рынка Республики Беларусь. В настоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения в области денежно-кредитного регулирования, является Банковский кодекс Республики Беларусь. Ежегодно разрабатываются и утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, в которых определяются цели, показатели, инструменты денежно-кредитного регулирования.
Начиная с 2000 г. и по настоящее время НБ РБ проводит умеренно жесткую денежно-кредитную политику, которая позволила достичь определенных положительных результатов. Ее приоритетными задачами были снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы; развитие и укрепление банковской системы; создание условий для эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы страны. В 2001–2004 гг. НБ РБ, сохраняя преемственность целей денежно-кредитного регулирования, продолжал последовательно снижать устанавливаемые ежегодно пределы темпов роста денежной массы. Учетная политика была по-прежнему ориентирована на обеспечение положительных реальных процентных ставок. Для регулирования денежной массы НБ РБ использовал операции на открытом рынке, которые осуществлялись с государственными краткосрочными облигациями и собственными ценными бумагами. В 2007–2008 гг. сохранилась тенденция к снижению уровня нормативов отчислений в фонд обязательного резервирования. Укреплению банковской системы будет способствовать прирост собственного капитала банков на 13–17 %.
Цель денежно-кредитной политики Республики Беларусь – снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь. Наряду с достижением цели денежно-кредитной политики НБ РБ и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны.
Основные направления денежно-кредитной политики Беларуси:
– реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства, а также банковских систем стран Евразийского экономического сообщества и других государств – участников СНГ;
– работа по вопросам, связанным с функционированием Таможенного союза и Единого экономического пространства, включая формирование и развитие договорно-правовой базы;
– взаимодействие НБ РБ и банковского сектора Республики Беларусь с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией, Европейским банком реконструкции и развития, Антикризисным фондом Евразийского экономического сообщества, зарубежными центральными (национальными) банками по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества.
Кредитная эмиссия Национального банка проводится исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности банков. Ресурсная база банков увеличивается за счет привлечения средств резидентов и нерезидентов Республики Беларусь.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
РАЗДЕЛ I. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА