Expresspool.ru

Финансовый журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эффективность денежно кредитной политики

Показатели эффективности реализации денежно-кредитной политики

Процессы глобализации и открытость экономики стран приво­дят к тому, что становится возможной реализация потенциальных рисков, в том числе и в финансово-кредитной сфере. Финансовая нестабильность может привести к кризисам, а потому централь­ные банки должны обладать опытом использования нетрадицион­ных мер для преодоления финансовых потрясений и стабилизации ситуации. В период финансовых кризисов несколько меняются основные критерии эффективности денежно-кредитной политики. В период кризиса эти критерии, как правило, вклю­чают в себя:

формализованные (динамика ВВП, ценовая стабильность, динамика доходов населения, банковская ликвидность);

неформализованные (финансовая стабильность, степень ин­ституциональной автономии центрального банка, доверие к денежно-кредитной политике).

В условиях открытой рыночной экономики критерии оценки денежно-кредитной политики должны быть увязаны с социально-экономическим развитием страны. Поэтому основополагающими критериями эффективности денежно-кредитной политики будут кри­терии, способствующие обеспечению макроэкономической стабиль­ности. Кроме того, эффективность проводимой монетарной политики будут определять те внутренние и внешние экономические условия, в которых она осуществляется.

В составе основных факторов, которые оказывают влияние на формирование и проведение денежно-кредитной политики, можно выделить следующие

Изменение макроэкономической ситуации в стране.

Резкое изменение объемов инвестирования и кредитования, уров­ня цен является источником макроэкономической нестабильности как в развитых, так и развивающихся странах. Такие колебания при­водят к структурным изменениям, в том числе в институциональных механизмах.

Социально-экономическая политика страны.

Нередко в процессе реализации денежно-кредитной политики возникает противоречие между ключевыми показателями социально-экономической и денежно-кредитной политики, что особенно ак­туально в период кризисов и социальных потрясений. Зачастую требуется обеспечить и повышение уровня жизни населения, и мо­дернизацию структуры экономики, т. е. найти компромисс между потреблением и инвестированием.

Влияние внешнеэкономических факторов обусловлено, пре­жде всего, неопределенностью динамики цен на экспортируемые и импортируемые товары, что влияет на состояние торгового баланса.

Изменение структуры экономики способствует изменению спроса и предложения денег через спрос на кредиты и инвестиции.

Состояние бюджетной сферы.

Проведение денежно-кредитной политики должно осуществлять­ся во взаимосвязи с фискальной — бюджетно-налоговой политикой. Иными словами, должно обеспечиваться единство целей, совпадение объектов воздействия, инструментов осуществления как денежно-кредитной, так и налогово-бюджетной политики.

Состояние финансового рынка.

Проведение денежно-кредитной политики невозможно без соот­ветствующего развития полноценного финансового рынка и финан­совой инфраструктуры.

Следует также учитывать, что оценить эффективность денежно-кредитной политики можно лишь после ее проведения, что обуслов­лено отсроченным результатом (временным лагом) проявления дей­ствия принятых мер.

Центральный банк должен информировать общество и экономи­ческих агентов о своих намерениях, для чего важно формализовать основные положения денежно-кредитной политики. В этой связи разработка Центральным банком «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» на предстоящий пе­риод представляется совершенно оправданной.

Эффективность денежно-кредитной политики зависит от функ­ционирования всех звеньев трансмиссионного, или так называемого передаточного механизма, с помощью которого оказывается влияние на расходы населения экономики и государства. Кейнсианская кон­цепция выделяет четыре ступени этого механизма:

изменение объема предложения денег в экономике в резуль­тате проведения центральными банками определенной денежно-кредитной политики;

изменение процентных ставок денежного рынка;

изменение совокупных расходов субъектов экономики;

изменение объема производства в экономике.

Исходя из этого, центральный банк должен располагать исчерпы­вающей информацией о факторах, оказывающих влияние на каждый из этапов передаточного механизма и их взаимосвязи. Однако по­лучение таких сведений в полном объеме практически невозможно, что может привести к непредсказуемым последствиям и конечным результатам.

Эффективность результатов проведения денежно-кредитной по­литики определяется рядом условий и ограничений.

1. Общие особенности применения косвенных методов регулиро­вания, которые на одних рынках могут привести к положительному результату, а на других — к отрицательному. Поэтому в процессе реализации денежно-кредитной политики необходимо предвидеть возможные сценарии негативных последствий и обеспечить меры по их устранению.

2. При существующей проблеме временных несоответствий воз­никает необходимость корректировки денежно-кредитной поли­тики, что может привести к возникновению противоречий между стратегическими и текущими целями. При этом действия денежных властей и действия хозяйствующих субъектов могут существенно отличаться.

3. Серьезное влияние на эффективность денежно-кредитной по­литики оказывает выбор тактических и промежуточных целей. При неправильном выборе они не смогут обеспечить достижение желае­мого эффекта.

4. При выборе целей и проведении денежно-кредитной политики следует предусматривать и побочные эффекты, связанные с меха­низмом изменения денежного предложения, поскольку предложение денег осуществляет не только центральный банк, но также и ком­мерческие банки, а также и небанковские институты.

Эффективность проводимой денежно-кредитной политики целе­сообразно рассматривать во взаимосвязи с эффективностью приме­няемых инструментов. При этом повысить эффективность денежно-кредитной политики можно за счет комплексного использования как прямых, так и косвенных инструментов, однако для этого нужно дать экономическое обоснование этим инструментам.

Так, в качестве критериев эффективности используемых инстру­ментов денежно-кредитной политики некоторые авторы выделяют

гибкость инструмента, позволяющую маневрировать им при регулировании;

возвратность действия, что позволяет исправить любую ошиб­ку обратной сделкой;

скорость действия инструмента для возможности мгновенной ——нейтрализации нежелательных процессов на рынке и максимально быстрого достижения цели;

соответствие получаемых результатов намеченным целям

возможность корректировки масштаба проводимых операций

простоту и прозрачность инструмента, обеспечивающие пра­вильное понимание цели его использования;

надежность инструмента, требующую минимизации финансо­вых и операционных рисков;

последовательность инструмента, предполагающую невоз­можность частой смены процедур и правил;

малое количество побочных эффектов от его применения.

Использование многообразия инструментов регулирования, их соответствие экономической конъюнктуре, разумная мера их при­менения и гибкое сочетание позволяют быстро достигать намечен­ных результатов и обеспечивать реализацию эффективной денежно-кредитной политики.

Эффективность денежно-кредитной политики

Монетарная политика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность денежно-кредитной политики в целом.

Можно выделить четыре звена передаточного механизма ДКП: 1) изменение величины реального предложения денег (M/P) s в результате проведения Центральным банком соответствующей политики; 2) изменение ставки процента на денежном рынке; 3) реакция совокупных расходов (в особенности инвестиционных расходов) на динамику ставки процента; 4) изменение объема выпуска в ответ на изменение совокупного спроса (совокупных расходов).

Изменение величины реального предложения денег по-разному изменит ставку процента в зависимости от того, какова чувствительность спроса на деньги к динамике ставки процента.

Изменение рыночной ставки процента происходит путем изменения структуры портфеля активов экономических агентов. Если вследствие сдерживающей денежной политики Центрального банка, денег окажется меньше, чем им необходимо, ставка процента возрастет (рис. 9.11, а). Однако реакция денежного рынка зависит от чувствительности спроса на деньги к ставке процента, т. е. от крутизны кривой спроса на деньги. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению ставки процента (кривая полога, рис. 9.11, б), то результатом снижения денежной массы станет незначительное изменение ставки процента. И наоборот: если спрос на деньги слабо реагирует на ставку процента (крутая кривая, рис. 9.11, в), то снижение предложения денег приведет к существенному росту процентной ставки.

Рисунок 9.11 — Динамика ставки процента от чувствительности спроса на деньги

Следующим шагом является корректировка совокупного спроса (совокупных расходов) в связи с изменением ставки процента. Обычно считается, что больше других на динамику ставки процента реагируют инвестиционные расходы (хотя можно говорить и о реакции потребления, доходах местных органов государственного управления, но они менее значительны). Если предположить, что на денежном рынке произошло существенное изменение ставки процента, то далее встанет вопрос о чувствительности инвестиционного спроса (или совокупного спроса в целом) к динамике ставки процента (рис. 9.12). От этого, при прочих данных условиях, будет зависеть величина мультипликативного расширения совокупного дохода.

Читать еще:  Как начисляют декретные деньги

При низкой чувствительности инвестиций к ставке процента (рис. 9.12, а) повышение ставки процента приведет к незначительному сокращению инвестиций, совокупного спроса и объема производства. При высокой чувствительности инвестиций к ставке процента (рис. 9.12, б) изменения будут значительными.

Очевидно, что нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких-либо результатов денежной политики. Например, незначительные изменения ставки процента на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки процента разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Денежно-кредитная политика не будет влиять на величину совокупного предложения в состоянии инвестиционной ловушки.

Рисунок 9.12 — Влияние чувствительности инвестиций к динамике ставки
процента на объем инвестиций в экономику

Эффективность ДКП при проведении операций на открытом рынке различна в зависимости от того, у кого ЦБ, например, скупает ценные бумаги. Если скупает у коммерческих банков, он увеличивает сумму резервов коммерческих банков на величину покупки, и способность КБ к кредитованию увеличивается на всю эту сумму, так как она становится избыточными резервами. Если скупаются ценные бумаги у организаций, населения, ЦБ оплачивает покупку чеком на себя, сумма депозита в КБ увеличивается и распределяется на обязательные и избыточные резервы. Таким образом, способность КБ к кредитованию возрастает на меньшую величину (меньше на величину обязательных резервов).

Соответственно продажа ценных бумаг коммерческому банку снижает величину его фактических и избыточных резервов на всю сумму продажи. При продаже ценных бумаг организациям, населению уменьшается сумма депозитов, и фактические, и избыточные резервы снижаются на меньшую сумму (с учетом обязательных резервов).

Помимо качества работы передаточного механизма существуют и другие сложности в осуществлении денежной политики,которые определяют ее эффективность. Поддержание Центральным банком одного из целевых параметров, например, ставки процента, требует изменения другого, в случае колебаний на денежном рынке, что не всегда сказывается благоприятно на экономике в целом. Так, Центральный банк может удерживать ставку процента на определенном уровне для стабилизации инвестиций и их воздействия через мультипликатор на объем выпуска в целом. Но, если по каким-то причинам в экономике начинается подъем и ВНП растет, то это увеличивает трансакционный спрос на деньги. При неизменном предложении денег ставка процента будет расти, а значит, чтобы удержать ее на прежнем уровне, Центральный банк должен увеличить предложение денег. Это, в свою очередь, создает дополнительные стимулы роста ВНП и к тому же может спровоцировать инфляцию.

В случае спада и сокращения спроса на деньги Центральный банк для предотвращения снижения ставки процента должен уменьшать предложение денег. Но это приведет к падению совокупного спроса и только усугубит спад в экономике.

Следует учитывать также возможные побочные эффекты при проведении ДКП.Например, если Центральный банк считает необходимым увеличить предложение денег, он может расширить денежную базу, покупая облигации на рынке ценных бумаг. Но одновременно с ростом предложения денег начинается снижение ставки процента. Это может отразиться на величине коэффициентов депонирования и резервирования. Население может перевести часть средств из депозитов в наличность и отношение C / D = cd увеличится, банки могут увеличить свои избыточные резервы, что повысит отношение R / D = rd. В результате денежный мультипликатор уменьшится, что может частично нейтрализовать исходную тенденцию к расширению денежной массы.

Денежно-кредитная политика имеет значительный внешний лаг (время от принятия решения до его результата), так как влияние ее на размер ВВП в значительной степени связано через колебания ставки процента с уменьшением инвестиционной активности в экономике, что является достаточно длительным процессом. Это также осложняет проведение ДКП, так как запаздывание результата может даже ухудшить ситуацию. Скажем, антициклическое расширение денежной массы (и снижение процентной ставки) для предотвращения спада может дать результат, когда экономика будет уже на подъеме и вызовет нежелательные инфляционные процессы.

Политика «дешевых денег» или экспансионистская политика, имеет эффект чистого экспорта, но направление его противоположно направлению экспансионистской фискальной политики. Снижение ставки процента сопровождается уменьшением притока иностранного капитала, спрос на национальную валюту падает, она дешевеет, экспорт национальных товаров возрастает, так как они становятся на мировом рынке дешевле; импорт сокращается, так как иностранные товары на национальном рынке дорожают, увеличивается чистый экспорт, совокупный спрос, совокупное предложение.

Политика «дорогих денег» также сопровождается эффектом чистого экспорта.

Эффективность ДКП в современных условиях в значительной мере определяется степенью доверия к политике Центрального банка, а также степенью независимости банка от исполнительной власти. Последняя с трудом поддается точной оценке и определяется, как на основе некоторых формальных критериев (частой смены руководства Центрального банка, границ участия банка в кредитовании государственного сектора, решении проблем бюджетного дефицита и других официальных характеристик банка, зафиксированных в уставе), так и неформальных моментов, свидетельствующих о фактической независимости Центрального банка.

Денежно-кредитная политика является неотъемлемой частью стабилизационной политики, в ее пользу можно привести несколько конкретных доводов:

– по сравнению с фискальной она может быстро меняться. ДКП не предполагает обсуждения в Правительстве, а решения о покупке-продаже ценных бумаг принимается почти ежедневно;

– изоляция от политического давления со стороны лобби — больше, ДКП — мягче и консервативнее, в политическом отношении, чем фискальная;

– монетаристы предполагают, что изменение денежного предложения — ключевой фактор динамики уровня экономической активности.

Однако денежно-кредитная политика страдает определенной ограниченностью и в реальной действительности сталкивается с рядом осложнений:

а) при проведении политики «дешевых денег» на фазе экономического спада нет гарантии, что коммерческие банки действительно выдадут ссуды и предложение денег увеличится, а население не воспользуется деньгами, полученными при погашении облигаций, для погашения имеющихся у них ссуд;

б) скорость обращения денег также имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой: при увеличении предложения денег, снижении ставки процента, скорость их обращения замедляется; если же проводится политика дорогих денег, то скорость денежного обращения увеличивается.

Эффективность денежно-кредитной политики

Эффективность денежно-кредитной политики определяется выполнением или невыполнением целей, которые ей предписывают. Целями денежно – кредитной политики являются обеспечение стабильности экономического роста, снижение инфляции, полной занятости, стабильности цен. Эти цели выражаются в конкретных показателях. Таким образом, чтобы определить ее эффективность, нужно сравнить значения этих показателей за несколько лет. Сравнения будем проводить за период с 2010 по 2012 год.

Читать еще:  Во что вложить небольшие деньги

Экономическая стабильность отображается в таком показателе, как Внутренний Валовой Продукт(ВВП). Следовательно, чтобы определить обеспечивает ли существующая денежно-кредитная политика стабильный экономический рост, нужно сравнить ВВП за последние несколько лет. В 2010 году ВВП России составлял 1488 млрд. долл. по сравнению с предыдущим 2009, ВВП в котором составил 1223 млрд. долл.. С 2010 по 2011 год ВВП России увеличился и на конец 2011 года составлял 1858 млрд. долл.. В 2012 году ВВП России составлял 2053 млрд. долл.. Таким образом, сравнив показатели ВВП за три года, мы видим, что с каждым годом данный показатель увеличивается. Следовательно, данная денежно-кредитная политика обеспечивает стабильный экономический рост.

Снижение темпов инфляции – одна из самых приоритетных задач денежно-кредитной политики. Данный показатель отображает рост общего уровня цен и в 2010 году он составил 8,8%, таким образов превысив прогнозируемую инфляцию на 0,3%. В 2011 прогнозировали инфляцию на уровне 6,5%. В итоге, реальный размер инфляции составил 6%. В 2012 инфляция прогнозировалась на уровне 6,5-6,7%. Реальная инфляция составила 6,4%. В целом наблюдается тенденция к понижению уровня инфляции, следовательно, существующая денежно-кредитная политика обеспечивает снижение инфляции.

Достижение полной занятости населения практически неосуществимая задача. Однако, повышать данный показатель необходимо. Занятость населения является важным показателем экономики и благосостояния страны. На 2010 год количество экономически активного населения в возрасте от 15 до 72 лет, как занятых, так и безработных составляло 75,4 млн.чел. Из них 69,6 человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,4 млн.человек — как безработные. В 2011 году показатель экономически активного населения составил 75,7 млн.чел. Из них 70,8 – занятые, 4,9 – безработные. В 2012 году экономически активное населения составляло также 7,5 млн.чел. Из них 7,1 – занятые, 4,1 – безработные. Исходя из этого сравнения, мы видим, что доля занятых людей увеличивается, а безработных уменьшается. Также, растет и общая численность экономически активного населения. Из этого следует, что денежно-кредитная политика в долгосрочной перспективе будет способствовать дальнейшему увеличению занятости населения.

Подводя итог результатов сравнения показателей, по которым оценивается эффективность денежно-кредитной политики, можно сказать, что существующая денежно-кредитная политика является эффективной, так как она выполняет основные цели, возложенные на нее.

Заключение

Денежно-кредитная политика государства является главным механизмом в обеспечении экономической стабильности страны. Ответственность за ее проведение возлагается на Центральный Банк Российской Федерации. Центральный Банк – эмиссионный банк государства. Он осуществляет денежно-кредитную политику государства.

Помимо осуществления данной политики, он выполняет целый ряд функций: эмиссионная – выпуск новых денег, увеличение денежного обращения; регулятивная – осуществляет регулирование денежно-кредитной политики, деятельности кредитных организаций; кредитная – выдает кредиты государствам, коммерческим банкам.

Денежно-кредитная политика – это воздействие Центрального Банка на отношения субъектов экономики (фирм и домохозяйств) посредством изменения ставки процента/объема денежного обращения. Целями денежно-кредитной политики являются: обеспечение стабильности экономического роста, полной занятости, снижение инфляции.

Регулируя субъекты экономики, Банк России применяет действия, которые называются методами и инструментами денежно-кредитной политики. Они применяются в разных отраслях и сферах и представляют собой регулирование или ограничение деятельности институтов экономики. Методы денежно-кредитной политики разделяют на:

а) Прямые методы – влияют на субъектов экономики административными актами: введений лимитов на выдачу ссуд, ограничений на открытие филиалов, определение процентных ставок.

б) Косвенные методы – совокупность мероприятий оказывающих косвенное влияние на субъекты экономики: денежно-кредитная и социальная политика.

в) Общие методы – методы, влияющие на весь рынок ссудных капиталов: учетная политика – устанавливает процентную ставку на рынке ссудных капиталов; операции на открытом рынке – купля и продажа ценных бумаг ЦБ; установление норм обязательных резервов – изменение резервов, которые коммерческие банки должны хранить в ЦБ.

г) Селективные методы – методы, предназначенные для регулирования конкретных видов кредитования отдельных отраслей и крупных фирм: контроль по кредитам под залог ценных бумаг, по потребительским кредитам, по ипотечному кредиту.

д) Экономические методы – методы, основными инструментами которых являются изменение нормы обязательных резервов, проведение кредитных

Инструменты экономики позволяют Центральному Банку регулировать деятельность всех денежно-кредитных организаций, находящихся на территории РФ. Они содержат в себе определенные рамки, ограничения их деятельности по определенным видам денежно-кредитных операций. В то время как методы, в большей степени, определяют то, на каком уровне эти ограничения будут вводиться. Инструменты денежно-кредитной политики являются:

а) Процентная ставка по операциям Банка России – изменение процентной ставки по денежно-кредитным операциям: вкладам, кредитам, ссудам и т.д.

б) Операции на открытом рынке – купля-продажа Центральным Банком ценных бумаг.

в) Изменение минимальной резервной нормы – изменение резервов, которые коммерческие банки должны хранить в ЦБ.

г) Политика дешевых и дорогих денег – деятельность ЦБ направленная на увеличение или уменьшение денежного предложения, снижения темпов инфляции, путем увеличения или уменьшения процентной ставки, продажи или покупки ценных бумаг на открытом рынке.

д) Рефинансирование банков – межбанковские кредитные операции по привлечению ссудных капиталов, с целью обеспечения выданных кредитов.

ж) Валютное регулирование – купля-продажа иностранной валюты и ценных бумаг, с целью регулирования курса внутренней валюты.

Оценивая эффективность денежно-кредитной политики, нужно следовать целям, которые поставлены перед данной политикой. Соответственно, если цели, поставленные перед данной политикой, выполняются, значит, денежно-кредитная политика является эффективной, в противном случае, она не является эффективной. Определить эффективность денежно-кредитной политики можно лишь при сравнении статистических показателей, характеризующих её. Такими показателями являются: темпы инфляции, значение уровня занятости населения, ВВП. При сравнении этих показателей за определенный промежуток времени, можно определить, наблюдается ли положительный результат, а следовательно, и оценить эффективность денежно-кредитной политики.

Подведя итог, денежно-кредитная политика является основной экономической политики государства, призванной обеспечить экономическую стабильность, снизить инфляцию, создать условия для долгосрочного экономического роста, уменьшению безработицы, а роль Центрального Банка заключается в разработке денежно-кредитной политики и её проведения, а также исполнения всеми денежно-кредитными организациями.

1. Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ«О Центральном банке Российской Федерации» (Банке России)». 24.04.13

2. Самуэльсон П.Экономика. Т. 2-й. М.: Дашков и Ко», 2002. 101 с

3. Куликов Л.М. Основы экономической теории. М.: Финансы и статистика, 2010.

4. Кондратов Д. И. «Денежно – кредитная политика Центрального банка России// Современная Европа». 2011. № 1. 29.04.13

5. Банк России: организация деятельности / Ю.С. Голикова, М.А. Хохленкова; Центр. Банк РФ, Моск. банк. шк.. — М. : Издат.-Консалтинговая Компания «ДеКа», 2010. — 704 с.

6. Ануреев С. «Денежно-кредитная политика, диспропорции и кризисы». М.: КноРус, 2009. 19.04.13

7. www.rbc.ru; «Экономика, состояние золотовалютных резервов за апрель2013», 14.05.13.

8. www.cbr.ru. Центральный Банк Российской Федерации «Основные направления денежно – кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов». 5.05.13.

Читать еще:  Проводка налоговая вернула деньги

9. Wikipedia.org; «Денежно-кредитная политика государства» 20.04.13, «Центральный Банк» 19.04.13, «Дедолларизация» 21.05.13, «Процентная ставка» 10.05.13, «Индексация» 21.05.13, «Ликвидность» 15.05.13.

10. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. – М.: Юрид. лит., 2005. 400 с.

11. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.656 с.

12. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 2004.864 с.

13. Пиндайк Р., Рубирфельд Д. Микроэкономика. – М.: Экономика, 2002. 652с.

14. Общая теория денег и кредита: учебник для вузов/Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004

15. Банковская система России. Настольная книга банкира / Под ред. А.Г. Грязнова. — М.: ДЭКА, 2008.

16. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О. И. Лаврушина. — М.: Финансы и статистика, 2009. — 448 с.

17. Савинский Ю.П. Денежно-кредитное регулирование: Учебное пособие. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2008. — 132 с.

18. Фетисов Г.Г. Банк России: цели, задачи, проблемы — Деньги и кредит.-2009.-№2.-С.6-9.

19. Финансы. Денежное обращение. Кредит (конспект лекций).- М., ПРИОР, 2008.- 176 с

20. Грязнова А.Г., Думная Н.Н. Макроэкономика: Теория и Российская практика: Учебник / Общая редакция Грязновой А.Г.- М.: КноРус, 2004.

21. «История Банка России 1860-2010»: в 2 томах. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. 11.04.13.

Эффективность денежно-кредитной политики

Сильные стороны д-к политики:

быстрота и гибкость(определенная независимость ЦБ от Правительства позволяет оперативно принимать решения по корректировке д-к политики в зависимости от экономической ситуации).

изоляция от политического давления(возможность противостоять решениям, связанным с очередными выборами и при принятии государственного бюджета)

отсутствие эффекта вытеснения(в отличие от стимулирующей фискальной политики стимулирующая монетарная политика (рост предложения денег) обуславливает снижение ставки процента. Это ведет не к вытеснению, а стимулированию инвестиций и других чувствительных к изменению ставки процента автономных расходов, а также к мультипликативному росту выпуска).

Недостатки и проблемы д-к политики:

циклическая асимметрия(политика «дешевых денег» в период спада может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, т.е. возможность выдавать ссуды. Но она не гарантирует того, что банки их действительно выдадут и население ими воспользуется);

влияние инвестиций(на инвестиционные решения влияют такие факторы, как: оптимизм относительно будущей прибыли, технологический процесс, рост цен на капитал. Изменение ставки процента в определенных условиях может не оказать желаемого воздействия на инвестиции);

изменение скорости обращения денег(Кейнсианцы считают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег. Таким образом, тормозятся или ликвидируются изменения в предложении денег, вызванные политикой).

дилемма целей: денежное предложение или процентная ставка?(ЦБ не может одновременно стабилизировать и денежное предложение, и процентную ставку.)

потеря ЦБ контроля над предложением денег в условиях зависимости монетарной политики от фискальной политики правительства(если деятельность ЦБ направлена на решение бюджетных проблем, то монетарная политика становится полностью подчиненной решению проблем фискальной политики).

4. Денежно-кредитная политика: монетаристский подход.

Монетаристы: Предложение денег является главным фактором краткосрочных колебаний ВВП и долгосрочных колебаний цен.

Денежное предложение — единственный важнейший фактор, определяющий совокупный спрос.

В краткосрочномпериоде деньги могут оказать влияние на выпуск и цены. В длительномпериоде основной эффект изменения денежной массы сводится к колебаниям уровня цен (т.к. экономика стремится к состоянию полной занятости).

Стимулирующая монетарная политика имеет своим непосредственным результатом увеличение объема производства, совокупного дохода и занятости. Однако д-к политика влияет на величины выпуска только в краткосрочном периоде.

В долгосрочном периоде рост цен вследствие инфляции издержек, а затем, инфляции спроса приведет к восстановлению равновесия на уровне полной занятости ресурсов, но при более высоком уровне цен.

Дискреционные мероприятия д-к политики должны проводиться как можно реже, потому что именно они чаще всего служат причиной колебаний совокупного дохода и занятости.

Колебания предложения денег — основной источник колебаний рыночной конъюнктуры. В долгосрочном периоде стимулирующая д-к политика порождает затяжную макроэкономическую нестабильность.

Вывод:

Стимулирующая денежно-кредитная политика может быть:

2. Недискреционной (не часто меняющейся);

3. Основанной на монетарном правиле.

Недискреционная д-к политика должна быть направлена па поддержание стабильности темпов прироста предложения денег.

Основная задача недискреционной политики — предотвратить колебания совокупного выпуска и занятости.

Рост денежной массы допускается только в долгосрочном периоде в соответствии с монетарным правилом.

Монетарное правило:

Для поддержания устойчивого экономического роста при полной занятости и стабильных ценах

долгосрочный темп роста денежной массы должен совпадать с долгосрочным темпом роста

потенциального выпуска. По Фридману 2-5% в год.

Передаточный механизм монетарной политики

1. Изменение денежно-кредитной политики;

2. Изменение резервов коммерческих банков;

3. Изменение денежного предложения;

4. Изменение совокупного спроса;

5. Изменение номинального ВВП.

Монетаристы считают фискальную политику слабой и неэффективной из-за мощного эффекта вытеснения.

1. Рост гос закупок;

2. Рост предложения гос облигаций;

3. Рост относительной доходности гос облигаций;

4. Вытеснение корпоративных облигаций и акций;

5. Сокращение инвестиционного спроса.

1979 год — «монетаристский эксперимент» в США. Смещение акцента регулирования со ставки процента на политику поддержания банковских резервов и предложения денег на заранее определенном уровне.

5. Денежно-кредитная политика: Кейнсианский подход.

Кейнсианцы:Предложение денег играет ключевую роль в определении величины совокупного спроса. На совокупный спрос оказывает влияние множество факторов. Изменение предложения денег влияет на показатели реального сектора экономики.

Трансмиссионным (передаточный) механизмом Дж. Кейнс назвал систему переменных, через которую предложение денег оказывает влияние на экономическую активность.

Передаточный механизм денежно-кредитной политики

1. Изменение денежно-кредитной политики;

2. Изменение резервов коммерческих банков;

3. Изменение денежного предложения;

4. Изменение ставки %;

5. Изменение совокупного спроса;

6. Изменение номинального ВВП

По Кейнсу, д-к политика — совокупность монетарных мероприятий, с помощью который ЦБ сознательно нарушает равновесие рынка денег, для того чтобы заставить экономику прийти к новому равновесию с желаемыми параметрами.

Денежно-кредитная политика должна иметь антициклическую направленность.

Основная задача дискреционной д-к политики — устранить негативные последствия циклических колебаний производства и занятости.

Дискреционная д-к политика:

Основная задача недискреционной д-к политики — предотвратить колебания

совокупного спроса, дохода и занятости. Недискреционная монетарная политика должна быть направлена на поддержание стабильной процентной ставки на финансовых рынках.

Приоритетной является фискальная политика. При необходимости проведения дискреционной политики рекомендуется использование инструментов фискальной политики. Для денежно-кредитной политики остается задача — стабилизация ставки процента.

Дискреционная монетарная политика ЦБ сама может спровоцировать макроэкономическую нестабильность. Ее воздействие не только быстро и непосредственно предопределяет уровень процентной ставки, но и существенно влияет на ожидания домашних хозяйств и фирм.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector