Единая государственная денежно кредитная политика
Денежно-кредитная политика
Денежно-кредитная политика — это политика центрального банка, воздействующая на количество денег в обращении. В ее основе лежат разные теории, и в частности теория монетаризма.
Монетаризм — экономическая теория, согласно которой изменение количества находящихся в обращении денег является определяющим фактором формирования цен, доходов и занятости.
Как экономическое учение монетаризм возник в середине 50-х годов и первоначально назывался доктриной Чикагской школы. Во главе ее стоял профессор М.Фридмен, лауреат Нобелевской премии в области экономики за 1976 г. С конца 70-х годов монетаризм стал наиболее популярной экономической школой и официальной экономической доктриной правительств многих стран. С переходом российской экономики на рыночные отношения эта теория стала применяться и в нашей стране.
Экономические циклы связаны прежде всего со значительными колебаниями в темпах роста денежной массы. Поэтому главным инструментом регулирования экономики монетаристы считают не бюджет, не норму ссудного процента, а изменение денежной массы, находящейся в обращении (отсюда и название теории).
В соответствии с денежным правилом (монетарным правилом) Фридмена увеличение денежной массы (на 3-5 % в год) надо проводить систематически, постепенно и независимо от конъюнктуры и циклических колебаний. Установление таких ориентиров роста денежной массы называется таргетированием.
Цель таргетирования заключается в том, чтобы стабильным ростом денежной массы обеспечить экономический рост и сгладить конъюнктурные колебания.
В случае нарушения «правила», при темпе денежных вливаний в экономику более 3-5 % в год, будет происходить раскручивание инфляции, а при росте денежной массы менее 3-5 % в год темп прироста ВНП будет снижаться.
Современные теоретические модели монетарной политики являются синтезом кейнсианской теории денег, денежно-кредитного регулирования и монетаризма. Так, если в долгосрочном плане в денежно-кредитной политике преобладает монетаристский подход, то в краткосрочном плане центральные банки сосредоточивают свои усилия на регулировании процентной ставки, а это является ключевым моментом кейнсианской теории.
В нашей стране единую государственную денежно-кредитную политику разрабатывает и проводит Банк России. Ее основные направления на предстоящий год предоставляются не позднее 1 декабря в Государственную Думу. Предварительно основные направления единой государственной денежно-кредитной политики представляются Президенту и Правительству РФ.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики включают:
— анализ состояния и прогноз развития экономики страны;
— основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно-кредитной политики.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Процентные ставки Банка России — это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций. Кроме того, закон предусматривает возможность проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.
В современных российских условиях высокие процентные ставки усугубляют экономическую ситуацию и не способствуют экономическому росту. Производственная сфера практически лишена возможности кредитования из-за высоких процентных ставок.
Обязательные резервы — это средства коммерческих банков, хранящиеся в центральном банке на беспроцентном счете в соответствии с принятыми нормами.
Депонирование части денежных средств, привлеченных коммерческими банками в фонде обязательных резервов, производится с целью поддержания денежной массы на определенном уровне. Увеличивая или уменьшая норму отчислений, Центральный банк оказывает влияние на активность коммерческих банков на денежном рынке.
Величина и структура обязательных резервов в различных странах неодинаковы. В нашей стране размер обязательных резервов и порядок их депонирования в Банке России устанавливается Советом директоров. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 % обязательств кредитной организации и быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.
По состоянию на 8.07.2004 г. норматив обязательных резервов составлял 7%, с 1.08.2004 г. он равен 3,5% (по привлеченным средствам от банков-нерезидентов – 2%).
Средства, находящиеся в обязательных резервах, служат ресурсом для поддержания ликвидности коммерческих банков и страховым фондом, который может быть использован для выплат компенсаций вкладчикам в случае банкротства банка.
Операции на открытом рынке — это покупка или продажа на открытом рынке ценных бумаг с целью регулирования объема денежной массы. Для этого используются различные виды обращающихся на рынке государственных ценных бумаг: казначейские векселя, государственные облигации и прочие государственные ценные бумаги. Основная доля приходится на краткосрочные государственные ценные бумаги.
Механизм операций на открытом рынке такой. В целях ограничения денежной массы Центральный банк начинает активно предлагать государственные обязательства на открытом рынке. С увеличением предложения рыночная стоимость ценных бумаг уменьшается, процентные ставки по ним растут. Коммерческие банки активно скупают государственные обязательства, что приводит к сокращению банковских резервов, а следовательно, и к уменьшению кредитных возможностей коммерческих банков.
Для увеличения денежной массы в обращении Центральный банк начинает скупать государственные обязательства у банков. С увеличением спроса на них рыночная цена этих бумаг растет, и процентная ставка по ним падает. Банки продают государственные обязательства, что приводит к увеличению банковских резервов и, соответственно, увеличению денежной массы.
Операции на открытом рынке — основной инструмент регулирования денежной массы во многих экономически развитых странах. Важнейшими условиями их успешного использования являются развитая кредитная система и наличие развитого рынка ценных бумаг в стране.
Рефинансирование банков — это кредитование Банком России коммерческих банков. Рефинансирование банков проводится с целью увеличения кредитных ресурсов коммерческих банков, а также поддержания ликвидности их баланса.
Особая роль в процентной политике Банка России принадлежит ставке рефинансирования. По этой ставке Банк России кредитует остальные банки. Эта ставка является главным ориентиром при установлении коммерческими банками рыночных процентных ставок.
Уровень ставки рефинансирования неоднократно изменялся: с 20% на 1.01.92 г. до максимального значения 210 % на 15.10.93 г. (после «черного» вторника 11 октября, когда резко упал курс рубля к доллару США). В конце 2004 г. ставка рефинансирования составляла 13%.
Ставка рефинансирования Банка России (аналогично официальным ставкам ЦБ в других странах) — один из главных инструментов денежно-кредитной политики. В ее основе лежит стремление повлиять на объем денежной массы и масштабы инфляции. Понижая ставку рефинансирования, банк делает кредитные ресурсы более доступными, создает условия для увеличения предложения коммерческими банками кредитов на рынке, что влечет их удешевление. Такая политика проводится с целью оживления инвестиций и стимулирования экономического роста. Однако длительно проводимая политика «дешевых денег» является противоречивой: с одной стороны, она стимулирует экономическую конъюнктуру, а с другой — способствует усилению инфляции.
Повышение ставки рефинансирования делает деньги дорогими, ведет к сжатию денежной массы, замедлению темпов инфляции, но одновременно и к уменьшению инвестиционных ресурсов.
Валютные интервенции– купля-продажа Банком России иностранной валюты для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
Валютная интервенция — одна из форм валютной политики, которая проводится Банком России с целью обеспечения устойчивости рубля.
Ориентиры роста денежной массы могут устанавливаться Банком России в виде одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Прямые количественные ограничения — это установление Банком России лимитов на рефинансирование банков и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.
Прямые количественные ограничения Банк России вправе применять в исключительных случаях и только после консультаций с Правительством РФ.
Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.
Инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России аналогичны применяемым центральными банками других стран. Однако в силу переходного состояния российской экономики, неразвитости рыночных отношений в производстве и кредитно-финансовой сфере, Банк России не может в полной мере использовать такие рыночные инструменты, как учет и переучет векселей, проведение ломбардных операций и операций на открытом рынке. Поэтому в практике работы Банка России сочетаются рыночные и административные методы.
Денежно-кредитная политика
Денежно-кредитная политика – действия специализированных государственных учреждений на денежном и валютном рынке, направленные на контроль обменного курса, уровня инфляции, занятости, стабильности экономического роста. Как правило, за проведение денежно-кредитной политики отвечают центральные банки.
В мировой практике в зависимости от стадии экономического цикла денежно-кредитная политика направлена на стимулирование или сдерживание процессов. Так, в случае нарастания кризисных явлений центробанки снижают ставки рефинансирования и размеры обязательных резервов, увеличивают денежную массу, ослабляют национальную валюту для получения торговых преимуществ на международных рынках. Например, учетная ставка Федеральной резервной системы США на лето 2011 года приближена к нулю, что говорит о попытке регулирующих органов стимулировать экономику.
Наоборот, когда темп подъема экономики слишком велик, предпринимаются меры для снижения скорости экономического роста для того, чтобы избежать обвалов в будущем. Для этого денежно-кредитная политика становится более жесткой: прежде всего, предпринимаются меры для увеличения процентных ставок. Проводятся операции по стерилизации денежной массы, то есть выпускаются долговые ценные бумаги с целью удалить избыток свободных финансовых средств с рынка и пр. Кроме того, могут вводиться те или иные законодательные ограничения.
Закон определяет основные инструменты и методы, которые могут использоваться:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Ежегодно Банк России до внесения правительством в Государственную думу проекта бюджета на следующий год готовит документ, который называется «Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики». А окончательный вариант должен быть подготовлен до 1 декабря.
В «Основных направлениях» должны быть отражены концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, краткая характеристика состояния экономики Российской Федерации. А также результаты прошедшего года, сценарный прогноз развития экономики России на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, целевые ориентиры, показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов.
Кроме того, документ должен содержать план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.
В настоящее время действуют «Основные направления государственной денежно-кредитной политики на 2011 и период 2012 и 2013 годов». Согласно этому документу, основные задачи – это «преодоление последствий мирового финансового кризиса», «удержание инфляции на уровне 5-7%» и «выход на траекторию устойчивого роста».
В количественном выражении ЦБ РФ планирует следующие показатели. Инфляция: 5,5–6,5% в 2011-м, 4,5–5,5% в 2012-м и 4–5% в 2012 году. Прирост денежной массы (агрегат М2 по версии Банка России): в 2011 году – 11–23%, в 2012-м – 14–20%, в 2013-м – 13–17%. Кроме того, в плане отражено стремление Банка России сокращать влияние на валютный курс рубля. При этом предполагается направлять основные усилия ЦБ на контроль волатильности национальной валюты.
Денежно-кредитная политика государства. Кредитно-денежная политика России
Что такое монетарная политика?
Денежно-кредитная политика или монетарная политика — это деятельность государства в области денежного обращения и кредита. С ее помощью регулируется количество денег в стране и доступность займов — спрос и предложение на денежном рынке.
Простыми словами, государство определяет, сколько рублей (долларов, юаней или фунтов) будет находиться в обороте. Если кредиты дешевые и денег в обращении много — экономика может расти быстро, но и цены повышаются быстрее. Если кредиты дорогие и денег в обороте мало — экономика растет медленнее, но и инфляция невысока.
Как правило, во время экономического спада государство стремится стимулировать экономику низкими процентными ставками, в периоды экономического подъема наоборот — умерить пыл предпринимателей и не допустить перегрева экономики.
Монетарной политикой обычно занимаются государственные центральные банки. В РФ это Банк России во главе с Эльвирой Набиуллиной. Ежегодно Банк России готовит «Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики».
Основной инструмент кредитно-денежной политики ЦБ — ключевая ставка . Это процент, под который Центробанк выдает краткосрочные кредиты коммерческим банкам. Если ставка ЦБ низкая — то кредиты даются под небольшие проценты, денег в экономике много. Если ставка высокая — кредиты брать дорого, денег в экономике мало.
Цели кредитно-денежной политики и таргетирование
Государство проводит такую монетарную политику, которая позволит обеспечить устойчивый экономический рост, высокий уровень занятости и сбалансированный бюджет, но при этом сдерживать инфляцию и поддерживать стабильный курс национальной валюты.
Основная задача Центробанка России — « защита и обеспечение устойчивости рубля », записано в Конституции РФ.
Но государство не может напрямую достигать указанных целей: при рыночной экономике нельзя запретить рублю дешеветь или отменить высокую инфляцию специальным законом.
Поэтому в монетарной политике формулируются целевые ориентиры, к достижению которых и будет стремиться центробанк. Это называется таргетирование , от английского target — цель . Такими целями могут быть, например, инфляция не выше определенного процента (инфляционное таргетирование) или определенный курс национальной валюты (таргетирование валютного курса).
Прямые и косвенные методы денежно-кредитной политики
Монетарная политика может осуществляться прямыми и косвенными методами.
Прямые, директивные методы — это требования и нормы центробанка. Например, норма обязательных резервов, которые коммерческие банки должны хранить на счетах в ЦБ. Или лимиты на кредитный портфель и привлечение депозитов, ограничения процентных ставок по кредитам и депозитам. Прямые методы дают быстрый эффект, но в условиях рынка не дают ЦБ полного контроля.
Косвенные, рыночные методы — это попытки ЦБ повлиять на конъюнктуру рынка. Например, операции на открытом рынке — покупка или продажа ценных бумаг и валюты. Например, если ЦБ РФ начинает валютные интервенции и активно продает доллары, предложение иностранной валюты становится больше — в итоге курс рубля растет. А если ЦБ продает ценные бумаги, то покупатели платят за них — и деньги временно уходят из оборота, оседая на счетах центробанка.
ЦБ РФ по закону имеет право использовать следующие инструменты и методы:
Процентные ставки по операциям Банка России.
Нормативы обязательных резервов.
Операции на открытом рынке.
Рефинансирование кредитных организаций.
Установление ориентиров роста денежной массы.
Прямые количественные ограничения.
РИА Новости / Наталья Селиверстова
Монетарная политика и экономические циклы: борьба с кризисом и перегревом
Главная проблема монетарной политики в том, что государству нужно обеспечивать экономический рост (наращивать ВВП), но при этом не допустить высокой инфляции и перегрева экономики, за которым последует обрушение и кризис.
Поэтому ЦБ в зависимости от фазы экономического цикла чередует мягкую и жесткую монетарную политику.
На фазе быстрого роста ЦБ стремится уменьшить количество денег в обороте, чтобы не допустить избыточного инвестирования и появления «пузыря», который потом лопнет. Для этого центробанк повышает процентные ставки и норму обязательных резервов, снижает лимиты рефинансирования, продает ценные бумаги на открытом рынке и т.п.
На фазе рецессии или депрессии ЦБ применяет мягкую, стимулирующую политику. Он снижает процентные ставки и норму резервов, повышает лимиты рефинансирования, выкупает ценные бумаги с рынка. Все это увеличивает количество денег в обороте, подстегивает инвестициии и деловую активность, снижает безработицу.
Денежно-кредитная политика РФ. Монетарная политика России
«Денежно-кредитная политика представляет собой часть государственной экономической политики, направленной на повышение благосостояния российских граждан», — говорится на официальном сайте Банка России.
В настоящее время ЦБ РФ реализует монетарную политику в рамках режима таргетирования инфляции — он стремится удерживать инфляцию на уровне около 4%. Центробанк называет своим приоритетом обеспечение ценовой стабильности.
Низкая инфляция позволяет поддерживать благосостояние граждан, делает экономику предсказуемой и для потребителей, и для производителей, объясняет ЦБ в «Целях и принципах денежно-кредитной политики». Это должно создавать условия для долгосрочных инвестиций и экономического роста.
В то же время Банк России не контролирует курс рубля и не устанавливает никаких валютных ориентиров. С ноября 2014 года ЦБ упразднил механизм валютного коридора и отказался от регулярных интервенций. В то же время Центробанк сохраняет право на валютные интервенции в случае угрозы для финансовой стабильности страны.
Плавающий курс рубля повышает устойчивость российской экономики к изменению внешних условий, объясняет Центробанк. А попытки контролировать курс бессмысленны: в итоге они приводят лишь к резкому обрушению рубля, отмечает глава Эльвира Набиуллина. «Мы знаем, чем чреваты управляемые курсы. Они чреваты тем, что происходит время от времени времени резкая девальвация», — указывала Набиуллина (цитата по агентству «Прайм»).
Банк России не ставит целей по темпам экономического роста . Однако «политика таргетирования инфляции вносит свой вклад в создание условий для устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе за счет повышения уровня экономической определенности, формирования долгосрочных сбережений и инвестиций», указывает ЦБ.
Помимо всего прочего, ЦБ стремится «обеспечивать стабильное функционирование и развитие банковского сектора, финансового рынка и платежной системы».
23. Организация и осуществление Банком России единой государственной денежно—кредитной политики
23. Организация и осуществление Банком России единой государственной денежно—кредитной политики
Денежно—кредитная политика– это комплекс мер государственного воздействия, приемов и инструментов, направленных и использующихся для повышения эффективности государственного управления в денежной и кредитной сферах.
ЦБ РФ ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу РФ проект основных направлений единой государственной денежно—кредитной политики на предстоящий год, и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно—кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно—кредитной политики представляется Президенту РФ и Правительство РФ.
Основные направления единой государственной денежно—кредитной политики на предстоящий год включают:
1) концептуальные принципы, лежащие в основе денежно—кредитной политики, проводимой ЦБ РФ;
2) краткую характеристику состояния экономики РФ;
3) прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно—кредитной политики в текущем году;
4) количественный анализ причин отклонения от целей денежно—кредитной политики, заявленных ЦБ РФ на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;
5) сценарный прогноз развития экономики РФ на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
6) прогноз основных показателей платежного баланса РФ на предстоящий год;
7) целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно—кредитной политики, заявляемые ЦБ РФ на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
8) основные показатели денежной программы на предстоящий год;
9) варианты применения инструментов и методов денежно—кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;
10) план мероприятий ЦБ РФ на предстоящий год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.
Государственная Дума РФ рассматривает основные направления единой государственной денежно—кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой РФ федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.
Основными инструментами и методами денежно—кредитной политики ЦБ РФ являются:
1) процентные ставки по операциям ЦБ РФ;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России;
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия от своего имени ценных бумаг (облигаций).
ЦБ РФ в целях реализации денежно—кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.