Денежно кредитная и фискальная политика государства - Финансовый журнал
Expresspool.ru

Финансовый журнал
35 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Денежно кредитная и фискальная политика государства

Фискальная и монетарная политика.

Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики (наряду с фискальной, внешнеторговой, валютной и др.) Целью любой стабилизационной, а, следовательно, и монетарной политики государства является обеспечение:

1) экономического роста,

2) полной занятости ресурсов,

3) стабильности уровня цен,

4) равновесия платежного баланса.

Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной политики Центрального банка могут выступать:

2) контроль за предложением денег (денежной массы);

2) контроль за уровнем ставки процента;

3) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).

Различают два вида монетарной политики: стимулирующую и сдерживающую.

· Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада, имеет целью

«взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей. Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении Центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются:

1) снижение нормы резервных требований

2) снижение учетной ставки процента

3) покупка Центральным банком государственных ценных бумаг

Рост предложения денег ведет к увеличению совокупного спроса (сдвиг кривой совокупного спроса вправо от AD1 до AD2), что обеспечивает рост выпуска от Y1 до Y* и, следовательно, преодоление рецессии и использование ресурсов на уровне их полной занятости (рис.9.2 (а)).

· Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума, «перегрева»

экономики, направлена на снижение деловой активности и рассматривается как средство борьбы с инфляцией. Сдерживающая монетарная политика состоит в использовании Центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся:

1) повышение нормы резервных требований

2) повышение учетной ставки процента

3) продажа Центральным банком государственных ценных бумаг

Представляет собой меры по регулированию денежного рынка с целью стабилизации экономики. МП направлена на сглаживание циклических колебаний экономики и используется в краткосрочных периодах.

· обеспечение стабильного уровня совокупного выпуска (ВВП)

· обеспечения полной занятости ресурсов

· обеспечения стабильного уровня цен

· обеспечения равновесия платежного баланса

МП влияет на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок, и прежде всего денежная масса.

Представляет собой меры, которые принимает правительство для воздействия на экономику с помощью изменения величины доходов и расходов государственного бюджета.

· поддерживание стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП)

· поддерживание полной занятости ресурсов

· поддерживание стабильного уровня цен

ФП проводит правительство. Ее инструменты воздействуют как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

Денежно-кредитная и бюджетно налоговая политика государства

Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства призваны регулировать макроэкономическую ситуацию в стране. При помощи этих рычагов влияния происходит борьба с инфляцией, регулирование устойчивости банковского сектора, поддержка отдельных секторов производства и т. д.

Виды бюджета

Бюджетно-налоговая политика государства помогает сбалансировать государственный бюджет. Он утверждается парламентом, а исполнительная власть обязана в точности его исполнить. Термин «государственный бюджет» понимается как совокупный план расходов и доходов государства. Существует три его категории в зависимости от экономической ситуации:

  • профицитный (доходы выше расходов);
  • сбалансированный (равны нулю);
  • дефицитный (доходы ниже расходов).

Правительство любой страны стремится к тому, чтобы бюджет был сбалансированным. Одним из инструментов для достижения этой задачи и служит бюджетно-налоговая политика государства, а достигается цель через регулирование налогообложения. Более подробно об этом — далее.

Бюджетно-налоговая политика государства: цели и задачи

Данный политический инструмент влияния на экономику призван сглаживать циклы колебания. Отсюда цели можно выделить следующие:

  • стабильное экономическое развитие всей макроэкономики в целом;
  • максимальная занятость трудоспособного населения;
  • баланс в показателях между инфляцией, доходами населения и уровнем цен.

Инструменты бюджетно-налоговой политики

Основными источниками государственного бюджета являются налоги. Они и есть главный инструмент данной политики. Но, кроме налогов, к ним также относятся акцизные сборы, лицензирование, трансферты, государственные закупки и гранды. Следовательно, существует регулятор расходов и доходов. К доходам, естественно, относятся акцизные сборы, лицензирования, налоги. Их снижение стимулирует деловую активность той или иной отрасли, но уменьшает поступления в казну. Это негативно может отразиться на социальных выплатах населению. Это заработные платы бюджетникам (учителя, врачи, армия, полиция), а также пенсии по старости, нетрудоспособности и т. д. Рост же налогов сдерживает производство и, наоборот, наполняет бюджет. Снижение трансфертов и выдача грандов также сохранят казну. Но сохранение или увеличение бюджета за счет завышенных налоговых ставок — негативное явление. Оно лишь приносит плоды на первых налоговых поступлениях. На долгосрочной перспективе это сказывается отрицательно, так как падает производство, растет безработица, а с ней возрастает и нагрузка на бюджет.

Что такое кейнсианство

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства, по мнению многих экономистов, является наиболее действующим инструментом влияния на экономику. В отличие, например, от монетарной или кредитно-денежной. Это направление в экономической науке получило название «кейнсианство» от фамилии известного экономиста Дж. М. Кейса. Аргумент их в том, что все инструменты данной политики влияют на экономическую ситуацию.

Пример влияния на экономику

Пример — влияние государственных закупок на поведения игроков рынка. Допустим, государство дополнительно закупило товаров на сумму в миллиард. Напомним, что товаром является не то, что можно физически потрогать. К этой категории можно отнести рост фонда заработной платы работникам бюджетной сферы, что достигается путем увеличения объема их деятельности. Через открытие дополнительных вакансий врачам, например. Далее этот миллиард попадает в экономику, увеличивая на эту же сумму доход продавцов (врачи в этом примере также выступают как продавцы). Этот миллиард подразделяется на потребление и сбережение. Естественно, часть этой суммы останется у рыночных игроков на сохранении, тем самым увеличив общее сбережение. Но психологический эффект, по мнению Кейнса, заключается в том, что люди увеличивают доход по мере роста расхода. Но пропорционально коэффициенты разные. Таким образом, с увеличением, например, дохода на 20 процентов расходы увеличиваются на гораздо меньшую сумму.

Виды бюджетно-налоговой политики государства

В первую очередь они зависят от фазы цикла экономического развития. Их два. При фазе рецессии, или падении, экономических показателей применяют стимулирующую политику. Но не всегда только спад губителен для страны. Иногда быстрый подъем, связанный с резким изменением макроэномической ситуации, может способствовать негативному развитию в будущем. В качестве примера можно привести резкое падение российской валюты в два раза в 2014-2015 гг. Обесценивание рубля негативно сказалось лишь на российских производителях, которые закупали товары в долларах. Это привело к наплыву покупателей из ближнего зарубежья, которые буквально сметали «подешевевшие» для них в два раза товары. Внешне произошел громадный подъем продаж, но все понимали, что это после распродажи всех товаров на складе негативно отразится на экономике. Чтобы предотвратить подобные ситуации, применяют сдерживающую фискальную политику.

Читать еще:  Современные денежные системы презентация

Стимулирующая политика

Направление бюджетно-налоговой политики государства при стимулировании ориентировано на увеличение деловой активности и роста продаж. А также на снижение уровня безработицы. Это достигается путем снижение налогов, полной их отмены в определенной отрасли или регионе, а также увеличения государственных закупок некоторых товаров и услуг.

Сдерживающая политика

Бюджетно-налоговая политика государства при сдерживающей модели поведения направлена, наоборот, на удержании развития. Дело в том, что иногда происходит бум в определенной отрасли. Пример с обесцениваем валюты далеко не единственный. Взять хотя бы тот же бум строительного рынка в России в 2000-х. Он привел к сильному дисбалансу в экономике. Это разогнало уровень инфляции. Пострадали работники других сфер. Например, все бюджетники, средняя зарплата которых сильно отстала по стране. Для предотвращения подобных ситуаций и нужны инструменты сдерживания. Увеличение налогов в определенной сфере, сокращение государственных заказов и закупок и являются такими рычагами влияния.

Способы воздействия на экономику

Выделяют также основные направления бюджетно-налоговой политики государства по способу воздействия на экономику:

  • дискреционная фискальная политика;
  • автоматическая фискальная политика.

Первая является сознательным изменением исполнительной власти объема закупок, налогов для стабилизации.

Автоматическая фискальная политика

Уже встроена в систему и работает автономно. К ее инструментам относятся подоходные налоги, налоги на прибыль, косвенные налоги, пособия по безработице, пенсии.

Интересный факт: в США к автоматической фискальной политике относятся пособия фермерам. В России же это единичные субсидирования, зависящие от воли исполнительных властей, которые при недостатке бюджета урезают помощь сельскому хозяйству.

Бюджетно-налоговая политика государства очень эффективна при прогрессирующей шкале налогообложения. Тогда уменьшаются дисбаланс и перегибы в экономической и социальной сферах. Яркий пример — Швеция, которая до автоматизма довела такую систему. Там предприятия и граждане, имеющие низкий уровень прибыли и дохода, освобождаются от налогов. Кроме того, некоторые из них даже получают поддержку и субсидирование. А те корпорации, которые имеют сверхдоходы, облагаются налогами, которые иногда переходят отметку в 50 процентов. Все это ведет с снижению социальной дифференциации и, следовательно, к сниженной опасности революционных событий и волнений.

Единая налоговая ставка на все отрасли производства, наоборот, увеличивает дисбаланс в экономике, приводит к увеличению дифференциации общества. Это отражается не только на политическом положении, приводя к росту оппозиции, но и снижает покупательскую способность граждан. Так как малая часть предпринимателей, удерживающих большую часть доходов страны, неизбежно выводит свои капиталы из экономики, снижая денежный фонд. Возобновление недостатка ликвидной валюты приводит к неизбежному росту эмиссии денег, что приводит к высокому уровню инфляции. Маховик раскручивается до полного коллапса экономики. Итог – дефолт и полный крах всех сфер общественной жизни.

Что касается пособий по безработице, пенсии, субсидий малообеспеченным гражданам, то они полностью зависят от состояния экономики. От того, насколько эффективно собираются налоги. Поэтому нужно грамотно подходить к этому вопросу. При повышении налогов многие предприятия могут не выдержать нагрузки. Это приводит к их закрытию. Пополняется армия безработных и малообеспеченных граждан, а предприятие перестает уплачивать налоги. Но и их низкий уровень приводит к дефициту бюджета. Тем самым ощущается нехватка денег для социальной защиты нетрудоспособного населения.

В развитых странах экономика лишь на одну треть регулируется за счет встроенных стабилизаторов. Остальное – при помощи дискреционной фискальной политики.

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного функционирование всей экономической системы нужна грамотная финансовая политика государства. Бюджетная налоговая является ключевым инструментом для решения этой задачи.

Talkin go money

Монетарная политика Англии (Апрель 2020).

Table of Contents:

Когда дело доходит до влияния на макроэкономические результаты, правительства обычно полагаются на один из двух основных направлений действий: денежно-кредитная политика и фискальная политика. Денежная политика предусматривает управление денежными средствами и процентные ставки центральными банками.

Чтобы стимулировать неустойчивую экономику, центральный банк будет стремиться к снижению процентных ставок, что делает его менее дорогостоящим заимствовать при увеличении денежной массы. Однако, если экономика растет слишком быстро, центральный банк может осуществлять «жесткую» монетарную политику путем повышения процентных ставок и изъятия денег из обращения.

Налогово-бюджетная политика определяет способ, которым центральное правительство зарабатывает деньги посредством налогообложения и как оно тратит деньги. Чтобы помочь экономике, правительство сократит налоговые ставки, увеличив собственные расходы и охладит перегрев экономики; это повысит налоги и сократит расходы. Существует много споров относительно того, является ли денежная политика или фискальная политика лучшим экономическим инструментом, и каждая политика имеет ряд плюсов и минусов для рассмотрения. (Более подробно см .: В чем разница между денежно-кредитной политикой и фискальной политикой? )

Краткий обзор денежно-кредитной политики

Денежная политика относится к действиям центрального банка страны для достижения целей макроэкономической политики. Некоторым центральным банкам поручено ориентироваться на определенный уровень инфляции. В Соединенных Штатах Федеральный резервный банк (или просто «ФРС») был создан с мандатом на достижение максимальной занятости и, в то же время, ценовой стабильности. Это иногда называют «двойным мандатом» ФРС. «Большинство стран отделяют денежную власть от любого внешнего политического влияния, которое может подорвать его мандат или ослабить его объективность. В результате многие центральные банки, включая Федеральную резервную систему, действуют как независимые агентства. (См. Также: Как правительство США формулирует денежно-кредитную политику .)

Когда экономика страны растет быстрыми темпами, так что инфляция возрастает до тревожных уровней, центральный банк будет вводить ограничительную денежно-кредитную политику для ужесточения денежной массы, эффективно сокращая количество денег в обращении и снижая темп поступления новых денег в систему. Кроме того, повышение преобладающей безрисковой процентной ставки сделает деньги более дорогими и увеличит затраты по займам, сократив спрос на наличные деньги и займы. Банк также может увеличить уровень резервов, которые коммерческие и розничные банки должны держать под рукой, ограничивая их способность генерировать новые кредиты, а также продавать государственные облигации из своего баланса публике на открытом рынке, обменивая эти облигации, принимая в деньгах из обращения.Экономисты монетаристской школы придерживаются принципов денежно-кредитной политики.

Читать еще:  Деньги от учредителя безвозмездно

Когда экономика страны переходит в рецессию, эти же инструменты политики можно использовать в обратном порядке, что представляет собой свободную или экспансионистскую денежно-кредитную политику. В этом случае процентные ставки снижаются, резервные лимиты ослабевают, и вместо покупки облигаций на открытом рынке они приобретаются в обмен на вновь созданные деньги. Если эти традиционные меры не оправдываются, центральные банки могут проводить нетрадиционные денежно-кредитные политики, такие как количественное смягчение (QE). (Подробнее см. Ниже: Работает ли количественное облегчение?)

Плюсы и минусы денежно-кредитной политики

Pro: управление целевыми ставками Управление инфляцией

Небольшая инфляция является здоровой для растущей экономики, поскольку она поощряет инвестиции в будущее и позволяет работникам ожидать повышения заработной платы. Инфляция возникает, когда общий уровень цен на все товары и услуги в экономике возрастает. Повышая целевую процентную ставку, инвестиции становятся более дорогими и немного замедляют экономический рост.

Con: риск гиперинфляции

Когда процентные ставки установлены слишком низко, может произойти чрезмерное заимствование по искусственно дешевым тарифам. Это может вызвать спекулятивный пузырь, когда цены растут слишком быстро и до абсурдно высоких уровней. Добавление большего количества денег в экономику также может привести к выходу из-под контроля инфляции из-за предпосылки спроса и предложения: если в обращении будет доступно больше денег, стоимость каждой единицы денег будет стоить меньше, учитывая неизменный уровень спрос, что делает цены в этих деньгах номинально более дорогими.

Pro: может быть легко реализовано

Центральные банки могут быстро действовать, используя инструменты денежно-кредитной политики. Часто просто сигнализация о своих намерениях на рынке может дать результаты.

Con: Эффекты имеют временную задержку

Даже если они будут реализованы быстро, макроэффекты денежно-кредитной политики обычно происходят через некоторое время. Последствия для экономики могут занять месяцы или даже годы. Некоторые экономисты считают, что деньги являются «просто завесой» и в то же время служат для стимулирования экономики в краткосрочной перспективе, не имеют долгосрочных последствий, за исключением повышения общего уровня цен без повышения реального объема производства.

Pro: центральные банки независимы и политически нейтральны

Даже если действие денежно-кредитной политики непопулярно, оно может быть проведено до или во время выборов, не опасаясь политических последствий.

Кон: технические ограничения

Процентные ставки могут быть снижены номинально до 0%, что ограничивает использование банком этого инструмента политики, когда процентные ставки уже низки. Сохранение ставок очень низкое в течение длительных периодов времени может привести к ловушке ликвидности. Это, как правило, делает инструменты денежно-кредитной политики более эффективными во время экономических экспансий, чем во время спадов. Некоторые европейские центральные банки недавно экспериментировали с политикой с отрицательными процентными ставками (NIRP), но результаты не будут известны в течение некоторого времени.

Pro: Ослабление валюты может увеличить экспорт

Увеличение денежной массы или снижение процентных ставок имеет тенденцию обесценивать местную валюту.Более слабая валюта на мировых рынках может способствовать увеличению экспорта, поскольку эти товары дешевле для иностранцев покупать. Противоположный эффект будет иметь место для компаний, которые в основном являются импортерами, что усугубляет их сущность.

Con: Денежные инструменты являются общими и влияют на весь округ

Инструменты денежно-кредитной политики, такие как уровни процентной ставки, оказывают влияние на всю экономику и не учитывают тот факт, что некоторые районы страны могут не нуждаться в стимуле, в то время как государствам с высоким уровнем безработицы может потребоваться стимул больше. Он также является общим в том смысле, что денежные инструменты не могут быть направлены на решение конкретной проблемы или повышение определенной отрасли или региона.

Плюсы и минусы фискальной политики

Налогово-бюджетная политика используется для обозначения политики налогообложения и расходов правительства страны. Тесная или ограничительная фискальная политика включает в себя повышение налогов и сокращение федеральных расходов. Свободная или экспансионистская фискальная политика — это прямо противоположное и используется для стимулирования экономического роста. Многие инструменты фискальной политики основаны на кейнсианской экономике в надежде повысить совокупный спрос.

Pro: может напрямую тратить на конкретные цели

В отличие от инструментов денежно-кредитной политики, которые носят общий характер, правительство может направлять расходы на конкретные проекты, сектора или регионы, чтобы стимулировать экономику, где она воспринимается как необходимая для большинства ,

Con: может создавать дефицит бюджета

Дефицит государственного бюджета — это когда он тратит больше денег в год, чем он занимает. Если расходы высоки, а налоги слишком низкие слишком долго, такой дефицит может продолжать расширяться до опасных уровней ,

Обзор федерального бюджета США за эти годы.

Pro: Может использовать налогообложение для предотвращения негативных внешних факторов

Налогообложение загрязнителей или тех, кто злоупотребляет ограниченными ресурсами, может помочь устранить негативные последствия, которые они вызывают при получении государственных доходов.

Con: Налоговые стимулы и расходы могут быть потрачены на импорт

Эффект фискальных стимулов приглушен, когда деньги, вложенные в экономику с помощью налоговых сбережений, или государственные расходы расходуются на импорт, отправляя эти деньги за границу вместо сохраняя его в местной экономике.

Pro: Short Time Lag

Эффекты инструментов фискальной политики можно увидеть гораздо быстрее, чем эффекты денежных инструментов.

Con: Могут быть политически мотивированы

Повышение налогов непопулярно и может быть политически опасным для реализации.

Практический результат

Инструменты денежно-кредитной и фискальной политики используются совместно, чтобы поддерживать стабильный экономический рост с низкой инфляцией, низкой безработицей и стабильными ценами. К сожалению, нет никакой серебряной пули или общей стратегии, которая может быть реализована, поскольку оба набора инструментов политики несут с собой их собственные плюсы и минусы. Эффективно используется. Однако чистая прибыль является позитивной для общества, особенно в стимулировании спроса после кризиса.

Как взаимодействуют фискальная и монетарная политика?

Экономист Сергей Пекарский о макроэкономическом анализе, борьбе с инфляцией и контроле обменного курса

Макроэкономическая политика — политика, которую проводит правительство и центральный банк, — стала лейтмотивом макроэкономических исследований со времен основания макроэкономики в 1940-х годах. Но тем не менее до 1980-х годов фискальная и монетарная политика рассматривались, как правило, по отдельности. Предполагалось, что правительство может воздействовать на экономику посредством государственных расходов и налогов и может использовать государственный долг для стабилизации циклических колебаний. Монетарная политика, в свою очередь, может управлять денежной базой или ставкой процента и определять уровень инфляции. В 1980-х годах появилось новое направление макроэкономического анализа, которое рассматривает взаимодействие фискальной и монетарной политики.

Читать еще:  Чем бумажные деньги отличаются от кредитных

Нужно понимать, что и правительство, и центральный банк, как любой экономический агент, сталкиваются с ограничениями. А раз так, то они должны принимать некоторые компромиссные решения. Действия одного агента могут оказать воздействие на набор альтернатив, который доступен для другого агента. Действительно, правительство и центральный банк могут иметь некоторые общие цели или цели, которые противоречат друг другу. Общие цели — это, например, высокие темпы экономического роста, низкая инфляция, обеспечение стабильности финансовой системы.

И правительство, и центральный банк функционируют в одной и той же экономике. И поэтому воздействие, которое оказывает на экономику центральный банк, меняет экономическое равновесие, а раз так, то воздействует на выбор правительства.

Также стоит отметить, что правительство и центральный банк — это государственные агенты. И в них есть консолидированное бюджетное ограничение. Центральный банк, даже если он институционально независим, свою прибыль, как правило, полностью или частично отчисляет в бюджет правительства. Это означает, что центральный банк также участвует в финансировании бюджетных дефицитов или в монетизации государственного долга. В экономике взаимодействие очень часто рассматривается с точки зрения теории игр — так называемое стратегическое взаимодействие.

Это очень важный аспект, который существенным образом изменил в 1990-х и 2000-х годах представления макроэкономистов о том, как следует проводить макроэкономическую политику. Российская экономика в 2000-х годах до кризиса 2008 года имела модель экономического развития, которая была в значительной степени ориентирована на рост совокупного спроса за счет роста экспорта. Для того чтобы экспорт рос, а компании и, как следствие, бюджет, который получает налоги от этих компаний, имели высокие доходы, необходимо, чтобы рубль был слабым (курс доллара был достаточно высоким). В то же время большие притоки экспортной выручки в иностранной валюте, естественно, оказывают негативное воздействие на курс доллара.

Что мог делать в такой ситуации Банк России? Он мог покупать иностранные активы — доллары и евро — на валютном рынке, увеличивать свои золотовалютные резервы и тем самым поддерживать достаточно высокий курс иностранной валюты, для того чтобы стимулировать экспортеров. Но когда центральный банк это делает, то неизбежным последствием является увеличение денежной массы. Банк России обменивает иностранные активы на рубли.

Увеличение денежной массы не может не приводить к инфляционным последствиям. И правительство, и центральный банк не любят инфляцию. Так же как правительство, центральный банк хочет, чтобы экономика росла. Таким образом, если центральный банк проводит политику стимулирования экспорта за счет поддержания обменного курса, у правительства возникает необходимость проводить какую-то контрполитику, которая бы решала проблему инфляции. Известный нам рецепт борьбы с инфляцией Правительства РФ в 2000-х годах — это накопление Стабилизационного фонда.

Действительно, когда правительство накапливало стабилизационный фонд, оно изымало часть лишней ликвидности из экономики, что позволяло поддерживать инфляцию на умеренном уровне.

Притом что темпы роста денежной массы в 2000-х годах достигали 35–45% ежегодно, инфляция была снижена с 20 до 10%.

Впервые идею о необходимости рассмотрения взаимодействия фискальной и монетарной политики подняли в своей известной работе нобелевский лауреат Томас Сарджент и его коллега Нейл Уоллес. В статье 1981 года, которая называлась «Неприятная монетаристская арифметика», они показали, что даже если центральный банк является институционально независимым от правительства, он не может проводить независимую монетарную политику, например жесткую монетарную политику, с целью поддержания низкой инфляции, если в свою очередь правительство не решает проблемы, связанные с бюджетным дефицитом и государственным долгом.

Если центральный банк сокращает темпы роста денежной массы, увеличивает процентные ставки, то это приводит к тому, что так называемый сеньораж, или инфляционный налог, доход, который правительство получает от неявного обложения номинальных величин по инфляционной ставке, снижается. Это означает, что у правительства возникает потребность при неизменных государственных расходах и налогах увеличивать долговое финансирование. Государственный долг будет расти.

Центральный банк, естественно, даже если он независим от правительства, не может рассматривать рынок государственного долга как рынок, который ему совершенно неинтересен. Рынок государственного долга очень важен для стабильности финансовой системы страны.

В итоге неустойчивый рост государственного долга может заставить центральный банк отказаться от политики жесткого регулирования денежной массы и увеличить сеньораж, что, как следствие, приведет к росту инфляции. Таким образом, в условиях несбалансированности фискальной сферы низкая инфляция сегодня может быть достигнута только ценой более высокой инфляции в будущем.

Примеры, как неприятная монетаристская арифметика Сарджента и Уоллеса работает на практике, мы можем найти в разных странах, в том числе и в России. Если рассмотреть более ранний период российской истории, период с 1995 по 1998 год, то в это время Банк России пытался ограничить, сжать денежную массу, для того чтобы уменьшить инфляцию, которая в 1990-х годах была достаточно высокой, и делал это, используя валютный коридор. Курс доллара мог колебаться в пределах некоторого диапазона в окрестности 6 рублей за доллар. В результате в конце 1997 года удалось даже добиться отрицательных месячных темпов инфляции. В то же время Правительство РФ вплоть до 2000-х годов не могло решить проблему финансирования бюджетного дефицита. Правительство плохо собирало налоги (не потому, что правительство было плохое, а потому, что налоги плохо поступали в бюджет). Кроме того, в 1997 году кризис в странах Юго-Восточной Азии заставил международных инвесторов покинуть развивающиеся рынки, в том числе и рынок России. Цены на нефть в 1997 году упали, а доходы от налогообложения выручки экспортеров нефти составляли и в прошлом, и в настоящем достаточно весомую часть доходов бюджета.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector