Денежная система состоит из следующих элементов - Финансовый журнал
Expresspool.ru

Финансовый журнал
31 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Денежная система состоит из следующих элементов

Денежная система состоит из следующих элементов

13.2. Понятие денежной системы и ее элементы

В каждом государстве существует национальная денежная система, сложившаяся исторически. Денежная система – это урегулированная правовыми нормами совокупность форм и методов организации денежного обращения в стране.

Элементный состав денежной системы в экономической и правовой литературе рассматривается соответственно в широком и узком значениях.

С экономической точки зрения денежная система состоит из следующих элементов:

  • название денежной единицы как единицы денежного счета, необходимого для выражения цены товара;
  • масштаб цен;
  • виды денег и денежных знаков, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством;
  • порядок эмиссии и характер обеспечения денежных знаков, выпущенных в обращении;
  • методы регулирования денежного обращения;
  • организацию денежного обращения в стране.

В юридической литературе выделяют следующие элементы денежной системы: официальную денежную единицу; эмиссию денежных средств; организацию наличного денежного обращения. Некоторые авторы третьим элементом называют организацию и регулирование денежного обращения [1] .

Организация и функционирование денежной системы относится к числу факторов первоочередного значения для экономики страны и жизнеспособности государства в целом. Денежная система государства отражает состояние его экономики.

Особая роль в осуществлении денежно-кредитной политики на территории Беларуси принадлежит Национальному банку Республики Беларусь. Статья 136 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение; определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Дальнейшая конкретизация задач и полномочий Национального банка нашла свое отражение в Банковском кодексе Республики Беларусь.

Денежная единица – это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица, как правило, делится на мелкие, пропорциональные части.

В соответствии со ст. 11 Банковского кодекса Республики Беларусь официальной денежной единицей Республики Беларусь является белорусский рубль. Национальный банк Республики Беларусь определяет номинал (достоинство), меру веса, изображение и другие характеристики белорусского рубля и обеспечивает публикацию описания наличных денег в официальных республиканских средствах массовой информации.

В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно должно быть исполнено в официальной денежной единице Республики Беларусь в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных (расчетных) денежных единицах. В этом случае подлежащая сумма в официальной денежной единице Республики Беларусь определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных (расчетных) денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата определения курса не установлены законодательством Республики Беларусь или соглашением сторон в случаях, когда такое соглашение допускается законодательством Республики Беларусь. Использование иностранной валюты, а также ценных бумаг и платежных документов (платежных инструкций) в иностранной валюте в денежных обязательствах на территории Республики Беларусь допускается в случаях, порядке и на условиях, определяемых законодательством Республики Беларусь.

Эмиссия денег – это процесс выпуска денег в обращение, приводящий к увеличению денежной массы, регулируемый центральным банком страны. Различают эмиссию наличных и безналичных денег. Эмиссия наличных денег, увеличивающая денежную массу в обороте, организация их обращения и изъятия из обращения осуществляются центральным банком страны. Выпуск наличных денег в оборот имеет место не только в результате их эмиссии. Его осуществляют банки при выдаче предприятиям, организациям и физическим лицам наличных денег из своих касс. Однако при этом общая наличная денежная масса в обращении не изменяется. Выпуск безналичных денег в обращение происходит путем кредитования банками субъектов хозяйствования. Поскольку центральный банк осуществляет кредитование коммерческих банков, то в этом случае имеет место эмиссия безналичных денег. Однако банки могут производить за счет этих безналичных денег дальнейшее кредитование субъектов хозяйствования, которое в последующем может сопровождаться выдачей из касс банков наличных денег. В связи с этим вначале происходит эмиссия безналичных денег, необходимость которой вызвана расширением масштабов экономической деятельности и объемов валового внутреннего продукта.

Одной из функций Национального банка Республики Беларусь в соответствии со ст. 26 Банковского кодекса Республики Беларусь является осуществление эмиссии денег, которая осуществляется им в форме выпуска в обращение безналичных и наличных денег (банкнот и монет) денег. На территории Республики Беларусь эмиссия денег является исключительным правомНационального банка.

Эмиссия денег осуществляется Национальным банком Республики Беларусь путем краткосрочного (до одного года) рефинансирования банков в целях поддержания ликвидности банковской системы Республики Беларусь и устойчивости денежного обращения, покупки Национальным банком свободно обращающихся на денежном рынке государственных ценных бумаг и осуществления операций на внутреннем и внешнем денежных рынках, направленных на увеличение государственных золотовалютных резервов. Эмиссия денег для долгосрочного (свыше одного года) рефинансирования банков запрещена.

Национальный банк осуществляет эмиссию банкнот и монет в форме выпуска в обращение путем продажи банкам, покупки Национальным банком иностранной валюты и других валютных ценностей у юридических и физических лиц для обеспечения стабильного налично-денежного обращения, а также в иных случаях, связанных с выполнением основных целей деятельности Национального банка.

Объемы совокупной эмиссии безналичных денег, банкнот и монет определяются и регулируются исключительно Национальным банком при утверждении и реализации Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Денежное обращение осуществляется в наличной и безналичной формах. В первом случае средством платежа являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за приобретаемые товары, оказанные работы (услуги); во втором случае происходит списание определенных денежных сумм со счета одного субъекта в банке и зачисление их на банковский счет другому субъекту.

В соответствии со ст. 30 Банковского кодекса Национальный банк в области денежного обращения устанавливает:

— порядок ведения кассовых операций, порядок работы банков с денежной наличностью, формы отчетности о работе банков с денежной наличностью и сроки ее представления, а также меры ответственности за их нарушение;

— правила хранения, инкассации и перевозки наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей;

— правила осуществления эмиссионно-кассовых операций;

— правила определения признаков платежности наличных денег, правила замены ветхих банкнот и поврежденных банкнот и монет, а также порядок их уничтожения.

Наличное денежное обращение – непрерывное движение наличных денег, выполняющих функции средства обращения и платежа, опосредующее оплату товаров, оказываемых услуг и другие платежи.

В процессе наличного денежного обращения решаются следующие важные задачи:

  • определение общего объема налично-денежного оборота, его структуры;
  • направление денежных потоков;
  • размещение денежной массы по территории страны;
  • определение массы денег в наличной форме, находящейся в обращении;
  • расчет эмиссионного результата за (на) определенный период и др.

Ст. 29 Банковского кодекса предусмотрено, что Национальный банк обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, хранение неэмитированных банкнот и монет, а также хранение и при необходимости подтверждение подлинности банкнот и монет, уничтожение оригинальных и печатных форм, гипсовых моделей и эталонных чеканочных инструментов, штампов и изъятых из обращения банкнот и монет.

Национальному банку принадлежит исключительное право изъятия из обращения выпущенных им банкнот и монет.

Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного платежного средства), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монеты нового образца. Срок изъятия из обращения банкнот и монет не может быть менее одного года и не должен превышать десяти лет. При этом не допускается установление каких-либо ограничений по суммам или субъектам обмена.

Решение об обмене банкнот и монет, выпущенных в обращение Национальным банком, на банкноты и монеты нового образца при проведении в Республике Беларусь денежной реформы, деноминации белорусского рубля принимается Президентом Республики Беларусь.

Читать еще:  Деньги в недвижимость

Национальный банк обязан предварительно поставить в известность Правительство Республики Беларусь о выпуске в обращение новых банкнот и монет, за исключением памятных банкнот и монет.

Национальный банк осуществляет обмен образцами банкнот и монет (в том числе памятных банкнот и монет) с центральными (национальными) банками иностранных государств.

Национальный банк без ограничений производит замену ветхих банкнот и поврежденных банкнот и монет в соответствии с установленными им правилами.

Национальный банк создает резервный фонд банкнот и монет и распоряжается этим фондом.

Национальный банк имеет право выпускать в качестве объектов коллекционирования памятные банкноты, а также памятные и слитковые (инвестиционные) монеты из драгоценных и недрагоценных металлов.

[1] Финансовое право / Отв. ред. Н. И. Химичева. М., 2002. С. 686.

Современные денежные системы. Элементы денежной системы

Они представлены следующими основными элементами:

1. Денежная единица – установленный законом в данной стране оригинальный денежный знак, который служит мерой стоимости и в нем выражается цена товаров, работ и услуг. В России данный денежный знак установлен Федеральным законом «О Центральном банке (России)», в соответствии с которым валютой РФ является – рубль, и введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Закон не устанавливает никакой зависимости между рублем и драгоценными металлами. Рубль является свободно конвертируемой валютой и его курс по отношению к другим валютам формируется в ходе торгов на валютном рынке, и по результатам торгов Банк России определяет и публикует официальный курс рубля по отношению к иностранным валютам.

2. Виды денег – все виды платежных средств, которые разрешены законом на территории данного государства. В России законными платежными средствами являются – металлические монеты, бумажные банкноты, векселя выпущенные банками и другими эмитентами. Монета и банкноты Банка России обеспечиваются всеми его активами, к которым относятся, прежде всего золотовалютные резервы, состоящие из драгоценных металлов, а также высоколиквидных обязательств иных стран (США, Евросоюза, Японии, Великобритании). Банк России разрабатывает и утверждает образцы банкнот и монет и они обязательны к приему в платежи, для зачисления на счета, в качестве средства оплаты за товары, работы и услуги на всей территории России. Монета служит не более 20 лет, а бумажные банкноты не менее одного года и не более пяти лет.

Рисунок 1 Российские рубли

3. Национальная эмиссионная система – данная система обеспечивает порядок выпуска национальных денег (металлических, банкнот, безналичных средств) в экономику страны (денежное обращение). Монопольное право эмиссии денежных средств, как наличных, так и безналичных, в соответствии с законом принадлежит исключительно Банку России. Это достигается следующим образом. Банк России создает сеть РКЦ (расчетно-кассовых центров) на территории субъектов РФ. РКЦ непосредственно подчиняются Главному управлению Банка России на данной территории. Все кредитные организации (банки) обязаны по месту своего нахождения открыть один корреспондентский счет в РКЦ Банка России для расчетно-кассового обслуживания. Филиал банков может быть открыт корреспондентский субсчет по усмотрению головного банка. В РКЦ Банка России, коммерческий банк, в пределах остатка на своем корреспондентском счете, может получать наличные деньги для подкрепления операционной кассы банка. Далее эти наличные денежные средства со своих счетов могут снимать физические лица (через банкоматы банка), юридические лица. В последующем наличные деньги тратятся в предприятиях сферы услуг, торговли и сдаются ими на свой расчетный счет в банк. В свою очередь, коммерческий банк, сдает наличные деньги на свой корреспондентский счет в РКЦ Банка России. Таким образом, замыкается круг, и наличные деньги снова оказываются в Банке России. Это одна из самых главных функций РКЦ, но далеко не единственная.

Рисунок 2. Структура Банка России

Рисунок Организация наличного денежного оборота в стране

Схема 1. Организация наличного денежного оборота в стране

1) Наличные деньги в обращении;

2) Наличные деньги вне обращения.

Изготовлением наличных денег занимаются предприятия АО «Гознака России», его акционером является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, имеющие лицензию Министерства Финансов РФ, включающее в свой состав семь производственных предприятий – Московская печатная фабрика, Московская типография, Московский монетный двор, Санкт-Петербургский монетный двор, Санкт-Петербургская бумажная фабрика, Пермская печатная фабрика, Краснокамская бумажная фабрика и один научно-исследовательский институт «Гознака».

Продукция этого объединения включает в себя не только монеты и банкноты, но и ордена и государственные награды, памятные и юбилейные монеты, паспорта и бланки документов, удостоверяющих личность, защищенная и специализированная бумага, пластиковые банковские карты, в том числе микропроцессорные, различные элементы защиты продукции.

Далее денежные средства поступают в хранилища и РКЦ Банка России, откуда уже их получают коммерческие банки и деньги идут в оборот на новый круг. Банк России постоянно поддерживает оптимальный покупюрный состав денежной массы, заменяет ее по степени изношенности.

4. Национальная кредитная система – которая представлена первым уровнем кредитной системы в лице Центрального Банка (Банка России) и вторым уровнем в лице других институтов. В задачи национальной кредитной системы входит, в том числе и регулирование денежного обращения.

Для этого Банк России в соответствии с законом использует следующие инструменты:

  • дисконтная политика, которая реализуется посредством установления ставки рефинансирования Банка России;
  • устанавливает нормы обязательного резервирования кредитными организациями (банками) части привлеченных средств в Банке России (в процентах от привлеченных средств);
  • осуществляет операции на открытом рынке с иностранной валютой, ценными бумаги, драгоценными металлами;
  • устанавливает и регламентирует обязательные экономические нормативы деятельности кредитных организаций (банков);

Отличительными чертами современных денежных систем, свойственным всем без исключения странам, являются:

  • значительное преобладание безналичного денежного обращения над налично-денежным;
  • монопольное регулирование денежного обращения государственным эмиссионным (центральным) банком;
  • отсутствие связи между выпуском денег в обращение и драгоценными металлами.

Схема 2. Национальная кредитная система в общем виде

В идеале конечно количество денег в обращении должно соответствовать товарной массе, а также совокупности работ и услуг, которые производятся в данной стране (экономической системе).

В этом случае инфляция будет в пределах допустимых значений 2-5% в год.

Другими словами, чем выше производительность труда в конкретной экономике, тем богаче будет общество этой страны.

И на примере экономически развитых стран, мы видим эту зависимость.

Возьмем богатые страны с высоким уровнем жизни и социальных стандартов – США, Великобритания, Германия, Франция, Япония.

Все эти страны прежде всего имеют развитую промышленность с высокой производительностью труда, которая вносит основной вклад в ВВП (внутренний валовый продукт).

То есть размер денег, находящихся в обращении, напрямую зависит от размера ВВП.

Чем больше ВВП, тем большее количество денег необходимо экономике страны для оплаты производимых товаров, работ и услуг, тем данное общество будет богаче.

Кроме как развивая промышленное производство и увеличивая производительность труда, других средств сделать общество богатым и процветающим не существует.

Среди вышеуказанных стран есть и исключение – США.

Уровень жизни в США на данный момент обеспечен не только развитой промышленность, но и огромным финансовым сектором, поскольку доллар США является мировой валютой.

Это позволяет ФРС США создавать мировые деньги, даже не обеспеченные реальным производством товаров.

Эта страна занимает уникальное положение в мире благодаря бесконтрольной эмиссии своей национальной валюты.

Тема 1. Деньги и денежная система

1.2. Денежные системы

Денежная система — это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Денежная система включает следующие элементы:

— денежная единица — установленный законом денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен товаров;

Читать еще:  Денежный мультипликатор кратко

— виды денег, являющихся законным платежным средством — это кредитные банковские билеты, бумажные деньги (казначейские обязательства), разменная биллонная монета (монеты, у которых стоимость металла, затраченного на их чеканку, меньше обозначенного на них принудительного номинала);

— эмиссионная система — это порядок эмиссии банковских и казначейских билетов центральными банками и казначействами и каналы эмиссии.

Существуют два типа денежных систем:

1) системы, имеющие в основе металлические деньги с внутренней (реальной) стоимостью, в том числе монометаллические и биметалли-ческие;

2) бумажноденежные системы, лишенные металлической основы, построенные на представительском принципе.

Биметаллизм — денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закрепляется за двумя благородными металлами (обычно золотом и серебром), предусматривается свободная чеканка монет из обоих металлов и их неограниченное обращение. В условиях биметаллизма соотношение между золотыми и серебрянными монетами устанавливается в зависимости от рыночной цены денежных металлов.

Монометаллизм — денежная система, при которой один денежный металл (золото или серебро) выполняет роль всеобщего эквивалента. Впервые золотой монометаллизм как тип денежной системы сложился в Великобритании и получил законодательное закрепление в 1816 г. В конце XIX в. золотой монометаллизм вводится в Германии, Франции, Норвегии, Дании, Австрии, России (1897 г.), Японии, США.

Предпосылками внедрения государствами золотого стандарта явилось накопление золотых резервов. Возможности для этого возросли в 50-х годах XIX в. с открытием новых месторождений и особенно в 90-х годах (Клондайк, Юкон). Но золотой стандарт стал международной денежной системой, когда ряд стран приняли добровольные обязательства по беспрепятственному движению золота через границы, ограничению эмиссии национальных банкнот,свободному размену банкнот на золото.

В зависимости от характера размена банкнот на золото различают следующие типы денежных стандартов:

Для злотомонетного стандарта характерна свободная покупка и продажа золотых монет на кредитные билеты (банкноты) по фиксированному курсу, т.е. банкноты и золотые монеты обращаются на равных. Данный тип денежного стандарта просуществовал до первой мировой войны и характеризовался как наиболее устойчивая денежная система. Устойчивость объясняется следующими причинами.

С точки зрения товарного обращения важно, чтобы обращающиеся деньги представляли стоимость эквивалентную стоимости обмениваемых товаров. Но деньги не обязательно должны сами обладать такой стоимостью. Именно это позволяет замещать золото банкнотами — знаками стоимости. Поскольку банкноты свободно обмениваются на золотые монеты, то существует триединое равенство:

При изменении суммы стоимостей товаров, общая стоимость функционирующих золотых денег приводится в соответствие путем изменения количества денег в обращении. Стоимость же самой денежной единицы — золотой монеты остается неизменной, так как определяется стоимостью соответствующего весового количества золота. В данном случае эластичным по отношению к изменению суммы товарных цен является только количество денег в обращении. В этом кроется причина постепеннного отказа от обращения золотых монет.

Золотомонетный стандарт как денежная система обладает абсолютной эластичностью только в случае сокращения объема товарооборота в денежном выражении, когда часть золотых монет оседает в форме сокровищ. Но когда товарооборот возрастает, объем дополнительной эмиссии золотых монет зависит от новой промышленной добычи золота и поступления его в каналы денежного обращения. Когда в кризисные периоды возникала потребность в дополнительной эмиссии, золотомонетный стандарт не допускал быстрого и произвольного увеличения денежной массы. С началом первой мировой войны золотомонетный стандарт прекратил свое существование в большинстве стран.

Отказ от золота, как основы денежной системы, происходит постепенно. Вытесненное из розничного оборота, золото продолжает использоваться во внутренней и международной оптовой торговле, но в форме слитков — золотослитковый стандарт. Для него характерен размен банкнот на слитки металла, как правило весом 12,5 кг.

В Австрии, Германии, Дании был установлен золотодевизный стандарт (золотовалютный): банкноты не обмениваются на слитки, чтобы получить золото, необходимо было обменять национальную денежную единицу (банкноту) на определенное количество валюты (девиз) той страны, где существовал золотодевизный стандарт, и уже эту валюту разменять на золото. Таким образом валюты одних государств ставились в зависимость от других валют.

В результате мирового экономического кризиса 1929-1933 г.г. золотой стандарт был отменен во всех странах. Произошел отказ на внутренних рынках от всех форм платежей в золоте, утрачена зависимость между объемами золотых резервов банков и размером денежной эмиссии. Последним этапом разрыва денежных систем и золота стала отмена фиксированных золотых паритетов валют и переход к плавающим валютным курсам.

В современных денежных системах банкноты сохраняют кредитную природу, но подчинены законам бумажно-денежного обращения.

1.1 Денежная система Российской Федерации, ее элементы

Денежная система — устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством. Она сформировалась в XVI — XVII вв. с возникновением и утверждением капиталистического производства, а также централизованного государства и национального рынка. По мере развития товарно-денежных отношений и капиталистического производства денежная система претерпела существенные изменения.

Возникновение и развитие различных денежных систем почти во всех известных нам обществах является красноречивым свидетельством выгод, которые дает общепринятое средство обращения — деньги.

Хорошо работающая денежная система, способствует как полному использованию мощностей, так и полной занятости. И наоборот, плохо функционирующая денежная система может стать главной причиной резких колебаний уровня производства, занятости и цен в экономике, исказить распределение ресурсов.

Денежная система состоит из следующих элементов: денежной единицы, масштаба цен, вида денег, эмиссионной системы, механизма денежно — кредитного регулирования.

Рассмотрим элементы денежной системы Российской Федерации более подробно.

Современная денежная система России, как и в большинстве других стран, основана на не разменных на золото деньгах. Основные параметры денежной системы РФ определены в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Денежная единица — установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг.

Согласно Закону Центральном банке РФ официальной денежной единицей РФ является рубль, который равняется 100 копейкам. Закон запрещает обращение на территории России других денежных единиц или различных денежных суррогатов.

Масштаб цен — означает меру выражения стоимости при реализации или оценке каких-либо благ в денежных единицах данной страны. Масштаб цен — это способ соизмерения покупательных способностей или стоимостей товаров, другими словами, через масштаб цен проявляется функция денег как меры стоимости. В ФЗ от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» записано: «Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается». Масштаб цен складывается стихийно и служит для соизмерения стоимостей товаров посредством цены.

Виды денег и порядок их выпуска в обращение. По действующему законодательству в России существуют два вида денежных знаков: банкноты (банковские билеты) и монеты. Они являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

18 сентября 1997 г. Правительство РФ приняло постановление об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и монет. С 1 января 1998 г. Банк России ввел в обращение банкноты и монеты образца 1997 г. На сегодняшний день находятся в обращении:

— банкноты достоинством 5; 10; 50; 100; 500, 1000, 5000 руб.;

— монеты достоинством 1; 5; 10; 50 коп. и 1; 2; 5, 10 и 25 рублей (в обращении с 15.04.2011).

В России так же, как и в других странах, для обслуживания платежей используются не только наличные деньги, но и безналичные расчеты. Совокупность всех платежей в наличной и безналичной формах, при которых деньги выполняют функции средства обращения, средства платежа и накопления, за определенный период времени составляет денежный оборот страны. Последний опосредует товарный и нетоварный обороты, а также перераспределительные операции.

Читать еще:  Планирование поступления денежных средств

В экономике РФ значительная часть расчетов проводится наличными деньгами, однако преобладают все-таки расчеты безналичным путем. Но если эмиссия наличных денег является монополией Банка России, то на эмиссию безналичных платежных средств в рыночной экономике ее быть не может. денежный купюра наличный обращение

Безналичные деньги появляются в обращении в процессе депозитно-ссудной эмиссии коммерческих банков, которая может лишь косвенно регулироваться центральным банком. Жестких границ между обращением наличных денег и безналичным платежным оборотом в условиях рынка также не существует. При наличии законных оснований у владельцев банковских счетов остатки средств на них беспрепятственно превращаются в наличные деньги. Поэтому для поддержания стабильности национальной валюты необходимо управлять совокупным объемом платежных средств в экономике независимо от того, в какой форме они существуют. Совокупность покупательных и платежных средств, обслуживающих экономический оборот в стране, образует денежную массу.

Монопольное право эмиссии или изъятия наличных денег из обращения предоставлено Банку России. Он же несет полную ответственность за организацию их обращения в народном хозяйстве. В связи с этим на Банк России возложены следующие функции:

— прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание резервных фондов;

— установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег, порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций;

— установление признаков платежеспособности банкнот и монет, порядка их уничтожения, а также замены поврежденных на действующие.

Эмиссионная система — это законодательно установленный порядок выпуска в обращение центральным банком денежных знаков. Механизм эмиссионно-кассового регулирования денежной массы включает в себя порядок выпуска и изъятия денег из обращения, а также их перераспределение между территориями и регионами страны в зависимости от экономических потребностей. Функцию эмиссионного кассового регулирования денежной массы в регионах выполняют расчетно-кассовые центры при головных территориальных управлениях Банка России. В них по его разрешению создаются резервные фонды денежных знаков и монет. Основное назначение этих фондов состоит в обеспечении эмиссии денег, регулировании покупюрной структуры денежной массы, замене поврежденных банкнот и монет на новые, экономии расходов на перевозку из центра и хранение денежных знаков.

Кроме резервных фондов в РКЦ существует оборотная касса, в которую принимаются и из которой выдаются наличные деньги в течение операционного дня. Существует лимит их остатка в оборотной кассе, при его превышении в конце операционного дня излишки денег передаются в резервные фонды. Эта операция производится автоматически без специального разрешения Банка России и считается изъятием денег из обращения. В соответствии с действующим порядком организации налично-денежного оборота для каждого предприятия также устанавливается лимит остатка наличных денег в его кассе. Все деньги в сумме, превышающей его, должны сдаваться в обслуживающий данное предприятие коммерческий банк. Для коммерческих банков определяются лимиты их операционных касс, поэтому наличные деньги в сумме, превышающей его, они сдают в ГРКЦ или в РКЦ, а последние в свою очередь при превышении своих лимитов переводят наличность в резервные фонды, т. е. фактически изымают ее из обращения.

Регулирования денежного обращения осуществляется государственно-кредитным аппаратом (ЦБ РФ, Минфин, казначейство и т. д.).

Главная задача государства при регулировании денежного обращения -обеспечение стабильности денежной единицы путем:

— проведения соответствующей фискальной политики;

— контроля за предложением денег и за скоростью кредитования.

В ходе регулирования денежного обращения принимаются экономические инструменты и методы регулирования.

После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими проблемами. Глобальный экономический кризис привел во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.

Основная проблема российской экономики — до сих пор очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В последние годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов.

Вторая проблема — недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики. Когда начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей, способных «поддержать» экономику. Более того, проблемы от сырьевых отраслей начали распространяться на смежные. Результат — значительное падение промышленного производства, рост числа безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий.

Третья проблема — недостаточная развитость финансового сектора, банков. Многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны.

Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования — меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом.

Национальная экономика в последние годы развивались во многом за счет внешних источников — высоких цен на сырье, «дешевых» кредитов иностранных банков, теперь России для выхода из кризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого развития необходимо найти внутренние источники роста.

Одной из основных проблем в развитии денежной системы России можно назвать конвертируемость рубля, т.е. признание его различными экономическими субъектами в разных странах в качестве надежного средства расчетов и средства сбережения. Из года в год в Послании Президента звучат одни и те же слова: конвертируемость рубля, усиление роли рубля в качестве одной из валют международных расчетов.

Политика валютного курса Банка России направлена на сглаживание колебаний курса рубля. В этот период основной задачей Банк России является создание условий для реализации модели денежно-кредитной политики на основе инфляционного таргетирования при постепенном сокращении прямого вмешательства в процессы курсообразования. При этом параметры курсообразования при переходе к новой модели денежно-кредитной политики будут определяться с учетом задач по сдерживанию инфляции и обеспечению условий для диверсификации экономики.

Основной инструмент проведения денежно-кредитной политики по поддержанию запланированного уровня инфляции — манипулирование учетной процентной ставкой, т.е. ставкой рефинансирования. Так, повышение учетной ставки повышает депозитные ставки в коммерческих банках и увеличивает привлекательность сбережения денег, нежели траты. Долгосрочная устойчивость банковской системы и политика Банка России, направленная на снижение инфляции, обеспечивает формирование «длинных денег» в экономике, но масштаба этих средств может быть недостаточно для модернизации экономики.

Задействованы наиболее важные источники формирования «длинных» ресурсов пенсионная и страховая системы. Будут выработаны основы государственной политики по долгосрочной поддержке развития инструментов страхования жизни. Будет проработан вопрос расширения возможностей использования банковских вкладов населения в качестве источников «длинных» денег через стимулирование увеличения сроков вкладов. Кассовые операции постепенно отошли на задний план, хотя в повседневной деятельности от них никуда не деться. Уже много лет ничего не менялось, но жизнь не стоит на месте, и постепенно наличное обращение вытесняется безналичными платежами, а расчеты с подотчетными лицами зачастую осуществляются через банковские карточки.

Экономика должна опираться на мощную национальную финансовую систему. Признание рубля различными экономическими субъектами в разных странах в качестве надежного средства расчетов и средства сбережения — это одна из главных задач, которую необходимо решить как можно раньше.

В этой связи актуальным остается вопрос о правовом статусе Центрального банка Российской Федерации как участника правоотношений в сфере регулирования денежного обращения. Некоторые исследователи современного состояния российской денежной системы отмечают негативные тенденции правового регулирования денежного обращения в государстве, связанные в первую очередь с отсутствием механизмов защиты интересов граждан в рассматриваемой сфере. В следствие чего предлагается обязать Центральный банк РФ, кредитные организации и иных участников денежных отношений реализовывать социально-направленную политику, направленную на защиту национальной денежной системы и снижение рисков, связанных с мировыми валютными кризисами.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]