Expresspool.ru

Финансовый журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цели государственного регулирования рынка ценных бумаг

Понятие и цели регулирования рынка ценных бумаг

РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Понятие и цели регулирования рынка ценных бумаг

Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг

Функции Федеральной службы по финансовым рынкам

Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг

Задания для самостоятельной работы

Понятие и цели регулирования рынка ценных бумаг

Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организации инфраструктуры рынка.

Регулирование деятельности участников рынка может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование — это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников. Внешнее регулирование — это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем: эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т.п.

Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

§ государственное регулирование рынка, которое осуществляется государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;

§ регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Этот процесс может развиваться двояко: с одной стороны, государство передает часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг, а с другой — эти последние сами договариваются о том, что созданная организация получает от них некие права регулирования по отношению ко всем учредителям или участникам данной организации;

§ общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. В конечном счете, именно реакция широких слоев общества в целом на какие-либо действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.

Цели регулирования рынка ценных бумаг:

— защита прав и законных интересов инвесторов;

— создание условий для обеспечения справедливого ценообразования;

— устранение системного риска;

— обеспечение условий для формирования справедливого, ликвидного фондового рынка при условии обеспечения его макроэкономической эффективности.

При реализации стратегических целей необходимо учитывать особенности рынка ценных бумаг как одного из основных механизмов аккумуляции и перераспределения инвестиционных ресурсов — в основе функционирования рынка лежит добровольное вложение временно свободных денежных средств инвесторами. Поэтому главной целью государственного регулирования является обеспечение доверия инвестора к рынку.

Отличительной особенностью фондового рынка является то, что курсы ценных бумаг более подвижны, чем цены на другие экономические активы. Эта особенность служит основой, позволяющей рынку ценных бумаг играть ведущую роль в процессе поддержания сбалансированности финансового рынка в целом. Таким образом, необходимым условием нормального функционирования механизма перелива капитала является обеспечение прав и интересов инвесторов, несоблюдение которого приводит к тому, что инвесторы воздерживаются от приобретения ценных бумаг.

На основе решения проблемы защиты прав и законных интересов инвесторов может быть достигнута и вторая цель – обеспечение справедливого ценообразования. В условиях эффективного рынка распространение существенной информации носит своевременный характер и отражается на формировании цен. Регулирование должно способствовать росту эффективности рынка путем создания условий для максимально свободного распространения ценовой информации. Следовательно, наличие полной информации об эмитентах, их финансовом положении, а также представление рынком информации о составе объемах совершаемых операций с ценными бумагами способствует в наибольшей степени процессу справедливого ценообразования на основе объективных рыночных законов.

Устранение системного риска является важнейшей задачей регулирования рынка ценных бумаг. Под системным риском при этом понимается риск потерь, связанных с неблагоприятными изменениями на рынке в целом, вызванных:

— «эффектом домино»на фондовом рынке: 1) в случае, если кризис одного или группы финансовых институтов, компаний реального сектора, кризис сегмента рынка или системы расчетов передается в расширяющемся объеме, через пересекающиеся обязательства, на другие группы финансовых институтов, реального сектора, сегменты рынка и системы расчетов, постепенно охватывая всё расширяющуюся область рынка; 2) в случае, если кризис фондового рынка одной страны или группы стран передается на другую страну (РФ);

— кризисом довериясреди инвесторов, создающим ситуацию общей неликвидности на рынке.

Устранение системного риска непосредственно связано с достижением другой цели регулирования – обеспечения макроэкономической эффективности фондового рынка. Формирование благоприятной рыночной конъюнктуры, обеспечение экономического роста и уровня доходов населения оказывает существенное воздействие на обеспечение эффективности рынка ценных бумаг. Снижение степени риска повышает интерес иностранных инвесторов к российскому фондовому рынку, позволяя последнему в полной мере реализовать свою главную функцию – перераспределения денежных средств и привлечения инвестиционных ресурсов.

Достижение двух последних целей невозможно представить без активного воздействия государства, поскольку эти цели выходят в определенной степени за рамки рынка ценных бумаг и направлены на обеспечение сбалансированности экономики страны в целом.

Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:

¨ создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработку законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

¨ отбор профессиональных участников рынка. Современный рынок ценных бумаг, как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или организация может занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворять определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;

¨ контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка. Этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;

¨ систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка.

Вопрос 1. Понятие, цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг

Регулирование РЦБэто упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование РЦБ охватывает все виды деятельности и все операции на нем, осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования.

· Государственноерегулирование рынка, осуществляемое государственными органами;

· Регулирование со стороныпрофессиональных участников РЦБ, или саморегулирование;

· Общественноерегулирование, или регулирование через общественное мнение.

· поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

· защита участников рынка от мошенничества и недобросовестности физических и юридических лиц;

· обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

· создание эффективного рынка, на котором имеются стимулы для предпринимательской деятельности, а риск адекватно вознаграждается;

· в отдельных случаях – создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, нововведений и т.д.;

· воздействие на рынок с целью достижения определенных общественных целей (повышение темпов роста экономики, снижение уровня безработицы и т.д.).

Процесс регулирования рынка ценных бумаг включает:

Читать еще:  Игра на бирже валют

· создание нормативно-правовой базы функционирования рынка;

· отбор профессиональных участников рынка;

· контроль соблюдения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

· систему санкций за уклонение от норм.

Принципы регулирования РЦБ:

· разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой;

· выделение тех ценных бумаг, которые в наибольшей степени нуждаются в тщательном регулировании (например, инвестиционные ценные бумаги);

· обеспечение конкуренции между участниками рынка;

· обеспечение гласности нормотворчества;

· соблюдение принципов преемственности российской системы регулирования РЦБ и учет опыта мирового рынка.

Под системой регулирования и контроля на фондовом рынке следует понимать совокупность институтов, осуществляющих регулирование и контроль за функционированием рынка ценных бумаг и набор законодательных и правовых актов, которые обеспечивают нормативно-правовую базу фондового рынка.

Регулирующими институтами фондового рынка в РФ являются органы государственного регулирования рынка ценных бумаг, представленные правительственными органами, и саморегулируемые организации.

Вопрос 2. Государственное регулирование РЦБ

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг состоит из высших органов государственной власти (Президент, Государственная Дума, Правительство), государственных органов регулирования министерского уровня (Министерство финансов, ЦБ РФ, федеральная антимонопольная служба, и др.).

Высшие органы государственной власти осуществляют общее (концептуальное) руководство развитием рынка ценных бумаг через органы регулирования министерского уровня (органы исполнительной власти), осуществляют подготовку и утверждение законов, указов и распоряжений в области ценных бумаг, проводят мониторинг их выполнения.

Органы государственной власти министерского уровня (исполнительные органы власти) осуществляют регулирование рынка ценных бумаг путем нормотворческой деятельности, а также выполняют надзорную функцию за деятельностью на этом рынке.

Выдача лицензий на профессиональную деятельность осуществляется Службой Банка России по финансовым рынкам, которая с 01.09.2013 года заменила Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР), существовавшую с марта 2004 г. после упразднения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).

Служба Банка России по финансовым рынкам (СФР) создана решением Совета директоров Банка России от 08.08 2013 в связи с интеграцией в структуру Банка России Федеральной службы по финансовым рынкам.

СФР является подразделением Банка России, которому переданы полномочия ФСРФ по регулированию, контролю и надзору за финансовыми рынками (на основании Федерального закона от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»).

Задачами СФР среди прочих являются:

· участие в развитии, обеспечении стабильности финансового рынка Российской Федерации и его инфраструктуры, оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям;

· формирование конкурентной среды на финансовом рынке Российской Федерации

· проведение анализа состояния и перспектив развития финансовых рынков в части сферы деятельности некредитных финансовых организаций; регулирование, контроль и надзор за некредитными финансовыми организациями,

· защита прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению

· обеспечение контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

РЦБ может эффективно выполнять свои функции, если государство осуществляет регулирование деятельности эмитентов и инвесторов.

Государственное регулирование обеспечивается путем:

· установления обязательных требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников РЦБ и ее стандартов;

· регистрации выпусков ценных бумаг и контроля соблюдения условий эмиссии;

· лицензирование деятельности профессиональных участников РЦБ;

· создания системы защиты прав владельцев и контроля соблюдения их прав эмитентами и профессиональными участниками РЦБ;

· запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии (Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», ст. 38).

К функциям службы Банка России по финансовым рынкам среди прочих относятся:

o основных направлений развития финансовых рынков,

o единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности на РЦБ;

· установление обязательных требований к операциям с ценными бумагами, норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности; к порядку ведения реестра;

· в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, контроль порядка проведения операций с денежными средствами и иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками РЦБ.;

· обеспечение раскрытия информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг, а также создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

Помимо прямого административного управления рынком ценных бумаг существует еще и косвенное государственное управление этим рынком через имеющиеся в распоряжении государства экономические рычаги и капиталы, к которым относятся система налогообложения, денежная политика, государственные капиталы, собственность и ресурсы. В совокупности инструменты прямого и косвенного регулирования позволяют воздействовать на рынок ценных бумаг, исходя из сложившейся ситуации на данном рынке, в экономике государства в целом, а также на мировых финансовых рынках.

РЦБ может эффективно выполнять свои функции, если он защищен от финансовых махинаций и недобросовестной конкуренции. Поэтому отечественное законодательство устанавливает ряд требований к осуществлению деятельности на РЦБ:

· существует определенная процедура выпуска ценных бумаг;

· в определенных случаях участники РЦБ должны раскрывать информацию о своих операциях с ценными бумагами;

· осуществляется контроль за использованием инсайдерской информации. Лицам, владеющим такой, запрещается использовать ее для заключения сделок и передавать третьим лицам.

Государство создает систему регулирования рынка и должно обеспечивать защиту национальных интересов. Однако в России роль государства на фондовом рынке двойственна. С одной стороны, на российском рынке ценных бумаг государство выступает крупнейшим заемщиком, оказывая прямое воздействие на количественные и качественные параметры рынка. С другой стороны, одновременно государство является и крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на корпоративном рынке ценных бумаг. Поэтому важнейшей особенностью российского рынка является самостоятельная роль государства не только как регулятора РЦБ (при написании законов и подзаконных актов), но одновременно и как:

· эмитента (при выпуске государственных ценных бумаг);

· профессионального участника (продавца корпоративных ценных бумаг в ходе приватизации);

· акционера значительного числа созданных в процессе приватизации акционерных обществ;

· верховного арбитра в спорах между участниками рынка (через систему судебных органов).

Регулирование рынка ценных бумаг: понятие, цель, виды, правовая инфраструктура

Содержание:

Понятие и цель регулирования рынка ценных бумаг

Регулирование РЦБ (рынка ценных бумаг) представляет собой упорядочение работы на нем всех его участников, включая операции между ними. Производится организациями, которые уполномочены на данные действия.

Цель регулирования рынка заключается в наращивании притока капитала в государственную экономику. Для этой цели используются: создание и поддержка эффективной работы РЦБ, обеспечение равноправия для всех участников рынка, недопущение ущемления интересов одних участников РЦБ за счет других и др.

Регулирование РЦБ классифицируется на внешнее и внутреннее. Первое из них заключается в подчиненности работы организации нормативным государственным актам, международным соглашениям. Внутреннее регулирование представляет собой подчиненность деятельности организации своим нормативным документам (например, устав, правила и др.).

Читать еще:  Торговать на фондовой бирже

Существует несколько этапов процесса регулирования:

  • формируется орган регулирования РЦБ;
  • создается и постоянно совершенствуется нормативная база работы рынка, происходит разработка законов, постановлений, инструкций, правил (ставят работу рынка на общепризнанную основу, которая соблюдается всеми);
  • контролируется соблюдение и исполнение всеми участниками РЦБ правил и норм;
  • разрабатывается система санкций за отклонение от установленных правил и норм (это могут быть устные предупреждения, наказания различного вида);
  • организуется отбор и допуск юридических лиц и граждан в качестве участников РЦБ в соответствии со знанием, опытом, капиталом и др.;
  • формируется орган по разрешению споров, которые могут возникнуть между участниками РЦБ.

Виды регулирования РЦБ

Государственное регулирование рынка ценных бумаг – это регулирование ценных бумаг со стороны государственных органов власти.

Регулирование подразделяется на прямое и косвенное. Первое из них часто называется административным, оно имеет в основе правовые нормы и производится с помощью следующих операций:

  • формирование обязательных требований к любому участнику РЦБ с использованием нормативно-законодательных актов;
  • регистрация участников РЦБ и самих ценных бумаг;
  • разрешительная деятельность (лицензии на ведение профессиональной деятельности, аттестация);
  • обеспечение гласности и равноправной информированности для любого участника РЦБ.

Косвенное (экономическое) регулирование имеет в основе использование экономических инструментов самого рынка как рычагов регулирования. Оно включает следующие составляющие:

  • система налогообложения (налоговые ставки, льготы и освобождение от налогов);
  • денежная политика (ставки процентов, минимальный размер заработной платы и др.);
  • политика формирования государственных доходов, направления использования расходов государства (бюджет страны и прочие фонды, включая внебюджетный, стабилизационный, инвестиционный и др.);
  • политика управления собственностью государства, включая управление пакетами акций приватизированных организаций, которые имеются у государства и др.

В число объектов государственного регулирования (саморегулирования) РЦБ включены участники РЦБ, рыночные инструменты и операции, в числе которых можно выделить:

  • ценные бумаги с позиции:
    • юридического статуса;
    • обращения и эмиссии (выпуска);
    • применение в качестве основы для производных ценных бумаг и др.
  • участники, осуществляющие:
    • отбор для рыночной деятельности любого качества;
    • перспективное участие в деятельности других рынков;
    • защита инвесторов от мошенников;
    • уплату налогов и др.
  • операции, касающиеся ценных бумаг:
    • разрешенные типы рыночных операций;
    • совмещение различных видов операций по ценными бумагам;
    • разрешение споров в сфере имущества;
    • обложение налогами и т.п.

Законы в области регулирования РЦБ

С точки зрения законодательства регулирование отношений на российском РЦБ происходит с помощью Гражданского и Налогового кодекса РФ, ФЗ № 39 «О РЦБ», ФЗ 208 «Об АО», ФЗ № 46 «О защите прав и законных интересов инвесторов на РЦБ», документации Федеральной службы по финансовым рынкам, других органов государства, которые относятся к регулированию РЦБ.

В число органов, которые осуществляют регулирование отечественного РЦБ, входят:

  • государственные органы исполнительной власти;
  • саморегулируемые организации, которые являются профессиональными участниками РЦБ;
  • организации общества, которые занимаются защитой интересов владельцев ценных бумаг.

Структура государственных органов, занимающихся регулированием, включает:

  • Госдуму, издающую законодательные акты, которые регулируют работу РЦБ;
  • Президента государства, который издает указы;
  • Правительство, которое издает Постановления, развивающие указы Президента;
  • Министерство финансов РФ;
  • Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР);
  • Банк России и др.

Первое место в рассматриваемой иерархии занимает Госдума. Это обусловлено тем, что она занимается изданием нормативных документов самого высокого уровня (например, Кодекс, Закон). Эти акты принимаются не очень быстро, поскольку не только они сами, но и любая поправка к ним могут потребовать обсуждений с помощью профильных комитетов и 3 слушаний в Думе.

Указы Президента подготавливаются и подписываются значительно быстрее. По этой причине пока в Думе происходит рассмотрение соответствующих поправок в законы, рынок может регулироваться с помощью указов Президента. Как только утверждаются поправки к закону, перестают действовать президентские указы.

Министерство финансов РФ не в полном объеме является регулятором РЦБ, так как его полномочия распространены лишь на эмиссию долговых обязательств федерального правительства и ценных бумаг субъектов РФ. Оно не просто осуществляет регулирование, но и управление РЦБ, поскольку в его лице могут совмещаться функции как регулятора рынка, так и эмитента ценных бумаг государства.

ФСФР является федеральным органом исполнительной власти, который касается РЦБ. В число функций этой организации входят:

  • разработка основных направлений развития рынка;
  • координация работы всех других федеральных органов власти, которые касаются регулирования;
  • утверждение стандартов эмиссии (корпоративных) ценных бумаг и их проспектов;
  • установление единых требований к правилам ведения профессиональной деятельности, лицензирование различных видов профессиональной деятельности рынка;
  • установление порядка, осуществление лицензирования и ведение реестра саморегулируемых организаций;
  • формирование стандарта работы инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, включая страховые организации на РЦБ;
  • установка обязательных требований к порядку ведения реестра, к операциям с ценными бумагами, норм их допуска к публичному размещению;
  • разработка проектов законодательных и прочих нормативных актов, которые связаны с вопросами регулирования, осуществление контроля их соблюдения всеми участниками РЦБ.

Банк России призван выполнять определенные функции, относящиеся к регулированию работы коммерческих банков на фондовом рынке. Для банков он осуществляет:

  • разработку правил учета и отчетности по сделкам с ценными бумагами;
  • регулирование и контроль операций банков, которые производятся с ценными бумагами;
  • регистрацию выпуска ценных бумаг банками;
  • контроль приобретения и продажи крупных пакетов акций и др.

Со стороны государства система регулирования фондового рынка может быть дополнена регулированием со стороны СРО.

Саморегулируемая организация профессиональных участников РЦБ в Российской Федерации в соответствии с законодательством признано добровольное объединение профессиональных участников фондового рынка. Это объединение действует по федеральному закону и функционирует на принципах некоммерческой организации.

Самыми важными функциями СРО являются:

  • защита интересов профессиональных участников, которая производится государственными органами регулирования;
  • обеспечение благоприятных условий для ведения профессиональной деятельности на РЦБ;
  • защита интересов клиентов;
  • соблюдение стандартов, принятых в профессиональной этике;
  • установка стандартов и правил ведения операций с ценными бумагами, отсутствующими в государственных нормах, контроль их выполнения.

Основными правами СРО являются:

  • разработка правил и стандартов ведения профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;
  • осуществление контроля соблюдения своими участниками соответствующих стандартов, операций и правил;
  • разработка учебных планов и программ, которое может осуществляться с помощью профессиональной подготовки кадров для работы на РЦБ;
  • выдача квалификационных аттестатов.

К законодательным актам, на основе которых происходит регулирование рынка ценных бумаг в РФ со стороны государства, можно отнести:

  • ГК РФ;
  • ФЗ «Об АО»;
  • ФЗ «О РЦБ»;
  • ФЗ № 48 «О переводном и простом векселе»;
  • ФЗ № 136 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»;
  • ФЗ № 102 «Об ипотеке»;
  • ФЗ № 46 «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
  • ФЗ № 156 «Об инвестиционных фондах»;
  • ФЗ № 152 «Об ипотечных ценных бумагах».

Помимо перечисленных нормативных документов издается большое число указов, стандартов и постановлений, которые развивают положения федерального законодательства.

В структуру Закона об акционерных обществах входят несколько разделов:

  • общие положения об АО и их видах;
  • информация об учреждении, реорганизации и ликвидации акционерных обществ;
  • сведения о порядке формирования и изменения уставного капитала с помощью выпуска акций, правах акционеров в соответствии с видом акций, порядке размещения облигаций;
  • варианты размещения облигаций и акций, включая установление цены их размещения;
  • дивиденды, которые выплачивает АО;
  • управление АО, включая управленческие органы и реестр акционеров;
  • перечень прав общества по отношению к размещенным им акций (выкуп или временное приобретение);
  • контроль совершения АО крупных сделок и сделок, в заключении которых есть заинтересованность;
  • контроль работы АО, учет и отчетность, информация о нем.
Читать еще:  Как заработать на валюте на бирже

Закон о рынке ценных бумаг включает несколько принципиальных разделов и норм. Они регулируют:

  • типы профессиональной деятельности рынка, включая профессиональную работу в области организации торговли в форме фондовой биржи;
  • выпуск ценных бумаг и их порядок, включая именные и предъявительские корпоративные ценные бумаги в документарной и бездокументарной форме;
  • обращение эмиссионных ценных бумаг, а также относящиеся к ним вопросы, раскрывающие информацию о ценных бумагах;

управление со стороны государства с помощью федерального органа исполнительной власти, самоуправление, осуществляемое СРО профессиональных участников рынка.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Дата публикации: 28.03.2019 2019-03-28

Статья просмотрена: 2383 раза

Библиографическое описание:

Маркелова, К. С. Государственное регулирование рынка ценных бумаг / К. С. Маркелова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 197-199. — URL: https://moluch.ru/archive/251/57551/ (дата обращения: 10.04.2020).

Рынок ценных бумаг представляет собой организационно-правовую систему взаимодействия между эмитентами, инвесторами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг по поводу выпуска, размещения и погашения ценных бумаг.

Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг складывается на основе принципов, которые отражают как политические, так и экономические условия в нашей стране.

Под государственным регулированием следует понимать регулирование со стороны органов государственной власти. Выделяют два вида государственного регулирования: прямое и косвенное.

Прямое регулирование представляет собой способ регулирования, основанный на праве и юридических нормах. Такое регулирование осуществляется путем:

− установления требований, подлежащих обязательному исполнению всеми участниками рынка ценных бумаг. Стоит заметить, что такие требования осуществляются с помощью нормативно-законодательной деятельности;

− обязательного ведения реестров не только участников рынка, но и непосредственно самих ценных бумаг;

− лицензирования профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг;

− осуществление контроля за соблюдением правил и норм, установленных законодательством, а также применение мер воздействия на тех участников рынка ценных бумаг, которые отклоняются от соблюдения указанных правил и норм.

Косвенное регулирование организовано в результате использования экономических средств рынка ценных бумаг и включает в себя следующие элементы:

− формирование государственного бюджета и различных фондов;

− управление различными пакетами акций, находящимися в собственности государства.

Объектами государственного регулирования являются участники рынка ценных бумаг, инструменты рынка, а также различные действия, которые с ними осуществляются.

Регулирование отношений на рынке ценных бумаг осуществляют законодательные и исполнительные органы государственной власти. К числу основных государственных органов, занимающихся регулированием РЦБ относятся: Президент Российской Федерации; Государственная Дума; Правительство Российской Федерации; Банк России; Министерство финансов Российской Федерации; Федеральная антимонопольная служба; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Регулирование российского фондового рынка осуществляется путем издания нормативных правовых актов, регулирующих деятельность профессиональных участников рынка.

Среди основных задач государства, касающихся регулирования фондового рынка, многие ученые выделяют стратегическую задачу. Ее суть состоит в совершенствовании рынка ценных бумаг, его инфраструктуры и инструментов. Итогом выполнения этой задачи служит достижение высоких результатов рыночной капитализации. Задачей государства в правоприменительной сфере является создание и поддержание такого правопорядка, который позволяет исключить использование различных мошеннических схем, препятствует использованию инсайдерской информации для манипуляции финансовыми рынками, обеспечивает защиту граждан и профессиональных участников финансового рынка ценных бумаг от колебаний, финансовой нестабильности.

Основными целями государственного регулирования являются:

− формирование достаточной нормативной базы, которая способна обеспечить действенное функционирование рынка ценных бумаг;

− обеспечение условий для более совершенной деятельности институтов рынка ценных бумаг;

− разработка правил поведения для участников рынка ценных бумаг;

− защита прав и законных интересов профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В соответствии со статьёй 38 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путём:

− разработки и утверждения единых обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

− государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

− осуществление лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также приостановление либо ликвидации таких лицензий в результате нарушения требования законодательства РФ;

− создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

− запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Основным субъектом государственного регулирования рынка ценных бумаг является Банк России, к которому перешли функции по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков от упразднённой Федеральной службы по финансовым рынкам. В связи с этим Банк России обладает большим количеством полномочий в сфере регулирования рынка ценных бумаг, в том числе: 1) разработка преимущественных направлений развития фондового рынка и организация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг; 2) разработка проектов различных нормативных — правовых актов, связанных с вопросами регулирования фондового рынка; 3) утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг и государственной регистрации выпуска и отчёта об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг; 4) разработка и утверждение общеобязательных требований к осуществлению профессиональными участниками своей деятельности на рынке ценных бумаг; 5) осуществление контроля за соблюдением требований законодательства о ценных бумагах, стандартов и требований, которые были утверждены федеральным органом исполнительной власти.

Нормативные — правовые акты Банка России обязательны для исполнения федеральными министерствами, иными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов, органами местного самоуправления и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

В заключение необходимо сказать, что государственное регулирование рынка ценных бумаг направлено на обеспечение полноценной и эффективной деятельности эмитентов, инвесторов и профессиональных участников рынка, а также развитие институтов финансового рынка, гарантирующих реализацию единой государственной денежно — кредитной политики и правовую защиту интересов участников рынка ценных бумаг.

  1. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22.04.1996 г. № 17, ст. 1918.
  2. Предпринимательское право: Правовое сопровождение бизнеса: учебник для магистров / Р. Н. Аганина, В. К. Андреев, Л. В. Андреева и др.; отв. ред. И. В. Ершова. М.: Проспект, 2017 -848 с.
  3. Рынок ценных бумаг: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. Н. И. Берзона. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 443 с.
  4. Рынок ценных бумаг: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. Н. Михайленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 326 с.
  5. Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: монография / А. В. Белицкая, В. С. Белых, О. А. Беляева и др.; отв. ред. В. А. Вайпан, М. А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2019. 376с.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector