Принципы функционирования рынка ценных бумаг - Финансовый журнал
Expresspool.ru

Финансовый журнал
120 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принципы функционирования рынка ценных бумаг

Вопрос 1. Понятие, цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг

Регулирование РЦБэто упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование РЦБ охватывает все виды деятельности и все операции на нем, осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования.

· Государственноерегулирование рынка, осуществляемое государственными органами;

· Регулирование со стороныпрофессиональных участников РЦБ, или саморегулирование;

· Общественноерегулирование, или регулирование через общественное мнение.

· поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

· защита участников рынка от мошенничества и недобросовестности физических и юридических лиц;

· обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

· создание эффективного рынка, на котором имеются стимулы для предпринимательской деятельности, а риск адекватно вознаграждается;

· в отдельных случаях – создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, нововведений и т.д.;

· воздействие на рынок с целью достижения определенных общественных целей (повышение темпов роста экономики, снижение уровня безработицы и т.д.).

Процесс регулирования рынка ценных бумаг включает:

· создание нормативно-правовой базы функционирования рынка;

· отбор профессиональных участников рынка;

· контроль соблюдения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

· систему санкций за уклонение от норм.

Принципы регулирования РЦБ:

· разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой;

· выделение тех ценных бумаг, которые в наибольшей степени нуждаются в тщательном регулировании (например, инвестиционные ценные бумаги);

· обеспечение конкуренции между участниками рынка;

· обеспечение гласности нормотворчества;

· соблюдение принципов преемственности российской системы регулирования РЦБ и учет опыта мирового рынка.

Под системой регулирования и контроля на фондовом рынке следует понимать совокупность институтов, осуществляющих регулирование и контроль за функционированием рынка ценных бумаг и набор законодательных и правовых актов, которые обеспечивают нормативно-правовую базу фондового рынка.

Регулирующими институтами фондового рынка в РФ являются органы государственного регулирования рынка ценных бумаг, представленные правительственными органами, и саморегулируемые организации.

Вопрос 2. Государственное регулирование РЦБ

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг состоит из высших органов государственной власти (Президент, Государственная Дума, Правительство), государственных органов регулирования министерского уровня (Министерство финансов, ЦБ РФ, федеральная антимонопольная служба, и др.).

Высшие органы государственной власти осуществляют общее (концептуальное) руководство развитием рынка ценных бумаг через органы регулирования министерского уровня (органы исполнительной власти), осуществляют подготовку и утверждение законов, указов и распоряжений в области ценных бумаг, проводят мониторинг их выполнения.

Органы государственной власти министерского уровня (исполнительные органы власти) осуществляют регулирование рынка ценных бумаг путем нормотворческой деятельности, а также выполняют надзорную функцию за деятельностью на этом рынке.

Выдача лицензий на профессиональную деятельность осуществляется Службой Банка России по финансовым рынкам, которая с 01.09.2013 года заменила Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР), существовавшую с марта 2004 г. после упразднения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).

Служба Банка России по финансовым рынкам (СФР) создана решением Совета директоров Банка России от 08.08 2013 в связи с интеграцией в структуру Банка России Федеральной службы по финансовым рынкам.

СФР является подразделением Банка России, которому переданы полномочия ФСРФ по регулированию, контролю и надзору за финансовыми рынками (на основании Федерального закона от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»).

Задачами СФР среди прочих являются:

· участие в развитии, обеспечении стабильности финансового рынка Российской Федерации и его инфраструктуры, оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям;

· формирование конкурентной среды на финансовом рынке Российской Федерации

· проведение анализа состояния и перспектив развития финансовых рынков в части сферы деятельности некредитных финансовых организаций; регулирование, контроль и надзор за некредитными финансовыми организациями,

· защита прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению

· обеспечение контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

РЦБ может эффективно выполнять свои функции, если государство осуществляет регулирование деятельности эмитентов и инвесторов.

Государственное регулирование обеспечивается путем:

· установления обязательных требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников РЦБ и ее стандартов;

· регистрации выпусков ценных бумаг и контроля соблюдения условий эмиссии;

· лицензирование деятельности профессиональных участников РЦБ;

· создания системы защиты прав владельцев и контроля соблюдения их прав эмитентами и профессиональными участниками РЦБ;

· запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии (Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», ст. 38).

К функциям службы Банка России по финансовым рынкам среди прочих относятся:

o основных направлений развития финансовых рынков,

o единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности на РЦБ;

· установление обязательных требований к операциям с ценными бумагами, норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности; к порядку ведения реестра;

· в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, контроль порядка проведения операций с денежными средствами и иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками РЦБ.;

· обеспечение раскрытия информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг, а также создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

Помимо прямого административного управления рынком ценных бумаг существует еще и косвенное государственное управление этим рынком через имеющиеся в распоряжении государства экономические рычаги и капиталы, к которым относятся система налогообложения, денежная политика, государственные капиталы, собственность и ресурсы. В совокупности инструменты прямого и косвенного регулирования позволяют воздействовать на рынок ценных бумаг, исходя из сложившейся ситуации на данном рынке, в экономике государства в целом, а также на мировых финансовых рынках.

Читать еще:  На каких биржах можно заработать

РЦБ может эффективно выполнять свои функции, если он защищен от финансовых махинаций и недобросовестной конкуренции. Поэтому отечественное законодательство устанавливает ряд требований к осуществлению деятельности на РЦБ:

· существует определенная процедура выпуска ценных бумаг;

· в определенных случаях участники РЦБ должны раскрывать информацию о своих операциях с ценными бумагами;

· осуществляется контроль за использованием инсайдерской информации. Лицам, владеющим такой, запрещается использовать ее для заключения сделок и передавать третьим лицам.

Государство создает систему регулирования рынка и должно обеспечивать защиту национальных интересов. Однако в России роль государства на фондовом рынке двойственна. С одной стороны, на российском рынке ценных бумаг государство выступает крупнейшим заемщиком, оказывая прямое воздействие на количественные и качественные параметры рынка. С другой стороны, одновременно государство является и крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на корпоративном рынке ценных бумаг. Поэтому важнейшей особенностью российского рынка является самостоятельная роль государства не только как регулятора РЦБ (при написании законов и подзаконных актов), но одновременно и как:

· эмитента (при выпуске государственных ценных бумаг);

· профессионального участника (продавца корпоративных ценных бумаг в ходе приватизации);

· акционера значительного числа созданных в процессе приватизации акционерных обществ;

· верховного арбитра в спорах между участниками рынка (через систему судебных органов).

Принципы фондового рынка

Понятие фондового рынка

Экономика является сложной системой, объединяющей различные экономические субъекты и объекты, которые в свою очередь могут определять по схожим принципам тот или иной сегмент экономических отношений. В экономической теории обычно рассматривается рынок товарного обращения. Но надо отметить, что производство продукции и услуг всегда сопряжено с движением денежных средств. Вся цепочка производства экономических благ, включая распределение и продажу образует структуру финансового взаимодействия между хозяйствующими субъектами.

Фондовый рынок является частью рынка финансов. Он представляет собой вид экономического взаимодействия в части производства и распоряжения ценными бумагами.

Фондовые рынки могут быть разделены по следующими признакам:

  • месторасположению;
  • отношению к отрасли хозяйства;
  • используемый вид фондовых инструментов;
  • вид движения активов;
  • сроки проведения сделок;
  • организационная форма;
  • субъекты отношений.

Фондовый рынок оказывает сильное влияние на развитие экономики. В его функции входит:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • обеспечение движения денежных активов и капитала;
  • привлечение финансовых потоков хозяйствующими субъектами;
  • ценообразование;
  • оптимизация баланса предложения и спроса;
  • обеспечение притока иностранных капиталов;
  • перераспределение права собственности;
  • аккумуляция денежных средств;
  • укрупнение предприятий;
  • информирование об эффективности использования финансовых инструментов;
  • перевод вкладов в инвестиционные цели.

Фондовый рынок является основой для взаимодействия субъектов в производстве и распоряжении ценными бумагами.

На схеме представлены основные субъекты рынка фондовых отношений.

Рисунок 1. Участники рынка ценных бумаг. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Принципы фондового рынка

С переходом к рыночным отношениям неизбежно возникла потребность создания отлаженной финансовой системы, обеспечивающей стабильность внутренней экономики и ее способность к развитию. Формирование фондового рынка, как части финансовых отношений, для его эффективного функционирования должно базироваться на следующих основных принципах:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  1. Социальная справедливость. Рынок должен быть доступен как для инвестиционных активов, так и для субъектов, выступающих заемщиками средств. Права и обязанности тех и других должны быть четко определены.
  2. Обеспечение защиты инвестиционной деятельности. Механизм взаимодействия субъектов рынка должен быть отлажен, прозрачен и надежен для инвесторов.
  3. Регулируемость подразумевает создание такой системы контроля, которая позволит оптимизировать деятельность рынка, при этом не будет оказывать давления, затрудняющего развитие фондовых отношений.
  4. Контроль за осуществлением операций в целях исключения недобросовестных сделок.
  5. Повышение эффективности перераспределения денежных потоков в отрасли, имеющие перспективы развития.
  6. Правовая обеспеченность всех процессов, имеющих место, на рынке. Четкость законов и нормативных актов, а так же правил в части поведения и взаимоотношения субъектов.
  7. Открытость информации и ее достоверность.
  8. Конкурентность субъектов рынка.

Таким образом, построение эффективной финансовой системы является одной из задач, стоящих перед государством. Прежде всего, необходимо создать благоприятые условия для инвестиций как внешних, так и внутрених.

Государственное регулирование фондового рынка

Развитие фондового рынка в России началось относительно недавно, поэтому в этой сфере экономических отношений присутствует большое количество проблем. Как было сказано выше, одной из главнейших задач, стоящих перед государством, является создание благоприятного инвестиционного климата. Для этого уже принимается ряд мер, кроме того, разработана специальная программа на национальном уровне до 2020 года. Она ставит такие задачи, как: усовершенствование правовой системы в части финансовых отношений; повышение эффективности инфраструктуры рынка; разработка гибкой налоговой системы для субъектов фондового рынка.

Инфраструктура рынка фондовых активов решает принципиальные вопросы в создании надежной системы финансовых отношений: обеспечивает движение фондовых инструментов; создает инвестиционную привлекательность; обеспечивает учет и хранение ценных бумаг.

Необходимо особое внимание уделить развитию сегментов фондового рынка в России. Сейчас финансовые отношения происходят в условиях первичного размещения ценных бумаг, тогда как в странах с развитой экономикой фондовый рынок имеет достаточно сложную структуру и включает в себя ряд подсистем, указанных на рисунке.

Рисунок 2. Структура фондового рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На рынке первичного размещения активов действуют фондовые инструменты только что выпущенные в обращение, либо размещенные на бирже впервые.

Высоколиквидным сегментом является рынок вторичного размещения. Здесь операции ведутся с бумагами, бывшими в обращении. Цены на такие фондовые инструменты уже оптимизированы. Сделки проводятся на фондовых биржах, либо на внебиржевых площадках. Последние не всегда являются не контролируемыми. Часто на таких площадках торгуют участники, которые не смогли пройти процедуру листинга, либо не обладают достаточным капиталом для участия в биржевых торгах.

Для повышения привлекательности российских фондовых инструментов, а так же создания конкурентных преимуществ на международных рынках, необходимо прежде всего отладить техническую составляющую рынка. Сюда можно отнести – повышение ликвидности фондовых инструментов, борьбу со спекулятивными сделками, снижение вероятности системного кризиса, связанного со сбоями в работе биржевых систем.

Для осуществления контроля за деятельностью участников рынка применяется система лицензирования, которая предполагает систематическое проведение проверок на соответствие определенным требованиям.

Главным регулирующим органом является Федеральная служба по финансовым рынкам. Контроль деятельности различных субъектов осуществляется отдельными государственными ведомствами, среди которых Центральный банк России, Министерство финансов, Антимонопольный комитет, Налоговые службы.

Читать еще:  Характеристика монополистического рынка

Контролирующая функция выполняется на основе правовых и законодательных актов.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Принципы правового регулирования рынка ценных бумаг

Содержание:

Финансовая деятельность в любом государстве является непрерывным процессом, включая создание оптимальных условий, которые побуждают к тому, чтобы образовывать, распределять и использовать частные финансы в необходимом направлении для того, чтобы обеспечить бесперебойное функционирование государства и местных самоуправлений на определенном этапе исторического развития. Один из самых важных источников частного финансирования в рыночной экономике – это рынок ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг и его характеристика

Рынок ценных бумаг – часть финансового рынка. Другие его структурные элементы – это денежный рынок, рынок наличных денег и краткосрочных платежных средств, которые находятся в обращение, а также рынок ссудного капитала, банковские кредиты.

Рынок ценных бумаг определяется в качестве системы отношений, которые возникают при эмиссии и обращении таковых бумаг, но помимо этого также и при обращении ценных бумаг. Рынок ценных бумаг является многофункциональной системой, выступающей в качестве своеобразного полигона, на котором появляются и должны доказывать жизнеспособность и финансовую выгодность на законодательном и юридическом уровне все ценные бумаги.

Существует первичный рынок ценных бумаг, где осуществляют эмиссию и первичное размещаются ценные бумаги, а также вторичный, где покупают-продают ценные бумаги, которые были выпущены ранее (они находятся в обращении).

Рынок ценных бумаг чем-то схож с фондовым рынком. Можно встретить большое количество различных позиций, которых связаны со сходством данных понятий. Некоторыми специалистами они отождествляются. Другие считают, что фондовый рынок является более узким понятием, нежели рынок ценных бумаг, так как в состав первого входят исключительно ценные бумаги, признанные на законодательном уровне, а в область правового регулирования фондового рынка входит разнообразие производных ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг является рынком, опосредующим кредитные отношения и отношения совладения при помощи ценных бумаг.

Ценные бумаги определяются в качестве денежного документа, удостоверяющего отношения совладения или займа ее владельца и эмитента. То, что ценные бумаги появились, связано с возрастанием потребностей в том, чтобы привлекать финансовые средства.

Основная функция рынка ценных бумаг – мобилизация временно свободных денежных средств для разнообразных видов экономической деятельности. Кроме мобилизации денежных средств, рынком ценных бумаг выполняется информационная функция, заключающаяся в предоставлении информации субъектам хозяйственной деятельности по поводу экономической конъюнктуре и даче ориентиров для того, чтобы ими могли быть размещены собственные капиталы.

Роль рынка ценных бумаг – обеспечение движения, распределения, перераспределения и аккумуляции временно свободных денежных средств и направление их в качестве инвестиций на то, чтобы расширять объемы промышленного производства, торговли и различных сфер услуг.

Федеральные законы, регулирующие деятельность рынка ценных бумаг

Российским фондовым рынком уже началось выполнение макроэкономической функции трансформации сбережений в инвестиции. Постепенно все предприятия реального сектора начинают рассматривать его как основной источник привлеченных ресурсов для того, чтобы финансировать инвестиции в основной капитал и поглощать конкурентов. На основании стратегии развития финансового рынка РФ к 2020 году количество розничных инвесторов достигнет 20 миллионов человек.

Осуществление правового регулирования рынка ценных бумаг происходит при помощи большого количества законодательных и подзаконных актов. Основное законодательство в данной сфере – это Федеральный закон «О рынке ценных бумаг». На основании положений данного закона регулируются отношения, которые возникают при эмиссии и обращении эмиссионных бумаг вне зависимости от типа эмитента, а также при обращении ценных бумаг в случаях, которые предусмотрены на основании федеральных законов а также то, какие могут быть особенности создания и осуществления деятельной профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Один из самых важных источников правового регулирования ценных бумаг – это Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».

Цели данного Закона заключаются в обеспечении государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, которые занимаются инвестирование в эмиссионные ценные бумаги и определении того, в каком порядке выплачиваются компенсации и предоставляются другие формы возмещения ущерба инвесторам – физическим лицам, который был причинен противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг на рынке ценных бумаг.

Факт использования инсайдерской информации или противодействия ее использования в неправомерных целя – это предмет регулирования Федерального закона от 27.07.2010 под номером 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Особенности эмиссии и того, как происходит обращение государственных и муниципальных ценных бумаг установлены в Федеральном законе от 29.07.1998 под номером 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных муниципальных ценных бумаг».

Помимо этого, источники правового регулирования рынка ценных бумаг – некоторые виды подзаконных актов, включая указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства, приказы Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной службы по финансовым рынкам.

Ценные бумаги на основании 142 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации – это документы, которые удостоверяют при соблюдении установленных форм и необходимых реквизитов имущественное право, осуществлять или передавать которое возможно исключительно в случае его предъявления. При передачи ценных бумаг переходят также все права, которые оно удостоверяет.

Права, которые могут быть удостоверена на основании ценных бумаг, принадлежат:

  1. предъявителям ценных бумаг (оформлены на предъявителя);
  2. названных в ценных бумагах лицам (именные ценные бумаги);
  3. названные на ценных бумагах лица, которые могут самостоятельно утвердить права или назначить в распоряжении или приказе другое лицо (ордерные ценные бумаги).

Классификация ценных бумаг

Основная классификация ценных бумаг заключается в том, что их разделяют на эмиссионные и неэмиссионные. Основным критерием при этом является то, в какой форме размещают ценные бумаги. Эмиссионные бумаги могут выпускать как документарной, так и бездокументарной форме.

В Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» содержится характеристика эмиссионных ценных бумаг. Эмиссионные ценные бумаги – это любые бумаги, которые обладают определенным перечнем признаков:

  1. ими закрепляется имущественные и неимущественные права, которые подлежат тому, чтобы быть удостоверенными, уступленными и безусловно осуществленными, соблюдая все установленные в федеральном законе формы и порядок;
  2. должны быть размещены выпусками;
  3. должны иметь равные объемы и сроки, когда осуществляются права в одном выпуске, не зависимо от того, когда указанная ценная бумага была приобретена.
Читать еще:  Игра на бирже валют

К эмиссионным ценным бумагам на основании Федерального закона относятся акции, облигации, опционы эмитента и российские депозитарные расписки. Помимо этого, ценные бумаги можно различать не зависимо от рода обязательств (имущественных прав), которые ею удостоверяются. Денежные обязательства удостоверяются на основании чеков, векселей, облигаций, депозитных или сберегательных сертификатов (денежной бумаги).

Корпоративные обязательства должны быть удостоверены акциями, которые являются корпоративными бумагами. Товарными ценными бумагами удостоверяются права на товар или услугу.

В зависимости от способа определе управомоченных лиц, ценные бумаги можно разделить на предъявительские, именные и ордерные. На основании того, что является эмитентом ценных бумаг, их можно разделить на государственные, муниципальные и частные.

Навигация по статьям

Предыдущая статья

Экономические основы местного самоуправления

Принципы формирования и функционирования фондового рынка;

Формирование и функционирование фондового рынка.

Фондовый рынок — сфера обращения ценных бумаг. Формирование и функционирование фондового рынка базируется на определенных принципах, основные из которых приведены в табл. 10.1.

Осуществляемая государством система регулирования фондового рынка выполняет три основных функции:

Первая — определение основополагающих характеристик и составных подсистем фондового рынка и роли участников этого рынка;

Вторая — формирование благоприятного законодательного поля для участников фондового рынка;

Третья — установление ответственности за действия, которые могут привести к дезорганизации и разрушению фондового рынка, недобросовестной конкуренции, мошенничеству с финансовыми ресурсами.

Государственное регулирование фондового рынка в Украине осуществляется по нескольким направлениям. Важнейшие из них:

1) обеспечение обязательной публикации всей существенной информации о рынке ценных бумаг;

2) лицензирование и регулирование деятельности финансовых посредников на фондовом рынке;

3) контроль за деятельностью организованных систем торговли ценными бумагами;

4) обеспечение прав владельцев ценных бумаг.

Таблица 10.1

В странах с рыночной ориентацией экономики существуют биржевой и внебиржевой рынки ценных бумаг, каждый из которых выполняет присущие ему функции.

Биржевой рынок ценных бумаг олицетворяют фондовые биржи — специализированные учреждения, создающие условия для централизованной торговли ценными бумагами путем объединения спроса и предложения на них, а также предоставления места, системы и средств их первичного размещения и вторичного обращения. В процессе приватизации имущества государственных предприятий через фондовые биржи осуществляется также размещение государственных ценных бумаг. Следует отметить, что фондовые биржи должны обеспечивать формирование максимально справедливой цены на ценные бумаги путем процедуры листинга и механизма биржевых торгов и тем самым повышать доверие инвесторов к ним.

С целью содействия привлечению финансовых ресурсов для производственных предприятий и создания фондовой инфраструктуры должен развиваться и цивилизованный внебиржевой рынок ценных бумаг, который обычно представляет собой торгово-информационную систему для организованной продажи ценных бумаг с использованием для этого действующих товарных бирж. Такой рынок способствует развитию услуг инвестиционного консультирования и управлению портфелями ценных бумаг, что привлекает прежде всего мелких инвесторов.

Рис. 10.3. Институциональные субъекты (участники) фондового рынка в Украине

Государственное регулирование выпуска и обращения ценных бумаг.Принятый Верховной Радой специальный Закон Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» (октябрь 1996 г.) содержит соответствующие положения, касающиеся цели и формы регулирования государством рынка ценных бумаг, видов профессиональной деятельности на фондовом рынке и органов, обеспечивающих государственное регулирование выпуска и обращения ценных бумаг.

В нем специально оговорено, что государственное регулирование осуществляется с целью:

² реализации единой государственной политики в сфере выпуска и обращения ценных бумаг;

² создания условий для эффективной мобилизации и размещения финансовых ресурсов участниками рынка ценных бумаг с учетом интересов общества;

² всесторонней защиты прав участников рынка ценных бумаг. К предусмотренным законодательством формам государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:

² принятие законодательных и нормативных актов по вопросам деятельности участников рынка ценных бумаг;

² выдача специальных разрешений (лицензий) на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и обеспечение контроля за такой деятельностью;

² регистрация эмиссии ценных бумаг и сообщений в средствах массовой информации о выпуске ценных бумаг;

² создание системы защиты прав инвесторов и контроля за соблюдением этих прав эмитентами ценных бумаг;

² установление правил и стандартов осуществления операций на рынке ценных бумаг, а также контроль за их соблюдением;

² контроль за процессом ценообразования на рынке ценных бумаг.

На рынке ценных бумаг осуществляются конкретные виды профессиональной деятельности. Основными из них являются:

² торговля ценными бумагами;

² депозитарная и расчетно-клиринговая деятельность;

² управление ценными бумагами, которые принадлежат другим лицам;

² ведение реестра владельцев именных ценных бумаг;

² организация торговли на рынке ценных бумаг (преимущественно предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых соглашений по ценным бумагам).

Функции прямого регулирования рынка ценных бумаг выполняет Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР), которая является органом, подчиненным Президенту Украины и подотчетным Верховной Раде Украины. Она состоит из Председателя комиссии и шести членов, имеет соответствующий центральный аппарат, а также территориальные отделения.

ГКЦБФР назначает государственных представителей на фондовых биржах, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением положений Устава и правил фондовой биржи и имеющих право принимать участие в работе руководящих органов биржи. При ГКЦБФР действует Консультационно-экспертный совет, разрабатывающий рекомендации относительно политики на рынке ценных бумаг и принимающий участие в подготовке и обсуждении проектов соответствующих законодательных актов. Комиссия организует также проведение научных исследований по вопросам функционирования фондового рынка в Украине.

С учетом важности принято выделять две специальные функции ГКЦБФР: 1) выдача разрешений на осуществление деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг; 2) регистрация выпусков ценных бумаг.

Осуществление исключительной деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг допускается на основании разрешения, выданного ГКЦБФР. Разрешение на осуществление всех или отдельных видов деятельности (кроме комиссионной) выдается торговцам ценными бумагами, которые должны предварительно внести в уставный фонд, биржи не менее чем 100 необлагаемых минимумов доходов граждан, а для осуществления комиссионной деятельности с ценными бумагами — не менее чем 200 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Порядок регистрации выпуска акций и облигаций предприятий, а также информации об их выпуске определяется ГКЦБФР. Эта комиссия ведет также общий реестр выпуска ценных бумаг. Ценные бумаги подлежат регистрации на протяжении 30 дней со дня подачи заявлений с другими необходимыми документами.

Соблюдение требований антимонопольного законодательства относительно обращения всех видов ценных бумаг контролирует Антимонопольный комитет Украины.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]