Виды муниципальных ценных бумаг
Муниципальные ценные бумаги
Ценные бумаги, эмитированные местными органами управления на уровне субъектов федерации или территориальных администраций.
Задача муниципальных ценных бумаг (МЦБ) — восполнение дефицита местного бюджета и привлечение инвестиций со стороны для реализации некоммерческих проектов, расходы на которые не предусмотрены бюджетом или долгосрочных перспективных проектов с длительным сроком окупаемости.
МЦБ не нужно путать с государственными ценными бумагами федерального займа, эмитентом которых выступает Министерство Финансов РФ. МЦБ не являются государственными, что делает их менее надежными, но, при этом, они остаются низкорискованным инвестиционным инструментом.
Виды и обеспечение
Чаще всего МЦБ выпускаются в виде облигаций, иногда — в виде векселей или жилищных сертификатов, дающих право на получение жилья, построенного на привлеченные средства. Основные покупатели таких активов — население, банки и инвестиционные фонды.
Различают следующие виды обязательств местных органов власти:
- купонные (доход определяется как процент от номинала) и бескупонные (доходом является разница между номиналом и ценой покупки) облигации;
- специальные и целевые муниципальные займы;
- процентные и беспроцентные облигации.
МЦБ всегда обеспечены каким-либо залогом, в качестве которого могут выступать:
- налоги, поступающие в местный бюджет;
- прибыль от коммерческого инвестпроекта;
- гарантии Правительства РФ;
- какой-либо вид имущества, находящегося на балансе субъекта федерации.
Размещение МЦБ может проходить как в форме свободной продажи, так и в форме первичного размещения. Необходимость наличия обеспечения вынуждает государство контролировать эмиссию МЦБ, устанавливая лимиты допустимого объема кредитных средств, которые не должны превышать:
- 30% от доходов бюджета субъекта РФ;
- 15% от доходов местного бюджета.
Кроме того, обслуживание долга по МЦБ не должно превышать 15% от расходной части местного бюджета
Преимущества и недостатки
Бесспорным преимуществом МЦБ в сравнении с альтернативными объектами инвестирования является:
- широкое применение и дальнейшие перспективы роста объемов эмиссии;
- надежность и наличие обеспечения;
- возможность погашения не денежными средствами. В качестве платежа принимаются ценные бумаги других эмитентов, земельные участки и жилая и нежилая недвижимость.
Относительные недостатки данных финансовых инструментов следующие:
- невозможность покрытия денежной эмиссией, в чем МЦБ проигрывают федеральным ценным бумагам;
- большая степень риска в случае изменений законодательства и в принципе отсутствие законодательно закрепленной ответственности местных органов власти по эмитируемым ценным бумагам.
В целом МЦБ обладают достаточной привлекательностью в качестве объекта для вложения средств. Имеющиеся недостатки в большей степени связаны с последствиями форс-мажора, но в условиях стабильной экономики данный вид ценных бумаг является надежным инструментом, способным обеспечить инвестору гарантированную прибыль.
Государственные и муниципальные ценные бумаги РФ
Государственные ценные бумаги — вид ценных бумаг, выпускаемых от имени государства казначейством, другим уполномоченным финансовым органом или местными органами власти с целью размещения займов государственных и мобилизации денежных средств для пополнения доходов бюджета государства (местных бюджетов), покрытия бюджетного дефицита и оформления государственного долга.
Государственные ценные бумаги в Российской Федерации являются наиболее цивилизованным рыночным способом формирования государственного долга. Они обеспечивают кассовое исполнение государственного бюджета путем покрытия коротких разрывов между доходами и расходами, возникающими из-за несовпадения во времени налоговых поступлений и расходов бюджета. Посредством вложения денег в государственные ценные бумаги мобилизуются средства для финансирования целевых государственных и местных программ, имеющих важное социально-экономическое значение.
Таким образом, эмиссия (выпуск) государственных ценных бумаг направлена на решение следующих задач:
1. покрытие дефицита государственного бюджета;
2. покрытие кассовых разрывов в бюджете;
3. привлечение денежных ресурсов для осуществления крупных проектов;
4. привлечение средств для погашения задолженности по другим государственным ценным бумагам.
Ценные бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любыми другими ценными бумагами и активами. Во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему. Во-вторых, — наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала. Часто на государственные ценные бумаги отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы.
Размещение государственных ценных бумаг обычно происходит через центральные банки или министерства финансов. Основными инвесторами в зависимости от вида выпускаемых облигаций являются: население, страховые компании, банки, инвестиционные компании и фонды.
Государственные ценные бумаги размещаются разнообразными методами: это аукционные торги, открытая продажа всем желающим по установленным ценам, закрытое распространение среди определенного круга инвесторов и т.д.
Государственные ценные бумаги, как правило, занимают ведущее место на рынке облигаций, где их доля доходит до 50%, а значит и на всем рынке ценных бумаг, поскольку на последнем преобладают облигации. В структуре ГЦБ наибольший удельный вес имеют среднесрочные и долгосрочные облигации, но по отдельным странам имеется значительный разброс показателей, характеризующих место и структуру рынка ГЦБ.
Государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».
Муниципальные ценные бумаги – в РФ облигации, жилищные сертификаты и другие ценные бумаги, выпускаемые органами местного самоуправления. Муниципальные облигации выпускаются исключительно в целях реализации программ проектов развития муниципального образования, утвержденных в порядке, установленном уставом муниципального образования. Выпуск облигаций обеспечивается имуществом и средствами местного самоуправления. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местной бюджете на текущий финансовый год. Предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не должна превышать 15% суммы расходной части местного бюджета.
Целями выпуска таких бумаг могут быть покрытие временного дефицита местного бюджета; финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных крупных средств, которыми не располагает ежегодный бюджет; строительство, реконструкция и ремонт объектов социального назначения.
Государственные ценные бумаги можно классифицировать:
1. По срокам заимствования:
— краткосрочные — со сроками заимствования до 1 года.;
— среднесрочные — со сроком обращения от 1 года до 5 лет.;
— долгосрочные — со сроком обращения свыше 5 лет..
2. По способу получения дохода:
— дисконтные — продаваемые инвесторам по цене ниже номинала. При погашении инвестор получает доход в виде разницы между номинальной стоимостью и ценой приобретения;
— купонные — выпускаемые с купонами, по которым выплачивается с определенной периодичностью купонный доход;
— процентные — ценные бумаги, процентная ставка которых может быть фиксированной, т.е. неизменной на весь период существования облигации; плавающей и ступенчатой;
— индексируемые облигации – ценные бумаги, номинальная стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции;
— выигрышные – ценные бумаги доход по которым выплачивается в форме выигрышей;
— комбинированные облигации – ценные бумаги, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов.
3. По цели выпуска ценные бумаги:
— долговые — для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год. Как правило, среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги выпускаются именно с этой целью и обслуживают систематическую задолженность государства;
— ценные бумаги для покрытия временных дефицитов бюджета (кассовых разрывов), которые образуются в связи с определенной цикличностью поступления налогов и постоянными расходами из бюджета.;
— целевые облигации выпускаемые для реализации конкретных проектов;
— ценные бумаги для покрытия государственного долга предприятиями и организациями.
4. По виду эмитента:
— ценные бумаги федерального правительства;
— муниципальные ценные бумаги или ценные бумаги других уровней государственного управления;
— ценные бумаги государственных учреждений;
— ценные бумаги, которым придан статус государственных.
5. По форме обращаемости:
— рыночные ценные бумаги, которые могут свободно перепродаваться после их первичного размещения;
— нерыночные, которые не могут перепродаваться их держателями, но могут быть через определенный срок возвращены эмитенту.
Существуют две главные формы муниципальных займов:
Муниципальные ценные бумаги
Муниципальные ценные бумаги—это способ привлечения финансовых ресурсов органами местного самоуправления государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.
— покрытие временного дефицита местного бюджета;
— финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных крупных средств, которыми не располагает местный бюджет: строительство, реконструкция и ремонт объектов социального назначения (школы, больницы, музеи, библио-
26 Порядок ведения бухгалтерского учета операций, связанных с выпуском и погашением, кредитными организациями сберегательных и депозитных сертификатов установлен в Положении ЦБР от 30 декабря 1999 г. № 103-П, вступающем в силу с 1 марта 2000 г. Использовано по системе ГАРАНТ.
теки и т. п.); строительство, реконструкция и ремонт объектов местной инфраструктуры (дороги, мосты, водосети и т. п.);
финансирование прибыльных проектов, вложения в которые окупаются в течение нескольких лет за счет получаемой ими прибыли;
финансирование проектов строительства, ремонта и реконструкции жилья, как правило, на основе их самоокупаемости, то есть затраты компенсируются выручкой от продажи всего или части построенного жилищного фонда.
Формы муниципальных займов. Существуют две главные формы муниципальных займов:
выпуск муниципальных ценных бумаг;
Муниципальные ценные бумаги обычно выпускаются в виде муниципальных облигаций, реже — векселей, что противоречит юридической природе векселя, так как он является не эмиссионной ценной бумагой.
Кредиты могут предоставляться либо по бюджетной линии — бюджетные кредиты вышестоящих бюджетов, либо коммерческими банками. В последнем случае кредиты местным органам власти обычно не отличаются от аналогичных кредитов другим предприятиям и организациям.
При выборе формы займа решающее значение имеет, с одной стороны, его стоимость, то есть та плата, которую местный орган власти должен заплатить за привлекаемые ресурсы, а с другой — наличие в нужных размерах финансовых ресурсов на соответствующем рынке капиталов.
В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является основной формой муниципального займа, поскольку это обходится дешевле, чем кредит в коммерческих банках, за счет предоставляемых по этим ценным бумагам налоговых льгот.
Муниципальные ценные бумаги имеют статус государственных ценных бумаг с точки зрения вопросов налогообложения для юридических и физических лиц, а также порядка эмиссии и обращения.
Инвесторы. Основными покупателями муниципальных ценных бумаг выступают: местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия.
Механизм выпуска и обращения. Решение о муниципальном займе и форме его выпуска, обычно в форме муниципальных облигаций, принимает руководящий орган местного самоуправления. Размещение муниципального облигационного займа осуществляется через посредство одного или нескольких уполномоченных на это коммерческих банков или других коммерческих структур. Выбор таких посредников для размещения муниципальных займов должен осуществляться на конкурсной основе с учетом минимизации расходов местного органа власти на выпуск и обращение облигаций. Уполномоченный банк (или банки) через свои отделения, отделения других банков или другие финансовые компании, с которыми он в свою очередь заключает договоры на размещение муниципального займа, реализует муниципальные облигации их конечным держателям, в первую очередь населению, различного рода финансовым фондам и др. Обычно муниципальные облигации являются свободно обращаемыми, то есть их держатели могут свободно продавать и покупать облигации на биржевом или внебиржевом рынках ценных бумаг в течение всего срока, на который выпущен облигационный займ. По окончании срока облигации выкупаются (погашаются) эмитентом по их нарицательной стоимости (с выплатой соответствующего дохода, если это предусмотрено условиями займа).
На муниципальные облигации распространяются положения, касающиеся облигаций вообще как одного из видов ценных бумаг. Размещение их осуществляется в соответствии с действующим законодательством (закрытая или открытая подписка), и эти облигации наравне с другими ценными бумагами могут продаваться и покупаться на соответствующем биржевом или внебиржевом рынке24.
Муниципальные ценные бумаги;
На фондовых биржах дореволюционной России и на её внебиржевом рынке всегда находилось е обращении много облигаций, эмитентами которых были губернии, города, земства и другие административные единицы. В 1992 г. в России началось восстановление рынка муниципальных ценных бумаг. По состоянию на май 1995 г. было зарегистрировано более 60 выпусков таких бумаг на сумму свыше 4,5 трлн. руб. В этот период крупнейшим являлся городской займ Санкт-Петербурга с объёмом эмиссии по номиналу 2,1 трлн. руб. Крупные займы сделаны также Москвой, Тюменью, Нижним Новгородом и др.
Выпуск облигаций органами власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления регулируется не специальными, а общими для выпуска всех ценных бумаг нормативными актами.
В мире накоплен большой опыт выпуска и размещения муниципальных ценных бумаг. В США эти бумаги считаются одними из самых надёжных: облигации городов и окружных органов самоуправления обеспечены налогами на недвижимость. Облигации штатов менее надёжны: они обеспечиваются налогами с оборота или иными налогами, размеры которых могут меняться. Важное значение имеет и то обстоятельство, что в случае возникновения неплатежей на город можно подать в суд, а на штат — нет. Муниципалитетам в США запрещён выпуск акций, они могут выпускать только облигации.
По типу муниципальные ценные бумаги в США не отличаются от федеральных займов: все они делятся на кратко-, средне- и долгосрочные и продаются на аукционах на основе конкурентных торгов. По видам обеспечения они подразделяются на:
— облигации под общее обязательство. По сути это необеспеченные облигации: никакого залога нет. Косвенным обеспечением следует считать налоговые доходы эмитентов. Обычно подобные бумаги выпускаются для финансирования проектов, не приносящих дохода;
— облигации под доход от проекта (например, промышленного предприятия);
— облигации под специальный налог (строительство дорог, например, покрывается налогами на бензин).
Муниципальные облигации могут быть именными и на предъявителя (преобладают именные, т. е. зарегистрированные, ибо в этом случае они освобождаются от налогов). К облигациям обычно прилагается отзывной опцион. Они котируются на базе дохода от срока погашения (для определения котировочных данных используют специальные руководства). В США номинал муниципальных облигаций 1000, 5000 долл. Большая часть операций с ними совершается через брокеров на внебиржевом рынке.
Выпущенные в России в 90-х гг. муниципальные облигации характеризуются заметным разнообразием. Как и в других странах, они подразделяются на две основные категории: общего покрытия и доходные (целевые) облигации. Первые обеспечиваются всем бюджетом (или его отдельными статьями) и имуществом эмитента. Они не носят целевого инвестиционного характера, а предназначены для покрытия бюджетного дефицита и финансирования текущих расходов. Такие бумаги аналогичны ГКО и размещаются подобным же образом. Они пользуются определённым успехом на фондовом рынке, хотя и таят в себе потенциальную угрозу возникновения финансовых пирамид.
Все же по количеству выпущенных облигаций доходные (целевые) займы явно преобладают. Муниципалитеты выпускают их под конкретный инвестиционный проект и обычно погашают доходами от его реализации. Наибольшую группу среди этих займов составляют жилищные займы, а также другие займы, имеющие социальную направленность (предназначены для развития социальной инфраструктуры).
Муниципальные облигации эмитируются в форме либо краткосрочных (от 1 до 12 месяцев), либо среднесрочных (от 1 года до 3, максимум 10 лет) обязательств. В России долгосрочные облигации в связи с высоким уровнем инфляции не получили широкого распространения. Облигации местных органов власти выпускаются в виде именных ценных бумаг и бумаг на предъявителя в документарной и бездокументарной форме.
Для реализации и обслуживания муниципальных займов приглашаются профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые и размещают их среди инвесторов (юридических и физических лиц). Для реализации крупных займов создаются, на акционерной основе, временные финансовые объединения (синдикаты). Облигации продаются инвесторам путем публичного (открытого) либо частного (закрытого) размещения.
Почти во всех случаях гарантами муниципальных займов являются сами эмитенты. Исключение составляют жилищные займы, гарантами которых выступает региональная администрация, а в некоторых случаях — коммерческие банки. Доходность муниципальных облигаций ниже банковских ставок, но она компенсируется их более высокой надёжностью по сравнению с частными ценными бумагами и налоговыми льготами (в ряде случаев эти облигации участвуют в розыгрыше призов вещевых лотерей).
Муниципальные ценные бумаги — это способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путём выпуска долговых ценных бумаг.
Местные органы власти могут привлекать дополнительные финансовые средства в принципе на любые цели, которые группируются следующим образом:
— покрытие временного дефицита местного бюджета;
— финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных крупных средств, которыми не располагает ежегодный бюджет: строительство, реконструкция и ремонт объектов социального назначения (школ, больниц, музеев, библиотек и т.п.); строительство, реконструкция и ремонт объектов местной инфраструктуры (дорог, мостов, водо- сетей и т.п.);
— финансирование прибыльных проектов, вложение в которые окупается в течение нескольких лет за счёт получаемой ими прибыли;
— финансирование проектов строительства, ремонта и реконструкции жилья, как правило, на основе их самоокупаемости, т.е. затраты компенсируются выручкой от продажи всего или части построенного жилого фонда.
Основными покупателями муниципальных ценных бумаг выступают: местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия.
Приобретение указанных ценных бумаг оказывается привлекательным для инвесторов по двум основным причинам:
— их более высокая конечная доходность по сравнению с банковскими депозитами за счет налоговых льгот;
— более высокая надёжность этих ценных бумаг по сравнению с размещением свободных денежных средств в ценные бумаги акционерных обществ или в банки.
Еще большей надежностью, чем муниципальные ценные бумаги, обладают только ценные бумаги федерального Правительства.
Обеспечением муниципальных ценных бумаг обычно являются доходы соответствующего бюджета в целом или их определённые виды, муниципальное имущество либо доходы от реализации инвестиционных проектов, под которые выпущены муниципальные облигации.
В целом на муниципальные облигации распространяются теоретические положения, касающиеся облигаций вообще как одного из главных видов ценных бумаг. Их размещение осуществляется в соответствии с действующим законодательством (закрытая или открытая подписка), и эти облигации наравне с другими ценными бумагами могут продаваться и покупаться на соответствующем биржевом или внебиржевом рынке.
Муниципальные облигации обычно обеспечивают уровень доходности, сравнимый с государственными облигациями, и в настоящее время на них распространяются те же налоговые льготы, что и на государственные облигации, в связи с преданием им статуса государственных ценных бумаг.
Важной разновидностью российских муниципальных облигаций являются жилищные облигации, цель которых — финансирование ^строительства жилья. Указанные облигаций в зависимости от условий предоставления жилья могут быть либо низкодоходными, либо бездоходными, ибо для их владельцев главная цель — получение не дохода на вложенный капитал, а требуемой квартиры, что очень актуально для многих жителей городов и посёлков России. Разрастающийся выпуск муниципальных займов по своим качественным параметрам выгодно отличается от государственных займов. Если последние носят преимущественно краткосрочный характер (3-6 месяцев), то муниципальные займы в основном сразу выпускаются на среднесрочный (1-5 лет) и долгосрочный период (от 5 лет и выше),
Если государственные облигации обычно выпускаются в бездокументарной именной форме, то свыше одной трети муниципальных облигаций выпущено на предъявителя.
Предъявительская форма ценной бумаги особенно удобна, когда, с одной стороны, сам рынок ещё только складывается, а с другой — его инфраструктура почти отсутствует.
Следующее отличие состоит в том, что, если современные российские займы преследуют, как правило, только одну цель — финансирование дефицита федерального бюджета, то спектр целей у муниципальных займов намного шире. Это не только непосредственное финансирование дефицита местного бюджета, но и финансирование производственных, социальных и экологических проектов региона, борьба с неплатежами.
В разных странах мира муниципальные ценные бумаги занимают неодинаковое место. В США, где рынок ценных бумаг развит в наибольшей степени, доля муниципальных облигаций, по оценкам, составляет более половины рынка ценных бумаг и превышает долю корпоративных акций и облигаций.