Основные функции регулирования рынка
Основные функции регулирования рынка
Функции рыночной экономики — это формы проявления ее сущности, направления воздействия рыночных отношений на воспроизводственные процессы на макро- и микроуровнях.
Рынку объективно присущи следующие функции: интегрирующая, регулирующая, стимулирующая, ценообразующая, контролирующая, посредническая, информационная.
Рис. 1. Функции рынка
Интегрирующая функция рынка состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности. Рынок содействует углублению общественного разделения труда и росту интеграционных процессов в экономике.
Регулирующая функция рынка предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.
Стимулирующая функция рынка состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно-технического прогресса и на его основе — интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. «Без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей» (О.Шик), а в результате произойдет падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.
Ценообразующая (или эквивалентная) функция рынка — это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы.
Контролирующая функция рынка выражается в выполнении рынком роли главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.
Посредническая функция рынка обеспечивает взаимодействие экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец — наиболее подходящего покупателя.
Информационная функция рынка дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок превращается в «гигантский компьютер», собирающий и обрабатывающий огромные объемы информации и выдающий обобщенные данные о состоянии и условиях реализации товаров и услуг.
Вышеперечисленные функции рынка принято относить к основным, однако он выполняет и иные дополнительные функции.
Государственное регулирование рынка. Механизм регулирования рынка
Государственное регулирование рынка является главным рычагом принудительной нормализации как внутреннего, так и внешнего экономического состояния любой страны. На данный момент существует несколько рекомендованных методов к стимулированию оптимальной работы финансового сектора. Перед их изучением необходимо ознакомиться со структурой и функциями экономического рынка.
Основы финансирования
Денежный сектор на сегодняшний день представляет собой самостоятельный элемент. Именно он формирует мировой финансовый рынок. Денежный сектор является частью и кредитной составляющей экономического баланса со всеми его доходами и оборотами.
Финансовый рынок представляет собой совокупность международных и национальных отношений, которые обеспечивают направление, распределение и аккумуляцию развития капиталов между различными субъектами системы. Катализатором в этой структуре выступают банковские учреждения. Их целью является достижение оптимального соотношения спроса по выгодному предложению для обеих сторон. При этом капитал с каждой новой транзакцией поднимается на новый уровень.Финансовый рынок предоставляет обществу услуги, снабжая деньгами его субъектов в нужный отрезок времени. Иными словами, это биржа, где в качестве товара выступает валютный капитал. В свою очередь, деньги играют транспортную роль. Они участвуют в обращении на бирже ценных бумаг, на кредитных и страховых торгах. Это одна большая единая экономическая сущность, состоящая из отношений и механизма перераспределения.
Структура рынка
Финансовый сектор можно разделить на пять составляющих: инвестиционную, фондовую, кредитную, валютную и страховую. Относительно этого формируется структура рынка. В нее входят кредитные, валютные, фондовые и страховые операции, а также всевозможное инвестиции.
Здесь объектами купли-продажи являются финансовые ресурсы. Отличаться они могут по виду сделок относительно секторов рынка. К примеру, в кредитных операциях деньги играют свою собственную роль, а на фондовых торгах продаются только права на возможность получения доходов. Именно поэтому финансовый рынок можно представить как индикатор состояния всей экономики, которая зависит от перераспределения ресурсов.Структуру мирового биржевого сектора принято делить на три группы: деньги, капитал и кредиты. Операции над каждой из этих финансовых групп могут быть краткосрочными или долгосрочными. Наиболее протяженными из них будут кредитные ссуды, которые не имеют четких границ. Здесь доходная часть зависит от определения процентов. Формирование таких ставок регулируется организацией, предоставляющей эту услугу.
Функции и инструменты рынка
Система денежных отношений определяет состояние экономики и ее субъектов. В зависимости от течения дел оно может быть на микроуровне или макроуровне. Финансовое состояние является первостепенным показателем эффективности рынка.
В мировой экономике рассматривается только макроуровень. Он определяется следующими показателями: прибыль и расходы, дефицит бюджета, долги, сальдо баланса, процентные ставки, инфляция, курс валют, масса капитала, объем ценных бумаг и сбережений.
На сегодняшний день принято различать пять функций финансового рынка:
- увеличение скорости централизации и концентрации капитала;
- перераспределение бюджетных средств;
- снижение циклов торговли;
- экономия обращения;
- поддержка непрерывного процесса воспроизводства.
Инструментами биржевого сектора являются задокументированные денежные обязательства субъектов, оформленные в соответствии с текущим законодательством. В настоящий момент в мировой экономике распространена практика слияния различных посредников для однотипных операций. Развитие сотрудничества способствовало появлению таких финансовых инструментов, как векселя, акции, чеки, расписки, облигации, полисы, закладные, сертификаты и пр.
Государственное регулирование рынка
Эта экономическая процедура представляет собой одну из важнейших задач внутренней политики страны. Только грамотный и своевременный контроль за финансовыми рынками позволит обеспечить их успешное процветание.
Государственное регулирование рынка экономики условно можно разделить на две модели. Первая называется доминирующей. Она предполагает господство органов государственной власти над всей экономической структурой страны, оставляя лишь незначительную часть полномочий предприятиям и организациям. Вторая модель основывается на саморегулировании рынка. Здесь все главные функции по налаживанию экономической ситуации отдаются в руки организаций. Власти страны лишь контролируют течение дел и имеют право вмешаться в нужный момент. Такие методы государственного регулирования позволяют упорядочить деятельности отдельных участков рынка. Кроме этого, структурируются и операции организаций, на которые им хватает полномочий.
Государственное регулирование финансового рынка должно включать следующие пункты:
- выполнение только в соответствии с законодательством;
- отсутствие монополии;
- обязательное лицензирование деятельности;
- контроль транзакций посредников;
- защита прав и интересов инвесторов и кредиторов.
Основные задачи и механизм регулирования
В случае упадка экономики государство должно взять на себя ответственность за нормализацию финансового сектора в стране. Механизм регулирования рынка преследует следующие цели:
- Обеспечение эффективной деятельности финансового сектора за счет его развития и повышения конкурентоспособности.2. Снижение вероятности рисков к минимуму, чтобы исключить возможность банкротства фондового и кредитного рынков.
- Контроль за инфраструктурой финансового сектора (коммерческие фонды и банки, страховые организации и т.д.).
Регулирование рынка в РФ
Случившийся несколько лет назад международный банковский кризис заставил ведущие страны мира задуматься над процессами стабилизации финансового сектора. Сегодня биржи очень нестабильны, поэтому со стороны властей нужен надлежащий контроль и четкий алгоритм действий.
Государственное регулирование рынка России может осуществляться сразу несколькими структурами:
- ФС по занятости и труду. Данной федеральной службой осуществляется лицензирование организаций, разработка финансовых инструментов и контроль за состоянием рынка.
- ФС по финансам. Этой службой проводится регистрация транзакций и проверка их законного соблюдения.3. ФС по страхованию. Осуществляет такие методы государственного регулирования, как контроль за состоянием клиентов и выдача лицензий начинающим компаниям.
- Центробанк. Устанавливает правила ведения финансовых транзакций. Контролирует все виды валютных и кредитных операций.
Гарант финансовых инвестиций
Государственное регулирование рынка, помимо стабилизации экономической ситуации, преследует еще одну немаловажную цель – защиту вложений. Согласно соответствующему закону Правительства РФ, инвесторам не стоит беспокоиться о своих накопленных средствах.
В момент регулирования рынка инвестор вправе запросить любую информацию, касающуюся его ценных бумаг и состояния его капитала. Центробанк гарантирует сохранность вложенных средств.
Жалобами инвесторов занимаются органы федеральной власти.
Функции государства в современной рыночной экономике и методы ее регулирования
Гос. регулирование экономики представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хоз. субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения др. инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.
Причины гос. вмешательства в экономику. По мере развития раночных хозяйств возникли и обострились эконом. и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Возникла необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали общегосударственной эконом. политики.
Степень гос. вмешательства в экономику неодинакова в различных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство активнее влияет на эконом. процессы, чем в США. В каждой стране сложилась своя модель госрегулирования. Так, в США преобладают налогово-бюджетные методы при небольших размерах собственности. Для Западной Европы характерно сочетание высокой доли гос. расходов в ВВП с наличием значительного госсектора, прежде всего в финансовой сфере и отраслях инфраструктуры и т. д.
Гос. регулирование экономики решает различные задачи: стимулирование эконом. роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержание внешнеэкономического равновесия путем активизации или сдерживания экспорта либо импорта разных товаров или капитала.
Функции гос. регулирования. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели — блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Эконом. функции современного государства:
1. Стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного эконом. роста. Государство для сглаживания циклических колебаний в период спада экономики проводит политику активизации всех хоз. процессов, а в период ее подъема стремится сдерживать деловую активность.
2. Обеспечение занятости. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Обязанностью государства становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их. Поэтому государство создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.
3. Регулирование цен. Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. Зачастую государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителям социально значимых товаров, устанавливает так называемые лимитные цены и т. д.
4. Создание правовой основы. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д. Для контроля над соблюдением законов создаются специальные органы.
5. Распределение ресурсов. Рыночные механизмы не обеспечивают рационального, с общественной точки зрения, распределения ресурсов. В этих случаях государство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования про-ва общественных благ или непосредственного управления их про-вом.
6. Регулирование рынка труда. Для обеспечения социальной стабильности в обществе государством принимаются меры по упорядочению и регулированию миграционных потоков, систематически анализируется состояние социально-трудовой сферы, разрабатываются социальные программы содействия занятости и т.д.
7. Обеспечение соц. защиты. В обществе есть люди неимущие, нетрудоспособные (дети, люди преклонного возраста, инвалиды), безработные и т. д. Государство гарантирует минимум зарплаты, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, и т.д.
8. Сохранение и улучшение окружающей среды. В рыночной экономике государство является главным гарантом сохранения и улучшения окружающей среды. Оно призвано производить экспертизу проектов строительства новых предприятий на их экологическую безопасность, запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей и т. д.
9. Региональная политика. Государство проводит региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику истор., национальных, демографических и прочих нерыночных факторов.
10. Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы и многое другое.
Перечень функций этим не исчерпывается. Государство осуществляет антимонопольную политику. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований про-ва, решение вопросов фундаментальной науки, про-во общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства про-вам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль внешнеэкономической деятельности и многие другие.
Но если государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, — продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых про-вах, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура про-ва, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа.
Методы гос. регулирования рыночной экономики.Государство выполняет свои функции, применяя различные методы. Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через: 1) свои расходы, 2) налогообложение, 3) регулирование, 4) гос. предпринимательство.
Гос. расходы влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение, трансфертные платежи: пособия (по безработице, по нетрудоспособности, на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн.
Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капитала за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии нац. экономики.
Гос. регулирование способствует формированию хоз. связей и пропорций, координированию эконом. процессов и увязке частных и общественных интересов. Гос. регулирование осущестляется в различных формах – законодательной, налоговой, кредитной, субвенционной. Законодательная форма: принимаются спец. законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, препятствующие развитию монополий, установлению непомерно высоких цен. Налоговая и кредитная формы: использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем про-ва. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение про-ва, на инвестиционные решения. Субвенционная форма: предоставление гос. субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям (сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт).
Гос. предпринимательство, как правило, осуществляется в областях, в которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или же в которых требуются огромные инвестиции и риск. Гос. предприятия занимают существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь.
В условиях рынка гос. регулирование экономики —целенаправленное воздействие правительства на отдельные сегменты рынка с помощью микро- и макроэкономических регуляторов с целью обеспечения равновесного роста всей экономики.
Методы прямого регулирования сводятся к административному воздействию на деятельность субъектов хозяйствования. Это различные формы безвозвратного целевого финансирования отдельных секторов экономики, регионов и фирм в виде субсидирования негосударственных предприятий; гос. инвестиции в отдельные отрасли также является формой прямого регулирования и т.д.
Методы косвенного регулирования предполагают, что государство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии эконом. решений субъекты экономики тяготели к вариантам, соответствующим эконом. целям государства. Вместе с тем при косвенном регулировании неизбежны временные лаги между принятием государством эконом. решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и коночными эконом. результатами.
Исходя из организационно-институциональных особенностей применяемых государством регуляторов, методы государственного регулирования можно разделить на правовые, административные, экономические. Достижение целей эконом. политики государства требует комплексного использования всех методов и способов гос. воздействия на экономику.
Функции рынка;
Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций:
Регулирующая функция. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена — это сигнал к расширению производства, падает — это сигнал к сокращению. В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», о которой писал еще А. Смит, но и государственными рычагами. Однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность экономики. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике.
Рынок выполняет стимулирующую функцию. Посредством цен он стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.
Следующей функцией рынка является информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестветех товаров и услуг, которые на него поставляются. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
Посредническая функция рынка заключается в том, что в нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
Рынок выполняет санирующую функцию. Он очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.
Через социальную функцию рынок дифференцирует производителей. Он предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике, что не могло быть достигнутав условиях тотального огосударствления.
В литературе выделяют еще и такие функции рынка: активизация экономических интересов, повышение восприимчивости экономики к научно-техническому прогрессу, сведение производительных сил в единую систему, стимулирование эффективности экономической деятельности, зависимость производства от потребительского спроса, создание условий для эффективной кооперации труда.
Подчас рынок не справляется со своими задачами, т.е. не реализует некоторые из своих функций, и рыночный механизм саморегуляции допускает сбои. Экономисты обычно выделяют шесть наиболее общих случаев несостоятельности рынка:
· неравномерность развития рыночной экономики;
· незаинтересованность в производстве «общественных благ»;
· возникновение «внешних эффектов»;
· отсутствие необходимой, объективной информации;
· неравномерное распределение доходов.
Рыночная экономика имеет циклический характер развития, что обусловлено объективными причинами, Это делает неизбежным наступление экономического спада, который связан не только с экономическими трудностями, но и ростом социальной напряженности в обществе. Кроме того, чрезмерный экономический подъем также может вызвать многочисленные проблемы, разрешить которые рыночный механизм часто бывает не в состоянии.
В условиях рыночной экономики производители либо вообще не заинтересованы в производстве так называемых «общественных благ», которые являются для потребителей бесплатными, либо не могут их предложить в необходимом для общества объеме. Так, к общественным благам относятся национальная оборона, обеспечение общественного порядка, контроль за состоянием окружающей среды, образование и т.д. Все эти товары объединяет два важных свойства. Во-первых, они потребляются многими людьми без ущерба друг для друга, и при их потреблении они не конкурируют между собой.
Во-вторых, общественные блага обладают свойством неисключаемости из потребления. Например, производство такого блага как национальная оборона, обеспечивает одинаковую безопасность всем гражданам данной страны, и исключить кого-либо из его потребления практически невозможно. Поскольку потребители могут беспрепятственно пользоваться общественным благом, у них нет стимула покупать и оплачивать его производство.
Несостоятельность рынка обнаруживается также при появлении «внешних» (экстернальных) эффектов – воздействии производства товаров и услуг на лиц, которые не участвуют ни в их продаже, ни в покупке. Например, фирма, производящая химическую продукцию и загрязняющая окружающую среду, наносит вред здоровью проживающему вокруг населению. Этот внешний, экстернальный эффект, не отражается в рыночной цене производимой продукции. Поэтому цены не будут выполнять в этом случае роль индикатора действительной ценности, что приведет к неэффективной аллокации ресурсов на рынке, т.е. рыночной несостоятельности. Препятствием к отражению в ценах экстернальных эффектов являются либо неопределенность прав собственности, либо высокие трансакционные издержки – издержки по ведению переговоров и заключению сделки между контрагентами. Так при загрязнении окружающей среды население, страдающее от него, из-за отсутствия прав собственности не могут потребовать с «виновника» компенсации за нанесенный ущерб и их потери не будут отражены в цене произведенной продукции. В результате данного блага будет создано больше, чем требуется с точки зрения всего общества (при учете всех издержек).
Экономические субъекты, действующие на рынке, не всегда располагают объективной, доброкачественной информацией. Если их действия будут основаны на такой информации, то на рынке, где всегда существует ситуация неопределенности, неизбежно возникнут отклонения в ценах. Причина этого состоит в том, что сделки заключаются часто в условиях ассиметричной информации. Такого рода явления принято обозначать как интернальные эффекты.Интерналии – это издержки или выгоды, получаемые участниками данной сделки, которые не были оговорены при заключении последней. Примерами интерналий является ущерб, который несет покупатель от потребления товара, оказавшегося некачественным; выигрыш фирмы от повышения квалификации рабочего за счет его самообучения и т.д. Источником возникновения интерналий являются затраты на получение информации, которые могут оказаться выше ожидаемого выигрыша от заключения сделки. Присутствие интерналий не позволяет участникам сделки получить ту ценность, на которую они рассчитывали, осуществляя свои затраты, что приведет к неэффективной аллокации ресурсов.
Рынок работает хорошо только тогда, когда на нем существует конкуренция, и начинает давать сбои, если образуются монополии. Последние имеют возможность ограничивать объем продаж и поднимать цену, не считаясь не с конкурентами, ни с потребителями. Эта проблема особенно актуальна для России, где происходит формирование рыночного механизма и конкурентной среды. В большинстве отраслей промышленности 80% (а иногда и больше) выпускается одним-двумя предприятиями.
Рынок предполагает такое распределение доходов, которое не отвечает принципам социальной справедливости и порождает неравенство доходов населения.
Все перечисленные случаи несостоятельности рыночного механизма делают необходимым государственное вмешательство в экономику. В Германии после второй мировой войны была принята доктрина «социальной рыночной экономики», которая затем последовательно реализовывалась. Она базируется на экономической концепции А. Мюллера-Армака и Л. Эрхарда, согласно которой задачей государства является объединение «принципа свободы рынка с социальным равенством». Для этого оно должно гарантировать конкурентные отношения, а также заботится о достижении социально-политических целей.