Expresspool.ru

Финансовый журнал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Распространитель информации на рынке ценных бумаг

Система раскрытия инф-ии на рос рцб

Роль информации для инвесторов сложно переоценить. Информация — основной фактор принятия инвестиционного решения. Основным принципом раскрытия является одновременное раскрытие информации всем пользователям. Менеджмент компании должен самым тщательным образом оценивать, что и когда раскрывать.

Информационный поток необходимо тщательно планировать, учитывая то, что в случае возникновения факта, который существен для инвестора, затягивать с его раскрытием нельзя, кроме исключительных случаев, когда данная публикация может повредить бизнесу компании

В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» под раскрытием информации понимается «обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение».

Раскрытой информацией на РЦБ признается информация, в отношении которой проведены действия по раскрытию.

Общедоступной информацией на РЦБ признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с настоящим федеральным законом.

Важнейшие звенья Федеральной системы раскрытия информации:

ФСФР РФ – главный регулятор фин.-эк., отношений, отношений по раскрытию информации.

Фед.Комиссия по РЦБ – ежеквартально в срок не позднее 30 кал.дней после окончания каждого квартала, центр.депозитарий предоставляет информацию в форме отчетов, содержащих сведения о лицах, раскрывших информацию.

Центр.депозитарий-сбор информации о фондовом рынке, в т.ч. информацию подлежащею раскрытию.

Информация, предоставленная в ФКЦБ признается раскрытой для применения положений ФЗ о РЦБ. Если эмитент предоставил информацию в центр.депозитарий, это не освобождает его от обязанности ее опубликования.

Ассоциация распространителей финансово-экономической информации (АРФЭИ)- которая объединяет информационные структуры и торговые площадки, играющие ведущую роль на рынке финансово-экономической информации.

Распространители информации на рынке ценных бумаг— информационные агентства, уполномоченные ФСФР РФ осуществлять функции по раскрытию информации на рынке ценных бумаг. В рамках агентств создаются о поддерживаются системы раскрытия информации на РЦБ, которая аккумулирует в себе всю актуальную информацию о компаниях-эмитентах, зарегистрированных на территории России, включая ежеквартальные отчёты и существенные события эмитентов, информацию о выпусках ценных бумаг, списки аффилированных лиц и другие сведения. Данные в систему поступают непосредственно от ФСФР России, ее региональных отделений, компаний-эмитентов. Система обычно состоит из след. разделов:

1. Информационно-поисковая система

2. Лента новостей

3. Страницы эмитентов

5. «Фондовый вестник»

Саморегулируемая организация Национальная фондовая ассоциация (СРО НФА) реализует Программу раскрытия информации профессиональных участников российского рынка ценных бумаг. Программа инициирована регулятором российского финансового рынка – Федеральной Службой по финансовому рынку (ФС ФР России) и заключается в раскрытии информации об итогах деятельности на рынке ценных бумаг финансовых организаций — членов СРО НФА для всех участников рынка, их партнеров и клиентов (инвесторов), а также третьих лиц.

Программа служит повышению открытости инвестиционной деятельности участников рынка. В ее рамках сформирована Система раскрытия информации, которая представляет собой Систему рэнкингов российских инвестиционных банков.

Система включает в себя блоки показателей, рассчитанных на базе отчетности, предоставляемой профессиональными участниками фондового рынка в ФС ФР России, что обеспечивает уникальность рэнкингов благодаря абсолютной достоверности используемых данных.

Рэнкинг (от англ. «to rank» — ранжировать) — это список компаний, который можно упорядочить по любому из имеющихся ранжирующих показателей. Отличительная черта рэнкингов — это объективность, независимость результата и возможность отранжировать исходный список по интересующему ранжирующему показателю.

ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ, ИСХОДЯЩЕЙ ОТ ЭМИТЕНТА

В российских компаниях разделение ответственности за раскрытие информации осуществляется следующим образом: маркетинговая информация, как правило, является инструментом PR-департамента, а биржевая — IR-(отдел по связям с инвесторами) и корпоративного секретаря. Порядок раскрытия информации обычно регламентируется формационной политикой.

Под маркетинговой информацией понимаются новости о запуске новых продуктов и услуг, назначении менеджеров ниже одного уровня после главы компании, об открытии филиалов и т. д. Обычно данная информация не является критичной для принятия инвестиционного решения, и поэтому форма ее раскрытия определяется пиарщиками, а целевая аудитория представляет собой местную, неделовую прессу, потребителей, клиентов, партнеров и т. п.

Биржевая информация является фактором принятия инвестиционного решения. Это могут быть финансовые результаты, изменение структуры собственности, приобретение активов, заключение стратегических соглашений, действия эмитента на рынках капитала. Анализ целесообразности раскрытия прочей информации в отношении фактов (в том числе негативного характера, например предъявление налоговых претензий, существенное списание, понесение больших затрат), способных оказать влияние на динамику котировок, — компетенция менеджмента компании, который должен оценить, является ли та или иная информация биржевой, т. е. существенной для принятия инвестиционного решения.

Любая информация, определенная менеджментом эмитента как чувствительная для фондового рынка, должна быть раскрыта в форме пресс-релиза на русском и английском языках. Русскоязычная версия пресс-релиза рассылается по базе журналистов и размещается на корпоративном сайте эмитента. Пресс-релиз на английском языке должен быть в первую очередь опубликован через авторизованный канал раскрытия информации (Business Wire, Metro и т. д., договор с ними может быть заключен напрямую или через IR-консультантов). Одновременно с этим осуществляется рассылка по базе инвесторов и размещение на корпоративном сайте эмитента в Интернете. Это и есть публичное раскрытие информации.

Раскрытая таким образом информация может быть использована в корпоративной презентации эмитента, годовом отчете, при встречах с инвесторами, в интервью, публичных выступлениях. Главной задачей менеджмента является недопущение селективного раскрытия информации в виде так называемых «сливов» в прессу, комментариев на тему еще не раскрытой публично информации, в том числе во время личных встреч с инвесторами.

Как показывает практика, достаточно часто происходят нарушения требований по раскрытию информации на финансовом рынке. Рассмотрим некоторые из них.

Нарушение сроков раскрытия информации. Положение регламентирует сроки раскрытия той или иной информации. Так, например, опубликование сообщения о существенном факте должно осуществляться в лен­те новостей не позднее 1 дня с момента наступления существенного факта, на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с момента наступления существенного факта. Нарушение сроков раскрытия информации мо­жет происходить в связи со сложностями, которые возникают непосредственно на этапе подготовки документов, которые необходимо раскрывать, а именно, неоднозначность трактовки некоторых формулировок нормативных правовых актов, отсутствие необходимой подготовки лиц, участвующих в составлении документа.

Нередко обязательства по раскрытию информации не выполняются вообще. Нарушения вышеуказанных требований могут происходит в том числе и по следующим основаниям:

• несмотря на то, что с каждым годом количество пользователей сети Интернет увеличивается, для некоторых Обществ поддержка собственного сайта в сети Интернет является слишком затратной процедурой. Кроме того, для раскрытия указанной информации необходимы не только технические возможности, но и определенные ресурсы для подготовки документов, подлежащих раскрытию, в частности, годового отчета или списка аффилированных лиц;

• некоторые эмитенты не осведомлены о своих обязательствах по раскрытию информации.

ЦЕНТР РАСКРЫТИЯ

«Интерфакс», выполняя функции уполномоченного распространителя информации на рынке ценных бумаг, с 2003 года осуществляет раскрытие информации эмитентов эмиссионных ценных бумаг.

Раскрытие оперативной информации и документов компаний производится через специализированный общедоступный информационный ресурс – Центр раскрытия корпоративной информации www.e-disclosure.ru, включающий Ленту новостей, которая распространяется как через Интернет, так и через системы доставки информации «Интерфакса», и страницы эмитентов, на которых ими размещаются все обязательные для опубликования документы.

С 1 марта 2008 года наличие договора между субъектом раскрытия информации и уполномоченным агентством является обязательным условием для раскрытия информации в Ленте новостей и на сайте агентства.

Читать еще:  Заработать на бирже

В настоящее время услуга по раскрытию информации на сайте и в Ленте новостей «Интерфакса» оказывается комплексно, на основании договора публичной оферты.

Как заключить договор публичной оферты:

  • подтвердите согласие с офертой, нажав кнопку «Да, принять условия» при регистрации или авторизации (входе в Личный кабинет) на нашем сайте. Не забудьте также ввести ваш КПП – он потребуется для выставления счета;
  • оплатите счет за регистрацию (перерегистрацию), который вы получите по электронной почте.

Оплата регистрационного сбора позволит вам раскрывать информацию в течение всего периода действия договора без внесения дополнительных платежей.

Дополнительные услуги (например, использование «Единого окна» для направления корпоративных действий в НРД, автоматическое уведомление биржи или ускоренная публикация сообщений в течение 15 минут) оказываются агентством «Интерфакс» в рамках отдельных договоров.

Также обратите внимание на следующие моменты:

  • в связи с тем, что признаком акцепта оферты является платеж по ней, закрывающие бухгалтерские документы формируются датой, следующей за датой поступления платежа от клиента;
  • платежи третьих лиц за услуги, оказываемые эмитенту по договору-оферте, не принимаются;
  • условия публичной оферты одинаковы для любого клиента.

Раскрытие в Ленте новостей

Необходимость раскрывать информацию в Ленте новостей уполномоченного информационного агентства обусловлена требованиями законодательства РФ, а именно:

  • для эмитентов ценных бумаг — требованиями Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П). Устанавливая необходимость раскрытия информации в Ленте новостей и Интернет, Банк России использует свое законное право определять состав, порядок и сроки раскрытия информации, в соответствии с п. 26 ст. 30 ФЗ «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ и ст. 92 ФЗ «Об акционерных обществах» №208-ФЗ.
    • Лента новостей уполномоченного информационного агентства как один из каналов раскрытия информации была введена первой редакцией Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденной Постановлением ФКЦБ России №03-32/пс от 02.07.2003. Последующие редакции Положения о раскрытии информации эмитентами сохраняли эту норму практически в неизменном виде.
    • Согласно п. 1.12 действующей редакции Положения о раскрытии информации эмитентами в случае, когда информация должна быть раскрыта путем опубликования в ленте новостей, раскрытие такой информации иными способами до момента ее публикации в ленте новостей не допускается. Такая информация не является общедоступной и ее использование влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
    • Положение, таким образом, особо выделяет один из способов раскрытия информации — опубликование в Ленте новостей, отдавая ему приоритет, и запрещает эмитенту публиковать информацию ЛЮБЫМ способом до момента ее раскрытия в Ленте новостей. Такой подход основан на признании ленты наиболее оперативным способом раскрытия информации, доступным для заинтересованных лиц.
    • Через ленту новостей наиболее широкий и подготовленный круг инвесторов получает информацию одновременно, что не позволяет использовать такую информацию в качестве инсайдерской.
  • для акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов — требованиями Приказа ФСФР России №05-23/пз-н от 22.06.2005;
  • для лиц, приобретающим крупные пакеты акций, допущенных к торгам на бирже — требованиями Положения Банка России от 05.07.2015 № 477-П;
  • для депозитариев, осуществляющих обязательное централизованное хранение ценных бумаг — требованиями Приказа ФСФР России №13-29/пз-н от 16.04.2013;
  • для представителей владельцев облигаций — требованиями Положения Банка России от 29.10.2014 № 439-П.

Порядок раскрытия сообщений в Ленте новостей определяется Техническими условиями осуществления ООО «Интерфакс — ЦРКИ» действий по раскрытию информации о ценных бумагах и об иных финансовых инструментах, согласованными с Банком России — в соответствии с п. 2.12 Положения об аккредитации информационных агентств, которые проводят действия по раскрытию информации о ценных бумагах и об иных финансовых инструментах (утв. Банком России 13.10.2014 № 435-П).

Раскрытие в сети Интернет

В соответствии с п.2.5. Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг № 454-П, эмитент обязан опубликовать раскрываемую информацию, помимо Ленты новостей, также и в сети Интернет, и обеспечить к ней свободный доступ. При этом с 1 сентября 2012 года эмитент обязан использовать при публикации в сети Интернет страницу, предоставляемую уполномоченным распространителем информации.

Соответственно, теперь на страницах уполномоченных агентств можно найти полный спектр документов любого эмитента ценных бумаг, обязанного раскрывать информацию.

При заключении договора с агентством «Интерфакс» эмитент имеет возможность в режиме online управлять содержанием своей страницы через систему удаленного доступа (личный кабинет), для чего требуется доступ в Интернет и браузер (Internet Explorer, Mozilla FireFox или Google Chrome). С помощью системы удаленного доступа документы, раскрываемые эмитентами, становятся доступны неограниченному кругу лиц практически мгновенно. При необходимости эмитент может самостоятельно удалить документ или разместить его заново, а случайно удаленный документ — восстановить с сохранением первоначальной даты загрузки.

Кроме того, сайт Центра раскрытия корпоративной информации Интерфакса www.e-disclosure.ru зарегистрирован в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-50063 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 29 мая 2012 года). Это позволяет нашим клиентам, обязанным раскрывать дополнительную информацию в электронных СМИ, выполнять требования законодательства, размещая информацию на нашем сайте. Например, требования раскрывать информацию в электронных СМИ предъявляются к субъектам рынка электроэнергии согласно Постановлению Правительства РФ от 21.01.2004 г. №24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии».

Что нужно сделать, чтобы начать раскрывать информацию в Ленте новостей и на странице в сети Интернет?

Чтобы начать раскрытие информации через «Интерфакс»:

  • Ознакомьтесь с Техническими условиями;
  • Зарегистрируйтесь — заполните Идентификационный бланк. Для этого необходимо перейти по ссылке «Регистрация», которая располагается в верхней части страницы. С методическими рекомендациями по заполнению полей Идентификационного бланка можно ознакомиться здесь же, кликнув по ссылке «Рекомендации по заполнению» в верхней части страницы с бланком.
  • Приложите скан-копии и направьте в Интерфакс подтверждающие документы — в частности, потребуется доверенность на контактное лицо.
  • Ознакомьтесь и примите условия публичной оферты Интерфакса после заполнения анкеты и нажатия кнопки «Отправить».
  • В течение 7 рабочих дней с момента заполнения Идентификационного бланка и предоставления Интерфаксу подтверждающих документов вы получите уведомление об успешном прохождении процедуры регистрации, либо основание, по которому ваше регистрация не может быть осуществлена.
  • Уведомление о регистрации будет содержать пароль для доступа к Личному кабинету. В качестве логина необходимо использовать свой ИНН.
  • После оплаты счета за регистрацию вы получите полный доступ к размещению информации в сети Интернет.
  • С 1 февраля 2017 года вся раскрываемая информация должна быть подписана квалифицированной электронной подписью.

Вся информация для опубликования направляется только через Личный кабинет на нашем сайте. Чтобы войти в Личный кабинет, нажмите «ВХОД» в верхней части страницы сайта и введите в соответствующие поля имя (ИНН) и пароль, полученный от Интерфакса.

При отправке сообщения в ленту новостей в течение 1 часа после отправки сообщения на электронный адрес контактного лица придет подтверждение публикации сообщения или отказ от приема сообщения с указанием причины отказа. При размещении документов в сети Интернет загруженные вами файлы станут доступны для всех заинтересованных лиц сразу же после сохранения.

Подробная инструкция по использованию Личного кабинета размещена в разделе «Помощь» Личного кабинета.

Читать еще:  Биржа в интернете

Пожалуйста, обратите внимание, что корректная работа системы обеспечивается только при использовании браузеров Inetrnet Explorer (версии 10.0 и выше), Mozilla Firefox (версии 30 и выше), Google Chrome (версии 50 и выше).

Уполномоченные информационные агентства: история вопроса

В марте 2001 года согласно распоряжению Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) №187-р был проведен открытый конкурс на право участия в оказании услуг по публичному предоставлению информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг. В соответствии с решением Конкурсной комиссии ФКЦБ России, принятым 26 апреля 2001 года, победителями в проведенном открытом конкурсе были признаны ЗАО «Интерфакс» и ЗАО «АК&М». Победители конкурса приобрели право на заключение договора с ФКЦБ России об оказании услуг по публичному предоставлению информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг, и приобрели статус Уполномоченных организаций по обработке и обеспечению публичного доступа к информации.

Поскольку в 2006 году срок действия аккредитации уполномоченных агентств истек, Приказом ФСФР России от 21.08.2006 №06-135/пз была создана комиссия по отбору организаций, осуществляющих распространение информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг. В результате было отобрано пять уполномоченных агентств, с которыми 16 февраля 2007 года ФСФР России заключила Соглашения о распространении информации, это агентства: ЗАО «Интерфакс», ЗАО «АК&М», АНО «АЗИПИ», ЗАО «Прайм-ТАСС» и ЗАО «СКРИН».

9 февраля 2015 года вступило в силу новое «Положение об аккредитации информационных агентств, которые проводят действия по раскрытию информации о ценных бумагах и об иных финансовых инструментах», утвержденное Банком России 13 октября 2014 года N 435-П. Согласно этому Положению, до 9 февраля 2016 года все уполномоченные агентства должны были пройти аккредитацию по новым правилам.

23 сентября 2015 года агентство «Интерфакс» одним из первых получило аккредитацию Банка России — в соответствии с новыми правилами — на проведение действий по раскрытию информации о ценных бумагах и об иных финансовых инструментах.

В 2016 году в связи с необходимостью приведения своей деятельности в соответствие с законодательством, регулирующим деятельность СМИ, «Интерфакс» выделил направление, связанное с раскрытием информации на рынке ценных бумаг, в отдельное юридическое лицо — Общество с ограниченной ответственностью «Интерфакс – Центр раскрытия корпоративной информации» (ООО «Интерфакс — ЦРКИ», создано в результате реорганизации ЗАО «Интерфакс» путем выделения). Решением Банка России от 27 октября 2016 г. № РБ-52-5/1557 ООО «Интерфакс – ЦРКИ» аккредитовано на проведение действий по раскрытию информации о ценных бумагах и об иных финансовых инструментах.

Новое регулирование раскрытия информации на рынке ценных бумаг

1. Общие положения

Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России) от 4 октября 2011 г. N 11-46/пз-н (Приказ) утверждено новое Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее – «Положение»).

Новое Положение существенно детализирует и уточняет порядок раскрытия информации, что должно снизить вероятность неправильного толкования требований к раскрытию информации, и впоследствии уменьшить риски эмитентов, связанные с ответственностью за нераскрытие информации, раскрытие информации не в полном объеме или нарушение порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Изменения в Положение призваны облегчить процедуру раскрытия информации, прежде всего, для тех эмитентов, ценные бумаги которых не включены в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, и которые не являются организациями, предоставившими обеспечение по облигациям, которые включены в подобный список.

Также нововведением Положения стало детальное регламентирование процедуры раскрытия информации в случае допуска ценных бумаг иностранного эмитента к публичному размещению и обращению в Российской Федерации.

Отдельные нормы Положения, а именно нормы, устанавливающие требования к размещению информации в Интернете, а также отменяющие необходимость представления в регистрирующий орган ежеквартальных отчетов для некоторых категорий эмитентов, вступают в силу с 1 сентября 2012 года.

2. Основные изменения

2.1. Раскрытие информации в сети Интернет

Одним из заметных изменений стало следующее. В соответствии со старым Положением, в целях опубликования информации в сети Интернет (за исключением публикации в ленте новостей) эмитент был вправе использовать любой сайт в сети. С 1 сентября 2012 г. такая информация должна размещаться эмитентом на интернет-странице, предоставляемой одним из распространителей информации на рынке ценных бумаг.

В дополнение к указанному выше порядку раскрытия информации в сети Интернет те эмитенты, ценные бумаги которых включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам на организаторе торговли на рынке ценных бумаг, обязаны публиковать такую информацию на собственной странице в сети Интернет (при этом эмитент должен являться правообладателем домена).

2.2. Ежеквартальный и годовой отчеты

Новое Положение изменяет и порядок раскрытия информации в форме ежеквартального отчета. В соответствии со старым Положением ежеквартальный отчет подлежит опубликованию в сети Интернет и должен быть предоставлен эмитентом в регистрирующий орган. С 1 сентября 2012 года обязанность по предоставлению ежеквартальных отчетов в регистрирующий орган распространяется лишь на эмитентов облигаций с ипотечным покрытием. Иные эмитенты будут освобождены от данной обязанности.

Положение устанавливает перечень информации, которая может не включаться в ежеквартальный отчет эмитентами, ценные бумаги которых не включены в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, и которые не являются организациями, предоставившими обеспечение по облигациям, которые включены в подобный список. Так, в ежеквартальный отчет может не включаться информация: о показателях и результатах финансово-экономической деятельности, о рыночной капитализации, о ликвидности, достаточности капитала и оборотных средств, о кредиторской и дебиторской задолженности, об основной хозяйственной деятельности и её результатах, о поставщиках, о финансовых вложениях, а также сведения касающиеся экспорта.

Более подробно регулируется и содержание годового отчета. Например, годовой отчет акционерного общества, ценные бумаги которого прошли листинг, должен содержать объяснения причин, по которым все или отдельные рекомендации Кодекса корпоративного поведения не соблюдаются данным обществом.

2.3. Требования к содержанию проспекта ценных бумаг

Изменениям подверглись требования к содержанию проспекта ценных бумаг. Так, Сведения об оценщиках, привлекаемых для определения рыночной стоимости имущества, должны указываться не только в разделе «Сведения об оценщике эмитента», но и в разделе «Порядок и условия оплаты размещаемых эмиссионных ценных бумаг».

Кроме того, если лицом, предоставляющим обеспечение по облигациям эмитента, является иностранная организация, в ежеквартальный отчет и в проспект ценных бумаг должна включаться бухгалтерская (финансовая) отчетность и (или) сводная бухгалтерская (консолидированная финансовая) отчетность такой иностранной организации, составленная в соответствии с МСФО или иными международными правилами финансовой отчетности.

2.4. Сообщения о существенных фактах

В Положении в значительной степени детализированы требования к содержанию сообщений о существенных фактах, что должно способствовать упрощению раскрытия информации в данной форме.

В старом Положении такие требования устанавливались в образцах лишь некоторых сообщений, содержавшихся в Приложениях к Положению. В структуре нового акта Приложением № 1 установлена единая форма для сообщений о существенных фактах и иных сообщений, публикуемых в соответствии с Положением, однако появляется новый раздел «6.2. Содержание сообщений о существенных фактах». Нормами данного раздела в отношении каждого существенного факта устанавливается основание, в силу которого необходимо раскрытие информации в форме сообщения о существенном факте, состав информации, которая должна быть указана в сообщении, а также момент наступления существенного факта.

Положением также изменен срок, в течение которого текст сообщения о существенном факте должен быть доступен на Интернет-сайте. В соответствии с утрачивающим силу Положением, такой срок составляет 6 месяцев с даты его опубликования в сети Интернет либо с даты истечения срока, установленного для опубликования сообщения в сети Интернет. Теперь данный срок увеличится до 12 месяцев.

Читать еще:  Виды доходов от ценных бумаг

2.5. Требования к оформлению документов, представляемых в ФСФР России

Копии сообщений о существенном факте, копии зарегистрированных решения эмитента в процессе эмиссии, а также копии иных документов, для которых предусмотрено обязательное раскрытие, по общему правилу, должны заверяться в обязательном порядке не только подписью уполномоченного лица, но и печатью эмитента.

2.6. Требования к раскрытию годовой отчетности

Если ранее годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО подлежала раскрытию в Интернете в течение 2 дней с момента составления протокола годового общего собрания, то теперь этот срок исчисляется с даты составления (истечения срока представления) отчетности, а если она подлежит обязательному аудиту — с даты составления аудиторского заключения.

3. Предполагаемые сроки вступления в силу

4 октября 2011 г. Положение утверждено Приказом ФСФР России N 11-46/пз-н, а 1 декабря 2011 г. — зарегистрировано в Минюсте РФ. В соответствии с пунктом 3 указанного Приказа Положение вступит в силу спустя 10 дней с момента его официального опубликования, за исключением указанных выше положений, вступающих в силу с 1 сентября 2012 г. Источниками официального опубликования для Положения могут служить: «Российская газета» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Проблема раскрытия информации на российском рынке ценных бумаг

экономические науки

  • Нугуманова Лиана Малавиевна , студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • СИСТЕМА РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ
  • ИНФОРМАЦИЯ
  • РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
  • ФОНДОВЫЙ РЫНОК
  • ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Похожие материалы

Ключевую роль в развитии рыночной экономики современного государства, несомненно, играет фондовый рынок. Он позволяет правительствам и предприятиям расширять круг источников финансирования, не ограничиваясь самофинансированием и банковскими кредитами. Потенциальные инвесторы в свою очередь с помощью рынка ценных бумаг получают возможность вкладывать свои сбережения в более широкий круг финансовых инструментов, тем самым получая большие возможности для выбора.

Информационную инфраструктуру рынка ценных бумаг можно определить как систему, включающую источников информации, ее пользователей и каналы распространения и обмена информацией. Основная цель функционирования инфраструктуры – информационное обслуживание ее пользователей.

Система раскрытия информации необходима для того, чтобы участники рынка были информированы о действия друг друга, чтобы они принимали решения, основываясь на своих оценках реальных факторов, а не опираясь на догадки, слухи и домыслы. Инвестор, который не получит подробной и точной информации о том, на какие цели его деньги будут потрачены, каковы финансовые успехи и промахи объекта его предполагаемых инвестиций, отдаст их туда, где от него не скрывают информацию, а, наоборот, предоставляют ее для того, чтобы он принимал адекватные ситуации решения. Нет раскрытия информации – нет инвестиций. Поэтому создание системы раскрытия информации жизненно важно как для оживления внутреннего инвестиционного климата, так и для повышения привлекательности российского рынка ценных бумаг для иностранных инвестиций.

В настоящее время базовыми документами, устанавливающими требования по раскрытию информации, являются законы «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг». В соответствии со ст. 30 Закона «О рынке ценных бумаг» под раскрытием информации понимается «обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение». [1]

Одна из насущных проблем раскрытия информации об эмитентах – отсутствует общепринятая технология сбора и распространения информации, что, безусловно, сказывается на информационной насыщенности рынка ценных бумаг, а, следовательно, повышает средний уровень рискованности проводимых или планируемых операций.

Для каждой группы потребителей информация должна быть правильно упакована и отсортирована, что облегчит принятие решений максимально быстро и эффективно.

Фактически система раскрытия информации не состоит из устоявшейся цепочки «информация – потребитель».

В 90% случаев она выглядит как схема взаимоотношений «информация – агрегатор – потребители», где потребители представлены профессионалами самого различного профиля и с разнообразными запросами. Лучше всех такие запросы понимают информационные посредники, поэтому вполне логично, что именно их государство привлекает к организации раскрытия.

При этом агентства, профессионально занимающиеся информацией, уверены, что раскрываемые данные находят своих потребителей, а снижение рисков в экономике предотвращение многих нарушений происходит во многом благодаря доступности корпоративной информации.

Проблема в том, что движение по каждому и направлений чаще всего идет само по себе, в каждой сфере возникают новые требования к компаниям. Поскольку отсутствует общая стратегия, происходит и изменения (не всегда осознанные), приводящие к закрытию важной информации.

Так, государство, с одной стороны обеспечивает доступность информации о компаниях, а с другой – инициируя изменения в ГК РФ, фактически резко сокращает число ОАО (или «публичных компаний») и тем самым число юридических лиц, к которым относится требование о публикации годовой бухгалтерской отчетности и списков аффилированных лиц. В результате эти требования, возможно, будут распространяться только на публичные компании, т.е. те акции, которых допущены к организованным торгам, а это всего несколько сотен юридических лиц.

Следующим важным рубежом с точки зрения развития системы раскрытия на фондовом рынке должно стать повсеместное внедрение структурированной информации, чтобы каждый ее элемент мог обрабатываться в автоматическом режиме. Такие форматы привычны для зарубежных инвесторов, и это должно повысить для них комфорт работы на нашем рынке.

Оглядываясь на прошедшие годы, можно сказать, что созданная на фондовом рынке инфраструктура может быть ориентиром для повышения эффективности всех многочисленных систем раскрытия, созданных в России в разных отраслях, разными регуляторами и с разной целью. [2]

Таким образом, непрерывное развитие рынка ценных бумаг, усложнение отношений между его субъектами, возникновение новых технологий и возможностей по раскрытию информации делают задачу по совершенствованию действующей системы раскрытия информации крайне актуальной и требуют постоянных усилий в этой области.

Необходимо постоянно разрабатывать и включать в существующую правовую и регуляторную систему рынка ценных бумаг новые принципы и передовые научные подходы к регулированию обеспечения транспарентности всех участников фондового рынка, а также совершенствовать их взаимоотношения с органами регулирования, осуществлять подготовку методологических и разъяснительных материалов, относящихся к раскрытию информации на рынке.

Помимо расширения требований к раскрытию информации необходимо ужесточать и законодательно определять ответственность за укрытие информации, но и этого будет недостаточно до тех пор, пока сами менеджеры (собственники) не осознают преимущества открытия информации для привлечения инвестиций.

Список литературы

  1. Запольских Ю.А., Бакирова А.Ф. Управление риском банкротства предприятия в современных условиях хозяйствования. В сборнике: Мировая наука и современное общество: актуальные вопросы экономики, социологии и права. Материалы Международной научно-практической конференции. 2013. С. 84-87.
  2. Запольских Ю.А., Ганиева А.М. Современное состояние и развитие фондового рынка в России. Экономика и социум. 2013. № 2-1 (7). С. 398-400.
  3. Бедный А.Б. Гришин А.А., Касьян С.А. Проблема информационной прозрачности российского рынка ценных бумаг. Раскрытие информации на рынке ценных бумаг. Сайт: www.forekc.ru — раскрытие информации на рынке ценных бумаг. URL: 11.04.2016г., 01:20
  4. Герасимов В., Оленьков Д. Раскрытие информации: в поисках стабильности;

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×