Штраф за незаконные валютные операции
Таблица нарушений валютного законодательства. Статья 15.25. КоАП РФ (ред.от 03.08 2018)
Таблица нарушений валютного законодательства
Статья 15.25. КоАП РФ (ред.от 03.08 2018) (скачать таблицу в формате jpg)
Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос эксперту. (Задать вопрос)
Осуществление незаконных валютных операций
· купля-продажа иностранной валюты и чеков минуя банки;
· осуществление валютных операций (расчетов) минуя счета в банках;
· осуществление валютных операций (расчетов) через счета в зарубежных банках, не предусмотренных валютным законодательством РФ.
· на граждан, ИП и юридических лиц в размере от 75% до 100% суммы незаконной валютной операции;
· на должностных лиц – от 20.000 до 30.000 руб.
подачи уведомления в ФНС РФ:
· об открытии (закрытии) счета (вклада) в зарубежном банке
· об изменении реквизитов счета (вклада) в зарубежном банке
· на граждан в размере от 1.000 до 1.500 руб.;
· на должностных лиц – от 5.000 до 10.000 руб.;
· на юридических лиц –от 50.000 до 100.000 руб.
Непредставление в ФНС РФ уведомления
· об открытии (закрытии) счета в зарубежном банке
· об изменении реквизитов счета в зарубежном банке
· на граждан в размере от 4.000 до 5.000 руб.;
· на должностных лиц –от 40.000 до 50.000 руб.;
· на юридических лиц –от 800.000 до 1.000.000 руб.
Неполучение резидентом в срок, предусмотренный внешнеторговым договором (контрактом, договором займа), на свои банковские счета в РФ (или на счета финансового агента (фактора)-резидента) иностранной валюты или валюты Российской Федерации, за товары, работы, услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности, втом числе исключительные права на них и т.д. переданные нерезиденту
Часть 4 статьи 15.25 КоАП РФ не применяется к договорам займа, заключенным до 14.04.2018, кроме договоров, существенные условия которых изменены после указанной даты.
· на ИП и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств
в размере от 75% до 100% суммы денежных средств, не зачисленных на счета в банках.
· на должностных лиц – от 20.000 до 30.000 руб.
Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои счета в банках РФ, и (или) на счета в зарубежных банках, по внешнеторговым контрактам (по которым оформляется ПС) рублевой части (доли) выручки – размер которой определяется Правительством РФ.
· на ИП и юридических лиц — от 40.000 до 50.000 руб. ;
· на должностных лиц в размере от 20.000 до 30.000 руб.;
Невозврат (невыполнение обязанности по возврату) в установленный срок в РФ предоплаты за не ввезенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них
· на ИП и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы денежных средств, возвращенных в Российскую Федерацию с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в РФ таких денежных средств и (или) в размере от 75% до 100% суммы денежных средств, не возвращенных в РФ.
· на должностных лиц в размере от 20.000 до 30.000 руб.;
Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 4, 4.1. и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение
· на срок от 6 месяцев до 3-х лет
· правил и сроков оформления,
· нарушение сроков хранения: документов валютного контроля, подтверждающих документов, форм учета, отчетов и информации по валютным операциям.
· неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) — резидентом, резидента, являющегося лицом, передающим нерезиденту товары, работы, услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, или о последующей уступке денежного требования по внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов.
· на граждан в размере от 2.000 до 3.000 руб.;
· на должностных лиц в размере от 4.000 до 5.000 руб.;
· на юридических лиц — от 40.000 до 50.000 руб.
Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и (или) подтверждающих банковских документов
не более чем на 10 дней.
Предупреждение или наложение штрафа
· на граждан в размере от 300 до 500 руб.;
· на должностных лиц в размере от 500 до 1.000 руб.;
· на юридических лиц — от 5.000 до 15.000 руб.
Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и (или) подтверждающих банковских документов
более чем на 10 дней, но не более чем на 30 дней.
· на граждан в размере от 1.000 до 1.500 руб;
· на должностных лиц в размере от 2.000 до 3.000 руб;
· на юридических лиц — от 20.000 до 30.000 руб.
Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и (или) подтверждающих банковских документов
более чем на 30 дней.
· на граждан в размере от 2.500 до 3.000 руб;
· на должностных лиц в размере от 4.000 до 5.000 руб;
· на юридических лиц — от 40.000 до 50.000 руб.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, за исключением случаев несоблюдения установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в зарубежных банках и (или) подтверждающих банковских документов
· на граждан в размере 10.000 руб.;
· на должностных лиц в размере от 12.000 до 15.000 руб.;
· на юридических лиц — от 120.000 до 150.000 руб.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в зарубежных банках и (или) подтверждающих банковских документов
· на граждан в размере 20.000 руб.;
· на должностных лиц в размере от 30.000 до 40.000 руб.;
· на юридических лиц — от 400.000 до 600.000 руб.
· Пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту РФ производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу ЦБ РФ.
· Расчет административного штрафа за административные правонарушения, административная ответственность за которые установлена частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ, при зачислении на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока осуществляется исходя из размера ключевой ставки ЦБ РФ, действовавшей в период просрочки.
· Расчет административного штрафа за административные правонарушения, административная ответственность за которые установлена частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ, при возврате в РФ соответствующих денежных средств с нарушением установленного срока осуществляется исходя из размера ключевой ставки ЦБ РФ, действовавшей в период просрочки.
Незаконные валютные операции и ответственность за них по УК РФ
Универсальное средство расчетов между гражданами — это денежные средства. В зависимости от государства, в котором используются такие средства исчисления, купюры имеют свой определенный номинал, объективную рыночную стоимость. Валюта используется для обеспечения товарно-денежных отношений в обоих направлениях, то есть для приобретения продукции и в качестве возмещения стоимости того или иного продаваемого объекта.
Так как валюта считается обезличенным платежным средством, деньги иностранных государств пользуются большой популярностью у лиц, осуществляющих противоправную деятельность. Чтобы пресечь такие преступления, существует статья УК РФ за незаконные валютные операции.
Какие валютные операции считаются незаконными
Понятие незаконной валютной деятельности определено в КоАП . По нормам этого законодательного акта, к данным видам правонарушений относятся совершенные гражданами операции с иностранными валютами, запрещенные на уровне законодательства.
В исключительных случаях возможно привлечение виновного гражданина к ответственности за выполнение операций с иностранными денежными средствами, совершенными с нарушениями буквы закона. К примеру:
- Незаконные операции, которые запрещены нормативными актами РФ. Это может быть приобретение валюты без участия банковских организаций, уполномоченных на совершение таких действий.
- Не представление резидентом в местное отделение налогового органа уведомления об открытии счета или внесения изменений с несоблюдением сроков, определенных на законодательном уровне.
- Невыполнение резидентом своих обязанностей по получению иностранных денежных средств за переданные в ранее оговоренном договором или установленном законом порядке товары в те сроки, которые определены на законодательном уровне.
- Невыполнение резидентом своих обязанностей по возврату денег в РФ.
- Невыполнение распоряжения или иного требования от должностного лица, который осуществляет контроль над оборотом валюты в РФ.
- Несоблюдение порядка представления форм учета и отчетности по совершенным валютным операциям в иностранных банках, нарушение установленных сроков передачи такой документации.
Скачать для просмотра и печати:
Есть ли уголовная ответственность за незаконные валютные операции
В России предусмотрена возможность привлечения лица, совершившего валютные преступления, к уголовной ответственности. К примеру, если человек совершил какие-либо незаконные операции с валютой, представленной в иностранных номиналах, это может повлечь за собой следующие меры наказания:
- Назначение штрафа, максимальный размер которого на данный момент составляет до 1 000 000 рублей (в совокупности с лишением свободы или до 500 000 рублей — без такового) или в размере заработной платы виновного лица за период до 5 лет.
- Принудительные работы, срок выполнения которых составляет до 3 лет.
- Лишение человека свободы на срок до 5 лет.
К более суровым мерам ответственности привлекаются лица, которые совершили преступление с отягчающими обстоятельствами. В частности, виновные лица могут быть:
- Лишены свободы на срок до 5 лет.
- Оштрафованы на сумму до 1 000 000 руб. (применяется одновременно с л/с ).
Квалификация преступлений
- Не зачисление в уполномоченные банковские организации иностранной валюты, а также несоблюдение сроков исполнения такой обязанности.
- Юридическое бездействие — отказ от выполнения обязательств, установленных на законодательном уровне. Такому правонарушению, как правило, сопутствует использование валюты до ее зачисления на банковский счет.
- Не зачисление иностранных валютных средств на банковский счет на территории Российской Федерации, или нарушение специальных сроков.
- Нарушение норм валютного законодательства, касающегося зачисления иностранной валюты или валюты Российской Федерации в больших размерах от одного или сразу нескольких резидентов в уполномоченном для этого иностранном банке.
- Нарушение требований закона о возврате валютных средств на счет резидента в РФ или за рубежом за неполученные товары, невыполнение работ, не оказание услуг или не передачу информацию.
Меры ответственности
Чаще всего меры наказания, к которым привлекается лицо, совершившее незаконные операции с иностранной валютой, применяются в соответствии с КоАП . В этом случае человек может быть привлечен к ответственности в объеме до 1 размера суммы от совершения незаконной операции с валютой.
К таким мерам наказания могут быть привлечены:
- Граждане.
- Должностные лица.
- Юридические лица.
В зависимости от тяжести такого преступления, различается и размер ответственности за совершенное преступное деяние.
Крупный ущерб от незаконных операций с валютой
Нормами российского законодательства, предусмотрены более суровые меры уголовной ответственности за совершение противоправного деяния в области валютного закона в большом размере.
В частности, статьей 193 Уголовного кодекса, установлены более суровые меры наказания за совершение преступлений со следующими отягчающими обстоятельствами:
- Особо крупный размер.
- Группа, действующая по сговору.
- Совершение противоправного деяния с использованием подложных документов.
- Использование специального юридического лица, целью создания которого было совершение одного или сразу нескольких преступных деяний с валютой.
Действия, которые были совершены в рамках этого нормативного акта, считаются совершенными в крупном размере, если общая сумма неучтенных средств в течение одного календарного года превышает 9 000 000 руб.
Аналогичное преступление может быть признано противоправным деянием, совершенным в особо крупном размере, в том случае, если общий размер денежных средств, которые не были зачислены в законном порядке в течение одного года, превышает 45 000 000 руб.
Скачать для просмотра и печати:
Примеры из экономики
Человек решил обменять рубли на иностранную валюту, игнорируя банковские организации из-за низкого курса. Местный «меняла» обменял ему большую сумму средств по привлекательному курсу, но эти манипуляции были замечены местными правоохранительными органами.
В результате судебного разбирательства, гражданин был привлечен к уголовной ответственности за совершение незаконных валютных операций в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Штрафы за нарушение валютного контроля – законодательные основы
Вопросы валютного контроля и связанных с ним штрафов за нарушения стоят ребром для юридических лиц. Непредоставление справок и прочих документов, просрочки по выплатам – всё это приводит к тем или иным санкции. Разберём законодательные основы проблемы и ряд нюансов – вроде исковой давности и обжалования назначенного наказания.
Разновидности нарушений валютного законодательства и ответственность
Все нарушения, касающиеся сферы валютного контроля, делятся на такие направления, как:
- Несоблюдение установленных сроков подач отчётных документов. В первую очередь сюда относятся справки.
- Подача некорректных или откровенно ложных сведений. Такое происходит как преднамеренно, так и по ошибке.
- Неправильное заполнение бумаг. Здесь имеется в виду внесение неполных данных или данных, содержащих неактуальную информацию.
- Несоблюдение временных рамок перевода валюты на счёт. Специфика состоит также и в том, что бизнесмен будет вынужден заплатить штраф в любом случае – даже если задержка произошла по причине несвоевременной оплаты зарубежным партнёром выставленных счетов.
- Игнорирование обязательства по возвращению в Российскую Федерацию тех денег, что были выплачены нерезидентами.
В рамках темы, разумеется, интересен вопрос ответственности за нарушение порядка работы с валютными транзакциями. В этом случае речь идёт об ответственности:
- административной (подразумевает штрафные санкции);
- гражданско-правовой (приводит к аннулированию сделки);
- уголовной (чревата наказанием вплоть до лишения свободы).
Кто в России занимается штрафным воздействием при нарушении ВК? Ведущие госорганы, организующие мониторинг всех операций, проводимых между российскими и иностранными кредитно-финансовыми учреждениями, – это:
- Центральный Банк РФ;
- Федеральная налоговая служба;
- Федеральная таможенная служба.
Примечание 1. Что касается санкций, их применяет в большинстве случаев именно налоговая. Таможня же штрафует за те нарушения, что были допущены при таможенных операциях.
Штрафы
Чтобы лучше понять суть вопроса, нужно вникнуть в некоторые основы, а затем сравнить сами нарушения.
Общие сведения
Штрафные санкции в связи с просрочками и прочие виды взыскания описаны в статье 15.25 КоАП РФ. Её содержание определяет, что штрафы юрлицам оформляются за несоблюдение сроков подачи документации для реализации валютного контроля, а также за её некорректное оформление и хранение.
В особенности внимание уделяется несвоевременному предоставлению:
- отчётности по передвижению валютных средств;
- паспортов сделки;
- информации об изменениях в связи с зарубежными счетами резидентов России;
- других подтверждающих бумаг и сведений о подлинности сделки.
Примечание 2. Нарушение сроков как оплаты за товар, так и поставки также грозит применением штрафных санкций. Для предприятий это сумма от 40 000 до 1 000 000 рублей. Реализация же незаконных операций с иностранной валютой или операций, игнорирующих специальные банковские счета, чревата штрафом на полную сумму сделки.
Таблица
Все самые значительные санкции за нарушение валютного контроля мы представили ниже. Указанные сведения относятся к юрлицам.
Таблица 1. Штрафы за нарушение ВК.
В целом, такое положение дел сохраняется на момент 2019 года.
Уголовное наказание за несоблюдение валютного контроля
Ответственность за проступки в рамках валютного законодательства могут быть отнюдь не только административными. Применяются и уголовные наказания.
Пример 1. Статья 193 УК РФ – “Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации” – сулит крупные штрафы и даже лишение свободы. Само название статьи говорит о причине ответственности.
В тех случаях, когда резидент должен был получить некоторую сумму, которая впоследствии не дошла до расчётного счёта, судебная инстанция выносит приговор на основании объёма отсутствующих средств.
Таблица 2. Уголовные последствия.
До четырёх лет – при участии в сговоре группы лиц
Пример 2. Статья 193.1 – “Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов” – предусматривает штраф на сумму 200 000 – 500 000 руб. или заключение в тюрьму на срок до трёх лет за предоставление заведомо неправильных данных при переводе денег. Если речь о преступлении, совершённом группой лиц, крупной сумме или применении подставной компании, время пребывания в местах лишения свободы вырастает до 10 лет, а штраф – до 1 000 000 руб.
Исковая давность
Если в связи с валютным законодательством компанией допущены нарушения, опасность привлечения к ответственности для бизнесмена сохраняется на протяжении двух лет.
На сегодняшний момент данный период актуален для любых нарушений, учитываемых статьёй 15.25 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ. Сама статья носит соответствующее название – “Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования”.
Примечание 3. До 2016 г. срок исковой давности был меньше на один год. Решение об увеличении периода было обусловлено низкой скоростью документооборота между Федеральной налоговой службой, Федеральной таможенной службой и банковскими учреждениями. Из-за этого обстоятельства многим юрлицам удавалось избежать штрафов благодаря апеллированию к истечению сроков исковой давности. Теперь же такой исход стал редкостью.
Как оспорить штраф – возможно ли это?
Шанс на успех в деле обжалования самого факта применения штрафа или его суммы через судебную инстанцию есть почти всегда. Тут можно выделить два пути:
- апеллирование к малозначительности нарушения;
- указание на смягчающие факторы.
Первый вариант работает, если штрафная санкция применена за фактические ошибки, допущенные, например, в оформлении документов (справок). При несоблюдении же сроков малозначительность не получится обосновать – даже при опоздании всего на пару дней.
Если говорить о втором варианте, тут всё несколько сложнее. Что может быть интерпретировано судом, как смягчающие обстоятельства? Это в первую очередь:
- безупречная репутация организации;
- непростое финансовое положение;
- факт исправления ошибки по истечении установленного срока, но до выставления штрафа;
- т.д.
Указанные моменты в состоянии повлиять на судебное решение, касающееся штрафной суммы, однако целиком снять ответственность они не позволят.
Последние законодательные изменения
Все последние перемены в сфере валютного регулирования были реализованы в период с 2017 по 2018 гг. Причём большая их часть пришлась именно на 18-ый год.
Сегодня не является тайной, кто в государстве занимается обеспечением валютного контроля. За финансовыми операциями как резидентов, так и нерезидентов наблюдают налоговая и таможенная службы, Центробанк и агенты ВК (т.е. банковские компании).
Вся новизна реалий валютного контроля введена в действие в стране с 2018-го. В предыдущие годы законодательство по части данной сферы предъявляло особенно строгие требования к юридическим лицам, а ещё точнее – к руководительскому штату. Причина в том, что высокие должностные лица не просто определяют для компаний порядок ведения внешнеэкономического бизнеса, но ещё и большую часть времени находятся за рубежом.
Примечание 4. С 01.2018 претерпел изменения валютный статус резидента РФ. Для российских граждан, большую часть времени проживающих в другом государстве (более 183 дн. в году), установлен режим льгот – с модернизированными правами по поводу управления расчётным счетами.
Изменения, касающиеся штрафных санкций и взыскиваемых сумм, отражены в Федеральном законе от 29 сентября 2019 г. №325-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации”. Данный акт определил ряд корректировок в связи с законами о валютном контроле.
Пример 3. Штрафные санкции для юридических лиц за нелегальные операции с использованием иностранной валюты и платежи, совершаемые в обход агентов валютного контроля, ныне не рассчитываются на основании платёжной суммы, а фиксируются в конкретных цифрах – от 20 000 до 30 000 руб. Те же юрлица, что повторно в срок не вернут деньги, выплаченные нерезидентами в счёт не предоставленных товаров и услуг, будут под угрозой отстранения от своей деятельности на 6 месяцев – 3 года.
Заключение
Нарушение валютного законодательства приводит не только к административной, но и к уголовной ответственности. Последнее подразумевает вкупе с большими штрафами лишение свободы. Отсюда следует, что халатно относиться к вопросу никак нельзя. Самый верный путь – вовремя подавать все документы и делать выплаты.
В страхе за незаконные валютные операции: что нужно знать резидентам, чтобы спать спокойно?
Тема валютного контроля для российских граждан в последние несколько лет играет все большую роль в связи с желанием сохранить свои накопления вне российской банковской системы, нагнетанием развитыми государствами истерии о повышении международной налоговой прозрачности в связи с автоматическим обменом банковской информацией, а также, разумеется, российской деофшоризацией, направленной на возврат российских капиталов из-за рубежа.
На днях широкой публике стало доступно письмо ФНС России от 16 июля № ЗН-3-17/5523 «Об административной ответственности за нарушение резидентом РФ порядка представления уведомлений и отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами РФ и о переводе средств с этих счетов». Регулятор, выполняя свои законные обязанности, ответил анонимному интернет-заявителю, кратко обобщив информацию о размерах административных штрафов (установленных Кодексом об административных правонарушениях именно за неуведомление и непредставление ежегодной отчетности), которые составляют от 1 000 до 20 000 рублей. Также регулятор напомнил, что самым чувствительным и опасным для российского валютного резидента является штраф за незаконные валютные операции, который составляет от 3/4 до 100% суммы такой операции.
И все было бы понятно, если бы ФНС России не сделало бы следующий — не основанный на законе — вывод о том, что «валютные операции с использованием средств на счетах (во вкладах) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по которым физическими лицами — резидентами в налоговые органы по месту их учета в нарушение требований частей 2 и 7 статьи 12 Закона № 173-ФЗ не представлены уведомления и отчеты, по мнению ФНС России, также будут являться незаконными валютными операциями».
Дело в том, что понятие незаконных валютных операций установлено не законом «О валютном регулировании и валютном контроле», а Кодексом об административных правонарушениях, согласно которому под ними понимаются валютные операции, запрещенные валютным законодательством или осуществленные с нарушением валютного законодательства, включая
- куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки;
- осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством;
- осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством).
Таким образом, Кодекс в отличие от предположений ФНС России в письме никоим образом не связывает квалификацию валютной операции с использованием иностранного счета в качестве незаконной с фактом неуведомления российским валютным резидентом — физическим лицом налогового органа по месту его постоянной регистрации о таком иностранном счете, а также с обязанностью направления отчетности за предыдущий год к 1 июню каждого года по нему.
Интересно, что и закон «О валютном регулировании и валютном контроле» не связывает наличие у российских валютных резидентов прав на проведение разрешенных валютных операций с фактом выполнения ими обязанности по уведомлению об иностранных счетах, и обязанности по направлению ежегодной отчетности по ним.
Более того, закон прямо устанавливает, что «резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации».
Стоит также напомнить, что в ближайшее время ожидается внесение правительством Российской Федерации на рассмотрение Госдумой доработанного законопроекта с изменениями в закон «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно которому российскими валютными резидентами будут признаваться все граждане Российской Федерации без исключений. Однако валютные ограничения и обязанности по уведомлению об открытии иностранных счетов, и направлению в налоговый орган по месту жительства ежегодной отчетности будут действовать только в отношении российских валютных резидентов проживающих в России более 183 дней в календарном году. Стоит обратить внимание заинтересованных лиц, что по доработанному после публичных обсуждений законопроекту от установленных законом валютных ограничений и обязанностей по уведомлению и направлению ежегодной отчетности уже будут освобождены граждане России в настоящее время обладающие статусом валютных нерезидентов, которые в 2017 году находились за границей более 183 дней, вне зависимости от количества въездов в Россию.
В настоящее время ФНС России поддерживает позицию ранее существовавшего Росфиннадзора, «которая была выработана с учетом состоявшегося 7 декабря 2012 года совещания в Министерстве финансов Российской Федерации по вопросу применения положений п. 6 ч. 1 ст. 1 закона № 173 с участием Росфиннадзора, Банка России, ФТС России и ФНС России», согласно которой въезд российского гражданина на территорию Российской Федерации прерывает годовой срок пребывания за рубежом, и прекращает для гражданина статус валютного нерезидента с прекращением для него соответствующих освобождений от российских валютных ограничений, и исполнения обязанностей по уведомлению и направлению ежегодных отчетов.
С учетом сложившихся обстоятельств опубликованное письмо регулятора является свидетельством наличия у ФНС России желания побудить большее количество россиян раскрыться перед государством о наличии у них иностранных счетов и, конечно, размере баланса по ним.