Норма обязательной продажи валютной выручки
Особенности валютной выручки
Каждый финансист должен четко понимать, что представляет собой валютная выручка и каковы ее особенности. В современном понимании этот термин означает сумму полученных средств, заработанных в результате экспорта различных товаров и оказания услуг, торговли ценными бумагами. Доходы, получаемые резидентами от международных кредитов, также относятся к валютной выручке.
В законодательстве Российской Федерации подробно прописаны процедуры, связанные с регулированием валютной выручки.
Политика в этой сфере во многом зависит от положения национальной валюты относительно основных мировых (доллара, евро, фунта, йены и др.). Например, если в государстве пропагандируется валютная монополия, выручка в полном объеме остается в этом государстве. Такую позицию занимает, например, Китай.
Если валюта полностью конвертируется в другие мировые валюты, то ею может распоряжаться по своему усмотрению сам экспортер. Если существуют ограничения на конвертируемость валюты государства, то выручка распределяется между экспортером и государством.
В российских законах прописано, что определенная доля валютной выручки резидента подлежит обязательной перепродаже. На каких условиях происходит ее продажа? С какой целью закреплена в законе мера по обязательной продаже? Есть ли исключения из правила? Чтобы ответить на эти и другие возникающие вопросы, нужно подробно изучить законодательство и существующую практику.
Обязательная продажа определенной части
Валютная выручка и действия с ней регулируются различными документами: инструкциями Центробанка, законами (федеральными и региональными), подзаконными актами министерств и ведомств.
Главное условие, которое закреплено в этих законах — обязательная продажа валютной выручки, которая получена резидентами на таможенной территории Российской Федерации.
Законом устанавливается минимальная доля, которая должна подлежать обязательной перепродаже. Поскольку российский рубль не является полностью конвертируемой валютой, то в пользу страны необходимо продать от 10% до 30% от общего объема валютной выручки. Осуществляется такая продажа резидентами (физическими или юридическими лицами).
Продажа свыше 30% нецелесообразна,так как повлечет значительный отток иностранного капитала из нашей страны.
Особенности обязательной перепродажи устанавливаются в законах. Это делается, чтобы права резидентов не нарушались, но при этом государству поступала определенная доля денежных средств от деятельности, выполняемой на ее территории.
Она может продаваться следующими способами:
- банкам и кредитным организациям, уполномоченным на это ЦБ РФ;
- посредством валютных бирж;
- Центробанку РФ без посредников.
Среди предлагаемых вариантов, чаще всего, используется продажа через уполномоченные банки, так как это наиболее просто и доступно. Центральный банк для некоторых особых случаев устанавливает индивидуальный размер продаваемой части валютной выручки.
Особенности продажи
Чтобы выполнить продажу обязательной части валютной выручки, необходимо знать, по какому курсу можно это сделать. Для этого используется тот курс валюты другого государства по отношению к национальной валюте, который зафиксирован на внутреннем рынке в РФ. Он фиксируется на момент продажи, и по нему происходят все дальнейшие расчеты.
Обязательная продажа части валютной выручки в некоторых случаях может быть отменена или изменен ее порядок. Например, она снижается, если резидентом осуществлялись платежи и определенные виды расходов в валюте другой страны. Однако учитываются только платежи, связанные со сделками данного резидента.
В документах прописаны ситуации, когда резидента могут освободить от обязательной перепродажи. Например, в нынешних условиях валютная выручка от экспорта вообще не предполагает обязательной продажи.
Полная сумма (брутто-выручка) перечисляется на открытый счет резидента, выполняющего операции с валютой. Транзитный счет для таких операций оформляется в банке, уполномоченном на это ЦБ РФ. Далее с указанного счета происходит обязательная перепродажа денежных средств в определенной доле. Курс выбирается действующий на момент продажи. Все, что остается после продажи, перечисляется на другой счет экспортера.
Как определяется общий размер?
Чтобы получить доход, государству необходимо правильно рассчитать базу, с которой будет происходить обязательная продажа. Это определяется тем, какие товары или услуги предлагает своим покупателям экспортер, каков уровень цен на них, условиями сделки, а также действующими межправительственными соглашениями и сделками. Большое значение имеет тот курс, по которому осуществлялись продажа товаров и предоставление услуг.
Показатели размера выручки в валюте имеют значение не только при расчете дохода государства. Валютная выручка показывает реальную эффективность экспорта в стране. Чистый размер нетто-выручки — это остаток брутто-выручки, образовавшийся в результате вычитания накладных расходов. Это расходы на транспортировку, хранение, страховку товара, комиссионные платежи и обязательные сборы на таможне.
Репатриация выручки, полученной в валюте
Репатриация валютной выручки осуществляется регулярно — это один из механизмов контроля внешнеэкономической деятельности резидентов. Наряду с обязательной продажей выручки, другие меры по контролю и воздействию на экспортеров позволяют влиять на положение российской валюты, привлекать или сокращать количество экспорта.
Резиденты в случае, если они выполняют внешнеэкономические операции, обязаны делать возврат валюты на территорию РФ после ее получения. Необходимо ввозить ту валюту, которая выручена в результате продажи товаров и предоставления услуг вне страны. Также осуществляется возврат валюты, оплаченной за работы и товары, которые не были предоставлены.
Сроки репатриации прописывается в законе и подробнее раскрываются в заключенных внешнеэкономических договорах резидентов. Репатриация валютной выручки устанавливается с целью регулирования оттока капитала из страны.
Какова позиция России по отношению к экспортерам?
В последнее время все чаще появляется информация о том, что позиция Центрального Банка по отношению к экспортерам валюты изменилась. В конце 2015 года было принято решение о том, что произойдет отмена обязательной продажи части выручки.
Целью таких действий Центрального банка является переход экономики страны к общему денежному режиму. Только в случае отмены обязательной продажи валютные операции России не будут ограничены, и может быть достигнута абсолютная конвертируемость российского рубля.
Если ранее валютная выручка, полученная экспортерами, должна была обязательно быть продана в размере от 10 до 30%, то сейчас такая мера экономической ситуацией не обоснована и может быть отменена.
В результате принятия этих решений экспортеры получат следующие преимущества:
- упрощается документооборот;
- отсутствует необходимость открытия и обслуживания специальных банковских счетов для осуществления операций по продаже;
- сокращается время на выполнение операции.
Цель всех этих действий: укрепление российской валюты на мировом валютном рынке. Валютный рынок предполагается максимально либерализовать, ослабив влияние других валют.
Стоит отметить, что такая позиция предполагает достаточно высокие цены на нефть. В случае, если ситуация со среднемировыми ценами на черное золото поменяется, меры по отмене обязательной продажи части валютной выручки вновь могут быть изменены.
Норма обязательной продажи валютной выручки экспортеров будет снижена?
Как сообщало ранее АК&М, вчера депутаты бюджетного комитета Госдумы (Владимир Дубов, Михаил Задорнов, Геннадий Кулик, Владислав Резник) внесли в Госдуму законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, затрагивающие вопросы валютного регулирования», в соответствии с которым 50% валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) подлежит обязательной продаже через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к рублю на валютном рынке РФ, не позднее чем через 7 календарных дней после поступления валюты в соответствии с порядком, устанавливаемым ЦБ РФ.
Как сообщало ранее АК&М, вчера депутаты бюджетного комитета Госдумы (Владимир Дубов, Михаил Задорнов, Геннадий Кулик, Владислав Резник) внесли в Госдуму законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, затрагивающие вопросы валютного регулирования», в соответствии с которым 50% валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) подлежит обязательной продаже через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к рублю на валютном рынке РФ, не позднее чем через 7 календарных дней после поступления валюты в соответствии с порядком, устанавливаемым ЦБ РФ. Одновременно предлагается выровнять условия для всех экспортеров и отменить льготы в этой сфере. Депутаты предлагают также сосредоточить в законе «О валютном регулировании и валютном контроле» основные законодательные нормы, касающиеся этой области.
По мнению авторов проекта, в дальнейшем целесообразно полностью отменить обязательную продажу валюты, тем более, что валютный и налоговый контроль этим совершенно не отменяется, а Банк России имеет возможность пополнять резервы за счет покупки валюты на внебиржевом рынке. Более того, полагают депутаты, увеличение притока валюты в страну создало для государства и экспортеров проблемы избыточной ликвидности, инфляции и чрезмерного укрепления реального курса рубля. В связи с этим, как утверждают депутаты, в настоящее время обязательная продажа валюты себя изжила и лишь увеличивает издержки участников внешнеэкономической деятельности. Вместе с тем, по их мнению, обязательную продажу валютной выручки надо отменять постепенно, поскольку сохраняется возможность резких негативных изменений конъюнктуры мировых рынков. Кроме того, уровень резервов Банка России еще не совсем соответствует критериям международных рейтинговых агентств.
Депутаты подчеркивают, что в настоящее время при действии множества льгот и освобождений от продажи валютной выручки эффективная обязательная продажа валюты значительно ниже номинальной ставки 75%. Соответственно, реальное сокращение продажи будет весьма небольшим. Отмена льгот не затронет основную массу экспортеров-льготников, так как полученная ими льгота заключается именно в праве на 50-процентную норму обязательной продажи валютной выручки. Вопрос о целесообразности полного освобождения Калининградской области может быть решен дополнительно в ходе второго чтения законопроекта, считают депутаты.
AK&M
Обязательная продажа валютной выручки по новым законам в 2020 году
На очередном заседании Госдумы было выдвинуто предложении о введении обязательной продажи валютной выручки.
Обязательная продажа валютной выручки
Депутаты внесли в Думу проект закона об обязательной продаже валютной выручки физическими и юридическими лицами. В проекте рассматривается обязательная продажа валютной выручки в размере 50 процентов, кроме случаев установленных Центробанком РФ.
Такой закон, на данный момент не действующий, предусматривал подобные меры для предпринимателей всех рангов.
О каком законе идет речь
Название статьи, отмененной в 2007 году, звучит как «обязательная продажа части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации». На его основании экспортеры в обязательном порядке реализовывали часть полученной в результате предпринимательской деятельности валюты на специальных торгах и валютной бирже. Некоторое время нормы продажи даже были повышены до 75 процентов от суммы заработанного дохода. Выход из кризиса ознаменовал снижение норм в пределах 25 процентов.
Чем обосновано предложение депутатов
В декабре 2014 года депутатами от фракции «Справедливая Россия» был внесен на рассмотрение законопроект. Согласно ему рассматривается процедура введения обязательной продажи валютного дохода в размере 50 процентов.
Такая статья законопроекта действовала на территории РФ с 2004 и была отменена. Предлагаемые меры направлены на укрепление и поддержку национальной валюты, за счет ее увеличения на внутреннем рынке. Рассматривается возможность производить продажу выручки в семидневный срок с того момента, когда она поступила на банковский счет резидента. Контроль за сроками и точные нормативы предполагали отдать под контроль Центробанка.
Чем обосновано отклонение проекта в 2020 году
Проект отклонили, более того, в правительстве и Центробанке считают, что возвращение к системе обязательной продажи в таком объеме могут существенно снизить возможные перспективы вложения иностранного капитала в российскую экономику. А также приведут к снижению курса внутренней валюты, так как резидентов РФ будут пугать возможные меры по усилению контроля за капиталовложениями.
По мнению депутатов Госдумы, введение подобных мер простимулирует инфляцию, затруднит для субъектов предпринимательской деятельности доступность денежных средств, дестабилизирует инвестиционную политику страны. Все это приведет к дестабилизации экономического положения в стране, тогда как стабильность рынка должна обеспечиваться адекватными поступками, в том числе в сфере экономики и денежной политики.
Кроме того, как отмечают эксперты, курс внутригосударственной валюты уже прошел критическую точку нижней стоимости. Теперь маловероятно, что цены на нефтепродукты сильно упадут, в связи с чем ясно, что рубль не будет падать ниже. Обеспечивать этим законопроектом борьбу с инфляцией и ростом цен нецелесообразно, в экономике наметилась стабилизация и курс на рост рубля.
На данный момент
На данный момент Центробанк РФ утвердил нормы обязательной продажи валютной выручки, в которых говорится о снижении до нулевого значения норматива обязательной продажи части валютной выручки.
Принятое Центробанком решение обусловлено состоянием российской экономики, которая характеризуется ростом и позитивной динамикой, профицитом госбюджета, систематическим превышением предложений валюты над спросом внутри страны.
Мнение экспертов
Некоторое время назад руководство страны убедило предпринимателей не затягивать продажу своей валютной выручки, что стабилизировало курс рубля. При этом такие меры не предусмотрены законодательно.
Решение обязать в законодательном порядке продавать валюту может сильно ударить по производителю. Крупным предпринимателям для сохранения и наращивания оборотов производства необходим этот ресурс. Если и применять подобные меры, то в обязательном порядке к госкомпаниям через советы директоров.
Эксперты считают, что такое решение уменьшит инвестиционную привлекательность российской экономики. Кроме того, возникает еще одна сторона вопроса – бюрократическая. Если такой законопроект будет принят, он вызовет увеличение валютных контролеров во всех банках РФ, соответственно, разрастание бюрократического аппарата. Нужно будет контролировать каждую сделку, а есть ли на это средства?
Процедура получения валютной выручки
Когда резидент РФ заключает договор с экспортной компанией, на оказание услуг, продажу товаров, услуг и т. д. оплатой в результате вашей деятельности будет определенная сумма. Это и называется валютная выручка.
Для ее получения необходимо узаконить деятельность и правильно оформить документацию: открыть валютный счет в банке. В свою очередь, банк на основании договора откроет для вас:
- текущий валютный счет;
- транзитный валютный счет;
- специальный транзитный валютный счет.
Дальнейшая процедура осуществляется так:
- Вы уведомляете налоговую службу, о том, что открыли валютный счет. Если не сделать этого вовремя, налоговая имеет право оштрафовать вашу организацию. Кроме того, не забывайте, что о каждом счете вы должны сообщить отдельно. Это требование оговаривается отдельно.
- О счетах филиалов сообщается дополнительно; если вы не сделаете этого, налоговая имеет право оштрафовать вас
- Подписанный контракт и нотариально заверенную копию нужно представить в банк, где вы открыли счета.
- Банк оформляет паспорт сделки, документ валютного контроля, содержащий все сведения о движении валютных средств.
Возможные причины отказа
На основании некоторых причин банк может отказать в оформлении паспорта сделки, а это делает все предыдущие мероприятия недействительными:
- Несоответствие данных, которые содержатся в контракте, сведениям, содержащимся в паспорте сделки.
- Непредусмотренные требованиями закона РФ валютные операции, содержащиеся в контракте.
- Оформление ПС с нарушением установленных норм и правил.
- Отсутствие в контракте условий, которые предусматривают поступление средств на счет экспортера в банке.
- Предоставление контракта и иных документов без сопроводительного документа на русском языке.
- Отсутствие копий специального разрешения.
Досье резидента
После оформления паспорта сделки на его основании составляется досье резидента, которое представляет собой основной документ, служащий для учета операций, связанных с поступлением денежных средств в иностранной валюте на счет резидента.
Осуществляя таможенное декларирование товаров, обязан предоставить в таможенный орган грузовую таможенную декларацию и оригинал паспорта клиента.
Таможенный орган формирует учетные карточки движения товаров.
В банковском досье резидента должны быть документы:
- оригинал паспорта сделки;
- копия контракта;
- учетные карточки;
- копия грузовой таможенной декларации;
- иные документы.
Как мы видим, правительство Российской Федерации считает введение законопроекта об обязательной продаже валютной выручки нецелесообразным, ведущим в тупик. Это хороший знак для экономики – благосостояние и стабильность достигается адекватными методами.
Снижен норматив обязательной продажи валютной выручки
Доля валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), подлежащая обязательной продаже на внутреннем валютном рынке, снижена с 75 до 50 процентов.
10 августа вступил в силу Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 130-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы валютного регулирования” (опубликован в «Российской газете» от 10 августа 2001 г.). Этим законом внесены изменения в два законодательных акта.
Из Федерального закона от 29.12.1998 № 192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» исключена статья 18. Названной статьей была установлена норма продажи валютной выручки, и оговаривалось, кто устанавливает порядок ее продажи, а также кто освобождает от необходимости продажи и предоставляет льготы по порядку продажи.
Однако эти нормы не были полностью исключены из российского законодательства. Для продолжения принудительной продажи валютной выручки на открытом рынке и контроля за порядком продажи новым законом внесены изменения в пункт 5 статьи 6 Закона РФ от 09.10.1992 № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле».
Теперь обязательной продаже подлежит не 75, а только 50 процентов валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности). Продажа будет осуществляться также, как и ранее – через уполномоченные банки (по рыночному курсу иностранных валют к валюте Российской Федерации на внутреннем валютном рынке Российской Федерации). Срок, в течение которого должна быть реализована половина валютной выручки, тоже не изменился: у банка на это есть по-прежнему не более семи календарных дней со дня ее поступления.
Ранее льготы по порядку обязательной продажи валютной выручки резидентов и освобождение резидентов от обязательной продажи валютной выручки устанавливались федеральными законами и указами Президента Российской Федерации. С 10 августа этого года льготы могут быть установлены только одним актом – Законом РФ от 09.10.1992 № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле». Иными словами, для установления льгот необходимо будет внести в это закон изменения.
При этом надо иметь ввиду, что ранее предоставленные льготы действуют до 1 января 2002 года. Однако это ограничение не распространяется на те случаи, когда льготы установлены указом Президента РФ, и этим указом предусмотрен более долгий срок их действия. Такие льготы будут действовать до истечении срока, установленного в этом документе.
В соответствии с изменениями, внесенными в пункт 5 статьи 6 закона «О валютном регулировании и валютном контроле», порядок обязательной продажи части валютной выручки от экспорта товаров устанавливается Центральным банком РФ (абзац 1 пункта 5). Однако в третьем абзаце этого пункта говорится, что порядок обязательной продажи резидентами поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ устанавливается Президентом РФ.
Это противоречие может быть разъяснено только самим Президентом РФ. Из приведенных норм закона можно сделать вывод о том, что указом Президента РФ будут установлены только общие принципы осуществления продаж валютной выручки от экспорта товаров, а нормативными актами Центрального банка РФ – непосредственно сам порядок продаж.